'Вопросы к интервью
04 ноября 2009
Z Интервью Все выпуски

Зачем России нужен ГЛОНАСС?


Время выхода в эфир: 04 ноября 2009, 12:07

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: 12:10 в столице, добрый день. Алексей Дыховичный у микрофона. У нас в гостях Михаил Фадеев, независимый эксперт-аналитик рынка ГЛОНАСС-GPS навигации.

М. ФАДЕЕВ: Здравствуйте.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Мы говорим о система ГЛОНАСС. Зачем России нужен ГЛОНАСС. Работает смс, вы можете присылать вопросы, +7-985-970-45-45. Человек из Украины по Интернету, занимается бизнесом: «Какое сейчас состояние ГЛОНАСС, когда планируется его полный ввод в эксплуатацию?»

М. ФАДЕЕВ: Да данный момент на орбите находится… если говорить о спутниковой группировке, о спутниках, которые поставляют навигационный сигнал для потребительского оборудования, то на данный момент на орбите находится 19 спутников из 24 необходимых.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Это по всему миру нужно, по России меньше, да?

М. ФАДЕЕВ: По России меньше, если я не ошибаюсь, 18 спутников, из которых сейчас в рабочем состоянии находится 17. Группировка меняется, часть спутников выходит на техническое обслуживание или просто снимаются с эксплуатации, запускаются на их место новые. Этот процесс происходит постоянно. Тем не менее, я должен отметить, что даже сейчас, в текущей ситуации, когда система не развёрнута на 100%, эта система в принципе теоретически может быть полезна потребителям навигационного сигнала, поскольку любое количество спутников ГЛОНАСС, если мы берём приборы, которые работают с двумя системами ГЛОНАСС и GPS, любое количество спутников ГЛОНАСС, которое идёт в добавление к спутникам GPS, оно может улучшить позиционирование объекта на местности.

Если мы едем в колодце, в районе высотной застройки или каньон, или условие ограниченной видимости, рядом высотное здание с железобетонной стеной, у нас в зоне видимости находится два-три спутника GPS, этого недостаточно.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Это американская история

М. ФАДЕЕВ: GPS – это американская навигационная система. Так 2-3 спутников недостаточно для определения координат. Если при этом в зону видимости попадают 1-2 спутника ГЛОНАСС, и таким образом мы имеем 4 спутника, теоретически возможно определение координат в такой ситуации. В условиях ограниченной видимости спутников одной днавигационной системы использования параллельно двух систем, использование приёмников и оборудования, которое работает с двумя системами, может помочь определить координаты на местности.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Для этого, опять же, теоретически, необходимо, во-первых, поставить себе оборудование и для первой системы, и для второй, и соответственно, заплатить всё, что нужно, какие-то месячные платежи, абонентская плата.

М. ФАДЕЕВ: Нет, сразу озвучу, есть такой распространённый миф, очень много людей, рядовых потребителей, не понимают, что сигнал спутниковой навигационной системы, он бесплатен. Вы берёте, покупаете навигатор и вы ничего не платите за использование сигнала. Сигнал бесплатен, летают спутники, вещают в пустоту. Если у вас есть приёмник, вы можете эти сигналы принимать, приёмник его расшифровывает, определяет вашу координаты. За это платит владелец навигационной системы.

В случае GPS за это платит американский налогоплательщик, который эти деньги сдаёт в Пентагон, а Пентагон запускает эту систему. В случае с ГЛОНАСС платит российский налогоплательщик. Соответственно, государство в лице Роскосмос, организует инсталляцию этой системы на соответствующих орбитах.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Ну, про Россию Вы пока теоретически говорите, да?

М. ФАДЕЕВ: Нет, спутники летают.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Потребителей нет.

М. ФАДЕЕВ: Потребители существуют. На данный момент по моей статистике в России выпущено порядка 100 тысяч навигационных приёмников, способных принимать сигнал как GPS, так и ГЛОНАСС. Дело в том ,что приёмников ГЛОНАСС в чистом виде существует очень мало, можно сказать, что их вообще не существует. Это какие-то старые образцы, единичные, первых поколений. А большинство приёмников, которые выпускаются для системы ГЛОНАСС, работают и с GPS потому что это просто правильно, это даёт совершенно конкретные технические преимущества.

Таких приёмников в России выпущено порядка 100 тыс. Они работают в корпоративных системах, в системах отслеживания транспорта, безопасности, они работают в военном транспорте, в танках, ракетах, они работают в гражданской авиации, в судоходстве. Эти системы уже работают. Потребительскому оборудованию, если мы говорим про рядового потребителя, про меня, про Вас, про Машу, про Петю, к сожалению, пока приёмники обладают такими характеристиками… когда я говорю про приёмники – это не конкретно устройство, а это некая плата или микросхема, предназначенная для обработки сигнала этих спутников. То есть, это элементная база, на базе которой строится потребительское оборудование навигационное.

То есть, телефоны, навигаторы. Если говорить о приёмниках, то они обладают такими характеристиками – цена, размеры, энергопотребление – которые, к сожалению, не дают возможности встраивать их в оборудование для массового рынка – в автонавигаторы, телефоны. И единственное применение, которое сейчас возможно для таких приёмников – это корпоративный сектор, государственный сектор, муниципальный транспорт, военные потребители.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Очень большие эти приёмники?

М. ФАДЕЕВ: Да, по размеру ГЛОНАСС-приёмник – это где-то электронная плата с набором микросхем 3х4 см. Стоимость приёмника такого… давайте сравним размеры. Для нас GPS – это 3х4 см. Американский GPS – это 3х3 мм. На порядок меньше. Если говорить о площади – то на 2 порядка меньше. Стоимость GPS массовой партии – 3, 5, 10 долларов, ГЛОНАСС – это 60 долларов и выше.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: В 20 раз больше.

М. ФАДЕЕВ: Да. Причём, кроме платы, кроме приёмника, есть навигационная антенна, которая принимает сигнал там, приблизительно такая же разница. Если мы возьмём набор элементов, предназначенных для приёма сигнала GPS и набор элементов, предназначенных для приёма сигнала ГЛОНАСС-GPS, то разница будет 10-15 долларов и 80-70 долларов и более. За 100 долларов можно купить нормальный автомобильный навигатор. Условно нормальный, это будет китайский ширпотреб, но он будет работать, вы сможете его поставить в автомобиль и смотреть, как вам проехать из точки А в точку Б.

Стоимость конечного оборудования GPS, которое можно установить в автомобиль любого человека, она приблизительно равна стоимости приёмников, антенн, блока приёма сигнала.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: С ценой понятно. Энергопотребление?

М. ФАДЕЕВ: Приблизительно та же разница, т.е. если GPS приёмник где-то 0,1 вт и меньше, то приёмники ГЛОНАСС в районе 1 вт, где-то в 10 раз разница.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Мобильный телефон садится за несколько минут.

М. ФАДЕЕВ: С GPS, он работает в режиме активного использования навигации 4, 6, 8 часов, то если теоретически предположить, что туда можно встроить ГЛОНАСС, он будет работать 15-20 минут.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Получается, приёмники, которые ловят и ГЛОНАСС и GPS?

М. ФАДЕЕВ: Все приёмники, которые производятся для работы с сигналом ГЛОНАСС, они совмещённые.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: А где они производятся?

М. ФАДЕЕВ: В России.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: А нужен ли тогда приёмник, который будет изолировано только ГЛОНАСС ловить?

М. ФАДЕЕВ: Это самый тонкий и интересный момент, для чего нужен ГЛОНАСС. Многие массовые потребители, наши обычные сограждане, они не понимают, для чего им нужен ГЛОНАСС. Есть момент технологический и экономико-политический. Если говорить про технологический, использование двух навигационных систем одновременно позволяет в ряде случаев определить координату в сложных условиях видимости спутников. Если мы используем и ГЛОНАСС, и GPS. Эти ситуации не настолько часто встречающиеся, и рядовому потребителю это будет условно полезно.

Если мы говорим про систему телематики, мусоровозы, самолёты, танки, это важно, там в любой ситуации важно определять координату точно. Для рядового потребителя, я такие ситуации очень сложно представляю, когда это может быть полезно. Теоретически такое технологическое преимущество от одновременной работы существует.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Теоретически.

М. ФАДЕЕВ: Да. Если говорить по экономико-политические преимущества, то ситуация в следующем. Система GPS – это система, которая финансируется, управляется американским правительством, т.е. Пентагоном, грубо говоря. Одно нажатие кнопки – и весь мир остаётся без спутниковой навигации или весь мир, кроме американских военных потребителей, остаётся без системы. По одному нажатию кнопки все наши автомобилисты, мусоровозы, танки, самолёты, крылатые ракеты просто останавливаются.

Потому что в современном мире навигация – это неотъемлемая часть экономической инфраструктуры, от которой зависит эффективность бизнес-процессов, оборонных процессов, связанных с национальной обороной, с управлением государством. Это то же самое, что Интернет, сотовая связь, коммуникация, оптико-волоконная связь, без этого невозможно существование экономики.

И чем дальше мы идём по пути индустриализации, тем более спутниковая навигация необходима в экономике.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Вы объясните потребителю, почему он должен переходить с GPS на ГЛОНАСС.

М. ФАДЕЕВ: А дальше что мы имеем. Одно отключение сигнала…

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Из чисто патриотических чувств?

М. ФАДЕЕВ: Нет. Развитие экономики невозможно без спутниковой навигации, так же, как невозможно без сотовой связи, без дорог, без телевидения. Строить экономический процесс, закладывая в основе, в базисе американскую систему навигации означает, что просто передавать управление этими процессами дяде за океан. И по одному нажатию кнопки все эти процессы останавливаются. С точки зрения национальной, военной, политической, экономической безопасности необходимо развивать свою систему навигации.

И самое главное, что мы в этом плане в мире не одиноки. В мире не так много государств, их можно пересчитать по пальцам руки, у которых есть технологическая, экономическая возможность запустить свою систему навигации. Есть система американская, есть система наша, есть европейская, но европейскую ещё только начали разворачивать. И самое главное, что если мы нашу систему навигации запустим в полном объёме, мы можем всем остальным государствам, которые не могут свою систему навигации запустить, предложить в качестве очень хорошей альтернативы ГЛОНАСС.

У них есть GPS и ГЛОНАСС. Понятно, что русские с американцами теоретически могут договориться, но вряд ли до такой степени, чтобы выключить одновременно две системы навигации. С этой точки зрения огромному числу стран в мире очень интересно иметь две системы навигации. Как я уже сказал, и в плане технологическом, и в плане политико-экономическом. Если мы развернём ГЛОНАСС в полной мере, если у нас появится потребительское оборудование, технологии работы с этим сигналом, его правильной расшифровки, картография, всё, что необходимо для того, чтобы на мировом рынке не просто сигнал выдавать, а предлагать готовое решение, теоретически это может быть реально востребованным товаром в большом количестве стран мира.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: А почему китайскую забыли? «Компас»?

М. ФАДЕЕВ: Она теоретически существует, на практике её нет. ГЛОНАСС уже летает, работает. Европейский, он там 1-2, не помню сколько спутников.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Чтобы эта спутниковая система, ГЛОНАСС, существовала, она дожна как-то зарабатывать деньги?

М. ФАДЕЕВ: Безусловно.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Как?

М. ФАДЕЕВ: На данный момент она финансируется из государственного бюджета.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Это до бесконечности будет?

М. ФАДЕЕВ: Нет. Система GPS сама по себе денег не зарабатывает, американское правительство не получает напрямую никакой отдачи от спутникового сигнала потому ,что он бесплатный. Но вокруг этой технологии формируется огромное количество компаний, которые работают на этом рынке. Это приёмники, это программное обеспечение, картография, которые формируют этот добавочный продукт и как следствие, формируют огромную налогооблагаемую базу.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Давайте про приёмники начнём. Приёмник, который принимает только сигнал от ГЛОНАСС и больше ни от кого, его не существует.

М. ФАДЕЕВ: Приёмники ГЛОНАСС-GPS.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: А кем они производятся?

М. ФАДЕЕВ: Российскими предприятиями.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: А почему же мы можем сделать ГЛОНАСС-GPS более-менее удобоваримый, но не можем сделать чистый ГЛОНАСС?

М. ФАДЕЕВ: А он не нужен теоретически. Как я объяснил, что толку от одного приёмника, который работает с одной системой, не много.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: А почему тогда заморачиваются над этим вопросом, если это не нужно? Периодически возникают сообщения, что через полгода у нас будет этот преемник…

М. ФАДЕЕВ: Речь идёт о двухсистемных приёмниках.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Так они уже есть!

М. ФАДЕЕВ: Они есть, но их характеристики недостаточны.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Их характеристики тоже недостаточны? Тех, новых, приёмников?

М. ФАДЕЕВ: Нет. Тех приёмников, которые принимают и GPS американский, и наш ГЛОНАСС. Да, их характеристики уступают приёмникам, которые работают с GPS в чистом виде, но этот процесс технологического совершенствования идёт непрерывно. Пару недель назад одна из компаний, производителей приёмников, объявила о том, что у них в середине следующего года они планируют начать массовое производство ГЛОНАСС-GPS приёмников, микросхем уже. Это будут микросхемы, не электронные платы, это следующее поколение технологий производства приёмников для массового рынка. С характеристиками, которые уже допускают встраивание этих приёмников в ряд потребительского оборудования. Скажем, в некоторые автонавигаторы.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Таким образом, у самого обычного потребителя на сегодняшний день будет альтернатива. Просто GPS или GPS+ГЛОНАСС.

М. ФАДЕЕВ: Потребитель, я и Вы, скорее всего этого не заметит. Он просто получит оборудование, которое более точно определяет координату в некоторых ситуациях, в сложных условиях видимости неба, когда спутников только одной системы недостаточно. И при этом это оборудование чисто теоретически, если говорить об интересах государства, национальной, экономической, инфраструктурной безопасности, будет более правильным, чем то оборудование, которое работает с одной системой.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Производители мобильных телефонов.

М. ФАДЕЕВ: Дальше идёт следующий вопрос. Как убедить производителей этого оборудования, телефонов, айфонов, коммуникаторов, встраивать в своё оборудование этот новый…

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Может быть, автомобилей в том числе.

М. ФАДЕЕВ: Здесь вступает следующий вопрос и следующая точка решающая в развитии ГЛОНАСС. Каким образом. Приёмники появились, эту проблему два года мучили и мы близки к её решению. Следующий этап – что делать, как убедить производителей оборудования, встраивать эти приёмники в свою продукцию. Здесь есть несколько путей. Один из путей, который уже был озвучен – это некое регулирование в виде таможенных пошлин. Другое дело, что тот метод, который предлагался, он абсолютно, как шашку достал и всё разрубил. Толку от него никакого не будет.

Потому что пошлины, повышение ввозных пошлин на оборудование с GPS, теоретически это мера полезная, она может помочь развитию, стимулированию производителей к встраиванию оборудования с поддержкой ГЛОНАСС. Но она может помочь, если пошлины вводятся правильным образом. Если все участники рынка заранее предупреждаются, что через два года эти пошлины будут введены, если оборудование, эти приёмники, элементная база для ГЛОНАСС конкурентоспособна с GPS, нет разительного различия, что там «гроб», который стоит 100 долларов, здесь – маленькая микросхемка, которая стоит 3 доллара.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: При таком раскладе их вообще не убедить.

М. ФАДЕЕВ: Другое дело, если появляется конкурентная альтернатива. В этом случае, если все участники рынка заранее предупреждены, можно попробовать такими административными мерами простимулировать рынок ГЛОНАСС.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Но это те производители, которые работают на территории РФ.

М. ФАДЕЕВ: Почему? У нас этих навигаторов не производят, они производятся в Китае, на Тайване, в Корее, на Филиппинах, в Юго-Восточной Азии. Но при этом есть огромное число компаний российских, которые заказывают это производство у тех же китайцев. Никто им не мешает попросить китайцев..

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: То есть, это будет то оборудование, которое будет распространяться и продаваться на территории России. С ними можно разговаривать путём пошлин.

М. ФАДЕЕВ: Эта методология теоретически возможна к применению внутри России. Если говорить про весь Земной шар, про иностранные рынки, здесь уже так административным стимулированием вопрос не решить. Здесь необходима более тонкая игра, некая популяризация технологий. Одной из задач федерального оператора ГЛОНАСС, который сейчас был создан в соответствии с постановлением правительства, летом было постановление. Одной из задач является создание центров экспертизы ГЛОНАСС в других странах мира.

Экспертиза ГЛОНАСС подразумевает именно помощь компаниям и всем остальным участникам рынка, государственным структурам, в понимании, что такое ГЛОНАСС и зачем он нужен. И эти центры экспертиз, когда они будут созданы, они помогут популяризации технологии в других странах мира.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: Спасибо Вам. Я не успел спросить Вас по поводу разработки карт, там же тоже есть загвоздочка какая-то.

М. ФАДЕЕВ: Там целый огромный пласт, огромная тема, там никакой загвоздки нет, это мифы. Карты для ГЛОНАСС ничем не отличаются от карт GPS, потому что карте всё равно, какой сигнал к ней поступает. Координата…

А. ДЫХОВИЧНЫЙ: На самом деле Вы прояснили в моей голове очень много моментов, по поводу карт тоже, несмотря на то, что на карты времени у Вас практически не было. Спасибо Вам. Михаил Фадеев, независимый эксперт-аналитик рынка ГЛОНАСС-GPS навигации был у нас в гостях.


Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире