22 сентября 2020
Z Бизнес наизнанку Все выпуски

Изнанка поиска работы топ-менеджерами. Часть II


Время выхода в эфир: 22 сентября 2020, 13:16

Н.Самойлова Добрый день! В студии — стратегический консультант по маркетингу Наталья Самойлова, и моя гостья — Мария Сафронова, ведущий консультант одного из международных кадровых агентств по развитию карьерных навыков. Мы продолжаем обсуждение темы: Изнанка поиска работы топ-менеджерами. Мария, добрый день!

М.Сафронова Добрый день!

Н.Самойлова Мы с вами в прошлой программе остановились на вопросе, насколько целесообразно лезть не в привычную для тебя нишу топ-менеджеру. И договорились, что зачастую компании сегодня на рынке не готовы брать чужака, то есть с другого отраслевого рынка. Как бы вы рекомендовали, с одной стороны, топу, который является кандидатом, расширить свою воронку, то есть открыть глаза на другие возможности в других отраслях? И в продолжение вопроса — как преодолеть эту неготовность владельцев компании?

М.Сафронова Спасибо за вопрос. Есть же такое понимание, что кандидата из своей сферы взять проще, потому что это будет мгновенный ответ здесь и сейчас. Человек уже, собственно говоря, владеет тематикой, владеет средой, придет и с первого дня начнет работать, всё поймет и тут же адаптируется.

И у собственников компании или у владельцев, или у нанимающих менеджеров есть определенные ожидания риска: взять человека из соседнего сектора. Здесь, смотрите, это лечится. И, соответственно, здесь важно просто доказать, что ты ничем не хуже человека из этого сектора, а, может быть, даже и лучше, потому что у тебя в резюме было достаточно много таких ситуаций, когда ты менял одну сферу через другую. Это можно указывать как раз таки в сопроводительном письме: «Знаете, я работал в аналогичной среде, у меня есть неоднократный опыт смены компаний, я переходил из одной сферы в другую, и в целом у меня есть возможность адаптироваться быстро».

Желательно, конечно, дойти до интервью и продемонстрировать свои навыки, знания и компетенции, которые позволяют человеку быстро привыкнуть к новой сфере, быстро погрузиться в нее. Соответственно, это аналитические навыки очень важны и навыки работы с информацией в больших объемах. Это можно продемонстрировать на интервью.

Н.Самойлова Скажите, пожалуйста, существуют ли какие-то фишки — может быть, не очень хорошее слово, но я бы их так называла, — которые помогут тебе дать интервью?

М.Сафронова Да, фишки существуют. И это называется использование нетворкинга. И здесь, когда ко мне приходят кандидаты, мы, конечно, с ними продумываем, как использовать количество связей уже наработанные профессионально и доходить до этого интервью. Конечно же, личная рекомендация кого-то, приложенная к резюме, обладает магическим действием в компании. И, конечно, такого человека в компании. И, конечно, такого человека в первую очередь будут рассматривать. И к такому человеку будет больше, наверное, открытости, и больше ему это возможности даст развернуть свой опыт, развернуть свое резюме на интервью в таком русле, в каком нужно этому человеку, чтобы презентовать себя.

Здесь, наверное, с точки зрения отрытых источников, вспоминая ваш замечательный вопрос, насколько они эффективны, — вот здесь как раз таки они и не обладают этой эффективностью, потому что если работодатель указал в открытой вакансии, что он хочет человека взять из нефтегазовой сферы, — вот всё, он это хочет. Это знаете, как я прихожу в автосалон, и я хочу «Мерседес». Предложите БМВ — не будут. Вот я пришла за «Мерседесом». Здесь, наверное, такой же эффект работает. Попробовать можно. Вам, грубо говоря, ничего не стоит откликнуться на эту вакансию, и вдруг, действительно, что-то в вашем опыте может зацепить человека, извините за слово, триггер сработать, и он пригласит вас на интервью из любопытства. Вы это любопытство можете подкрепить своими уникальными навыками на переговорах и презентации себя. И тогда вы, конечно, дойдете до финала.

Но здесь с открытыми источниками все-таки есть очень большая доля удачи.

Н.Самойлова Ее можно усилить?

М.Сафронова Ее можно усилить, если вы знаете кого-то в компании и, соответственно, позвоните этому человеку, скажете: «Вы знаете, я видел эту вакансию. Можете ли вы меня внутри компании рекомендовать? Есть ли возможность каким-то образом связаться сейчас HR-менеджером».

Ко мне очень часто обращаются в социальных сетях: «Мария, мы видели у вас вакансию. Может быть, есть возможность на эту вакансию каким-то образом претендовать, потому что в открытых источниках не получили ответа». Когда у меня есть такая возможность, естественно, я помогаю людям состыковаться в пространстве. Когда у меня такой возможности нет, я честно пишу: «К сожалению, в этой ситуации я бессильна вам помочь, потому что у меня не налажен контакт», допустим.

Есть такая очень хорошая книжка — я автора забыла — «Никогда не ешь в одиночестве». Вот это, наверное, стоит почитать всем людям, которые находятся в стадии развития своего нетворкинга и особенно поиска карьерных возможностей в целом.

Вот, наверное, круг кандидатов, которые знают меня, они ко мне обращаются с такими вопросами: «Маша, как ты думаешь, мое резюме в такой-то компании можно было бы как-то порекомендовать, презентовать?» И, конечно, я пытаюсь помочь этим людям. Ведь сила нетворкинга, она в чем — сегодня помогаю я, завтра будут помогать мне.

И, наверное, здесь универсальный совет: если вы никогда не задумывались о том, что вам нужны деловые связи на рынке, это надо срочно сделать. И здесь нужно что-то предложить, что вы можете, какие-то ваши возможности, и тогда общество откликнется вам со своими возможностями. И, наверное, в этой комбинации замечательной, коллаборации я бы сказала, возникают гениальные карьеры.

Н.Самойлова То есть нетворкинг — это интеллектуальный бартер.

М.Сафронова Конечно. Такой интеллектуальный бартер, круг общения. Да, он важен.

Н.Самойлова Я бы хотела еще раз в формате один, два, три ответить на вопрос, какие правила подготовки резюме, на что ставить акценты. Может быть, прямо по блокам: с рачего начать, чем продолжить, чем зафиналить.

М.Сафронова Начать нужно с цели вашего резюме, на какие вакансии вы претендуете. И здесь очень важно разделить. Если вы, например, финансовый директор, но в целом потенциально вы готовы присоединиться к небольшой международной компании на позицию финансового менеджера, то это два разных резюме. Потому что если вы напишите: «финансовый директор, финансовый менеджер» — это уже как яблоки и веники, оно немножко не будет сочетаться у человека, который его прочитает.

Второй момент — это последний и предпоследний опыт работы. Дело в том, что особое внимание при прочтении резюме уделяется именно двум последним местам работы. И здесь, конечно, их нужно написать четко, структурировано и желательно, чтобы этот опыт и эти достижения были понятны людям, которые это резюме откроют. И, конечно, они не содержали много слов в предложении. Четкое, понятное предложение для любого человека.

Обязательно нужно написать о своем образовании и о ключевых каких-то курсах или о ключевых сертификатах. Особенно если у вас есть сертификат и знание английского языка, либо сертификаты, которые подтверждают ваше повышение квалификации, допустим, на международном уровне или на локальном уровне. Но это качественное повышение квалификации. Например, если финансовый директор получил международный сертификат в области финансов — это очень дорогой экзамен, — и, конечно, его нужно указать.

Есть очень частая ошибка — я сразу о ней скажу, — когда люди иногда очень любят учиться, и они все свои тренинги и сертификаты, и это два листа отдельно от резюме… Нет, не нужно. Краткость — сестра таланта. Нужно основные вещи, которые вас позиционируют на рынке труда как людей, профессионалов в своей отрасли и редких профессионалов. И, соответственно, знание языка должно быть правдивым. То есть если у вас английский язык не дотягивает до свободного, а он на каком-то разговорном среднем уровне, то эту градацию надо четко определить, потому что тогда вам будут поступать звонки и люди, которые вам звонят, будут слега разочарованы тем, что на самом деле у вас не тот английский язык, который хотелось бы и нужен бы на эту вакансию.

Н.Самойлова Спасибо. Я вас спросила в блице: может ли претендент на топ-позицию провалить интервью? И вы ответили — да, причем довольно уверенно.

М.Сафронова Да.

Н.Самойлова Спрошу следующим образом: что для этого сделать обязательно, чтобы это интервью провалилось, чтобы оффер не получить?

М.Сафронова Я это называю «Кандидат пришел в режиме аудитора» на собеседование в компанию. Это очень часто встречается у топ-менеджеров. То есть в пылу занятости на основном месте работы они обладают таким экспертным уровнем, что они на собеседовании, знаете, приходят в роли экспертов, и они ведут это собеседование дальше и получается, это интервью такое, оценочное, и оно получается с такой позиции: «Докажите, что я к вам должен придти работать».

Н.Самойлова Что вы меня достойны.

М.Сафронова Что вы меня достойны, да. Просто кандидаты не выходят, наверное, из этой роли, что они уже успешные у себя внутри. Надо сказать, что все-таки интервью — это процесс, когда кандидат продает себя. То есть здесь, наверное, может быть такая фраза уместна: вы сначала себя продайте, а потом вы уже можете говорить, соответственно: «А вот теперь заслужите меня. Я уже себя продал». Здесь, когда вы чувствуете, что покупатель на той стороне уже к вам благосклонен, конечно, можно вести какие-то переговоры ценовые, более сложные и с точки зрения KPI и с точки зрения обязанностей дальнейших и планов.

Здесь нужно сначала себя очень хорошо презентовать, а затем уже можно входить в роль эксперта — это первый такой момент.

Я очень люблю такую фразу Жванецкого: «Мало знать себе цену. Надо еще пользоваться спросом». Я так хочу сказать кандидатам, которые идут на интервью. Нужно внутри себя сформировать такое ожидание от этих переговорах: «Я иду познакомиться с людьми, с которыми я потенциально будут работать в ближайшие 5–10 лет. Мы сейчас знакомимся. Я от них ничего не жду. Они от меня ничего не ждут. Если нам понравится стиль общения друг с другом, мы будем готовы к дальнейшему сотрудничеству и обсуждать более узкие места этой позиции».

В этой модели проведения переговоров на интервью, наверное, и рождается высокий спрос на кандидата.

Н.Самойлова Какие еще ошибки могут быть допущены в процессе интервью, кроме пафосной экспертности и «докажите, что вы меня достойны»?

М.Сафронова Есть еще другая крайность, что кандидат иногда уровня высокого достаточно, он работал всю жизнь в одной компании, и у него может быть такой момент, что он недооценивает себя с точки зрения рынка труда. И может быть небольшой страх перехода в другую компанию. Этот случай тоже стоит упомянуть. Он тоже достаточно часто встречается, потому что человек всю жизнь работал в одном месте, и что в другом месте, пока неясно, непонятно, и смогу ли я реализовать себя таким же образом на новом рабочем месте и проявить себя?

И здесь опять-таки работает мой совет: прийти на интервью и посмотреть на людей, рассказать, что ты можешь совершенно безоценочно, не оценивая ни ту сторону, не оценивая самого себя. Просто рассказать, как есть. И не сомневаться в том, что вы уже сделали. Потому что если кто-то где-то работал 3 года, 2 года или даже больше лет, это означает, что человек эти обязанности исполнял, значит, он сможет реализоваться и на новом месте работы.

Н.Самойлова Мария, провокационный вопрос очередной: как правильно отвечать на вопрос про причины ухода с предыдущего места работы?

М.Сафронова Это сложный вопрос, да. Он сложный потому, что на него могут быть совершенно разные ответы.

Н.Самойлова И правильного нет.

М.Сафронова И правильного нет. Я всегда всем рекомендую не рассказывать, «почему я ушел».

Н.Самойлова Особенно если тебя ушли.

М.Сафронова В том числе. Вы становитесь в позицию человека, который оправдывает свои действия на тот или иной период времени. Это очень слабая позиция, которая на интервью выглядит не совсем хорошо и не защищает ваши сильные стороны как кандидата. Я всегда советую рассказать, почему вы уходили с точки зрения того, к чему вы шли: «Я ушел из компании А, потому что мне сделали предложение в компании Б. В этой компании у меня появилась возможность работы на интересных проектах и реализовать такие-то знания, навыки. Для меня это было важно в этот момент». Вот в целом вы, наверное, и пояснили переход.

Тут ведь очень важно детектировать вопрос правильно.

Н.Самойлова Вот об этом мы поговорим сразу после рекламы и короткого выпуска новостей

НОВОСТИ

Н.Самойлова. Добрый день всем, кто присоединился к нам только сейчас. Мы переходим к последнему блоку нашей основной темы: Изнанка поиска работы топ-менеджерами с моей гостьей, ведущим консультантом одного из кадровых агентств, консультантом по развитию карьерных навыков Марией Сафроновой.

Мария, в прошлом блоке остановились на том, как точно не поливать грязью предыдущие места работы. Но вы анонсировали, что может быть еще и другая ситуация. Я так предполагаю, что либо менеджер рекрутингового агентства, либо кто-то из состава команды, кто интервьюирует нового кандидата, может оказаться дотошным и начнет копать. Мне вот здесь интересно, как выкручиваться из ситуации, особенно в случае, когда вы простились не очень хорошо. Я знаю мало менеджеров — может быть, мне не везло, — кто простился с предыдущим работодателем очень хорошо.

М.Сафронова Спасибо вам большое за этот вопрос. Здесь есть небольшая хитрость. Я готова ей поделиться.

Н.Самойлова Буду признательна.

М.Сафронова Знаете, когда копают? Когда вы даете нечеткие ответы. Здесь очень важно подготовиться заранее по своему резюме и понять, где у вас есть слабые места, где вам точно зададут этот вопрос. И подготовить фразу — как я люблю — 4–5 слов в предложении, которое бы объемно описывал ваш уход.

Наверное, у всех кандидатов есть какие-то скелеты в шкафу. Это жизнь, мы без скелетов не можем. И вот этот скелет в шкафу важно грамотно преподнести, если о нем спросят. А если о нем не спросят, то тоже не надо инициативу проявлять.

Н.Самойлова Вываливать не надо его из шкафчика.

М.Сафронова Некоторые кандидаты настолько честные, что они могут, собственно, проявить инициативу: «Подождите, я вам сейчас расскажу про все мои переходы».

Здесь я люблю давать два универсальных ответа. Отвечайте только на тот вопрос, который вам задают. И кандидаты иногда, действительно, не слышат вопросы, точнее их сути. Вот смотрите, продемонстрирую. — Почему вы ушли с последнего места работы? Человек реагирует как? Ой, я сейчас должен объяснить, почему я ушел с последнего места работы, какие были причины, где-то там был скелет, надо этот скелет вытащить, показать и быть честным. Не надо этого делать. Надо объяснить вашу мотивацию перехода на новое место работы. Это же тоже ответ на этот вопрос.

Или, допустим, очень многие кандидаты не любят вопрос «Почему вы сейчас находитесь в поиске работы?» Многие воспринимают, как будто только что им сейчас сообщили, что они совершили преступление. Ведь тоже надо правильно услышать этот вопрос. По сути, вас собеседник хочет спросить: «Почему вы сейчас напротив меня сидите со своими резюме?» И можно ответить на этот вопрос: «Я очарован вашей компанией, всегда мечтал работать именно в вашем бренде. Очень интересная позиция. Прочитал обязанности. Не смог себе отказать откликнутся на нее стать одним из претендентов».

И вы объяснили мотивацию, почему вы здесь сидите с резюме, а не стали объяснять, почему на вашем предыдущем рабочем месте что-то идет не так и вы отчаялись. Наверное, секрет в этом.

Н.Самойлова. Слушайте, прекрасная рекомендация. Оказывается, грубая лесть эффективно работает не только на девочек блондинок, но и не представителей рекрутингового рынка.

М.Сафронова Я вас поправлю. Я утрировала, чтобы всем кандидатам было понятно. Льстить надо тоже уметь. Конечно, работодатели, они все умные люди, у них есть чувство меры, и они смогут распознать грубую лесть. Я сейчас утрировала.

Н.Самойлова Я хочу сейчас поделиться либо спросить. Когда я еще была на открытом рынке труда, я на такие провокационные вопросы предпочитала ответить честно, но шуткой. То есть тренд ответа был понятен, но шутка сглаживала определенные углы, и никто дальше уже не копался. Насколько это рабочий инструмент?

М.Сафронова Это прекрасный рабочий инструмент. Дело в том, что когда кандидат приходит на интервью, он все-таки должен показать свою человеческую сторону, и это самое важное, потому что все-таки вы человек, и вы придете в компанию, где работают другие люди, вам придется с ними взаимодействовать. И вы показываете свою человеческую сторону, и это прекрасно. Это показывает то, что с вами легко работать, вы гибкий человек, вы можете сглаживать углы в коммуникации, вы можете выходить из конфликтных ситуаций легко. Это демонстрировало ваши прекрасные навыки коммуникации. И как рекомендация, она идеальна.

Н.Самойлова Спасибо большое. Переходим к сложному вопросу — сложному для многих топ-менеджеров, даже очень уверенных в себе. Как определить и презентовать свою стоимость на рынке труда? Ведь продавать себя мало кто умеет реально. Если мы обходимся без пафоса, без экспертности, когда явно цена завышена. Как определить собственную стоимость и как себя продать за нее?

М.Сафронова Здесь есть два фактора. Есть фактор — на какую сумму вы себя чувствуете. Это, действительно, очень важный вопрос, потому что для многих кандидатов иногда бывает барьер, когда они встречаются со мной и спрашивают: «Маша, сколько такой человек как я стою на рынке?» Я говорю: «Ну, где-то, допустим, около 100 тысяч рублей» — для примера. Он говорит: «Ой, а я всю жизнь 50 получаю». Вот человек чувствует себя на 50, и ему комфортно с этими 50, он будет всю жизнь, наверное, работать так пока не поменяет свое отношение к своей стоимости, когда он увидит новый прекрасный мир, где люди получают в два раза больше. И, соответственно, рынок дает нам некоторые подсказки.

И, кстати, на многих сайтах, где люди ищут работу, то есть в открытых источниках есть регулярные ежемесячные обзоры рынка труда. И я очень советую быть в курсе этих новостей по своему сегменту. И, соответственно, рекрутеры вам в помощь, пожалуйста, взаимодействуйте с ними. Они вам все разложат по полкам более детальную информацию.

И теперь другой момент: как вас оценивает ваш текущий работодатель. Вот здесь может быть момент спорный, как я уже привела пример, что предыдущий работодатель недооценил кандидата, а он стоит в два раза дороже. Но в целом при поиске работы ваша цена должны, собственно говоря, каким-то образом давать вам понимание, что, скорей всего, ваш работодатель где-то, может быть, прав. Потому что пример заниженной стоимости — это достаточно редкое явление. Но в основном работодатели пользуются определенными обзорами рынка труда, и они покупают их, и это дорогостоящая аналитика на самом деле. И они используют ее для того, чтобы сформировать правильную ценовую политику внутри компании, которая в среднем по рынке.

И совершенно нормально — это взять вашу текущую зарплату, посмотреть в открытых источниках, где она относительно рынка из открытых источников и добавить к ней от 10 до 30 процентов. Мы это называем increase — увеличение. Почему 10–30% и откуда эта сумма берется? Почему где-то 10, где-то 20, а где-то 30? Это берется с точки зрения понимания кандидатом своих конкурентных преимуществ на рынке труда и своей востребованности, и тогда это может быть increase 30 и даже 60%. В сфере IT это очень распространено — такие большие прибавки к зарплате при переходе, потому что это рынок очень горячий для кандидатов. Там очень много вакансий и экспертов очень мало.

И если мы сейчас говорим о том, что на рынке мало вакансий и много кандидатов, то, скорей всего, стоимость кандидата на рынке должна быть очень гибкая, если он утратил место работы и находится в активном поиске работы. Или он все-таки работает, продолжает искать работу, хочет изменить просто качественно, то в период каких-то экономических потрясений работодатели склонны предлагать увеличение зарплаты от 10 до 15% от текущего дохода кандидата.

Вот смотрите, мы сейчас с вами собрали очень сложную конструкцию из большого количества цифр. Действительно, нет каких-то единых правил. Мы можем пользоваться опытом, накопленным за последние какие-то года. У меня есть статья в открытых источниках. Она прямо так и называется: «Как озвучить на интервью ожидание дохода». И, соответственно, там есть вторая статья — как рассчитать. Там все эти примеры расписаны со всеми формулами. Вы можете посмотреть почитать или обратиться ко мне, найти меня в социальных сетях. И я вам расскажу, как это сделать.

Н.Самойлова Как вы считаете, в какой момент топ-менеджеру нужно начинать искать работу; когда он еще работает в компании, с которой, он понимает, что ему придется проститься или когда он уже по пал на открытый рынок? Когда смотреть налево, меня интересует.

М.Сафронова Когда смотреть налево? Когда вы вышли на новое место работы. Вот вы выходите на новое место работы — вы начинаете думать, что вы будете делать через 2, 4… 5 лет. Я не говорю, что вам надо, собственно говоря, постоянно искать работу и находиться в режима колеса, бегать. Я говорю, наверное, о том, что надо быть готовым в любой момент к выходу на новое место работы.

У меня был иностранец, мой шеф, он всегда говорил: «Маша, знаете, когда надо писать свое резюме? Когда ты в первый день вышел на новое место работы».

Н.Самойлова Прекрасный финал программы. Топ-менеджеры, всегда смотрите налево — это вам пригодится. Мария, спасибо огромное. У меня осталось еще множество вопросов, поэтому предлагаю провести прямой эфир в natalia_samoylova буквально на следующей неделе, когда выйдет эта программа. И надеюсь, что обсужденные нами технологии и рекомендации помогут многим управленцам найти работу, столько, и компанию своей мечты.

С нами сегодня была Мария Сафронова, ведущий консультант одного из международных кадровых агентств по развитию карьерных навыков. Мы встретимся уже через неделю и будем разбирать очередные изнанки бизнеса. Не пропустите. До свидания!



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире