С. АНИСИМОВ — У микрофона Станислав Анисимов. Здравствуйте. Сегодняшний день и будущее «АВТОВАЗа», компании, отмечающей свой 45-летний юбилей в этом году. 20 июля исполнилось 45 лет крупнейшему производителю автомобилей в России. Отсчёт ведётся от этой даты с 1966 года, когда было подписано постановление правительства СССР о строительстве в Тольятти завода. На момент своего создания Волжский автозавод являлся крупнейшим автомобилестроительным предприятием не только страны, но и Восточной Европы. О прошлом, настоящем и будущем компании «Эху Москвы» рассказал директор по внешним связям ОАО «АВТОВАЗ» Игорь Буренков.

Игорь, скажите, «АВТОВАЗу» в этом году исполняется 45 лет. С чем вы пришли к своему дню рождения?

И. БУРЕНКОВ — 45 лет – это, конечно, может быть, с точки зрения жизни человека не очень большая дата, но с точки зрения существования предприятия в это непростое время, которое у нас началось, скажем, в 90-ые годы и до сегодняшнего дня, это тоже немного-немало, а уже 20 лет прошло считай… в общем, это серьёзная ситуация. Притом, естественно, предприятие переживало разные периоды в своей жизни. И надо сказать, что, скажем так, 2008-2009-ый были очень непростыми годами. И то, что на сегодняшний день предприятие не просто существует, но выпускает востребованную продукцию, в частности, ну, просто на рынке мы сейчас занимаем 25%, наш автомобиль «Лада» пользуется популярностью и продаётся очень хорошо. Конечно, это серьёзный успех, я считаю. Хотя, конечно, можно говорить о том, что 20%, может быть, в размере 100%-ного рынка может показаться очень небольшой частью, но ближайший к нам конкурент, скажем так, который второе место занимается на рынке, его общая доля продаж составляет около 7%. Ну а дальше уж все остальные находятся. Поэтому, конечно, в общем-то, когда мы смотрим абсолютные цифры и даже не абсолютные, мы видим, что на самом деле для автозавода это серьёзное достижение, невзирая на то, что у нас, конечно, есть вопросы, которые связаны с новым модельным рядом, с обновлением, точнее, его. Есть вопросы, которые связаны, конечно, и продолжают оставаться для нас ещё актуальными, с качеством машин. Но, тем не менее, прогресс по всем этим направлениям есть. И самое главное, ещё раз повторюсь – это то, что завод развивается, не стоит на месте и движется вперёд со своим трудовым коллективом, со своим инжинирингом и со своим потенциальным и настоящим потребителем, который продукт покупает. Значит, мы существуем не зря.

С. АНИСИМОВ — Не так давно у вас прошла выставка в Манеже. Что вы на ней представляли, и остались ли вы ей довольны?

И. БУРЕНКОВ — На самом деле здесь очень важный был момент для нас, потому что, конечно, главный завод страны должен был быть представлен и показать наши достижения и наше состояние сегодняшнего дня, мы, конечно, тоже хотели и в главном выставочном зале страны. И это, конечно, главный выставочный зал, или, как его все называют, Манеж. Естественно, там была такая интроспектива представлена и нашей исторической темы, как завод строился, каким образом происходило становление предприятия, и, конечно, и сегодняшний день завода был представлен, и мы так назвали нашу выставку – «Люди и машины», да, «АВТОВАЗ. Люди и машины», именно потому, что главное – это люди, которые создают, и в сегодняшний день предприятия создают продукт, и, конечно, те, кто исторически строили предприятие. Они ещё многие живы были на нашем открытии. Это такой получился очень важный, что ли, мостик, который перекидывает нас из прошлого не столь давнего, да, в наше сегодняшнее и даже немного в будущее, потому что модельный ряд, который мы представили, он как раз всё это и охватывал. Начали мы с легендарной «Копейки», с ВАЗа-2101. Соответственно, были представлены все знаковые машины, все знаковые модели «АВТОВАЗа» — и «Восьмёрка», и «Десятка», и «Калина», и «Приора». Ну, естественно, Лада 4х4, или, как многие до сих пор ещё называют, автомобили «Нива». Плюс его модификация «Маш» этого автомобиля, но также и автомобили, конечно, уже современные, сегодняшнего дня – «Лада Гранта», которую мы готовимся начать выпускать серийно уже в конце, ну, осенью этого года, а в конце, в декабре, она уже дложна будет появиться в наших автосалонах, и перспективная модель «Лада Ларгус», это автомобиль, который мы делаем на платформе B0, на платформе альянса «Рено-Ниссан», для этой цели сейчас у нас идёт модернизация первой линии конвейера, и эта машина начнёт уже тоже выпускаться у нас уже в 2012 году, вот, я тоже думаю, весной уже будет сходить с конвейера с обновленного. То есть таким образом это был своеобразный такой момент переклички, да, прошлого, настоящего и будущего. Для нас это было принципиально важно показать, что у завода есть перспектива развития, что на самом деле мы не стоим на месте, и то сотрудничество, которое у нас сейчас активизировалось с альянсом «Рено-Ниссан», уже приносит свои реальные плоды. Нас, кстати, спросил – а почему так мало моделей, скажем, перспективных каких-нибудь разработок, ну, скажем, макетов ходовых и так далее? Так это с этим и связано. Мы реально понимаем ситуацию, что у нас на сегодняшний день есть. Вы знаете, это как в фигурном катании. Вот, есть школа, так, есть обязательная программа, а потом произвольная. А потом уже и показательные выступления, если вы победите. Так вот, мы считаем, что, безусловно, школа у нас уже пройдена, наши машины действительно ездят, и, более того, они существуют уже очень давно. Между прочим, почти, ну, больше, чем 50% всех машин, которые в России ездят – это автомобили «Лада», так? Есть обязательная программа. Это, конечно, в первую очередь, повышение качества и новые модели. Вот эти новые модели, которые практически уже готовы к производству, мы и показали. Вот, когда мы всё это выполним, сделаем так, чтоб у нас и эти модели пошли в серию, что называется, тоже стали так же популярны, как наши предшественники, да, то после этого можно будет переходить уже к произвольной программе, да, которая уже будет охватывать и другие сегменты. Но опять-таки, реальный сегмент, да, который для нас важен – это, конечно, переход, скажем так, в сегмент «С», да? Но здесь надо понимать, что конкуренция там очень серьёзная. И если в нашем, скажем так, эконом-классе, мы безусловные лидеры, то там уже достаточное количество прямых наших конкурентов возможных, и здесь уже очень серьёзно нужно быть подготовленными к тому, что конкуренция будет серьёзнейшая, и нам придётся серьёзно отвечать по большому счёту, да, что у нас на самом деле может получиться. И вот тогда, если всё будет удачно, можно будет переходить уже к произвольной программе, если мы так же найдем возможность так сделать, чтобы наши машины и в этом сегменте, новом для нас, тоже стали, ну, достойными, достойное место заняли. Но это пока будущее. Поэтому, вот, мы решили очень поступательно, шаг за шагом двигаться и в представлении себя тоже, потому что продвижение – это такая тонкая вещь. Можно очень просто много всего наобещать, а в конце концов появится, знаете, как в русской поговорке, размах на рубль, а удар на копейку. Ну, тут такая как бы игра слов получается своеобразная. Вот, не хотелось бы, чтобы у нас так получилось. Пока всё, что руководство предприятия обещало, выполнялось. Я полагаю, что не стоит нарушать эту тенденцию. А ведь на самом деле, знаете, так всегда бывает, когда что-то удаётся, хочется ещё большего. Но, вот, больше лучше сделать, чем обещать. Поэтому, представляя на выставке, скажем так, исторический модельный ряд и перспективный, мы, конечно, ограничились теми реальными машинами, которые уже на самом деле практически готовы к производству.

С. АНИСИМОВ — Игорь, а вы упомянули про «Ладу Гранта». Скажите, а не срывается ли график, который вы для неё разрабатывали? Действительно во всех салонах машина появится в декабре этого года?

И. БУРЕНКОВ — Мы на это очень рассчитываем, и пока нет оснований говорить, что у нас не получится. Другое дело, что, конечно же, есть всегда разные внешние факторы. Они, безусловно. Присутствуют. Что я имею в виду? Ну, безусловно, в первую очередь, машину мы делаем не сами, не только единственные, да, хотя на заводе в нашей компетенции очень много находится основных узлов, да, машины, безусловно, но тем не менее, есть поставщики, которые, кстати, не только российские, но и зарубежные. Ведь здесь возникают иногда небольшие шероховатости, сложности. Пока они решаются нормально, да, то есть никаких таких глобальных моментов, которые проект бы задержали, их нету. Поэтому, вы знаете, трудно так сказать, что… понимаете, трудно загадывать, но пока мы рассчитываем, что те сроки, которые мы объявляли раньше, они будут сохранены, и все основания, в общем, для этого есть. Я буквально недавно разговаривал с директором проекта «Лада Гранта», с Олегом Евгеньевичем Груненков. Он меня заверил, что всё идёт нормально, и никаких оснований нету, чтобы думать, что мы не успеем. Так что мы очень на это рассчитываем. Потому что вы же понимаете, что чем быстрее машина сможет, что называется, пойти в серию, тем быстрее мы нарастим мощности, да, производственные, и тем скорее она заменит наши классические модели, которые, конечно же, требуют определённой замены уже давно, но тут наконец-то такая возможность существует. И тогда наши покупатели, которые хотят наши машины приобретать, получат новую качественную машину, которая, конечно, по-другому совершенно и выглядит, и на дороге, я думаю, себя будет вести лучше, да, и, в общем, больше дарить положительных эмоций своим владельцам.

С. АНИСИМОВ — А скажите, когда уже будет автоматическая коробка? Во всем мире её используют с удовольствием, а вы в России так ещё и не начали её производить.

И. БУРЕНКОВ — Понимаете, такая ситуация сложилась, что мы, как Алиса в стране чудес, оказались в ситуации, что чтобы остаться на месте, нам приходится бежать в два раза быстрее. Вообще-то там в Зазеркалье было, но у нас такое своеобразное зазеркалье получилось. За эти чуть меньше двух лет, что новое руководство предприятия пришло во главе с Игорем Анатольевичем Комаровым, директором «АВТОВАЗа», мы, в общем, сделали то, что десятилетиями здесь не делалось. Ну, безусловно, не одни. Конечно, нам помогли наши акционеры, в частности, «Ростехнологии», безусловно. И французы, конечно, которые тоже очень много сейчас на этом этапе, конечно, когда мы начали заниматься вплотную модернизацией производства, здесь, конечно, очень важно их участие. Что касается кризисной ситуации, конечно, «Ростехнологии» и, конечно, правительство Российской Федерации помогло очень серьёзно сохранить предприятие. Но тем не менее, это было таким своеобразным толчком к обновлению, да? И Комаров в этом смысле сделал очень многое, для того чтобы мы сдвинулись с такой точки и даже стали выбираться из этой ямы, в которой оказалось предприятие. Закончили год мы этот 2010-ый с прибылью, и сейчас, в общем, у нас показатели очень хорошие экономические. Но помимо этого, у нас, представьте себе, мы вышли по объёму производства практически на докризисный уровень, да? В этой ситуации у нас одна линия конвейера закрыта на модернизацию, она не работает, да, там идёт модернизация. Значит, у нас оптимизация персонала произошла. Вместо 100 000, которые у нас, там, чуть больше даже, которые работали летом 2009-го года, у нас сейчас около 70 000 людей, так? При этом у нас практически уже готова «Гранта», и, естественно, это новая модель, которая… хотя она и на платформе «Калина», но всё равно там очень серьёзные есть изменения, которые, конечно же, сделали. Предприятие в этом смысле прошло определённые вот эти стадии восстановления, но при этом, конечно, мы оказались в ситуации очень быстрого навёрстывания того, что не получалось, скажем так, раньше сделать. Тому есть масса объективных причин. Тут нельзя сказать, что кто-то конкретно в чём-то виноват, хотя могут сказать – ну, у нас так в России всегда: кто-то виноват, а кто конкретно… на самом деле, во многом это сама обстановка, сама ситуация так сказывалась. Вы знаете, немного найдётся предприятий и за рубежом, если примерно так по 600 000 машин в год продаёте, и приносит прибыль это, безусловно, большую, чтоб кто-то взял и сказал – знаете, мы тут будем другие машины выпускать и будем вкладываться в развитие новых технологий и новых технологических… Вы знаете, если вас конкуренция подстёгивает, что очень важно, да, я таких предприятий не знаю. А у нас ровно такая была ситуация, понимаете? В нашем сегменте конкурентов у «ВАЗа» нет до сих пор, между прочим. Можно сколько угодно говорить, что это… знаете, какая машина лучше? Машина та лучше, на которую у тебя деньги есть, не только купить, но ещё и обслуживать. У большинства нашего населения, к сожалению, большого, денег немного, так, и, покупая наши машины, они выбирают то, что на самом деле им по карману и на самом деле по удобству, потому что в некоторых районах нашей страны не то что пешком пройти сложно, между прочим, не на каждой машине проедешь, а наша проезжает. Но возвращаюсь к вашему вопросу. Вот, вопрос об автоматической коробке передач. Он давно стоял, конечно, перед руководством завода, безусловно. И разные были подходы, и попытки решить эту тему. Но всегда этот вопрос откладывался, потому что спрос на рынке на те машины, которые выпускались, и так был велик, и так был большим. На сегодняшний день есть твёрдая уверенность, что пора переходить уже к конкретным процедурам, что называется, и такая ситуация ведётся. И мы полагаем, если всё будет складываться хорошо, потому что проект масштабный, зависит, опять-таки, не только от «АВТОВАЗа», но зависит и от массы других составляющих, которые сюда будут входить. В первую очередь, конечно, это связано с технологией, значит, с правильным подходом именно к безопасности, поскольку изначально наши машины не предусматривали, так уж никогда не разрабатывалась автоматическая коробка, но тем не менее, разработки были, но они не шли дальше, скажем так, экспериментов, да, опытных образцов. Сейчас это другая вещь, потому что поставить на производство – это всё-таки не просто так, это не штучно, не 10 машин произвести, а речь идёт о тысячах машин, о десятках тысяч, а может быть, и о сотнях, да? Поэтому это серьёзная тема. Она решается. Но ещё раз повторюсь. Если всё будет удачно и нормально, надо по дереву постучать, то мы предполагаем в середине 12-го года уже иметь автоматическую коробку передач на наших машинах. Вот так. Но ещё раз повторюсь. Нам приходится сейчас очень концентрированно решать множество вопросов, которые по разным причинам, зачастую объективным, не решались очень долго. Но мы такой план себе поставили, постараемся его реализовать.

С. АНИСИМОВ — Игорь, скажите, а что будет представлять «АВТОВАЗ» на автосалоне в конце августа в Москве.

И. БУРЕНКОВ — Вы знаете, я предполагаю, что мы представим уже несколько модификаций «Лада Гранта», то есть будут у нас, значит, и стандарт, и норма, и люкс, для того чтобы люди могли увидеть и понять между ними разницу. Конечно, мы покажем R90, безусловно, или как мы теперь это называем, «Лада Ларгус». Безусловно, мы покажем и текущий модельный ряд с теми изменениями, которые у нас происходят, и что касается и фейслифтинга, и что касается и двигателей новых. Это всегда идёт работа. Сейчас буквально недавно у нас изменился слегка внешний вид «Приоры». На мой взгляд, машина стала более эффектна. Плюс, конечно, ну, будут некоторые сюрпризы, о которых заранее говорить не хочется, но наверняка те, кто придут к нам на экспозицию в «Крокус», не пожалеют, посмотрят и получат удовольствие от нашего продукта.

С. АНИСИМОВ — Это был директор по внешним связям ОАО «АВТОВАЗ» Игорь Буренков. Отметив 45-летний юбилей, «АВТОВАЗ» остаётся сильным, мощным, современным и динамично развивающимся предприятием. У микрофона был Станислав Анисимов. Счастливо.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире