'Вопросы к интервью
Иллюстрации из книг «Круг Лета Господня. Антология русской поэзии»
















СЕРГЕЙ БУНТМАН: Сергей Бунтман у микрофона. Всех с Новым годом, всех с наступающим Рождеством – русским Рождеством, по Юлианскому календарю. Я заменяю Ксюшу Ларину. Ксюша Ларина пользуется замечательными каникулами для того, чтобы отдохнуть. Сегодня у нас большая программа.

МЕТЕОСКОП

А сейчас Детская площадка. Мы будем разыгрывать книги, будем вам читать стихи, будем говорить о новой, совершенно удивительной книге.

У другого микрофона… Аркадий Левин. Он у нас книжку замечательную сделал. Я думаю, что кто-то знает спектакли ваши…

АРКАДИЙ ЛЕВИН: Ну, наверное кто-то знает…

С.БУНТМАН: Кто-то знает, и кто-то с детьми тоже ходил. И получал от этого удовольствие. Но сегодня мы говорим о книге, которую просто книгой назвать трудно. Книга дорогая, но она лет на 100. Для всей семьи и для всех поколений. 4 больших книги. Разделенные по временам года. И все это называется «Круг лета Господня». И есть книга весенняя, летняя, осенняя, зимняя.

Могу зиму показать, могу пооткрывать. Как она устроена, мы вам расскажем. Потому что здесь все равно мало что понятно становится с веб-камеры. Смотрите на сайте.

И книга это  — русская поэзия. Русская поэзия. И живопись. И причем, живопись поразительно сделана – как будто ты все ближе подходишь и входишь в картину. Аркадий, как это сделано?

А.ЛЕВИН: Давайте я в двух словах расскажу. Собственно, книга – это первый издательский проект Кафедерального Соборного Храма Христа Спасителя. Так случилось, что никогда ничего самостоятельно они не издавали. Это первый в истории проект. И проект совершенно грандиозный. Валентин Семенович Непомнящий, который является одним из научных консультантов этого проекта, обозначил, что это совершенно уникальная, небывалая по объему и охвату антология русской поэзии как поэзии православного народа. Собственно, вот как эта книга строится: каждый том – это время года. Осень, зима, весна и лето. Каждый из томов состоит из двух частей. Первая часть – это лучшая лирика, которая есть на русском языке о времени года. Скажем, о зиме.

С.БУНТМАН: Да, о зиме, о весне, о лете, об осени…

А.ЛЕВИН: А вторая часть – это все православные праздники, которые есть в этом времени года. И стихи гениев русской поэзии на эти конкретные даты.

С.БУНТМАН: Причем очень разные стихи – от 18 века до 20-го.

А.ЛЕВИН: Да, собственно, от Симеона Полоцкого до Иосифа Бродского.

С.БУНТМАН: Значит от 17. А Симеон Полоцкий… В каком-то времени года? В зиме даже есть?

А.ЛЕВИН: Собственно, есть его религиозные стихи. Сейчас не могу сказать точно, просто на память.

С.БУНТМАН: Значит, друзья мои, ребята… Только вы не бойтесь ни 17, ни 18-го века. Это замечательные стихи. И можно читать, и учить. И не только то, что предлагается в школе. Даже при всей вольности последних 20 лет, мы все время бродим среди трех может быть очень красивых и замечательных, но очень простых сосен. Я своей дочки смотрю учебники – Родную Речь… В 3-м она читала, сейчас в 4-м… Все одно и то же. Открывайте с родителями большие книги.

Сегодня мы разыграем одну книгу, то есть один набор. Не будем делить… Но это в конце передачи. Так вот. Теперь, как она художественно оформлена?

А.ЛЕВИН: Оформление… Как-то так получилось что-то вполне уникальное. Так раньше книжки не делали. Специалисты говорят. Дело в том, что вся первая часть – время года – оформлена картинами лучших художников-пейзажистов русских. Причем представлены художники первого ряда, то есть Поленов, Васнецов, Кустодиев, Куинджи… Но при этом картинами неизвестными…

С.БУНТМАН: Да, это не то, что вы сразу себе представляете. Начиная с 3-4 лет у нас всегда там – Поленов «Московский дворик»…

А.ЛЕВИН: Ну как раз «Московский дворик» здесь есть…

С.БУНТМАН: Ну и хорошо.

А.ЛЕВИН: Одна из немногих известных таких картин. Дается картина в полный разворот книги. А книга большеформатная, в развороте А3 формат, то есть чуть больше, чем А4 просто закрытая. И на самом деле, издание колоссальное, потому что весит больше 7 килограмм – 4-хтомник в коробке. Картины на полный разворот книги. А затем – несколько разворотов – до 10 – идут фрагменты этой картины.

С.БУНТМАН: Вот поэтому я и говорю – как будто входишь туда. Входишь и бродишь. С разных ракурсов смотришь. Да еще с биноклем… Крутишь.

А.ЛЕВИН: Фигурки на заднем плане вдруг становятся главными героями этого разворота.

С.БУНТМАН: да. Потом возвращаешься и смотришь, откуда они.

А.ЛЕВИН: Совершенно такой паззл – откуда этот кусочек. И вообще, внимание к деталям – это великое дело.

С.БУНТМАН: Хорошо. Мы продолжим разговор о книжке. Будем читать . Но так как у нас одна книга на розыгрыш будет в самом конце передачи, то мы разыграем еще несколько книг. Несколько замечательных книг о зиме, о Рождестве и так далее. «Действительно, грандиозный сборник» — Аня нам уже пишет. +7 985 970 4545. Разыгрывать мы будем так  — я задам вопрос по книжке, которую мы разыгрываем как раз. Задам вопрос, вы будете отвечать. Дети вместе с родителями будут отвечать по sms+7 985 970 4545. По 9 экземпляров у нас небольших книжек – есть «Серая Шейка», любимая, незабвенная… Лучше всего диафильм. У меня в детстве был диафильм. Будет А.Погорельского «Черная курица». Одна из самых лучших сказок. Я удивляюсь, почему мы ее долго-долго не знали. И держали за шкафом. Так, официально. И «Евангельские рассказы для детей» мы еще разыграем. Майя Кучерская. Сначала мы разыграем «Серую Шейку». Ответьте мне на очень простой вопрос про «Серую Шейку». Такое простое обстоятельство ее непростой жизни: почему, собственно, Серая Шейка (и об этом другие утки очень горевали, особенно мама) не могла улететь с другими утками. Вот конкретно – почему? Что с ней такое случилось? 9 sms-ок мы принимаем. А через некоторое время – 3633659 – вы сможете позвонить по телефону.

А мы начнем читать… Я бы прямо сейчас и прочел бы. Понимаете, в чем дело. Можно очень сложно писать. А можно писать очень просто и замечательно о том же самом Рождестве. Я сразу с Саши Черного можно начну?

А.ЛЕВИН: Да.

С.БУНТМАН: «Рождественское», просто так и называется. Стихотворение Саши Черного.

В яслях спал на свежем сене

Тихий крошечный Христос.

Месяц, вынырнув из тени,

Гладил лен Его волос…

Бык дохнул в лицо Младенца

И, соломою шурша,

На упругое коленце

Засмотрелся, чуть дыша.

Воробьи сквозь жерди крыши

К яслям хлынули гурьбой,

А бычок, прижавшись к нише,

Одеяльце мял губой.

Пес, прокравшись к теплой ножке,

Полизал ее тайком.

Всех уютней было кошке

В яслях греть Дитя бочком…

Присмиревший белый козлик

На чело Его дышал,

Только глупый серый ослик

Всех беспомощно толкал:

«Посмотреть бы на Ребенка

Хоть минуточку и мне!»

И заплакал звонко-звонко

В предрассветной тишине…

А Христос, раскрывши глазки,

Вдруг раздвинул круг зверей

И с улыбкой, полной ласки,

Прошептал: «Смотри скорей!»

Замечательные стихи.

А.ЛЕВИН: Если можно, я хотел бы рассказать о том, как оформлена вторая часть – все православные праздники.

С.БУНТМАН: да. Первая часть у нас картины, в которые мы входим. И у нас такое время года в живописи.

А.ЛЕВИН: И вторая часть сделана совершенно тоже уникальным образом. Там представлены отреставрированные Киевская и Хлудовская псалтырь. IX и XIV века соответственно. И  тысячи фигурок из книжной графики вот этой средневековой … Они украшают стихи Набокова, Волошина, Пастернака, Гумилева, Бродского, Пушкина, Тютчева, Мандельштама. И это ощущение совершенно потрясающее. От того, как возникает связь времен. Помимо того, что это удивительно красиво. Это еще и создает какую-то такую невероятную связь во времени. Как-то оно смыкается. Возникает впечатление, что для какого-то набоковского стихотворение, именно для него писал художник в IX веке, и все про то же. Все о том же.

С.БУНТМАН: Есть специальные… Многие репродукции икон.

А.ЛЕВИН: Да. Рублева, да…

С.БУНТМАН: Очень редкие. И отреставрированные. Но вот чего нет, самое главное… Друзья мои, очень часто, когда мы смотрим в книгах… Мы говорим: «Какая прекрасная печать, как все замечательно!» А потом оказывается, что здесь всем современными методами, во всех кавычках улучшены картины, иконы… Репродукция – она получается как глянцевый журнал. Здесь этого нет совершенно. А вот в том, что касается живописи – там видно, вот когда масляная краска…

А.ЛЕВИН: Да, фактура мазка, холст.

С.БУНТМАН: Видно, что это иллюзия. Но вот толщина сама. Как будто ты подходишь, можешь потрогать. В данном случае это можно сделать.

А.ЛЕВИН: Сделано замечательно. Это отпечатано в типографии «Новости» в Москве. И под особым каким-то таким надзором.

С.БУНТМАН: И бумага очень хорошая. Она не толстая, не тонкая. Потому что если сделать слишком толстую…

А.ЛЕВИН: … то вообще не поднять!

С.БУНТМАН: Несчастные дети, прекрасно себе представляют, когда книгу нельзя оторвать от стола, чтобы перелистнуть. Но здесь все равно все вместе…

Все правильно про Серую Шейку ответили. Уже 9 победителей у меня будет очень скоро. А сейчас я бы хотел… Давайте попробуем послушать телефон и посмотреть, кто у нас правильно ответит. Алло, доброе утро.

СЛУШАТЕЛЬ: Алло. Здравствуйте.

С.БУНТМАН: Здравствуйте. Как вас зовут? Это кто у нас?

СЛУШАТЕЛЬ: Катя.

С.БУНТМАН: А сколько лет Кате?

СЛУШАТЕЛЬ: 10.

С.БУНТМАН: Катя, что случилось с Серой Шейкой?

СЛУШАТЕЛЬ: Она сломала крыло.

С.БУНТМАН: Еще весной, да? И мама очень горевала. Что ж, замечательно. Отлично, поздравляю с Новым годом, с Рождеством, со всеми праздниками. Как каникулы проводишь, Кать?

СЛУШАТЕЛЬ: Хорошо.

С.БУНТМАН: А где? Холодно? Откуда ты?

СЛУШАТЕЛЬ: В Раменском.

С.БУНТМАН: В Раменском холодно сейчас?

СЛУШАТЕЛЬ: Да.

С.БУНТМАН: Сегодня гулять не пойти? Или можно на немножко?

СЛУШАТЕЛЬ: Не знаю.

С.БУНТМАН: Хорошо. Потом решим. Но пока есть книжка. Отлично, хорошо. Спасибо большое. Первую книжку мы разыграли.

Сейчас Аркадий почитает что-нибудь и мы зададим вам еще и второй вопрос. Про другую книжку совсем. Что-нибудь такое… Что?

А.ЛЕВИН: Думаю… Здесь столько любимых стихов…

С.БУНТМАН: Это потом ребята с родителями будут раздумывать и разбираться. Нам раздумывать некогда.

А.ЛЕВИН: Это точно. Давайте, я пока соображу и расскажу в двух словах. На самом деле, книжка совершенно удивительная, потому что из нее возникает такой стереоскопический эффект, потому что это не только поэзия, но и живопись, и графика. Там на 1.5 тысячи страниц ни сантиметра свободного белой бумаги. Она совершенно волшебная. Но так случилось, мы смогли сделать собственно сайт книги, где она выложена, и где есть видеоролики. И можно ее полистать и посмотреть www.antologia.xxc.ru

С.БУНТМАН: И у нас вы можете посмотреть на сайте некоторые фрагменты.

А.ЛЕВИН: Либо на сайте Храма Христа Спасителя. Там есть баннер и переход.

С.БУНТМАН: Хорошо. Читаем. И сразу после этого я вам задам следующий вопрос.

А.ЛЕВИН: Я прочту стихотворение – одно из любимых – Есенина. Называется «Пороша».

Еду. Тихо. Слышны звоны

Под копытом на снегу.

Только серые вороны

Расшумелись на лугу.



Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна.

Словно белою косынкой

Повязалася сосна.



Понагнулась, как старушка,

Оперлася на клюку,

А под самою макушкой

Долбит дятел на суку.



Скачет конь, простору много.

Валит снег и стелет шаль.

Бесконечная дорога

Убегает лентой вдаль.



С.БУНТМАН: Хорошо. МЫ читаем стихи. Я надеюсь, что вы тоже будете читать стихи. Я сейчас объявлю, кто у нас «Серую Шейку» выиграл. [называет победителей]. Сейчас я задам следующий вопрос и мы разыграем Антония Погорельского «Черную курицу». Очень простой вопрос, сразу. Кто быстрее. Скажите, как звали главного героя , мальчика? Прямо так и напишите. +7 985970 4545. Присылайте нам sms-ки. 9 sms-ок. А потом кто-нибудь и по телефону выиграет у нас.

Да, сразу скажу… Сегодня настроение испортилось мгновенно утром, когда я посмотрел на сайт. Просто такие бытовые дела с нашими призами… Просто в другие города они долго идут. Друзья мои , мы все высылаем вовремя. И перепроверим, есть ваши телефоны. Не надо сразу на нас ругаться. Потому что все эти посылки мы относим. Очень все долго бывает, несмотря на улучшение работы «Почты России».

А.ЛЕВИН: К вопросу о посылках. МЫ тоже об этом думали. И многие говорили, кто видел книгу…

С.БУНТМАН: Невозможно посылать такую, да?

А.ЛЕВИН: Почему невозможно? Возможно! Просто все это организовано. И на сайте есть Служба заказа и доставки в любую точку света. Мало того, скажу вам по секрету, что в результате в Нью-Йорке домой она будет дешевле , чем в магазине «Москва». Я вам серьезно говорю. На треть, чем в магазине «Москва», «Доме книги» на Арбате и прочее. Естественно, это самая доступная издательская цена в Храме Христа Спасителя. В верхнем, в нижнем – она продается. Совершенно доступна.

С.БУНТМАН: Надо сразу порядок цены. Потому что книжка дорогая, действительно.

А.ЛЕВИН: Как сказать… В Храме ее можно приобрести за пожертвование в 5 тысяч рублей. Либо заказать на сайте. Там получается чуть-чуть дороже и с доставкой там…

С.БУНТМАН: Ну посмотрите. Четыре огромные книги. В общем, по отдельности книги так изданные, другие, стоят еще дороже.

А.ЛЕВИН: Да, конечно.

С.БУНТМАН: Я бы вам так сказал, дорогие родители. Это на всю вашу жизнь. Надеюсь, правда, в нашей стране трудно что-то сказать так наверняка, но мы не будем так кочевать, как кочевали наши родители. И дедушки, и бабушки. И у нас не будут пропадать библиотеки из-за всяких ужасов.

А.ЛЕВИН: Ну как кто-то написал об этой книге – это в общем-то , действительно, семейная реликвия, которую будут передавать из поколения в поколение. Книга гениальная и она состоит из гениальных элементов – из гениальной живописи и гениальных стихов.

С.БУНТМАН: Это книга навсегда. И внуки ваших внуков будут спокойно читать, надеюсь, что не разучатся.

А.ЛЕВИН: Это очень важно. На самом деле, мы об этом думали, когда сочиняли, как она будет выглядеть… Мы думали о том, что поскольку она для семейного чтения, предполагали, что родители должны читать детям. Это одна из главных ее функций. Хотя одним родителям так хорошо почитать, просто замечательно. Но мы специально придумывали такой визуальный ряд, чтобы дети, привыкшие к компьютеру, к мультикам бесконечным – клиповое сознание, короткая картинка и прочее… Так или иначе это окружает…

С.БУНТМАН: Да нет! Дети прекрасно читают, прекрасно! Если им не мешать. Сейчас мы прервемся. Новости послушаем и потом сразу после новостей я приму ваш звонок с  ответом, кто главный герой «Черной курицы». А потом мы продолжим наш рассказ о книге «Круг лета Господня».

НОВОСТИ

С.БУНТМАН: Мы продолжаем Детскую площадку.

Я сейчас приму звонок один и надеюсь, что мне по телефону кто-нибудь скажет, как звали героя «Черной курицы» Антония Погорельского. Давайте, послушаем. Алло, доброе утро.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Алеша!

С.БУНТМАН: Алеша. Кто говорит про Алешу?

СЛУШАТЕЛЬ: Данила Гладких.

С.БУНТМАН: А, хорошо. Даже двойной ответ у нас был! Правильно, Алеша. Спасибо большое. И с наступившим Новым годом, Рождеством. Со всем праздниками и каникулами, и весельем. Алеша звали героя «Черной курицы». [называет победителей по смс]. А у нас Аркадий Левин в гостях. Мы представляем книжку… четыре книги. Они в ящичке, в коробочке…

А.ЛЕВИН: 4 тома и приложение. Еще отдельно расскажем.

С.БУНТМАН: Да. Интересно… «Методические пособия по основам красноречия».

А.ЛЕВИН: Это совершенно удивительное на самом деле приложение. Если хотите – расскажу.

С.БУНТМАН: Да, конечно.

А.ЛЕВИН: Дело в том, что поэзия – это по природе своей звучащее слово. И поэтому авторы-составители сборника – Ольга Яковлевна Нерсесова (Флора Яковлевна ее звали в миру)… Она сделала совершенно уникальное методическое пособие. Ну собственно , вся книжка – это ее идея. Составление, комментарии… А я был куратором проекта, художником первой части. В общем, помогал всему этому осуществиться. Но книжка это ее. И  методическое пособие по основам красноречия – это блестящая выжимка, компиляция… Методика профессиональная по работе с дикцией, речью, со словом, которую используют актеры, дикторы…

С.БУНТМАН: Да, ну еще – слово-то поэтическое. И это еще и поэзия.

А.ЛЕВИН: Да, конечно. Я имею в виду, что приложение . Эта методология необходима в работе с детьми также. Она совершенно универсальна. Но в чем ноу-хау этого приложения – в том, что все тренировочные приложения взяты из святоотеческой литературы. Это пословицы и поговорки, связанные внутренне с мудростью евангельской. Они совершенно потрясающие – пословицы, поговорки. Очень много редких, которые мы не знаем. Или помним какой-то памятью родовой, что называется.

С.БУНТМАН: Памятью, которая в затылке, далеко.

А.ЛЕВИН: И вместо «Бык тупогуб, тупогубенький бычок» или «33 корабля…» Там потрясающие. Можно открыть и посмотреть. И взрослые просто ахнут. Потому что сотнями идут совершенно уникальные пословицы и поговорки. А когда люди учатся, взрослые или дети тем паче, то они запоминают эти упражнения. В данном случае, если они учатся по этой книжке, будь то воскресная школа, будь то какие-то активные родители, которые просто заботятся о том, как будут жить их дети, как они будут говорить, что они будут думать. Они запоминают то, что отфильтровано мудростью тысячелетней поколений.

С.БУНТМАН: Дело в том, что когда … Сейчас до сих пор. Я вот думал, что это все кануло в лету – способ чтения стихов, которому в школе учат.

А.ЛЕВИН: Ан нет.

С.БУНТМАН: Более того, это даже зафиксировано в учебниках. Им предлагают упражнения сейчас… Я так посмотрел, моей дочке предлагают упражения… Мама родная… И вот нормальным детям неудобно… Потому что они чувствуют, что это стихи, они знают, что это стихи. И что здесь все особо построено. И что здесь не надо вбивать как гвозди эти смысловые акценты. Выделять…Так называемое «с выражением». «Встань на стульчик и прочти мне с выражением стишок». А вот эта такая дубовая логика, прозаическая – она все на свете убить может. Когда дети поют что-то, когда взрослые поют – они всегда чувствуют, что здесь есть и поэзия, и есть ритм свой…

А.ЛЕВИН: потому что есть заданная музыка.

С.БУНТМАН: Ну конечно!

А.ЛЕВИН: Но разгадать эту музыку в стихи… как у Окуджавы, помните? Как он слышит, так и пишет..

С.БУНТМАН: Да. Мне кажется, что это в 1000 раз важнее. И от этого идет весь смысл.

А.ЛЕВИН: Конечно, это же ритм дыхания.

С.БУНТМАН: Ну это мы уже о своих больных вещах начинаем говорить. Ну  я думаю, что вы, читая книжки, читая вслух стихи… Кстати, говоря, стихи не существуют «про себя». Да, пожалуйста, Аркаша…

А.ЛЕВИН: Да, конечно, звучащее слово.

С.БУНТМАН: Да. Пожалуйста.

А.ЛЕВИН: Сейчас прочту стихотворение Ивана Сурикова.

Всю ночь кругом метель шумела

И только смолкла пред зарей.

По утру сад стоит весь белый,

Окутан пышной пеленой.



Идешь двором и  тонут ноги,

В снег рыхлый вязнут глубоко.

Ни грусти в сердце, ни тревоги…

Идешь – и дышится легко.



С.БУНТМАН: Легко. И выдохнули. Ну как здесь какое-то такое читать в серьезе. В школе предлагали очень мрачно читать поэзию. Или звонко! Сейчас я задам вопрос, который будет ближе к нашей теме. Книгу небольшую мы разыгрываем «Евангельские рассказы для детей». Очень забавные рассказы. Они какие-то простые и совершенно понятные.

А.ЛЕВИН: Есть совершенно замечательная поговорка, она есть в этом приложении: «Где просто – там ангелов со ста, а где хитро – там ни одного».

С.БУНТМАН: Точно совершенно. А вопрос я вам задам тоже на имена. Пожалуйста, напишите мне, а потом скажете мне по телефону, как звали родителей Девы Марии? Напишите +79859704545. И вы получите «Евангельские рассказы для детей». Еще одно стихотворение, Аркадий, вы тогда прочтете? А я потом прочту еще одно. Потому что скоро надо будет разыгрывать саму грандиозную книжку.

А.ЛЕВИН: Давайте. Давайте , может быть… Какое прочесть, из первой части или из второй? Рождественское какое-нибудь?

С.БУНТМАН: Из второй. Рождественское.

А.ЛЕВИН: Хорошо. Давайте я тогда прочту одно из моих любимых. Здесь во второй части в Зиме… Удивительно совершенно, на Рождество, собственно. Фантастические циклы Пастернака, Бродского…

И сейчас я прочту стихотворение Бродского «Рождество 1963 года»:

Спаситель родился

в лютую стужу.

В пустыне пылали пастушьи костры.

Буран бушевал и выматывал душу

из бедных царей, доставлявших дары.

Верблюды вздымали лохматые ноги.

Выл ветер.

Звезда, пламенея в ночи,

смотрела, как трех караванов дороги

сходились в пещеру Христа, как лучи.

С.БУНТМАН: Здорово. Сейчас мы ответим на вопрос, как звали родителей Девы Марии? Уже 9 ответов у нас есть по sms.

А теперь по телефону. Алло, доброе утро?

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте.

С.БУНТМАН: Как вас зовут?

СЛУШАТЕЛЬ: Анатолий.

С.БУНТМАН: А сколько лет вам, Анатолий?

А.ЛЕВИН: 10.

С.БУНТМАН: Хорошо, Анатолий. Как звали родителей Девы Марии?

СЛУШАТЕЛЬ: Иоaким и Анна.

С.БУНТМАН: Совершенно верно. Анатолий, ну прекрасно. И получаете «Евангельские рассказы для детей». Анатолий поразил меня своим точным ответом. Были неправильные ответы на sms. Но в основном говорили правильно.

Мне кажется, что священную историю можно узнавать… вот чем хороша книжка… можно узнавать очень просто , и очень по-человечески. И это ощутить, как в той пословице. Как в упражнении, очень просто можно это ощутить. Ощутить так, как будто жуткая стужа, как у Бродского. Но мы так себе это представляем. И мы по всему миру видим на Рождество, на западное Рождество мы видим, как повсюду стоят ясли, совершенно разные.

А.ЛЕВИН: Вспомните картины Брейгеля. Точно так же Рождество… Там все по колено в снегу.

С.БУНТМАН: Да, там снег. Кто-то там на коньках катается. Все это… И где-то там, что-то такое, все равно все это зимнее. Как у Тарковского, когда горсть снега Иисус берет, для того, чтобы как-то… И это замечательно. И это все просто. Это все наша история.

А.ЛЕВИН: По поводу «с нами-не с нами»…. Для меня самое большое потрясение, когда я увидел собранными все эти стихи, это был Серебряный век. Потому что понятно там Симеон Полоцкий, Святитель Филарет, Пушкин, Тютчев, Баратынский, Вяземский – все ясно. Ну не все ясно, ну можно понять. Но Серебряный век, он из-за того, что время было такое… Ну как это сказать… Это было не слишком принято – религиозность в традиционном смысле слова, мистицизм

С.БУНТМАН: А с другой стороны, каждый искал свой путь. Да великие поэты всегда искали свой путь.

А.ЛЕВИН: Конечно.

С.БУНТМАН: Да вообще каждый человек ищет свой путь потому что. И с детства, ну к старости к чему-то прийти.

А.ЛЕВИН: Замечательно к вопросу о смысле жизни… Я тут недавно прочел высказывание одного из святых отцов, одного из учителей церкви – о том, что такое смысл жизни. И как-то это так меня потрясло выражение: Смысл жизни человеческой – это обожение. Т.е. возвращение к тому самому состоянию, в котором ты был задуман. К тому образу, по чьему образу и подобию ты создан.

С.БУНТМАН: И вот ты шаг за шагом…

А.ЛЕВИН: Да, возвращаешься в то состояние чистоты, любви, радости. Вот туда,обратно.

С.БУНТМАН: Я скажу вам, конечно. Важно то, что происходит вокруг. Но если только этим жить каждый день: как ты вышел, тебя обрызгал автомобиль, потом тебя толкнули в метро, потом еще что-то… Это конечно, все понятно… Тебе недоплатили, поставили двойку… Но все равно дело не в этом. А совершенно в других моментах жизни. Я бы хотел назвать тех, кто у нас правильно ответил про Иоакима и Анну.[называет победителей по sms]. Ну а сейчас я задам вопрос. Тоже ведь несложный… У нас есть один экземпляр этой книги – большой, грандиозной, которая послужит вам и вашим детям. Если будете бережно относиться. Как говорили в «Два капитана»: «Корешок не перегибать». Самое главное.

Вопрос простой, наверное. Сейчас вы подумаете и минуты через 3-4… Я не буду принимать sms-ки, потому что один экземпляр. Вопрос такой: как звали волхвов? Корректируем сразу чтение… Я вот думал, вдруг сейчас Аркадий прочтет стихотворение, в котором волхвы называются по именам?

А.ЛЕВИН: Нет.

С.БУНТМАН: Нет, получилось, что нет. К счастью, мы не подсказали.

Сейчас мы вам прочитаем одно –два стихотворения, я так думаю. И я очень хочу, чтобы здесь у нас, слава богу… Однажды, в студеную политическую пору мы отказались делать книгу о Берлине русских писателей, потому что мы подумали тогда… Мы сделали Париж, мировой Париж в произведениях. И задумали делать Берлин. Потом кисло подумали: «Какой Берлин без Набокова может быть?» Какой Набоков тогда? Это было буквально за 2 года до того, как Набоков появился у нас.

А.ЛЕВИН: В этой книге просто уникальный Набоков. Потрясающие стихи.

С.БУНТМАН: Хочется такого , 18-тилетнего Набокова прочитать. Совсем юный Набоков. Понимаете, что происходит вокруг? Что с ним происходит , с 16-17-18-тилетним Набоковым? Он еще даже никакой не Сирин, он сын Набокова Владимира Дмитриевича.



И видел я: стемнели неба своды,

и облака прервали свой полет,

и времени остановился ход…

Все замерло. Реки умолкли воды.

Седой туман сошел на берега,

и, наклонив над влагою рога,

козлы не пили. Стадо на откосах

не двигалось. Пастух, поднявши посох,

оцепенел с простертою рукой,

взор устремляя ввысь, а над рекой,

над рощей пальм, вершины опустивших,

хоть воздух был бестрепетен и нем,

повисли птицы на крылах застывших.

Все замерло. Ждал чутко Вифлеем…



И вдруг в листве проснулся чудный ропот,

и стая птиц звенящая взвилась,

и прозвучал копыт веселый топот,

и водных струй послышался мне шепот,

и пастуха вдруг песня раздалась!

А вдалеке, развея сумрак серый,

как некий Крест, божественно-светла,

звезда зажглась над вспыхнувшей пещерой,

где в этот миг Мария родила.



А.ЛЕВИН: Замечательно.

С.БУНТМАН: Вот такой 18-тилетний мальчик, на самом деле.

А.ЛЕВИН: Я хотел бы, если можно, повторить то, что говорил ранее. Что у книги есть сайт. И еще ее можно заказать по телефону: 8903965 77 77.

С.БУНТМАН: Друзья мои, очень хочется, чтобы побольше людей отложили деньги и купили книжку. Купили, заказали… Вот сейчас кто-то выиграет у нас. Очень хочется, потому что это должно быть дома. И знаете, есть такая категория подарочных изданий. Чрезвычайно красивых, очень тяжелых, бессмысленных… И я испугался, когда книжку увидел, что ее могут принять за такую книгу. Вот вы не принимайте за такую книгу. Это и художественное, и полиграфическое произведение. А это просто книга, которой можно наслаждаться.

Давайте мы имена волхвов выясним. Алло?

СЛУШАТЕЛЬ: Алло. Каспар, Мельхиор, Волтасар…

С.БУНТМАН: Все правильно. А вас-то как зовут, юный друг?

СЛУШАТЕЛЬ: Кирилл.

С.БУНТМАН: Кирилл, книжка тяжелая, одному приходить нельзя за ней. Надо в сопровождении взрослых.

А.ЛЕВИН: С Новым годом тебя, Кирилл. И с наступающим Рождеством.

С.БУНТМАН: Спасибо, Кирилл.

Книга «Круг лета Господня» уходит Кириллу. Очень хорошо. Действительно, пускай Кирилл приведет кого-нибудь с собой.

А.ЛЕВИН: Да. Вы знаете, я хотел сказать, что важно в книжке… Во второй части, где идут православные праздники и стихи о православных праздниках, есть авторские комментарии. То есть ни один взрослый не остается без помощи, чтобы объяснить ребенку, кто такой Иоанн Кронштадтский, или Амвросий Оптинский, или что за Икона Донской Божьей Матери и почему Блок писал о ней стихи. И действительно, календарь очень сжатый. И совершенно замечательный. А на великие праздники там даны большие иконы Рублевского музея, и тропари праздника. И подробное описание, собственно, что за традиция церковная, историческая подоплека и т.д.

С.БУНТМАН: Очень хорошо.

А.ЛЕВИН: И как всех царей зовут, там тоже написано.

С.БУНТМАН: Естественно. Это все можно выяснить, можно прочитать и подумать. Так что, друзья мои, «Круг лета Господня»… мы сегодня и другие книжки разыграли. Я думаю, что они вас наведут на какие-то очень… Понимаете, все это очень просто и радостно. Я все время возвращаюсь к этой пословице замечательной. Потому что радостное – оно просто. Не надо придумывать никаких… К друг другу подходить с какими-то мрачными лицами. Особенно когда это относится к праздникам, и к праздникам христианским тоже. К христианству как таковому. Когда приходит мрачный человек и начинает рассуждать или что-то… Я не понимаю, почему это в христианстве…

А.ЛЕВИН: Вы знаете, сейчас выйдет в «Инограде» совершенно замечательная статья. И там она заканчивается чудесно. Татьяна Григорева ее написала. «Книга радостная, яркая, солнечная, светлая – как само православное миросознание».

С.БУНТМАН: Давайте будем радостными и радостными будем встречать. Детская площадка, Аркадий Левин, спасибо.

А.ЛЕВИН: С наступающим Рождеством. Спасибо.



Комментарии

0

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире