'Вопросы к интервью
10 мая 2008
Z Детская площадка Все выпуски

Поём песни Булата Окуджавы


Время выхода в эфир: 10 мая 2008, 09:35

К. ЛАРИНА – Приветствую в студии Галину Хомчик. Галя, доброе утро. Сейчас дни практически проходят Галины Хомчик везде. Вчера видела на Трубной площади, когда открывался фестиваль Булата Окуджавы, которые ежегодно проводит театр Школы современной пьесы. Накануне 9 мая 8-го смотрела с большим удовольствием со смешанным чувством, потому что мне было ужасно всех жалко, концерт в Переделкино, в Доме-музее Окуджавы. Но был холод собачий невозможный.

Г. ХОМЧИК — Снег был.

К. ЛАРИНА – Это когда все снимали?

Г. ХОМЧИК — 6-го числа. Это был самый холодный вечер. Когда мы туда приехали, было 10 градусов, а когда уехали – около 2, к нулю. Естественно шел снег.

К. ЛАРИНА – Люди герои, которые там сидели. Майя, ты видела этот концерт по телевизору?

М. ПЕШКОВА – Нет.

К. ЛАРИНА – Такое наслаждение я получила. Галина вела вместе с замечательным поэтом Аграновичем. Фронтовик он.

Г. ХОМЧИК — Всю войну прошел.

К. ЛАРИНА – Вот уж держится.

Г. ХОМЧИК — Я-то ладно, я не очень пожилая девушка. А Евгений Данилович совершенно фантастическое создание. Удивительное. Потому что человек, прошедший войну от первого до последнего дня, от Москвы до Эльбы, и ему 90 через несколько месяцев. Никогда не скажешь. Сидит такой бодрый абсолютно.

К. ЛАРИНА – И такие острые стихи пишет. Просто такое попадание прямое в сегодняшний день. Я вспомнила, что я об этом знала, конечно, это все выветривается из памяти, что он автор этой замечательной песни о героях былых времен.

Г. ХОМЧИК — Да. Музыка Хозака. Стихи его.

К. ЛАРИНА – А скажи мне, люди это люди их специально привозят из Москвы. Зрители как набираются?

Г. ХОМЧИК — Нет, приходят, во-первых, переделкинские жители.

К. ЛАРИНА – Местные.

Г. ХОМЧИК — Которые очень внимательно следят за тем, что происходит в Доме-музее Булата Окуджавы. И приходят на все вечера, это постоянная публика. Но есть люди, которые знают, что эта программа ежегодно снимается, они следят за рекламой. И приходят совершенно случайные люди, едут из Москвы специально.

К. ЛАРИНА – Бедные, холодно. Хоть бы налили по 100 граммов людям. Раздали бы одеяла.

М. ПЕШКОВА – Там по-прежнему тент, который подарил Городницкий. То есть от дождя вы были спрятаны.

К. ЛАРИНА – Но от холода не спрячешься.

Г. ХОМЧИК — Тент подарил Московский центр авторской песни.

М. ПЕШКОВА – А до этого Городницкий.

Г. ХОМЧИК — По крайней мере, тент был, хоть он спасал от дождя и снега. Потому что раньше было совсем тяжело, когда его не было.

К. ЛАРИНА – Вообще это традиции поразительные. Дай бог, чтобы это продолжалось. Как минимум две точки я назвала, которые постоянно ежегодно открываются. И раз мы начали со Школы современной пьесы, я напомню, что 9 мая только начало фестиваля, который ежегодно проводится, поскольку затем следует целый цикл сольных выступлений. И артисты театра, Сергей Юрский как обычно будет давать свой сольный концерт, вечер. А 12 числа Галина Хомчик выйдет на сцену Тетра Школы современной пьесы.

Г. ХОМЧИК — Меня на амбразуру бросают. Тем более понедельник день тяжелый после праздников. Так что не знаю, кто придет.

К. ЛАРИНА – Придут, я знаю, что эти концерты очень любят москвичи. И еще хочу назвать компанию, которая нам близка – это группа «Редкая птица», которые будут выступать соло, по-моему, 22-го числа.

М. ПЕШКОВА – 17-го мы ждем их в гости.

К. ЛАРИНА – Давай уже чего-нибудь споем вживую, раз уж мы пришли с гитарами. Голос проснулся.

Г. ХОМЧИК — Голос еще не проснулся, поэтому такая может быть какая-то самая утренняя песенка.

ПЕСНЯ

К. ЛАРИНА – Спасибо большое. Мы еще продолжим наш импровизированный концерт в течение получаса до конца часа. Будем петь, конечно, песни Булата Окуджавы. Но как понимаете, у нас есть свои традиции, Галя знает о них, она подарки тоже принесла для наших слушателей.

Г. ХОМЧИК — Это разные альбомы. Альбомы песен Булата Окуджавы в исполнении самого автора и меня и ансамбля «Песни нашего века». На самом деле эти альбомы подарила не только я, а еще Московский центр авторской песни, который сегодня в Политехническом проводит концерт Булата Окуджавы. Мы продолжаем петь Окуджаву сегодня с народом вечером в 6 часов. В Большом зале Политехнического.

К. ЛАРИНА – Молодеет аудитория, воспроизводится каким-то образом или люди как бы исчезают из времени и исчезают и пустые места появляются в зале.

Г. ХОМЧИК — Я бы не сказала, что молодеет. Но не стареет. Потому что, безусловно, остаются люди нашего возраста и старшего поколения и появляются новые. Просто этот баланс соблюдается. Нельзя сказать, такая старая пожилая аудитория ходит на эти песни, они больше никому не нужны. Слава богу, нужны. Приходят и дети, и студенты и все это наша публика. И поют молодые. Я знаю, что сегодня будет петь мальчик, юное создание. Школьник. Поет песни Булата Окуджавы. Более того, я в Америку когда приезжаю, с таким счастьем вижу иногда детей, мальчик какой-нибудь поет какую-то песню Булата Окуджавы, вроде которую он еще и не понимает, а поет.

К. ЛАРИНА – А ты помнишь свои первые впечатления, когда ты впервые услышала этот голос.

Г. ХОМЧИК — У меня это впечатление детства. Я думаю, что я наверное это слышала, когда еще жила на Арбате, в Калашном переулке. Первые три года моей жизни. Конечно, это в воздухе витало и в роддоме, в котором я родилась. Потому что там же родился Булат Шалвович.

К. ЛАРИНА – Грауэрмана? Я там родилась. Мы все оттуда.

Г. ХОМЧИК – Конечно, это дом моих родителей и что-то пели родители, а что-то пел голос самого Булата Шалвовича. И когда я вдруг начала воспроизводить какие-то звуки и песни, совершенно автоматически получилось, что это были самые первые песни Булата Окуджавы. Причем тоже совсем не детские. Всю ночь кричали петухи – одна из первых песен, которая мне почему-то запала и я с большим удовольствием ее пела. «Вы слышите, грохочут сапоги».

К. ЛАРИНА – Не детские. Я помню первую песню, мне сказали, что это Окуджава, совершенно не детская, хотя я была совсем ребенком. «За что вы Ваньку Морозова, ведь он ни в чем не виноват». И она по проволоке ходила, для меня было что-то такое романтическое в этой песне. Махала белой рукой. У нас сейчас новости, потом продолжим.

НОВОСТИ

К. ЛАРИНА – Продолжаем программу. Галина Хомчик сегодня в гостях. Мало того, что поет, она еще вам принесла подарки. И мало этого, даже вопросы приготовила. Просто какой-то подвиг разведчика. С утра придти сюда. Когда все барды спят.

Г. ХОМЧИК — Меня люди поющие поймут.

К. ЛАРИНА – Галь, давай спросим что-нибудь.

Г. ХОМЧИК — Что касается Булата Шалвовича. Я такие замысловатые, а может и нет вопросы приготовила. Первый из которых звучит так. Об отсутствии какого транспортного средства в Москве сожалеет Булат Шалвович в одной из своих песен? Майя Пешкова угадала.

К. ЛАРИНА – Произношу долго, чтобы понять, знаю ли я ответ на этот вопрос или нет. Давайте попробуем. Алло. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ — Здравствуйте. Это «Конка».

Г. ХОМЧИК — Не совсем.

К. ЛАРИНА – К сожалению. Хотя красиво.

Г. ХОМЧИК — В общем, это близко.

К. ЛАРИНА – Тепло. Кому-то помогли. Алло. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ – Это «Синий троллейбус».

К. ЛАРИНА – А он, по-моему, есть и функционирует до сих пор. И не один.

Г. ХОМЧИК — Смысл вопроса заключается в том, что Булат Окуджава сожалеет.

К. ЛАРИНА – Нет уже больше этого средства. Алло. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ – Конный транспорт.

К. ЛАРИНА – Осторожно.

Г. ХОМЧИК — Мне бы хотелось, чтобы ответ был более точным.

К. ЛАРИНА – Хорошо, алло. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ – Добрый день. Полагаю, что это извозчики.

Г. ХОМЧИК — Замечательно. Это правильный ответ. Я процитирую строчку: а все-таки жаль, что в Москве больше нет извозчиков.

К. ЛАРИНА – Как вас зовут?

СЛУШАТЕЛЬ – Олег Анатольевич.

К. ЛАРИНА – Дорогой Олег Анатольевич, а у вас есть любимые песни Окуджавы?

СЛУШАТЕЛЬ – Пожалуй, «Маленький оркестр».

К. ЛАРИНА – Надежды маленький оркестр под управлением любви. Красиво. Спасибо большое за правильный ответ. Вы у нас первый победитель и получаете в подарок диск Галины Хомчик. Ну что, споем что-нибудь.

Г. ХОМЧИК — Может быть, тогда для Олега Анатольевича споем про маленький оркестр.

ПЕСНЯ

К. ЛАРИНА – Ой как красиво. Май, а у нас был Окуджава на «Эхо Москвы»?

М. ПЕШКОВА – Я знаю, что я его записывала несколько раз, он был в эфире…

К. ЛАРИНА – Я знаю, что ты писала с ним интервью, Лена Тришина делала с ним интервью большое. Но я не помню, приходил ли он когда-нибудь к нам в эфир. Мне кажется, что нет.

М. ПЕШКОВА – Мы спросим у Ольги Владимировны.

К. ЛАРИНА — Я вспомнила еще, когда Ольга Окуджава у нас бывает, мы начинаем вспоминать, что еще не сделано. А не сделан еще целый спектакль. Замечательный мюзикл по «Буратино», который он придумал. Там уже все готово и музыка, и песни. В фильме все-таки прозвучала музыка Рыбникова, по-моему.

Г. ХОМЧИК — Что связано с Окуджавой, очень много не сделано.

К. ЛАРИНА – А что еще?

Г. ХОМЧИК — Сейчас дело, к которому надо подключиться очень многим, потому что все-таки Дом Булата на Арбате, отдали помещение Ольге Владимировне в многолетнюю аренду сразу за спиной Булата Шалвовича.

К. ЛАРИНА – Где его памятник стоит.

Г. ХОМЧИК — В Плотниковом переулке. Там целый подъезд отдали Дому Булата Окуджавы.

К. ЛАРИНА – Культурный центр.

Г. ХОМЧИК — Где хотелось бы сделать культурный центр, конечно, но на это надо искать какие-то средства и надо подключаться к этому. Мы с «Песней века» делаем благотворительный концерт в помощь этому Дому в Доме литераторов, 27 что ли мая. Вчера были благотворительные мероприятия в помощь этому дому. Надо этот дом в Москве все-таки сделать на Арбате.

К. ЛАРИНА – А там есть возможность какой-то зал…

Г. ХОМЧИК — Там замечательное помещение, которое можно сделать как камерный зал. Причем даже когда мы приходили туда год назад, были бетонные стены пустые, даже ничего не надо на стенах, какой-то бетонный подиум в уголочке. Как будто бы сцена. То есть поставили стулья, приходите и пойте. Но конечно хочется, чтобы это превратилось в какой-то камерный зальчик, где мы все будем выступать. И какое-то очень теплое арбатское место. Все-таки Плотников переулок самый центр…

К. ЛАРИНА – А тебе памятник нравится? Когда он появился, немножко вздрогнули все.

Г. ХОМЧИК — У меня к нему смешанное чувство. Потому что чем больше на него смотришь, тем больше понимаешь, что, наверное, все-таки и такой Окуджава.

К. ЛАРИНА – Да, потому что все равно его интонации существуют в этом облике.

Г. ХОМЧИК — Да.

К. ЛАРИНА – Мне кажется, всегда сложно сделать так, чтобы абсолютно удовлетворило всех.

Г. ХОМЧИК — Конечно. Окуджава такой разный и у каждого он свой, что я думаю, что скульптор вот так увидел.

К. ЛАРИНА – Я бы корову убрала слева, которая стоит.

Г. ХОМЧИК — Это да.

К. ЛАРИНА – Это другой вопрос.

Г. ХОМЧИК – Но спасибо хоть рядом с коровой место выделили.

К. ЛАРИНА – И там, по-моему, около него столик стоит и там даже какие-то люди посиживают.

Г. ХОМЧИК — Да, иногда посиживают. Иногда с гитаркой туда кто-то приходит, какая-то молодежь, вечерами садится на ступенечки и поет.

К. ЛАРИНА – Ну давай еще.

Г. ХОМЧИК — Песенка, которую одну из первых я начала петь, а потом как ни странно, одной из первых ее начал петь мой сын 10-летним, когда был, сейчас ему 23.

ПЕСНЯ К. ЛАРИНА – Замечательные слова. Я еще люблю солдатские естественно песни. И то, что всегда остается в голове. А если что не так, не наше дело, как говорится, Родина велела. Это конечно на века. Ну давайте что-нибудь спросим у людей.

Г. ХОМЧИК — Давайте спросим, на что никак не могут собрать средства жители подъезда в песне об одном домашнем животном.

К. ЛАРИНА – Прелесть какая. Хороший вопрос. И песня кстати хорошая. А потом споем мы ее? Нельзя.

Г. ХОМЧИК — Можно, конечно, но я не готова.

К. ЛАРИНА – Ну так, что вы поняли, про что спросили вас. Алло. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ – Добрый день. Может это на конуру для собаки.

Г. ХОМЧИК — Нет, к сожалению.

К. ЛАРИНА – Как тебя зовут?

СЛУШАТЕЛЬ – Наташа.

К. ЛАРИНА – Давай мы все-таки Наташу запишем. Какой-то трогательный ответ, который конечно неправильный, но какой-то очень честный. Потому что про домашнего животного услышал человек, понял, собирают люди на что-то деньги, наверное, на конуру для собаки. Но все-таки правильный ответ давайте мы дождемся. Пожалуйста. Алло.

СЛУШАТЕЛЬ – Здравствуйте. Извините, внук не доехал до меня в гости. Пожалуйста, лампочку надо повесить. Первая песня, которую я слышала в Ленинграде, когда он приезжал к нам.

К. ЛАРИНА – А вы помните точную цитату?

СЛУШАТЕЛЬ – Надо лампочку повесить, денег все не соберем.

Г. ХОМЧИК — Замечательно.

СЛУШАТЕЛЬ – Только если можно я умоляю, мне диск с Окуджавой. Я очень люблю Галина, вас.

Г. ХОМЧИК — Нет, Галининого больше нет. Все окуджавские остальные.

СЛУШАТЕЛЬ – Потому что не купить Окуджаву, не достать. А тот же внук хочу, чтобы послушал.

К. ЛАРИНА – А вы любите Окуджаву?

СЛУШАТЕЛЬ – Очень.

К. ЛАРИНА – А своему внуку, что бы вы поставили для того, чтобы он тоже сразу же полюбил.

СЛУШАТЕЛЬ – Ну не знаю. «Моцарт». Очень много. «Елку». Знаете, проигрыватель уже не работает и пластинки не услышать, а дисков почему-то не купить.

К. ЛАРИНА – Ну все, диск ваш. Как вас зовут?

СЛУШАТЕЛЬ – Дарья.

К. ЛАРИНА – Вы из Москвы звоните?

СЛУШАТЕЛЬ – Нет. Из Санкт-Петербурга.

К. ЛАРИНА – Посылку ждите.

СЛУШАТЕЛЬ – Огромное спасибо. С праздником.

М. ПЕШКОВА – «Пока земля еще вертится» – именно этот диск уедет в Санкт-Петербург.

К. ЛАРИНА – Давай еще спросим.

Г. ХОМЧИК — Еще один вопрос есть. Наверное, он заключительный уже. Назовите имя дирижера оркестра из песни Булата Окуджавы. Вопрос совсем простой.

К. ЛАРИНА – Пожалуйста. Говорите. Алло. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ – Здравствуйте. Иван.

Г. ХОМЧИК — Что Иван.

К. ЛАРИНА – Дирижер? Нет. А дирижер кто?

СЛУШАТЕЛЬ – Иван.

Г. ХОМЧИК — К сожалению, ответ неправильный.

К. ЛАРИНА – А почему Иван? Может быть, где-нибудь есть Иван. Алло. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ – Надежды маленький оркестрик под управлением любви.

Г. ХОМЧИК — Кто дирижер?

СЛУШАТЕЛЬ – Любовь.

К. ЛАРИНА – Ну конечно. Как вас зовут?

СЛУШАТЕЛЬ – Анна.

К. ЛАРИНА – Спасибо большое. Вы у нас тоже получаете в подарок диск Булата Окуджавы. А сейчас у нас есть еще время для того, чтобы что-нибудь спеть, для вас, дорогие друзья. А потом мы еще что-нибудь разыграем, вопросы уже будем придумывать по ходу. Вопросы замечательные придумала Галина, но они штучного производства, поэтому их мало.

ПЕСНЯ

К. ЛАРИНА – Я эту песню впервые услышала в фильме «Друг мой Колька».

Г. ХОМЧИК — Совершенно верно.

К. ЛАРИНА – Замечательная песня.

М. ПЕШКОВА — Я хочу спросить, кто адресаты песен Булата Окуджавы. Кому посвящены эти стихи, эти песни?

К. ЛАРИНА – Все?

М. ПЕШКОВА – А там несколько. Скажем, что посвящено Юрию Трифонову.

К. ЛАРИНА – Ну конечно. Прямо на «Детской площадке» мы спросили, что посвящено Юрию Трифонову.

Г. ХОМЧИК — Этого и я не знаю.

К. ЛАРИНА – Они и имени такого не знают. О чем ты говоришь. Романтическая наша Майя Лазаревна Пешкова.

М. ПЕШКОВА – Я действительно забыла, что это детская площадка.

К. ЛАРИНА – Про кино мы заговорили, вспомнила фильм, который поразительное просто попадание в Окуджаву. «Женя, Женечка и Катюша». Это же его сценарий насколько я помню. Мотыль делал, где играл Олег Даль, Женя Колышкин, по-моему, герой. И там впервые прозвучала песня «Капли датского короля». Тогда надо вспомнить о тех, кто сегодня кроме Галины Хомчик, поет Окуджаву. И по-моему очень здорово. Это конечно Елена Антоновна Камбурова.

Г. ХОМЧИК — Это бесспорно непревзойденный исполнитель.

К. ЛАРИНА – Тот самый случай, когда исполнитель становится просто соавтором. Молодец.

Г. ХОМЧИК — А очень многие песни Булата Окуджавы услышали в исполнении Елены Камбуровой. Я тоже помню это еще из детства, юности. И я услышала и «Любовь и разлуку» с музыкой Исаака Шварца. Камбуровский голос «Девочка плачет, шарик улетел» и многие другие.

К. ЛАРИНА – Скажи, пожалуйста, Галь, а ты помнишь свое первое выступление?

Г. ХОМЧИК — Это смотря, что назвать выступлением. Если выступлением назвать в принципе выход на сцену с гитарой, то это произошло, когда мне было, наверное, лет 13-14. Причем в чужой школе, в школе моей подружки. Не в своей собственной, где люди знали, что я пою, но я тогда не решалась. А в школе своей подруги, на каком-то вечере школьном я вышла и что-то спела. По-моему, даже что-то Булата Окуджавы. Или «Виноградную косточку» или что-то такое общеизвестное.

К. ЛАРИНА – А в компании?

Г. ХОМЧИК — А в компании я как-то…

К. ЛАРИНА – Девушка с гитарой это так романтично. Все мальчики были твои.

Г. ХОМЧИК — Ну конечно. В компании пела, как начала собираться школьная компания, как только я где-то в этом возрасте 14-15 научилась играть на гитаре, более-менее хоть несколько аккордов, там и начала что-то петь в компаниях. Все подпевали. Мальчики, конечно да, уделяли особое внимание девушке с гитарой.

К. ЛАРИНА – А тебе это помогало сдавать экзамены, продвигаться как-то по карьерной лестнице.

Г. ХОМЧИК — Мне совершенно неожиданным образом помогло в институте. Потому что в университете я училась на вечернем первые три курса. И участвовала в художественной самодеятельности университета. И ко мне преподаватели прониклись добрым чувством, потому что я все-таки честь университета защищала на всевозможных конкурсах и смотрах самодеятельности. И была совершенно замечательная преподаватель английского, она же была председателем профкома Светлана Григорьевна Тер-Минасова, она увидела меня в коридоре вечером, я шла с какого-то занятия. Я работала как честная девушка и училась. Не справки приносила, а действительно работала и училась. Она вдруг меня видит вечером и говорит: Галя, а что вы делаете здесь вечером так поздно. Я говорю: я учусь. – Как, вы на вечернем? Ее возмутило страшно, как это так, гордость и краса факультета певческая учится на вечернем. Она сказала: завтра пишите заявление, пойдете досдавать, а досдавала 20 экзаменов. И переводилась на дневное с потерей года, но для меня это было большое счастье и я до сих пор с благодарностью это вспоминаю. Весь мой преподавательский состав университетский на самом деле.

К. ЛАРИНА – Ну что давай мы еще споем. Чего-нибудь веселое.

Г. ХОМЧИК — Окуджавское веселое. Но есть длинная песня. Пиратская лирическая.

К. ЛАРИНА – Тоже любим.

ПЕСНЯ

Г. ХОМЧИК — Нет, это с утра невозможно петь.

К. ЛАРИНА – Я помню в фильме то ли «Из жизни начальника уголовного розыска», Филатов там играет ужасного гадкого человека, который ворует капусту из магазина и иногда между своими поездками левыми он заезжает домой и великолепно исполняет песни Булата Окуджавы.

ПЕСНЯ

К. ЛАРИНА – Отлично. Еще один вопрос задаем. С каким музыкальным инструментом прощается заезжий музыкант в песне Булата Окуджавы. Алло.

СЛУШАТЕЛЬ – Здравствуйте. По-моему, с трубой.

К. ЛАРИНА – Конечно. Как вас зовут?

СЛУШАТЕЛЬ – Татьяна.

К. ЛАРИНА – Спасибо большое. Мы вас записываем. И еще вопрос. На каком музыкальном инструменте играет Моцарт в песне Булата Окуджавы. Алло. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ – На скрипке.

К. ЛАРИНА – Конечно, правильно. Как зовут тебя?

СЛУШАТЕЛЬ – Круглов Ярослав.

К. ЛАРИНА – Ой молодец Круглов Ярослав. Поздравляем тебя с победой. Молодец. Мы должны заканчивать. Очень жалко, так быстро время пролетело. Но Галину Хомчик у вас есть возможность увидеть и услышать. Еще раз повторю, запоминаются последние слова, как учил Штирлиц. Что 12-го числа концерт Галины Хомчик в Школе современной пьесы в рамках фестиваля Окуджавского. Сегодня…

Г. ХОМЧИК — В большом зале Политехнического поем песни Окуджавы.

К. ЛАРИНА – Так что приходите, дорогие друзья, мы с удовольствием поем все это хором. Пели с Майей, только я микрофоны нам отключала, чтобы песню не портить. Галя, спасибо большое.

Г. ХОМЧИК — Спасибо, взаимно.

К. ЛАРИНА – До встречи. Приходи к нам.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире