18 мая 2021
Z Бизнес-ланч Все выпуски

Как создать и развивать успешный бизнес в креативных индустриях


Время выхода в эфир: 18 мая 2021, 13:10

Вадим Ковалев 13 часов 13 минут в российской столице. В эфире «Эха Москвы» программа «Бизнес-ланч». Здравствуйте, дорогие друзья! Меня зовут Вадим Ковалёв. Я первый исполнительный директор Ассоциации менеджеров. И сегодня мы обсуждаем, как создать и развивать успешный бизнес в креативных индустриях. Вот ни больше, ни меньше. У нас в студии сегодня Борислав Володин, директор чемпионата ArtMasters, и Александр Ус, креативный директор SilaSveta и амбассадор чемпионата ArtMasters собственно. Здравствуйте, дорогие друзья!

Александр Ус Добрый день!

Борислав Володин Добрый день! Здравствуйте!

В. Ковалев Ну, вот не отпускает нашу программу «Бизнес-ланч» тема креативных индустрий. Мы её отчасти уже обсуждали, но тема действительно многогранная. Мы очень рады, что вы к нам сегодня пришли. Давайте расскажем ещё раз нашим радиослушателям, а что же собственно такое креативная индустрия.

Б. Володин Ну, термин «креативная индустрия», насколько мне известно, он появился вообще в 2000 году еще в Америке. И креативные индустрии – это все направления искусства и творчества. Это и телевидение. Это и театр, и шоу-бизнес, и архитектура.

В. Ковалев И мультипликация.

Б. Володин И мультипликация. Да, это абсолютно все направления творчества, которые включаются в так называемую креативную экономику. И, в общем-то, если этот термин появился достаточно давно, то в целом креативная экономика по России сегодня, она ещё как… как мне кажется, подвергается изучению, анализу и становлению, потому что там, я знаю, что сейчас идут различные процессы по выявлению именно тех направлений, которые должны… То есть что должно входить в креативную индустрию, вот какие индустрии должны туда входить. Поэтому сегодня этот процесс такой еще экспериментальный. Но я знаю, что он уже близок к завершению. И безусловно это поможет в дальнейшем правильно сформулировать этот… эту позицию и двигаться в сторону развития креативной экономики.

В. Ковалев Но в целом такие знакомые каждому вещи. Да? Телевидение, мультипликация, создание компьютерных игр, – да? – вот на которых моё поколение уже там во многом выросло.

А. Ус Компьютерной графики.

В. Ковалев Компьютерная графика.

А. Ус Да.

В. Ковалев А почему такой интерес у бизнеса, у государства к этой теме? Насколько она важна для экономики?

А. Ус Ну, я попробую ответить за себя, так скажем, за компанию SilaSveta. Мне кажется, что просто сейчас в целом есть потребность в контенте как таковом, потому что все мы смотрим в экраны. Они нас окружают 360. Да? И огромное количество как раз востребовано творческих людей, которые этот контент производят – да? – как таковой. И сейчас это уже стало намного сложнее. Если раньше это были какие-то статичные картинки, видеоизображения, то сейчас все доступней и доступней стало производство этого видеоконтента. И естественно я не скажу за государство, я скажу молодежь, которая ко мне приходит в компанию, и вообще, как-то мы видим, индустрия развивается. Просто люди хотят не работать, а хотят заниматься хобби. Когда ты занимаешься хобби, ты ни дня не работаешь. Поэтому как бы люди хотят заниматься своим любимым делом и при этом зарабатывать деньги. И сейчас такая возможность имеется как раз производить тот самый классный контент, за который тебе ещё и деньги платят.

В. Ковалев Но ещё я так понимаю, что, как правило, можно заниматься такой деятельностью вот в том самом удаленном режиме, к которому…

А. Ус Конечно. Да.

В. Ковалев … мы за последние полтора года почти привыкли. Да?

А. Ус Да. И еще вдобавок… вдобавок есть такие вещи как tutorial, который ты можешь как бы сам обучиться этому. Да? И молодёжь, кстати, это любит. Они заходят в YouTube. Они друг другу помогают. Это, кстати, такое новое явление, такой какой-то коммунизм вообще, что они хотят шерить, делиться знаниями.

В. Ковалев То есть нет такой конкуренции, которая обычно вот лично для меня ассоциируется с творческими профессиями. Вот я тебе тут иголочку положу…

А. Ус Это вот Вы, знаете, это, мне кажется, сейчас это скорее вот чуть ли не нашего поколения там 40-35 вот людей, которые немножко… вот чувствуют конкуренцию. Молодежь, которая там 20-25 они, наоборот, за друг другом делятся знаниями. Это очень интересное явление само по себе.

В. Ковалев Вот мы здесь немножко тоже омолодимся и, наверное, расскажем о конкурсе. Не будем скрывать про конкурс ArtMasters, расскажем нашим уважаемым радиослушателям и зрителям, кстати, ведь наша программа транслируется на YouTube-канале «Общество», дорогие друзья. Появился…

А. Ус Чемпионат.

В. Ковалев … творческих компетенций ArtMasters, национальный и открытый. Собственно что это за проект. Расскажите?

Б. Володин Да, действительно в прошлом году на карте как раз креативных индустрий получился… появился этот замечательный проект. Полностью называется «Национальный открытый чемпионат творческих компетенции». По сути это конкурс, это соревнование среди специалистов творческих профессий. Но здесь есть одно «но» очень важное, которое нас отделяет и позиционирует среди других конкурсов. Мы популяризируем компетенции или специальности, которые находятся в зоне back stage. Ну, для всех профессионалов, которые работают в этой индустрии, понятно, что такое back stage. Это, собственно говоря, необязательно…

В. Ковалев За сценой.

Б. Володин … то, что находится за сценой. Но в случае, например, Саши, то он тоже в чём-то герой back стейджа, потому что когда он делает крупные концерты, он создаёт графический контент, который зрители смотрят, но там нигде не написано, что это Саша Ус нарисовал или SilaSveta. Вот. Поэтому это очень важная функция у чемпионата. Как раз вот мы, как мне кажется, заняли такую свою нишу, которая востребована сегодня и среди творческого сообщества, и среди самих участников. Мы подсвечиваем как раз вот эти специальности. И их в этом году 19. И конкурс действительно достаточно востребованный. И он будет развиваться. Мы очень рады, что вообще такой конкурс появился. И лично я очень рад, что я этим занимаюсь.

В. Ковалев Очень здорово. Мы, кстати, ещё одно отличие от творческих конкурсов, которых согласитесь, довольно много – да? – в нашей стране, и слава богу, можем выделить. Вы позиционируете ArtMasters как такой социальный лифт.

Б. Володин Да, безусловно.

В. Ковалев Вот человек попав в ваш конкурс, вашу программу, он может какие-то знания дополнительные получить или стажировку, или… Вообще какие призы? Какой конкурс без призов?!

Б. Володин Давайте я расскажу. Да. Ну, действительно… ну, в целом основная функция, конечно, миссия чемпионата – это создание механизма для выявления талантливых и профессиональных людей. Вот. Но важное, так сказать, ещё наследие или подмиссия, как я это называю, чемпионат – это некий такой социальный лифт или возможность интеграции вот этих победителей в действующие востребованные проекты креативных индустрий. То, что касается… то, что Вы задали вопрос относительно образования, это важный действительно тоже для меня, как мне кажется, аспект. Мы не занимаемся тем, что мы образовываем ребят…

В. Ковалев Ну, в таком классическом, наверное, понимании образования…

Б. Володин Но в процессе… в процессе прохождение конкурсных заданий ребята совершенствуются, потому что они в любом случае, там отвечая на 10 теоретических вопросов или специальных, они читают специальную литературу, которая у них в личном кабинете. Поэтому это на самом деле их совершенствует. И вообще я считаю, что для любого талантливого человека иметь вот такие образовательные навыки или иметь какой-то фундамент образовательный, очень сильно помогает раскрыть его способности. Я думаю, что Саша это подтвердит, потому что вот я всегда привожу пример про талантливого человека, который там, ну, как талант – это можно сказать как горючее, которое горит быстро и ярко. А если его поместить в бак, то тогда эта машина будет ехать долго и эффективно. Поэтому я за то, чтобы талант совмещался с какими-то образовательными навыками и превращался в мастерство. Чемпионат ArtMasters, он как раз про это. Это про траекторию талантливых, творческих людей, которые движутся к своему мастерству.

В. Ковалев А ещё, наверное, очень важно, чтоб было сообщество людей, которые увлечены одной целью, одной историей. Вот насколько это сообщество складывается вокруг конкурса? У Вас есть какая-то работа с участниками, может быть, которые не заняли первые места?

Б. Володин Ну, дело в том, что у нас вообще сообщество достаточно большое, потому что воронка – это 15 тысяч человек. Вот. Конечно, всех мы… До каждого дотронуться мы не можем. Вот. Но те, кто выходит в финал, это по 10 финалистов, по 10 участников в каждой компетенции. То есть в этом году это будет 190 человек в возрасте 18-35 лет и 40 юниоров. У нас в этом году еще появилась юниорская компетенция 14-17 лет. Тоже важный такой момент профориентации. Вот те, кто выходит, это для нас как раз такая ассоциация ArtMasters, это сообщество ребят, которых мы стараемся поддерживать. И задача ArtMasters не только выявлять лучших. Это не программа «Минута славы» или там, значит, «Алло, мы ищем таланты». Это программа про индустрию, про то, чтобы эти ребята могли интегрироваться. И для меня было бы, например, счастьем, если нам в следующем году, я надеюсь, у нас появится компетенция там по согласованию с Сашей. Я хотел бы тоже, чтоб он к этому подключился более плотно. Это создание там компетенции, например, мультимедиа художник или там сформулируем. Это достаточно востребованная сегодня компетенция. И тогда победитель этой компетенции мог бы получить работу в SilaSveta. Вот это было бы для чемпионата и для меня как для организатора самым главным, так сказать, наслаждением – что ли? – от работы.

В. Ковалев Борислав, уж коли Вы затронули тему компетенций. 19 компетенций в чемпионате ArtMasters этого года. Какие это компетенции? Ну, вот, может быть, самые популярные.

Б. Володин Я могу их перечислить все наизусть. Вы готовы? Серьёзно. Ну, потому что я… я просто этим безусловно… Я готов перечислить 19 компетенций. Это художник по свету. Это звукорежиссер. Это sound дизайнер. Это композитор популярной музыки. Это медиа-композитор. Это художник по гриму. Художник по костюмам. Это оператор ТВ и кино. Это достаточно редкая компетенция, которую мы ввели в этом году, это stage manager, без которой невозможно там организовать сложные постановочные вещи. Это компетенция, значит, копирайтер, значит, который мы тоже в этом году ввели, она относится к рекламе, но реклама – тоже часть креативной индустрии. Это сценарист, который появился в этом году. И… И sound дизайнер. Да. По-моему, все 19 – да? – я перечислил.

В. Ковалев Ну, примерно. Да.

Б. Володин Да.

В. Ковалев Ну, нам самое главное здесь не абсолютное число – да? – рассказать. Это очень…

Б. Володин Мне кажется, я не 19 перечислил, но могу…

В. Ковалев Очень можно легко найти на сайте…

Б. Володин Да, на сайте artmasters.ru Вы можете открыть и посмотреть.

В. Ковалев Все понятно. Во всяком случае я в поисковике вбил «ArtMasters», сразу мне вышла ссылка на ваш прекрасный сайт.

Б. Володин Да.

В. Ковалев За что спасибо. И там…

Б. Володин Спасибо Вам.

В. Ковалев И там можно посмотреть, конечно, все компетенции. Но вот участвуют там разные ребята.

Б. Володин Да.

В. Ковалев Что нужно, чтобы подать заявку?

Б. Володин Это как в той песне пелось: «Нажми на кнопку, получишь результат». На самом деле для того, чтобы поучаствовать в чемпионате нужно желание. Вот нужно желание и определиться с тем, что ты хочешь двигаться вот в той траектории какой-то из компетенций. На самом деле в конкурсе могут принимать участие абсолютно все. Необязательно… Необязательное условие – наличие образования, наличие опыта работы. Главное, что ты в себе чувствуешь эти творческие силы. И тогда ты можешь действительно зайти на сайт ArtMasters, нажать кнопку. После этого тебе придёт ссылка в личный кабинет. Ты заполняешь профиль и портфолио, и ты уже участник, ты уже как бы туда попал. Вот сейчас у нас подано 12 000 регистраций.

В. Ковалев Нечего себе!

Б. Володин Вот. И, ну, понятно, что, в общем, компетенции достаточно такие редкие. Это же не…

В. Ковалев А…

Б. Володин … артисты и не…

В. Ковалев А вот game… game design, допустим, да? Вот сколько… сколько у нас людей, которые… в стране, – да? – кто занимается этой тематикой, создает игры?

Б. Володин Вы знаете, на самом деле очень много.

А. Ус на самом деле огромное, большое.

Б. Володин Огромное… огромное количество.

А. Ус Огромное количество.

Б. Володин Да.

А. Ус Это как бы вот… Да. Извини. Перебиваю. То есть это индустрия, которая сейчас набирает такие обороты, совершенно не колоссальные. То есть это просто не видно. Это вот как в водном поло, мы не видим, что… что под водой. Вот. Но на самом деле там… Ну, то есть это огромная индустрия, которая востребована, которая ищет новые таланты. Прекрасно, что есть такие… такая институция уже, ну, как ArtMasters, потому что, к сожалению, большие институты не успевают за новыми технологиями, за новыми рынками. И вот это, грубо говоря, молодежь пытается найти, где можно получить образование на эту тему.

Б. Володин Это правда.

В. Ковалев Да, вот…

Б. Володин Это важный сейчас аспект Саша затронул, разрыв, собственно говоря, практических… практики производства и образования.

В. Ковалев Ну, это все… И, наверное, было всегда. Сейчас просто чуть-чуть острее. И здорово, что появляются такие инициативы как ArtMasters, которые помогают этот разрыв хоть как-то сократить.

Б. Володин Нивелировать.

В. Ковалев Но здесь очень важно еще раз напомнить, что креативные индустрии – это огромный бизнес. И вот порой кажется, ну, компьютерные игры. Да? Ну, что это такое? Там поиграл, там – да? – вечером расслабился, пошёл спать. Но в тоже время вот пример там «World of Tanks» там, – да? – допустим, это огромные налогоплательщики. Это рабочие места. Это налоги. Да? Это огромное количество денег, которые приходят в экономику тех или иных стран. Ну, или свой любимый пример не могу не вспомнить, когда корейские поп-группы, – да? – там целое явление k-pop уже является фактором национальной экономики Южной Кореи. Вот у нас в России такое возможно? У нас вообще таланты-то остались и не перевелись ли на Руси?

А. Ус Я думаю, что, конечно, возможно, потому что, ну, вот даже, судя по нашей компании, мы востребованным почти во всём мире. Мы работаем и в Китае, и в Америке, и в Европе. У нас офис в Америке тот же самый есть. Потому что визуальный язык, он понятен для всех. Тебе не надо это переводить. Если ты знаешь английский язык, и если ты делаешь классные картинки, которые выкладываются… А всё через Instagram сейчас продаётся, – да? – то директора фирм, большие… большие музыканты, они тебе в директ напрямую пишут. И, грубо говоря, это… этот запрос растёт и растёт сейчас. Да? То есть если грамотно организовать, здесь в России поставить на нормальный, ну, как… в какое-то цивилизованное русло пустить это дело, то это может быть очень большой сектор экономики. Вопрос другой, что это не столь очевидно, как там сырьевые… продажа сырьевых ресурсов. Это более как бы сложная какая-то тема. Но как бы опять же, как я говорил, что молодежь, она… ну, она не обращает внимание на те тенденции, они просто хотят это делать. Мы это делаем. И как-то она сама, вода это находит лазейки и проникает уже по всему миру.

В. Ковалев Когда мы говорим про любой конкурс, нельзя не затронуть вопрос, а кто судьи? Вот кто у Вас в жюри? Сколько этих людей? Где Вы их находите и как мотивируете собственно посвящать часть своего времени, очень дорогостоящего отмечу. на вот такую, ну, в целом социальную – да? – историю, поддержку и поиск новых талантов?

Б. Володин Хороший вопрос: судьи кто? У нас на чемпионате ArtMasters сформирован целый экспертный совет. Это представители тех самых креативных индустрий по направлению, по сути это мастера своего дела, которые на сегодняшний день ещё не вышли из бизнеса, они практикуют. Но при этом у нас есть там определенное правило, что… при отборе экспертов, что у него есть какие-то… опыт преподавания то есть как бы в образовательным секторе. Поэтому вот, собственно говоря, 19 экспертов главных – это, в общем, я… мы гордимся тем, что они у нас есть, потому что это есть специалисты по театральному направлению, которые получают «Золотые маски», вот недавно вот «Нику» выигрывают. В общем, это действующие специалисты, которые действительно добиваются результатов. Они авторитетные. И они не могут не только судить, но действительно и передать опыт ребятам и направить их, так сказать, в правильное русло, и дать какой-то очень полезный совет. Вот я надеюсь, что в следующем году Александр Ус у нас возглавит экспертный… экспертную группу в компетенции, собственно говоря, мультимедиа художник.

В. Ковалев Будем… будем переживать, будем болеть. Но и, конечно же, сейчас можно зайти на сайт ArtMasters, узнать больше нового. Ну, а мы совсем скоро вернёмся. Программа «Бизнес-ланч» на «Эхо Москвы». Не переключайтесь. Совсем скоро снова в эфире.

**********

В. Ковалев После небольшой паузы в эфире программа «Бизнес-ланч», программа на «Эхо Москвы», посвященная экономике, деловым людям, тем, кто драйвят, драйвят экономику нашей страны. В студии Вадим Ковалёв. И наши гости Борислав Володин, директор чемпионата ArtMasters, и Александр Ус, креативный директор компании SilaSveta, ambassador чемпионата ArtMasters. Но я знаю, что конкурс получил, ну, дополнительную, скажем так, актуализацию. Накануне появился важный указ Президента.

Б. Володин Это так. Вообще конкурс ArtMasters, надо сказать, что, в общем, создан изначально на деньги фонда президентских грантов. Мы выиграли грант. И нам дали шанс реализовать этот проект в прошлом году, и, слава богу, что мы его успешно реализовали. И, в общем, не секрет, что, наверное, главным инвестором в креативную экономику, вообще в творчество главным инвестором является государство не только в России, во всём мире. Вот поэтому ArtMasters, во-первых, не исключение. Я хотел сказать, что вот вчера, как мне кажется, вообще вот на пути создания нашей креативной экономики произошло очень важное событие, потому что президент Российской Федерации подписал указ о создании фонда, президентского фонда культурных инициатив. Этот фонд будет в ближайшей перспективе, по-моему, если не ошибаюсь, он начнёт работать летом, гранты могут выдаваться чуть ли не в конце этого года, он будет поддерживать не только государственные предприятия и некоммерческие, но он будет поддерживать и частный сектор. И это очень важный будет драйвер для развития всей… всей экономики в стране, потому что творческие ребята, талантливые, для них, конечно, так сказать, главный ресурс – это деньги, потому что они всегда могут реализовать все свои задачи. И вот если у них даже есть ИП, то они могут подать на этот грант и получить деньги на реализацию своего проекта. Мне кажется, что это очень важный шаг с точки зрения государства попробовать, ну, как бы взорвать экономику не сверху, а снизу. И это безусловно даст огромный рост. А перспективы у креативной экономики, как мне кажется, огромные как бы не только у нас в стране, но во всём мире. Это… этому пример, в том числе и сейчас вот Арабские Эмираты, которые активно в это вкладываются.

В. Ковалев Да. Потому что…

Б. Володин Я думаю, Саша вот как раз выбрал очень правильное направление своей деятельности.

А. Ус Спасибо.

В. Ковалев Великие бизнесы, они часто появляется в гараже, – да? – как это принято во многих развитых экономиках, и очень небольшими коллективами создаются вещи, которые со временем дадут очень много рабочих мест и налоговых платежей в бюджет. И вот важно здесь поддержать, потому что есть большие, например, театры… Там мой любимой Михайловский театр в Петербурге, куда я сегодня, кстати, иду вечером. А вот небольшому там творческому коллективу – да? – порой бывает сложно. И здесь можно воспользоваться конкурсом ArtMasters, ведь я так понял, у Вас не только будет, ну, некая там церемония награждения. Да? Там как принято. Всем медали, грамоты и всё такое. Вы ещё дадите возможность реализовать проекты победителей. Так ли это?

Б. Володин Это да. Это так. Да. По поводу Большого театра, это, кстати, смешно, я сегодня читал, PR-службы прислала различные посты относительно причин, почему… несколько причин, почему надо принять участие в ArtMasters. Там была одна из них: можно сделать селфи на сцене Большого театра. У нас действительно церемония закрытия и награждение проходят на новой сцене Большого театра. Это очень престижно для ребят молодых, потому что если их награждают там в важном культурном месте нашей страны, то это для них, конечно, здорово вообще вот то, что мы их подсвечиваем. Это… Это правильно. А вот, извините, вопрос еще раз?

В. Ковалев Ну, собственно вопрос в том…

А. Ус Как можно реализовать…

Б. Володин Как… Да, как мы…

В. Ковалев Будете ли помогать дальше? Будет ли вот такое какое-то наставничество, что ли?

Б. Володин Да, я говорил, что безусловно это одна из важных задач чемпионата не только отправлять ребят на стажировку в какие-то крупные предприятия нашей страны творческие, но в том числе и чтобы они были интегрированы в действующие проекты. Вот чтобы… У нас есть на самом деле несколько очень успешных кейсов, мы называем это истории успеха, когда молодой человек, там он был по первому образованию инженер-физик, вот потом он стал заниматься светотехникой, работал как фрилансер художником по свету, попал на наш конкурс и занял второе место, и по итогам там стажировки его взяли на работу в один из известных театров Москвы «Школа драматического искусства», и теперь он работает и уже… работает над действующими проектами. Вот это как раз очень важная, так сказать, такая экосистема, которую создает ArtMasters. И безусловно каждого из участников, ну, в 1-ю очередь это финалисты, вот мы будем поддерживать и вести, и стараться, чтобы они, так сказать… не насильно интегрировались в эту креативную индустрию, а естественным образом. Вот. Так чтобы и работодателю нравилось, и участнику.

А. Ус Да. Как работодатель могу сказать…

В. Ковалев Вот как раз Вам хотел этот вопрос задать.

А. Ус Потому что, ну, мы… вот я с удовольствием в «СилуСвета» готов взять ребят, которые талантливы и которые покажут себя на этом конкурсе, потому что по факту спрос превышает предложение. То есть наша самая главное такая воронка, самое узкое горлышко – это как раз люди, потому что количество профессионалов именно, которые уже имеют опыт и которые имеют талант, новое видение и так далее, их не так много, как ни странно. Поэтому вот такие конкурсы – это классно, что генерят новые кадры, которые мы естественно с удовольствием готовы сразу применить в практике, то есть сразу их кидать в бой, потому что проекты есть разные, есть длинные проекты, есть короткие. Да? И там человек может себя как раз проявить. Мы вот сейчас строим новый офис, где будет много пустых столов…

В. Ковалев Отлично.

А. Ус … как раз которые нужно заполнить.

Б. Володин Мы подпишем соглашение и будем заполнять пустоты в сфере…

В. Ковалев Ну, а собственно вот для Вас как для бизнеса, Александр, это только кадры или есть ещё какая-то мотивация участия в подобном конкурсе?

А. Ус Да нет, ну, конечно, слушайте, есть и патриотические какие-то внутренние ноты, потому что безусловно я просто уже 12 лет наблюдаю, как развивается этот рынок, и это довольно забавно, потому что я вижу, какой бешеный спрос с каждым годом все больше и больше. И до сих пор нет какой-то институции, которая может… Ну, то есть есть какие-то небольшие образовательные учреждения, но вот так, чтобы поставить это на… уже на какой-то промышленный масштаб, этого не существует. Хотя в той же самой Америке, в Европе это уже давно есть. Люди заканчивают хорошие институты, которые быстро переводит их уже в разряд профессионалов, всё, с теорией, историей искусств. То есть человек подкован, у него есть мощный background, когда ты ему делаешь творческую… какой-то творческую задачу. Да? Вот, например, креативный директор, он одновременно должен понимать, как работает свет, как делается графика, но у него должна быть ещё какая-то внутренняя база на тему вообще искусства, что такое там и классическое искусство…

В. Ковалев Что-нибудь почитать…

А. Ус … музыка. Ну, да, что-то уметь как бы, что не чистый лист.

Б. Володин Да, абсолютно…

А. Ус Поэтому я это очень классно.

В. Ковалев А как вообще в целом собрать команду из вот таких трепетных, творческих личностей? Какие здесь есть секреты успеха?

Б. Володин Ой, ну, Саша, лучше скажет, как…

В. Ковалев Вздохнули.

Б. Володин … как практика… Ну, вообще для меня команда в целом в построении бизнеса креативного – это очень важный аспект. И от команды очень много значит, потому что каким бы ты творческим не был, сильным индивидуалом, всё равно бизнес не создашь в одиночку, потому что он будет масштабировать, тебе надо набирать соратников, тебе надо набирать специалистов по другим компетенциям, которые тебя будут поддерживать, потому что бизнес такой очень, так сказать, у нас… Как сказать? Он разносторонний сегодня. То есть там, например, я знаю, что вот Саша, наверное, основное его направление – это компьютерная графика. Вот. Ну, Саша занимается в том числе и созданием различных шоу под ключ. То есть для того, чтобы ему там делать какие-то специальные ивэнты, ему нужна команда, ее надо расширять. Я был, кстати, у него офисе, там много молодых девочек и мальчиков с горящими глазами. Вот как он это делает…

А. Ус … есть два момента. 1-й – это поначалу просто им нужен лидер или там команда ребят, которые могут дать им опыт и уникальный опыт, они видят как бы, что у человека – да, – горят глаза, что он может довести дело до конца, они верят в него и начинают присоединяться и вести. А потом бренд начинает уже работать на тебя. И они…

Б. Володин Это становится престижным просто для ребят уже…

А. Ус Да, они приходят, чтоб…

Б. Володин … ассоциируют тебя…

А. Ус Да. Чтоб у них была вот это в портфолио надпись, что они работали там. И, конечно, то есть большие компании, они дает большие возможности поработать с крупными артистами теми же самыми, которые ты можешь всегда себе сделать такой self PR. Вот. Они естественно все это выкладывают опять же в соцсети. То есть это всё уже давно живёт своей жизнью, которую мы, так скажем, ну, там которую не видно сразу, но по факту это уже большая индустрия, которая, ну, обрастает уже своими правилами.

Б. Володин Два слова про образовательные вот стандарты и про функцию ArtMasters, если несложно, потому что Саша как раз это затронул. На самом деле вот, ну, мы говорили в самом начале о том, что есть разрыв между запросом индустрий и высшим образованием, он действительно существует, потому что образовательная система, она так устроена, что она несколько инертна. Вот так ArtMasters ставит такую лакмусовую бумажку. Он показывает то, на что есть запросы, и то, на что не существует никакого образования высшего. И вот мне кажется, мы достигли очень важных результатов в прошлом году. Я один выделю только. Никогда в России не было специальности, ну, которая бы преподавалось как высшее образование. Это художник по гриму. Представляете…

В. Ковалев Даже…

Б. Володин … вот художник по костюмам есть, художник по гриму – нет. То есть это было такое среднее профессиональное образование. На самом деле художник по гриму – это очень сложная составная профессия, которая подразумевает, что человек должен знать там и химию, и физику, и ещё кучу разных, так сказать, дисциплин. Так вот, по-моему, в начале мая был приказ Министерства науки и высшего образования о том, что в России впервые появилась эта специальность «Художник по Гриму. Она, по-моему, будет в ГИТИСе благодаря там Заславскому, там ректору этого института и «АртМастерсу» вот появилась эта дисциплина. Это здорово.

В. Ковалев Здорово.

Б. Володин И вот мы, и ArtMasters будет дальше действовать в этом направлении, сокращая тот самый gap, который возник между запросами индустрий, быстро развивающимися и образовательными системами.

А. Ус … он хороший…

В. Ковалев Александр, а вот…

Б. Володин В перспективе.

В. Ковалев … за рубежом поддерживают креативные индустрии со стороны государств, я имею в виду, есть поддержка?

А. Ус Ну, если смотреть вот, например, на Америку – да? – с точки зрения того, что когда была пандемия, конечно, нам очень сильно помогло государство столь… потому что они естественно видят, какой у тебя был оборот в прошлом году, и стараются поддержать в этом. То есть у нас там коллектив в Америке не развалился, хотя у них очень жёсткие lockdown и уже… и только сейчас это дело оживает. Вот в целом есть, конечно, поддержка. Но самое главное там есть бешеный рынок на… и бешеный спрос на это. Там просто, ну, как бы взрыва… и бешеная, бешеная конкуренция. Хотя на самом деле мы, например, там взяли, покорили всех своей скоростью, в том числе качеством и скоростью.

В. Ковалев И ценами?

А. Ус Да. Нет. Там это не самое главное, потому что у… они, как оказалось, немножко ленивы к тому, чтоб там за 10 дней сделать show, им кажется, это невозможно. Но мы сказали, да нет, возможно.

В. Ковалев Я обратил внимание, в Дубае в этом году Expo, которое на год было из-за пандемии отложено, и российский павильон там как раз так и называется «Russia creates». Да? Вот Вы участвуете как-то в этой работе, в продвижении России через такую креативную экономику?

Б. Володин Да, действительно Expo – это большое событие международное. И в этом году выставка посвящена как раз креативным индустриям, что созвучно тому, что делаем мы, то есть о чем сейчас говорим. ArtMasters уже сотрудничает с русским павильоном. И мы сейчас там работаем над проектом, в рамках которого мы могли бы интегрировать наших победителей в работу этого русского павильона. Ну, во-первых, мы хотим показать результаты командных работ в части театра, а потом отправить от клипмейкеров и кинорежиссеров, чтобы они сняли что-то для русского павильона.

В. Ковалев Ну, что ж? Желаем большой удачи! Заходите на сайт ArtMasters, участвуйте в конкурсе, советуйте своим детям и родственникам. Это важно.

Б. Володин Заявки до 30 мая принимаются.

В. Ковалев До 30 мая заявки. Совсем чуть-чуть осталось. Борислав Володин, директор чемпионата ArtMasters, и Александр Ус, креативный директор SilaSveta, амбассадор чемпионата ArtMasters были в эфире «Бизнес-ланча» на «Эхо Москвы». Хорошего дня!



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире