'Вопросы к интервью


М.КЕДРОВСКИЙ: В столице 15 часов и 12 минут. Это программа «Бренд». Как уже было сказано, это программа о мировых торговых и не только торговых марках. И сегодня мы будем говорить о компании Western Union. В гостях Наталья Морозова, руководитель отдела маркетинга по России, Украине, Белоруссии, Грузии и Армении.

Н.МОРОЗОВА: Добрый день.

М.КЕДРОВСКИЙ: Добрый день, Наталья. По традиции в начале программы мы задаем нашим слушателям вопрос, ответив на который люди, как всегда, получают прекрасные призы. Расскажите сначала про призы.

Н.МОРОЗОВА: Призы – это такой небольшой пакет от Western Union, куда вложена очень красивая бейсболка, затем толстовка, затем визитница кожаная и зажим для денег, а также прекрасный зонт.

М.КЕДРОВСКИЙ: То есть, сразу я уточню, два пакетика и два зонтика?

Н.МОРОЗОВА: Да.

М.КЕДРОВСКИЙ: То есть четыре человека, мы тут подумали, и я решил, получат эти замечательные призы. Ну, вопрос, Наталья, вопрос от вас.

Н.МОРОЗОВА: Вопрос, на мой взгляд, очень простой: «Какой известный американский певец во второй половине двадцатого века исполнил песню с названием «Western Union», которая в последствии стала хитом американских радиоволн».

М.КЕДРОВСКИЙ: Ответив на этот вопрос посредством СМС: 985 970-45-45, вы и получите эти прекрасные призы. И по традиции в начале программы мы совершаем небольшой экскурс в историю компании. Сегодня этот материал подготовил Иван Гаев.

ИСТОРИЯ ВОПРОСА.

Компания Western Union существует более ста пятидесяти лет. Не будет преувеличением сказать, что многие события, связанные с компанией, изменили ход американской и мировой истории. Вообще, все началось восьмого апреля тысяча восемьсот пятьдесят первого года. Тогда, пару десятилетий спустя после появления телеграфа, группа бизнесменов из штата Нью-Йорк создала телеграфную компанию с длинным названием The New York and Mississippi Valley Printing Telegraph Company. В то время на рынке работало множество региональных телеграфных систем, конкурирующих друг с другом, что негативно отражалось на качестве предоставляемых услуг. Компаньоны имели общие планы: вместо постройки новых линий они решили сконцентрировать свои усилия на объединении существующих. Экспансия началась в тысяча восемьсот пятьдесят четвертом году, а уже в тысяча восемьсот пятьдесят шестом увенчалась успехом. Компания завершила объединение разрозненных телеграфных линий в единую систему. В тысяча восемьсот шестидесятом году Конгресс США устраивает тендер на создание трансконтинентальной телеграфной линии, его выигрывает Western Union и буквально поражает соотечественников своей деятельностью. Строительство двух тысячемильной линии, которая по прогнозам экспертов должно было длиться около десяти лет, компания завершила всего за сто двенадцать дней.

М.КЕДРОВСКИЙ: Вот, Наталья, скажите, как так получилось: сто двенадцать дней всего лишь… две тысячи миль…эксперты говорили, что десять лет? У вас все так быстро в компании происходит?

Н.МОРОЗОВА: Да, все так быстро происходит. Более того, история не включила в себя тот пункт, что даже действующий на тот момент президент Авраам Линкольн очень сомневался, что компания выполнит свое обязательство, потому что индейцы постоянно (это был период Гражданской войны) очень активно противодействовали строительству линии…

М.КЕДРОВСКИЙ: Они, по-моему, всем противодействовали…

Н.МОРОЗОВА: Ну, вот, да.

М.КЕДРОВСКИЙ: …кто там был вождь сименолов? Ацеола? Я уж не помню… То есть всего сто двенадцать дней, и с востока на запад протянулась линия. Казалось бы, это девятнадцатый век, технологии были не очень развиты… Что соединил восток и запад, какие города?

Н.МОРОЗОВА: Ну, города, наверное, все от востока до запада. Я знаю, что они были все соединены в Солт-Лейк-Сити в октябре того же года и прошли практически по всем центральным городам Соединенных Штатов.

М.КЕДРОВСКИЙ: А, правда, что первую телеграмму получил Авраам Линкольн?

Н.МОРОЗОВА: Правда, она называлась «молния».

М.КЕДРОВСКИЙ: «Молния», то есть с того времени появилось такое понятие – «молния»?

Н.МОРОЗОВА: Да.

М.КЕДРОВСКИЙ: На сколько я понимаю, Авраам Линкольн был очень доволен этим, и с тех пор Western Union работает… работал, во всяком случае, в те времена и чуть позже, в связке с правительством? Постоянно, напрямую? Может быть, были какие-то контракты подписаны, что там?

Н.МОРОЗОВА: Я здесь затрудняюсь вам сказать, какие конкретно контракты. Просто здесь надо понимать, что телеграфные сообщения связаны с выполнением каких-то государственных задач, поэтому во времена всех войн (как мы уже упомянули Гражданскую войну, так же во времена Первой мировой войны, Второй мировой войны) телеграфные линии не только Western Union’а, но и других компаний были подчинены нуждам правительства и выполняли ряд государственных задач, поэтому… я думаю, что несомненно.

М.КЕДРОВСКИЙ: Но в то время телеграммы стоили очень дорого?

Н.МОРОЗОВА: Да, на тот момент, который вы упомянули в истории, когда существовали маленькие телеграфные компании, которые владели телеграфными линиями, не могли, конечно, из одного в другой город передавать сами, они передавались из компании в компанию – цена первой телеграммы была двадцать долларов. По тем временам это были…

М.КЕДРОВСКИЙ: …безумные деньги. Стоит вспомнить знаменитые вестерны Сержа Леона с Клинтом Иствудом: «На несколько долларов больше». Или фильм «Великолепная семерка», где по нынешним временам назывались какие-то копеечные суммы.

Н.МОРОЗОВА: Да.

М.КЕДРОВСКИЙ: А как вели себя конкуренты? Ведь в те времена телеграммы начали обгонять даже курьерские поезда? Ведь тогда было возникновение практически монополии, да? Они же под себя подмяли всех?

Н.МОРОЗОВА: Western Union?

М.КЕДРОВСКИЙ: Да.

Н.МОРОЗОВА: Ну, по большому счету, да, потому что Western Union… в компании работали очень достойные люди, инженеры, которые в дальнейшем по мере развития компании предоставляли клиентам, давали возможность клиентам пользоваться абсолютно инновационными изобретениями. Так, например, в тысяча восемьсот шестьдесят девятом году был представлен первый биржевой телеграфный аппарат, который, соответственно, помогал нью-йоркской бирже передавать котировки ценных бумаг.

М.КЕДРОВСКИЙ: Вы знаете, до эфира мы с вами об этом говорили, «котировки бумаг с биржи» – это в тысяча восемьсот шестьдесят девятом году вы сказали? Мне почему-то в голову для сравнения пришли другие цифры. В тысяча восемьсот пятьдесят первом году открывается компания, ее основатели по одним данным были шериф и судья, и вы еще какие-то их работы называли… В тысяча восемьсот шестьдесят первом году в России отменяется крепостное право. В тысяча восемьсот шестьдесят третьем году в Лондоне открывается метро, тысяча восемьсот шестьдесят девятый год, как вы уже сказали – биржевые котировки. Каким образом это все удавалось? Да, понятно, в тридцатых годах господин Морзе изобрел телеграф, а эти ребята… как, кстати, звали основателей компании?

Н.МОРОЗОВА: Хайрам Саблэй и Сэмюиль Сэлдон.

М.КЕДРОВСКИЙ: Во время подсуетились и начали заниматься по тем временам, наверное, прогрессивнейшей вещью. Такая инновационность до сих пор в вашей компании существует? Ведь это надо было быть провидцем в какой-то мере.

Н.МОРОЗОВА: Нет, ну, несомненно, компания Western Union (и весь ход ее истории это подтверждает) всегда была открыта к инновациям: это и первый коммерческий спутник, запущенный в Соединенных Штатах, и вообще… Я сама, когда начала интересоваться историей компании, была поражена. Здесь по поводу российской истории вы не правы. Дело в том, что в конце девятнадцатого века как раз велись переговоры с Россией, потому что у Western Union были амбициозные планы выходить на другие рынки. Предоставлять услуги телеграфа в других странах. И они хотели построить телеграфную линию через Сибирь и Санкт-Петербург, и связать тем самым Америку с Европой.

М.КЕДРОВСКИЙ: А давайте начало этой истории. Ведь была мысль, естественно, соединить Новый Свет и Старый Свет. По тем временам проект прокладки линии через Атлантику практически невозможен. Все это касается технических вещей, тогда прогресс все же не дошел еще «до ручки». И появилась у них мысль тянуть через Берингов пролив, так как это довольно узкое место. Тянуть через Аляску и потом Сибирь, соответственно, в Николаевск-на-Амуре. И даже велись переговоры с Горчаковым, министром иностранных дел, князем и так далее. А вел переговоры американский посол Саймон Кэмерон. Сначала что-то у них там не сложилось, но потом, насколько я понимаю…

Н.МОРОЗОВА: Горчаков в частной беседе и во время переговоров просто предложил руководителю компанию Хайраму Саблэй прикупить территорию Аляски для реализации своих коммерческих целей.

М.КЕДРОВСКИЙ: Там еще были слова графа Толстого, главного почтмейстера России… когда я их прочитал, я немного обалдел, вот честное слово. Потому что там были сказаны неосторожные слова, назывались цифры, что одна из компаний, которая собиралась заняться строительством этой линии, назвала цифру в шесть миллион долларов, а граф Толстой в сердцах сказал: «Нам проще продать Аляску вам и не мучиться». И какое-то очень короткое время от этих слов до продажи…

Н.МОРОЗОВА: Дело в том, что руководство компании не имело намерения покупать Аляску, просто, будучи законопослушными гражданами, они вовремя сообщили дипломатичной службе и президенту США, что есть такие намерения у России, после чего начались дипломатические переговоры и сделка совершилась. Так что волею судеб компания Western Union оказала влияние на ход истории не только американской, но и российской.

М.КЕДРОВСКИЙ: При чем, я, покопавшись в своих бумажках, нашел достоверный источник: «На переговоры ушло всего шесть недель и восемнадцатого марта тысяча восемьсот шестьдесят седьмого года был подписан договор, по которому США купило Аляску у России всего лишь за (конечно, тогда это были безумные деньги, но сейчас это не так) семь миллионов двести тысяч долларов…»

Н.МОРОЗОВА: Вот суммы я не знала.

М.КЕДРОВСКИЙ: Я нашел сумму. Что было дальше? Так понятно, что это проект-то не состоялся. В России были нелегкие времена…

Н.МОРОЗОВА: Ну, и в Сибири строить телеграф и вбивать телеграфные столбы тоже нелегкая задача.

М.КЕДРОВСКИЙ: Я думаю, что у нас бы справились, тому много…

Н.МОРОЗОВА: При помощи Western Union, который за сто двенадцать дней построил трансконтинентальную телеграфную линию…

М.КЕДРОВСКИЙ: Но все равно в голове не укладывается, потому что перед глазами люди в пыльной одежде, верхом на лошадях с изобретением полковника Кольта на поясе, которые гоняются то за индейцами, то индейцы за ними. Вспоминаются соответствующие персонажи, начиная от Фенимора Купера, заканчивая О. Генри. Потому что, кстати говоря, О. Генри, как мне кажется, связан чем-то с Western Union. Не в том смысле, что он был сотрудником, но некоторые рассказы очень напоминают историю о банкирах. Есть у него рассказа об ограблениях, кстати.

Н.МОРОЗОВА: Вообще, Western Union был до такой степени распространенной услугой, телеграммы «забрендованные» Western Union были такой обыденной вещью, поэтому очень часто в американских кинофильмах мы можем видеть упоминание бренда. И это не было никаким «product placement’ом» и, более того, рекламным ходом компании…

М.КЕДРОВСКИЙ: А в каких фильмах, вы не помните?

Н.МОРОЗОВА: Я лично недавно пересматривала фильм «Назад в будущее»…

М.КЕДРОВСКИЙ: А…

Н.МОРОЗОВА: Современный фильм, там просто рассказывается история…

М.КЕДРОВСКИЙ: Ну, Майкл Фокс и Кристофер Ллойд в главных ролях?

Н.МОРОЗОВА: Да, и приходит телеграмма молодому человеку от Дока сквозь время. И приносит ее мессенджер Western Union’а в форме и передает со словами: «Телеграмма от Western Union».

М.КЕДРОВСКИЙ: Ну, скорее всего, вы чего-то доплатили, я думаю.

Н.МОРОЗОВА: Не думаю, дело в том…

М.КЕДРОВСКИЙ: Ну, как это, главный герой…

Н.МОРОЗОВА: Дело в том, что даже наш вопрос касаемый песни, здесь нет никакого «product placement’а». Просто песня о телеграмме, которую молодой человек ждет от девушки. А поскольку телеграмма, так телеграмма от Western Union, то в припеве очень часто поется: «Western Union, Western Union…» Поэтому песня стала настоящим хитом…

М.КЕДРОВСКИЙ: Да, я напомню, что свои ответы вы можете присылать нам на СМС: 895 970-45-45. Кстати, уже есть правильные ответы, но есть уже и фантастические вещи. Потом я обязательно скажу это в эфире. Так же вы можете задавать вопросы через СМС нашему сегодняшнему гостю и, соответственно, какие-то реплики. Что было дальше? Аляску купили…

Н.МОРОЗОВА: Потом уже была непосредственно услуга денежных переводов в тысяча восемьсот семьдесят первом году.

М.КЕДРОВСКИЙ: То есть в тысяча восемьсот семьдесят первом году…

Н.МОРОЗОВА: Да, стала предлагаться услуга денежных переводов.

М.КЕДРОВСКИЙ: Да, вот это феноменально, потому что …

Н.МОРОЗОВА: Это была жизненная необходимость, потому что население Америки было молодое, большинство населения было приезжих, из других континентов… Конечно, они хотели держать связь с родственниками, помогать им. На самом деле, когда Western Union решил предоставить эту услуг, то это было просто расширение ряда услуг. Они не ожидали такого феноменального успеха, потому что уже за первый год существования этой услуги было предоставлено двадцать тысяч переводов.

М.КЕДРОВСКИЙ: А какое население страны было тогда?

Н.МОРОЗОВА: Шестнадцать миллионов.

М.КЕДРОВСКИЙ: Да!

Н.МОРОЗОВА: Город Москва! Шестнадцать миллионов и больше половины было младше двадцати лет.

М.КЕДРОВСКИЙ: Да, страна-то молодая. И вдруг наступил тысяча восемьсот семьдесят шестой год, и был, наконец, изобретен телефон.

Н.МОРОЗОВА: Да.

М.КЕДРОВСКИЙ: А что сделали для того, чтобы не уйти в небытие. Потому что понятно, что телефон по тем временам был интересен для многих людей – связь on-line.

Н.МОРОЗОВА: Телефон, в любом случае, как новая услуга… телефон, во-первых, не был доступен всем людям и был достаточно дорогой услугой. Western Union, в любом случае, реагировал, и эта известная история с «поющими» телеграммами. Потому что телеграммы, они же передавались, в том числе, и голосом.

М.КЕДРОВСКИЙ: А вот расскажите, пожалуйста, что такое «поющая» телеграмма?

Н.МОРОЗОВА: Это услуга, которая стала пользоваться феноменальным спросом, а история была такая, что пиар-менеджер компании Джорж Освен в неформальной беседе попросил одного из операторов Western Union’а поздравить свою подругу, известную певицу Робби Уилис с днем рождения. Пропеть ей мелодию «Happy Birthday» по телефону. И газетчики потом раструбили об этой истории, и клиенты стали требовать ее в пунктах.

М.КЕДРОВСКИЙ: Да, очень интересный разговор о компании Western Union, мы продолжим буквально через три минуты после кратких новостей, которые представит нам Анна Казакова. А я напомню, что разговор идет о Western Union, и у нас в гостях Наталья Морозова, руководитель отдела маркетинга по России, Украине, Белоруссии, Грузии и Армении. Ну, а в студии находится еще и Михаил Кедровский.

НОВОСТИ.

М.КЕДРОВСКИЙ: В столице 15 часов и 33 минуты. Мы продолжаем нашу программу, и напомню, что сегодня у нас в гостях Наталья Морозова, руководитель отдела маркетинга по России, Украине, Белоруссии, Грузии и Армении компании Western Union. Ну и, естественно, в студии находится Михаил Кедровский. Еще раз добрый день, Наталья.

Н.МОРОЗОВА: Добрый день.

М.КЕДРОВСКИЙ: По традиции после новостей половины часа мы объявляем наших победителей, а задайте вопрос еще раз.

Н.МОРОЗОВА: «Какой известный американский певец во второй половине двадцатого века исполнил песню с названием «Western Union», которая в последствии стала хитом американских радиоволн».

М.КЕДРОВСКИЙ: А какие призы?

Н.МОРОЗОВА: Пакет, там толстовка, кожаная визитница, зажим для денег. Два пакета и два зонта…

М.КЕДРОВСКИЙ: Это первый и второй победивший, и два зонтика, которые получают третий и четвертый, правильно ответившие на ваш вопрос. Итак, победитель у нас есть. Ответ…

Н.МОРОЗОВА: Элвис Пресли.

М.КЕДРОВСКИЙ: Потрясающие люди, за что я и люблю наших радиослушателей. Послушайте: Фрэнк Синатра – это понятно, Том Джонс, Майкл Джексон… Мне очень понравилось: Майкл Джексон в шестьдесят третьем году. Далее… Холидей, Алан Сильвестри… В общем, очень много, даже Клинт Иствуд пропел. Вот я представляю Клинта Иствуда… Но, все-таки, я назову имена наших победителей, которые получают, на мой взгляд, прекрасные призы. Итак, первый приз: Надежда с телефоном 916 306-88…, второй приз, соответственно, это пакет с толстовками и бейсболками: Юля 935-17…, и Люда, получающая зонт… феноменальный, кстати: 903 075-99…, и Денис, который также получает укрытие от непогоды с эмблемой Western Union. Телефон Дениса: 906 768-13… Ну, и так далее. Вот эти счастливчики получают призы. Итак, мы остановились на явлении «поющих» телеграфов, а что было дальше, какие еще интересные моменты… «Поющий» телеграф, но нельзя же было на этом останавливаться?!

Н.МОРОЗОВА: В дальнейшем Western Union стал предоставлять услугу, которая… Кстати, «поющие» телеграммы были очень популярны до начала войны. Во время войны все социальные поздравления были отменены, и телеграммы использовались исключительно для сообщения с фронтом. А уже после войны очень…

М.КЕДРОВСКИЙ: После какой?

Н.МОРОЗОВА: После Второй мировой опять же продолжили «поющие» телеграммы, стандартные услуги: денежные переводы и телеграммы. Наверное, инновационность была в том, что мы первая компания, которая стала использовать внутригородскую факсимильную связь, стала использовать телекс.

М.КЕДРОВСКИЙ: А ведь, кстати говоря, ваша компания первая, которая смогла передать фотоизображение. Это было аж в тысяча девятьсот двадцатом году, если я не ошибаюсь… передача через Атлантику. С тех пор журналистам стало намного проще, то есть репортаж выходил не только в виде строк и букв, но еще было и изображение какое-то.

Н.МОРОЗОВА: Да, так же первыми начали использовать микроволновую систему передач данных, которая заменила впоследствии столбы с проводами.

М.КЕДРОВСКИЙ: А сколько человек в штате компании было в двадцатых годах прошлого века?

Н.МОРОЗОВА: Я вам затрудняюсь ответить, к сожалению.

М.КЕДРОВСКИЙ: Ну, конечно, не столько, сколько сегодня?!

Н.МОРОЗОВА: Ну, да, наверное, потому что сейчас совсем другие реалии, и население земного шара увеличилось.

М.КЕДРОВСКИЙ: А что такое «Санта-грамс», «Долли-грамс» и «Бенни-грамс»?

Н.МОРОЗОВА: Я, например, знаю, что «Долли грамс» – это что потребитель мог купить куклу в магазине и вместе с поздравлением отправить своему другу или тому человеку, которого он хотел поздравить. Так же «Кенти-грам» – это «почтальоны радости». Грубо говоря, люди, которые разносили…

М.КЕДРОВСКИЙ: Прямо какие-то «письма счастья».

Н.МОРОЗОВА: И еще был, между прочим, «Опинион-грам», что любой человек мог отправить свое мнение о любом человеке в правительстве или о действии правительства. «Опинион-гранм – это была тоже такая официальная услуга.

М.КЕДРОВСКИЙ: А когда, кстати, появился лозунг компании «Don’t write, telegraph!», то есть «не пишите, а телеграфируйте»?

Н.МОРОЗОВА: Я не знаю точно.

М.КЕДРОВСКИЙ: А долго удержался этот лозунг?

Н.МОРОЗОВА: Я думаю, что недолго, но корректных данных по этому вопросу я не могу вам сказать. Очень много видела вариантов рекламных имиджей на протяжении ста пятидесяти лет истории компании. Это очень много и рекламных лозунгов, и касаемых времен войны и мирного времени… вот по поводу различного рода поздравительных телеграмм, которые мы уже упомянули, и поздравительные открытки на День Святого Валентина. Сейчас конкретно по датам не могу вам сказать.

М.КЕДРОВСКИЙ: Да и не надо. Закончилась Вторая мировая война, люди стряхнули все эти ужасные заботы. Как продолжалось развитие компании? Вот, все ближе и ближе мы приближаемся к сегодняшнему дню.

Н.МОРОЗОВА: Там появляются телетайп, телекс, потом, в семьдесят четвертом году, когда США разрешило запуск первых коммерческих спутников, Western Union была первой компанией, которая запустила коммерческий спутник «Вестар-1» и уже к восемьдесят второму году владело пятью такими спутниками, что, в принципе, уже было инновационным решением компании. И она становилась более телекоммуникационной, чем телеграфной. То есть выходило больше в технологии, потому что это и телекс, и развитие прототипа современной электронной почты. Эта услуга осуществлялась через телекс. То есть человек, имея телефонную линию, имел возможность отправить на телекс или сообщение, или телеграмму любому другому подписчику этой услуги. И, таким образом, за первый год компания набрала тридцать четыре тысячи клиентов, которые пользовались этой услугой. Называлась «Изилинк» или «Мейл-грам».

М.КЕДРОВСКИЙ: То есть постепенно компания отходит от сотен тысяч километров телеграфных проводов…

Н.МОРОЗОВА: Но продолжает осуществлять услуги денежных переводов, которые, кстати, к восьмидесятому году двадцатого века, впервые за сто лет существования денежные переводов… доход от предоставления перевода денежных услуг превысил доходы от телеграфных…

М.КЕДРОВСКИЙ: А в какой момент произошло, что компания стала отходить, по большей части, от именно телеграфных услуг к денежным переводам? Ведь на сегодняшний день вы, в первую очередь, занимаетесь денежными переводами?

Н.МОРОЗОВА: Да. Ситуация сложилась так… поскольку Western Union увлекался развитием технологий, то к концу было сложно конкурировать с агрессивными молодыми компаниями, такими как AT&T и другими, которые имели достаточно денег и фокусировали свои интересы исключительно в коммуникационной области. А Western Union был достаточно диверсифицированной компанией, учитывая и телеграфный бизнес, и перевод денег. Поэтому компания начала испытывать финансовые затруднения и была вынуждена часть своих коммуникационных активов продать. А в девяносто четвертом году она признала себя банкротом, но, несмотря на это, репутация компании, ее долгая история пошла на пользу, ее сразу же купила First Data Corporation.

М.КЕДРОВСКИЙ: Вот как раз я и хотел задать вопрос, связанный с First Data Corporation. Эта крупнейшая корпорация прикупила обанкротившуюся компанию?

Н.МОРОЗОВА: Угу.

М.КЕДРОВСКИЙ: А кто еще входит кроме Western Union в эту компанию?

Н.МОРОЗОВА: Ну, сейчас, поскольку в прошлом году отделились…

М.КЕДРОВСКИЙ: То есть вы набрали сил и решили, что хватит?

Н.МОРОЗОВА: И снова стали независимыми.

М.КЕДРОВСКИЙ: С чем я, конечно, вас и поздравляю. А когда вы начали экспансию в Европу, в конце двадцатого века? То есть когда вы вышли на уровень не просто американской компании, а …

Н.МОРОЗОВА: Это произошло в восемьдесят девятом году, по-моему. Дело в том, что Western Union предлагал услуги и телеграфа, и денежных переводов за пределами Соединенных Штатов, то есть вы могли отправить денежный перевод, но, насколько я понимаю, перевод на территории других стран был невозможен. Сейчас вы в любой из ста стран, где работает Western Union, можете как получить, так и отправить перевод. Вот в восемьдесят девятом году начали открывать офисы непосредственно в других странах.

М.КЕДРОВСКИЙ: А когда вы появились в России?

Н.МОРОЗОВА: В девяносто первом году.

М.КЕДРОВСКИЙ: Я не спрашиваю про девятнадцатый век, когда вы пытались…

Н.МОРОЗОВА: В девяносто первом году открылась дочерняя компания, которая сейчас представляет интересы Western Union – это небанковская кредитная организация «Вестерн Юнион ДП Восток».

М.КЕДРОВСКИЙ: И, соответственно, вы открылись сначала в Москве?

Н.МОРОЗОВА: Да.

М.КЕДРОВСКИЙ: А сейчас в стране…

Н.МОРОЗОВА: Но нужно здесь сразу объяснить, по какой бизнес-модели работает компания. У нас нет собственных отделений Western Union. То есть все услуги предоставляются отделениями наших банков-партнеров, то есть у Western Union’а своих отделений в России нет.

М.КЕДРОВСКИЙ: А сколько банков партнеров?

Н.МОРОЗОВА: Более пятиста, на самом деле, треть российских банков, и крупных, и малых, которые работают на территории России… Более того, наша компания, которую я назвала, осуществляет сотрудничество с банками СНГ. Сейчас это около восьми тысяч пунктов по России.

М.КЕДРОВСКИЙ: Это не только крупные города?

Н.МОРОЗОВА: Нет, конечно. В Анадыре у нас есть пункт, одно время был на Байконуре, сейчас просто не буду вам врать, закрыли его или нет. Был в Новосибирске на станции метро, то есть иногда банки имеют отделение… Если банк является нашим партнером, он может открыть хоть…

М.КЕДРОВСКИЙ: В нашей программе есть несколько традиционных материалов. Один из них – это уличный опрос, его подготовила Алина Гребнева и обратилась к прохожим, что для них Western Union. И вот, что получилось.

МНЕНИЕ ПОКУПАТЕЛЯ.

Мнение прохожих о Western Union разделились. Многие с удовольствием пользуются услугами этой компании, впрочем, другие говорят о высоких процентах. Для менеджера Ольги эта самая лучшая система денежных переводов: «Были на отдыхе в прошлом году, и Western Union нас спас, купили несколько нужных вещей еще… только Western Union, поскольку достаточно проверенная, надежная компания. Других каких-то компаний не всплыло в тот момент, когда срочно понадобились деньги». Ефим передает деньги по старинке, через знакомых. Western Union’ом не пользуется принципиально: «Как-то однажды поинтересовался, а мне там сказали, что чем меньше переводишь, тем больше платишь процентов… что-то вот такое. Больше я этим не занимался. Зачем, когда можно иначе передать деньги и без процентов». Елена собирается воспользоваться услугами Western Union: «…потому что я о других не слышала. У меня дочка в Америке, надо деньги перевести, сказали, через эту компанию». Некоторые, как и художник Илья, о Western Union узнали из рекламы: «Не пользовался… слышал на каждом углу о ней… проценты такие… на любителя, но если надо, то можно. Мне кажется, Western Union – самое распространенное из того, что есть». Мне встретился студент из Украины, который также посетовал на высокий процент Western Union, а вот домохозяйку Лилю все устраивает: «Регулярно пользуюсь. Бабушке перевожу… я даже не смотрю, какие там проценты… мне нравится, что быстро: я еще там стаю, а она уже там получила». Отмечу, что, все-таки, половина опрошенных пользуется услугами Western Union.

М.КЕДРОВСКИЙ: Вот, это был опрос нашего корреспондента Алины Гребневой, что вы можете сказать? Люди некоторые упомянули про высокий процент, многие не смотрят на это. Расскажите, пожалуйста, об услугах и что сколько стоит.

Н.МОРОЗОВА: Услуги – это денежный перевод, мы его называем «Will call», т.е. до востребования или «Money minutes». Срочный денежный перевод, который за пятнадцать — двадцать минут доходит до вашего получателя…

М.КЕДРОВСКИЙ: В любую точку планеты?

Н.МОРОЗОВА: Ну, конечно, здесь нужно учитывать время работы пунктов и разницу в часовых поясах: если там ночь, то, может быть, нет ни одного отделения, которое работает, поэтому фактически сама операция перевода денег занимает очень короткое время.

М.КЕДРОВСКИЙ: А давайте я задам более конкретный вопрос.

Н.МОРОЗОВА: Да.

М.КЕДРОВСКИЙ: Я прихожу в ваше отделение или банка-партнера и мне надо перекинуть на другой континент, например, тысячу долларов, какой процент я заплачу?

Н.МОРОЗОВА: Ну, переводы в дальнее зарубежье – это одна из самых дорогих услуг, это вам будет стоить около шестидесяти долларов.

М.КЕДРОВСКИЙ: Но это как-то очень много.

Н.МОРОЗОВА: Вы знаете, когда мы разговариваем о цене… я вообще считаю, что в любой категории продуктов и услуг существуют дорогие продукты и услуги. Когда мы выбираем банк, мы смотрим на надежность, а не на проценты, которые берет банк. Поэтому Western Union – это самая премиальная услуга, наверное, самая премиальная в категории денежных переводов в мире. При этом, мы с вами разговариваем о бренде. Что есть бренд – это, прежде всего, обещание выполнить эту услугу в срок, гарантия сохранности денег. Потому что, когда вы относите деньги в отделение банка-партнера, вы, в первую очередь, отдаете их в руки Western Union’а. Поскольку система регистрирует перевод, то за него отвечает Western Union, поэтому, что бы не происходило с банком, что бы не происходило со страной… Western Union отвечает за ваш перевод. Это дорогого стоит. При этом у нас двадцать четыре часа работает служба помощи клиентам. И самое важное, что вы указываете страну отправления и страну получения. При этом ваш получатель может придти в любой населенный пункт той страны и получить. Вы не должны указывать адрес банка… «на улице Горького».

М.КЕДРОВСКИЙ: Это очень удобно.

Н.МОРОЗОВА: Поэтому он может пересечь границу, и меняется страна выплаты… деньги все равно до него доходят.

М.КЕДРОВСКИЙ: А на территории СНГ это дешевле?

Н.МОРОЗОВА: Я вам затрудняюсь ответить, потому что в каждой конкретной стране есть своя тарифная таблица. Если вы отправляете из России в СНГ, то будет, естественно, дешевле.

М.КЕДРОВСКИЙ: А в какой валюте?

Н.МОРОЗОВА: В долларах США.

М.КЕДРОВСКИЙ: То есть только в долларах США?

Н.МОРОЗОВА: Если вы отправляете из России в дальнее зарубежье и из России в страны СНГ, вы можете отправить только в долларах США. За исключением Таджикистана и Белоруссии, где у нас есть возможность пересылки российских рублей.

М.КЕДРОВСКИЙ: Вот смотрите, ответ вам на ваши слова: «Послал деньги на Кипр в Лимасу, они попали на Северный Кипр, извините, ваш брак. Вова из Дмитрова». Бывает такое?

Н.МОРОЗОВА: Ну, вообще, это, скорее всего, ошибка оператора или ошибка самого клиента, когда спрашивают…

М.КЕДРОВСКИЙ: Там же какой-то десятизначный код выдается.

Н.МОРОЗОВА: Да, это контрольный номер перевода, но он не важен. Его надо хранить обязательно, как любую квитанцию, но это, скорее всего, непонимание оператора и клиента. Потому что вы, когда приходите, вы называете страну, и оператор сразу видит, какие ограничения в той стране по выплате, может об этом он и обязан, по большому счету, вас уведомить: в какой валюте будет выплачен перевод и так далее…

М.КЕДРОВСКИЙ: Еще у меня тут же возник вопрос. Вот вы по-прежнему занимаетесь денежными переводами, какую роль играет сейчас для вашей компании… ну, так как технологии не стоят на месте, появился интернет. Вы осуществляете услуги через интернет?

Н.МОРОЗОВА: Да, у нас из некоторых стран возможен перевод Webmoney. То есть это некоторые страны Европы: Германия… я не помню конкретно страны… во Франции, в США… В России перевод on-line пока не представлен.

М.КЕДРОВСКИЙ: Хакеры не докучают?

Н.МОРОЗОВА: Ну, поскольку мы не предоставляем услуги интернет, то пока нет.

М.КЕДРОВСКИЙ: Потому что я где-то прочитал, что в двухтысячном году была хакерская атака, и у вас утащили номера кредиток пятнадцати тысяч ваших пользователей.

Н.МОРОЗОВА: Ну, это в Америке было, я, к сожалению, не знаю ничего об этой истории, не могу прокомментировать.

М.КЕДРОВСКИЙ: Тут есть еще одно сообщение, пришедшее к нам через СМС, пишет Иван из Екатеринбурга: «Процент Western Union гораздо меньше, чем у «Почты России». Я, к сожалению, не знаю тарифы услуг «Почты России»…

Н.МОРОЗОВА: Смотря на какие переводы. Дело в том, что мы сотрудничаем с «Почтой России» и поскольку у нее нет свой услуги переводов из России в дальнее зарубежье, там можно воспользоваться услугами Western Union именно в этом направлении. Если мы будем говорить о тарифах, которые были недавно снижены – это тарифы в российских рубля по территории России, а также в Таджикистан и Белоруссию. Я могу сказать, что эти тарифы очень конкурентные, и, конечно, мы пытались напомнить нашим клиентам, что Western Union – это не только международные переводы, это и переводы внутри России. Потому что страна огромная: миграция внутри России, люди переезжают, ездят на учебу… Поэтому важность переводов внутри страны возрастает, поэтому российские тарифы, которые были снижены (у нас была большая рекламная компания) очень конкуренты.

М.КЕДРОВСКИЙ: Вы знаете, я где-то прочитал, что в две тысячи четвертом году Western Union принципиально изменил свою рекламную политику. Это в какую сторону?

Н.МОРОЗОВА: Во-первых, если мы будем говорить о рекламе и о маркетинге, то Western Union является одной из компаний-лидеров в области этнического маркетинга…

М.КЕДРОВСКИЙ: Это как?

Н.МОРОЗОВА: Дело в том, что основная наша аудитория – это трудовая миграция. По всему миру сейчас количество эмигрантов увеличивается. Это представители разных этнических групп, с которыми приходится работать, иногда они с большим трудом понимают язык страны пребывания, и при этом реклама компании стала более эмоциональная. Основной слоган на тот момент был, который сейчас уже изменился: «Мы переводим больше, чем просто деньги». Потому что люди приезжают искать счастья в другую страну, прежде всего для того, что бы помочь своим близким. Они начинают отправлять деньги, и понятно, что при всей разности людей, они мечтают об одном: о счастье, образовании, здоровье для своих близких. Поэтому они переводят больше, чем просто деньги…. Поэтому сейчас у нас рекламная компания, мы говорим: «Я посылаю улыбку, я посылаю день рождения…»

М.КЕДРОВСКИЙ: То есть именно эмоции.

Н.МОРОЗОВА: Это эмоциональный маркетинг, который направлен на различные этнические группы…

М.КЕДРОВСКИЙ: Вот как вы хитро клиентов себе добываете. А ваша фраза: «Сближаем людей, открываем возможности»?

Н.МОРОЗОВА: Да, между прочим, «Connecting people – connecting the world» – это был слоган, который существовал со времен, если так можно выразиться, со времен царя Гороха. То есть на протяжении развития всей истории Western Union, начиная от телеграфных линий, которые тоже соединяли людей, этот слоган остался.

М.КЕДРОВСКИЙ: Да, это очень интересно. Мы проконсультировались у экспертов о том, какую позицию занимает Western Union на российском рынке. Вот, что получилось. Нам рассказал об этом ведущий аналитик агентства «Финмаркета» Андрей Лузников. Сейчас мы его послушаем, а затем вы прокомментируете, может, что-то добавите.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА.

Одна из лучших компаний денежных переводов. Естественно, есть куча конкурентов, которые берут большей дешевизной. Здесь важно то, что она – всемирная система. Хороша тем, что она, действительно, дает людям возможность переводить деньги вне системы банковских переводов. Надо сказать, что в мире эта система воспринимается несколько хуже, чем в России. В России Western Union занимает неплохие позиции. С другой стороны, системы банковских переводов более продвинуты, хотя и менее гибкие, и поэтому можно подозревать, что в течение пяти — пятнадцати лет Western Union будет утрачивать свои позиции в России или трансформируется и будет интегрировать с какими-то банковскими сервисами.

М.КЕДРОВСКИЙ: Вот такую позицию занимает аналитик «Финмаркета» Андрей Лузников. Как вы можете это прокомментировать? Пять — десять лет, и может компании привет…

Н.МОРОЗОВА: Ну, во-первых, сейчас пока рано говорить о том, что будет через пять — десять лет. Конечно, компания с надеждой смотрит в будущее. Мы рассматриваем различные варианты развития. Но сейчас уровень международной миграции столь велик… дело все в том, что услуга денежного перевода без открытия счета пользуется такой популярность, потому что эти люди нерезиденты. Они, как правило, имеют ограниченный доступ к финансовым услугам. Банки развиваются, а законодательство стран не позволяет эмигрантам пользоваться стандартными банковскими продуктами, поэтому они не имеют возможность иметь банковские кредитные карточки. Зачастую, не имеют право открывать счет в банке страны пребывания. Поэтому в России, например, нерезидент, практически, кроме Western Union’а и других компаний, которые предоставляют аналогичные услуги, ничем не может воспользоваться.

М.КЕДРОВСКИЙ: То есть вы назвали огромные плюсы, а из минусов, во всяком случае, то, что прозвучало в вопросе и то, что я видел в интернете… все-таки люди говорят об очень больших процентах – это раз. Во-вторых, только физические лица могут переводы осуществлять. Да?

Н.МОРОЗОВА: Да.

М.КЕДРОВСКИЙ: В-третьих, ведь есть же какие-то ограничения по суммам?

Н.МОРОЗОВА: Да, но эти ограничения, которые предусматривает законодательство Российской Федерации по суммам. То есть у нас резидент в один операционный день может отправить не более пяти тысяч долларов США. Гражданин России не может отправить сумму более чем эквивалентную пяти тысячам. А для нерезидента сумма перевода не ограничена, хотя Western Union все-таки ставит определенные ограничения, чтобы обезопасить свою систему и клиентов.

М.КЕДРОВСКИЙ: Вот Макс нам пишет: «Каким образом банки получают возможность предоставлять ваши услуги? Был в одном Московском банке, перевод делали около часа с консультацией по телефону». Что, такое тоже бывает часто?

Н.МОРОЗОВА: Ну, вы знаете, вообще, банки имеют с нами договора о сотрудничестве. Мы большое внимание уделяем сервису, проводим семинары. Может быть, оператор был достаточно новый. Потому что они также, как и клиенты, могут пользоваться технической поддержкой в хот-линии. Постоянно обновляется программа для того, чтобы улучшить… Потому что она до недавнего времени существовала только на английском языке, сейчас есть русифицированная версия. То есть мы постоянно работаем над повышением качества сервиса, потому что бренд – это, прежде всего, то, как человек может воспользоваться этой услугой. Поэтому… в случае таких ситуациях, что медленно, то, может быть, неопытный оператор попался. Всякое бывает в жизни.

М.КЕДРОВСКИЙ: А если не секрет, то какой объем рынка вы занимаете в России?

Н.МОРОЗОВА: Вообще, очень сложно в России анализируется объем рынка денежных переводов, потому что большой объем лежит в плоскости неформальных денег. У нас, как раз, был один отзыв о том, что люди передают деньги неформально… А Центробанк публикует официальные объемы переводов, можно зайти посмотреть на сайт Центробанка. Доли Western Union я не могу вам назвать по политике компании, а потом, это очень сложно – в каждой компании есть свой подход к расчету рыночной доли. Единственно, я могу вам сказать, что, по-хорошему, было единственное исследование, которое официально мы используем: международная компания IT Group, которая анализировала мировой рынок денежных переводов, определила долю рынка как семнадцать с половиной процентов в мире. А в России очень сложно. Во-первых, непрозрачный рынок. Есть конкуренты, которые не прямые конкуренты…

М.КЕДРОВСКИЙ: И очень коротко, у нас осталось очень мало времени: ваши ближайшие планы в России?

Н.МОРОЗОВА: Наши ближайшие планы в России: улучшать качество сервиса, открывать новые отделения.

М.КЕДРОВСКИЙ: Свои отделения будут?

Н.МОРОЗОВА: Мы пока будем пользоваться банками. Сложно сказать, может быть, когда-то мы откроем отделение, просто сейчас нет такой необходимости.

М.КЕДРОВСКИЙ: Огромное спасибо Наталье. Напомню, что в программе «Бренд» была Наталья Морозова, руководитель отдела маркетинга по России, Украине, Белоруссии, Грузии и Армении компании Western Union. Спасибо большое, Наталья.

Н.МОРОЗОВА: Спасибо, что пригласили.

М.КЕДРОВСКИЙ: Пожалуйста, не за что. Впереди нас ожидают новости, а в студии также был Михаил Кедровский. Всем пока.



Комментарии

0

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире