Безусловно, на мой взгляд, наблюдается усталость от этой войны, и у федерального центра, и у самих, видимо, сепаратистов.
Второе, что бы я отметил, это историю с уголовным делом, возбужденным то ли по каким-то действиям в МПС, то ли против Аксененко, тоже не совсем понятно. На мой взгляд, уже со всей очевидностью можно говорить о том, что Владимир Путин, безусловно, Генеральная прокуратура в этом случае не действовала без его санкции, хотя бы формального кивка головой, молчаливого. Владимир Путин готовит почву для новых очень мощных кадровых перестановок в сфере экономического блока правительства. Безусловно. И эта проверка боем сил старой ельцинской гвардии и нового путинского режима, его кадров, и вообще, его возможностей еще больше ограничить то, что мы называем властью Семьи во всех ее проявлениях, этой власти, в том числе и в экономических, где она закрепилась наиболее прочно. Просто политически Семьи уже не существует, но экономически, финансово она, безусловно, существует, а это есть база для аффектации кадровых позиций тех или иных людей, а отсюда и для политического влияния. И все, что будет связано с МПС, Аксененко в ближайшее время, будет очень показательно как раз для того, чтобы понять, насколько Путин готов к последнему бою по максимальному рассредоточению старых ельцинских финансовых, политических кадров.
И третье, — это события, связанные с объединением «Отечество» — «Единство». Процесс форсированный, стремительно сейчас набирающий силу, но большой вопрос для меня, имеющий негативный ответ, сложится ли из этого то, что принято считать нормальной партией, и то, к чему стремятся сами инициаторы этого процесса, безотносительно того, какие позиции хотят занять во власти. Я думаю, что никакую новую, по-настоящему реальную политическую партию классического типа в России все равно уже создать невозможно. Этого не удастся «Единству» и «Отечеству» ни вместе, ни по отдельности. Не удавалось по отдельности, и вряд ли удастся вместе. А эта бурная активность, которая сейчас развивается на этом фронте, — это, конечно, тоже выстраивание какой-то модели нового путинского режима, новой структуры власти в стране в преддверии выборов 2004 года президентских, 2003 года думских. Но если в случае с экономическим разгромом «семьи» Путин может, бесспорно, при своих возможностях достичь больших результатов и большого эффекта, то в этом партийном строительстве по старым моделям, по старым калькам, на мой взгляд, ничего реального не будет создано. А партии-панамы, партии-мифы, партии бюрократические структуры можно создавать и с меньшим треском, грохотом и фейерверком, а просто за счет административного ресурса решать те же самые проблемы, которые в случае нужды все равно будут решаться с помощью административного ресурса, но под прикрытием этих якобы партий. Не считаю этот путь эффективным для Путина. Хотя, наверное, какая-то политкорректность требует того, чтобы этот процесс шел.