'Вопросы к интервью
15 сентября 2020
Z Бизнес наизнанку Все выпуски

Изнанка поиска работы топ-менеджерами. Часть I


Время выхода в эфир: 15 сентября 2020, 13:13

Н. Самойлова Существует мнение, что чем выше позиция у менеджера, чем больше у него компетенций, профессиональных заслуг, тем больше он востребован на рынке труда. Компании выстраиваются за ним в очередь, а предлагаемое финансовое вознаграждение зашкаливает. Так ли это?

Здравствуйте. В студии – консультант по стратегическому маркетингу и ведущая программы Наталья Самойлова. Сегодня круг проблем топ-менеджеров в поиске работы обсудим с моим гостем – ведущим консультантом одного из международных кадровых агентств, консультантом по развитию карьерных навыков Марией Сафроновой. Будем говорить две программы об изнанке поиска работы топ-менеджерами. Мария, добрый день. Благодарю, что приняли мое приглашение.

М. Сафронова Добрый день. Спасибо большое, что пригласили.

Н. Самойлова Начнем традиционно с блица, где я вас попрошу отвечать только «да» или «нет». Обычно это очень сложно. Поэтому постарайтесь буквально одним словом.

Топ-менеджеру найти работу проще, чем менеджеру среднего звена?

М. Сафронова Нет.

Н. Самойлова Искать работу топу через открытые источники стыдно?

М. Сафронова Действительно сложные вопросы. Я думаю, что нет.

Н. Самойлова Для топов эффективны те же инструменты поиска работы, что и для рабочих специальностей, например?

М. Сафронова Нет.

Н. Самойлова Насколько схожи ошибки топ-менеджеров при поиске работы сегодня?

М. Сафронова Схожи, да.

Н. Самойлова Насколько справедливо утверждение, что топы нарасхват? Или они все-таки в дефиците? Выберите.

М. Сафронова Тут от качества зависит очень много.

Н. Самойлова Подвешу вопрос.

М. Сафронова Подвесим вопрос, да.

Н. Самойлова Всегда ли компания-работодатель четко отдает себе отчет, кто именно из топов и для чего им необходим?

М. Сафронова Нет.

Н. Самойлова Существуют ли четкие правила подготовки резюме топ-менеджерами?

М. Сафронова Нет.

Н. Самойлова Может ли претендент на топ-позицию провалить интервью?

М. Сафронова Да.

Н. Самойлова Благодарю вас. Давайте начнем, Мария, с азов. Мне бы хотелось у вас уточнить, какие позиции в бизнесе сегодня, вот в настоящий момент относятся к понятию топ-менеджмента.

М. Сафронова Если говорить, наверное, международным языком, то это C-level позиции, то есть это все, что мы называем как CFO, это CEO, это позиции, которые начинаются именно с «C». Это уровень топ-менеджера. Есть, собственно говоря, структуры в банках. У них немножко другие грейды. Есть консалтинговые компании, у них тоже есть другие грейды – это директор, партнер. Уже мы говорим о таких, наверное, названиях позиций.

Но, как правило, топ-менеджер – это тот человек, который отвечает за стратегию компании, это тот человек, который принимает решения и защищает эти решения на уровне собственников и акционеров компании и это, конечно же, человек, который несет огромную ответственность за благополучие компании в будущем.

Н. Самойлова А если мы будем говорить с вами о представителях малого и среднего бизнеса, то вот директор по чему относится к топам? Или он не относится вообще?

М. Сафронова Вы знаете, здесь очень сложно, наверное, как-то объединить все случаи, потому что они очень уникальные. А если мы возьмем среднюю компанию, и это будет, допустим, HR-директор (директор по персоналу), то в целом она может уже себя считать в рамках 700 человек одним из управленцев, который несет ответственность за благополучие организации и за то, чтобы компания шла к успеху и реализовывала свои цели.

Н. Самойлова Директор по маркетингу, директор по продажам?

М. Сафронова Да, конечно. Если мы говорим, наверное, на русский манер и возьмем какую-нибудь среднюю компанию, и эта компания может быть 700 или 1000 человек, и если там есть линейка директор по стратегии, директор по продажам, коммерческий директор, операционный директор, все, что связано со словом «директор», мы уже ожидаем от людей определенного уровня компетенции управленческие и, соответственно, стратегического мышления, и возможности принимать решения на самом высоком уровне, ну и нести за эти решения ответственность.

Н. Самойлова То есть при позиции директор уже можно ударяться в сублимацию амбиций себя как топ-менеджера.

М. Сафронова Конечно.

Н. Самойлова Я вас спросила в блице: «Топ-менеджеру найти работу проще, чем менеджеру среднего звена?» И вы ответили: «Нет». А в чем разница?

М. Сафронова Вы знаете, здесь, во-первых, вакансий меньше на рынке. Объективно это пирамида вакансий. И менеджеру среднего звена может приходить в открытых источниках какое-то количество вакансий в день – это может быть 5-10. Если мы, допустим, возьмем того же персонального ассистента, то их гораздо меньше, чем предложений.

Если мы берем позицию, допустим, финансового директора… Просто экспертиза одна из – это финансовое направление. Я люблю приводить примеры. Здесь мы сталкиваемся с двумя моментами. Первый – как правило, решением о найме такого человека занимаются непосредственно собственники компаний или акционеры. Все-таки это такой высокий уровень – нанять финансового директора. И такое решение приходит нечасто, что мы хотим поменять текущего финансового директора. Или создается новая компания, и мы решили нанять такого уровня человека. Или текущий финансовый директор решил куда-то перейти – это тоже бывает нечасто.

Соответственно, количества вакансий мало. И очень сложно попасть на позицию топ-менеджера, потому что здесь есть еще такой барьер, как доверие. Вот кандидат должен сформировать доверие на всех этапах интервью, что собственники, акционеры скажут: «Да, мы этому человеку доверяем финансовое благополучие компании».

Н. Самойлова Мария, я вас спросила в блице: «Искать работу топу через открытые источники стыдно?». И вы посомневались и сказали: «Нет». Ну вот смотрите, существует же мнение, что качественные управленцы действительно нарасхват, и на позиции, о которых вы говорите – финансовый директор или директор по закупкам, директор по продажам, директор по маркетингу и многий другой директорат – как правило, существует мнение, что их ищут среди своих и что найти работу через открытые источники для топа практически нереально. И если ты засветился в открытых источниках со своим резюме, то ты, как минимум, неэффективен. Вот что вы как эксперт думаете по этому вопросу, по кучке этих вопросов?

М. Сафронова Я правильно сделала, что засомневалась, потому что здесь такой вопрос был с подвохом слегка.

Н. Самойлова Естественно.

М. Сафронова Конечно, да. Вы легких вопросов не задаете. Это хорошо. Смотрите, здесь как нужно подойти к этому вопросу. Давайте мы возьмем среднестатистического директора. Он работает день и ночь. На нем большой круг ответственности. Он занят по 12 часов, иногда по 24/7. И он, в принципе, не задумывается о том, чтобы сформировать свой нетворкинг. И когда случается какое-то событие, ему приходится искать новое место работы, то, в принципе – и ко мне приходят такие кандидаты – они даже в растерянности, а куда идти. Вот у меня есть резюме: «А куда мне идти? Куда податься с этим багажом?»

И, естественно, я знаю прекрасных представителей, наверное, этого мира кандидатов, которые выстраивали свой нетворкинг. Они занимаются развитием карьеры просто параллельно с развитием свое должности внутри компаний, где они сейчас работают. Но они не складывают все яйца в одну корзину. Извините за такой пример. Но они думают о будущем. И здесь мы, наверное, сталкиваемся, что да, для такой ситуации, которую я сейчас описала, нужно пользоваться не только нетворкингом, когда нужна помощь здесь и сейчас, а нужно мониторить открытые источники и взаимодействовать с кадровыми агентствами, с Executive Search агентствами.

И есть профессиональные сети, в том числе международные, на которых было бы неплохо выложить свой профиль со всеми своими достижениями и активно взаимодействовать с коллегами на рынке, рассказывать о своих потребностях, своих нуждах занять какую-то новую роль в новой компании.

Н. Самойлова Мария, смотрите, в чем вижу проблему. Ведь как только звучит «международное агентство», то тут же возникает мысль, что я как кандидат должна свободно владеть иностранным языком. А у нас, к сожалению, по статистике, люди старше 30 (да и младше 30 плохая статистика), как правило, не говорят на иностранных языках.

М. Сафронова Я отвечу таким кандидатам, что не нужно бояться слова «международное». Слово «международное» значит, что Россия включена. И мы общаемся с совершенно разным кругом клиентов. У меня есть клиенты, которым не нужен английский язык; у меня есть клиенты, которым нужен английский язык. И здесь очень важно взаимодействовать с рекрутерами, наверное, на всем протяжении карьеры, чтобы понимать зоны своего развития и свои возможности на этом рынке.

Дело в том, что я как представитель рекрутмент-профессии вижу изменения на рынке каждый день. Я понимаю, где могла возникнуть вакансия, где может возникнуть вакансия, у меня есть мнение, я могу посмотреть на резюме и сказать человеку, что ему нужно в этом резюме поменять, и для развернутся какие-то новые возможности, где ему стоит прокачать себя, с кем ему стоит познакомиться. И это невероятное количество знаний. При правильном подходе взаимодействия с кадровыми агентствами кандидат сможет для себя открыть много нового и интересного.

Н. Самойлова Ну поскольку характер у меня поганенький, поэтому я вернусь к вопросу все-таки. Искать работу в открытых источниках не стыдно. Но эффективно ли? То есть ли смысл биться в эти двери?

М. Сафронова Я здесь с вами соглашусь по поводу, наверное, тональности – эффективно ли. Это, знаете, на грех и палка стреляет. Есть такой момент, что, конечно, в большей степени человек уровня директора сможет найти позицию, используя свой нетворкинг. И здесь мы под нетворкингом понимаем не только собственников, акционеров или таких же директоров, но в соседних компаниях, но и консультантов кадровых агентств, которые хорошо владеют рынком.

И здесь по поводу открытых источников я бы посоветовала кандидатам, которые сейчас находятся в поиске работы, их не избегать и не списывать их со счетов, потому что это еще один канал продвижения вашего резюме. Это как в сейлз-маркетинге есть воронка вакансий. И, по сути, неважно, откуда эта вакансия придет – из открытого источника либо по рекомендациям. Теплее контакт будет по рекомендациям. Холоднее контакт – когда открытая вакансия и вы не знаете, кто на ней конкурент.

Н. Самойлова Ну вот говорила с коллегами буквально на днях. Оба топ-менеджера, оба находятся в поиске работы. И они оба в один голос говорят, что на HeadHunter висит резюме уже больше 3 месяцев у всех, и нет ни единого звонка. Может быть, площадка не та? Потому что если я, например, ищу работу кассира, я думаю, что в течение 2 часов после размещения своего резюме я ее найду. А если я ищу стратегического директора по маркетингу, есть ли смысл мне туда идти? Или есть какие-то специализированные площадки именно для топов?

М. Сафронова Специализированная площадка для топ-менеджеров – это международные комьюнити. Их достаточно много. Я сейчас их перечислять не буду. Думаю, что они всем известны.

Н. Самойлова А что нужно набрать в поисковике тем, кому они не известны? Правильную формулировку без названия этих комьюнити.

М. Сафронова Смотрите, здесь формулировка такая: professional social media network. И, соответственно, там вылезут несколько площадок, где это можно сделать. Плюс есть социальная сеть международная, где очень много групп, посвященных поиску работы именно C-level. Это можно сделать, кстати, и на Фейсбуке.

Вот у меня мой хороший друг, он сам финансовый директор, он организовал такую площадку, где финансовые директоры общаются. И он размещает там вакансии. И вакансии, я хочу сказать, очень интересные и редкие. То есть здесь очень много инициативных людей, которые в пространстве даже, наверное, социальных сетей, которые мы используем для жизни, они формируют какое-то пространство людей, которые могут делиться вакансиями.

Если говорить о ваших друзьях, то я бы посмотрела на их резюме, потому что здесь иногда бывают резюме настолько составленные умно умными людьми, что массовый потребитель их не в состоянии понять. Здесь надо же все-таки понимать, что на HeadHunter акционер или собственник не заходит, то есть заходит рекрутер.

И здесь иногда может быть резюме составлено так, что либо оно не ищется на этой платформе, то есть нет ключевых слов, которыми пользуются рекрутеры и находят это резюме. Соответственно, здесь можно сказать, что у резюме плохая конверсия, его нужно донастроить. И как раз представители кадрового агентства могут подсказать, как это сделать, потому что они обладают этим вокабуляром, который можно встроить в резюме.

И второй момент. Здесь очень важно посмотреть, рынок какой на HeadHunter. Вот в первую очередь что бы я сделала – я бы на месте этих людей посмотрела все открытые вакансии, какого они уровня; я бы сделала что-то среднее из своего резюме. Просто я даю этот универсальный совет всем кандидатам, которые ко мне приходят. И я уверена, что у этих людей тут же появятся звонки.

Н. Самойлова А что значит усреднить свое резюме? Каждый же из нас считает, что он вписал просто кровью все самое гениальное и правильное, чем он владеет.

М. Сафронова Я понимаю таких людей. Но ведь важно, чтобы вас понимал рынок. Если вы делали что-то такое, что доступно только вам и людям из вашей организации, где вы работали, и это не понятно обывателю, так скажем, который зашел и посмотрел ваше резюме, и он, скажем, не смог его переварить, не смог его продумать, проанализировать и сказать: «Вот ты мне нужен. Я сейчас пойду и покажу тебя моему заказчику внутреннему», то, конечно…

Н. Самойлова Мария, прервемся на короткий выпуск рекламы и новостей и продолжим буквально через чуть-чуть.

НОВОСТИ / РЕКЛАМА

Н. Самойлова Добрый день всем, кто присоединился к нам сейчас. Мы сегодня говорим об изнанке поиска работы топ-менеджерами с ведущим консультантом одного из международных кадровых агентств, консультантом по развитию карьерных навыков Марией Сафроновой. Мария, еще раз добрый день.

М. Сафронова Добрый день.

Н. Самойлова Так вот мы с вами остановились в прошлом блоке на вопросе, что нужно быть ближе к народу в формулировании своего резюме.

М. Сафронова Конечно.

Н. Самойлова Я вас спросила в блице, кстати: «Существуют ли четкие правила подготовки резюме топами?» И вы ответили: «Нет».

М. Сафронова Нет.

Н. Самойлова Но тогда я переформулирую. Какие еще, кроме того, что мы пишем на нечеловеческом и непонятном языке о своем опыте, какие еще самые распространенные, но стратегические ошибки совершают топы при подготовке своего резюме?

М. Сафронова Вы знаете, здесь очень важно, наверное, понимать, что, как я уже сказала, если вы пользуетесь открытыми источниками, резюме должно быть понятно человеку, который не владеет спецификой именно вашей профессии. То есть это, грубо говоря, должно быть понятно любому человеку, который откроет ваше резюме. Это первое.

Второе. Это резюме, которое не структурировано с точки зрения обязанностей и с точки зрения достижений. Это вот массовая ошибка. Люди иногда пишут… Действительно, вот знаете, открываешь резюме и смотришь, что он просто как будто бы закопипастил свое описание должностной инструкции. И встречаются сокращения либо какие-то аббревиатуры, либо еще что-то, специфические для той компании, где это есть. Поэтому, конечно, такое резюме очень тяжело воспринимать и очень тяжело понять, а действительно ли я встретила того человека, которому будет интересна роль.

Ведь, знаете, здесь ведь еще такой есть небольшой конфликт. Когда рекрутер открывает резюме, он в первую очередь думает: «А будет ли интересна моя вакансия человеку, которому я позвоню? А подходит ли этот человек на мою роль?» Вот здесь таких два вопроса возникает. И универсальный совет, который бы я дала топ-менеджеру – это максимально упростить резюме с точки зрения вокабуляра и сделать так…

Н. Самойлова Давайте «вокабуляр» переведем на человеческий язык, что имеем в виду.

М. Сафронова С точки зрения набора слов. И максимально упростить его для понимания рекрутера. И тогда будут звонки, тогда будет какая-то реакция на это резюме. И здесь еще очень важно понять, что если, допустим, директор по персоналу или финансовый директор пишет свое резюме и отправляет его на уровень собственников и акционеров, там люди зрелые, умные, они прекрасно разбираются во всех сферах управления компанией и, как правило, у них есть и международное образование, и, может быть, MBA и так далее.

Но тоже важно понимать, что у этих людей очень мало времени, а резюме они хотят прочитать. И конечно же, если ваше резюме будет составлено на чтение полторы минуты, это будет комфортно для ваших потенциальных работодателей. Если резюме будет очень большое и громоздкое, то его никто не прочитает и, возможно, его пропустят.

Н. Самойлова Смотрите, в маркетинге есть такой закон, что ты любой информационный посыл (а резюме – это все-таки информационный посыл), для того чтобы иметь эффект, должен сформулировать на языке выгод потребителя этой информации.

М. Сафронова Да.

Н. Самойлова Вот каковы выгоды рекрутера в данном случае профессионального? Как сформулировать эту информацию о себе, чтобы достичь его вот этой информационной боли, чтоб попасть в него?

М. Сафронова Спасибо вам большое за такой пример. Он действительно подходит как нельзя лучше. Здесь мы можем использовать два инструмента – это сопроводительное письмо и резюме. Как я уже сказала, нужно открыть несколько вакансий в открытых источниках и просто взять слова из этих открытых источников и сформулировать в своем резюме. Значит, вот этими словами пользуется рынок, они привычны его глазу, и он понимает смысл этих слов.

Второй момент – это достижение. То есть конкретно рекрутеру или человеку, который хочет нанять директора, ему интересно, а что же человек достиг. То есть не какую-то его каждодневную деятельность, рутину, а что он сделал для этой компании, какую выгоду он этой компании принес.

И, соответственно, уже есть такой момент, как сопроводительное письмо. Вот многие не любят его писать. И я, наверное, понимаю кандидатов, потому что есть на рынке такое мнение, что никто сопроводительные письма не читает. Но это прекрасный инструмент. И он будет прочитан, если его грамотно написать.

Н. Самойлова А вы можете, вот поскольку я вообще не знаю… Но, правда, справедливости ради надо сказать, что я и 15 лет последних не искала работу, ибо имею собственный бизнес. Что такое сопроводительное письмо? Чем оно отличается от резюме? Что в него включать?

М. Сафронова Предположим, что мы откликаемся на вакансию в открытых источниках. И у нас есть наше стандартное резюме, которое подходит под среднестатистическую вакансию, которую мы увидели в этих открытых источниках. Но в компании есть ряд каких-то ключевых моментов, которые выбиваются из показателя средней статистики.

Допустим, кандидат всю жизнь работал в компании фармацевтической, и он откликается на вакансию медицинской компании. И он хочет обозначить, что у него есть богатый опыт именно работы в фармацевтике, в медицинской сфере. И здесь, конечно же, сопроводительное письмо есть вот именно тот инструмент, где кандидат может в 3-4 предложениях обратить внимание работодателя и призвать его открыть резюме.

Ведь дело в том, что рекрутеру может приходить подчас десятки резюме на одну вакансию. Конечно же, обработать такой объем информации со всем вниманием иногда бывает сложно. И кандидат может усилить эффект своего резюме и призвать своего будущего читателя открыть это резюме, обратить внимание: «Посмотрите, у меня опыт работы финансовым директором в медицинской компании. Я обладаю всеми навыками (можно перечислить конкретные), которые требуются в вакансии. Буду рад с вами встретиться и рассказать все это в личном диалоге». Вот, конечно, такой инструмент работает, когда мы, по сути, призвали нашего читателя открыть резюме и обратить на него внимание.

Н. Самойлова То есть это некие триггеры должны быть.

М. Сафронова Да, это триггер должен быть, конечно. Как мы с вами, наверное, и говорили относительно резюме и ключевых слов. Это тоже же триггер. Вот, допустим, ищу я финансового директора. А человек написал «руководитель плановой экономической службы» в своем резюме. Ну почему он так написал? Потому что он, скорее всего, так назывался в предыдущей компании. А я его не найду, потому что я ищу финансового директора или финансового менеджера. Я вот по таким ключевым словам ищу, потому что это наиболее распространено в этой сфере.

Н. Самойлова То есть, таким образом, правильно ли я слышу, что сопроводительное письмо – первично, а резюме – вторично?

М. Сафронова Вы знаете, сопроводительное письмо – это хороший инструмент для того, чтобы как бы продать свое резюме на уровне бесконтактном. Вы не можете поконтактировать с этим человеком, но инструмент хороший.

Н. Самойлова А это какой-то отдельный документ или это пишется в теле письма? Как вы порекомендуете это оформлять?

М. Сафронова Вы знаете, это в теле письме: «Добрый день. Увидел вашу вакансию. Очень меня заинтересовала. Прилагаю свое резюме. Почему прилагаю резюме, почему решил откликнуться. Буду рад презентовать». Если вы откликаетесь в открытых источниках, то практически на всех и локальных, и международных сайтах есть такое окошко, которые называется «Сопроводительное письмо», и его можно написать.

Единственная такая очень частая ошибка у кандидатов бывает, что они копируют одни и те же сопроводительные письма разным компаниям. Иногда получаются ошибки страшные. Я просто работала в одной международной компании, и кандидат мне написал: «Здравствуйте, Мария. Меня очень заинтересовала вакансия в компании «наименование моего конкурента»». Это было, конечно… То есть он, видимо, в ту компанию отправлял, и он еще мне решил отправить. Где-то вот здесь что-то пошло не так. Поэтому, конечно, желательно индивидуальные письма писать.

Н. Самойлова Мария, с вашей точки зрения, насколько правильна позиция топ-менеджеров, которые, как вы привели пример: я имею опыт в фармацевтической компании, и я ограничиваю свой будущий поиск исключительно рынком фармы? Насколько целесообразно смотреть в другие отрасли, и насколько работодатель готов к топам с опытом другим отраслевым?

М. Сафронова Спасибо вам за хорошие вопросы. Очень приятно вам давать интервью.

Н. Самойлова Спасибо, но у нас минутка до конца эфира. Поэтому коротко. Лучше мы продолжим в следующей программе, то есть проанонсируем пока ответ.

М. Сафронова Да, ответ проанонсируем. Конечно же, стоит использовать все возможности на этом рынке. Люди намного чаще встречаются гибкими в подходе к подбору персонала. Здесь главное – правильно донести свою позицию. А как – наверное, это мы расскажем уже чуть позже.

Н. Самойлова Вот просто «да» или «нет» сейчас в качестве опять же триггера для прослушивания следующего эфира. Сами компании готовы к чужеродному опыту сегодня?

М. Сафронова Скорее нет, чем да.

Н. Самойлова И более подробно – в следующий вторник. Мария, благодарю. Напомню, что моим гостем сегодня была Мария Сафронова, ведущий консультант одного из международных кадровых агентств, консультант по развитию карьерных навыков. Мы продолжим разговор об изнанке поиска работы топ-менеджерами в следующий вторник. Не пропустите. До свидания.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире