'Вопросы к интервью
16 апреля 2003 года
В прямом эфире «Арсенала» Юлий Гусман, Раиса Фомина, генеральный директор прокатного агентства «Интерсинема-арт».
Ведущие эфира Сергей Бунтман, Вита Рамм.

С. БУНТМАН Добрый день!
В. РАММ Здравствуйте!
С. БУНТМАН Наши гости — Раиса Фомина, генеральный директор прокатного агентства «Интерсинема-арт» Что случилось, что вам не нравится, может быть, Юлий Соломонович скажет, что кому не нравится? Как надо сказать, космонавт, дважды Герой Советского Союза?
Ю. ГУСМАН Она не смогла сама машину запарковать, поэтому она сидит сейчас, переживает, что все
В. РАММ Но и не только. Я думаю
С. БУНТМАН У вас в здании бомбу ищут, да? Бомбу там ищут, в 19-ом доме.
В. РАММ А Раиса Фомина снимает свой офис, арендует в помещении «Киноцентра», и сегодня, увы, все сеансы отменены борьба за межу, за помещение продолжается. И сегодня опять там выставили пикет, или как это теперь называется?
Р. ФОМИНА Ну, руководство «Киноцентра» не пустили на работу.
Ю. ГУСМАН Кто ж это сделал?!
С. БУНТМАН И вам такая ситуация знакома, Юлий Соломонович. Как это может быть такое вообще?
Ю ГУСМАН В нашей стране правовое государство, все равноудалены от начальства, не может быть, я в это не верю. Думаю, что-то у них там
С. БУНТМАН Ну, конечно
В. РАММ Может быть, кино снимают? «Утомленные солнцем-2»!
С. БУНТМАН Да. Ну, вообще-то я уже вторые сутки повторяю понравившееся мне выражение из форума ТВ-6 в Интернете если так дело пойдет, у нас перестанет действовать закон Ома в стране. Хорошие ребята на форуме! Давайте вернемся к кинематографу.
ОТВЕТ НА ВОПРОС. ПОБЕДИТЕЛИ.
С. БУНТМАН Мы еще вопросы будем задавать нашим слушателям, а сейчас вопросы нашим гостям. Сегодня российское кино и кино не российское у нас здесь в прокате как конкурирует? И как движется ситуация за последние 10 лет? И вот там, где все-таки даже не прокатные фильмы могут завоевывать какие-то позиции, т.е. это фестивали и всевозможные международные премии, включая «Оскара». Вот если можно так сказать, вот 2 точки от формально российского кинематографа начала 90-х и вот начала 2000-х?
Ю. ГУСМАН Не знаю, я, в отличие от моей коллеги, замечательного специалиста в этой области, могу сказать как тот, кто занимается «Никой» и человек, который любит кино. И следит за газетами, журналами, «Афиша», например, «Уикенд», как прокатываются фильмы. Могу сказать, что в этом году на «Нике», которую мы 18 апреля будем праздновать в 16-ый уже раз, и 19-го в эфире НТВ, надеюсь, наши слушатели посмотрят этот замечательный праздник, а вот в этом году, на мой взгляд, было примерно 15 фильмов, которые по разным компонентам могут претендовать на все победы «Ники». Это изощренный фильм Киры Муратовой или изысканный фильм Тодоровского «Любовник», или мощный фильм Балабанова, как обычно, «Война», или добрый, хотя это в тяжелое время было, и интереснейший фильм «Звезда». Это, конечно, «Кукушка», которая собрала много призов. Список могу продолжить фильм А. Кончаловского Я говорю о том, что как бы не относиться к каждому из этих фильмов, у него есть свой зритель, свои критики, которые их обожают. И эта тенденция не была такой раньше вот явный фаворит, и как бы там рядом такая серая поросль. Почти всегда
С. БУНТМАН Но всегда были фавориты? Или иногда вы были в раздумьях, так скажем, что бы выбрать вообще из массы?
Ю. ГУСМАН Во-первых, в раздумьях это как бы не я, а это число академиков
С. БУНТМАН Нет, я имею в виду, и вы, и академики
Ю. ГУСМАН Ну, будут раздумья, но я имею в виду, что здесь нет такого фильма, такого мощного события, как Герман.
В. РАММ А с другой стороны, это 16-я «Ника», и я очень рада, что в нашей беседе принимает участие Раиса Фомина. Если я, раньше, работая кинообозревателем на радио, чувствовала, что я занимаюсь каким-то виртуальным искусством, я где-то посмотрела фильм и о нем рассказываю настолько подробно, насколько это возможно на радио, то сейчас большая часть лучших фильмов это те, которые прокатывают по России, СНГ и продает успешно за рубеж Раиса Фомина. И она
(провал эфира, сек. 20)
В. РАММ — но уже зритель тратит деньги на это российское кино?
Ю. ГУСМАН Я потому и влез в область мне совсем отсюда незнакомую профессионально, потому что я вот хожу и счастлив, просто как болельщик, за российское кино, что я открываю сейчас, условно, «Уикенд», буквально год тенденция, и читаю. Большое количество повторяющихся, идущих из недели в неделю российских фильмов. Этого не было никогда. И каждое совещание в «Госкино» происходило с криком и визгом, с истериками, что мы снимаем, нас не показывают. Выяснилось, что показывают не только крутые фильмы, не только заумный арт-хаус, но показывают все лучшее, что действительно достойно показать. И я хотел бы, чтобы Раиса об этом рассказала еще и потому, что я убежден, что это они приучили прокатчиков, что еда может быть вкусной и на родине, как кефир, ряженка
В. РАММ Ну, да, тут Раису можно разве что с Гагариным сравнить она первая начала.
Р. ФОМИНА Но вот все фильмы, которые были сейчас перечислены, русские, так или иначе моя компания к этому имеет отношение. Практически все эти фильмы, кроме «Любовника» мы прокатываем в России. И все фильмы, включая «Любовника», мы продаем за рубеж. Но я бы так оптимистично не смотрела на эту картину. Дело в том, что конечно, 10 лет назад, когда я организовала компанию, никаких фильмов прокатывать в России было невозможно. И зарубежные знаменитые фильмы, и русские практически проката не было. Сейчас все-таки за 11 лет
С. БУНТМАН Поясните, все-таки, почему?
Р. ФОМИНА Потому что не было кинотеатров, это первое. Во-вторых, люди не ходили в кино. В-третьих, не было хороших
С. БУНТМАН Мы хорошо помним, как около 10 лет назад в нехороших, ранее хороших, а в последствии нехороших кинотеатрах уже были автосалоны, мебельные салоны, там все было
Ю. ГУСМАН Запах мочи в сочетании с темным залом, холодным
С. БУНТМАН Ну, да. Я, честно, с любимыми кинотеатрами тогда предусмотрительно прощался, с кинотеатрами детства. Я просто заходил, смотрел что-то, и прощался с ними.
Р. ФОМИНА Но кинотеатры, в отличие от кино, это бизнес, потому что кино пока не бизнес. Кино это делается людьми, которые очень любят это кино, невероятно ему преданы, или имеют возможность достать где-то деньги. А кинотеатр это бизнес. И если вы посмотрите, что сейчас происходит, сейчас хороших экранов по стране 200, может быть, чуть больше, 250. Все экраны, кинотеатры появились за последние 50 лет. Это оснащенные замечательные
С. БУНТМАН По инфраструктуре, по
Р. ФОМИНА Вы можете придти и оставить детей, вы можете сходить в кафе, можете пообедать, послушать музыку. Ну, посмотрите на кинотеатр «5 звезд», к примеру, или на «Формула кино» или «Каро» — все это кинотеатры современного уровня. Но когда я смотрю на таблицу в «Райте», в журнале, и смотрю, что в США фильм выходит одновременно на 5000 экранов, во Франции 800 экранов. В нашей стране самый коммерческий фильм, американский, какой-нибудь «Гарри Поттер», могу ошибиться на 1-2 копии, выходит 120 копий.
В. РАММ 180.
Р. ФОМИНА Сейчас, может быть, 180, а раньше 100-120 копий.
С. БУНТМАН Второй «Гарри Поттер» был уже 180 копий.
Р. ФОМИНА Да. Т.е. это колоссальная, конечно, цифра, но вы представляете, что это такое, если сравнить население нашей страны и население той же Франции, где 800 копий выходит одновременно во всех кинотеатрах.
Ю. ГУСМАН Я хочу возразить, т.к. тебе это видно, поверь мне, когда ты говоришь 180 копий, у меня кружится голова, потому что после 3000 копий Гайдая у нас печатали 2 копии, 1 копии, ни одной копии. Сокуров ходил-бродил, ни одной копии на русском языке! И сегодня, считай, а сеанс в 2 часа ночи в Москве? Ни в одной Америке, извините, я не говорю о порнокинотеатрах
Р. ФОМИНА Да, и в 4 часа ночи
Ю. ГУСМАН Ну, в час это нормально. А в 2 ночи! Значит, это же выгодно. Значит, здесь бабки, если они в 2 часа ночи сидят, киномеханики, попкорны. Поэтому это просто имитация, что тебе нужно радоваться этой тенденции. Вот, будет 300 кинотеатров.
Р. ФОМИНА Продолжаю 180 копий фильма, который называется «Гарри Поттер». Дальше переходим к русским фильмам
В. РАММ «Кукушка»
Р. ФОМИНА Ну, хочу сказать, есть исключения. Фильмы, которые делает компания СТВ, чаще всего, это особая ниша. Это фильмы, которые любят зрители, это фильмы, или режиссеры, или актеры, это уже вот российские, скажем так, звезды. И вот мы сейчас выпустили картину «Карлик-нос» детскую, которую сделала СТВ, 80 копий по стране. Это просто успех. Или мы выпускали «Войну» — 50 копий, «Кукушка» — тоже что-то 50 копий. Это не правило. Перейдем к фильмам, замечательным, чудесным Сокурова одна копия фильма «Русский ковчег». Для примера, в США фильм вышел 20 копий, бокс-офис 2 раза в год 1,5 млн. долларов. В России пока, я не знаю, когда придет такое время, чтобы российские зрители, которые, мы всегда считали, более интеллектуальные, чем американцы, более начитанные, образованные, посмотрели фильм Сокурова и собрали 1,5 млн. в кинотеатре на такой картине. Я могу привести Киру Муратову, которую мы прокатывали 3 копии по стране
В. РАММ А вот кто заказывает? Вы печатаете, потому что знаете, что
Р. ФОМИНА Дело в том, как эта потребность определяется. В России проводятся кинорынки наши внутренние 4 раза в год, они проводятся в Москве, в Сочи, в Дагомысе, в Петербурге. Мы выходим с нашими будущими проектами, договариваемся, смотрим, какие фильмы будем прокатывать. Мы показываем рекламные ролики, показываем фильм, мы печатаемся в каталоге, делаем рекламу, баннеры, очень много всякой рекламы. И дальше туда приезжают со всей страны прокатчики. Мы им говорим пожалуйста, возьмите, у нас совершенно потрясающая картина «Чеховские мотивы» Муратовой, и мы уверены, что в вашем городе зритель захочет на это посмотреть. Они говорят спасибо, не надо. Поэтому для таких фильмов все равно ниша Или я еще раз все-таки вернусь к Сокурову, единственная копия напечатана в стране, которая будет идти эксклюзивно только в одном кинотеатре в «Киноцентре»
В. РАММ Если будет
Ю. ГУСМАН Я скажу, Раечка, опять, у нас здесь, знаешь, как 2 следователя, добрый и злой. Я могу сказать, что я совершенно не согласен с пессимизмом по поводу возрождающейся из пепла, из руин индустрии. Она сказала, 5000 копий какой-нибудь в США, и 20 Сокуров. Вы считаете, что такое 20 от 5000, в процентах, это будет, если память мне не изменяет, 0,015%. Теперь посмотрите, для того, чтобы у нас, где вышел фильм Сокурова? Только в 20 больших городах, не ниже Сан-Франциско, где весь зритель заполнит один кинотеатр, который у них, как правило, дает фильмы Альмодовара какого-нибудь, Иоселиани, т.е. дают мастеров высочайшего художественного класса, но не претендующие У них все находится, несколько тысяч, а часто и десятков студентов, аспирантов, стажеров
В. РАММ Ну, понятно, это определенная публика.
Ю. ГУСМАН И сегодня ответ простой. Я убежден, что не раньше, чем через 5 лет, и не позже, чем через 10 лет у нас будет от 500 до 1000 многозальных, а это хороший бизнес, кинотеатров, которые сейчас строятся как грибы после дождя. И тогда фильм Сокурова будет выходить у тебя в 10 копиях, главные города Петербург, Екатеринбург, Москва, плюс в СНГ начнутся подвижки, рост количество зрителя. Убежден, что это время не за горами.
Р. ФОМИНА Я совершенно с этим согласна, потому что нет многозальных кинотеатров.
В. РАММ А вот наше кино, которое вы продаете. Понятно, как работает рынок в «Космосе» или в Дагомысе. Как работает кинорынок по отношению к русскому кино, которое вы привозите в Канны? Или в Берлин, в Венецию?
Р. ФОМИНА Дело в том, что если я говорю о том, что рынок в России растет и совершенно согласна с Юликом, потому что действительно за последние 5 лет колоссальные изменения. И если когда-то Ларса фон Триера «Танцующую в темноте» можно было недавно показать 20 копий, то 4 года назад, когда он делал «Рассекающую волны», я не могла вставить в кинотеатр ни одной копии. Все-таки даже на этом примере мы можем сказать, что кинотеатры растут, многозальные кинотеатры, где хотя бы один зал тебе могут дать. Потому что «Пушкинский», когда ты приходишь, 2,5 тыс. мест, куда? Некуда. Я совершенно с этим согласна. Но на Западе практически, как ни странно, у нашей компании нет никаких конкурентов. Т.е. никто не хочет продавать русское кино
В. РАММ Вообще или из России?
Р. ФОМИНА Никто. Есть «Мосфильм», есть «Ленфильм», конечно, это крупные структуры, у которых не так много продукции, которая продается. Но вот такой независимой фирмы, нет ни одной компании, которая была бы нам конкурентом. Мы занимаемся этим последние, может быть, 8 лет. И естественно, это говорит не о том, что мы такие умные или способные, а потому что это делать очень трудно
(пробел в эфире сек. 10)
Р. ФОМИНА — для того, чтобы продавать русское кино, во-первых, это русское кино надо каким-то образом увешать какими-то медалями. Оно должно пройти по многим международным фестивалям. И с этим у нас все хорошо, потому что, ну, возьмем фильм «Любовник», он прошел за последние полгода, наверное, 15 фестивалей, и он получил призы замечательные. «Кукушка» была показана 40 фестивалям, в июне премьера была на Московском фестивале, и потом она была показана на 40 фестивалях. Если фильм проходит фестивали, там пресса, мы собираем эту прессу, дают какие-то призы, но все равно дальше мы начинаем этот фильм представлять на кинорынке. Основные наши кинорынки для европейского, да и для русского кино это, конечно, Канны, Берлин и Милан. Это 2 основных рынка. Есть еще более маленькие рынки, в Венеции вообще рынка как такового нет, но тем не менее. Дальше обязательно в каталоге представиться, мы должны сделать рекламу в журналах, которые на этом рынке
С. БУНТМАН Это такая базовая работа, необходимые условия для того, чтобы где-то быть.
Р. ФОМИНА Да-да. Дальше вы приезжаете, снимаете стенды, дальше вы начинаете ловить всех, кого можно поймать, чтобы вашу картину посмотрели. Потому что если приезжаете на кинорынок, там показывают 2-3 тыс. фильмов, то до русской картины дойти очень трудно. И вот за эти, не знаю, последние 5-6 лет действительно мы обросли связями, людьми, которые хоть как-то интересуются арт-кино. И какие-то картины, не знаю, самую успешную могу назвать это «Брат», это «Кукушка», «Брат-2», это «Война». Ну, что еще? «Окраина» Пети Луцика. Картины эти проданы от 15 до 30 стран. Что значит проданы?..
С. БУНТМАН В основном, Европа?
Р. ФОМИНА Это не обязательно. Это и Япония, Гонконг, это Швеция, США, Канада, Южная Америка. Понимаете, когда я говорю проданы, то я могу назвать только «Брат» и «Кукушка» — это фильмы, которые будут выходить в кинотеатрах. Все остальное это или ТВ, или ТВ и видео. В кинотеатр практически с русской картиной попасть невозможно.
В. РАММ Дубляж?
Р. ФОМИНА Во-первых, конечно, дубляж, это очень большие расходы. Но, например, в США вообще картины идут с субтитрами, там не обязателен дубляж. И многие европейские картины большим тиражом идут все-таки с субтитрами. Дело в том, что у нас нет системы звезд, никто этих людей не знает. Это кино на русском языке. На это кино, чтобы его выпустить, надо потратить очень много денег на рекламу тому, кто его купил, конечно. И поэтому, конечно, прокатчику легче купить европейскую картину, обратиться в «Медем» — европейский фонд, получить деньги на прокат. Обратиться во Францию, положим, и получить во французском министерстве деньги на помощь на прокат. Но когда вы покупаете русскую картину, куда вы обратитесь? Вы должны полностью взять расходы на себя.
С. БУНТМАН Понятно, какого элемента нет. Элемента поддержки своих картин для проката за рубежом.
В. РАММ Ну, почему? У нас для поддержки 800 тыс. долларов в Лос-Анджелесе за картиной, на прокат
Ю. ГУСМАН У нас, когда я, у нас есть планы такие вырвать на свой проект бюджет 50 млн., и 800 тыс. это самое. Но дело в том, что здесь Раиса говорит о самом сложном, что касается всей страны в целом, кроме нефти, молибдена, газа и никеля. Мы не вкладываем, потому что, вот я с гордостью опять-таки узнал, что вот мы так блистаем на фестивалях. Я не был на кинорынках и на фестивалях, я раньше много ездил, сейчас не люблю, потому что как бы нет сил на это смотреть тысячи стендов, обклеенных тысячами жирных плакатов, тебе дают тысячи огромных книг, буклетов, авторучек, брелков, колбасы! Пожалуйста, зайдите, посмотрите. Весь Канн показывает, бесплатное кино. Во всех кинотеатрах идет! Т.е. в зал не пробиться, там смокинг, престиж, но что бы ни было, вокруг умоляют зайдите! Дело в том, что пока мы не научимся уважать Вот, возвращаюсь, извините, к «Нике», это очень все взаимосвязано. Пока будут войны, оккупации Дома кино и «Киноцентра», жлобская завистливая жизнь, где люди бьются за то, чтобы купить, продать и украсть, и говорят громкие слова о кино, так будет все время. Потому что мы не уважаем себя. Вот когда мы научимся уважать себя сами, наши продукты, наши радио, кинофильмы, наш балет, «Днепрогэс» и балалайка, водка, дружба, икра, хорошо, будет всегда так. Будет один «Летят журавли» и одна «Кукушка». Нам необходимо помогать самим себе. А самим себе помогать как? Мы не любим Вот смотрите, я ведь одной газете говорил, прости, но я не могу сказать, это моя любимая газета, я ее очень уважаю, там работают мои друзья. В прошлом году они дали материал про «Оскар» на 2 страницах, роскошный материал
В. РАММ Притом он бесплатно получен из Интернета.
Ю. ГУСМАН Да, с номинантами, с групповыми снимками, с историей, с байками, с притчами, шутками. Все наши зрители, читатели этой газеты не знают ни одной фамилии, которая написана там, они знают три фамилии Шварцнеггер
С. БУНТМАН Ну, знают все-таки, знают.
Ю. ГУСМАН Нет, никогда не знают. И дальше «Ника», или не «Ника», «Кинотавр», фестиваль, хотя я горжусь «Никой» 16 лет. Ну, дайте страничку хоть! Напишите о том, что наш дорогой Юлька Гусман весело танцевал на сцене с гитарой, пишите о том, что «Кукушка» вошла, «Любовник» Тодоровского, возьмите у него интервью, снимите его на фоне «Ники». Проще всего опускать друг друга
В. РАММ Но для этого же работать надо! Для этого надо журналисту пойти, порасшифровывать и все такое. Открыл любой сайт, посвященный «Оскару» или какой-нибудь условной Дженифер Лопес, все байки тебе написаны!
Ю. ГУСМАН Ничего не поэтому, а потому что Ну, и поэтому, а потому что фразу у советских собственная гордость, на буржуя смотрят свысока почти неприменима. Мы очень много говорим, какие мы патриоты, какие мы, там, красно-коричневые
С. БУНТМАН Понятно, да. С другой стороны, есть нормальный баланс. И он достигается довольно трудно. Та же самая Франция, Германия, Великобритания, они прошли через очень много с послевоенного времени. Они с толком из себя вынесли американомании в кино, собственный патернализм, который чуть не убил все американское, но не мог убить. Они прошли через очень много балансов, через пробы и ошибки, о которых мы так много вчера говорили, когда говорили о качестве кино. Так что здесь я бы просто бы прислушался и присмотрелся, а вот почему это журналисты делают? Не вот, журналист, газета, а я бы присмотрелся, почему они это делают. И еще ко всему а что я сделал для того, чтобы они меня, все ли я сделал для того, чтобы журналисты у себя в газете напечатали разворот? Действительно ли это нужно каждому платить или что-то, такая вот коррупция? Я дальше просто иду. Хорошо. Вот понимаете, Юлий Соломонович, я, естественно, должен вам здесь, т.к. вы пришли в гости, должен вам льстить, вот я это и сделаю сейчас. Вы правильно поступили, что сейчас «Ника» продолжается, например. Несмотря на то, что есть другая премия. «Ника» продолжается. И делает свое гнусное дело дальше! И естественно, поубивали нервных клеток массу, всяких
Ю. ГУСМАН Это то же самое, что я вас поздравляю, что вы продолжаете, у вас-то поубивалось клеток больше, чем у меня. Меня один гробил, один человек, подлый, а вас система чуть не уничтожила!
С. БУНТМАН Я это к тому говорю хорошо, эту дверь забили, сейчас мы найдем еще, и будем продолжать свое дело.
Ю. ГУСМАН Вот это дудки! Когда ты имеешь дело с армией Гудериана, а против Раисы, против нас выступает армия профессиональная. Кино не плохое, не то, что мы не можем продвинуть наши шедевры на фоне этого дерьма, которое снимают Ты говоришь, американское кино, как его не полюбили посреди моего любимого антиамериканизм, сойдя с ума на время просто с Черкизовым, но это другой вопрос
С. БУНТМАН Что-что?!
Ю. ГУСМАН Здесь такие были антиамериканские волны, пока мы не победили в Ираке
С. БУНТМАН Вы не победили пока. Я просто войны не люблю как таковой
Ю. ГУСМАН А никто не любит. А если бы Гитлера можно было бы остановить, его надо было устанавливать в 1932 году. Ладно, забудем про Гитлера, вспомним про кино. Так вот, если мы будем иметь энтузиастов и героев, Юлька с инсультом, Рая на костылях, не дай бог, а Вита с любовью без зарплаты, ты из преданности делу борьбы с империализмом, то мы никогда ничего не сделаем. Хотя был райком партии, куда обиженный и оскорбленный кинопрокатчик мог придти и пожаловаться. Сегодня эта равноудаленность означает, что сколько вы лавируете с Венедиктовым, выживаете, кусаете ногти, создаете «Арсенал», чтобы вступить с честью. Потом будет «Арсенал-3», если там закроют, потом вас палками погонят, если будете не то говорить, вы станете наконец то говорить, поздравляю, но не то А сегодня я знаю, что «Ника» была совсем мной, не потому что я вот такой, это было едва не помешательство. Если бы, условно говоря, президент не остановил и не поддержал, когда там было письмо все о том, я Что открыть, новую «Хрюку»? Из целлофана вырезать, из фольги, вручать в подъезде дома друзьям, дорогой Сокуров, приезжай в дом, я тебе из фольги сделаю шоколадку
С. БУНТМАН Подождите, вы что, в подъезде шоколадки вручаете?
Ю. ГУСМАН Нет, потому что хотят. Когда сегодня идет нечестная борьба за «Киноцентр», за Дом кино, за «Нику», за прокат, когда группа одних и тех же практически уголовных сил уничтожают во имя того, чтобы завладеть киностространством это не патриотизм, это не рыночная экономика, где пусть расцветают все цветы, говорил Мао Цзэдун. Это нормальное создание вертикали, которая искусство убивает. Вертикаль нужна милиции, пожарной охране, чтобы быстро приезжали, и в административной службы, чтобы меньше воровали. Сегодня Раисам, условно, надо помочь. Хотя в последнее время деньги у них появились. Они же первые годы были точно как
С. БУНТМАН Хорошо, так что, просить? Я не понимаю, просить, требовать
Р. ФОМИНА Речь идет о чем все-таки? Есть какие-то фигуры умолчания, потому что мы говорим, но естественно, не все говорим. Например, вот мы очень радуемся тому, что российское кино все-таки идет в нашем прокате. Не все так просто. Для того, чтобы попасть в нормальные кинотеатры, вы должны, не знаю, если не перевернуться через голову 550 раз, не знаю, искать какие ходы. Потому что кинотеатры говорят не нужно нам ваше русское кино. Вот если вы придете в Гонконг в кинотеатр, если вам скажут ваше гонконгское кино нам не нужно, у вас отнимут лицензию. Если вы придете во Франции в кинотеатр, скажете у меня есть французское кино, и вам скажут не нужно нам ваше французское кино. Да, во Франции выходит американское и французское, в Гонконге гонконгское и американское. Во всех странах свое кино имеет невероятный приоритет. Здесь нет приоритета для русского кино
С. БУНТМАН Нужно законодательно это сделать? Законодательно ввести или определенную квоту, или определенный процент?
Р. ФОМИНА Не знаю.
Ю. ГУСМАН Я не согласен. Дело в том, что законы не помогают, потому что вот я вижу французские экраны, я бываю, я там с огромным трудом Там можно найти, там Астерикса и двух еще придурков, которые бегают. Т.е. если кино не успешное, французское, коммерчески не успешное, в прокате на Елисейских полях оно идти не будет.
С. БУНТМАН Не пойдет. Оно не будет идти 3-4 недели, но недельку-то все равно пойдет.
Р. ФОМИНА Конечно.
Ю. ГУСМАН Оно проходит, дело в том, что только один способ, это сказал Е.Т. Гайдар, объяснив всей стране давно. К сожалению, никто об этом не думает, а все думают, как бы найти партенализм. Пока не будет 1000 кинотеатров с 5-10 залами каждый, где прокатчику в зале на 80 мест или 120 мест будет выгодно показывать Киру Муратову, на которую будет зал ломиться, потому что у нее огромное количество интеллигентных поклонников, но увидеть в зале «Пушкинский» они ее не смогут
Р. ФОМИНА А никто и не просит
Ю. ГУСМАН Потому что есть в Вашингтоне, где дочка живет, я часто бываю, на улице Коннектикут-авеню есть гигантский кинотеатр, в районе таких нет, очень мало, наверное, старый остался, мест где-то на 2500. Там идут только долго-долго «Звездные войны», которые сменяются долго-долго «Гарри Поттером». И не потому, что, условно говоря, только из-за денег, а потому что набрать такие гигантские залы могут только гигантские структуры
С. БУНТМАН Правильно, и это фильмы, приспособленные для того, чтобы Это фильм-аттракцион. Я помню, когда «Первый эпизод» здесь, в «Пушкинском» вышел, его надо было только в «Пушкинском» смотреть. Потому что я помню, как пришли более-менее старые поклонники первых фильмов, с маленькими детьми. И зал весь, когда услышал позывные «20 века Фокс», и первые слова, когда поехали «Звездные войны», зал так весь ахнул. Я последний раз такое на стадионе слышал!
Ю. ГУСМАН Вот показывали «Апокалипсис сегодня». Помнишь, ночью был сеанс, и показывали Копполу со специальной аппаратурой, он навез миллион, ночью строили, я остался, и рядом, полтретьего, и когда полетели эти, поднимались «Валькирии», вертолеты, я сошел с ума! Так дайте мне сойти с ума или высокохудожественностью, или высокоаттракционностью, а не требуйте приоритетов плохому, безобразному кино! Не будет его никогда. Вы не заставите людей платить деньги в кинотеатре. Их надо просто бедным показывать в ЖЭКе.
С. БУНТМАН Единственное, что нужно чтобы так, как это, ну, там Франция, там Германия, там Гонконг, здесь Россия, единственное, что нужно, чтобы от порога не отбрасывалось сразу еще неизвестное тебе кино. Потому что даже если ты один, ты, конкретный прокатчик, или, скажем, критик, посмотрел это кино, и скажешь нет, это дело не пойдет у нас, в Кургане, чтобы не отбрасывалось с порога, а была возможность в одном из залов, почему и нужны действительно мультиплексы, чтоб можно было дать равные стартовые условия.
Ю. ГУСМАН Конечно, надо построить обязательно многозальные, туда прислать «Афишу», когда нет денег на малобюджетный фильм
Р. ФОМИНА Как это?
Ю. ГУСМАН На малобюджетный фильм У них роскошные постеры, роскошные какие-то макеты
С. БУНТМАН Это тоже равный старт.
В. РАММ Но послушайте, мы говорим о не равных фильмах. Вот блок-бастер «Звездные войны» и Кира Муратова. Допустим, сегодня в нашем кинорепертуаре, т.к. я его обозреваю, я вижу, у нас сейчас идет 7 отвратительнейших, плохих, ниже уровня нельзя придумать, американских комедией. Просто весеннее разжижение.
С. БУНТМАН Какие?
В. РАММ «Идол», «Цыпочка», и еще, и еще.
С. БУНТМАН Ну, и что? Пусть идут себе на здоровье.
В. РАММ Но у них реклама, которую мои коллеги, молодые кинообозреватели, которые в кино практически не ходят, кино не знают, не понимают его, из Интернета вытаскивают про всех этих Сандлеров и Пэлтроу, невероятное количество, и сами работают на рекламу этих фильмов. Т.е. нам нужно еще и внутри переломить себя Но, допустим, когда наши прокатчики этим же комедиям дают гораздо больше экранов, вот как вот с этим?
Ю. ГУСМАН Ты говоришь такую вещь, которая меня просто убивает. Да не пойдут на фильмы Киры Муратовой и Сокурова зрители «Цыпочки», «Just married»! Эти люди пришли похохотать в 16 лет
Р. ФОМИНА На самом деле, это не совсем так. Потому что многие американские фильмы не собирают ничего
В. РАММ В том-то и дело!
Р. ФОМИНА И им все равно дают экраны. Потому что эксклюзивные контракты. Если вы хотите получить у «Уорнера», условно говоря, «Гарри Поттера», вы должны взять еще 9 всякой дряни, на которой будут сидеть 3 человека!
С. БУНТМАН Значит, это неизбежно. Значит, надо думать не над тем, как давайте сделаем такой закон, объявление всех российских фильмов хорошими, вот закон все российские фильмы объявляются хорошими и успешными, нет
В. РАММ Дистрибьютеры работают пакетами. Это все, это выкручивает руки
Ю. ГУСМАН Я в США очень много хожу в кинотеатры, обожаю. Это абсолютно не так. Т.е. это теоретически так, они покупают, но ничего не пускают
Р. ФОМИНА Я не про них говорю, а про Россию.
Ю. ГУСМАН Я проверил. Как только там фильм обваливается в первый уикенд, то он висит 1,5 дня, и его убирают
Р. ФОМИНА Это в США, а не в России…
В. РАММ Я сама лично обозревала несколько фильмов с Аль Пачино, с Робертом де Ниро, которые вообще в США в прокат не выходили и не будут выходить. У нас они шли в 15-20 кинотеатров.
Ю. ГУСМАН — Какой, например?
В. РАММ С Аль Пачино был плохой фильм очень, с де Ниро, не помню сейчас, это было в январе
Ю. ГУСМАН Очень плохой фильм?
В. РАММ Да, очень плохой фильм. А он выходил, с Сильвестром Сталлоне «Ангельские глазки». Вот Сталлоне выходил в Италии, побыл там неделю собрал там жалкие 150 тыс. евро и был снят с проката. У нас он шел 2 недели в роскошных кинотеатрах!
С. БУНТМАН Раиса, скажите, есть ли обязательства держать его до второго пришествия?
Р. ФОМИНА Конечно
В. РАММ Он должен отработать весь прокатный вот этот регламент.
Ю. ГУСМАН Ну, это уже какая-то кабальная вещь
С. БУНТМАН Значит, существуют уже кабальные условия. Тут что делать? Надо каким-то образом
Р. ФОМИНА Ну, если бы я знала. Я знаю только проблемы, а как их решать Это не один день. Я хочу сказать вам еще один пример. Мы выпускали картину А. Кончаловского «Дом дураков». Нам нужно было ее выпустить в октябре, потому что, понятно, должна была выйти в прокат для того, чтобы иметь возможность выставляться на «Оскар». Многие кинотеатры, которым картина понравилась, сказали, это независимые сети, я не говорю о главных сетях «Каро» или «Империя кино» — это вообще невозможно было подойти. Они сказали вы знаете, картина неплохая, она вполне приличная, у вас есть рекламный бюджет? У нас был очень хороший рекламный бюджет, и действительно, картина была поддержана невероятно и рекламой, и прессой, и щитами, и растяжками, всем на свете. Но вот вы понимаете, у нас обязательства мы должны показать «20 век Фокс» какую-то там картину, вы не напишите ли, Раиса, письмо в «20 век Фокс», чтобы они разрешили дать вам 2 сеанса в кинотеатрах, чтобы вклиниться в это? Я написала письмо на «20 век Фокс». Должна сказать, что не дошло до того, чтобы его отправить, потому что как-то владельцы кинотеатров, управляющие, как-то они решили эту проблему сами. Но просто сама постановка вопроса: для того, чтобы российскую картину показать в кинотеатре, надо писать письмо в «20 век Фокс»!
С. БУНТМАН Значит, через какие-то действия, через какое-то время, вполне возможно, только работать надо неустанно, возможно, что условия изменятся. И когда станет, опять же мы про те же строительства кинотеатров, когда прокат в России станет существенным достаточно, хотя бы ощутимым фактором даже для менеджеров, мировой прокат, включая прокат в России, тогда условия станут несколько иными. Вот и все. Когда вот будет столько экранов, сколько мы предполагаем, разумно и нормально для насыщения России, хотя бы больших городов.
В. РАММ Ой, я что-то не верю в эти мечты, в мультиплексы, потому что
С. БУНТМАН А что, не надо строить?
В. РАММ Надо строить, но я что-то очень сомневаюсь, что даже будучи в мультиплексах, в провинции будут выпускать российские кино. Потому что я знаю несколько компаний, которые занимаются глобальным строительством по России. Это люди очень прагматичные, они готовы построить эту сеть и продать ее зарубежной компании, которая имеет пакет, вот как, я не знаю, в Голландии и прочее. У них эти планы есть. Как работать голландским владельцам
Ю. ГУСМАН Ну, и что? «Дарьял-ТВ» купили какие-то шведы или голландцы, и что, они показывают шведское? Нет, все осталось, чуть хуже стало, на мой взгляд.
В. РАММ Не знаю. Это очень большая проблема, мне кажется.
С. БУНТМАН На самом деле, очень многие компании, и опытные, работая в России, и если нормальная в России будет ситуация и нормальная конкурентная ситуация, то они будут, может быть, и лучше понимать совершенно другими принципами
Ю. ГУСМАН (провал сек. 3). Оказалось, что большинство этих, совершенно наших родных названий, там, «Милая Мила», «Домик в деревне» — все они, за ними стоят компании «Нестле», я могу ошибиться
В. РАММ А пиво «Старый мельник»?
Ю. ГУСМАН Нет, «Старый мельник», там, «Веселый попугай», «Толстый Робинзон» — оказывается, все стоят американские какие-то корпорации. Поэтому тут не надо этого бояться. Они на этом рынке будут знать, что Янковского и Караченцева надо показывать, потому что он собирает кассу, а когда идет плохой фильм
Р. ФОМИНА Кстати, о кассе. Когда, я же читаю все время зарубежные журналы и смотрю картины, там, заработала в Германии 11 млн. за 3 недели проката, ну, например, «Биби маленькая волшебница», детская картина, которую мы собирались выпускать и никак не можем вклиниться в кинотеатры. 11 млн. долларов за 3 недели проката. Или картина такая-то, заработала 100 млн. за 4 недели проката. Российский рынок, огромный, конечно, но цифры здесь намного скромнее. Ну, американские фильмы, я могу чуть-чуть ошибиться, от 7 до 10 млн. долларов, бокс-офис, русская картина, что бы вы не читали в журналах, какие бы то цифры вам там не рассказывали, эти журналы, все-таки это в пределах
ПРОВАЛ СЕК. 5.
В. РАММ Учитывая, что 50% остается кинотеатру, то кинопроизводителю
Р. ФОМИНА Да, и поэтому получается, что российская картина, предположим, она стоит 1,5-2 млн. долларов. Это много, хотя некоторые объявляют намного больше бюджет. Предположим, 1,5-2 млн. долларов. Вот самый успешный кинопрокат это миллион долларов. Значит, кинотеатр оставляет себе, плюс реклама, плюс печать копий, т.е. владелец, реальный продюсер, получает там где-то 300-400 тыс. долларов. Это в лучшем случае. Т.е. пока, почему я говорю, что этот кинобизнес для тех, кто его делает, это не бизнес пока это все-таки, вернуть эти деньги почти невозможно. Если мы говорим о продажах за рубеж российской картины какой-то, не буду говорить о Михалкове, не знаю там цифры по его картинам, думаю, что тоже вряд ли он возвращает деньги, затраченные на свое кино, потому что его бюджет производственный намного больше. Но все-таки, наиболее успешная какая-то российская картина, вот если учесть, что она продана в 30 стран, это где-то будет полмиллиона долларов.
В. РАММ Вот вы общались с «Сони Класикс» в продаже с «Кукушкой», я помню все, даже громкие аплодисменты, даже самые завистники или, там, недоброжелатели искренне поздравляли вас с этим большим успехом на Каннском фестивале продажа фильма «Сони Класикс». Но когда я читаю о том, что «Сони» вкладывает сотни миллионов долларов на китайский рынок и ни рубля на российский, что такое в России?..
Ю. ГУСМАН Да все очень просто. Это то означает, что за 2 дня о самой главной национальной премии, 16 лет…
В. РАММ Ни одной публикации!
Ю. ГУСМАН Тебя очень волнует «Сони Класикс», хотя слушатели не знают, что это такое, за сколько продала, куда купила это мы говорим на радио, за 2 дня до «Ники»! Потому что тебе гораздо интереснее продажа «Сони Класикс», чем те же успехи или неуспехи «Кукушки» Рогожкина на «Нике». И до тех пор, пока это будет во всех вас сидеть, что «Сони Класикс» — главное, а Раиса Фомина за пивом у нее там бегает, если мы будем считать, что «Оскара»
В. РАММ Да нет
Ю. ГУСМАН Только так! Потому что у нас «Оскар» — это
С. БУНТМАН Да нет, это крупнейший инвестор, почему ему не интересна Россия?
Ю. ГУСМАН Сегодня надо рассказывать, сегодня все радиостанции, все телеканалы, все газеты должны говорить о «Нике». Как о кинопроцессе, я не о гусманоидах и их танцах, только об этом. За месяц до «Оскара» Америка нагнетает атмосферу в мире. Этого, правда, не было 75 лет назад, когда это будет главное событие
Р. ФОМИНА Это главное событие только потому, что это главное событие в бизнесе. Как только
Ю. ГУСМАН Это надо делать целенаправленно. Коммунисты словом «пропаганда» и «агитация», когда хотели, поднимали здорово
Р. ФОМИНА Мне кажется, что мы можем говорить о «Сони Классикс» только в такой плоскости. Сельянов, одни из самых успешных, но не значит, что коммерческим успешных российских продюсеров, пытается любыми силами вернуть деньги, чтобы вложить их в следующую картину. И в данном случае «Сони Класикс» — это просто компания, которая может купить за приличные деньги картину, может выпустить ее на американском рынке довольно приличным тиражом. И это даст возможность эти деньги вложить в следующее кино. Только так, ничего другого, «Сони Класикс» нам не интересна. Она нам интересна как серьезный прокатчик, который может российскую картину раскрутить на том рынке и помочь продюсеру заработать.
В. РАММ Которая номинирована на «Нику», и мы всегда говорим
С. БУНТМАН Я вам скажу, что сейчас спор-то не совсем правильный. Потому что, вы понимаете, вот мы сейчас, вот когда говорим о передаче, о конкуренции когда говорим, о прокате, вот говорили и будем говорить о кино, о производстве, о «Нике», по секрету скажу, у нас специальная передача ей посвящена, специально эту неделю мы ей посвятили, так что уж не надо, не гневайтесь. Так вот, мы это говорим, потому что мы пытаемся понять. И это не обязательно должны понимать миллионы зрителей, которые просто возьмут и пойдут, когда увидят из-за рекламы, из-за того, что кино хорошее, что смотреть приятно, из-за того, что, извини меня, Вита, попкорн продают можно не покупать, но его продают.
В. РАММ Но громко хрумкать не надо!
С. БУНТМАН Из-за того, что это приятное место, из-за того, что это модно. Вот мне жалуются здесь, говорят как премьера, а у нас теперь как у приличных людей, день установлен в неделю, нормально, отлично, все правильно
В. РАММ Да, по четвергам меняется
С. БУНТМАН Во Франции в среду, у нас в четверг
Ю. ГУСМАН Так на что жалуются?
С. БУНТМАН Жалуются, премьера, не пройти через Бахрушина, все уставлено иномарками!
В. РАММ Это кинотеатр «5 звезд».
С. БУНТМАН Это значит, что, во-первых, это модное времяпрепровождение. А на следующий день после премьеры, должен сказать, вы нормально туда пойдете. И билеты там не сногсшибательные.
Ю. ГУСМАН Кстати, хочу сказать, что представить себе еще несколько лет назад, что в Москве найдется около 200 тыс. человек, между 100 тыс. и 200 тыс., людей молодых, которые позволят себе потратить 30-40 долларов за вечер, а это значит себе билет, девушке билет, попкорн, кока-кола, такси. И эти иномарки тоже принадлежат не нуворишам, а молодым людям. Я вот однажды вышел из к/т «Стрела», а я как Гарун аль Рашид обожаю ходить в кино, всегда любил, я хожу во все кинотеатры, во всех был, в «Imax» был, обожаю кино и хожу в кино. Или звоню, или просто покупаю билет. Так вот, стояли «Мерседесы» и всякие «Лендроверы» возле кинотеатра у нас! И выходили молодые мальчики и девочки, и они вовсе не дети Березовского, Гусинского и Ходорковского. Этого не может быть! Ну, не себе в убыток. Потерпите, сегодня Фомина это Беллинсгаузен, Колумб, они плывут
В. РАММ За что ее наградили и во Франции
Ю. ГУСМАН Открывает вместо Индии Америку случайно, наступает на грабли, впервые читает в «Райте», который не достанешь, журнал «Премьер». Бум, который существует в киноиздательстве, а просто зайти в книжный магазин сегодня это счастье. Это такое все, я недавно был здесь, я обалдел! Зайти, киоск газетный, это счастье! Все журналы, какие-то невероятные, от «Завтра» газеты до «Космополитена». Пойти, в обычном ларьке, читай там все это.
Р. ФОМИНА А раньше на «Московские новости» только по блату можно было подписаться!
Ю. ГУСМАН Да. И вот сегодня, уверяю тебя, когда Раиса будет строить 3-летние катера кинобизнеса
В. РАММ И получит «Славу» за заслуги перед отечеством, а не французский орден!
Ю. ГУСМАН И ее пустят бандиты в свой «Киноцентр», забрать вещи
С. БУНТМАН Нет, бандиты друг друга перестреляют!
Ю. ГУСМАН Меня они пустили забрать парочку штанов
Р. ФОМИНА Что еще я хочу сказать, что конечно, американцы, у них надо поучиться, как они умеют действительно раскручивать свои события. Как они могут заставить все свои события уважать. Ведь «Оскар», что он значит? Посмотрите, какие фильмы получали «Оскар», если вы за все эти 75 лет посмотрите. Фильмы, о которых никто не помнит, и в общем, даже не знает. А многие фильмы достойные не получали. Но дело в том, что если картина получает «Оскар», иноязычная картина, ее покупают прокатчики везде. А здесь, если вы приходите, ну, хорошо, Кира Муратова, положим, ее трудно смотреть в кинотеатрах, мало зрителей. Но я прихожу на телеканал и говорю вы знаете, картина награждена «Золотым орлом», «Никой», это картина, которая отмечена как лучшая режиссура, лучший фильм купите. Да не надо, причем тут «Ника»
С. БУНТМАН А вот поймут, что надо!
ГОВОРЯТ ВМЕСТЕ.
С. БУНТМА Очень быстренько, несколько секунд!
Ю. ГУСМАН Очень быстренько включайте в субботу, наслаждайтесь победой нашего русского кино!
Р. ФОМИНА Над нашими врагами!
С. БУНТМАН Мы еще повторим, и не забудьте, что у нас еще и завтра, и послезавтра про российское кино передачи, и специальная передача о «Нике» будет в рамках «Было не было» на «Арсенале». Спасибо большое! Юлий Гусман, Раиса Фомина, генеральный директор прокатного агентства «Интерсинема-арт» были нашими гостями сегодня.


Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире