Время выхода в эфир: 18 мая 2014, 14:54

Исследователи, похоже, обнаружили прототип Эркюля Пуаро. Видимо, его звали Жак Жозеф Амуар. Он родился в 1858 году и был бельгийским жандармом. До первой мировой войны он жил в городке Херсталь. Затем в 1914 году вместе со своим сыном Люсьеном оказался в числе многочисленных бельгийских беженцев на английской земле. Люсьен умер в возрасте 18 лет. А Амуар после войны вернулся в родной город к жене и дочери. Умер он в 1944 году. Дочь вышла замуж и уехала из города. Что с ней стало впоследствии — пока не установлено. Что заставило Жака Жозефа бросить жену и дочь, и бежать с сыном в Британию, исследователям пока неизвестно.

Агата Кристи повстречала его в курортном английском городке Торки в 1915 году. Ей тогда было 24 года.

1183074

Фото: The Telegraph


Эту историю раскопал отставной морской офицер Майкл Клэпп. Вообще, он копал историю собственной семьи. В ходе изысканий он узнал, что с началом войны в графстве Девон оказались сотни беженцев из Бельгии. В записях своей бабушки он вычитал, что среди расквартированных в Торки бельгийцев был один жандарм. Его имя бабушка Клэппа записала как «Жак Орне». Дом семьи Агаты Кристи находился на той же улице, что и дом, где квартировался этот «Орне».

Сотрудникам городского архива бельгийского Хершталя, однако, не удалось обнаружить ни одного жандарма по имени «Жак Орне». Им пришлось покопаться, но в конце концов они нашли Жака Амуара — его возраст, а так же имя и возраст его сына совпали. Да и усы на фотопортрете Амуара весьма напоминают описание усиков Пуаро.

Такая вот история. Впрочем, рассказывая об образе Пуаро, Агата Кристи никогда не упоминала, что у персонажа был какой-то конкретный прототип. Она писала лишь, что среди беженцев были на столько разные люди, что почему бы среди них было не оказаться одному полицейскому.

Кстати, в сентябре должна выйти первая «каноническая» книга про Пуаро, написанная не Агатой Кристи. Но подробнее об этом мы расскажем ближе к осени.

***


Премию Александра Пятигорского за лучшее философское сочинение, в первом же её сезоне жюри решило никому не присуждать.

Премия была учреждена Фондом Александра Пятигорского в минувшем году. Учредители хотели таким образом поддержать интерес к философствованию за пределами профессионального философского сообщества. Видимо, можно констатировать, что первый блин вышел комом.

А начиналось всё не так плохо. В длинном списке премии фигурировало 39 произведений, опубликованных с 2011 по 2013 год. Среди номинированных текстов были, среди прочего, последние работы Виктора Пелевина, Владимира Сорокина и Павла Пепперштейна.

В короткий список вошло три книги — «Фланер» Николая Кононова, «Вена, операционная система» Андрея Левкина и «Город в долине» Алексея Макушинского.

Выбрать победителя среди трёх номинантов жюри, увы, не смогло. На пресс-конференции члены жюри говорили, что это был «поединок между философией и литературой», и мотивировали собственную нерешительность тем, что отдать сейчас предпочтение одному из представленных романов означало бы для них подписаться под тем, что, по версии премии Пятигорского, есть философия в литературе. Очевидно, для компетентного жюри этот жест оказался слишком серьёзным.

Наблюдательный совет премии оказался смелее. Он отметил спецпризом работу философа Владимира Бибихина «Дневники Льва Толстого». Награду в 1 миллион рублей получила вдова автора.

Ну а миллион, положенный победителю в основной номинации, переходит на следующий год. Так что какой-то автор может стать богаче на целых два миллиона. Если, конечно, сюжет этого года не повторится.

***


Левое издательство Lawrence & Wishart потребовало убрать из интернета сотни работ Маркса и Энгельса.

Это произошло накануне Международного дня трудящихся. Марксистский интернет-архив marxsists.org, собравший вокруг себя всяческих леворадикальных писателей и мыслителей, получил письмо с требованием убрать с сайта множество опубликованных там работ Маркса и Энгельса во избежание разбирательства в судебном порядке. Об этом пишет The New York Times.

Предупреждение пришло не от какого-нибудь громадного издательского конгломерата, но от маленького левацкого издательства. Оно владеет правами на 50-томное англоязычное собрание сочинений двух ключевых левых идеологов.

Надо ли говорить, что многие решили, что это просто «не по-товарищески» так поступать. Ведь, в конце концов, работы Маркса и Энгельса «духовно принадлежат мировому пролетариату», как заявил один из создателей сайта, Дэвид Уолтерс. Впрочем, спорные работы всё-таки были удалены с портала — зато в доступе остались их немецкие оригиналы.

Ну а что издатели? По собственным словам, они едва сводят концы с концами. В штате Lawrence & Wishart два человека, ещё два человека работает внештатно. Они издают журнал Anarchy Studies и где-то дюжину левых книжек в год. Чтобы как-то выжить, они решили предложить библиотекам приобрести цифровую копию их 50-томника вместо дорогущей бумажной версии. От того и весь сыр-бор.

Издатели настаивают, что 50-томник — академическое издание, и большая часть его материалов совершенно не нужна в политической борьбе. В свою очередь ключевые работы Маркса и Энгельса доступны в интернете свободно и легально. Издатель настаивает, что все, кто протестует против действий издательства выступают не как леваки, а как потребители, которые хотят всё получить бесплатно, пока работники культуры — издатели, редакторы и авторы сосут лапу. Конец цитаты.

Выживет ли Lawrence & Wishart, не очень понятно, но репутацию себе в левых кругах они уже, очевидно, испортили. Под петицией с требованием отказаться от авторского права на на работы Маркса и Энгельса собрано уже почти шесть тысяч подписей.

***


Больше книжных новостей — на странице в фейсбуке: facebook.com/booknews


Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире