28 октября 2001
Z Бомонд Все выпуски

Петр Тодоровский


Время выхода в эфир: 28 октября 2001, 15:08

28 октября 2001 года
В прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы» Петр Тодоровский кинорежиссер.
Эфир ведет Матвей Ганапольский, в беседе принимают участие Елена Кандарицкая и Николай Тамразов.

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Традиционный «Бомонд» в эфире «Эхо Москвы». В студии Елена Кандарицкая, добрый день.
Е. КАНДАРИЦКАЯ Добрый день.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Николай Ишуевич Тамразов.
Н. ТАМРАЗОВ Здрассте, здрассте.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Мои традиционные собеседники.
Н. ТАМРАЗОВ Слово какое выбрал! Традиционные ужас какой-то! Кошмар!
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Собеседники. И наш гость, Петр Ефимович Тодоровский. Давайте поаплодируем.
(звучат аплодисменты)
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Почему аплодисменты? Здрассте, Петр Ефимович.
П. ТОДОРОВСКИЙ Здравствуйте.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Аплодисменты потому что мы ведь сейчас будем не столько кино заниматься, сколько музыке, которой вы отдаете, по-моему, сейчас времени не меньше, чем кино. Как?
П. ТОДОРОВСКИЙ Это происходит параллельно все, по ходу написания сценария, по ходу съемок фильма, и так далее.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Коля, а помнишь, я тебя
Н. ТАМРАЗОВ Судьба не справедлива.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Чего?
Н. ТАМРАЗОВ Ну, что ты, одному человеку столько дала, кошмар какой-то! А то сидишь как елка не наряженная, а он и песни сочиняет, и фильмы ставит
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Как елка не наряженная!
П. ТОДОРОВСКИЙ Нет, есть, есть, в живописи бездарен. Поэзию ничего не сочиняю, да мало ли что
Н. ТАМРАЗОВ Я  и это не сочиняю, и музыку не могу, и фильмы не могу!
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Зато, когда Петр Ефимович смотрит свои фильмы, его вот все время там всякое гложет. Он смотрит тут не так, тут нужно иначе сделать, а ты смотришь, аки белый лист.
Н. ТАМРАЗОВ Но у меня замечательное есть качество, когда я смотрю его фильм или слушаю его музыку, я по-настоящему понимаю, что делал это все гигантски талантливый человек.
П. ТОДОРОВСКИЙ Я постепенно бронзовею, на глазах.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Это только начало. Сейчас Лена что-то скажет.
Н. ТАМРАЗОВ Сейчас мы будем стучать о вас, а вы будете греметь.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Хочу вам сказать, что сегодня будет предметом нашей передачи. Вот эта пластинка. Коль, да, обычная пластинка, видишь, да?
Н. ТАМРАЗОВ Да.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ — Петр Ефимович Тодоровский сидит, задумавшись, осенняя листва, гитара, но тут трюк. Дело в том, что будут звучать сегодня песни, вот с одной мы начнем.
П. ТОДОРОВСКИЙ Мелодии.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Э хорошо, мелодии с подтекстовкой. Так вы хотите, чтобы было?
П. ТОДОРОВСКИЙ Да.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Хорошо. Мелодии с подтекстовкой. И вот сейчас ты одну из них услышишь. Первый номер включаю. Это песня
П. ТОДОРОВСКИЙ Мелодия.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Мелодия с подтекстовкой называется «Жизнь забавами полна». Ну, вот просто. Ты ее послушай, а потом скажи, что в ней необычного, договорились?
Н. ТАМРАЗОВ Давай, договорились.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Вот, слушай внимательно.
(звучит мелодия)
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Ну, как, Николай Ишуевич?
Н. ТАМРАЗОВ Гениально! Знаешь, в чем гениальность?
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Ну?
Н. ТАМРАЗОВ Гениальность в том, что вот Лен, ты меня слышишь, я вот тебе говорю. Вот давай сейчас пусть звучит эта музыка, и я сейчас ей буду объясняться в любви, точно ляжет! Я буду ей под эту музыку говорить, что она самая такая сякая, точно ляжет, вот удивительно, да? Вот, клянусь, вот у меня такое ощущение, да, Лен?
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Да. Теперь послушай меня. Одну фразу скажу, чтоб уже загадка разрешилась. Это музыка к фильму «Жизнь забавами полна». Ты давно смотрел этот фильм?
Н. ТАМРАЗОВ Никогда не смотрел.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Не смотрел?
Н. ТАМРАЗОВ Нет.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ А что ты не пошел смотреть?
Е. КАНДАРИЦКАЯ Такого фильма не было.
Н. ТАМРАЗОВ Как не было?
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Что ты не пошел смотреть?
Е. КАНДАРИЦКАЯ По-моему, не было.
Н. ТАМРАЗОВ Как, не приглашал мастер, поэтому и не пошел.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Но он же в кинотеатрах-то широко прошел.
Н. ТАМРАЗОВ Где?
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Ну, везде шел, вот в «Художественном», в «России» шел, в «Пушкинском».
Н. ТАМРАЗОВ Ну, это для вас только, а нас, смертных, не пущали.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Ага, ну так вот, я тебе расскажу главный секрет нашей передачи. Сегодня мы слушаем музыку Петра Ефимовича Тодоровского к неснятым фильмам.
Н. ТАМРАЗОВ Ах, вот так!
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Да.
Н. ТАМРАЗОВ Ох, смелый вы человек! Смелый, однако.
П. ТОДОРОВСКИЙ Нет, эта тема была придумана, или сочинена, в процессе написания сценария, сценарий долго не запускался, не было денег, а этот компакт-диск так долго готовился, что я наконец-то, сейчас снял этот фильм. То есть, я снял, идет сейчас процесс озвучания, и прочее, прочее.
Н. ТАМРАЗОВ Диск вышел раньше фильма, получается.
П. ТОДОРОВСКИЙ Не, ну, в диске было зафиксировано, что эта тема, музыка, придумана к не снятому, не реализованному замыслу.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ А, тут не принципиально. Здесь 16 номеров. И если один снят, то остальные 15 не сняты.
Е. КАНДАРИЦКАЯ Нет, Петр Ефимович, но вообще это здорово, потому что то, что ты захотел, все равно у тебя осталось в музыке или в фильме. Я думаю, что у вас получится так: вот один фильм сняли, и все остальные, получится.
П. ТОДОРОВСКИЙ Ну, слишком мало времени. Но сегодня не об этом разговор. Но эта тема к фильму «Жизнь забавами полна», над которым я сейчас работаю. Завтра у меня первый день озвучания. Это давний замысел. Фильм знаете о чем? Вот у Жени Винокурова я как-то обнаружил такие строки: «хочет женщина быть счастливой, с гордо поднятой головой, хохотуньей, а не плаксивой, быть любимой, а не вдовой. Чтобы к перстню шло ожерелье, чтобы нравится без труда, только в жизни так, к сожалению, получается не всегда». Об этом фильм. В фильме заняты замечательные актрисы, Ира Розанова, Лариса Удовиченко, Селезнева Неля. Это так будем говорить, женский фильм, о  женщинах, о любви.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ А вы всегда стараетесь сочинить вот музыкальный лейтмотив к фильму своему?
П. ТОДОРОВСКИЙ Вы знаете, это происходит совершенно непроизвольно. Процесс сочинения музыки чаще всего происходит во время написания сценария, и иногда я не знаю, как дальше должны развиваться события, тогда беру в руки гитару
Н. ТАМРАЗОВ Гитару, да, и она ведет.
П. ТОДОРОВСКИЙ Да, она ведет. И вы знаете, я помню, впервые почувствовал как это мне помогает, я написал половину «Военно-полевого романа» сценарий, и я вдруг остановился, не знаю как дальше будут развиваться события. Я ходил недели 2-3 не прикасался к листу, потом однажды, сидя что-то наигрывал на гитаре, я придумал зампредседателя райисполкома, куда она приходит, если вы помните картину, просить квартиру. И сразу все покатилось. Сразу сдвинулось с места. Но прежде, чем придумать это, я придумал «Городок провинциальный», написал эту песенку на стихи Шпаликова, которая мне очень помогла в картине, потому что я понял, что эти слова должны быть обязательно в фильме. Я сочинил такую, знаете, стилизацию довоенных мелодий. Так что, вся музыка, которая на этом диске, на этой пластинке, она придумывалась вместе с написанием сценария.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Удивительно, что вот, Коля правым сказал, что под эту музыку, такая, чисто феллиниевский вариант, можно в любви признаваться, ругаться, и как бы уже ощущаешь, то есть, конечно же, там будет много чего в этом фильме, но ощущаешь вот что-то в этом фильме.
Н. ТАМРАЗОВ Теплота какая-то есть, да?
П. ТОДОРОВСКИЙ Вы угадали.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Это что-то городское, там дело происходит в городе, да?
П. ТОДОРОВСКИЙ Да, просто в Москве и Подмосковье.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ И какая-то семейная история, да?
П. ТОДОРОВСКИЙ Обязательно.
Е. КАНДАРИЦКАЯ Современная?
П. ТОДОРОВСКИЙ Современная, да. Все происходит в наши дни.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Вот, умеете рассказать историю, вот в музыке это абсолютно понятно.
Н. ТАМРАЗОВ Петр Ефимович, можно один вопросик?
П. ТОДОРОВСКИЙ Да.
Н. ТАМРАЗОВ — А вот вы когда занимаетесь озвучанием, и вот я что-то говорю, и в это время вы включаете музыкальный ряд, он должен быть, музыкальный ряд. Вы заставляете артистов прислушиваться и не нарушать этот музыкальный ряд? Или уж как бог поведет?
П. ТОДОРОВСКИЙ Нет, я стараюсь включать музыку, чтобы помочь актеру создать определенное настроение.
Н. ТАМРАЗОВ Вот умница!
П. ТОДОРОВСКИЙ Создать определенное настроение
Н. ТАМРАЗОВ В 90% все потом накладывается музыка.
П. ТОДОРОВСКИЙ Да, конечно, да.
Н. ТАМРАЗОВ Ой, вы  молодец, просто молодец.
П. ТОДОРОВСКИЙ Да, это им очень тоже помогает почувствовать аромат, запах этой сцены.
Н. ТАМРАЗОВ Слово другое тогда происходит.
П. ТОДОРОВСКИЙ Конечно.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ А знаешь ли ты, что неснятых фильмов у Тодоровского куча, и один краше другого? Вот например, помнишь, и где я только не был, и там я не был, и здесь я не был. Вот и чего я только не снял, — говорит Тодоровский, и отвечает, — я, например, не снял фильм «Клоун», и не снял в нем Инну Чурикову.
П. ТОДОРОВСКИЙ Да, я  придумал для нее сюжет, вот, это была наша совместная, так сказать, идея, тайная такая идея, чтобы она сыграла клоуна. Но идея как-то не случилась, а музыка
Н. ТАМРАЗОВ А музыка произошла.
П. ТОДОРОВСКИЙ А музыка произошла.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Вот мы сейчас послушаем «Сиреневый закат». Сейчас посмотрю: тема, не вошедшая в фильм «Ретро втроем», а музыкальная тема есть. Вот давайте ее послушаем до середины часа перед новостями. А ты скажешь, Николай Ишуевич, что можно делать под эту музыку.
(звучит мелодия)
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ К этой музыке, которую мы сейчас слышим, приложил руку еще один талантливейший человек, большой друг нашей радиостанции, Константин Тарасов.
П. ТОДОРОВСКИЙ Я вам должен сказать, что если бы не он, этот диск не случился бы. Просто Константин сам мне позвонил домой и предложил вот 
Н. ТАМРАЗОВ Оркестровать.
П. ТОДОРОВСКИЙ И оркестровать, и организовать, и найти деньги, и прочее, и прочее, и прочее.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Ну, вот что, скажи, что под эту музыку можно делать?
Н. ТАМРАЗОВ Это к твоей завтрашней теме. Видишь, какие есть люди? Которые сами могут позвонить, предложить. А под эту музыку, а под эту музыку, знаешь, что? Вот идет старый человек по улице, уже всеми забытый, и вдруг обращает внимание на какую-то молодую, красивую девушку, вспоминает свою молодость, и она ему говорит, да бросьте вы глупости говорить, вы еще молоды, все умеете. И он вспоминает, что он когда-то прыгал 2,20, что он прыгал с 5-й ступени высокой лестницы, и в его возрасте все это происходит. И он прыгает, и вот эта музыка, она и пускает его в воспоминания молодости, и держит в том состоянии
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ И он, как Вуди Аллен, в конце этого фильма женится на своей приемной дочери. Я все понимаю.
Н. ТАМРАЗОВ Да, да, да. Это музыка, которая может пустить куда угодно, но оставить тебя на месте.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Вот смотрите! Уже какие эмоции рождаются.
Н. ТАМРАЗОВ Замечательно! Лучше бы мы не болтали, а слушали музыку, музыка замечательная.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Давай послушаем до новостей.
(звучит музыка)

Е. КАНДАРИЦКАЯ Петр Ефимович, вот у вас написано, «Песенка американского солдата» к неснятому фильму «Оглушенные тишиной». Вот если фильм не снимается, а музыка получается, вы оставляете этот сюжет, или вы возвращаетесь к нему снова? Или вот вы написали песню и забыли?
П. ТОДОРОВСКИЙ Нет, у меня, во-первых, лежит готовый сценарий.
Е. КАНДАРИЦКАЯ То есть, вы надеетесь на то, что вы его снимите?
П. ТОДОРОВСКИЙ Нет, я его не буду снимать. Прошло время этому сценарию, этим событиям, тем более, что Марлен Хуциев снял фильм «Был месяц май», и это сценарий как раз о том времени, о первых минутах тишины после окончания войны, первая неделя. У Марлена Мартыновича получился замечательный фильм.
Е. КАНДАРИЦКАЯ Да, очень хороший.
П. ТОДОРОВСКИЙ И поэтому эта тема закрыта.
Е. КАНДАРИЦКАЯ А вообще военная тема?
П. ТОДОРОВСКИЙ Военная тема нет, я прошлую зиму начал снимать фильм, который называется «Созвездие быка». И снял половину. Это зимняя картина, она связана с войной, и мы не смогли снять вторую половину фильма, поскольку пошли дожди, снег растаял, а у нас вторая половина происходит в степи, заснеженной, она была заснеженная степь, такое белое безмолвие, ни кустика, ни дерева, ничего, ничего. Поэтому я заканчиваю этот фильм, «Жизнь забавами полна», и в конце января начну снимать вторую половину фильма.
Е. КАНДАРИЦКАЯ Но здорово, что вы не закончили фильм не потому что нету денег, а потому что просто погоды нету. Это здорово.
П. ТОДОРОВСКИЙ Ну, с деньгами тоже проблема, но, тем не менее, и Госкино, и мой продюсер, такая известная мне женщина под партийной кличкой Мирра Тодоровская, помогает мне доставать деньги.
Н. ТАМРАЗОВ А можно, Леночка, к твоему вопросу? А вот скажите, как вам удается, ведь фильм, каждый фильм, это определенный жанр, да? Вы же не можете два жанра смешать в одном фильме, правда?
П. ТОДОРОВСКИЙ Нет, конечно, это разные жанры.
Н. ТАМРАЗОВ А вот с такими перерывами вдруг вы снимаете этот фильм, потом через полгода
П. ТОДОРОВСКИЙ Это у меня впервые случилось.
Н. ТАМРАЗОВ Ну, как это может удержать художник внутри себя? Это же может пропасть.
П. ТОДОРОВСКИЙ Вот я закончу этот фильм, потом забуду про «Жизнь забавами полна».
Н. ТАМРАЗОВ Но вы будете пересматривать то, что отсняли, надо же воскресить это все.
П. ТОДОРОВСКИЙ Конечно, да, да, это все смонтировано. Все, что мы сняли, я снова буду смотреть.
Н. ТАМРАЗОВ Почему мы комедии не умеем делать? Не умеем удержать от начала съемки до конца съемки жанр внутри себя.
П. ТОДОРОВСКИЙ Да, это очень сложно.
Н. ТАМРАЗОВ Комедия очень сложная штука.
П. ТОДОРОВСКИЙ Комедию может снимать человек, которому богом дано это чувство юмора, и чувство эксцентрики, пластики. Леня Гайдай, это я не знаю. Вот у Данелии я очень люблю его у него все-таки, комедии, но у него печальные комедии, будем так говорить. У Эльдара Рязанова совсем другие, другой жанр комедии.
Н. ТАМРАЗОВ Ну, они умеют выдержать от начала до конца. Вот вы трех художников назвали, и они все трое это умеют.
П. ТОДОРОВСКИЙ Умеют, да, умеют. Ну, это наши главные комедиографы.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Петр Ефимович, я хотел спросить о фильме о войне. Скажите мне не только как режиссер, но и сценарист. Вот тут сложность есть одна. Вот как сейчас снять фильм о войне? Вообще, как написать сценарий? Вот дело в том, что много времени прошло, и для молодого поколения эта война как война 1812-го года.
П. ТОДОРОВСКИЙ Ну, так вот, Лев Николаевич через 45 лет или 50, кажется, написал «Войну и мир», спустя.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Это, простите, это роман. Это тогда надо снимать «17 мгновений весны», я имею ввиду не о качестве фильма, а о объеме его. Если бы снимали там многосерийку, где а здесь ведь просто художественный фильм, полтора часа.
П. ТОДОРОВСКИЙ Ну, все равно, вы знаете, я 
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ А вокруг боевики.
П. ТОДОРОВСКИЙ Я не теряю надежды, что появится еще режиссер и драматург, которые напишут главный фильм о той войне, потому что она заслуживает этого. Большой, серьезный и правдивый фильм.
Н. ТАМРАЗОВ По вашему мнению, главного еще не было?
П. ТОДОРОВСКИЙ Было много хороших фильмов, а главного не было. «Войны и мира» не было.
Е. КАНДАРИЦКАЯ А вы верите в то, что можно сделать главный фильм о войне? А нельзя вот все фильмы, лучшие, о войне. Они и будут, все общее, и будут главными.
П. ТОДОРОВСКИЙ Нет, они все очень разные, здесь должна быть какая-то концентрация, увидеть в частном общее, и в общем увидеть частное.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Вообще, это интересная тема, не для этой передачи, но мне вот, например, очень интересно. Я не понимаю, как вот сейчас можно написать сценарий. Ведь война-то наша была, да?
П. ТОДОРОВСКИЙ Война это 4 года жизни. И не забывайте. Это была кровь, смерть, любовь, все что хотите.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Для молодых это жизнь уже ушедшего поколения, они ничего
Н. ТАМРАЗОВ А вот, наверное, и нужно найти, затронуть те главные человеческие струны
П. ТОДОРОВСКИЙ Я вам должен сказать, что такие понятия как любовь, преданность, доброта, предательство, мужество, эти понятия непреходящи.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Согласен. Танго «Бродяга» к какому фильму? Какой фильм не снят?
П. ТОДОРОВСКИЙ Я надеюсь, что это танго войдет в «Жизнь забавами полна».
Н. ТАМРАЗОВ «Жизнь забавами полна».
П. ТОДОРОВСКИЙ Да.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ А, значит, видишь, Николай Ишуевич, компромиссы налицо. Берется с одного фильма, переносится в другой.
Н. ТАМРАЗОВ Не, минуточку, это же воровство, маэстро!
П. ТОДОРОВСКИЙ Нет, вы прочтите внимательно.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ А что прочитать? Танго «Бродяга» у меня написано.
П. ТОДОРОВСКИЙ К какому фильму?
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ А не знаю к какому.
Е. КАНДАРИЦКАЯ Как? Музыка к будущему фильму.
П. ТОДОРОВСКИЙ Как называется?
Е. КАНДАРИЦКАЯ «Жизнь забавами полна».
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ А, вот в чем дело! Ну, ладно, слушаем танго «Бродяга». Николай Ишуевич, приглашай Елену Григорьевну.
Н. ТАМРАЗОВ Леночка! Я тебя прошу.
Е. КАНДАРИЦКАЯ Колечка, давай станцуем.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ И закружились в танго!
П. ТОДОРОВСКИЙ В танго не кружатся.
(звучит танго)
Н. ТАМРАЗОВ Ты знаешь, что эта музыка навевает? Какую вот мысль такую? Вот мы пришли с тобой на вечер, ты со своей девушкой, я со своей ты без девушки, я со своей. Вдруг моя смотрит на тебя, и я сижу в этой тишине, и я ей талдычу: дура, куда ты смотришь, что в нем хорошего, да посмотри, куда ты уткнулась в него?! Посмотри какие блюда, что за вкуснятина на столе! Ты посмотри на мои новые сапоги!
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Ты имеешь ввиду банкет после ТЭФИ?
Н. ТАМРАЗОВ Банкет после ТЭФИ, да. И такой знаешь, вот идет, внутренний, несдержанный крик такой. Да? Вот точно художник, да?
П. ТОДОРОВСКИЙ Напряжение хорошо
Н. ТАМРАЗОВ Напряжение колоссальное: да куда смотрит, да что в нем хорошего. Ну, ведущий, ну хорошо, ну, знает его там страна, ну, видит, мелькает по  телевизору. Дура, на мои сапоги посмотри, все бабки угнал!
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Что все бабки?
Н. ТАМРАЗОВ Все бабки угнал на сапоги, чтоб тебе понравиться.
(смеются)
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Совпадает, Петр Ефимович?
Н. ТАМРАЗОВ Ну, напряжение такое вот, знаешь вот, та-та-та-та!
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Приблизительно, но очень приблизительно. Давайте унизим художника. Если говорить вот, городская музыка, как здорово вот здесь вот городская музыка, вот другими словами не скажешь. Вот какой-то Дом культуры, понимаешь, не Дворец съездов, а Дом культуры. Удивительно умение музыкой создать атмосферу, подчеркнуть атмосферу места.
Н. ТАМРАЗОВ — Вот камера по крышам может идти, а ты от этой музыки представляешь, что под этими крышами делается.
П. ТОДОРОВСКИЙ Я предполагаю, что это танго может лечь на эпизод, когда жена узнала, что муж ей изменил, идет ночью отдаваться первому попавшемуся.
Н. ТАМРАЗОВ Уй, какая прелесть!
(смеются)
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Так Тамразов угадал!
Н. ТАМРАЗОВ Какая прелесть! И тут я выхожу из-за угла, и она говорит, Коля! Я тебя ждала!
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Леночка, пожалуйста.
(смеются)
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Коля, я тебя ждала! Мне нравится: я  выхожу из-за угла, представляете себе, в кино, 3 часа ночи, он не знает, что она выйдет, но, тем не менее, он выходит.
Н. ТАМРАЗОВ Красавец выходит.
Е. КАНДАРИЦКАЯ Вы всегда, когда пишете сценарий, у вас всегда рождается музыкальная тема?
П. ТОДОРОВСКИЙ Чаще всего.
Е. КАНДАРИЦКАЯ А когда первый раз, на каком фильме, на самом первом?
П. ТОДОРОВСКИЙ Нет. Я всегда что-то сочинял для себя, никогда никому ничего не показывал, но вот на «Военно-полевом романе» мне попались стихи Гены Шпаликова
Е. КАНДАРИЦКАЯ «Рио-Рита»?
П. ТОДОРОВСКИЙ «Рио-Рита», да. И я почувствовал, что эти слова должны быть в фильме обязательно.
Е. КАНДАРИЦКАЯ Песня замечательная.
П. ТОДОРОВСКИЙ Да, я сочинил вот эту, такую стилизацию довоенных мелодий, и стал прокручивать на съемочной площадке актерам. Им это так это все понравилось, что постепенно, у нас там была придумана другая песня, эта песня вошла в фильм не как песенка, а как действующее лицо, как мощный такой дополнительный эмоциональный фактор. Она сыграла в фильме, мне кажется, значительную роль. А потом я сочинил еще главную тему. И с тех пор я к каждому своему фильму, уже не стесняясь, сочинял музыку. Я, конечно, полностью необразованный человек в этом смысле, в музыкальном смысле.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Оно и чувствуется!
(смех)
П. ТОДОРОВСКИЙ Нет, ну у меня действительно есть замечательный друг мой и аранжировщик, композитор, Игорь Васильевич Кантиков, которому я наигрываю.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Потрясающий контрабасист, в ансамбле «Мелодия», если кто помнит, еще тогда гараняновский ансамбль.
П. ТОДОРОВСКИЙ Контрабасист, да, да, он во многих сейчас играет. И замечательный аранжировщик, так что мы с ним работаем, я наигрываю, наговариваю, насвистываю.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Да, но на гитарке-то вы же сами! Вот, понимаете, вот это поразительно, совершенно джазовая манера.
П. ТОДОРОВСКИЙ Да.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Николай Ишуевич!
Н. ТАМРАЗОВ Да?
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Вот сейчас будет мелодия, которая называется я не знаю, что у Лены там написано, к какому фильму, она называется «С любовью к Грузии». Наверное, и фильм так должен называться, да?
Н. ТАМРАЗОВ А, посмотрим, слушай! Посмотрим, что художник покажет. (говорит с грузинским акцентом)
П. ТОДОРОВСКИЙ Нет, я вот должен признаться, действительно я всегда был влюблен в эту замечательную страну, и в этих людей особенно. У нас много друзей в Грузии было, и у меня была мечта снять фильм, я не придумал, к сожалению, но мелодия выползла.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ То есть, эта мелодия опять же ваша?
П. ТОДОРОВСКИЙ Да.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Оригинальная, да?
П. ТОДОРОВСКИЙ Оригинальная.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Это не «Тбилисо», не справа налево
П. ТОДОРОВСКИЙ Я могу вам больше сказать, сейчас эту мелодию взял Ряшенцев, замечательный поэт, и мне передали, что он написал слова. Я их еще не слышал, сегодня буду звонить ему.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Хорошо. Друзья, «С любовью к Грузии».
(звучит музыка)
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Две цитаты я нашел: в начале «без тебя и жизнь мне не мила», в самом начале, а теперь «это просто летная погода».
Н. ТАМРАЗОВ Так он же хитрит, он же делает узнаваемое.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Богословский называет, что это не кража, а заимствование.
Н. ТАМРАЗОВ — Это не заимствование, это бывает, когда мелодия вот тебе что-то навевает.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ А как написать «С любовью к Грузии»? Не писать же  грузинскую песню. По-моему, абсолютно правильно сделано. Вот мелодия звучит дальше. Шашлык захотелось.
Н. ТАМРАЗОВ Пусть звучит, пусть звучит.
Е. КАНДАРИЦКАЯ Ты знаешь, я вот посмотрела здесь. Тема вилки, посвященная Евгению Евстигнееву. Я знаю, что в доме актера, на вечерах очень часто Евстигнеев бил вилкой по столу, и очень ритмично, замечательно. Это связано с этим?
П. ТОДОРОВСКИЙ Нет, это связано с фильмом, который вы не знаете. Был такой фильм «Никогда», назывался «Никогда» по сценарию Григория Поженяна, и там Женя Евстигнеев впервые сыграл главную большую роль.
Е. КАНДАРИЦКАЯ И этот фильм не выходил?
П. ТОДОРОВСКИЙ Выходил, но 
Е. КАНДАРИЦКАЯ Но прошел третьим экраном, да? ТОДОРОВСКИЙ Прошел так, да. Там есть эпизод, где он как раз это делает блестяще просто. А потом мы уже так много лет дружили, что когда мы собирались за столом, за стопкой водки, он брал вилки, я брал гитару, и мы просто кайфовали. И одна из мелодий была одна из самых любимых. И очень удобно для ударника.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Петр Ефимович, а какая ваша любимая закуска под водку? У нас просто до вас была кулинарная игра, и мы слушателей спрашивали. А вы под водку что любите?
П. ТОДОРОВСКИЙ Под водку кусок черного бородинского, сверху селедочку и лучок, больше ничего не надо.
Н. ТАМРАЗОВ Классика! Классика.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Сейчас ребята, перерыв, секунду.
Н. ТАМРАЗОВ Проглоти, Матвей.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Я не могу проглотить.
Н. ТАМРАЗОВ Кусок черного бородинского.
(смеются)
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Занюхай рукавом, да? Значит, слушайте. Дальше у нас мелодия, которая называется «Голуби в оперном театре». Ну, нормально, да? А что это? Опять фильм, какой фильм?
П. ТОДОРОВСКИЙ Да. У меня лежит сценарий, написан. Называется он «На углу маленькой площади». Я когда-то придумал историю про голубей, которые живут в оперном театре, они целый день промышляют, живут на этой площади, они видят много новелл, историй человеческих. Одна из новелл была реализована. Эта новелла сегодня была по телевизору, называется «Любимая женщина механика Гаврилова».
Е. КАНДАРИЦКАЯ С Гурченко.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Оказывается-то голуби все это!
П. ТОДОРОВСКИЙ Да.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Давайте послушаем. Значит, «Голуби в оперном театре», как принято говорить, тем голубей.
П. ТОДОРОВСКИЙ Тема голубей, давайте послушаем.
(звучит музыка)
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Я вот хочу напомнить, что представляем мы сегодня Петра Ефимовича Тодоровского с его проектом «Шальная карусель», музыка к еще, как корректно написано здесь, еще не снятым фильмам. Но, судя по тому, как относится к ситуации сам Петр Ефимович, растаскивая свое же творчество по своему же творчеству, переставляя мелодии нам во всякие фильмы, значит все это будет естественно Но для меня шок был, послушай, вот здесь Костя Тарасов пишет в диске: «Петр Ефимович исполнял партию гитары с оркестром в очень многих фильмах, начиная с» Коля, как ты считаешь, где он исполнил партию гитары, в каком классическом фильме?
Н. ТАМРАЗОВ Давай, не испытывай, я не знаю, лучше называй.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Не буду, не буду, ну, надо интригу какую-то, да? Ребята, вы не поверите. Уже он сбацал на гитаре в фильме «Весна на Заречной улице».
Н. ТАМРАЗОВ Слабал вот это вот: ла-ла-ла, это вы играли?
П. ТОДОРОВСКИЙ Ну, конечно.
Н. ТАМРАЗОВ Как же там хорошо пел! Как же там пел!
Е. КАНДАРИЦКАЯ А, это фильм Миронова и Хуциева?
Н. ТАМРАЗОВ Можешь представить?!
П. ТОДОРОВСКИЙ Да.
Е. КАНДАРИЦКАЯ Оператором на этом фильме.
Н. ТАМРАЗОВ Как же там классно пел Коля, как же там Николай Николаевич пел классно! Да?
П. ТОДОРОВСКИЙ Да, классно пел. Там была история в Одессе, это было на Одесской студии, искали гитариста-профессионала и 
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ — Не нашли!
П. ТОДОРОВСКИЙ Главный уехал на гастроли, и Марлен Хуциев говорит Мокроусову Борису Андреевичу: «а может быть, вы послушаете, как Петя играет на гитаре?»
Н. ТАМРАЗОВ И Петя нашел халтуру.
П. ТОДОРОВСКИЙ Нет, не халтуру, просто с симфоническим оркестром мне поставили
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Просто с симфоническим оркестром!
Е. КАНДАРИЦКАЯ А что Мокроусов?
П. ТОДОРОВСКИЙ Мне положили ноты, значит
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Я сказал, я их не знаю.
П. ТОДОРОВСКИЙ Я как баран на новые ворота. Боря Карамышев, дирижер, мне махнул, я сыграл партию. Я там много, всю гитару озвучивал.
Н. ТАМРАЗОВ Ой, какой ужас!
Е. КАНДАРИЦКАЯ А что же Мокроусов? Понравилось?
П. ТОДОРОВСКИЙ А Мокроусов сказал, нормально.
Н. ТАМРАЗОВ Вы когда бываете у психиатра, какой диагноз ставят, нормальный человек вы или ненормальный? Ну как может человек сесть, не зная нот, с симфоническим оркестром сыграть?! Это ж какая
П. ТОДОРОВСКИЙ Важно вступить. Вовремя вступить, а там уже как по маслу пойдет.
Н. ТАМРАЗОВ Сумасшедшая сила.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Вот так, ты понял теперь, да?
Н. ТАМРАЗОВ Ой, ой, ой! Я запомню этот день, когда я сижу с ним рядом, это я вам честно говорю, хотя у нас люди высокого класса бывают, но этот день я запомню на всю жизнь.
П. ТОДОРОВСКИЙ Бронзовею, бронзовею.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ А знаешь, чему это все учит? Это учит, как ни странно, дело даже не в музыке, и не в фильмах, которые Петр Ефимович снимает, это учит тому, что береги себя.
П. ТОДОРОВСКИЙ Не автомобиля, а себя.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Береги себя и все то, что ты делаешь, и бережно к этому относись, и сделай, вот сделай. Лезет мелодия, запиши.
Е. КАНДАРИЦКАЯ Петр Ефимович, а вы кому-нибудь вообще дарите свои мелодии? Или только пишите для себя?
П. ТОДОРОВСКИЙ Ну, вы знаете, так случилось, что мне позвонил Гарик Сукачев, который снял фильм «Праздник», и вдруг он мне позвонил, говорит, я тебя прошу, сочини мне музыку для фильма, я ему говорю, Гарик, я в основном, сам себе сочиняю. Но посмотрел материал, это фильм о войне, хотя там войны никакой практически нету, я ему сочинил две темы. На одну из которых он тут же сочинил слова, она превратилась в песню, которую он сейчас поет в концертах. И он остался, как я понимаю, доволен вполне. Ну, и вместе, естественно, записывал гитару, и вместе с его оркестром мы записали всю музыку к его фильму.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ У нас в гостях известный композитор
П. ТОДОРОВСКИЙ Я никогда не называю себя композитором.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ — известный композитор и исполнитель, Петр Тодоровский.
П. ТОДОРОВСКИЙ Автор музыки.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Да, автор музыки. В перерывах между написанием мелодий и песен для других исполнителей, он снимает фильмы
П. ТОДОРОВСКИЙ Делает кино
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ — делает фильмы, да. Что тоже у него неплохо получается. Завидно, скажу честно.
Н. ТАМРАЗОВ Это не то слово!
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Честно, завидно.
Н. ТАМРАЗОВ Не то слово! Просто пена изо рта у меня!
(смеются)
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Вот на этой оптимистической ноте закончим чисто женским. Вот музыка «Одна в ночи», это к какому не снятому фильму?
П. ТОДОРОВСКИЙ Нет, это вот единственная мелодия к снятому фильму. Это тема из фильма «По главной улице с оркестром». Мне захотелось ее записать в другой аранжировке.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Чего желать будем мэтру?
Н. ТАМРАЗОВ Ой, здоровья, здоровья, здоровья, все остальное он может. Здоровья дай бог ему!
П. ТОДОРОВСКИЙ Спасибо.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ А я принципиально иначе. Здоровья жене.
Е. КАНДАРИЦКАЯ Это, кстати, очень важно, я подумала.
П. ТОДОРОВСКИЙ Это важно.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Я объясню, ведь она слушает, и выводы делает.
П. ТОДОРОВСКИЙ Конечно, слушает.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ А потом встретит
П. ТОДОРОВСКИЙ Мирра Григорьевна, тебе здоровья, здоровья, здоровья.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Она художника понимает и любит? Сколько лет уже понимает художника?
П. ТОДОРОВСКИЙ Скоро будет 40.
Н. ТАМРАЗОВ У меня совет: ходите всегда с ним рядом, потому что неровен час
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Еще чего-нибудь напишет!
Здоровья, счастья, все остальное у вас есть, чего вам желать.
П. ТОДОРОВСКИЙ Спасибо вам, люблю вашу студию, люблю «Эхо», слушаю непрерывно, конечно, чаще в машине.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ Это вредно для здоровья. Счастливо.
(звучит музыка)






Комментарии

0

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире