14 марта 2003
Z Было — не было Все выпуски

Программа радио «Арсенал» «Было — не было»


Время выхода в эфир: 14 марта 2003, 14:00

14 марта 2003 года
В эфире радио «Арсенал» программа «Было не было»
Эфир ведет Сергей Бунтман.

С. БУНТМАН Мы завершаем сегодня серию, посвященную замечательным женщинам разных эпох, разных стран, разных народов, разных верований и разного рода занятий. Я напомню, что начали мы с римских женщин, с идеала римской женщины и с исторических примеров, совершенно разных. Дальше мы перешли к Элеоноре Аквитанской, великолепной совершенно женщине, королеве двух королевств, матери двух английских королей, вдохновившей, например, Кэтрин Хэпберн на чудесную совершенно роль в фильме «Лев зимой». Далее у нас была Екатерина Дашкова, потом, в четверг, вчера, мы говорили о Надежде Яковлевне Мандельштам. И сегодня у нас изумительный персонаж 20 века, Коко Шанель. Виталий Дымарский, добрый день.
В. ДЫМАРСКИЙ Добрый день.
С. БУНТМАН Зам. гл. редактора «Российской газеты».
В. ДЫМАРСКИЙ О законах говорить не будем.
С. БУНТМАН И о «Полезной страничке», «Вырезалке для взрослых», как кляузничать на свой ЖЭК, чудесные совершенно вещи, которые есть в «Российской газете». Но кроме того у нас куча всяких совместных проектов и в прошлом, и в настоящем, и, я думаю, в будущем. Но вот Виталий Дымарский, который много-много лет работал во Франции, и как-то раз сказал, вот история замечательная о Коко Шанель, одна из историй, которая меня поразила до глубины души. Сегодня мы к этой истории, относящейся к войне, к военному времени, которая была чрезвычайно сложной во Франции.
В. ДЫМАРСКИЙ Вообще, Сергей, я хотел сказать, что жизнь Коко Шанель была настолько богатой и разнообразной, что там историй очень много.
С. БУНТМАН Нет, ты понимаешь, другие истории, как-то мы о них, многие, кто интересовался, более или менее слышали, Коко Шанель у нас связана со многими вещами, но вот тут какой-то такой поворот судьбы интересный. Можно от этого отталкиваться, хотя бы, я думаю, что мы не сразу придем к этой истории. Но во всяком случае сегодняшнюю передачу мы посвятили Коко Шанель, и для этого и пригласили Виталия Дымарского. Для того, чтобы войти в атмосферу разных лет, тоже один такой феерический персонаж французской культуры, как Борис Виан, писатель, джазмен и символ послевоенной культуры Франции, искусства ее. Но то, что вы сейчас слышите, это не Борис Виан, он еще сыграет на трубе, потому что он джазист, а играет, знаешь, кто, Виталий?
В. ДЫМАРСКИЙ Я не слышу.
С. БУНТМАН Возьми наушники, послушай. На гитаре-то кто играет, как ты думаешь, кто так может играть на гитаре? Джамбо Рейнхардт конечно. И мы будем так периодически сопровождать наши разговоры.
ОТВЕТ НА ВОПРОС
С. БУНТМАН Новейшее время, Коко Шанель. Начнем, пожалуй, сначала, когда она прогремела, Коко Шанель, и чем сразу запомнилась, потом чем стала запоминаться?
В. ДЫМАРСКИЙ Коко Шанель, я хочу сразу предупредить, я не биограф.
С. БУНТМАН Естественно, да.
В. ДЫМАРСКИЙ И вообще, так сказать, заняться некоторыми страницами ее жизни меня заставила эта история. Очень легко даже вспомнить год, это был 95 год, т.е. 50 лет спустя окончания второй мировой войны. И через 50 лет были раскрыты многие документы, в частности английской разведки. И оттуда выплыла история Коко Шанель времен войны.
С. БУНТМАН Да, но о ней чуть позже.
В. ДЫМАРСКИЙ Да, о ней мы будем говорить чуть позже, но все-таки я здесь еще одну хочу подробность, что называется, чуть дальше, а сейчас я просто хотел бы вот что сказать, что тогда, когда все это возникло, я начал смотреть все энциклопедии французские по поводу, что там пишут о Коко Шанель, а надо сказать, что Коко Шанель во Франции это больше, чем просто всем известная модельерша или, как сейчас, дизайнер моды, Андре Мальро, это знаменитый писатель, государственный деятель французский, был один из самых известных министров культуры Франции, он вообще назвал три самые выдающиеся фигуры Франции в истории 20 века. Это Шарль де Голль, это был Пикассо и Коко Шанель. Так что Шанель, еще раз я повторяю, во Франции это очень много. Это имя-символ целой эпохи. Так вот, если вы откроете любую энциклопедию французскую с подробным жизнеописанием Коко Шанель, то период где-то с 40 до 45 года, период войны, это белое пятно, т.е. как будто ничего происходило в ее жизни.
С. БУНТМАН Да.
В. ДЫМАРСКИЙ В это время, а там происходили очень многие интересные вещи, о которых мы поговорим чуть позже.
С. БУНТМАН Да, чуть позже.
В. ДЫМАРСКИЙ А начинала она, насколько я знаю, она приехала из провинции в Париж, как делали многие люди для того, чтобы завоевать столицу. Начинала она с самого простого, в смысле она не перешла сразу к высокой моде, а она была научена своей мамой изготовлению шляпок. И вот как шляпница она начала, так сказать, свою деятельность в Париже. Затем целая полоса везений, совершенно случайных встреч, какое-то удачный рикошет таких встреч, свиданий, даже отдельная история была, как ее случайно сфотографировали в каком-то парке парижском, и кто-то заинтересовался этой фотографией, т.е. вот такой целый клубок, что ли, совпадений и обстоятельств, которые ей очень помогли в жизни, она постепенно приобрела свое имя. Но пожалуй, одна интересная история, греметь имя Шанель начало после того, как вышли духи «Шанель номер 5». И здесь тоже довольно любопытная история, но сразу предупреждаю, что это версия, поскольку до конца она не подтверждена никакими историческими документами. Но версия, самая такая близкая вроде как бы к истине, которую чаще всего рассказывают о происхождении этих духов, в том, что одним из ее ухажеров, а у нее было очень много мужчин в ее жизни, так вот, одним из ее ухажеров был великий князь Дмитрий Павлович, который был сослан во Францию царем после убийства Распутина. Он был в той компании, вместе с Юсуповым, Пуришкевичем, которые убивали Распутина. И после этого он был сослан во Францию. И там он познакомился с Коко Шанель, влюбился в нее, и у них был такой роман, не переходивший ни в какие официальные отношения, хотя сам великий князь на них настаивал. Даже был такой эпизод, он как-то сказал Шанель, что ему во сне явился царь и сказал, что, Дмитрий Павлович, князь, и она должны быть вместе, вот такова воля судьбы. Она так на него посмотрела и сказала а ко мне царь не заходил. Таким образом, как бы отрезала. Но тем не менее отношения у них были достаточно близкие.
С. БУНТМАН Интересно, это было после расстрела царской семьи?
В. ДЫМАРСКИЙ Думаю, что конечно, после. И тем не менее отношения у них были достаточно близкие, дружеские, и однажды, Шанель уже к тому времени была достаточно состоятельной женщиной в отличие от великого князя и всех других русских эмигрантов, она его решила взять на прогулку на авто, которое она тогда приобрела, на юг Франции. И посадила этого Дмитрия Павловича, кстати говоря, когда она его пригласила, он говорит у меня на это нет денег, хотя понятно, что великому князю было очень тяжело признаваться в этом. И тогда Коко ему сказала, что «я бензин беру на себя, а там не будем останавливаться в роскошном отеле, снимем что-нибудь скромненькое». И потом уже Шанель вспоминала, что директор гостиницы, в которой они остановились, не хотел давать Дмитрию Павловичу, великому князю, счет за проживание, Шанель просила его не давать князю, он как мужчина должен был оплатить, и Дмитрий Павлович из-за этого очень переживал, как-то сказал «это унижает мое мужское достоинство», тогда конечно Шанель шепнула хозяину гостиницы напишите ему что-нибудь поменьше, счет, пусть он это оплатит, а все остальное заплачу я. Но дело даже не в этом. Во время этой поездки на юг они попали в город, во Франции очень известный, как ни странно, он менее известен за пределами Франции, хотя это парфюмерная столица Франции, это город Грасс. Это, как я говорю, он не под Ниццей, а над Ниццей. Т.е. это рядом с Ниццей, но это в горах.
С. БУНТМАН Потому что, как говорили в известном фильме, там ниже Ниццы и ниже Марселя нет ничего.
В. ДЫМАРСКИЙ Ничего уже. Грасс как раз недалеко от Ниццы, над Ниццей в горах. Кстати говоря, Грасс еще известен тем, что там очень долгие годы жил Иван Бунин, наш писатель, и там сохранился до сих пор, собственно говоря, дом, где он жил, поставили небольшой памятник, а дом сейчас принадлежит какой-то семье, но это мы уже отвлекаемся на другую историю, на бунинскую. Значит, они приехали в Грасс, великий князь и Коко Шанель. А это действительно парфюмерная столица Франции, там очень много парфюмерных фирм, самые известные конечно же перебрались в Париж, Шанель, могу ошибиться, женщины это лучше знают все фирмы известные, французские, парфюмерные, но все они как бы выходцы из Грасса. И в Грассе они знакомятся с одним парфюмером по имени и фамилии Эрнест Бо. И Бо этот, он, собственно говоря, среагировал не столько на Шанель, которую он не знал, сколько на русского великого князя, поскольку, как оказалось, его отец, этого француза, служил при императорском дворе в Санкт-Петербурге. Это многие французы, кстати говоря, были в России, жили и работали там. И он естественно очень хорошо, так сказать, среагировал на гостей, в первую очередь на этого великого князя, и такая дружеская встреча во многом развязала этому Эрнесту Бо язык. И он назвал своим новым знакомым больше 20, не помню сейчас точную цифру, 24 по-моему или 25 ингредиентов новых духов.
ВОПРОС СЛУШАТЕЛЯМ
В. ДЫМАРСКИЙ Он назвал более 20 ингредиентов своих новых духов, которым, как говорят злые языки, этим рецептом и воспользовалась Коко Шанель. Правда, добавляют они, она туда еще влила также и свои некие компоненты, и так родились, благодаря в какой-то степени дружбе с великим русским князем, так родились знаменитые духи «Шанель 5». Я не знаю, будешь ли ты задавать этот вопрос слушателям, но почему номер 5 они называются.
С. БУНТМАН Нет, не буду, это можно сказать.
В. ДЫМАРСКИЙ Тогда скажу, она сама, Коко Шанель, объясняла это очень просто, говорит, что понятно, когда создаются новые духи, то создается несколько вариантов. И перед ней стояла «батарея» этих бутылочек, пузырьков, в которых разные варианты этих духов, она все попробовала, ей больше всего понравилось из одного пузырька, он стоял пятым. Т.е. это просто чисто такое отражение реальности.
С. БУНТМАН На самом деле, это гениально, ты знаешь.
В. ДЫМАРСКИЙ В пятом флаконе была та смесь, которая больше всего понравилась.
С. БУНТМАН Ты знаешь, вообще это гениально, потому что когда есть какой-то номер, предполагается, что были какие-то предыдущие, их надо искать и быть в ожидании последующих.
В. ДЫМАРСКИЙ После пятого должен быть шестой наверное.
С. БУНТМАН Это как у Лукаса со «Звездными войнами», эпизод 4, почему 4? Это сейчас только начинает все замыкаться.
В. ДЫМАРСКИЙ И собственно говоря, так родилось это название, номер 5, потому что именно из этого нового сорта, именно в пятом флаконе была та смесь, которая больше всего понравилась Коко, и конечно же, хотя она уже была женщиной достаточно состоятельной, достаточно известной, но не суперизвестной, именно эти духи, «Шанель номер 5», сделали ее действительно фигурой, о которой, как я уже в начале говорил, Анри Мальро вообще ее назвал, еще раз напомню, в тройке величайших фигур в истории Франции 20 века. Но эти духи принесли ей славу, понятно, принесли огромное состояние. И здесь родилась опять же история, которая получила тоже неожиданное продолжение именно в годы войны. Она в 24 году, увидев безумный совершенно успех «Шанель 5», она основала отдельную совершенно фирму по выпуску этих духов, т.е. выпускал не Дом Шанель, а отдельная фирма. И пригласила в компаньоны неких, современным языком говоря, бизнесменов, тогда, по-моему, такого слова еще не было, тем более во французском языке, мне так кажется во всяком случае.
С. БУНТМАН Во французском была же всегда калька, «деловой человек».
В. ДЫМАРСКИЙ Неких братьев Вертхаймеров, и вроде как бы это был разумный шаг, это было чисто коммерческое предприятие, эти братья стали ее компаньонами по выпуску только этих духов. И все как бы развивалось достаточно успешно, но эта история с этими братьями Вертхаймерами, она снова всплыла уже в годы войны. Мы как бы приступаем уже к этой истории?
С. БУНТМАН Сейчас приступим, через небольшую паузу. Итак, к войне подошла чрезвычайно знаменитой Коко Шанель, известной. Только обозначь, где она была в самом начале войны, 39-40 гг.?
В. ДЫМАРСКИЙ Париж.
С. БУНТМАН В Париже, т.е. она и не уезжала, не покидала?
В. ДЫМАРСКИЙ Между 24 годом «Шанель 5», еще раз повторяю, и 40-м годом оккупации Франции Германией Шанель была постоянно в Париже. Кстати говоря, это были действительно «русские» годы ее судьбы, поскольку через Дмитрия Павловича, через великого князя, она вышла на тот эмигрантский мир, русский, который осел в Париже после 17-го года, на улице Камбон, где находился основной дом моделей Коко Шанель, там звучала практически русская речь только. Она, как бы жалея этих людей, которые из аристократов попали чуть ли ни в бомжи, поскольку у них не было средств к существованию, это известная история, как все наши великие князья, просто князья, светлейшие князья работали там таксистами в Париже и т.д.
С. БУНТМАН Кто как, конечно.
В. ДЫМАРСКИЙ Да, по-разному, очень много осело эмигрантов, кстати говоря, в пригороде Парижа Медоне, они до сих пор там, потому что рядом были, сейчас уже закрыты, заводы «Рено», цеха заводов «Рено».
С. БУНТМАН Офицеры, работающие на заводе, да, тут очень много.
В. ДЫМАРСКИЙ Короче говоря, на улице Камбон звучала русская речь, там были сплошные русские графья, князья и бароны работали портными, какие там еще профессии, в доме моделей. Она в эти годы очень дружила с Дягилевым, и очень материально ему помогала, надо сказать, поскольку после провала его первой постановки, да, была очень дружна со Стравинским, даже ходят разные слухи, говорят, что дружба была больше, чем дружба.
С. БУНТМАН Это их личное дело.
В. ДЫМАРСКИЙ Это их личное дело, да, но когда у Дягилева был полный провал после многих успешных, известных «Русских сезонов» в Европе, был полный провал с первой постановкой «Весны священной» Стравинского, то он решил сделать еще одну постановку, никто не давал денег. И здесь случайно судьба свела с Коко Шанель. Коко Шанель, не очень зная его, не будучи сильно знакомой с ним, она ему дала деньги на эту постановку, вторую постановку «Весны священной». Отсюда началась их дружба. Кстати говоря, мода Коко Шанель, если уже не говорить о духах, а чисто о моде, символ этой моды Коко Шанель, это черное платье.
С. БУНТМАН Маленькое черное платье, так называемое.
В. ДЫМАРСКИЙ Вот говорят, что оно, собственно говоря, родилось тоже на одном из спектаклей Дягилева, когда она увидела сумасшедше разнаряженную публику, всех цветов радуги, ей это безумно все не понравилось, и у нее началась рябь в глазах. И вот как бы ее осенило, что платье должно быть черным, чтобы не было этого сумасшедшего по буйству цветов партера, это ее почему-то раздражало. Короче говоря, это такие были годы, но уже перед самой войной, в конце 30-х гг., она постепенно отошла от русской эмиграции, поскольку у нее тогда завязался другой великосветский роман с герцогом Вестминстерским. И она уже от русской эмиграции перешла скорее уже в мир чопорный, мир английских денди. И через этого герцога Вестминстерского она тогда же познакомилась с Уинстоном Черчиллем. Собственно говоря, это я опять же подвожу к военной истории, откуда потом родилась детективная фактически уже история во время войны. Переходим к ней?
С. БУНТМАН Сейчас перейдем. Виталий Дымарский.
ОТВЕТ НА ВОПРОС
С. БУНТМАН Мы же с Виталием Дымарским переходим к той самой ключевой военной истории.
В. ДЫМАРСКИЙ Опять же перед ней еще два слова. Я сейчас говорил об этом доме на улице Камбон в Париже, там были действительно замечательные детали, например, швейцаром в этом доме был бывший губернатор Крыма граф Кутузов. Он встречал всех посетителей в ливрее внизу. Великая княгиня Мария Павловна, которая, если бы не революция, должна была бы стать королевой Швеции, она руководила мастерской, цехом по русской вышивке. Т.е. такой был состав дома моделей Коко Шанель в 30-е гг.
С. БУНТМАН Так все-таки грустно, конечно, это все понятно, то такой дом призрения все-таки, несколько. Итак, переходим к истории, это белое пятно во многих биографиях.
В. ДЫМАРСКИЙ Белое пятно во многих биографиях Шанель. Значит, герцог Вестминстерский, она сменила одного аристократа дворянина на другого, роман с этим герцогом длился очень долго, целых 14 лет, поскольку для Коко это много, в ее жизни было очень много, как мы уже говорили, мужчин, но эти связи обычно долго не поддерживались. И этот герцог вводит, как мы уже тоже говорили, в иную среду, в новую среду. Черчилль, о котором я говорил, принц Уэльсский и т.д. Короче говоря, к началу войны и ко времени оккупации Франции Германией она вела вполне респектабельную жизнь главы известнейшего дома моделей. И когда немцы вошли в Париж, она знакомится с молодым атташе германского посольства, звали его, сейчас я вам точно скажу, Ганс Гюнтер фон Дюнклаге.
С. БУНТМАН Тоже не из мастеровых, да.
В. ДЫМАРСКИЙ Еще раз повторяю, атташе германского посольства, он на 15 лет моложе Коко Шанель, но, тем не менее, она им увлекается, и увлекается, судя по всему, небескорыстно. Вот мы говорили о тех братьях Вертхаймерах, которые были ее компаньонами по выпуску «Шанель 5», они немцы, вернее, они евреи, жившие в Германии. Но с приходом нацизма они вынуждены были из Германии уехать, они уехали в США, и Коко хотела через своего нового немецкого друга, атташе германского посольства, вернуть себе полностью права на «Шанель 5». Но и из-за этого она вроде как пошла на контакт с этим немецким дипломатом. Тут завязалась любовная связь, ничего из этой истории с Вертхаймерами у Шанель не вышло, поскольку они все права успели выкупить еще перед войной и с ними уехали в США. И короче говоря Коко ничего не получила, но еще раз повторяю, некая связь с немцами, уже оккупировавшими Францию и жившими там как дипломаты, у нее установилась. И вот тут она решила ввязаться в историю с заключением сепаратного мира между Францией и Германией, вернее, между союзниками без СССР и Германией. Т.е. это в ту историю, которая нам хорошо знакома по «17 мгновениям весны», если вы помните, естественно, когда там варианты были с сепаратным миром. И через этого своего друга, атташе немецкого посольства, Шанель вступила в контакт по своей инициативе с Вальтером Шелленбергом, шефом разведслужбы СС, доверенное лицо Гиммлера. Чтобы было нашим слушателям понятнее, кто это такой, это Табаков, я опять напомню «17 мгновений весны», этот тот персонаж, роль которого совершенно замечательно сыграл Олег Павлович Табаков. Короче говоря, она знакомится с Шелленбергом и предлагает как бы свои услуги. Поскольку она знакома с Черчиллем, она предлагает свои услуги в качестве посредницы для заключения сепаратного мира Германии с Западом. И, как ни странно, Шелленберг соглашается на эту операцию. Хотя в общем она с самого начала выглядела совершенно авантюрно. В общем, светская дама, совершенно не политик, понятно, что у нее какие-то знакомства есть, но тем не менее, чтобы она провела такую, по тем масштабам, по тем временам масштабнейшую операцию, дипломатическую или как ее там еще назвать, но видимо тогда все средства были хороши, или, скорее так, все возможности можно было бы попробовать использовать. И Шелленберг вызывает ее в Берлин, Коко Шанель, они там знакомятся и как бы проникаются взаимной симпатией. И тогда Шелленберг поручает Коко Шанель передать некое письмо Черчиллю для того, чтобы установить контакт.
С. БУНТМАН Это какой год, это до освобождения Франции, до 44 года?
В. ДЫМАРСКИЙ Конечно. Это 43-й год. В апреле 43 года состоялась первая встреча Коко Шанель с Шелленбергом. И эту всю операцию, надо сказать, что видимо фантазия далеко не шла как у немецкой разведки, так и у Коко Шанель, которая вообще разведчицей не была, значит, всю эту операцию они назвали «Модная шляпка», памятуя видимо о профессии Коко Шанель, вернее, о ее первой даже профессии, я бы сказал, шляпницы. Короче говоря, с этим поручением она вылетела в Мадрид, я уж не знаю, это стечение обстоятельств или привязанность Коко Шанель к определенному лейблу, к определенной марке, в Мадриде она остановилась в гостинице «Ритц», поскольку в Париже гостиница «Ритц» это было ее домом, эта знаменитая гостиница «Ритц» на Вандомской площади, она там, собственно говоря, и умерла, в номере гостиницы «Ритц», где она и жила уже до последних, потом, дней своей жизни. Так вот, она селится в гостинице «Ритц», и через одну свою знакомую, некую Веру Ломбарди, она должна была связаться с Черчиллем для того, чтобы передать это письмо. Та встреча состоялась, письмо она этой Вере передала, и с чувством выполненной миссии она вернулась в Париж. Как потом уже выяснилось, много позднее, когда, во-первых, раскрыли свои архивы секретные службы, в том числе британские, это письмо до Черчилля не дошло. Оно было остановлено, и вообще Шелленберг к тому времени уже понял, что это чистая авантюра, что это совершенно безрезультатная затея, и надеяться на что-то здесь наивно. И поэтому просто остановил это все, видимо решив воспользоваться более серьезными, что ли, каналами, в том числе, может быть, даже и опять же если вспомнить историю «17 мгновений весны».
С. БУНТМАН Это более поздняя история, здесь первую роль американцы играли.
В. ДЫМАРСКИЙ Тем не менее, письмо до Черчилля не дошло. Это стало уже известно позднее, но Коко Шанель в то время об этом не знала. Она как бы с чувством выполненной миссии вернулась в Париж. Вела себя нейтрально, но сама связь с этим атташе, сами эти контакты с немцами как бы предопределили уже ярлык, который на нее повесили после освобождения Парижа в августе 44 года. На нее повесили ярлык коллаборационистки, то, что она сотрудничала с немецкими оккупационными властями. И когда освободили Париж в 44 году, то Шанель сразу вызвали в полицейский околоток, в полицейский участок, тогда как бы всем заведовало движение Сопротивления, французское антифашистское, там не было такой идейной, нельзя было назвать ни коммунистами, ни левыми, так сказать, на чистом антифашизме это движение.
С. БУНТМАН Там разные были и направления, и секции, менее дробные.
В. ДЫМАРСКИЙ Там были направления, естественно, да. Известная, это уже другая история, кстати очень интересная, «Красной капеллы», знаменитой, и антифашистское движение во Франции, оно было важнейшей составной частью этой разведсети под названием «Красная капелла», но это совершенно другая история. Короче говоря, Шанель сразу же вызвали в полицейский участок и посадили. Ее посадили за сотрудничество с оккупантами.
С. БУНТМАН Я надеюсь, ее не стали стричь наголо, как простых девушек?
В. ДЫМАРСКИЙ Наголо ее стричь не стали, но сами понимаете, что для такой дамы, как Коко Шанель, это был конечно шок. И вот тут опять неожиданно возникает Черчилль, ее через неделю, нет, даже не через неделю, меньше недели прошло, несколько дней буквально просидела. И как говорят опять же, приказом это назвать нельзя, он не мог приказать, но по просьбе Уинстона Черчилля, тогдашнего премьер-министра Великобритании, который все-таки действительно был с ней знаком, который действительно ее очень уважал, ее освободили.
С. БУНТМАН Это когда? Он уже не был премьер-министром, судя по всему?
В. ДЫМАРСКИЙ В 44?
С. БУНТМАН А, в 44 да, если сразу 44. В 45 потом, да, все правильно.
В. ДЫМАРСКИЙ 44-й год, Уинстон Черчилль премьер-министр, и он договаривается с новыми властями Франции, что все-таки Коко Шанель надо отпускать. Но французы были настроены против нее очень агрессивно, резко. И Шанель выпускают, но с условием, что она не будет жить во Франции. И она вынуждена эмигрировать, уезжает в Швейцарию. И до начала 50-х гг. она прожила в Швейцарии, не имея разрешения на возвращение во Францию. И там фактически уже в Швейцарии, таким странным образом завершилась эта история с ее военной операцией «Модная шляпка». Поскольку сам Шелленберг, он на Нюрнбергском процессе, он получил, по-моему, самое мягкое наказание из всех нацистских преступников, которые были там представлены. Я не знаю, самое ли, но одно из самых, он получил 6 лет тюрьмы, и соответственно в начале 50-х гг., в 52 году он вышел, Нюрнбергский процесс 46-й год, он в 52 году выходит из тюрьмы и поселяется в той же Швейцарии. И там возобновляется дружба Вальтера Шелленберга с Коко Шанель, поскольку она там себя чувствовала достаточно одиноко, вне своей среды, хотя это рядом с Францией, но все-таки это не Франция, это не Париж со всем миром знакомых, друзей, богемой и т.д. Короче говоря, там возобновляется ее дружба, Шелленберг выходит из тюрьмы, естественно, без средств к существованию. Коко Шанель его содержит, но продолжалось это недолго, и он вскорости умер. И Коко Шанель на свои деньги организовывает похороны Вальтера Шелленберга, и Шелленберг был таким образом похоронен в Швейцарии на деньги Габриэль Шанель по прозвищу Коко. Вот такая странная военная история.
С. БУНТМАН На каких документах она все-таки основана?
В. ДЫМАРСКИЙ Значит, на документах, еще раз повторяю, это архив британской разведки, который был рассекречен в 95 году, т.е. по британскому закону спустя 50 лет после окончания Второй мировой войны.
С. БУНТМАН А что там, известно ли тебе, что там, какого рода документы?
В. ДЫМАРСКИЙ Там показания.
С. БУНТМАН Или письма или что, какие-то заметки, что там?
В. ДЫМАРСКИЙ Там, в основном, показания английского офицера, который, в частности, вел допросы Коко Шанель. Т.е. допросы не в том смысле, что ее поймали, да, он ее расспрашивал. И самое главное, там были допросы Шелленберга.
С. БУНТМАН Которые не были обнародованы во время Нюрнберга?
В. ДЫМАРСКИЙ Не были.
С. БУНТМАН Это секретные беседы, да, параллельные?
В. ДЫМАРСКИЙ Это были беседы британского правосудия, видимо, я так подозреваю, так сказать, это нужно скорее у историков перепроверить, Нюрнбергский процесс, во время Нюрнбергского процесса, видимо, как бы у каждой стороны этого процесса, у Великобритании, США и СССР, видимо, были еще свои некие собственные интересы.
С. БУНТМАН И у разведок тоже, конечно.
В. ДЫМАРСКИЙ Естественно, я не просто имею в виду, а именно у разведки.
С. БУНТМАН Не просто у обвинителей от союзников.
В. ДЫМАРСКИЙ Конечно. Они вели, видимо, свои как бы допросы, свои следствия.
С. БУНТМАН Тем более такой человек, как Шелленберг, который как раз этим и занимался, да.
В. ДЫМАРСКИЙ Который разведчик, не принимал участия почему так мало получил на Нюрнбергском процессе 6 лет?
С. БУНТМАН Это не тот отдел.
В. ДЫМАРСКИЙ Это не тот отдел, он не участвовал в массовых убийствах, он не занимался концлагерями, да, это была чисто разведка. И если вы помните, опять я вспомню «17 мгновений весны», ведь не зря Олег Павлович Табаков его играл, он такой там симпатяга, правда?
С. БУНТМАН Мы далеко зайдем, если будет персонажей там и их характеры с разными актерами отождествлять.
В. ДЫМАРСКИЙ Естественно.
С. БУНТМАН Хотя любопытно было бы.
В. ДЫМАРСКИЙ Во всяком случае, в любом случае это был умный офицер, умный немец и видимо достаточно интересная личность.
С. БУНТМАН Да, несомненно.
ОТВЕТ НА ВОПРОС
С. БУНТМАН Вопрос у Александра, нашего слушателя.
В. ДЫМАРСКИЙ Я прошу прощения, я некие записочки с собой все-таки взял, по именам, вот офицер английской разведки Стюарт Хэмпшир, который вел допросы Шелленберга.
С. БУНТМАН Стюарт Хэмпшир, так что можете найти.
В. ДЫМАРСКИЙ Вообще это в Интернете где-то есть.
С. БУНТМАН Раз они рассекречены, каким-нибудь образом опубликована история этой «Модной шляпки»?
В. ДЫМАРСКИЙ Не могу сказать, думаю, что во Франции до сих пор не опубликованы. Я думаю, что для французов публикация такого рода была бы шоком. Одно дело, когда это ходит где-то по прессе, да, это был бы шок, это в какой-то степени в общем пятном ложится на биографию Шанель, этот коллаборационизм, сотрудничество с немцами во время войны. Французы не любят развенчивать свои символы.
С. БУНТМАН А таскали ведь ее в участок, а что символы, сколько людей пострадали, у меня были цифры статистические, они есть сейчас уже в любом справочнике, десятки тысяч людей известных были привлечены, причем среди них люди искусства, журналисты. Причем журналисты не какой-нибудь гнусной газетенки, «Je suis partout», какой-нибудь такой.
В. ДЫМАРСКИЙ Ты имеешь в виду во Франции?
С. БУНТМАН Во Франции, да.
В. ДЫМАРСКИЙ Если уж говорить об этой истории оккупации Франции, там вообще много было таких вещей, которые до сих пор не очень стараются выносить на суд.
С. БУНТМАН И не только истории оккупации.
В. ДЫМАРСКИЙ И кстати говоря, история русской эмиграции, как русская эмиграция себя вела во время немецкой оккупации.
С. БУНТМАН Там не все были матери Марии и не все были русские фашисты.
В. ДЫМАРСКИЙ Там по-разному. Они вели себя очень по-разному.
С. БУНТМАН И потом, это очень сложная история, которую конечно в 44-45 гг. захотелось французам решить очень просто. И этот странный феномен такой, хотя вполне объяснимый, что масса народу просто жили, просто работали, кто-то и сотрудничал, кто-то служил в петеновской милиции, кто-то в администрации служил. Но как потом те, кто не попался, стали мгновенно участниками Сопротивления, мгновенно ветеранами освободительной борьбы, это тоже показательная история.
В. ДЫМАРСКИЙ Французы до сих пор не могу с петеновским периодом разобраться до конца.
С. БУНТМАН Были усилия в конце 90-х.
В. ДЫМАРСКИЙ Петен фигура очень противоречивая, он же герой Первой мировой войны, прошел.
С. БУНТМАН Да, понять трех Петенов, так, по меньшей мере, Петен герой Вердена, Петен, возглавляющий орган французского государства.
В. ДЫМАРСКИЙ Коллаборационистское правительство, да.
С. БУНТМАН И Петен старик, как писал Жан Кокто, почти ровесник Артюра Рембо, тогда это его поразило, 90-летний старик, сидящий там на острове в тюрьме. Этих трех Петенов понять
В. ДЫМАРСКИЙ Но память, ведь интересная вещь, памятник Петену не снесли.
С. БУНТМАН Правильно сделали.
В. ДЫМАРСКИЙ Памятник так и стоит до сих пор.
С. БУНТМАН Петен это много, другое дело, главы милиции, другое дело, всевозможные французские палачи, но это уже отдельная история. «Как вы считаете, — Александр, — принадлежала ли Коко Шанель к тому же Ордену?» Имеется в виду Ложа, что Шелленберг, любовь к черному цвету, обширные связи, интересно. Это мы далеко пойдем.
В. ДЫМАРСКИЙ Да.
С. БУНТМАН Татьяна здесь такой вопрос задает, может быть, она решила пройтись путем Мата Хари? Мата Хари была, конечно, несчастная женщина далеко не такого ума и положения.
В. ДЫМАРСКИЙ Как Коко Шанель.
С. БУНТМАН И далеко не такой известности.
В. ДЫМАРСКИЙ Жила только в другом известнейшем отеле парижском.
С. БУНТМАН А в каком жила Мата Хари?
В. ДЫМАРСКИЙ Она жила на авеню, где, кстати говоря, расположены все известнейшие дома моды Парижа, Франции, вот выпало из головы, Сергей, не надо было браться за это, просто склероз, сейчас вспомню, скажу. На этом же проспекте жила и Марлен Дитрих, это одно из самых роскошных авеню Парижа.
С. БУНТМАН Хорошо, да, может быть кто-то знает, кстати говоря, тогда пришлите. Так вот, путь Мата Хари. Интересно, какие были мотивы все-таки, то, что я хотел спросить, зачем это нужно было Коко Шанель? Вот вся эта история, если она в таком масштабе существовала?
В. ДЫМАРСКИЙ Я уже говорил, я думаю, что, так сказать, поначалу она решила воспользоваться, видимо, этой связью с немцами для установления своих как бы коммерческая была история. А потом, знаете, как красивая, знаменитая женщина, которой в общем все удавалось, которой все можно в жизни. И тут ей приходит такая мысль а вот, кстати говоря, в ее плане присутствовал некий понятный совершенно антисоветизм, что у нас с сами все-таки общие ценности, скажем, говорила она тем же немцам, и мы должны прекратить эту бойню, прекратить эту войну и объединиться, жить вместе мирно, нам эта война ни к чему, поскольку у нас, еще раз повторю, ценности едины. Вот ей такая мысль приходит в голову. И она решает, что судьбой ей дано, поскольку она многих знает, со многими знакома, что судьбой ей дано этот мир восстановить, мир на Западе, Второй мировой войны, и вот она бросается в эту авантюру. А кстати говоря, по показаниям того же офицера английского, он уже потом написал, в 95 году, когда уже все это раскрылось, что хотя мы говорили, что Шелленберг был очень умный и т.д., но его потрясло, насколько Шелленберг наивно воспринимал ситуацию в той же Великобритании и мог вообще рассчитывать на то, что это возможно, проведение такой операции. Т.е. при всем уме этих всех разведчиков, у них в то же время очень много незнания и наивности в их представлениях, особенно о других странах. Это я в связи с этим вспоминаю совершенно другую историю. Как рассказывал тот же англичанин про КГБ, хотя это совершенно другая история, он говорит, что советские разведчики в свое время, они всегда считали, у них какая была задача, они считали, сколько окон по ночам горят в здании Генштаба, потому что они считали, что если ночью там горит свет, это значит готовится нападение, они высчитывали, больше ли окон, больше ли света горит, больше ли светящихся окон или меньше. И в зависимости от этого делали тоже наивные выводы о том, готовится какая-то агрессия против СССР или не готовится.
С. БУНТМАН Да, это замечательные вещи, конечно.
В. ДЫМАРСКИЙ Более того, ведь на этом основании, видимо, и шифровки посылаются, и показывается своя активность, как мы работаем здесь, это относится ко всем разведкам, это не то, что наша лучше, хуже, я думаю, что всем же нужно как-то оправдывать свою работу.
С. БУНТМАН Во всем есть некая ограниченность, и конечно прыгнуть выше головы, я не знаю, вряд ли кто-то сможет, поэтому существует и система разных способов и разных проверок, взаимопроверок. Последние годы Коко Шанель, коротко скажем все-таки, чем завершилась ее история.
В. ДЫМАРСКИЙ Ей разрешили в конечном итоге возвращение во Францию. Она вернулась в Париж. Она продолжала заниматься модой. Кстати говоря, дружила очень с Марлен Дитрих. И когда Марлен Дитрих спросила у Коко, зачем ты снова взялась за это, в общем, она была уже пожилой женщиной, обеспеченной, зачем тебе это нужно, то Шанель ответила очень просто мне просто скучно. И так она до конца своих дней, уже конечно к концу жизни меньше, но, тем не менее, она занималась своим любимым делом, по-прежнему посещала все светские рауты, говоря уже более современным языком, все великосветские тусовки в Париже. Очень любила, кстати говоря, любовь к русскому балету у нее сохранилась со времен Дягилева. Она на всех гастролях Большого театра, который тогда часто выступал вообще за границей и во Франции в частности. Она на всех гастрольных спектаклях Большого театра присутствовала. И в конечном итоге она умерла в 1971 году в своем номере в гостинице «Ритц» на Вандомской площади.
С. БУНТМАН Ну что же, мы сегодня завершаем таким образом серию, говорили мы о Коко Шанель, и рассказывал нам Виталий Дымарский. Спасибо большое, Виталий.
В. ДЫМАРСКИЙ Не за что.
С. БУНТМАН Вот так завершили в отеле «Ритц» нашу серию в программе «Было-не было».


Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире