01 сентября 2001
Z Комментарий недели Все выпуски

Прошедшая неделя ознаменовала собой, скорее, конец летнего политического затишья, чем начало осеннего политического сезона, переходная та


Время выхода в эфир: 01 сентября 2001, 01:01

Появляются отдельные источники интересной политической информации, естественно, никогда не замирает, к сожалению, чеченская тема и прочее, но настоящих политических событий мы еще не дождались. Это не значит, что ничего не происходит, и календарно конец этой недели падает на 1 сентября, на начало учебного года. Вольно или невольно с этим совпало обсуждение на Госсовете проблемы реформы образования. Об этом бы я хотел сказать, отметив несколько важных моментов. Во-первых, несмотря на активные разговоры о реформе образования, вводятся вроде бы две концепции, некая новая прогрессивная по западным образцам, включающая в частности систему 12-летнего образования, какое-то тестирование, и так далее, и более консервативная, что в образовании не всегда не плохо, академическая платформа образования. Я так до сих пор и не понял, в чем, помимо этого самого тестирования и 12-ти лет вместо 10-ти лет обучения, собственно, новизна этой системы образования. Пока эта реформа складывается стихийно. Дискуссии все во многом идут на пустом месте и кружатся вокруг этих двух пунктов. Срок образования вообще не самое главное в данном случае, а система экзаменов — это, конечно, важно. Но основное-то — содержание образования, чему эти 12 лет обучать, и что потом будут тестировать, что проверять. Знает ли человек, поступающий в вуз, дважды два четыре или не четыре, или какие-то более сущностные знания. Здесь, по-моему, полная неясность. Поэтому о реформе говорить пока сложно серьезно.

Но есть один важный момент, который на этой неделе прозвучал из уст президента Путина,он акцентировал внимание на том, что образование должно быть бесплатным в основном в нашей стране, а если платное, то нужно знать, за что платить. Я не знаю, чем руководствовался Путин, говоря в основном о бесплатной системе образования, возможно, исключительно социальными политическими мотивами, желанием не нарушать, что тоже разумное желание, сложившееся отношение в российском обществе, вышедшем из советского общества, к системе образования, как к тому, что государство обязано предоставить каждому человеку на бесплатной основе. Но, помимо этого, тут есть очень важный момент,может быть, он тоже имел в виду, во всяком случае, он не развил эту идею, об этом я бы хотел сказать. Сочетание этой бесплатности и платности — это очень серьезный момент, помимо традиций, менталитета народа и всяких социальных последствий, есть и собственно сущностные проблемы, которые затрагиваются этим аспектом, платное или бесплатное. Те, кто сейчас безоглядно пытаются внедрить повсеместную систему платного образования, исходя из самых лучших побуждений, считая, что то, что бесплатно, некачественно, а то, что платно, качественно, что не всегда бесспорно, они забывают об одной существенной вещи, о демографической проблеме в России. Может быть, Путин это тоже имел в виду. Дело в том, что, насколько мне известно, примерно в 2006-2008 году выпуск учеников из российских школ будет, если я не ошибаюсь, в два раза ниже, чем число мест в вузах России в тот же момент. Предполагают, что их будет примерно столько же, сколько сегодня. То есть, система простая. Есть завод по производству студентов, есть его работники, преподаватели, профессора, есть знания, которые они готовы дать студентам, есть аудитории, нет только студентов. И то, что будет выстроено в этом случае исключительно на платной основе, просто провалится. Потому что не придут студенты, не принесут деньги в эти вузы. Вузы разорятся. Тот, кто бездумно работает в этой концепции исключительно платного образования, может нарваться на такую проблему. А это через пять лет — прогореть в буквальном смысле слова. То, что сейчас начали обсуждать это, более или менее конкретно, мне кажется важным, и может быть, на этой неделе это просто сконцентрировалось в связи с 1 сентября. Но проблема действительно глобальная для России, концептуальная для ее будущего, и событие, затрагивающее обсуждение этих проблем, можно расценить как одно из важнейших на этой неделе.



Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире