15 мая 2000
Z Комментарий недели Все выпуски

Событием этой недели, как и предыдущих, были невидимые миру слезы тех, кто, расталкивая локтями конкурентов, бьется за места в правительств


Время выхода в эфир: 15 мая 2000, 01:01

Событием этой недели, как и предыдущих, были невидимые миру слезы тех, кто, расталкивая локтями конкурентов, бьется за места в правительстве. Ноу хау этого процесса известно: те, кто имеют доступ к телу или телам тех, кто будет принимать решения, начинают вести борьбу под ковром, чтобы не светиться и не дай бог не сморозить чего-нибудь лишнего. У тех же, у кого этот доступ опосредован, тактика другая: надо всеми возможными способами демонстрировать свою чиновничью активность, использовать любые информационные поводы, а если их нет — создавать их для того, чтобы показаться на глаза президенту, который, как известно, в отличие от своего предшественника, газеты пока читает сам и телевизор смотрит в живую, а не на кассетах, сотворенных исключительно для одного зрителя. При этом учитываются и склонности президента. Например, к руководителям жестким, способными принимать резкие решения, равно учитывается и мода на различные преобразования. Короче, сейчас прекрасно время для наблюдений за правилами и техникой подковерных игр, этому государственному лицедейству. Видно, и как это делается, и что в действительности означает то, что выдается за совершенно иное. Если мы говорим о лицедействе, то ярчайшим тому примером служит нынешний министр культуры Швыдкой. Кому же, как ни министру культуры, демонстрировать классику жанра? Последние 2 недели он с экранов всех каналов и радиостанций буквально не слезает, выказывая, что 2 года, проведенных начальником на государственном телеканале, для него не прошли впустую и правила пиара он выучил как молитву. Раз — и звучным информационным поводом становится увольнение Светланова, одного из лучших дирижеров, с поста руководителя государственного симфонического оркестра. Казалось бы, слава для того, кто надеется стать министром культуры, как минимум двусмысленная. Бюрократ с репутацией любителя клубнички из жизни человека, похожего на генерального прокурора, увольняет дирижера с мировым именем, который, как это часто случается среди людей творческих, вполне капризен, но оттого не перестает быть одним из лучших дирижеров мира. Но дирижерская слава одного — мелочь, пустяк для другого, у которого в голове не Лист с Моцартом, а вовсе даже ценности из иной системы координат: госдачи, госкормушки, элитное медицинское обслуживание. Главное, что Швыдкой всем продемонстрировал, что он руководитель жесткий и миндальничать не намерен. Такова сегодня мода, и Швыдкой тотчас же переоделся из платья улыбающегося и неспособного ничего самостоятельно решать плюшевого мишки, в платье этакого воителя, неподверженного влиянию авторитетов. Кончился один повод помелькать на экранах в нужном виде, тут же, как по заказу, другой. Идея слить под крышей министерства культуры все остальные творческие и около оного комитеты, в том числе Госкино, тут же получила широкую огласку. Но техника пиара уже несколько иная. Оппонентом Швыдкого выступает Никита Михалков, который когда-то нежно и публично любил премьера Примакова. А с Примаковым, как мы помним, тогдашний глава ФСБ Путин был в весьма натянутых отношениях. Как известно, друг нашего врага — наш враг, то шансы Швыдкого, когда его оппонентом выступает этот самый друг не наших друзей, существенно повышаются. При этом, хорошо ли это для культуры и для кинопроизводства, в частности, — вопрос десятый. Господи, кого же волнует общее благо, когда на карте благо свое, чиновничье? К тому же, и здесь четко уловлена мода, реформа государственного аппарата уже озвучена, потому идея укрупнить, вне зависимости от того, рационален такой подход или нет, слить, а потом, если мода пойдет на иное, разлить и разъединить, вполне подходит для того, чтобы снова вылезти в телеящик. Однако законы кремлевских игр требуют постоянного упоминания о себе. И тут немцы помогли — именно сейчас решили передать гравюру из Янтарной комнаты. Опять же к немцам, к которым нынешний президент неровно дышит, опять же — аккурат к празднику Победы, опять же — до назначения нового правительства. Ну как же славненько все складывается! Кому придет в голову при таких-то удачах, такой приятной самодемонстрации задуматься о способностях чиновника, вспомнить, что не только лояльные нужны для управления государству, министерству культуры в том числе, но и способные и, не побоюсь этого слова — честные? Швыдкой почти 2 года возглавлял одну из самых одиозных по уровню финансовых манипуляций и неэффективности государственную структуру — Российское телевидение, не сделал ровным счетом ничего, чтобы ликвидировать ее пороки, только их преумножил. Он же принял участие в провалившейся схеме по образованию телевизионных холдингов — короче, показал себя никудышным руководителем, беспринципным чиновником. Наконец, заслужил славу человека лично бесчестного. Именно на Российском телевидении родился анекдот о нем: «Доброе утро!», — сказал Швыдкой и снова соврал". С такой репутацией может быть и можно работать в какой-нибудь лавке, в какой-то структуре российского бизнеса, которая не слишком печется о своем имени, и то могут не взять. Но быть министром культуры? Руководить тем, что плачет и побирается по городам и весям? Умирает в том числе и потому, что руководят культурой люди, в первую очередь занятые сохранением собственного кресла, а культурой — в очередь даже не вторую, десятую. О, такие амбиции дорогого стоят! Однако, судя по всему, до времен, когда чиновника выбирают по способностям, а не по склонности с лизоблюдству, мы еще не дожили. Вдруг — ошибаюсь? Вдруг высокие начальники, формирующие правительство, все-таки обладают хотя бы минимальным чувством брезгливости и способны не обманываться телевизионным пиаром? Через пару недель мы это узнаем вполне достоверно. А пока надо расслабиться и наблюдать за спектаклем под названием «Кресло в правительстве».



Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире