'Вопросы к интервью

Ответы замруководителя Департамента информационных технологий г. Москвы, куратора проекта самозаписи к врачу ЕМИАС – Владимира Макарова – на ваши вопросы

Вопрос 1
Валентин, IT специалист
Как записаться к востребованному врачу, если в регистратуре говорят, что запись на май? А мне надо раньше.

Ответ:
Горизонт записи в системе – 14 дней. Если под словосочетанием «востребованный специалист» понимается конкретный врач с конкретной фамилией, то именно этот человек может быть действительно недоступен до мая по объективным причинам. Врачи тоже люди, они болеют, ходят в отпуск, проходят обучение. А если имеется в виду врач определенной специальности, то в соответствии с законом, то есть согласно «Территориальной программе обязательного медицинского страхования» терапевт должен быть предоставлен в горизонте 24 часов, врач первого уровня (к которым можно записаться самостоятельно) базово в течение 5 дней, а для врачей второго уровня необходимость записи определяется тем специалистом, который к ним направляет.
Но в любом случае, ответа «запись на май» быть не должно. Правильный путь в этом случае – сначала обратиться к главному врачу, а если это не помогло – отправить жалобу через электронную приемную на сайте Департамента здравоохранения Москвы, ответ на которую должен быть получен в течение 10 дней.

Вопрос 2
Борис, преподаватель программирования, Москва
Медкарты будут едиными только по Москве или по всей России? Что делается с внедрением медкарт на федеральном уровне? Каковы результаты использования ОС GNU/Linux? Удалось ли сэкономить бюджетные средства за счёт его использования? Каковы дальнейшие перспективы его внедрения и использования?

Ответ:
Стратегия в том, чтобы медкарты были едиными по всей территории РФ. В Москве они точно будут едиными. Мы уже проинтегрировались с РФ в той степени, в которой это на данный момент возможно. Другой вопрос, что передача медицинских данных пациентов куда-то еще, в том числе в Министерство здравоохранения, требует внесения изменений в законодательство на федеральном уровне. Минздрав об этом знает, и когда эти поправки вместе с депутатами будут внесены, это начнет происходить.
Теперь про Linux. С самого первого дня работы системы мы используем это ПО на всех компьютерах, которые стоят в поликлиниках, и он нас полностью удовлетворяет. Другой вопрос, что нам не особенно много от него нужно.
Мы сэкономили на этом 0,5 млрд рублей. Чтобы это определить, достаточно умножить число 30 тысяч компьютеров, которые сейчас используются, на стоимость лицензии. Никаких специальных условий для здравоохранения Microsoft не предлагает. У меня была в свое время соответствующая беседа с вице-президентом Microsoft в Редмонде, и по их мнению, здравоохранение является высокодоходной отраслью, и поэтому тут не может быть никаких специальных программ, как они делают, например, для образования.
На данный момент нас все устраивает и отказываться от Linux мы не планируем. Надеюсь, что те инвестиции, которые мы в него делаем, будут вести к его развитию и дальнейшему улучшению качества и функциональности, usability.

В.Макаров:Врачи тоже люди, они болеют, ходят в отпуск, проходят обучение

Вопрос 3
Виктор, редактор, Москва
Владимир, при внедрении ЕМИАС Вы опирались на аналогичный зарубежный опыт? Если не секрет, то каких стран?

Ответ:
Нет ни одного сопоставимого с Москвой мегаполиса, где сейчас функциональность подобных систем была бы выше, чем у нас. Безусловно, мы мониторим опыт, который есть в других странах, и если удается что-то полезное обнаружить, то мы это используем. Например, наша электронная медкарта построена на передовом опыте открытого стандарта openEHR в части моделирования клинического контента. Это наиболее прогрессивная технология, на которую постепенно переходят многие страны. Обмен опытом идет с разными странами: США, Европой, странами БРИКС. В том числе мы смотрим и на то, что происходит в России, наша делегация недавно посетила 5 наиболее передовых субъектов РФ.

Вопрос 4
Анна, дизайнер
Как вы считаете, способны ли пожилые люди обучиться пользованию ЕМИАС? Или для них, возможно, лучше оставить привычную систему записи?

Ответ:
Привычную систему записи никто не отменял, просто к ней добавились новые каналы. Если под традиционной записью понимаются варианты «с трудом дозвониться до поликлиники» или «придти в регистратуру и записаться», то эти варианты по-прежнему доступны.
Есть некий стереотип, из-за которого мы недооцениваем наше пожилое население. Как показывает жизненный опыт, многие бабушки дадут фору молодым в использовании информационного киоска.
А если мы говорим о переводе документов в электронный вид, то мы сохраняем для пациента возможность получить бумагу, если он этого хочет. Например, мы планируем полностью убрать бумагу в части выписки рецептов на льготные лекарственные средства, которые человек получает в аптечном киоске при поликлинике. Распечатка на бумаге при этом объективно не нужна, потому что выписка и обслуживание рецепта давно уже могут происходить полностью в электронном виде. Это помогло бы сэкономить на печати очень существенные средства городского бюджета. Но если человек попросит распечатать это рецепт, то безусловно, он его получит в бумажном виде.

Вопрос 5
Алексей, безработный, Москва
Владимир, а как сотрудники в поликлиниках восприняли внедрение ЕМИАС? Только честно. Обычно любые нововведения на местах принимаются в штыки.

Ответ:
Как ни странно, восприятие системы на первоначальном этапе было очень позитивным. Мы несли с собой «свет в конце тоннеля» той потогонной системы, которая существовала 5 лет назад: очереди в регистратуру и в коридорах, заваленные бумагами кабинеты, и так далее. Мы вначале приходили в регистратуру, и только потом шли к врачам, и они уже относились к системе позитивно на примере регистратур. Доходило до абсурда: в некоторых поликлиниках окошки регистратур вообще закрывались, потому что считалось, что они уже не очень нужны – что конечно же, не так.
Со временем ситуация стала меняться, потому что одной из задач ЕМИАС является предоставление данных для управленческих решений, аналитики, и упорядочивания всего, что происходит в поликлиниках. Некоторые врачи стали считать, что мы за ними подглядываем и контролируем. Тоже перегиб в какой-то степени, но через какое-то время это стабилизируется.
Чего мы точно не делали – это на первых порах не использовали какой-либо административный ресурс, не выпускали каких-либо нормативных документов и приказов, чтобы заставить врачей начать использовать ЕМИАС в своей работе. И в целом, за кого точно не стыдно – это за наших медиков. Врачи – большие молодцы и наши главные помощники. Я не могу сказать, что все наши нововведения воспринимаются в штыки. В сети есть довольно честный и местами неоднозначный фильм о первом годе ЕМИАС, о том, как шло внедрение. Рекомендую его посмотреть.

В.Макаров:Надеюсь, инвестиции, которые мы делаем, будут вести к развитию и улучшению качества и функциональности

Вопрос 6
Владимир, служащий, Москва
Как и кто определяет, успешно ли внедрение ЕМИАС? То есть, на что Вы опираетесь, принимая решение дорабатывать ли систему, оставить ли ее в существующем виде или вообще заказать (внедрить) новую?

Ответ:
Система в городе одна, и что такое «купить новую» мне не очень понятно. А процесс ее развития и доработки бесконечен, как и все, что происходит в здравоохранении: чем больше делается, тем больше хочется.
Успешность внедрения определяют цифры, которые говорят сами за себя. Показатели утилизации, например, таковы: 97% всех приемов проходят по записи, осуществленной через систему; причем эта цифра никогда не составит 100%, да и задачи такой нет.
Также мы постоянно собираем обратную связь от медицинских работников, и сейчас это наиболее важный приоритет. Мы начали панельное исследование, в ходе которого 300 врачей согласились в течение полугода еженедельно отвечать на вопросы об удобстве работы с пользовательским интерфейсом ЕМИАС.
Когда мы принимаем решение о доработке компонентов, то здесь может быть множество факторов и источников информации, на которых мы основываемся. Начиная от краудсорсинга, который был проведен 2 года назад и загрузил нас работой на много лет вперед, и заканчивая тем, что любой проект начинается с определения границ и оценки его стоимости, что помогает решить, а нужен ли этот эффект за такие деньги. Мы постоянно проводим пилоты, многие из которых были признаны неуспешными, ввиду того, что ценность результата оказалась несопоставима с затратами, которые нужно было бы понести при тиражировании на весь город.

В.Макаров:Надо привыкать, что следствием использования технологий является то, что все о вас может стать известно

Вопрос 7
Savta
К специалисту (невропатологу, хирургу, флебологу и т.д.) самозаписи нет. Сначала надо пойти к терапевту, а уж он направит к специалисту, если в этот день в поликлинике комп не завис. Иначе придется снова записываться к терапевту. Да и специалисты раскиданы по всему округу.

Ответ:
К хирургу – это специалист первого звена – запись должна быть. Невропатолог и флеболог – врачи второго уровня и самозаписи к ним действительно нет. Она возможна по назначению терапевта, либо если это пациент с хроническим заболеванием, который находится на наблюдении у данного специалиста. Врач второго звена может поставить галочку в системе о том, что этот пациент прикреплен к нему на динамическое наблюдение, и тогда у человека появится возможность самостоятельно записываться к этому узкому специалисту. Он же может сразу назначить повторный прием. А если у пациента нет хронического заболевания, которое требует регулярных визитов, то целесообразность посещения данного специалиста должен определять терапевт. Так это должно работать. Иногда поток самозаписывающихся пациентов не доставляет удобств администрации медицинского учреждения, и тогда они предпочитают не использовать широко функционал динамического наблюдения. Это неправильно и с этим надо бороться. Путь следующий: для начала надо знать, как это должно работать, и если что-то не так – эскалировать проблему на уровень главного врача, а потом уже при необходимости – Департамента здравоохранения.
Проблема с зависанием системы действительно есть, и наш главный приоритет сейчас это ее доработка с тем, чтобы обеспечить стабильную и бесперебойную работу.

В.Макаров:Нет ни одного сопоставимого с Москвой мегаполиса, где функциональность подобных систем была бы выше, чем у нас

Вопрос 8
Pelga

Господин Макаров, во всех коммерческих медицинских заведениях (даже в ветеринарных) результаты анализов присылают на электронную почту. В московской поликлинике 154 приходится еще раз записываться, чтобы получить бумажку с анализами. У каждого врача на столе компьютер, а пациенты все равно должны время терять, чтобы результаты получить. Назначение по результатам анализов тоже прекрасно можно на эл. почту прислать. Смс сообщения с напоминанием о записи должны приходить за сутки, а не за несколько минут до назначенного посещения врача. Мобильное приложение ЕМИАС часто зависает и вообще плохо работает. Не решена проблема изменения записи. Надо сначала отменить имеющуюся запись, иначе нельзя увидеть есть ли другие свободные интервалы у врача.

Ответ:
Да, знаем, занимаемся. К концу года, надеюсь, будут результаты.
Когда мы говорим про 2-5 приборов в конкретной лаборатории, то проблем с отправкой результатов нет. А если говорить о городе, в котором делается полмиллиарда разных исследований в год, то задача по информатизации этого процесса становится значительно сложнее. У нас ушло несколько лет на то, чтобы сформировать методологическую основу для того, чтобы иметь возможность сейчас переводить анализы в электронную форму. Мы начали в 2012 году, в 2013 этот функционал появился в 115 поликлинике СЗАО, где все взаимодействие уже осуществляется в электронной форме. Но только по 67 видам исследований – столько на тот момент мы смогли проработать методологически. Надеюсь, что к концу года будет много хороших новостей на эту тему.

Мы отправляем смс с напоминанием о приеме за сутки. Однако ни один оператор связи не гарантирует доставку смс в определенный срок, и в этом есть определенная проблема. Бывают ситуации, когда напоминалки приходят за несколько часов до записи и меньше.
Мобильных приложений много, часть из них разработаны городом, часть – участникам рынка. Трудно комментировать, без уточнения какое именно приложение имеется в виду. Порекомендовать могу скачать несколько приложений и попробовать выбрать среди них то, которое наиболее стабильно работает и удобно для Вас. Я сам пользуюсь мобильным приложением с завидной регулярностью.
Проблема изменения записи – перенос без отмены — решена практически на всех каналах записи год назад, в том числе, в мобильном приложении «ЕМИАС города Москвы».

2681202

Вопрос 9
Maria_1990
А если я ввожу данные в вашу систему, я могу быть уверенна, что злоумышленники не получат к ним доступ?

В.Макаров:Мы несли с собой «свет в конце тоннеля» той потогонной системы, которая существовала 5 лет назад

Ответ:
Абсолютной безопасности не бывает. Всегда есть риск утечки данных. Надо привыкать к тому, что следствием использования любых современных технологий является то, что все о вас может стать известно. Вскрывают электронные почты даже первых лиц государств.
Однако надо понимать, что мы прикладываем все усилия, чтобы обеспечить защищенность данных, и уж точно не создаем новых угроз, скорее наоборот. Если у кого-то возникнет необходимость, то злоумышленнику будет гораздо проще пойти в поликлинику и получить доступ к вашей бумажной медкарте, чем приложить множество усилий и попытаться взломать электронную систему. Преодолеть технические барьеры, которые созданы для обеспечения конфиденциальности информации в системе, всегда гораздо дороже и сложнее, чем договориться с кем-то в поликлинике и сфотографировать вашу бумажную медкарту.
А украсть данные по всей популяции технически невозможно, потому что это уже сейчас сотни терабайт информации, которые через пять лет превратятся в петабайт информации в год. Представьте, с какой флешкой надо за ними придти. Эти данные надежно хранятся в ЦОД в обезличенной форме.

Вопрос 10
Apavlovn
Когда я вхожу на сайт Билайн, я могу получить информацию по двум телефонам, своему и жены. Когда я вхожу на сайт для записи к врачу, то там хранится информация только обо мне. Если я хочу записать к врачу мою жену, то я должен ввести всю информацию о жене, то есть хранить её где-то в другом месте (помнить номер страхового свидетельства в моём возрасте трудно — мне уже 78). Я уже обращался по этому вопросу и мне обещали, что будет доработано. Прошёл почти год, а воз и ныне там. Позабыли?

Ответ:
Возвращаясь к вопросу (№4) с пенсионерами. Автору этого вопроса 78 лет, и его уровень понимания информационных технологий существенно выше, чем кажется Анне.
Теоретически, из соображений информационной безопасности, каждый должен действовать от себя из своего личного кабинета. С другой стороны, доводить ситуацию до абсурда не стоит. В мобильном приложении уже сейчас можно создать несколько профилей, и тогда не придется каждый раз заново вводить данные. Мы не позабыли, но все не так просто. Размышляем, что с этим можно сделать. В этой ситуации у Вас хорошие побуждения – помочь супруге, — а представьте, что может сделать злоумышленник, получивший доступ к личному кабинету другого человека на Интернет-портале.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире