'Вопросы к интервью
О. БЫЧКОВА: 21-04 в Москве. У микрофона Ольга Бычкова. Добрый вечер. Наши зрители Сетевизора, я для них сразу скажу, что я не одна в этой студии, а вместе со мной мои коллеги по «Эху Москвы». Это Алексей Венедиктов, Виталий Дымарский и Алексей Дурново. Но это будет не та программа, о которой вы могли подумать. Это не «Особое мнение», не «Клинч». Совершенно другая история. Постоянные посетители сайта «Эхо Москвы», которых довольно много существует в природе, они могли заметить, что среди того, в чем мы обычно живем, вот эти все Навальные, Путины, Чуровы, выборы, митинги и так далее, среди этого безобразия можно обнаружить баннер под названием «Дилетант» и уйти в совершенно другой мир. Этот мир называется проект, посвященный российской и мировой истории. Как это могло получиться, что это такое, как это развивается и что из этого получится, мы сейчас и будем обсуждать с Венедиктовым, Дымарским и Дурново. Они в этой студии представлены в необычном для себя качестве. Алексей Венедиктов – автор идеи «Дилетанта», исторического проекта. Виталий Дымарский обозначен у меня как шеф-редактор журнала «Дилетант».

В. ДЫМАРСКИЙ: Главный редактор.

О. БЫЧКОВА: Самый главный редактор журнала «Дилетант». И Алексей Дурново – самый главный редактор сайта Diletant.ru.

А. ДУРНОВО: Не самый, но главный.

О. БЫЧКОВА: Расскажите мне, откуда это взялось, кому пришло в голову. И почему сейчас, когда у нас тут выборы, митинги, революции и совершенно другие события.

В. ДЫМАРСКИЙ: Мы отвлекаем от политики людей таким образом.

О. БЫЧКОВА: Это мнение Виталия Дымарского.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Давно хотелось запустить исторический журнал, еще до всяких социальных сетей, прочих интернетовских изысков. Еще где-то году в 95-м, когда Виталий мне показывал наличие замечательных исторических журналов во Франции, я завидовал, что в РФ нет такого журнала, имея в виду не научный журнал, а журнал познавательный, развлекательный. Я очень жалел, что когда я учился в школе, когда я учил в школе, подобных вещей ни я, ни мои ученики не имели. С 1995 года тянулась эта вялотекущая идея. Мы разговаривали с Виталием каждый раз, что хорошо бы, но кто это будет делать. Была попытка такого журнала, журнала «Родина», который издавала администрация президента Ельцина, но они все-таки издавали научный журнал.

В. ДЫМАРСКИЙ: Он до сих пор выходит.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Они издавали научный журнал, немножко на другую аудиторию. Конечно, таким толчком в современную эпоху, когда Алексей Дурново уже вышел из памперсов, я же возвращаюсь к его поколению, это было создание комиссии по борьбе с фальсификацией, когда стало понятно, что люди, которые в этом комиссии, мало имеют и отношения, и знания, и интереса к истории, а только с точки зрения политики, они будут всё это делать. Главная задача была — к этому времени понять, что есть бумага, что есть Интернет. Всё тоже развивалось ни спешно, ни валко, пока один наш друг не рискнул своими деньгами. Мы его года три утаптывали.

О. БЫЧКОВА: Вы его упрашивали рискнуть?

А. ВЕНЕДИКТОВ: Мы его упрашивали рискнуть его личными деньгами. Потому что запуск особенно бумажной версии, особенно сейчас, особенно яркого, глянцевого журнала — а он яркий, глянцевый будет, Виталий будет еще показывать, – он требует денег реально, денег на издание, денег авторам, денег на распространение. Сайт дешевле, но тоже требует денег. В общем, мы его умотали в июле этого года.

В. ДЫМАРСКИЙ: Относительно недавно. Всё потом понеслось со страшной скоростью.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Оказалось, что все люди – дилетанты в истории. Поэтому, конечно, основа – это журнал, который будет делать Виталий как главный редактор.

О. БЫЧКОВА: Бумажный журнал.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Когда я говорю журнал, это бумажный журнал. За сайт отвечает Алексей. Я стою на координации и на креативе, я должен придумывать какие-то вещи. 21 декабря мы запустили сайт, а 21 января должен появиться первый бумажный номер.

В. ДЫМАРСКИЙ: Маленькая поправка. Так как 21 января – это суббота, то он выйдет 23-го, в понедельник.

О. БЫЧКОВА: Откуда взялось название «Дилетант»?

А. ВЕНЕДИКТОВ: Был мозговой штурм без мозгов. На седьмом часу обсуждения с поглощения чего-то, чаю было выпито немерено, это был не алкоголь. Это было в моем кабинете здесь. Съели несколько пачек печенья, пачек халвы, как буржуины. Дымарский уже от бессилия что-то такое сказал.

В. ДЫМАРСКИЙ: Я произнес слово «дилетант», причем я не помню, почему я его произнес.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Он решил оскорбить меня, он сказал – ты дилетант. О-о, сказали мы…

В. ДЫМАРСКИЙ: Это и будет название. Поскольку после этого начался на нас наезд со всех сторон, которые были в курсе происходящего, начался наезд, почему дилетант, то эти месяцы, что прошли в подготовке журнала и сайта, я провел не только в организации производства этого самого бумажного формата, но и в изучении слова «дилетант», пытался стать адвокатом слова «дилетант» и искал защиту. Нашел огромное количество аргументов.

О. БЫЧКОВА: Т.е. он хотел найти хотя бы какое-то объяснение, какое это имеет отношение к проекту.

В. ДЫМАРСКИЙ: Объяснение такое. У нас на обложке, которую вы скоро, я надеюсь, увидите, на обложке над названием «Дилетант» есть знаменитая фраза, я даже оттуда убрал автора этой фразы, поскольку она известен, и известен автор. Это Сократ. «Я знаю, что я ничего не знаю». Я думаю, это может сказать каждый нормальный человек, который к себе относится с достаточной иронией и не страдает головокружением от слишком больших успехов.

О. БЫЧКОВА: Обложку будем показывать?

А. ВЕНЕДИКТОВ: Ты назначила ее на 21-25. Я могу показать некоторые французские журналы.

О. БЫЧКОВА: То, что навело вас на идею этого журнала на русском языке.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Вот такой тебе нравится?

О. БЫЧКОВА: Да. Две тысячи лет чего?

А. ВЕНЕДИКТОВ: Две тысячи лет секса и соблазнения. Клеопатра, Казанова, Генрих IV.

О. БЫЧКОВА: Красота.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Это обложка журнала «L'Histoire» (название неразборчиво). Кстати, это только второй номер. Я хочу рассказать одну историю, что меня еще подвигло. Вот этот журнал французский «Historia»...

В. ДЫМАРСКИЙ: Он выходит с 1903 года.

О. БЫЧКОВА: Я видела эти журналы в киосках в аэропортах и где-то еще за границей. Подобных журналов продается очень много.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Есть одна важная история: во время оккупации Франции единственный журнал, который не прекращал выхода, это был «Historia». Все остальные журналы закрылись.

В. ДЫМАРСКИЙ: Есть первая смс-ка: «Можно ли акционировать в «Дилетант»?»

А. ВЕНЕДИКТОВ: Пошел знаешь куда – говорю я этому слушателю. Это слишком выгодный проект, чтобы пускать туда… Деньги пошли. В этом смысле обсуждаем. Выпускаются новые журналы. Я думал, всё умирает, всё уходит в Интернет. Ничего подобного. Этот журнал «L'Histoire», это у меня всего-навсего 7-й номер. Это новый журнал, 7-й номер. Это журнал «Ca m'interesse Histoire», («Это меня интересует»), это более школьная история, это 6-й номер всего. Это вышло в этом году. Замечательный журнал, называется «Воины и история», 2-й номер, он, правда, выходит раз в три месяца.

В. ДЫМАРСКИЙ: Это приложение к журналу «Science et Vie» («Наука и жизнь»), популярный журнал.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Т.е. в этом году французы запустили три исторических журнала, причем каждый рассчитан на свою аудиторию: «Воины и история», «Ca m'interesse Histoire», это явно такой журнал школьный. А это журнал для взрослых, не для взрослых… Например, статья, надо ли людей запирать в сумасшедший дом и как это было в истории. Это тема серьезного исследования, но безумно интересно написано.

О. БЫЧКОВА: Кстати, иностранные журналы, которые можно увидеть в каких-нибудь иностранных аэропортах, посвященные именно военной истории, их огромное количество.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Я привозил Дымарскому, где я был, из Голландии привозил на голландском языке…

В. ДЫМАРСКИЙ: За 3-4 месяца у нас уже скопилась библиотечка «Дилетанта».

А. ВЕНЕДИКТОВ: Венгерский.

В. ДЫМАРСКИЙ: Во-первых, журналы. Во-вторых, то, чего много на Западе и очень мало у нас, это исторические книги, причем с совершенно неожиданными решениями, художественными решениями, потрясающе изданные. Леша привозил «Тысяча картин, которые должен увидеть каждый человек», «Тысяча историй, которые должен знать каждый человек», «Тысяча писателей, которых должен знать каждый человек». Там огромное количество такого рода литературы. Мы для себя вдруг обнаружили, что на нашем, казалось бы, переполненном бумажном рынке такого журнала нет.

О. БЫЧКОВА: Вообще не существует, это правда.

В. ДЫМАРСКИЙ: Мне называли журналы – чтобы не делать им рекламы, я не буду их называть, – в которых присутствует слово «история». Но это история совершенно в другом смысле. Это рассказы. Вот так история – в смысле вот так рассказы, некое событие.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Дай Дурново сказать.

О. БЫЧКОВА: А мы сейчас к Дурново и обратимся, потому что я еще раз хочу сказать слушателям, что у меня есть обложка первого номера бумажного.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Мы будем голосовать, понравится она вам или нет. Я просто хочу сказать, что сайт-то у нас уже работает, в отличие от Дымарского, который распустил язык и рассказывает, что будет, у нас уже есть о чем сказать, что есть.

О. БЫЧКОВА: Друзья, не отрывайтесь от Сетевизора, просто не отводите глаз, потому что через несколько минут я покажу обложку. По-моему, она прикольная. Люди старались.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Те, кто хочет существенно принять участие в голосовании, вы можете сейчас зайти на сайт по адресу Diletant.ru, посмотреть и уже высказывать Алексею Дурново свое «фэ» в смс.

О. БЫЧКОВА: Алексей Дурново, который является главным редактором сайта diletant.ru. Про бумажный журнал мы уже начали что-то понимать. Теперь расскажи про сайт, потому что, в отличие от журнала, который только будет выходить, он уже начал работать.

А. ДУРНОВО: Он начал работать 21 декабря прошлого года, всего-навсего 2 недели назад. Его идея в том, что он прост в понимании и прост в жизни на нем. Там нет ничего непонятного, ничего сложного, там просто заходи, смотри, участвуй, читай, это для тебя. Сам по себе внешне он довольно симпатичный, но это уже не моя заслуга. Он, действительно, рассчитан на людей, которые историю любят, историей интересуются, но которых нужно туда чуть-чуть проводить, чуть-чуть открыть им калитку.

О. БЫЧКОВА: Михаил из Германии пишет, что самое интересное – это экскурсии: «Очень классный проект. Мне прежде не хватало развлекательного исторического ресурса». «Экскурсии» — это что?

А. ДУРНОВО: «Экскурсии» – это одна из наших рубрик. Ее идея в том, что там берется некий исторический маршрут. Например, первое, что у нас было, ровно 21 числа у нас была экскурсия «Сокольническая ветка московского метро». Старейшая из веток. У нас девушка проехалась по станциям метро, посмотрела, пофотографировала, написала. Дальше у нас была замечательная экскурсия о том, как Дарвин плавал на корабле «Бигль» вокруг света. О том, как Иисус Христос ходил на католическое рождество. Вместо того чтобы сделать первые дни, мы сделали, естественно, последние, называлась «Путь Иисуса Христа от Гефсимании до Голгофы».

А. ВЕНЕДИКТОВ: И это всё сохраняется, можно зайти и смотреть. Вы набираете в меня «Экскурсии», и вы видите все экскурсии, которые прошли.

О. БЫЧКОВА: Дмитрий из Москвы спрашивает: «Будет ли сайт заниматься только историей общественно-политической? Можно ли завести блог об истории спорта?»

А. ВЕНЕДИКТОВ: Можно.

А. ДУРНОВО: Заходите и заводите блог.

О. БЫЧКОВА: Рассказывай.

А. ДУРНОВО: Я уже всё рассказал.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Я отвечу. Алексей уже в этом живет, поэтому ему кажется, что всё понятно. Это сайт интерактивный, и мы приветствуем дилетантов, которые приходят и на темы, которые им близки, которые являются их хобби, будут писать блоги. По истории спорта напишите, мы посмотрим. Если это интересно, мы поставим. Мы приглашаем коллекционеров. Андрюша Хазин, который брат нашего Хазина, крупнейший коллекционер орденов, у него одна из самых крупных коллекций.

А. ДУРНОВО: Не только орденов.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Алексей записал с ним маленькие интервью о каждом экспонате, об ордене таком-то, как он попал к нему, чей он был, под каким номером. Это тоже будет у нас. Но если вы коллекционируете, мы вас приглашаем. Это народный сайт в этом смысле. Если журнал «Дилетант» все-таки на основе людей, хорошо пишущих, уже с историей, то здесь мы будем открывать таланты. Поэтом заходите.

В. ДЫМАРСКИЙ: Я добавлю, что эти таланты могут переходить и в бумажную версию. Вообще, когда меня спрашивают, что такое журнал «Дилетант», я совершенно не стесняюсь этого слова, я говорю – это попса.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Это не относится к сайту. Леша сразу ему ногой под столом двинул.

В. ДЫМАРСКИЙ: Я считаю, в этом ничего обидного нет. Попса в самом хорошем смысле этого слова. В конце концов, меньшинство слушают классическую музыку, большинство слушают популярную музыку.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Там будет и классика.

В. ДЫМАРСКИЙ: Да. Но больше там все-таки будет популярной истории. Я помню из своего детства. Ольга и Алексей Дурново вряд ли это помнят, а ты должен помнить. Помните, был Перельман, «Занимательная математика», «Занимательная геометрия». Мы пытаемся делать «Занимательную историю».

А. ВЕНЕДИКТОВ: Мы собираемся делать «В стране невыученных уроков». Наверное, надо такую рубрику, я придумал только что – «В стране невыученных уроков».

О. БЫЧКОВА: Еще один вопрос по поводу сайта и бумажной версии: «На сайте будут публиковаться те же статьи, которые выйдут в журнале, или же сайт будет эконом-вариантом журнала?»

В. ДЫМАРСКИЙ: Мы сегодня это обсуждали. Журнал выходит раз в месяц. Сайт не может ждать месяц нашего журнала, он часа не может ждать. Сайт работает в своем режиме. Где-то примерно за неделю до выхода журнала…

А. ВЕНЕДИКТОВ: А журнал будет выходить 21 числа каждого месяца.

В. ДЫМАРСКИЙ: Где-то за неделю до выхода журнала мы будем передавать на сайт обложку номера, под которой будет оглавление журнала, и некоторые статьи будут открыты целиком. Пока мы пришли к такому решению. Может быть, это изменится. Мы будем еще пробовать. Мы пока идем на ощупь.

А. ВЕНЕДИКТОВ: На сайте можно будет подписаться на журнал.

В. ДЫМАРСКИЙ: Безусловно.

О. БЫЧКОВА: Уже начинают спрашивать о том, как приобрести за пределами Москвы, сколько будет стоить.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Мы можем сказать, что подобные журналы во Франции стоят 5,5 евро в розницу, т.е. 200-250 рублей, в этом диапазоне.

О. БЫЧКОВА: Глянец, картинки, высокая печать.

В. ДЫМАРСКИЙ: Я мог сказать, что хотя уже руки чешутся увеличить объем, но пока это 96 страниц. 96 страниц, как мне кажется, извините за нескромность, для чтения от корки до корки. Первый номер у нас получится такой, что хочется читать.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Ты бы лучше про сайт сказал.

А. ДУРНОВО: Сайт – это не интернет-придаток к журналу.

А. ВЕНЕДИКТОВ: И журнал не придаток к сайту. Я за этим слежу.

А. ДУРНОВО: Сайт – это живой организм, сайт сам по себе, хотя с журналом, конечно, связан.

О. БЫЧКОВА: Тут уже люди пишут, что они не отводят глаз. Вот эта обложка. Номер 1, «Дилетант». Между прочим, название бумажного журнала написано русскими буквами, в отличие от названия сайта, написанного латинскими буквами.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Оля, а фиолетово, это дилетантизм, самой настоящей воды.

О. БЫЧКОВА: Это недосмотр, я так думаю, который теперь нужно оправдать.

В. ДЫМАРСКИЙ: Логотип журнала, вот эта буква «Д» с единичкой… Единичка, кстати, означает не первый номер журнала, в феврале не появится Д2, а это первый популярный исторический журнал.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Я объясню, почему он первый, но это уже после новостей. Он уже первый.

О. БЫЧКОВА: Я показываю эту обложку. Она смешная. Мы запускаем голосование. Вопрос у нас простой. Друзья, вы видите эту серую обложку, эти знакомые до боли глаза. Вы должны это всё разглядеть, как если бы эта обложка стояла на витрине киоска. Нравится ли она вам, да или нет? Очень простой вопрос и очень простые ответы. Для этого нужно зайти на Сетевизор, в низу экрана есть меню, там две голубенькие стрелочки друг на друга смотрят. Нужно на эти стрелочки нажать, там появляется голосовалка с кнопочками «да» и «нет». Нравится ли вам эта обложка, которую сейчас в руках держит Алексей Дурново?

А. ВЕНЕДИКТОВ: Пока идет голосование, я хочу сказать, что первый исторический журнал, то, что сказал Виталий. Сейчас по счетчику mail.ru в Интернете у категории журналы Diletant.ru на 20 часов 30 минут стоял на 4-й позиции, стоял рядом с журналом «Сноб», обойдя уже «Вокруг света», обойдя уже «Playboy», обойдя уже «The New Times». На 4-й позиции уже по хостам, т.е. по уникальным пользователям, 23 тысячи сегодня уже посмотрели, это до передачи, в 20-30 было, 66 тысяч кликов было сегодня сделано. У людей есть интерес. Хотя, на мой взгляд, сайт сырой, мы с Алексеем это обсуждали. Во-вторых, у нас нет там форума, мы не могли никак обратиться к нашим посетителям со словами: давайте мы ваши предложения будем выслушивать. Поэтому, наверное, мы сначала откроем форум на «Эхе» по «Дилетанту», Алексей его будет вести. У нас там есть «Задай вопрос главному редактору «Эха», а это будет «Задай вопрос главному редактору «Дилетанта». Или сделай предложение. Потому что, конечно, сайт сырой, там есть что делать, переделывать. Мы рассчитываем, что к выходу 21 января журнала в бумаге мы доведем до уровня журнала, т.е. по качеству материала, по качеству подачи материала. Там есть совершенно уникальные вещи, после новостей мы поговорим. Обложка первого журнала Виталием представлена. Эта обложка отражает центральную часть номера – опричнина от Ивана Грозного до Владимира Путина, история опричнины.

О. БЫЧКОВА: Что там внутри номера, мы узнаем после новостей. Виталий Дымарский поделится какими-нибудь секретами.

В. ДЫМАРСКИЙ: Поделюсь. Но не всеми.

О. БЫЧКОВА: Сейчас у нас краткие новости, потом мы продолжаем. Мы говорим о проекте «Дилетант» с Виталием Дымарским, Алексеем Венедиктовым и Алексеем Дурново. Продолжение через 5 минут.

НОВОСТИ

О. БЫЧКОВА: Мы продолжаем наш разговор о новом проекте под названием «Дилетант». Это и сайт, баннер которого вы можете найти на сайте «Эхо Москвы», и бумажный журнал, глянцевый, красивый, содержательный, который выйдет в конце января. Мы об этом говорим с его авторами и создателями. Это Алексей Венедиктов, Алексей Дурново, главный редактор сайта Diletant.ru, и Виталий Дымарский, главный редактор бумажного журнала под названием «Дилетант». Перед новостями мы показывали обложку этого журнала. Голосование идет. Они не такие простые, как вы могли бы подумать. Что пишут про эту обложку? «Эти глаза не против». Владимир в бане пишет: «Приукрашивание диктатора».

А. ВЕНЕДИКТОВ: А давай забанним Владимира из бани. Написано, что он в бане – забанить.

О. БЫЧКОВА: Макс пишет: «Хорошо ли вам видно меня, бандерлоги?». Сергей пишет: «Перси Клеопатры смотрелись бы веселее».

А. ВЕНЕДИКТОВ: Будут вам и перси.

В. ДЫМАРСКИЙ: Замечательно тоже об обложке: «Прекрасное сходство с Джокондой или самим Леонардо». (СМЕЮТСЯ).

О. БЫЧКОВА: Ломоносов пишет: «На сайте обложка другая». Там не обложка, там вообще другое.

В. ДЫМАРСКИЙ: Кстати, Ломоносов – это самый яркий пример дилетанта, сделавшего огромное количество открытий.

О. БЫЧКОВА: Ломоносов, посмотрите внимательно, где на сайте что.

А. ДУРНОВО: Красноармеец на нашем сайте, который призывает вас стать достойным пользователем Diletant.ru, это баннер на регистрацию для вашего удобства. Это не обложка журнала. Про регистрацию скажу два слова. Регистрация на сайте нужна, совсем не для того, чтобы вас мучить введением своих имен, фамилий и электронных адресов. Просто регистрация вам открывает некоторое количество новых возможностей. Например, возможность писать эссе и рецензию у нас на сайте.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Очень важно, я не хотел бы так легко проскочить мимо этого. Внизу на сайте есть пять фильмов и книг по истории, которые только что вышли. Если вы прочитали эту книгу, вы можете написать на нее рецензию прямо на сайте, зарегистрировавшись по той формуле, о которой сказал Алексей. И мы, если эта рецензия написана грамотно, мы ее вывесим. Если будет пять рецензий на этот фильм, на эту книгу, на эту выставку, мы их будем вывешивать. То же самое касается эссе на заданную тему. Здесь мы ставим в основном на школьников, потому что их надо готовить к ЕГЭ и ИЯ так называемым, а там есть эссе исторические. Думаю, что мы с этого года начнем учить, тренировать тех, кто хочет, писать эссе. Возьмем из прошлого ЕГЭ, из прошлого к ИЯ темы и предложим написать по определенному количеству букв, там нельзя выходить за этот объем.

О. БЫЧКОВА: Что с этим дальше будет происходить?

А. ВЕНЕДИКТОВ: У меня есть предварительная договоренность с органами народного образования, что, когда мы выстроим сайт и сделаем его достаточно защищенным, и они у нас примут такую возможность, мы сможем проводить через этот сайт олимпиады школьников разного уровня, которые будут засчитываться как олимпиады. Не могу сказать, что мы сможем проводить ЕГЭ, хотя, конечно, есть такая задумка.

В. ДЫМАРСКИЙ: Тренировка ЕГЭ

А. ВЕНЕДИКТОВ: Тренировка точно. Естественно, что мы начнем с нескольких школ, с одного округа, договоримся с учителями, договоримся с департаментом, чтобы за правильные ответы пятерки ставить, что мы будем готовить вместе с учителями такие задания по истории. Поэтому эссе – это такая тренировка. Но если при этом вы хотите написать эссе про Тюдоров, если эта тема, значит, пишите про Тюдоров. К нам уже приходят, да, Леша?

А. ДУРНОВО: К нам приходят эссе в большом количестве.

О. БЫЧКОВА: А приходят про что?

А. ДУРНОВО: Мы предложили людям почувствовать себя Ким Чен Ыном. Вам чуть за 20, вам доверили Северную Корею. Ваши действия. Это было нашей первой пробой. В принципе, этот жанр — это небольшой текст, но есть возможность написать его ярко, красиво. А самое главное, что, когда мы набираем через какой-то срок некоторое количество эссе, начинается голосование по ним.

О. БЫЧКОВА: Писать эссе и писать блог – это разные вещи.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Безусловно. Блог – человек пишет на ту историческую тему, которая является его хобби. А эссе – это на заданную тему.

А. ДУРНОВО: В блоге он свободен.

О. БЫЧКОВА: Например, Дмитрий пишет: «Мне нравится история Польши. Могу ли я на вашем сайте публиковать посты?»

А. ВЕНЕДИКТОВ: Запросто.

О. БЫЧКОВА: А про что блоги уже есть?

А. ВЕНЕДИКТОВ: Про русско-японскую войну я видел возникший блог, человек написал свою точку зрения.

А. ДУРНОВО: И про Чудов монастырь уже сейчас.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Случилось событие – и люди про него пишут. Их цепляет сегодняшнее событие или сегодняшнее обсуждение, и люди пишут. У нас будет две страницы в журнале — может быть, не в первом номере, но во втором и дальше, – Виталий дает две страницы, где мы будем публиковать лучшие эссе.

В. ДЫМАРСКИЙ: В первом тоже, мы договорились.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Отстаю от жизни. Очень хорошо.

В. ДЫМАРСКИЙ: Я считаю, что в каждом номере журнала должен быть разворот под рубрикой Diletant.ru, это обзор сайта, лучшее.

А. ВЕНЕДИКТОВ: У нас есть еще одна очень интересная рубрика – «Дуэль».

А. ДУРНОВО: Замечательная рубрика, где мы сводим двух людей с разными точками зрения.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Самой яркой «дуэлью» была Алла Гербер и Демушкин о национализме. Им задаются одинаковые вопросы, несколько. Люди голосуют не за человека, а за ответ на его вопрос. За каждый вопрос. Т.е. где-то можно поддержать Гербер, а где-то Демушкина. Таких «дуэлей» у нас уже 5 или 6.

А. ДУРНОВО: Или была «дуэль» Новодворская – Ампилов, ударная «дуэль». Рыжков – Ганапольский. Сейчас Быков – Неверов.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Быков – Неверов о том, что ждет Россию в 2012 году. И опять люди могут принимать в этом участие, голосуя и оставляя свой комментарий, который все читают.

О. БЫЧКОВА: Знаете, я что пропустила? Вам народ стал активно подсказывать про название «Дилетант», что это же Окуджава, это же «Путешествие дилетанта».

А. ВЕНЕДИКТОВ: И Окуджава. И Сократ.

О. БЫЧКОВА: Вам подсказывают хорошее объяснение, которое вы будете давать потомкам.

А. ДУРНОВО: Венедиктов всё предусмотрел.

В. ДЫМАРСКИЙ: В данном случае это не объяснение. Мы не от Окуджавы отталкивались.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Мы отталкивались от того, что Дымарский назвал меня дилетантом и решил, что он меня этим оскорбляет. А на самом деле он меня этим приподнимал.

В. ДЫМАРСКИЙ: Я специально изучал, сколько дилетантов вошли в историю всего – науки, техники, литературы, искусства, чего угодно. Николай Коперник был никакой не астроном, он был врач, который сделал великие астрономический открытия. Фарадей. И так далее.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Название не обсуждается.

О. БЫЧКОВА: Еще вопрос про сайт, потом перейдем к журналу. Влад спрашивает, как определяются победители в ответах на загадки.

А. ДУРНОВО: У нас есть две рубрики — «Картинки-загадки» и «Происхождение», где вопрос, содержащийся в картинке, и нужно дать ответ. «Происхождение» — это такое отдельное место, мы выдаем некий предмет и спрашиваем, для чего использовался, для чего применялся, для чего используется, может быть, сейчас, что использовалось до этого вместо этого предмета. «Картинки-загадки», там шире. Там может быть портрет Александра Второго…

А. ВЕНЕДИКТОВ: И вопрос, мундир какого полка на нем, например.

А. ДУРНОВО: Или как называется прическа, или орден, или какой масти лошадь. Первое условие – нужно дать правильный ответ и правильно его написать. Если ответ корова, то написать нужно в соответствии с нормами русского языка. Потому что «карова» — это уже другое слово. Сейчас система такая, что мы определяем каждый день 10 первых, дальше из того числа, которое мы накопим за неделю, из них выбирается победитель. Но мы от этой схемы сейчас уйдем на другую. Мы будем выбирать некое число и по нему смотреть правильный ответ. 26-й, ответивший правильно, победитель. Победитель будет один.

В. ДЫМАРСКИЙ: А 25-й проехал.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Он будет уходить в накопление. Дело в том, что есть уже профессиональные игроки. Картинки появляются в 0 часов. Я сегодня смотрел, пять человек в 0 часов 4 минуты дали правильный ответ. Там сидят люди и ждут. Но не все так могут.

О. БЫЧКОВА: Ночей не спят.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Поэтому либо компьютер будет выбирать. Или число скрытое, или мы можем его объявлять – 17-й, 19-й, 27-й и так далее. Вот так будут выбираться победители.

О. БЫЧКОВА: Я еще раз показываю зрителям Сетевизора обложку, потому что еще идет голосование. А вопрос простой. Нравится ли вам обложка журнала «Дилетант», его первого номера? Да или нет.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Да или нет?

В. ДЫМАРСКИЙ: Сколько там? Чего хотят люди?

О. БЫЧКОВА: Не могу сказать, чтобы была сокрушительная победа.

А. ВЕНЕДИКТОВ: За это отвечает Дымарский.

В. ДЫМАРСКИЙ: Хотя обложку выбирал Венедиктов.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Я отбирал подложку, а не обложку. А то, что вы сверху наляпали, это не мой вопрос.

О. БЫЧКОВА: Виталий, рассказывай, что будет в первом номере.

В. ДЫМАРСКИЙ: Еще раз по структуре журнала. Каждый номер журнала будет строиться вокруг главной темы. В первом номере главная тема – опричнина. Она взята не случайно.

О. БЫЧКОВА: Еще бы. Тут написано – от Ивана Грозного до Владимира Путина. И глаза.

В. ДЫМАРСКИЙ: Она не случайно исторически взята. Потому что в какой-то степени я не хочу уходить от того принципа, который мы с Рыжковым взяли для нашей программы «Осторожно: история», еще даже «Дым Отечества», прежней программы. Там мы брали некое событие, случившееся не важно в каком году на этой неделе, и его актуализировали. Здесь мы берем событие, которое случилось в этом месяце в каком-то там году. Так вот в январе 1573 году Иван Грозный задумал вот эту самую опричнину в Александровской слободе, потом приехал в Москву и всё это оформил указом царя. Поэтому взяли эту очень интересную тему. Это рассказ об опричнине, это рассказ об истории опричнины, в самом широком смысле этого слова, то есть это рассказ об истории тайных полиций от Адама, как у нас называется одна статья…

А. ВЕНЕДИКТОВ: И до Евы. Т.е. до Ани, до Ани Чапман.

В. ДЫМАРСКИЙ: Здесь огромное количество всякого рода материалов, здесь замечательная подборка, мне самому она очень нравится, это развернутая через документы история второй серии «Ивана Грозного».

О. БЫЧКОВА: Это то, что на обложке вынесено – Сталин Эйзенштейну: «Царь у вас получился нерешительный, похожий на Гамлета». Это как раз про вторую серию.

В. ДЫМАРСКИЙ: Да, это он ему сказал. Здесь почти полный текст (на сайте, наверное, будет полный текст) стенограммы беседы Сталина, Молотова с Эйзенштейном и Черкасовым.

О. БЫЧКОВА: Т.е. обсуждение уже вышедшей второй серии.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Причем никто не видел, кроме Сталина.

В. ДЫМАРСКИЙ: Еще Сталина процитирую: «Или другой фильм – «Иван Грозный» Эйзенштейна, вторая серия. Не знаю, видел ли кто его. Я смотрел. Омерзительная штука. Человек совершенно отвлекся от истории, изобразил опричников как последних паршивцев, дегенератов, что-то вроде американского Ку-клукс-клана». Это цитата. Это выступление Сталина за заседании оргбюро. А потом у него была уже более дружественная беседа, где он, в частности, говорит, что «я ни на чем не настаиваю, я просто как зритель это говорю».

А. ВЕНЕДИКТОВ: Записанная, отстенографированная эта беседа, она будет опубликована в журнале.

В. ДЫМАРСКИЙ: Замечательный рассказ о неизвестном для многих факте, это написала Оксана Петрунько, помните, из первого состава «Что? Где? Когда?». Оксана сейчас живет в Шотландии, и она написала нам статью «Шпион, написавший «Робинзона». Это о Даниэле Дефо, который перед тем, как стать писателем, был и разведчиком, и политтехнологом, и контрразведчиком. Кстати говоря, очень сильно орудовал в Шотландии против всякого рода сепаратистских движений.

О. БЫЧКОВА: Еще на обложке портрет Чернышевского в очечках как из учебника и написано: «Дмитрий Быков раскрывает тайну Чернышевского». Это какую тайну?

В. ДЫМАРСКИЙ: Это надо читать. Я сейчас не буду раскрывать все тайны. У нас договоренность с Димой о том, что он в каждый номер будет писать портрет какого-то исторического деятеля на его выбор. Могу раскрыть небольшую тайну, что во второй номер он хочет написать Твардовского. Такие скачки во времени. Леня Млечин выступает в этом журнале. Выступают такие известные историки, как Ключевский, Костомаров, Соловьев.

О. БЫЧКОВА: Как раз спрашивают люди, будете ли известных, профессиональных историков публиковать?

В. ДЫМАРСКИЙ: Будем. Соловьев известный, Костомаров известный, Ключевский тоже ничего.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Очень интересно Виталий придумал и сделал, про Ивана Грозного все четыре названных историка, он сравнивает их в виде таблицы разного цвета.

В. ДЫМАРСКИЙ: Там не таблица, там такая мозаика.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Что каждый из них писал об Иване Грозном. Вот сравнивайте. Я еще бы фильм добавил. И товарищ Сталин пятый.

В. ДЫМАРСКИЙ: Еще в стиле желтой прессы, но это чисто историческая статья, это «Восемь жен Ивана Грозного». Вопрос по поводу историков. Будем публиковать любых самых серьезных историков, только чтобы они писали доступно, чтобы они понимали, что они пишут не в научный журнал «Вопросы истории», а в журнал «Дилетант.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Я хочу сказать по сайту. Мы сейчас начали связываться… Оказывается, есть очень много мелких исторических сайтов, очень хорошо сделанных и профессиональных, по интересам. Обращаюсь к нашим слушателям: если вы знаете неплохие исторические сайты по интересам… Например, Алексей, какой был сайт?

А. ДУРНОВО: Celtica.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Вы нам смс-кой пошлите адресок. Мы зайдем на этот сайт, спишемся с ребятами или девчатами, которые их делают и будем с ними сотрудничать.

О. БЫЧКОВА: Или сами предлагайте, если вам есть что предложить.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Сейчас нашли сайт «Псы войны» (Dogswar), у них заход 2 тысячи в день. Там есть несколько очень интересных статей по оружию, по истории оружия, по истории униформы. Мы с ними спишемся, спросим их разрешения, может, они разрешат взять какие-то материалы.

А. ДУРНОВО: Разумеется, с гиперссылками, по всем правилам.

О. БЫЧКОВА: Борис спрашивает: «Темы, которые освещались на «Эхе» во всевозможных исторических программах, получают ли свое развитие в журнале?»

В. ДЫМАРСКИЙ: Темы или материалы?

О. БЫЧКОВА: Темы или материалы.

В. ДЫМАРСКИЙ: Исторических тем не то что несметное количество, оно, это количество, бесконечное. Причем история же и до нашей эры…

А. ВЕНЕДИКТОВ: Ни журнал, ни сайт не являются отражением эфира «Эхо Москвы».

В. ДЫМАРСКИЙ: Абсолютно. Хотя это не исключает использования каких-то тем.

О. БЫЧКОВА: Ясно. «Будет ли мобильная версия? Мобильный клиент?»

В. ДЫМАРСКИЙ: Дайте сначала с этим разобраться.

О. БЫЧКОВА: Спрашивают еще про Фоменко и про новую хронологию. Будет ли что-нибудь про него?

А. ВЕНЕДИКТОВ: Будет, будет. И про, и контра, всё будет.

В. ДЫМАРСКИЙ: Если говорить о бумажной версии – сайт, может быть, тоже повторит, – мне лично нравится эта рубрика, мы ее пока условно назвали «Если бы…» Это исторические развилки. Это против тезиса о том, что у истории нет сослагательного наклонения.

О. БЫЧКОВА: Это там про дедушку Ленина.

В. ДЫМАРСКИЙ: Если бы Ленин прожил еще 20 лет. Поскольку это январь, а 21 января, как известно, день смерти Ленина, то что было бы, если бы Ленин прожил еще 20 лет.

О. БЫЧКОВА: А был такой у Стивена Фрая роман, не помню, как назывался.

В. ДЫМАРСКИЙ: Т.е. как бы развивалась страна, это была бы другая страна или та же. И здесь вполне серьезные историки, начиная с руководителя Росархива, отвечают.

О. БЫЧКОВА: Хочешь знать, как на обложку реагируют люди?

В. ДЫМАРСКИЙ: Давай.

О. БЫЧКОВА: 1300 с лишним сетезрителей проголосовали. Нравится обложка журнала «Дилетант», думаешь, ста процентам?

В. ДЫМАРСКИЙ: 70%.

О. БЫЧКОВА: Близко. 67% сказали да, 33% сказали нет.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Две трети и треть. Вот у нас уже тысяча наших читателей.

В. ДЫМАРСКИЙ: Я понимаю, почему нет. Я думаю, когда вы увидите это в обложке, вы скажете да, у меня такое ощущение.

О. БЫЧКОВА: Обложка круто выглядит, интересно.

В. ДЫМАРСКИЙ: Давайте мы поделимся нашими профессиональными секретами. Здесь нам кто-то написал о том, почему не исторические картинки. Давайте скажем откровенно: если будет журнал с исторической картинкой лежать в этом огромном развале, никто его не купит.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Есть правила профессиональной обложки.

В. ДЫМАРСКИЙ: Есть правила обложки, она должна быть заметной. Я честно признаюсь — мы хотим продать наш журнал, чтобы его покупали, чтобы у нас была реклама и чтобы тот человек…

А. ВЕНЕДИКТОВ: Наш друг.

О. БЫЧКОВА: Который денег дал.

В. ДЫМАРСКИЙ: Чтобы он был бы не в минусе. И мы будем стараться это делать.

О. БЫЧКОВА: Тут уже предлагают… Вы потом изучите, что пишут в смс-ках. Предлагают историю джаза.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Берите и пишите.

А. ДУРНОВО: Или зайдите на сайт, там есть почта.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Там есть эссе, там есть блог, напишите, посмотрим, какой вы автор.

О. БЫЧКОВА: Опять вопрос, как завести блог на сайте.

А. ДУРНОВО: Нужно зайти на сайт Diletant.ru, зарегистрироваться. Дальше вы увидите возможность написать у нас блог. У нас есть несколько уровней регистрации, на втором у вас откроется возможность завести блог.

В. ДЫМАРСКИЙ: Жанна спрашивает, будет ли подписка. Жанна, будет. В частности, на сайте Diletant.ru будет подписка.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Чтобы вам не ходить на почту.

А. ДУРНОВО: Еще вопрос от Ани: «Нашла регистрацию. Обязательно ли это?»

А. ВЕНЕДИКТОВ: Чтобы читать, не обязательно. Чтобы участвовать в жизни сайта, обязательно.

О. БЫЧКОВА: Т.е. регистрация дает возможность участвовать в форме, участвовать в обсуждении, голосовать, писать эссе, писать комментарии, писать блоги. Спасибо вам большое. Успехов, конечно, проекту, успехов всем. И чтобы нам, читателям, было интересно. Работайте над этим, пожалуйста. Помните о том, что нас нужно всё время удивлять, развлекать и заинтересовывать.

В. ДЫМАРСКИЙ: Мы же эгоисты. Нам-то интересно.

А. ВЕНЕДИКТОВ: Мы это делаем для себя, для фана, так же как когда-то начиналось «Эхо Москвы», для себя любимых.

О. БЫЧКОВА: Спасибо большое. Виталий Дымарский, Алексей Дурново, Алексей Венедиктов. Мы говорили об историческом проекте «Дилетант». Будем за вами очень внимательно следить.

Комментарии

43

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

qqwwee 26 февраля 2012 | 10:37

У Грибоедова не "Все врут календари" , а "Всё врут календари"

Многоуважаемый г-н Дымарский,
к сожалению, первая же строка первого же номера Вашего журнала «Дилетант» содержит весьма грубую – даже для историка-дилетанта – ошибку. А именно: у Вас извращен смысл знаменитой реплики старухи Хлестовой из грибоедовского "Горя от ума". В препирательстве с Фамусовым относительно числа душ, принадлежащих помещику-демократу Чацкому, она безапелляционно утверждает: «Всѣ врутъ календари» (написано через ять и твердый знак), т.е. по нынешней орфографии «Всё врут календари». В Вашем «Дилетанте», однако, мы читаем : «Все врут календари». По Хлестовой у Чацкого всего(?) 300 крестьян, так что Фамусов, ссылающийся на календарь глубоко неправ, ибо всё, что пишут календари она считает сплошным враньем.
При этом нужно еще иметь в виду, что по дореформенной орфографии множественное число местоимения «весь» писалось через ять (ѣ).
И наконец, еще более существенное обстоятельство. В споре между Фамусовым и Хлестовой речь идет вовсе не о привычных для нас календарях, скажем отрывных или настенных, с датами рождения Сталина или Леши Венедиктова, а об очень популярных в России XIХ в. губернских адрес-календарях - справочниках со сведениями обо всех губернских землевладельцах и госслужащих. Впрочем в 5-м явлении 4-го действия той же бессмертной комедии болобол Репетилов так изливает поковнику Скалозубу свое недовольство состоянием общественной морали:
"Людишки, пишущая тварь,
Все вышли в знать, все нынче важны,
Гляди-ка в адрес-календарь.
Тьфу!"...


qqwwee 26 февраля 2012 | 10:45

У Грибоедова не "Все врут календари" , а "Всё врут календари"

Многоуважаемый г-н Дымарский,
к сожалению, первая же строка первого же номера Вашего журнала «Дилетант» содержит весьма грубую – даже для историка-дилетанта – ошибку. А именно: у Вас извращен смысл знаменитой реплики старухи Хлестовой из грибоедовского "Горя от ума". В препирательстве с Фамусовым относительно числа душ, принадлежащих помещику-демократу Чацкому, она безапелляционно утверждает: «Всѣ врутъ календари» (написано через ять и твердый знак), т.е. по нынешней орфографии «Всё врут календари». В Вашем «Дилетанте», однако, мы читаем : «Все врут календари». По Хлестовой у Чацкого всего(?) 300 крестьян, так что Фамусов, ссылающийся на календарь глубоко неправ, ибо всё, что пишут календари она считает сплошным враньем.
При этом нужно еще иметь в виду, что по дореформенной орфографии множественное число местоимения «весь» писалось через ять (ѣ).
И наконец, еще более существенное обстоятельство. В споре между Фамусовым и Хлестовой речь идет вовсе не о привычных для нас календарях, скажем отрывных или настенных, с датами рождения Сталина или Леши Венедиктова, а об очень популярных в России XIХ в. губернских адрес-календарях - справочниках со сведениями обо всех губернских землевладельцах и госслужащих. Впрочем в 5-м явлении 4-го действия той же бессмертной комедии болобол Репетилов так изливает поковнику Скалозубу свое недовольство состоянием общественной морали:
"Людишки, пишущая тварь,
Все вышли в знать, все нынче важны,
Гляди-ка в адрес-календарь.
Тьфу!"...


kolgan042 05 января 2012 | 00:46

Алексей Алексеевич! Такой журнал очень нужен. Если он действительно исторический.

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире