Министерство регионального развития внесло на рассмотрение правительства предложения по привлечению русскоязычного населения на Кавказ. По предварительной расчетам ведомства, на переселение около 50 тысяч семей в Чеченю и Ингушетию потребуется 1 млрд рублей в год.

КОРРЕСПОНДЕНТ: Минрегион сейчас предлагает к рассмотрению программу по привлечению русских на Кавказ. Соответственно, очень много реплик на разных форумах, как это практически можно сделать. Я цитирую: «Хотела бы посмотреть на энтузиастов, которые по доброй воле поедут в Ингушетию, в Дагестан или в Чеченскую республику». Что можете ответить? Чем готовы привлекать? Людям искренне интересно посмотреть на тех, кто по доброй воле готов поехать.

Л. ГУДАЕВ: Во-первых, сама проблема очень актуальна, необходимо говорить о ее рассмотрении. Потому что всё больше политиков и рядовых граждан обращают свое внимание на эту проблему, на проблему возвращения в регион русскоязычного населения, это должно быть одним из главных направлений по улучшению обстановки в регионе. Почему вообще сложилась такая ситуация? На мой взгляд, это результат ослабления влияния Москвы на социально-политические процессы на Кавказе. По моему субъективному мнению, нет четкой и целенаправленной политики, и не только на Кавказе, но на всем постсоветском пространстве.

Что нужно и необходимо, чтобы исправить эту ситуацию? На мой взгляд, во-первых, задачу не решить лишь частными мерами, нужен комплексный подход. И вот в этом комплексном подходе я вижу два главных направления. Это, во-первых, информационная составляющая, во-вторых, конкретные комплексные организационные меры. Что я имею в виду под информационной составляющей? Прежде всего, мне кажется, нужно развеять миф о разной ментальности и столкновении двух цивилизационных культур, о котором часто говорят не только в обществе, но и в СМИ. Иначе говоря, нужен порядок в головах.

КОРРЕСПОНДЕНТ: Т.е. Вам кажется, что этой разницы нет?

Л. ГУДАЕВ: Мне как раз кажется, что нет. Я вам сейчас объясню почему. Что произошло и почему вообще эта картина сложилась? Во-первых, две военные кампании. На мой взгляд, это результат двух военных кампаний. Не секрет, что всякой военной кампании нужна информационная составляющая, т.е. информационное сопровождение такого рода мероприятий. И в ходе этого информационного сопровождения, по-моему, наши СМИ и идеологи несколько перестарались. Вместо того, чтобы четко сформировать образ бандита, откровенного бандита, сформировали образ кавказца с автоматом наперевес. Вот Вы, я знаю, были на Кавказе, Вы что, видели разницу в нашей ментальности, в нашей культуре, в поведении, в адекватности?

КОРРЕСПОНДЕНТ: Лема, но согласитесь, если я приеду к вам, выйду на улице в джинсах и майке, на меня посмотрят косо, мягко говоря. Не говоря о том, что я не знаю чеченского языка, на котором большинство говорит.

Л. ГУДАЕВ: Вот я сейчас об этом тоже скажу. Одно дело – образ кавказца-бандита, и другое дело – разные культуры, имеется в виду и национальный колорит, и национальный менталитет. Вас же в Грозном за то, что вы не знаете чеченский язык, не расстреляли, правильно? И тем более с вами никто не ругался.

КОРРЕСПОНДЕНТ: В бытовом плане это мешает. Вот я приезжаю к вам на работу, я не знаю каких-то основ.

Л. ГУДАЕВ: Я как-то рассказывал, как мы пережили эту военную кампанию. Я вспоминал русского Юру, армянина Сергея Петросяна, которые через весь город ночью, через все эти блокпосты, когда нужно было просто дорогу перейти – и то была целая проблема, они ко мне добирались на День рождения. И вот таким же методом мы их провожали обратно. У нас этой разности не было. Моя соседка тетя Нина, она спасла мою квартиру, в том числе и меня. И когда она уезжала из республики, она плакала навзрыд. Т.е. этих примеров можно привести достаточно. Но сейчас немножко вернемся к самой теме. Мы можем спорить и говорить, но мы все родом из СССР. И почему-то об этой разности и столкновении цивилизаций в СССР не говорили, всё было нормально и идеально. Может быть, и не идеально, но я знал, что я живу в своей стране, я знал, что меня никто не попрекнет тем, что я кавказец, и мне не говорили, что хватит меня кормить. Я говорю именно о том хаосе, который происходит в обществе.

КОРРЕСПОНДЕНТ: Лема, Вы, например, родом из СССР, а я уже нет.

Л. ГУДАЕВ: Ну и что? Ваши родители оттуда.

КОРРЕСПОНДЕНТ: Я имею в виду, что меня уже нужно привлекать какими-то другими ценностями к вам.

Л. ГУДАЕВ: Я сейчас как раз об этом тоже скажу. Я согласен, выросло целое поколение за эти годы, которых как раз воспитали в атмосфере — вот мы и вот они. Это молодое поколение, и как раз это поколение явилось инициатором такого рода акций, как хватит кормить Казань, хватит кормить Рязань и Кавказ, разница только в названиях. Но мы немножко отвлеклись от темы. Что я имею в виду под информационной составляющей той программы? Как раз по вопросу, о котором мы только что с вами говорили. Я лично считаю, что стране, как воздух, в обязательном порядке нужно Министерство по делам национальностей, нам сам бог велел. Эта легенда о Вавилонской башне, она не случайна. Когда страна состоит из множества народов, национальностей и конфессий, нам сам бог велел. Почему-то оппоненты всегда давят на то, что это опять расходование финансов, это создание новой чиновничьей структуры. Считаются важными проблемы экономики, проблемы науки. Но почему-то этот вопрос, который, в принципе, угрожает национальной безопасности страны, считается неважным, и почему считается, что расходование на это каких-то финансовых средств нецелесообразно.

КОРРЕСПОНДЕНТ: Лема, кого вы ждете в Чечне, какие специальности? Какие вакансии у вас наиболее востребованы?

Л. ГУДАЕВ: Я сейчас к этому тоже подойду. Нужно говорить в комплексе. Вот сейчас в последнее время в правительстве всё больше и больше об этом говорят, что да, в принципе, такая структура нужна. Я не буду сейчас углубляться в эту тему. Скажем, в плане информационной составляющей я бы сказал, что нужно северокавказское телевидение, чтобы было общерегиональное, если есть регион. Мы, даже находясь на самом Кавказе, не знаем, что происходит, не знаем о культуре своей и соседей. Тем более этого не знают в регионах страны.

Один мой оппонент лично в блоге меня спрашивает: «Лема, вы когда-нибудь работали?» Он вообще не был в курсе, кто я. Я говорю: «Да, работал». Работал и грузчиком, работал в колхозе, учился в Москве. И когда он всё это узнал, он говорит: «Неужели чеченцы где-то работают?» Вот обыкновенный уровень понимания картины на Кавказе в регионах. А если был бы такой канал с выходом на спутниковое телевещание, мы бы больше знали друг друга.

Я эти предложения, что самое интересное, отсылал и в Совет Федерации, отсылал в Северокавказский федеральный округ. Везде понимают, всё это одобряют, но говорят – это опять расходование средств. Теперь что я имею в виду под законодательной базой? Вопрос, во-первых, должен стать предметом обсуждения. Нужна соответствующая законодательная база этой программы. Какие-то разовые мероприятия ситуацию в этом плане не спасут.

Нужна четкая программа развития регионов, в которую изначально бы закладывались эти вопросы. В СССР это понимали, это так и делали. Всё тот же БАМ, все те же комсомольские ударные стройки. Т.е. регулировались трудовые и миграционные направления. Т.е. эти люди в последующем закреплялись в этих регионах, там, где они отстраивали новые города, новые гидроэлектростанции или еще что-то. Это один вопрос. Второй вопрос – скажем, всё тот же опыт СССР, когда студентов вузов распределяли планомерно, по четкому плану регулирования миграционных процессов в регионах. Эти люди потом оседали в этих регионах. В частности, это было и у нас на Северном Кавказе.

КОРРЕСПОНДЕНТ: А можно сейчас к нашему времени применять это распределение? Вы же понимаете, сегодня это мало реально.

Л. ГУДАЕВ: Это вполне реально. И сейчас на каком-то частном уровне, по частной инициативе люди все-таки приезжают.

КОРРЕСПОНДЕНТ: Основным мотиватором сейчас все-таки служат деньги, т.е. высокие зарплаты, высокий уровень. Вы готовы все это дать?

Л. ГУДАЕВ: Правильно. Вы немножко забежали вперед, а я говорю – тогда это делалось тоже не с потолка. Когда выпускников посылали в регионы, им на это давались определенные подъемные, чтобы они обустроились на месте. Во-вторых, чтобы у них был интерес попадать в эти регионы. Допустим, сегодня в Чеченской республике острая нехватка квалифицированных медицинских кадров, особенно на селе, просто элементарно не хватает врачей определенных направлений. Даже получить в этой ситуации какого-то врача узкой специализации, пусть это только выпускник, который не имеет большой практики, для горных сел это большое счастье.

КОРРЕСПОНДЕНТ: Соответственно, они могут рассчитывать на бОльшую зарплату у вас, чем в каком-нибудь селе в центральной России?

Л. ГУДАЕВ: Сейчас в регионах тем же медицинским кадрам отчисляются подъемные по миллиону рублей за то, что они работают в этих регионах. Насколько я знаю, такая же практика объявлена в Ингушетии, в Чеченской республике. Т.е. речь идет о том, что если это будет целенаправленная, планомерная политика на федеральном уровне, которая в комплексе рассматривает эти вопросы, это вполне реально, это вполне возможно. Более того, это нужно. Почему я говорю про комплексное решение?

Сейчас говорят: в Чеченской республике в годы военных кампаний русскоязычное население было изгнано из республики. Вранье всё это, никто никуда не был изгнан. Может, были какие-то факты, может, их и немало, на уровне бандитизма и того хаоса, который в те годы царил по всей стране. Но нельзя это смешивать и распространять на всех граждан Чеченской республики и Кавказа в целом. Я, допустим, этим не занимался. И не только я. Люди в основном уезжали от войны. Вот вы бы согласились жить в городе, где нет газа, воды, вообще нет?

Не буду углубляться, кто и почему бежал. Наряду с этими комплексами и задачами, нужно решать вопросы социально-экономических условий в этих регионах. Т.е. если опять-таки не будет работы, если не будет финансирования, если не будет определенных социальных условий, фабрик, заводов, естественно, эти люди не пойдут. Потому что они не захотят жить в разрушенных городах и селах Кавказа, где нет элементарных условий.

Насколько я знаю, в Дагестане был проведен опрос. Кстати, вместе с русскоязычным населением активно уезжает из этих регионов и местное население. Так, в ходе опроса 62% заявили о том, что они уезжают из регионов из-за личных и семейных отношений, 23% заявили, что в связи с отсутствием работы. А на обострение межнациональных отношений пожаловались всего 0,3%. Т.е. здесь должен быть комплексный подход к этой проблеме, а не на уровне говорильни, когда одно ведомство перетягивает на себя одеяло, плюс к тому выдвигают программы, которые напоминают разовую инъекцию в надежде оттяпать лишние рубли на регион.

Комментарии

42

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

ruletka 29 марта 2012 | 08:31

Стране, как воздух, в обязательном порядке нужно Министерство по делам национальностей...

Стране как воздух нужны сначала демократические свободы, независимый суд,, неотвратимость наказания, снятие всех иммунитетов и пожизненных не прикосновенностей , тогда и проблема создавать еще какое то министерство отпадет сама собой у нас их и так в 2 раза больше стало чем было в СССР , а народу меньше в 2 раза проживает на этих территориях.


29 марта 2012 | 10:54

А для начала чеченцев в Чечню возвращать не пробовали? Что-то их все больше и больше по российским городам и весям. Наверное потому, что в Чечне им слишком хорошо было.


reg69 28 марта 2012 | 21:09

Кроме дани ещё хотят "живым товаром".


(комментарий скрыт)

mnogiy 29 марта 2012 | 11:54

А вы знаете - я согласен с основным посылом интервью чеченского чиновника (к сожалению, довольно мутного и неконкретного), правда программе переселения придал бы несколько отличающийся от предложенного акцент, а именно:
1. Заселить приезжими из Большой России (необязательно русскими, как предлагает чеченский замминистра, а представителями ВСЕХ этносов страны - а иначе это будет смахивать на расизм) районы, пригодные для создания санаториев, домов отдыха, турбаз, горнолыжных курортов - в общем территорий, намеченных под развитие на северном Кавказе туристического кластера - тем паче что под это деньги уже выделены - и деньги огромные.
2. Эти районы должны получить статус прямого федерального управления - администрация, полиция, суды и все другие учреждения в них должны состоять исключительно из переселенцев, которые и будут строить туристические объекты и в дальнейшем обеспечивать их функционирование.
3. Вывести эти территории из-под юрисдикции руководства соответствующих сев. кавказских республик.
4. Финансировать этих комплексы только напрямую из федерального бюджета -

- иными словами, создать целевые эксклавы Большой России на моноэтнических территориях сев. Кавказа, обеспечить движение переселенцев не только с Кавказа, но и НА Кавказ, замещая бросивших Кавказ кавказцев на остальных жителей России, что будет абсолютно справедливо и устранит растущее в стране напряжение, порождённое образованием моноэтнических территорий на юге - и тогда лозунг "Хватит кормить Кавказ" потеряет смысл, т.к. это уже наши земляки, развивая туризм на Кавказе, будут кормить Россию.
...я, наверное, мечтатель...
Таким образом Россия получит действующий туристический сектор на сев. Кавказе, куда не будут бояться приезжать как граждане России, так и иностранцы и который в реале начнёт интегрировать сев. Кавказ в Большую Россию и вернёт ему забытый образ уникальной природной жемчужины, а не территории насилия и беззакония, который, к сожалению, он имеет сейчас.

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире