Время выхода в эфир: 15 июня 2014, 14:53

#Цензуранафестивале

Накануне в Москве завершился девятый по счёту Международный открытый книжный фестиваль. Закончился он, как и прошёл, без особой радости и помпы. Как вы, возможно, уже слышали, началось всё с ультиматума Министерства культуры России организаторам мероприятия.

В документе, появившемся в понедельник, за два дня до начала фестиваля, замминистра, господин Аристархов, выразил недовольство включением в программу двух спектаклей — детской постановки «Душа подушки» про дружбу побитой при транспортировке подушки, набитой гречкой с мальчиком-алергиком, и взрослой пьесы «Травоядные». Обе постановки ранее были в числе осуждаемых одинозной газетой «Культура» Елены Ямпольской.

Господин Аристархов попросил рассмотреть «целесообразность показа» данных представлений в рамках фестиваля, мол, или они, или мы: если спектакли останутся в программе, то Минкульт более не будет патронировать фестиваль (что бы это ни значило) и требует убрать все данные о патронате с сайта фестиваля, пресс-релизов и рекламной продукции мероприятия. Мол, содержание пьес, далее цитата, «противоречит принятым в российской культуре традиционным нравственным ценностям», что бы эта формулировка, далёкая от юридической, опять же, ни значила.

Не посоветовавшись с фактическими организаторами мероприятия, Центральный дом художника, на площадке которого традиционно и проходил фестиваль, изъял из его программы спорные спектакли. Издание Colta.ru, которое и организовало показ пьес, в знак протеста против цензуры полностью отменило свою фестивальную программу.

Примеру Кольты последовали издательство Корпус, Новое литературное обозрение, Новое Издательство и ряд других издательств, организаций и частных лиц. Те, кто не мог по тем или иным причинам полностью отказаться от участия в мероприятии — заметно сокращал свою программу и стаался так или иначе не замалчивать эту историю. Ряд мероприятий был перенесен с территории ЦДХ. Было отменено объявление длинного списка премии Просветитель. Зал на втором этаже, где традиционно проходит книжная ярмарка, был полупустым, а цену на входные билеты значительно снизили. Понятно, что, с учетом вышеизложенного, проведение десятого, юбилейного фестиваля находится под большим вопросом.

***


Однако ряд важных мероприятий в рамках фестиваля этого года всё-таки прошло. В частности, Елена Костюченко презентовала книгу «Условно ненужные», о которой мы говорили пару недель назад. Ей помогала поэт Линор Горалик, написавшая предисловие к книге. Горалик отказалась от участия во всех прочих мероприятиях, в которых была заявлена, но от этой презентации, по собственным словам, отказаться не могла. Кроме того, журнал «Логос» провёл ряд круглых столов по философским вопросам. А ещё была вручена премия «Московский счёт» за лучшую поэтическую книгу, вышедшую в Москве за минувший год. Лауреат премии традиционно выбирается голосованием московских поэтов.

Большая премия «Московского счёта» в этом году не досталась никому: лидеры голосования набрали равное число голосов и получили спецпризы. Итак, главные книги стихов минувшего года по версии московских поэтов — это: «Сто стихотворений» Светланы Кековой, «Для землеройки» Анны Глазовой и «Всё о Лизе» Марии Галиной. Малую премию получил Денис Ларионов, его «Смерть студента» была признана лучшей дебютной поэтической книгой.

Лауреаты получили по 25 тысяч рублей. Ещё 15 книг, которые получили наибольшее число голосов, были удостоены дипломов «Лучшие книги года». Из них отдельно отмечу книгу «Именуемые стороны» Владимира Беляева. Она приятно меня удивила, и я буду в неё ещё пристально вчитываться.

А вот все 15: Игорь Булатовский «Читая темноту», Марина Бородицкая «Крутится-вертится», Владимир Беляев «Именуемые стороны», Олег Юрьев «О Родине», Анна Золотарёва «Зрелище», Сергей Бирюков «Звучарность», Ольга Сульчинская «Волчок», Арсений Ровинский «Ловцы жемчуга», Александр Еременко «Матрос котёнка не обидит», Всеволод Константинов «Побег», Алексей Цветков «Записки аэронавта», Андрей Василевский «Трофейное оружие», Галина Климова «В своём роде», Андрей Поляков «Письмо», Мария Ватутина «Цепь событий».

***


Кстати, вручение музыкальной премии Артемия Троицкого «Степной Волк» в рамках Книжного фестиваля так же не было отменено. Лучшей книгой про музыку по версии «Степного волка» была названа работа Александра Кушнира «Сергей Курехин. Безумная механика русского рока».

***


Британское издательство Chatto & Windus приобрело эксклюзивные права на роман «Горский» про вымышленного российского олигарха, сообщает The Bookseller.

Мультимиллионер Роман Горский мечтает завоевать сердце некоей Натальи, которую он полюбил ещё много лет назад, в Волгограде. Теперь Наталья живёт в лондонском Челси. Туда же переезжает и Роман. Он строит себе громадный дворец на берегу Темзы.

Этот русский Гэтсби решает, что для того, чтобы завоевать Наталью, ему необходимо устроить в доме умопомрачительную библиотеку. Для её наполнения он нанимает Николая, молодого серба, который работает в небольшом лондонском книжном и предоставляет ему нелимитированное финансирование. Что случится дальше, собственно, и рассказывает Николай.

Автор книги — жительница Лондона сербского происхождения Весна Голдворси ранее писала в основном стихи и нон-фикшн. Она говорит, что её роман — во многом, история любви к книгам. Ну а главный герой, Роман Горский, по её словам, совмещает черты Онегина, Вронского, Живаго и Гетсби. Ну и без сатиры на нравы современного лондона, конечно, не обошлось

Роман про Романа и романы должен увидеть свет ровно через год.

***


Тем временем, писательница Джоан Роулинг пожертвовала миллион фунтов стерлингов на информационную кампанию против отделения Шотландии от Соединённого Королевства. Пожертвование на счёт кампании Better Together, «Лучше вместе» поступило во вторник, ровно за сто дней до рефенедума о независимости, который пройдёт в сентябре.

Роулинг называет возможное отделение «исторической ошибкой». По её мнению, членство в Британском содружестве предохраняет Шотландию от возможной экономической катастрофы. Дело не в том, пишет Роулинг, что она не верит в прекрасных и удивительных жителей Шотландии, а в том, что экономическая ситуация в мире, и без того сложная для всех стран, для Шотландии может оказаться особенно неприятной, ибо романтических разговоров не слышно ответов на ключевые экономические вопросы — вплоть до вопроса о том, какая в стране будет валюта, как Шотландия намеревается возвращаться в ЕС, уже в индивидуальном качестве, и тп. Эти и многие другие потенциальные риски пугают писательницу больше, чем потенциальные новые возможности независимой Шотландии.

Остаётся напомнить, что с 1993 года Роулинг проживает в столице Шотландии, Эдинбурге и неоднократно нападкам со стороны местных националистов.

Кстати, второй криминальный триллер Роулинг, написанный под псевдонимом Роберт Гэлбрайт выходит на английском языке на следующей неделе.

***


Больше книжных новостей — на странице в фейсбуке: facebook.com/booknews


Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире