'Вопросы к интервью
14 января 2007
Z Бренд Все выпуски

«The Walt Disney Company»


Время выхода в эфир: 14 января 2007, 15:12

В эфире радиостанции «Эхо Москвы» — Марина Жигалова-Озкан, управляющий директор «The Walt Disney Company»



Е. БУНТМАН: Добрый день. В Москве 15 часов 11 минут. Это программа «Бренд». Ее ведущие Евгений Бунтман и Михаил Кедровский.

М. КЕДРОВСКИЙ: Добрый день.

Е. БУНТМАН: И у нас в гостях Марина Жигалова-Озкан, управляющий директор «Walt Disney Company». И разговор сегодня пойдет о бренде «Disney», безусловно, известном каждому. И любопытный факт, что на каждых президентских выборах в Соединенных Штатах один процент жителей этой страны голосует за Микки Мауса. Эти бюллетени потом признаются, разумеется, недействительными, но о популярности бренда это, конечно, говорит. И для начала объявим вопрос нашей традиционной игры.

М. КЕДРОВСКИЙ: В каком году и за что Уолт Дисней получил своего первого Оскара? Соответственно, вы присылаете свои ответы посредством sms. Телефон, соответственно, код Москвы, 970-4545. И, в принципе, как всегда, мы начинаем с того, откуда пошел бренд. И с этим, конечно же, познакомит Татьяна Фельгенгауэр.

ИСТОРИЯ ВОПРОСА

Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР: «Я не создаю фильмы, просто чтобы зарабатывать деньги. Я зарабатываю деньги, чтобы создавать фильмы», — эти слова принадлежат великому Уолтер Элиосу Диснею. Он появился на свет 5 декабря 1901 года в Чикаго. Его отец, Элиос Дисней, был плотником и каменщиком. Мать, Флора Кол, работала учительницей, когда могла оторваться от воспитания собственных детей. А их в семье Диснеев было пятеро: четыре сына, из них Уолт – самый младший, и дочь. Чикаго в то время был крупнейшим промышленным центром Соединенных Штатов, а заодно и самым бандитским городом. Поэтому было решено отправиться к брату Элиоса, который жил в маленьком городке Марселин в штате Миссури. В апреле 1906 года Диснеи переезжают туда, купив ферму на 18 гектаров земли. Пока отец и старшие братья работали на ферме, Уолт бегал по округе. Рисование тогда еще не стало для него призванием. Как все дети, Уолт рисовал для своего удовольствия. Впрочем, уже тогда он делал это неплохо. Их соседу, доктору Шерваду, так понравился рисунок его лошади, сделанной Уолтом, что он заплатил за него мальчику 25 центов. Это были первые деньги, заработанные Уолтом своими рисунками. Так начиналась красивая и почти сказочная история, которая продолжает жить и по сей день.

Е. БУНТМАН: И сейчас в материале Татьяны Фельгенгауэр была только первая часть истории. Дальше история еще более интересная. Главный, конечно, вопрос: как удалось человеку из неоткуда, человеку, который просто умел хорошо рисовать, бороться в то время, в 20 – 30-е годы, с гигантскими кинокорпорациями, которые делали тоже свою мультипликацию? Как получилось, что Дисней стал конкурентом таких компаний, как «Universal», «MGM» и так далее, Марина?

М. ЖИГАЛОВА-ОЗКАН: Добрый день. Я, наверное, хочу продолжить ту историю, которую только что рассказали, и вкратце рассказать о том, с чего началась компания «Walt Disney». Уолт Дисней приехал в Калифорнию летом 23-го года. И в то время с собой у него было только несколько примеров мультфильма, который назывался «Страна чудес Алисы», которые он хотел показать местным дистрибьюторам. И только 16 декабря 23-го года ему удалось заключить с нью-йоркским кинопрокатчиком первый контракт. И этот день считается датой основания компании «Walt Disney». На тот момент это были только четыре короткометражных мультфильма, которые данный прокатчик решил купить у Уолт Диснея. Это было начало. Дальше следующим персонажем, который Дисней создал, это был кролик Освальд, который потом, через буквально несколько лет, был использован компанией «Universal». И Дисней остался с ситуацией, когда Алиса, наверное, стала несколько надоедать публике, потому что было создано 56 коротких мультфильмов. Причем «Алиса» — это был не анимационный мультфильм. Анимация была только сзади, а основным героем была девочка четырехлетняя…

Е. БУНТМАН: Игровой то есть был мультфильм фактически.

М. ЖИГАЛОВА-ОЗКАН: Да, это был игровой мультфильм, где анимация была только фоном. И Уолт Дисней стоял перед фактом, когда у него не было героя, который мог бы быть интересен публике.

Е. БУНТМАН: Ну да, эта печальная история с кроликом Роджером, которая… ну, как Дисней говорил, что украл…

М. КЕДРОВСКИЙ: Освальд, Освальд.

Е. БУНТМАН: Я сказал Роджер? Освальда, да, конечно. Кролик Освальд, которого, насколько я понимаю, не так давно вернули снова корпорации «Disney».

М. ЖИГАЛОВА-ОЗКАН: Да, наверное, он сегодня уже не настолько актуален, хотя, наверное, может быть, и можно вернуть его опять к жизни. Таким образом был создан Микки Маус. И даже внутри «Walt Disney» нет однозначного ответа и истории, как был создан этот герой. И первые два мультфильма, которые были созданы, не пользовались популярностью, они были немые. Уолт Дисней не добавлял музыки. А в то время уже начало пользоваться популярностью кино со звуком.

М. КЕДРОВСКИЙ: Звуковое, да.

М. ЖИГАЛОВА-ОЗКАН: Да. Поэтому первый мультфильм, который был создан со звуком «Пароходик Вилли», который был показан 18 ноября 28-го года в Нью-Йорке. И данный день считается началом взлета звезды Микки Мауса.

Е. БУНТМАН: Ну да, пароходик стал таким, как паровоз у братьев Люнкер фактически для мультипликации.

М. КЕДРОВСКИЙ: А там был капитан мышонок, да?

М. ЖИГАЛОВА-ОЗКАН: Да, и там же был вместе с ним Минни. Это был дебют, когда Микки Маус и Минни появились вместе. Потому что до этого был создан мультфильм, когда Минни был отдельно. Фантастическая популярность началась у этих героев. За 4 года было создано 50 мультфильмов. И в результате интересный момент, что мультфильмы «Микки Маус» показывали перед фильмами во всех кинотеатрах в Америке. И выстраивались очереди. Если не показывались мультфильмы «Микки Маус», то люди не шли смотреть кино.

М. КЕДРОВСКИЙ: А правда ли, Марина, что в первых мультфильмах Микки Маус был худой и злобный?

М. ЖИГАЛОВА-ОЗКАН: Насколько я знаю, что Микки Маус претерпел изменения. И если посмотреть на первоначальную визуальную картинку Микки Мауса, он отличается. Хотя сейчас в товарах различных, которые «Disney» выпускает, старинный образ Микки Мауса очень часто используется. Есть специальный такой бренд «Дисней Винтеч», где Микки Маус выглядит так, как он выглядел в первых мультфильмах. Потому что если посмотреть на последние мультфильмы, которые были созданы, Микки Мауса образ уже более современный. Но все равно это, так скажем, задиристый мышонок. Если посмотреть на его жесты и так далее, то есть даже связь, например, с Чарли Чаплиным.

Е. БУНТМАН: Ну, то есть тоже походка уточкой, да, в некотором роде? Но Микки Маус – это, конечно, символическое начало, но только начало. И насколько я себе представляю бренд «Disney», это все-таки полнометражные мультфильмы. И, наверное, все-таки Дисней прославился больше всего полнометражными мультфильмами.

М. КЕДРОВСКИЙ: Да, ведь впервые в истории полнометражный мультфильм – это, если я не ошибаюсь, «Белоснежка и семь гномов».

М. ЖИГАЛОВА-ОЗКАН: Да, «Белоснежка и семь гномов». Он был создан в 37-м году. Делали его больше трех лет. И это был первый мультфильм, который полнометражно был сделан Диснеем. На тот момент он поставил своеобразный рекорд, потому что на его создание ушло полтора миллиона долларов. По тем временам фантастические деньги.

М. КЕДРОВСКИЙ: Огромные. Нереальные даже деньги по тем временам.

М. ЖИГАЛОВА-ОЗКАН: И это был самый большой за всю историю бокс-офис – 8,5 миллиона. Потом был превзойден только «Унесенными ветром». А в тот момент это было кино номер один за всю истории кинопроката.

Е. БУНТМАН: Оскар, по-моему, 39-го года, да.

М. ЖИГАЛОВА-ОЗКАН: Да, помимо Оскара, был каждый Оскар маленький каждому гному, один большой Оскар создателю мультфильма. Это, наверное, единственный прецедент, когда Оскар, скажем, отметил каждого из героев.

М. КЕДРОВСКИЙ: Да, то есть там какие-то маленькие, да, были?

М. ЖИГАЛОВА-ОЗКАН: Да, да, да. Есть маленькие-маленькие Оскары и один большой, который дан создателю мультфильма.

М. КЕДРОВСКИЙ: Ну вот, на мой взгляд, это очень сильный момент в истории, потому что быть конкурентом «Унесенных ветром» — это, на мой взгляд, как-то практически сейчас, наверное, не знаю… Мультфильмы являются прямыми конкурентами?

М. ЖИГАЛОВА-ОЗКАН: Я думаю, что да. Если посмотреть на мультфильмы, которые сегодня находятся в прокате, многие из них собирают бюджеты, и люди их смотрят больше, чем игровое кино. Если посмотреть по прошлому году, мультфильмы, как «Ледниковый период», собрал очень большие деньги, которые сравнимы или опережают игровое кино.

Е. БУНТМАН: А «Ледниковый период» — это Дисней?

М. ЖИГАЛОВА-ОЗКАН: Нет, это «Dream Works».

Е. БУНТМАН: Создается впечатление в последние годы, что «Disney» несколько отстает от остальных студий мелких, может быть, и крупных, все того же, уже упомянутого не раз «Universal». Отстает прежде всего в плане полнометражных фильмов. Так ли это сейчас? И как «Disney» с этим борется?

М. ЖИГАЛОВА-ОЗКАН: Полнометражные вы имеете в виду анимационные или игровые?

Е. БУНТМАН: Нет, полнометражные анимационные.

М. ЖИГАЛОВА-ОЗКАН: Последние классические диснеевские мультфильмы были созданы в 90-х годах. Это были «Покахонтас», это был «Ханч Бек из Парижа». После этого какое-то время не создавались классические мультфильмы диснеевские. Был поиск новых форм, анимационное кино.

Е. БУНТМАН: А почему не создавались? Неудача какая-то постигла с тем же, там, Горбуном?

М. ЖИГАЛОВА-ОЗКАН: Насколько я знаю, неудач не было. У компании были приоритеты, создавалось игровое кино. И на какой-то момент не создавались классические…

Е. БУНТМАН: А почему? Потому что неактуально? Или почему? Если был тем не менее финансовый успех, почему тем не менее прекратили? Мир изменился?

М. ЖИГАЛОВА-ОЗКАН: Если говорить о классических анимационных фильмах, то они создаются три года, два года, что гораздо дольше, чем игровое кино. И на создание одного фильма требуется огромное количество аниматоров. То есть, наверное, в какой-то момент создание мультфильмов было не настолько интересно, как создание других продуктов.

М. КЕДРОВСКИЙ: В столице 15 часов и 21 минута. Мы подводим итоги нашей игры. Кстати, победители получат призы от компании «Walt Disney». Это будет рюкзак с изображением «Пиратов Карибского моря», набор школьных принадлежностей и…

Е. БУНТМАН: И часы с Микки Маусом.

М. КЕДРОВСКИЙ: Главное – часы с Микки Маусом, которые там, на экране, причем такие стилизованные под старину практически. Да?

М. ЖИГАЛОВА-ОЗКАН: Там как раз Микки Маус выглядит так, как он выглядел в самом начале.

М. КЕДРОВСКИЙ: Да, я называю телефоны и имена счастливчиков. Это Анастасия из Оренбурга, телефон 905-812-52, Неля – 910-445-98 и Максим – 916-187-94. И, соответственно, мы предлагаем послушать… А, я же не назвал ответы, как всегда.

Е. БУНТМАН: Ну как всегда, да. Это уже стало доброй традицией. Это 1932 год, первый Оскар Уолт Дисней получил, естественно, за Микки Мауса.

М. КЕДРОВСКИЙ: Да, и мы предлагаем послушать знаменитый гимн Микки Мауса, не менее знаменитый причем, чем сам персонаж.

ЗВУЧИТ ГИМН МИККИ МАУСА

Е. БУНТМАН: И сейчас я думаю, что мы перейдем к следующей теме – это «Уолт Дисней и Советский Союз». История сложная у Уолта Диснея с Советским Союзом получилась, потому что, безусловно, мультфильмы американские, мультфильмы Диснея были чем-то таким антисоветским.

М. КЕДРОВСКИЙ: Ну естественно. Как же иначе?

Е. БУНТМАН: В первые годы после войны еще ничего, но как началась борьба с космополитизмом, тогда уже американские мультфильмы, безусловно, осуждали. Правда, там я, безусловно, замечу, что у самого Диснея возникали довольно неожиданные проблемы в Голливуде. Когда был период маккартизма и борьба с коммунистической заразой, Дисней, так же, как и другая легендарная личность Чарли Чаплин, был заподозрен в связях с коммунистами и чуть ли не в шпионаже в пользу Советского Союза. Как продукция Диснея попадала в Советский Союз?

М. ЖИГАЛОВА-ОЗКАН: Мне вопрос «СССР и Дисней» лично очень интересен, поэтому мы связались и с «Союзмультфильмом» и с «Госфильмофондом» узнать, какие взаимоотношения были у компании «Disney» с Советским Союзом и какие фильмы прокатывались в СССР? И первым фильмом диснеевским, который увидел свет в Советском Союзе в 30-м году, это был мультфильм из серии «Глупой симфонии», который назывался «Танец скелетов». После этого, в 33-м году, «Три поросенка». При этом на музыку Черчиля Лебедев-Кумач написал русский текст, который всем известен как «Нам не страшен серый волк».

М. КЕДРОВСКИЙ: «Нам не страшен серый волк», да.

Е. БУНТМАН: Но он на всех языках практически есть. Я во всяком случае слышал на французском замечательный текст.

М. ЖИГАЛОВА-ОЗКАН: Потом интересный момент, что в 35-м году на первом московском международном кинофестивале были показаны три мультфильмы Диснея. Это были «Три поросенка», «Странный пингвин» и «Микки-дирижер». При этом было высоко оценено в постановлении жюри высокое живописное качество, музыкальность. И Сергей Эйзенштейн написал целую статью о превосходстве стиля Диснея и о том, насколько его мультфильмы музыкальны.

Е. БУНТМАН: А потом, во время «холодной войны», как это все происходило?

М. КЕДРОВСКИЙ: Я могу раскрыть страшную тайну. Может быть, Марина об этом не знает. В конце 70-х – начале 80-х годов в Останкине проводились закрытые показы, так называемые утренники новогодние, где как класс отсутствовал Дед Мороз, елка и Снегурочка, но крутили старые мультфильмы диснеевские. Все это было огромной тайной…

Е. БУНТМАН: Антисоветские какие-то утренники.

М. КЕДРОВСКИЙ: Посещали с Гостелерадио причем люди. И самое интересное – появление этих мультфильмов. Дело в том, что, по легенде, их захватили наши трофейные команды в Берлине в 45-м году, и поэтому показы были закрытыми. Вы знаете об этом что-то?

М. ЖИГАЛОВА-ОЗКАН: Да, я знаю об этом, что, например, «Белоснежка и семь гномов» — это один из тех трофейных мультфильмов, который был захвачен советскими солдатами при взятии Берлина, например. И после этого он показывался в советском прокате. Но, несмотря на «железный занавес», например, в 64-м году на международном московском кинофестивале был показан «Мэри Поппинс», то есть его видели российские зрители. И в 68-м, например, вышла в «Детгизе» книга «Жизнь и сказки Уолта Диснея». А еще интересный момент, что в 88-м году был проведен фестиваль диснеевских фильмов. И Рой Дисней, племянник Уолта Диснея, приехал в Россию. И был первый официальный визит Микки Мауса в Советский Союз.

М. КЕДРОВСКИЙ: Все-таки они были связаны с коммунистами, как мне кажется.

Е. БУНТМАН: И сейчас вопрос: что такое Дисней для россиян? С этим вопросом обращалась наш корреспондент Алина Гребнева на улицах столицы к москвичам. Давайте послушаем, что думают москвичи.

КЛИЕНТ ВСЕГДА ПРАВ. МНЕНИЕ ПОКУПАТЕЛЯ

А. ГРЕБНЕВА: Что для вас значит Дисней? «Это наше детство», — один за другим говорили прохожие на улице и обязательно улыбались. В семье Раисы просмотр диснеевских мультиков стал традицией.

— Ой, слушайте, это хорошие мультики. Я их любила. У меня ребенок их любит. Что можно о них сказать? Суперские.

Отец двоих детей Семен считает, что Диснею вообще нет цены. И вот почему.

— Бывает, устаешь от работы и от детей, поставишь диск, они прильнут к экрану, затихнут, а ты в это время можешь полежать на диване, поспать, поесть спокойно. Короче, мультфильмы Диснея – вещь классная.

Если взрослые были единодушны, то молодежь разделилась. Кто-то признавался, что обожает эти мультфильмы и смотрит их до сих пор.

— Я выросла на мультиков Уолта Диснея. Вот я в Диснейленд поехала просто с таким счастьем, с такой радостью. Я на этих кукол смотрела огромных, это мои любимые герои.

Мне попались несколько парней, которые назвали патриотами. И на вопрос «Значит ли для вас что-то мультфильмы Уолта Диснея?» отвечали очень лаконично.

— Глупые.

— Не люблю. Люблю русские.

А что же скажут самые маленькие? Как они относятся к героям великого мультипликатора? По-прежнему любят и смотрят. Десятилетняя Ира ни секунды не сомневалась, отвечая на вопрос, кто ее любимый персонаж.

— Микки Маус. Ну потому что он такой смешной и такой прикольный, всегда шутит, играет.

У четвероклассника Тимофея свой серьезный подход к мультфильмам Диснея. Старые добрые рисованные мультики для него уже в прошлом. Веселая компьютерная рыбка – совместный проект компаний «Disney» и «Pixar» — вот герой Тимофея.

— «В поисках Немо» главный герой – самый прикольный. Ну потому что «Микки Маус» — это как бы для более младшего возраста, а он такой для более старшего поколения.

Многие, как оказалось, вообще считают все хорошие зарубежные мультики диснеевскими. Родители маленького Игоря уверены, что новый компьютерный анимационный фильм «Делай ноги!» — это Дисней. И вот чем он запомнился самому пятилетнему мальчику:

— Про пингвинов. Один танцевал, а другие тоже за ним танцевали в самом конце.

И все же настоящий, тот самый легендарный Дисней помнят и любят. В ходе опроса выяснилось, что самый популярный персонаж – Скрудж Мак Дак. Микки Маус оказался в рейтинге лишь вторым. Потом Дональд Дак и Русалочка.

Е. БУНТМАН: То есть, вкратце резюмируя то, что говорили москвичи Алине Гребневой, остальные компании в какой-то мере страдают из-за Диснея. Потому что «Disney» — это бренд. И многие другие мультфильмы, мультфильмы других корпораций приписывают как раз Диснею. И, собственно, до «Новостей» у нас остается совсем немного времени. После «Новостей» мы спросим у слушателей, какие мультфильмы им ближе – советские или американские. А конкретнее, мультфильмы Уолта Диснея.

М. КЕДРОВСКИЙ: Да, и, кроме того, естественно, выслушаем и мнение продавца, кто покупает, в первую очередь, продукцию от Уолта Диснея. В столице практически 15 часов и 30 минут. Впереди «Новости» с Мариной Старостиной.

НОВОСТИ

Е. БУНТМАН: Еще раз добрый день. В Москве 15 часов 35 минут. Это программа «Бренд». Евгений Бунтман, Михаил Кедровский.

М. КЕДРОВСКИЙ: Добрый день.

Е. БУНТМАН: И в гостях у нас Марина Жигалова-Озкан, управляющий директор «Walt Disney Company».

М. ЖИГАЛОВА-ОЗКАН: Добрый день.

Е. БУНТМАН: «Walt Disney Company» — Россия, разумеется. И прежде чем мы перейдем к звонкам слушателей, я хотел бы поделиться замечанием, что все-таки, наверное, советские мультфильмы и мультфильмы Диснея – это две несколько разных реальности, за одним лишь исключением, безусловно. Я думаю, что этот вопрос мучает не только меня, но и очень многих. Как на самом деле выглядит Вини-Пух? Потому что это практически единственный момент, где пересекаются две эти параллельные реальности: Вини-Пух такой хулиганистый, хриплый в исполнении Леонова, наш советский Вини-Пух, или Вини-Пух такой, немножко прилизанный и похожий на мишку Тэдди, диснеевский. И, собственно, слушателям мы предлагаем звонить по двум телефонам. Те, кому нравятся мультфильмы Диснея, звоните по телефону 783-90-25.

М. КЕДРОВСКИЙ: Ну а те, кто считает, что ему ближе советские мультфильмы, телефон 783-90-26. И, соответственно, мы начинаем принимать ваши звонки, потому что…

Е. БУНТМАН: И желательно аргументировать, почему, разумеется.

М. КЕДРОВСКИЙ: Да. Также потом спросим у Марины. Сначала я послушаю тех, кто предпочитает диснеевские. Алло? Мы слушаем вас. Алло? Алло? Что-то как-то ушел звонок.

Е. БУНТМАН: 783-90-25 – те, кому нравятся диснеевские мультфильмы.

М. КЕДРОВСКИЙ: Вот мы их как раз и слушаем. Алло?

СЛУШАТЕЛЬ: Алло? Добрый день.

Е. БУНТМАН: Добрый день.

М. КЕДРОВСКИЙ: Добрый день. Представьтесь, пожалуйста.

СЛУШАТЕЛЬ: Это Анастасия, которая выиграла у вас один из призов.

М. КЕДРОВСКИЙ: Отлично.

Е. БУНТМАН: Как удачно, да. Поздравляем вас заодно.

СЛУШАТЕЛЬ: Я хотела сказать, что мультфильмы, конечно, замечательные. Мои детки с удовольствием их смотрят. Но нельзя, наверное, так категорично ставить вопрос, какие мультики лучше. Потому что даже мультики вы смотрите, там не только сами герои, но и это же совсем другая жизнь. В советских мультиках – советская жизнь, а там – американская.

Е. БУНТМАН: Но субъективно какие вам нравятся больше?

СЛУШАТЕЛЬ: Ну, конечно, американские более красочные, наверное, и они более зрительно красивы для детей. А наши — они наши, и мы за это их любим.

Е. БУНТМАН: Хорошо. Спасибо.

СЛУШАТЕЛЬ: И еще я хотела у вас спросить.

М. КЕДРОВСКИЙ: Да?

СЛУШАТЕЛЬ: Вот вопрос.

М. КЕДРОВСКИЙ: Побыстрее.

СЛУШАТЕЛЬ: Я такую информацию нашла в Интернете по вопросу Оскара в 1932 году. Верно ли, что Дисней получил сразу два Оскара – за Микки Мауса и за мультик «Цветы и деревья»?

М. КЕДРОВСКИЙ: Спасибо, Анастасия. Удачи.

СЛУШАТЕЛЬ: До свидания.

М. КЕДРОВСКИЙ: Вот, Марина, это вам, видимо, вопрос.

М. ЖИГАЛОВА-ОЗКАН: По той информации, которая есть у меня, в 32-м году Дисней получил только один Оскар – за создание Микки Мауса. Надо будет проверить.

Е. БУНТМАН: Если я не ошибаюсь, «Цветы и деревья» были чуть позже, может, на год позже, но тоже получали Оскара. Во всяком случае, то, что я видел, точно не могу сказать. Давай еще звонки примем.

М. КЕДРОВСКИЙ: Соответственно, звонок от тех людей, кто предпочитает советские. Алло? Алло?

Е. БУНТМАН: Телефон 783-90-26 – кто любит больше советские мультфильмы.

М. КЕДРОВСКИЙ: Алло? Алло?

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте.

М. КЕДРОВСКИЙ: Здравствуйте. Представьтесь, пожалуйста.

СЛУШАТЕЛЬ: Людмила из Нижнего Новгорода.

М. КЕДРОВСКИЙ: Да, Людмила.

СЛУШАТЕЛЬ: Мне больше нравится советский Вини-Пух, потому что он более колоритный, и мне это ближе.

Е. БУНТМАН: Только Вини-Пух или про остальные тоже можно так сказать?

СЛУШАТЕЛЬ: Вообще, в принципе, мне нравятся, конечно, диснеевские полнометражные мультики, но советские…

Е. БУНТМАН: Советские ближе, да?

СЛУШАТЕЛЬ: Да.

Е. БУНТМАН: Спасибо. Давай, Миш, еще парочку звонков примем тогда.

М. КЕДРОВСКИЙ: Да, ну поочередно, конечно.

Е. БУНТМАН: Да. Тех, кто предпочитает диснеевские – 783-90-25.

М. КЕДРОВСКИЙ: Алло? Мы слушаем вас. Алло?

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте.

Е. БУНТМАН: Да, добрый день.

М. КЕДРОВСКИЙ: Представьтесь, пожалуйста.

СЛУШАТЕЛЬ: Вы знаете, я хочу сказать о преемственности, несомненно…

М. КЕДРОВСКИЙ: Представьтесь, пожалуйста.

СЛУШАТЕЛЬ: Безусловно, но…

М. КЕДРОВСКИЙ: Представьтесь, пожалуйста. Алло?

СЛУШАТЕЛЬ: У нас своя школа, абсолютно своя. То есть, конечно, Дисней дал какой-то толчок.

Е. БУНТМАН: А вам какие больше мультфильмы нравятся?

СЛУШАТЕЛЬ: Алло?

М. КЕДРОВСКИЙ: Да-да, мы слышим вас.

Е. БУНТМАН: Так, у нас проблемы со связью. Давай еще следующий звоночек послушаем. По тому же телефону – те, кому больше нравятся диснеевские мультфильмы.

М. КЕДРОВСКИЙ: Алло? Мы слушаем вас.

СЛУШАТЕЛЬ: Алло?

М. КЕДРОВСКИЙ: Да?

СЛУШАТЕЛЬ: Израиль – параша.

М. КЕДРОВСКИЙ: 783-90-25.

Е. БУНТМАН: Мы про советские и американские мультфильмы говорили. Ну вот у человека свое мнение. Диснеевские мультфильмы – 783-90-25 – кому больше нравятся.

М. КЕДРОВСКИЙ: Ну слетает звонок. Я предлагаю про советские поговорить. Почему бы и нет? Алло? Мы слушаем вас. Алло?

СЛУШАТЕЛЬ: Алло? Здравствуйте.

М. КЕДРОВСКИЙ: Здравствуйте.

Е. БУНТМАН: Добрый день.

СЛУШАТЕЛЬ: Вот я звоню по поводу диснеевских мультиков.

Е. БУНТМАН: Да-да?

СЛУШАТЕЛЬ: Вообще, скажем так, мне они больше нравятся, потому что они более красочные, более веселые. Все-таки в советских мультиках именно больше на воспитание идет акцент. А диснеевские, скажем так… можно просто посидеть отдохнуть, посмеяться.

Е. БУНТМАН: Спасибо.

М. КЕДРОВСКИЙ: Хорошо. Ваше мнение понятно. Спасибо. До свидания.

Е. БУНТМАН: Так, ну мы услышали несколько мнений. И предлагаю выслушать еще одно мнение. Это мнение противоположной стороны – не потребителей, а тех, кто мультфильмы, собственно, продает. Наш корреспондент зашел в один из магазинов, торгующих видеопродукцией, и вот что думает продавец Александр о том, какие мультфильмы популярнее, и кто какие мультфильмы покупает.

КЛИЕНТ ВСЕГДА ПРАВ. МНЕНИЕ ПРОДАВЦА

— Очень большим пользуются спросом. Всегда и всегда будут. Потому что классика жанра, именно классика мультипликации. И дети, и родители, и вся возрастная категория, вся – от маленьких детей до бабушек. И в подарок, и для домашней коллекции – все варианты здесь. Люди потихонечку как бы начинают привыкать к компьютерным… Но все равно больше пользуется спросом Дисней старые. Не то что «Микки Маус», а такие, как «Король Лев», «Русалочка» — вот такие вот мультики старые. «Аладдин».

М. КЕДРОВСКИЙ: Вот было мнение Александра, который все-таки сказал немного про другие мультфильмы. А расскажите, кроме «Микки Мауса», что сейчас еще есть?

Е. БУНТМАН: Я думаю, что не только про мультфильмы, а просто про то, что собой представляет сейчас эта огромная корпорация «Disney». Потому что мы говорим, там, Микки Маус, Дональд Дак. На самом деле это ведь и фильмы, и комиксы, и какая-то продукция – атрибутика, игрушки. Что сейчас компания «Disney», которая когда-то была просто маленькой студией?

М. ЖИГАЛОВА-ОЗКАН: На сегодняшний день компания «Disney» — это огромная компания, которая работает по всему миру. И, наверное, можно сказать четыре основных направления деятельности компании. Первое – это студии и все, что связано с созданием контекта. Это создание игрового кино, создание мультфильмов. Здесь в «Walt Disney Company» входят пять студий. Причем не только «Walt Disney», которая создает такие продукты, как в последнее время, например, «Нарнии» и «Пираты Карибского моря». Но и (неразборчиво), и «Мирамакс», которые всем известны по фильмам «Криминальное чтиво», «Убить Билла», «Красотка» и так далее.

Е. БУНТМАН: То есть мы смело можем говорить, что «Walt Disney» — это «Убить Билла» и «Красотка», да?

М. ЖИГАЛОВА-ОЗКАН: Но это не брендировано Диснеем, но это создано корпорацией…

Е. БУНТМАН: Ну разумеется. Если бы был бренд «Disney» и фильм «Убить Билла», это было бы, конечно, весьма забавно.

М. КЕДРОВСКИЙ: Да. Вот как много интересного можно узнать совершенно случайно, по большому счету.

М. ЖИГАЛОВА-ОЗКАН: Так что, помимо фильмов, которые я назвала, другие фильмы, которые создаются Диснеем, — это фильмы «Pixar», который сейчас стал тоже частью компании «Walt Disney». В прошлом году…

Е. БУНТМАН: Ну то есть перекупили конкурента фактически, одного из прямых.

М. ЖИГАЛОВА-ОЗКАН: В какой-то момент группа аниматоров ушла, создала компанию «Pixar» и фактически воссоединилась в прошлом году с компанией «Disney». Помимо этого, в студию входит и «Walt Disney Records», потому что права на все песни, которые звучат в диснеевских фильмах, принадлежат компании «Walt Disney», издаются многомиллионными тиражами. Помимо этого, дистрибьюция кино, причем как в кинотеатрах, так и для домашнего просмотра. Вот как раз интервью у нас было с продавцом видео— и DVD-продукции. Помимо этого, большой частью «Disney» является Миден Этрокс – это телевидение. И здесь одним из ключевых в Америке Миден Этрокс – это «Эй-Би-Си», которая является частью компании «Walt Disney».

Е. БУНТМАН: А что именно делает «Disney» на телевидении? Это мультфильмы? Или что это?

М. ЖИГАЛОВА-ОЗКАН: Нет, «Эй-Би-Си» — это телевизионная студия, один из ключевых телевизионных каналов, который создает…

Е. БУНТМАН: «Эй-Би-Си» целиком принадлежит «Disney», да?

М. ЖИГАЛОВА-ОЗКАН: Да, целиком принадлежит компании «Walt Disney». И российские зрители знают продукты «Эй-Би-Си» по, например, «Остаться в живых», который показывали по Первому каналу. Также лицензируется продукт на многие другие станции. И несколько других фильмов тоже было. Помимо этого, это и «Эс-Пи-Эн», это спортивные…

М. КЕДРОВСКИЙ: Спортивный канал, да.

М. ЖИГАЛОВА-ОЗКАН: Несколько спортивных каналов. Это спортивные шоу и все, что с этим связано.

Е. БУНТМАН: Там были достаточно тесные отношения со спортом у «Disney». Я не знаю, принадлежит сейчас или нет, принадлежала команда, неплохая команда «Могучие утята», в которой успели поиграть и российские хоккеисты. Но сейчас они, по-моему, просто называются (произносится по-английски), и уже без Диснея.

М. КЕДРОВСКИЙ: То есть они теперь не могучие, они так… А вот кроме медийных…

М. ЖИГАЛОВА-ОЗКАН: Помимо этого, еще есть «Disney Channel» — это один из важных каналов в Америке и по всему миру, который как раз для детей, который показывает и классическую анимацию, и шоу для детей-подростков. Помимо этого, большая часть диснеевской корпорации – это товары народного потребления и лицензирование товаров народного потребления.

М. КЕДРОВСКИЙ: Это очень хорошо звучит, вот согласитесь. Да? «Walt Disney» — товары народного потребления.

Е. БУНТМАН: Ну потому что в магазинах половина практически игрушек – может быть, и китайских, может быть, не имеющих никакого отношения к Диснею… Ну, сейчас это, конечно, «Пираты Карибского моря» и «Нарнии» прежде всего. Не Микки Маус. А почему, кстати, популярнее сейчас «Нарнии» и «Пираты Карибского моря», чем старые персонажи?

М. ЖИГАЛОВА-ОЗКАН: Старые персонажи – Микки Маус – показывают по Первому каналу уже больше 10 лет. И мы смотрим на рейтинги, он пользуется очень большой популярностью среди детей.

Е. БУНТМАН: До сих пор?

М. ЖИГАЛОВА-ОЗКАН: Да. Это очень популярная рейтинговая программа среди детей. «Пираты Карибского моря» рассчитан на другую аудиторию. Это больше подростки, тинейджеры. В то время как Микки Маус – это персонаж все-таки для детей 3, 5, может быть, 6 лет. После этого они перерастают и уже…

Е. БУНТМАН: А «Нарнии» уже, наверное, еще старше, соответственно.

М. КЕДРОВСКИЙ: Кстати говоря, первые товары народного потребления появились в Советском Союзе в начале 80-х. Я понятия не имею, кто это производил. Может, кооперативы какие-то. Это были сувенирчики-брелоки – резиновый Микки Маус. Хотя, конечно, это было все неофициально. Кто, видимо, в каком-то подвале это все делал. А сейчас вот, понятно, что огромное количество сувенирной продукции. Вот даже призы, которые мы разыгрывали, соответственно, это сувениры по большому счету, за исключением школьных принадлежностей. Но тоже можно рассматривать как сувениры. А расскажите, пожалуйста, об одном из самых глобальных проектов, который начал еще сам Уолт Элиас Дисней – постройка в 57-м году, если не ошибаюсь, Диснейленда.

М. ЖИГАЛОВА-ОЗКАН: Диснейленд Дисней задумал, и с этой идеей он, так скажем, работал не один год.

М. КЕДРОВСКИЙ: Якобы даже во время Второй мировой войны начал проект этот.

М. ЖИГАЛОВА-ОЗКАН: Да, да, да. У него была задумка, потому что он часто со своими дочерьми ходил в парки, сидел на лавочке, как они катались на различных аттракционах. И как раз он хотел создать парк, где бы и взрослые, и дети вместе могли бы проводить время, и им было бы интересно.

М. КЕДРОВСКИЙ: То есть такой семейный?

М. ЖИГАЛОВА-ОЗКАН: Семейный. И здесь основной частью для него был поезд. Потому что Уолт Дисней с детства обожал поезда, играл с ними еще, вот насколько я знаю, с дедушкой. И на своем участке, где он жил в районе Лос-Анджелеса, он построил железную дорогу первую у себя на участке, которая огибала весь его дом, и катал там своих детей и друзей. И, так скажем, прототип этой дороги до сих пор существует в Диснейленде, потому что модель этой дороги он построил в Диснейленде. Но, к сожалению, Уолт Дисней открытия парка сам не видел. И, так скажем, уже компания продолжала и открывала парк уже без него, потому что, к сожалению, он уже к тому времени… Насколько я знаю, он болел перед смертью и его уже не было, он не работал в компании.

Е. БУНТМАН: А сколько сейчас всего Диснейлендов? Я знаю, что есть парижский Диснейленд.

М. КЕДРОВСКИЙ: Вот я знаю, что есть токийский.

М. ЖИГАЛОВА-ОЗКАН: Да. Диснейлендов есть в Онахайме – это два парка. Четыре парка на Флориде, потому что они все тематически разделены. Есть парк в Токио, есть в Гонконге. Есть планы по строительству парков и в других странах.

Е. БУНТМАН: И в Париже есть, соответственно?

М. ЖИГАЛОВА-ОЗКАН: И в Париже, конечно, да, мы его уже назвали.

М. КЕДРОВСКИЙ: Вот я сразу хочу задать вопрос. А в Москве-то когда появится? Потому что вот одно время Церетели лично хотел недалеко от Серебряного бора, в Мневниках, построить наш российский Диснейленд. Что-нибудь продолжается?

Е. БУНТМАН: Есть в планах компании Диснейленд в России?

М. ЖИГАЛОВА-ОЗКАН: На сегодняшний день в наших планах нет постройки Диснейленда. Хотя что будет лет через пять или дальше, трудно загадывать. Но на сегодняшний момент мы с этим не работаем.

Е. БУНТМАН: Почему, интересно? Какие-то приоритеты другие в России? Такая идея вроде хорошая.

М. ЖИГАЛОВА-ОЗКАН: Идея отличная. Я сама очень люблю Диснейленд. Первая небольшая проблема – у нас холодно. А парки все-таки подразумевают практически круглогодичную работу. И все Диснейленды, которые сегодня построены, они в тех местах, где, к счастью, тепло круглый год.

Е. БУНТМАН: В минус 30, да, на поезде не покатаешься. Это получается какая-то подмосковная электричка, прости, Господи.

М. КЕДРОВСКИЙ: Жень, я понял, к чему Марина это сказала. В общем, когда наступит полное потепление, тогда, соответственно, у нас будет построен Диснейленд.

М. ЖИГАЛОВА-ОЗКАН: Ну уже сейчас у нас плюс 6 – 8, для января нетипичная погода, поэтому…

Е. БУНТМАН: И что касается бренда «Disney» и логотипа «Disney», есть одна чрезвычайно любопытная история. Как известно, логотип «Disney» — это собственноручная подпись основателя компании, великого мультипликатора. И об истории этой подписи наша первая байка от Сакена Аймурзаева.

БАЙКА О БРЕНДЕ

С. АЙМУРЗАЕВ: Как это ни странно, Уолт Дисней, один из самых удачливых художников в мультипликации, всю жизнь страдал дислексией – расстройством, при котором человеку трудно сосредоточиться, чтобы что-то прочесть или написать. На рисунках аниматора это не отразилось. Иначе обстояло дело с обычным письмом. Трудностям Диснея есть прекрасное доказательство – это автограф художника. Признанную официальной подпись Дисней, ставшую фирменным логотипом, сам художник вряд ли бы смог повторить. Мультипликатор прославился тем, что двух одинаковых автографов почти никогда не ставил. Пожалуй, лишь начальные буквы подписи «W» и «D» оставались неизменными в автографе художника. Их Дисней выводил всегда тщательно, а потом размашисто рисовал различные закорючки и вихри. Со временем замысловатый автограф стал очень популярен. Заставка любого диснеевского мультфильма начинается с подписи аниматора. Над входом в каждый Диснейленд красуется витиеватая строчка имени и фамилии создателя целой империи рисованных героев. Подписи художника стали чем-то вроде картин, их коллекционируют, продают, экспонируют. Желающим приобрести знаменитый автограф достаточно зайти в Интернет. Во всемирной «паутине» за несколько тысяч долларов можно купить подпись Диснея, подтвержденную сертификатом. Ну а среди счастливых обладателей росчерка пера аниматора стала дочь художника Диана. Будучи шестилетней девочкой, она спросила папу, действительно ли он тот самый Уолт Дисней, а потом попросила у него автограф.

Е. БУНТМАН: Вот такая удивительная история. Человек, который идеально рисовал, который одним росчерком пера мог нарисовать Микки Мауса, персонажа на все времена и, как мы знаем, почти кандидата в президенты США, человек не умел писать. И в конце хотелось бы спросить, чем корпорация «Disney»… Какие планы на ближайшее будущее? Известно, что чуть ли не в марте уже должна выйти третья часть «Пиратов Карибского моря». Чего еще стоит ожидать в ближайшие годы?

М. ЖИГАЛОВА-ОЗКАН: «Пираты Карибского моря-3» выйдут в мае.

Е. БУНТМАН: В мае, да?

М. ЖИГАЛОВА-ОЗКАН: В мае, да. Здесь премьера будет в один день во всем мире. 25 мая будет премьера «Пиратов Карибского моря-3» и в России.

Е. БУНТМАН: Я думаю, долгожданная премьера, потому что вторые «Пираты Карибского моря» кончились практически ничем, продолжение следует.

М. ЖИГАЛОВА-ОЗКАН: На самом интересном месте.

Е. БУНТМАН: Поэтому я думаю, что все очень ждут.

М. ЖИГАЛОВА-ОЗКАН: Помимо этого, будет несколько очень интересных кино. Будет мультфильм от «Pixar» — «Рататуй» про крысу.

Е. БУНТМАН: «Рататуй»?

М. ЖИГАЛОВА-ОЗКАН: «Рататуй». Совершенно замечательный мультфильм про крысеныша, который жил в Париже и хотел стать шефом. Замечательный мультфильм, мы видели отрывки. Я думаю, что интересная очень вещь. Помимо этого, будет через год продолжение «Нарнии», которое сейчас уже находится в производстве, которое, конечно, будет показано и у нас. Помимо этого, у российского «Disney» есть свои планы развития. Мы развиваем все, что связано и с товарами народного потребления, работаем с российскими компаниями по производству товаров, брендированных «Disney». Помимо этого, мы сейчас очень активно смотрим на возможность создания российского кино, которое можно будет брендировать «Disney». И здесь мы смотрим…

Е. БУНТМАН: Скорее, детского кино.

М. ЖИГАЛОВА-ОЗКАН: Семейного. Потому что на сегодняшний момент «Disney» — наверное, это больше «Пираты Карибского моря», которое нельзя классифицировать только как детское кино. Наверное, это кино, которое можно смотреть всей семьей. И мы смотрим и на книги, и на наши сказки. И те, скажем, сюжеты, герои, которые есть у нас, мне кажется, что, используя тот опыт Диснея, который есть, можно создать совершенно замечательные продукты, которые будут близки нам и культурно, и по тематике, и по героям.

М. КЕДРОВСКИЙ: Марина, скажите, пожалуйста, огромная компания, всемирно известный бренд. Наш традиционный вопрос. Как вы боретесь с «пиратами»? Не Карибского моря.

Е. БУНТМАН: Другими пиратами.

М. КЕДРОВСКИЙ: Нашими доморощенными.

М. ЖИГАЛОВА-ОЗКАН: Пиратство, конечно, большая проблема.

М. КЕДРОВСКИЙ: Проблема?

М. ЖИГАЛОВА-ОЗКАН: Да, это большая проблема. И здесь и мы боремся, и рынок с ними борется. Потому что если посмотреть, то организованная торговля, она растет феноменальными темпами. И сегодня огромные торговые центры появляются не только в Москве, но и по всей стране. Подобные центры и уважающие себя операторы, они не торгуют продукцией, которая не является лицензированной. И наши потребители, мне кажется, потихоньку начинают пользоваться именно услугами организационной торговли, меньше ходят покупать товары низкого качества на рынок. Поэтому мы надеемся, что…

Е. БУНТМАН: Ну мне кажется, что вы чересчур оптимистичны, потому что, не знаю, в том же Олимпийском… о какой продукции лицензированной там может идти речь? Она значительно дешевле. И, наверное, покупают там рюкзаки с Микки Маусом все-таки китайские. Нет? Вы как-то очень чересчур возлагаете много надежд на совесть, ответственность продавца. Нет?

М. ЖИГАЛОВА-ОЗКАН: Здесь вопрос не совести, а привычек. Потому что если несколько лет назад крупные шопинговые центры только начали создаваться, то сегодня посмотрите, сколько народу там ходит и покупает вещи. Поэтому мне кажется, что здесь рынок проходит эволюции. Хотя, конечно же, мы с «пиратами»… ну сказать «боремся», наверное, сложно, но мы, естественно, используем и юридические методы, и остальные для того, чтобы постараться прекратить выпуск нелицензионной продукции.

Е. БУНТМАН: Ну и если подытожить, то чем бы… для меня, во всяком случае, наверное, и для многих, есть определенный стереотип. Бренд – это стереотип, в том числе. И чем бы ни занимался «Disney», будь то «Пираты Карибского моря» или «Убить Билла», даже без бренда «Disney», безусловно, это прежде всего старые проверенные персонажи – Русалочка, Пиннокио, Дамба, Белоснежка…

М. КЕДРОВСКИЙ: Бэмби.

Е. БУНТМАН: Безусловно, Бэмби. Как нам напоминали sms и пейджером, что мы забываем про Бэмби. Нет, конечно, не забываем. Глаза Бэмби – это стереотип абсолютного добра. И в то же время вот такое диснеевское добро, может быть, немножко лакированное, оно может вызывать и смешки, и вызывать…

М. КЕДРОВСКИЙ: И раздражение.

Е. БУНТМАН: Легкую… Или раздражение, или легкую иронию. И об этом, и не только об этом, вторая байка Сакена Аймурзаева.

БАЙКА О БРЕНДЕ

С. АЙМУРЗАЕВ: Добрые, трогательные истории, придуманные Уолтом Диснеем и его командой, спору нет, популярны. И как все популярное, даже невинные мультфильмы со временем обзавелись пародиями и стали объектами иронии. Один из примеров – история забавной семейки Адамсов. В фильме детей отправляют в лагерь. Проказников, надоевших своим нравом, пытаются проучить и помещают в так называемую комнату добра, в которой детям часами показывают диснеевские шедевры. Экзекуция свои плоды принесла, и герои вышли из своеобразного кинотеатра одухотворенными и благообразными. Правда, это не помешало неподдающимся воспитанию детям в конце концов учинить жестокую расправу над мучителями. Ну а кто не помнит замечательную сцену из легендарного мультфильма «Белоснежка и семь гномов». Героиня, гуляя по лесу, напевает, ей вторят птички. Одним словом, идиллия. Спустя десятилетия после выхода на экраны «Белоснежки», героиня уже другого мультфильма – «Шрека» — тоже поет, глядя на беззаботную пташку, которая, однако, не выдерживает форта Фионы и разрывается на мелкие кусочки. Кстати, о «Белоснежке». Говоря об этом мультфильме, не могу не вспомнить одну историю. При прослушивании актрис на озвучивание роли мачехи Белоснежки конкурс выиграла Люсиль Ля Верн, звезда немого кино, которая к тому времени была в преклонном возрасте. Продюсеры попросили актрису воспроизвести голос старой колдуньи, который должен был походить на голос мачехи. Актриса справилась с заданием. Однако перед этим она ненадолго вышла за дверь кабинета, где происходило прослушивание, и вынула вставную челюсть. Вот какими жертвами создавались диснеевские мультфильмы.

М. КЕДРОВСКИЙ: Ну что ж, в столице 15 часов 58 минут. Это программа «Бренд». Ее вели Евгений Бунтман и Михаил Кедровский. И у нас в гостях была Марина Жигалова-Озкан, управляющий директор «Walt Disney Company» в России. Огромное вам спасибо, Марина.

М. ЖИГАЛОВА-ОЗКАН: Спасибо вам.

М. КЕДРОВСКИЙ: Я думаю, что будет повод — обязательно встретимся. Ну а в конце программы предлагаю послушать еще одну музыкальную композицию от «Disney» — это марш розовых слонов. Всем счастливо.





Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире