'Вопросы к интервью
А.ВЕНЕДИКТОВ: 12 часов 7 минут в Москве. Добрый день. У микрофона Алексей Венедиктов. Вот наше перенесенное интервью с Юрием Викторовичем Герций, руководителем Федеральной службы по труду и занятости. Добрый день, Юрий.

Ю.ГЕРЦИЙ: Добрый день.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Давайте, может быть, мы начнем со статистики, сначала устрашающей, а потом начнем эти цифры разрезать и разминать. Каковы прогнозы вашей службы по поводу возможной потери работы в условиях экономического кризиса в России?

Ю.ГЕРЦИЙ: Та ситуация, которая сейчас складывается на федеральном рынке труда, она характеризуется теми особенностями, которые происходят в целом в экономике. За последние 2 месяца мы через органы Государственной службы занятости увидели увеличение числа обращений в Государственную службу занятости с целью поиска работы. А часть обращений была связана с целью консультирования о тех особенностях, которые могут сложиться на рынке труда, и каковы перспективы у занятых работников, каковы перспективы в случае их высвобождения и возможности государственной службы. Число обращений в Государственную службу занятости за 2008-й год составляет 12,5 миллионов человек.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Это вот обращения, да?

Ю.ГЕРЦИЙ: Это обращения по всем вопросам, по которым обращаются люди. Кто-то пришел спросить, к примеру, как работает Служба занятости. Другой пришел: как можно переобучиться через систему органов Службы занятости. В прошлом году, в 2007-м году таких обращений было 15 миллионов, то есть на 2,5 миллиона стало меньше обращений. Но и у нас в 2008-м году в целом по Российской Федерации выросла занятость населения. Последние 2 месяца, как я уже сказал, они были характерны увеличением числа обращений в Службу занятости по ряду вопросов, которые были связаны. Параллельно с этим я могу сказать, что обращения выросли не только в органы занятости, но и выросли в органы государственных инспекции труда, которые являются территориальными органами нашей службы. Там тема была другая, тема была связана с соблюдением трудовых прав работников, возможностей работодателей. Но тоже там число обращений выросло. То есть, если сказать в целом, по Российской Федерации число обращения граждан по вопросам социально-трудовых отношений и трудовых отношений за ноябрь-декабрь возросло.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Если говорить о потере работы впрямую, что называется – не частичная занятость, вот впрямую – какова статистика у нас?

Ю.ГЕРЦИЙ: Значит статистика – та, которую нам дает Росстат, она характеризуется тем, что сейчас число граждан, которые не имеют работы и находятся в поиске, она примерно около 6 миллионов человек.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Это не зарегистрированных.

Ю.ГЕРЦИЙ: Это общая безработица, которая оценивается по методике международной организации труда.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Это много или мало для экономики, Юрий Викторович?

Ю.ГЕРЦИЙ: Для нашей экономики это средний показатель. Это средний показатель, который не сказывается как-то с точки зрения экономического спада или каких-то тяжелых последствий. Он пока никак не влияет, потому что это такая цифра, которая характерна и для мировых экономик.

А.ВЕНЕДИКТОВ: То есть 6% от трудового населения, да?

Ю.ГЕРЦИЙ: Да. Если же взять по регистрированной безработице, то у нас в органах занятости населения зарегистрировано 1 миллион 522 тысячи человек, которые являются безработными, и в соответствии с законом о занятости получают пособие по безработице.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Вот в связи с пособием был вопрос. А я напоминаю, что Юрий Герций – руководитель Федеральной службы по труду и занятости. По интернету пришел вопрос, это военный пенсионер из Балаково, Андрей: «Обещанное пособие по безработице – 4900. Пенсионеры имеют такую же пенсию, но у них льготы по квартире, льготы на проезд и так далее. У пенсионеров нет маленьких детей. Как вы думаете, хватит ли этого пособия (4900) трудоспособным семейным людям?»

Ю.ГЕРЦИЙ: Ну, я полагаю цифра 4900 – это примерно составляет 32% от средней заработной платы по Российской Федерации. И с 1 января эта цифра значительно выше: верхний предел пособия по безработице был в 2008-м году. Конечно, заменить весь доход семьи эта цифра не может. Но во всяком случае она может обеспечить какое-то существование. Потом эта цифра, 4900 – это не сумма заработной платы, это пособие по потере работы. И она предназначена, прежде всего, на то, чтобы поддержать гражданина, который ищет работу, и стимулировать его к поиску работы. Это не замена. Там он касается вопроса квартиры и так далее. Но мы знаем, что есть дотации: мы выдаем справки нашим безработным, они обращаются в органы по месту жительства и получают дотации на жилье, как это положено по законодательству.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Ну вот, смотрите. У нас полтора миллиона, в среднем, зарегистрированных безработных. Значит, умножаем на пособие – в какой бюджет все это вынесено?

Ю.ГЕРЦИЙ: Алексей Алексеевич, мы должны с вами правильно посчитать, что 4900 – это не все 1 миллион 522 получают.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Но еще будет расти безработица, все-таки. Поэтому, вы понимаете, будет больше.

Ю.ГЕРЦИЙ: Мы должны с вами взять так: минимальный размер пособия у нас 850 рублей, максимальный размер пособия – 4900. Но 4900 – он может быть выше, где имеются определенные надбавки. Если мы возьмем усредненную цифру, то она будет примерно где-то чуть-чуть меньше 3 тысяч. Вот 3 тысячи мы можем брать на это. Бюджет большой, бюджет около 30 миллиардов рублей чисто на социальную поддержку безработных граждан. Потому что у нас безработный получает пособие по безработице, безработный может получать материальную поддержку при определенных условиях. И плюс у нас граждане безработные, которые имеют право на досрочную пенсию, мы отправляем на досрочную пенсию и компенсируем размер пенсии за счет средств федерального бюджета Пенсионного фонда. Вот сейчас у нас таких граждан, которые являются получателями пенсии через Службу занятости, — 40 тысяч человек по Российской Федерации.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Говоря опять о прогнозах, недавно, по-моему, министр Голикова может быть, а может быть Александр Жуков, вице-премьер – я просто не точно помню – кто-то прогнозировал, что… А, вот! По прогнозу Минздравсоцразвития количество безработных в России в 2009-м году составит порядка 2 миллионов человек, ну, имеется в виду, видимо, зарегистрированных.

Ю.ГЕРЦИЙ: Да. Мы ежегодно, Федеральная служба по труду и занятости для того, чтобы определиться с численностью безработных граждан, с теми услугами, которые мы оказываем, и определиться с финансированием, мы проводим сверку исходных данных, что предусматривается нашим законодательством по финансированию. Сверка исходных данных, которую мы провели на 2009-й год, мы проводили дважды. Первая сверка была проведена в мае-месяце – она вывела нас примерно на численность безработных граждан 2009-го года – 1,6 миллиона человек. Был спрогнозирован бюджет по этой цифре. Сейчас же, когда показатели в экономике изменились, мы в начале декабря-месяца провели новую сверку исходных данных уже из той ситуации, которая складывается. Тем более параллельно с октября-месяца Роструд стал проводить мониторинг ситуации на рынке труда. То есть мы мониторим все территории по предприятиям – какова ситуация, как складывается. И вот та цифра, которая была озвучена в выступлении министра, она соответствует той цифре, которая у нас прошла по исходным данным.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Юрий Викторович, вот недавно, в пятницу у нас был сенатор от Москвы Олег Толкачев, который возглавляет еще и комиссию в Совете Федерации. Он сказал, что безработица в Москве – меньше 1%.

Ю.ГЕРЦИЙ: Меньше.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Какие районы, как вам кажется, регионы сейчас наиболее затронуты и могут быть затронуты безработицей в 2009-м году, вот, реально? И какие районы имеют больше шансов адаптировать безработных, то есть, ну, не допускать безработицы. Есть же неравномерность?

Ю.ГЕРЦИЙ: Да. В нынешних условиях как раз эта неравномерность она в чем проявилась? Она проявилась в том, что экономически развитые регионы, где была, как мы говорили, высокоразвитая производственная сфера, они как раз попали в ситуацию, когда у них на рынке применения трудовой силы ситуация ухудшается.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Ну, белые воротнички.

Ю.ГЕРЦИЙ: Да. Ну, не только белые. Белые воротнички – я бы сказал, они не очень-то сильно у нас здесь влияют, я имею в виду производственный сектор, это где идет непосредственно производство. Мы считаем, что ситуация, которая складывается, к примеру, в Ярославской области, в Вологодской области, в Красноярском крае, в Нижегородской области, в какой-то степени, может быть, и здесь по регионам близлежащим к Москве. Ну, скажем, Белгород в какой-то степени, может быть, Тверь.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Подмосковье. Нет?

Ю.ГЕРЦИЙ: Московская область пока не попала у нас в такую сильную, как говорится.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Опасную зону.

Ю.ГЕРЦИЙ: Да, опасную зону. Потому что здесь часть жителей Московской области работают и в Москве. Тут вот эта миграция по трудовым делам. Поэтому мы там ожидаем, что те регионы, которые я назвал – там, Дальний Восток, к примеру, в Приморье у нас ситуация тоже такая непростая – вот там мы ожидаем увеличение численности безработных граждан. Другие регионы, особенно, скажем так, южные регионы – Дагестан, Кабардино-Балкария, в какой-то степени Ингушетия – там уровень безработицы останется на том уровне, который там есть.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Ну, он и так высок.

Ю.ГЕРЦИЙ: Да, он так высок. Это и связано с теми производствами, которые имеются на той территории. То есть там просто нечего сокращать, и нет объема той продукции, которая идет на сбыт и когда отсутствует поставка. Поэтому мы как раз и сейчас, правительством было принято определенное решение, которое вылилось в постановление правительства Российской Федерации 31 декабря под номером 1089, направленное как раз на стабилизацию ситуации на рынке труда. В постановлении определено 4 новых направления деятельности, которые как раз должны способствовать работодателям, органам исполнительной власти, органам занятости субъектов выработать меры, обеспечивая финансово за счет средств Федерального бюджета, стабилизировать ситуацию на рынке труда и обеспечить занятость всех людей, которые могут попасть под высвобождение.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Ну вот если говорить о регионализации, опять. Москва в этом смысле получается благополучный регион: если меньше 1%, а там 6, да?

Ю.ГЕРЦИЙ: Да. Она не вызывает у нас озабоченность.

А.ВЕНЕДИКТОВ: А кто еще не вызывает, пока? Ну, мы будем надеяться. Давайте оптимизму добавим, а? Питер?

Ю.ГЕРЦИЙ: Ну, так, я уже назвал регионы.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Не, вы назвали регионы пессимистичные.

Ю.ГЕРЦИЙ: Я сказал, которые не вызывают. Дагестан у нас не вызывает озабоченности – там и так 57 тысяч безработных, они не ожидают роста.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Ну, а крупные города – Москва, Петербург?

Ю.ГЕРЦИЙ: Москва, Петербург – они вырабатывают свои меры, конкретные программы принимают. Вот буквально позавчера мы общались с Санкт-Петербургом по их программе мер, которые они предпринимают как на региональном уровне за счет средств привлечения федерального бюджета, возможностей региональных бюджетов. Буквально вчера у меня была встреча с представителями Москвы по выработке, разработке программы и направления деятельности администрации города Москвы и работодателей в этом направлении. Я скажу, что в этой работе активно участвуют и работодатель, особенно крупные объединения. Они прилагают максимум усилий к тому, чтобы сохранить, скажем так, трудовой коллектив, потенциал производства, чтобы при росте не искать где-то на стороне работника, а уже квалифицированный состав остался на месте и была обеспечена и занятость.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Вот в связи с этим вопрос. Мы с вами говорили про регионы, опасные по тенденции. А если говорить по отраслям? Какие отрасли у нас оказались или окажутся задетыми реально, а какие, вполне возможно, и меньше пострадают?

Ю.ГЕРЦИЙ: Ну, я думаю так. Отрасли, которые меньше пострадают, их можно характеризовать каким разделом? Это те, которые являются, скажем, на потреблении и на обслуживании. И отрасли, я полагаю, и так тенденция свидетельствует, те, которые связаны с сельхозпроизводствами, с сельхозпереработкой. У нас сейчас есть свои особенности, связанные с производственной сферой, — это в сфере производства, скажем, промышленных станков, другого оборудования, трубопрокат, металлургия, автомобилестроения. Эта акция, даже которая сегодня проводится в поддержку российских автомобилестроителей, она об этом как раз свидетельствует.

А.ВЕНЕДИКТОВ: То есть это проблема?

Ю.ГЕРЦИЙ: Это проблема. И вот эта проблема как раз сейчас в свете постановления, о котором я говорил ранее, она должна решаться. Она должна решаться совместно работодателем, органами исполнительной власти, участием органов занятости населения, поскольку они являются координатором данной программы. И вот те программы, которые мы сейчас рассматриваем и уже некоторые из них одобрены, они говорят о том, что основное внимание сосредоточено, прежде всего, предприятию, тому, которое находится в критической ситуации. В центре внимания стоят основной трудовой потенциал данного предприятия, основные квалификации. Ну, это решается, прежде всего, коллегиально: орган один, орган второй, орган третий, составляется план, перспективы, финансовые возможности и обоснования.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Юрий Викторович, как вы относитесь к этой неполной загрузке? Это действенный, эффективный метод, когда переходят на трехдневную неделю? Не является ли это таким лицемерием, знаете, скрытой безработицей, как это было, помните, в начале 90-х? Мы это признавали тогда.

Ю.ГЕРЦИЙ: Алексей Алексеевич, я так не думаю. Потому что эти методы, во-первых, формы работы, они обеспечены законодательно. Трудовой кодекс определяет, какие есть возможности организовать так называемый гибкий график работы и в случаях простоя, и в случаях неполной загрузки и так далее. Работодатели первоначально, если возьмем октябрь-ноябрь месяц, были попытки как-то организовать эту работу по-другому, применить какие-то другие методы к своим работникам. Мы активизировали деятельность и Инспекций труда, и органов занятости. И я должен сказать, что очень активно поработали органы исполнительной власти субъектов с точки зрения работы с работодателями. Нами была проведена определенная работа с объединениями работодателей, как крупными, так и мелкими, и я должен здесь отметить и объединение Союз промышленных производителей РСПП, и Опора России. И вот с нами лично, с органом Федеральной службы по труду и занятости мы нашли полное понимание в этом вопросе. Я не могу сейчас сказать, что проведения гибких форм работы являются скрытой формой занятости. Это не является так. Это я расцениваю только так, что работодатель стремится и имеет полное желание сохранить свой трудовой коллектив. И он ищет формы и методы. И государство здесь сделало шаг ему навстречу. То есть его мероприятия, к примеру, 2 дня занятости. А мы 2 дня предусматриваем в некоторых программах на то, чтобы этот работник мог повысить свою квалификацию, переобучиться под новое направление деятельности. Если же нет необходимости, то у нас второе направление есть – мы обеспечиваем временные рабочие места, которые будут дополнительно оплачиваться. И работник, который работает здесь на производстве, он занят трудовой деятельностью, получает определенную заработную плату, участвуя во временных рабочих местах, он и там будет получать поддержку.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Что это временные рабочие места, например? Юрий Викторович?

Ю.ГЕРЦИЙ: Временные рабочие места – это те, которые являются не постоянным рабочим местом работодателя.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Ну, например? Как-то вот.

Ю.ГЕРЦИЙ: Ну, например, может быть такое, на том же самом предприятии они осуществляют разворачивание новой линии, чтобы запускать новое производство. Там есть постоянные специалисты и необходимы подсобные рабочие, которые должны помогать. И здесь вот мы в этих линиях на некоторых предприятиях мы эти программы рассматривали. Часть будет переобучаться на то, чтобы уже работать на новой линии, на новом производстве. Часть будет участвовать в оказании помощи в том, чтобы смонтировать эту линию. Грубо говоря, подвезти, отвезти, убрать, покрасить, ну, и так далее.

А.ВЕНЕДИКТОВ: И это оплачивается дополнительно?

Ю.ГЕРЦИЙ: А как же. Конечно. Все это определено постановлением правительства, сумма там определена. Вторая форма временных работ может выражаться, к примеру, в благоустройстве территории, в приведении в порядок, в ремонте оборудования, в ремонте, скажем так, школ общеобразовательных. Сейчас у нас по программе просматриваются где-то в пределах до тысячи школ, где будут за счет временных работ проводиться работы, связанные с их приведением в порядок ремонтом.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Вы знаете, это не то, что называется общественная работа? Ну, так, в обычном…

Ю.ГЕРЦИЙ: Ну, в обычном обиходе это также называется общественные работы. Но общественные работы мы более относим к занятости безработных граждан. И мы хотели бы так, чтобы мы понимали, что временная работа – это для тех людей, которые имеют постоянную занятость, а общественная работа – это в большей степени для безработных граждан. Потом мы планируем с точки зрения временных и в том числе общественных работ активно поработать в 2009-м году по благоустройству и обустройству наших автомобильных дорог. Как за счет средств региональных, так и за счет средств Федерального бюджета. И у нас здесь есть определенные дороги с Минтрансом, с Росавтодором, где мы это дело все рассчитываем с точки зрения людей, которых можем привлечь. А они рассчитывают с точки зрения финансовых возможностей.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Я напоминаю, что у нас в эфире Юрий Викторович Герций, руководитель Роструда. И у нас есть очень много вопросов. Я напоминаю, 970-45-45 – это московский номер телефона. Борис спрашивает: «Насколько охотно, — вот мне очень нравится слово «охотно» здесь, — уволенные работники, обращающиеся в органы занятости, приглашаются пройти переобучение по востребованным специальностям?»

Ю.ГЕРЦИЙ: Ну, я, во-первых, так скажу. Что те граждане, которые пришли к нам в орган занятости, скажем так, и имеют желание, в первую очередь они должны иметь желание, что они хотят переобучиться – у нас информация на сей счет имеется. Второе – обязанность работника органа занятости при проведении первого собеседования с клиентом, который к нам пришел, рассказать ему, какие мы имеем возможности с точки зрения устройства, с точки зрения переобучения. И показать, какие профессии у нас сейчас востребованы на рынке труда, по каким профессиям мы уже имеем договора и обучаем. И если эти профессии востребованы и клиент у нас изъявляет желание обучиться, и эта профессия востребована на рынке труда, то есть имеются у нас заявки-вакансии, мы в обязательном порядке принимаем положительное решение о возможности его трудоустройства, даже обучение, даже по индивидуальной заявке.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Ну, сейчас жалобы. Несколько жалоб.

Ю.ГЕРЦИЙ: Давайте.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Вот смотрите, например, Анатолий из Самары нам пишет: «Самарский завод авиационных подшипников всех выгнал без содержания с 25 декабря по 2 февраля, а после за ворота. Очень экономно, пособия будут минимальны. Прокурорский надзор – фикция, уже отфутболили».

Ю.ГЕРЦИЙ: Значит, ну, здесь мы что должны сказать?

А.ВЕНЕДИКТОВ: Как действовать людям, которые вот так думают?

Ю.ГЕРЦИЙ: Ну, во-первых, действовать и надо защищать свои трудовые права. Я думаю, что здесь надо разобраться на каких условиях увольняли, содержание приказа, который обеспечил это. Было ли согласование, как требует трудовой кодекс, с трудовым коллективом в лице или профсоюза или других представителей. Обжаловать можно эти действия, прежде всего, в Государственной инспекции труда. Но потом они сказали – прокурор и так далее. Может быть одна особенность. Он там упомянул слово «пособие по безработице». Это когда по закону о занятости, который действовал по 31-е декабря прошлого года, люди, которые были уволены по собственному желанию, они получали размер пособия, не исходя из средней заработной платы. Они получали пособие по безработице, кратное минимальному размеру оплаты труда. Видимо этот товарищ, который обращается, как раз он эту особенность имел. Закон исправил, и с 1 января у нас люди, которые увольняются по собственному желанию, они представляют справку в орган занятости и ему исчисление пособия по безработице идет из средней заработной платы. Если же есть какие-то непонятные вопросы – я обращаюсь ко всем слушателям – пожалуйста, обращайтесь по месту своего размещения в государственную инспекцию труда. Где они размещаются, размещена и на сайте Федеральной службы по труду и занятости, и в других информационных источниках. И во всех центрах занятости населения есть информация, и туда обращайтесь: государственная инспекция труда вам здесь поможет и мы будем принимать меры к тому, чтобы работодатель четко соблюдал трудовой кодекс.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Ну, после такой кисло-сладкой позиции, теперь сладкая позиция. Ольга Николаевна пишет, что «Служба занятости города Перми организовала курсы переподготовки пенсионеров по востребованным профессиям. Они – молодцы, и надо Москве перенять положительный опыт».

Ю.ГЕРЦИЙ: Хорошо.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Доложили про хорошее, это называется.

Ю.ГЕРЦИЙ: Да, это у нас Попов в Перми. Отметим. Спасибо.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Спасибо, Ольга Николаевна. Приятно, когда не только ругают, но есть другое. Борис спрашивает: «Как предполагается решать проблему трудоустройства безработных в городах с градообразующими предприятиями?»

Ю.ГЕРЦИЙ: Да. Здесь есть особые программы. И вот эти программы с градообразующими, системообразующими предприятиями рассматриваются в первоочередном порядке. Возможности сохранить производство или это предприятие, или же развить новое направление, новые формы. Мы предполагаем рассматривать такие программы, как связанные с переобучением, работой в другой местности или на другом предприятии, развитие форм самозанятости, малого бизнеса. И на эти цели тоже предусматриваются средства бюджета, и возможности службы занятости позволяют именно вот эти направления развивать.

А.ВЕНЕДИКТОВ: То есть все-таки есть какая-то?

Ю.ГЕРЦИЙ: Есть, да. Направление, которое определено, оно финансово обеспечено. Организационно обеспечено и методически обеспечено.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Андрей из Петербурга спрашивает: «Вопрос. А могут на Биржу труда встать внутренние мигранты из другого региона, но с временной регистрацией?»

Ю.ГЕРЦИЙ: Значит, они могут обратиться в орган занятости, но они не будут признаны безработными. Безработный признается по месту постоянно жительства.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Вот так? Надо как бы вернуться, да?

Ю.ГЕРЦИЙ: Услуги им будут оказываться, подбор работы будет осуществляться, но начисление пособия или признание безработным с правом получения пособий по безработице не будет.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Вот обратите внимание на это, Андрей. Очень важно.

Ю.ГЕРЦИЙ: Да, это важно, потому что любому гражданину, который находится, является гражданином Российской Федерации, иностранному гражданину, который у нас находится на законном основании, услуги оказываются. Я должен обратить внимание, Алексей Алексеевич, что все наши услуги, которые мы оказываем нашим гражданам — независимо, житель этой территории, не этой – все услуги оказываются бесплатно. И возможность пользоваться компьютером, возможность выйти в интернет, возможность обратиться, получить консультацию, протестироваться, изучить профессиограмму – все это бесплатно.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Важно. Я напоминаю, в прямом эфире «Эха Москвы» Юрий Викторович Герций, руководитель Федеральной службы по труду и занятости. В следующей части нашей программы мы, во-первых, поговорим – вы сказали слово «интернет» — о сайте, который предлагаете, тем более, что уже специалисты его начали критиковать.

Ю.ГЕРЦИЙ: Ну, без этого не бывает. (смеется)

А.ВЕНЕДИКТОВ: Нет, ну, можно принять к сведению. А во-вторых, напоминаю, что у нас работает SMS 970-45-45, ну, и будем включать телефон 363-36-59. Но сначала краткие новости

НОВОСТИ

А.ВЕНЕДИКТОВ: 12:33 в Москве. Юрий Викторович Герций, руководитель Федеральной службы по труду и занятости у нас в эфире. Я напомню телефон прямого эфира, московский – 363-36-59. Буквально через 3-5 минут я начну принимать ваши телефонные звонки. Вы можете уже набирать. Но сначала несколько вопросов по тому сайту, который открылся. Вот наш пользователь интернета и наш слушатель, видимо, или пользователь сайта «Эха Москвы» Сергей задает несколько вопросов по сайту, такой, блиц. Первый вопрос: кому нужен сайт, где вакансии обновляются раз в месяц?

Ю.ГЕРЦИЙ: Ну, я отвечу так, тоже блиц. Вакансии обновляются сейчас еженедельно по пятницам. Это новая система, которую мы создали, поэтому мы пока не готовы к тому, чтобы обеспечивать ежедневное. А с 1 апреля мы предусматриваем возможность обновления вакансий ежедневно.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Спасибо. Второй вопрос: зачем нужен сайт, если даже найдя вакансию, все равно надо обращаться в Госслужбу занятости, а не напрямую к работодателю?

Ю.ГЕРЦИЙ: Да, это, может быть, в какой-то степени издержки, когда нет прямого выхода. Но вы поймите: это мы первую такую создали информационную базу, и нам надо разобраться, как она будет работать. Второе – не все работодатели, подавая к нам заявку, говорят: «Вы выдавайте наш телефон напрямую». Они полагают так, что орган занятости субъекта или государственное учреждение, Центр занятости проведет необходимую работу именно по подбору того клиента, того соискателя, который соответствует требованиям работодателя. Чтобы работодатель пришедшего к нему соискателя мог оценить и принять решение: «Да, я его беру на работу». Поэтому некоторые работодатели не идут. Мы сейчас предусматриваем провести определенную работу, и здесь мы обратились и к нашим объединениям работодателей всех уровней. С точки зрения, именно вот эту работу нам немножко активизировать с нашими работодателями, с нашими клиентами, чтобы расширить возможности именно информационные.

А.ВЕНЕДИКТОВ: От него же вопрос, как любим считать деньги: сколько заплачено за создание этого неудачного сайта?

Ю.ГЕРЦИЙ: Ну, во-первых, если его звать Сергей. Сергей, вы уж извините. Во-первых, я бы не сказал, что это неудачный сайт. Это именно первый сайт, точнее портал, если вы говорите о вакансиях. Это первая информационная база, которая создана в Российской Федерации государством, которая обеспечивает свободный доступ и формирует возможности. И формирование этого портала и всех остальных составляющих – это не дешевая система. Но она имеет маленькую историю. История была связана с тем, что система государственных служб занятости работала на нескольких программных продуктах. И у нас была задача в том, чтобы объединить программные продукты, и все органы занятости – а если взять, это больше 2,5 тысяч структурных подразделений разного уровня – надо было вывести на один программный продукт, на одну информационную базу и платформу построить. Второе. Для того, чтобы в рамках страны формировать базу, необходимо было отработать определенные составляющие. И эти составляющие мы занесли в закон о занятости и ввели специальную статью, которая называется «Регистр получателей услуг». То есть те граждане и те работодатели, которые у нас внесены в базу, они внесены в соответствии с законом о занятости населения – первая составляющая. Они внесены в соответствии с законом о защите данных, тех или других клиентов, и это все носит, я бы еще произнес в третий раз слово «законы», законный характер. Для этого мы должны были разработать определенные программы, сформировать федеральное региональное хранилище, сформировать сегменты всех данных, и эта работа у нас шла в течение 2006, 2007, 2008-го года. И вот вы сказали там, что дорогостоящий? Да, я эту цифру озвучивал. Цифру я озвучивал 19 миллионов, я за нее отвечаю, потому что это стоимость всей той работы, которая была проведена с 2006-го года. Это и программные продукты по статистике, это программные продукты по поиску работы, это программные продукты по регистрации граждан, по начислению пособий и ряд других направлений. Вот это все вместе составляющие. Это и приобретение определенного оборудование, и установление каналов. Нам обошлось в 19 миллионов. Я полагаю, что это очень маленькая цифра, которая вылилась в тот конечный результат, который мы сейчас имеем. Да, есть проблема – возможность подбора…

А.ВЕНЕДИКТОВ: Вот в связи с этим от него последний вопрос: может, он как-то будет развиваться? То есть Сергей заинтересован в этом.

Ю.ГЕРЦИЙ: Да. И мы заинтересованы в том. И когда мы презентовали сайт, точнее портал, и рассказывали о нем, и сейчас я говорю и мои сотрудники об этом говорят.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Trudvsem.ru, да?

Ю.ГЕРЦИЙ: Да.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Trudvsem.ru: «trudvsem» – в одно слово.

Ю.ГЕРЦИЙ: Trudvsem.ru.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Забавное название.

Ю.ГЕРЦИЙ: Мы предусматриваем наряду с той информацией, которая там сейчас заложена, и развитие перспективных направлений, и возможность совершенствования с точки зрения отправки резюме, с точки зрения получения обратной информации. Ну, продукт должен немножко поработать, притереться. И мы уже видим те нерешенные проблемы, которые нужно решать, и мы их будем решать. Если у вас какие-то предметные предложения, пожалуйста, обращайтесь к нам напрямую на наш информационный сайт, присылайте нам свои предложения — мы готовы к сотрудничеству, вплоть даже до личной встречи. Тем более вы – москвич, давайте встретимся с разработчиками, специалистами, пообщаемся.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Может, идеи будут. Это интересно всем. Конечно.

Ю.ГЕРЦИЙ: Может, идеи. Это же в интересах всех, это очень полезное и нужное дело.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Итак, Юрий Викторович Герций, руководитель Федеральной службы по труду и занятости. Сейчас я включу телефон 363-36-59 – все звонки есть – у меня есть один вопрос. Мы вчера встречались с руководителем ГУВД Прониным. Он говорит, что по-прежнему в московской милиции некомплект. Вот вы, Служба занятости занимается военизированными правоохранительными органами тоже? Какая у нас там вообще проблема?

Ю.ГЕРЦИЙ: Значит, проблема какая? У нас заявка по Москве и по другим регионам, подбор сотрудников для этих органов имеется в информационном банке. Там есть определенные возрастные показатели, образовательные показатели, по месту жительства. Я не готов сказать, какова цифра сейчас в банке заявок по Москве.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Не-не, я не про цифры. То есть это тоже занимается Роструд?

Ю.ГЕРЦИЙ: По Москве – есть, да. Информация у нас имеется, она размещается в наших информационных ресурсах. Мы даже специально по работникам внутренних дел, по контрактной службе, по альтернативной гражданской службе информацию размещаем и на информационных стендах отдельных. Кроме того, что она внесена технологически…

А.ВЕНЕДИКТОВ: Она внесена все равно?

Ю.ГЕРЦИЙ: Да-да, в обязательном порядке.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Мы же знаем, что сейчас офицеры будут уходить в массовом порядке. Они тоже могут.

Ю.ГЕРЦИЙ: Мы им поможем. Обращаются к нам – и мы поможем. Офицеры. Я вас призываю, товарищи офицеры, приходите к нам.

А.ВЕНЕДИКТОВ: 363-36-59, и первый телефонный звонок. Алло, здравствуйте. Алло.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Здравствуйте. Как вас зовут?

СЛУШАТЕЛЬ: Людмила.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Людмила, пожалуйста. Юрий Викторович.

СЛУШАТЕЛЬ: Скажите, пожалуйста, от чего зависит пособие по безработице? Вот я знаю, что у моей знакомой сын недавно встал, и ему назначили 850 рублей. Хотя все время звучит цифра 4900.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Спасибо, Людмила.

Ю.ГЕРЦИЙ: Я частично на этот вопрос ответил. Размер пособия у нас характеризуется двумя показателями. Минимальный размер пособия определен постановлением правительства 850 рублей, и максимальный – 4900. Вот этот промежуток от минимального до максимального, он рассчитывается, исходя из средней заработной платы гражданина, который имел трудовую занятость, то есть работал. В год предшествующий обращению в государственную службу занятости он должен был быть занят, должен представить в службу занятости справку о средней заработной плате, исходя за последние 3 месяца, предшествующие безработице. И исходя из этого, мы считаем уже размер пособия по безработице.

А.ВЕНЕДИКТОВ: То есть, вот если он не удовлетворен?

Ю.ГЕРЦИЙ: Если он не работал.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Нет, если он считает, что несправедливо. Куда ему?

Ю.ГЕРЦИЙ: Ну, он в центр занятости. Значит, он должен обратиться к директору центра занятости: почему ему начислили такого размера пособие?

А.ВЕНЕДИКТОВ: Чтобы он ему показал таблицу?

Ю.ГЕРЦИЙ: Да, гражданин возьмет закон о занятости и сразу все посмотрит. Потом на наших информационных ресурсах, в том же самом центре занятости, имеется административный регламент, который пишет, как рассчитывается и выплачивается пособие по безработице.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Так что, Людмила, обратитесь к знакомой, чтобы сын сначала выяснил законность, скажем так, да?

Ю.ГЕРЦИЙ: И пускай обратиться к директору центра, к любому специалисту – они ему откроют, на каком основании ему именно такое начисление пособия идет.

А.ВЕНЕДИКТОВ: 363-36-59. Алло, здравствуйте. Алло?

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте, Алексей Алексеевич. Марья Васильевна с Самары.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Да, пожалуйста.

СЛУШАТЕЛЬ: У меня есть предложение. 6 миллионов наших безработных направить в ЖКХ вместо спившихся сантехников, водопроводчиков.

А.ВЕНЕДИКТОВ: А спившихся техников и водопроводчиков – в безработные?

Ю.ГЕРЦИЙ: В безработные. (смеется)

А.ВЕНЕДИКТОВ: Те же 6 миллионов.

СЛУШАТЕЛЬ: Да, пусть они там пьют дальше. А вот нормальные люди – их обучить за 1-2 месяца, это не так уж сложно – и пусть они 1-2 года поработают и в ЖКХ наведут нам порядок.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Понятно. Спасибо. Юрий Викторович, вот есть такое мнение.

Ю.ГЕРЦИЙ: Ну, ваше мнение – оно очень хорошее. Дело в том, что вот те программы, о чем я говорил в первом часе, которые предусмотрены, они как раз предусматривают возможность расширения участия высвобождаемых работников в проблемах жилищно-коммунального комплекса и с точки зрения его поддержки, и с точки зрения его состояния.

А.ВЕНЕДИКТОВ: А там вакансии?

Ю.ГЕРЦИЙ: Там могут создаваться временные рабочие места. А вот где есть вакансии – естественно, будем устраивать уже на постоянные рабочие места как через систему безработных, которая у нас есть, также высвобождаемых работников через технологию перевода к новому рабочему месту. Ну вот по Самаре, мы посмотрим. Я там подскажу работникам органов занятости, чтобы они немножко посмотрели, что ж там с ЖКХ у вас творится. Да и потом мы подключим и инспекторов еще в Самаре. Если там пьяные специалисты сидят, то это уже является нарушением условий труда. И уже безопасный труд – тут уже другие требования будут предъявляться. Так что в Самарской области инспекция поработает.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Ну вот вы и сказали. 363-36-59. Алло, здравствуйте. Алло.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Здравствуйте. Как вас зовут и откуда вы?

СЛУШАТЕЛЬ: Сергей, Санкт-Петербург.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Сергей, пожалуйста.

СЛУШАТЕЛЬ: Добрый день. Скажите пожалуйста, вот, не кажется ли вам, что 4900 – это слишком большая сумма по безработице? Потому что у нас зарплата, скажем, у уборщиц – 6000 рублей, и людям просто не имеет смысл работать: проще получать пособие. А, скажем, за работу больше мы платить не можем, и я думаю, что для многих отраслей это характерно.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Юрий Викторович?

Ю.ГЕРЦИЙ: Я полагаю так, что цифра 4900 – она сейчас является оптимальной цифрой, потому что даже можно ее рассматривать несколько по-другому, потому что мы должны с вами оценить, каково соотношение того пособия, который мы выплачиваем по безработице, к той средней заработной плате, которая складывается по Российской Федерации. Я сказал, что размер пособия сейчас соответствует показателю примерно 32% от средней заработной платы.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Средняя заработная плата – где-то 14 тысяч рублей?

Ю.ГЕРЦИЙ: Да. Значит, если же мы возьмем для некоторых регионов и для некоторых специальностей, на самом деле этот размер очень высокий. Но тот гражданин, который приходит с суммой, как вы сказали, 6200, он получает, то у него размер пособия по безработице 4900 не будет. Потому что там же есть шкала расчета, я уже сказал 75, 60 и 40%, в зависимости от времени. И эта шкала у него будет падать. Может быть, в первый день у него 4900 может сохраниться только у тех людей, которые получали заработную плату где-то в пределах 20 тысяч рублей.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Видите какие разные точки зрения?

Ю.ГЕРЦИЙ: Хорошие. Хорошие точки зрения.

А.ВЕНЕДИКТОВ: 363-36-59. Алло, здравствуйте. Алло.

СЛУШАТЕЛЬ: Добрый день.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Здравствуйте. Как вас зовут?

СЛУШАТЕЛЬ: Андрей, город Москва.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Да, Андрей из Москвы. Пожалуйста.

СЛУШАТЕЛЬ: Вот вопрос у меня следующий. Несет ли работодатель ответственность за несвоевременную выплату зарплаты в период падения рубля нынешнего? Потому что, допустим, вот если он задерживает зарплату на месяц, то, сами понимаете, насколько снижается уже наш доход.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Понятно. По моей памяти, по-моему несет, но, Юрий Викторович, за задержки зарплаты, по-моему, несут ответственность.

Ю.ГЕРЦИЙ: Да. Я скажу так. Что ответственность работодатель несет, прежде всего, как административную и уголовную, и другую. Он обязан своевременно выплачивать заработную плату.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Вне зависимости от курса.

Ю.ГЕРЦИЙ: Да. Мы здесь курс не будем.

А.ВЕНЕДИКТОВ: А если курс будет наоборот?

Ю.ГЕРЦИЙ: Да, в другую сторону. Тогда, значит… Дело в том, что в соответствии с Трудовым кодексом, работодатель обязан выплачивать заработную плату 2 раза в месяц. Это определяется в коллективно-трудовом договоре на предприятии, все оговаривается. И он обязан выполнять, выплачивать своевременно. И за тем, чтобы это осуществлялось, следит прежде всего и Госинспекция труда, о чем я уже говорил, следят другие контрольные органы, и Генпрокуратура здесь, и судебная система отработана. Поэтому если есть у вас такие сигналы, пожалуйста, вы нам сообщите. Мы посмотрим это предприятие, которое имеет задержку заработной платы или несвоевременно выплачивает – разберемся. И если будет необходимо принять меры какого-то воздействия, эти меры будут приняты.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Юрий Викторович Герций, руководитель Федеральной службы по труду и занятости. У нас телефонная конференция. Алло, здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ: Алло, здравствуйте.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Как вас зовут и откуда вы?

СЛУШАТЕЛЬ: Я из Санкт-Петербурга, Дадина Татьяна Викторовна.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Все с угроз начинается. Да, Татьяна Викторовна.

СЛУШАТЕЛЬ: А почему с угроз-то?

А.ВЕНЕДИКТОВ: Ну, Санкт-Петербург знаете, как в Москве воспринимается? Как угроза. Давайте! Это шутка!

СЛУШАТЕЛЬ: А у нас Москва так воспринимается.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Я понимаю. Вот и обменялись, Татьяна Викторовна. Давайте вопрос Юрию Викторовичу.

СЛУШАТЕЛЬ: Да. Значит, у меня вопрос такой. Вот сейчас выступал предыдущий товарищ по поводу того, что ЖКХ плохо работает. Если бы к нам приехала в Петербург ревизия, на Проспект Солидарности, станция метро Проспект Большевиков и посмотрела, как у нас ЖКХ работает. Вы знаете, у них, я не знаю, волосы бы дыбом встали. Потому что, что у нас здесь творится и какое беззаконие здесь происходит – я просто не в силах сказать.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Татьян. Это, в общем, идея была не в том, что Юрий Викторович отвечает за ЖКХ, а дело в том, что было предложение, как вы помните, всех уволить, а вас туда направить.

СЛУШАТЕЛЬ: Ага. Ну, я вообще-то музыкант сама.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Вот! Вы готовы идти в ЖКХ работать? Водопроводчиком, слесарем?

СЛУШАТЕЛЬ: Я была здесь председателем ТСЖ, и я этого наелась.

А.ВЕНЕДИКТОВ: А. Понятно. Спасибо.

Ю.ГЕРЦИЙ: Хорошо. Ну, а с точки зрения ЖКХ, у нас же есть структура, которая координирует эту работу – это Министерство регионального развития.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Мы позовем министра.

Ю.ГЕРЦИЙ: И по всем сигналам надо обратиться туда. Они подскажут, как это лучше сделать и на что обратить внимание.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Давайте пока еще один звонок. Алло, здравствуйте. Алло?

СЛУШАТЕЛЬ: Алло?

А.ВЕНЕДИКТОВ: Здравствуйте. Как вас зовут и откуда вы?

СЛУШАТЕЛЬ: Иван, Саратов.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Саратов. Давайте. Самара была – теперь Саратов. Задавайте вопрос, Иван.

СЛУШАТЕЛЬ: Вопрос такой звучит. Вот общественные работы при трудоустройстве при Биржах труда, да? Они приветствуются. Но работодатели, которые дают по приходу, по направлению на эти общественные работы, не идут лишь по той причине, что оформление они должны делать на месяц, а возиться им с бумажными делами не очень-то хочется, понимаете?

А.ВЕНЕДИКТОВ: То есть короткий срок, Иван, да? Один месяц, да?

СЛУШАТЕЛЬ: Да, один месяц всего. Понимаете? И те работодатели, к которым направляют на общественную работу – а их очень много, понимаете? – они просто отшивают, подписывают направление, что не представляют работу, понимаете?

А.ВЕНЕДИКТОВ: Ну, это, может быть, не общественная работа, а временные места.

СЛУШАТЕЛЬ: Нет, это как раз Иван говорит об общественных работах для безработных граждан. Значит, у вас граждане на общественную работу отбираются, работодатель подбирается и заключается договор между Центром занятости и работодателем, и между гражданином, участником общественных работ, то есть безработным и работодателем с точки зрения трудовых прав. Да, система немножко усложнена, мы это видим, знаем. И я полагаю, что, видимо, к середине года будут внесены определенные изменения в нормативные документы, которые упростят данную работу. То есть будет заключаться контракт, соглашение. Но мы должны здесь иметь с вами иметь в виду, что они усложнены только лишь по причине того, чтобы, прежде всего, обеспечивались трудовые права того работника, который пошел работать к работодателю. Работодатель будет то же самое, документально защищен с точки зрения условий приема на работу, и с точки зрения выплаты заработной платы. Потому что мы в обязательные условия закладываем, что размер оплаты в период прохождения общественных работ не должен быть ниже минимальной заработной платы. То есть если у нас сейчас минимальная заработная плата 4330 рублей, то работодатель, который принимает на общественные работы безработных граждан, должен платить этому гражданину не менее 4330 рублей.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Важный вопрос. А безработный, предположим, которого направили и он согласился на общественную работу и получил вот эти 4-5 тысяч рублей – у него сохраняется пособие по безработице?

Ю.ГЕРЦИЙ: Да. Если он получает пособие по безработице, у него пособие по безработице сохраняется в том размере, который ему положено получать.

А.ВЕНЕДИКТОВ: И плюс к этому?

Ю.ГЕРЦИЙ: Заработную плату на общественной работе. То есть он, если так возьмем, в цифрах, максимальный размер пособия, к примеру, у него 4900, и минимальная заработная плата 4330, то энную сумму он будет получать и обеспечивать. Мы посмотрим еще также здесь и период участия в общественных работах. Потому что у нас тоже несколько ограничен.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Да, вот как раз. Иван, спасибо большое за звонок. Я хочу задать вам вопрос. Скажите, а пособия по безработице облагаются налогом?

Ю.ГЕРЦИЙ: Нет.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Тоже был вопрос.

Ю.ГЕРЦИЙ: Пособие не облагается.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Следующий телефонный звонок. Алло, здравствуйте. Алло?

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Здравствуйте. Как вас зовут и откуда вы?

СЛУШАТЕЛЬ: Пермь, Олег.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Из Перми Олег. Вот тут похвалили вашу службу занятости.

СЛУШАТЕЛЬ: А я как раз на эту тему в том числе.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Давайте. Говорите, вы в эфире.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Меня зовут Олег, я из Перми. Предприниматель. Что касается занятости населения, у меня есть технология, которая позволяет занимать сокращенных людей – раз, и экономить электроэнергию в жилищно-коммунальном хозяйстве – два. На сегодняшний день с нашей службой занятости, с Пермской начинаю эту технологию продвигать, но мне хотелось бы выйти и на другие регионы, в том числе и на Москву. Потому что технология моя достаточно простая, окупаемость у нее около года.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Это уже реклама.

СЛУШАТЕЛЬ: Это не реклама. Это факты.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Да, понятно. Значит, Олег, правильно я понимаю, что ваш телефон заканчивается на 53?

СЛУШАТЕЛЬ: Совершенно верно.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Я передам ваш телефон потом руководителю службы, и его служба свяжется. Просто чтобы нам здесь сейчас в эфире не тратить время. Потому что есть вопросы у людей – вот у вас проблем нет, а у людей есть – в этом проблема. Следующий телефонный звонок. Сейчас будут предлагать много чего. Алло, здравствуйте. Алло?

СЛУШАТЕЛЬ: Алексей Алексеевич?

А.ВЕНЕДИКТОВ: Здравствуйте. Как вас зовут, откуда вы звоните?

СЛУШАТЕЛЬ: Дядя Саша меня зовут.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Звоните откуда?

СЛУШАТЕЛЬ: Из Тывы.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Так?

СЛУШАТЕЛЬ: Я вот хотел какой вопрос задать. А как быть инвалидам с надомной работой?

А.ВЕНЕДИКТОВ: Надомная работа, инвалиды.

Ю.ГЕРЦИЙ: Значит, наше законодательство предъявляет задачи региональных органов исполнительной власти по обеспечению занятости инвалидов. И я полагаю, что у вас в республике Тыва, надомная как раз занятость должна быть приоритетной. И наш орган занятости совместно с органом социальной защиты субъекта, насколько я владею этой темой, они там какие-то направления разрабатывают. Но я переговорю с руководителем занятости на эту тему. И я думаю, что если ваш телефон здесь есть, то мы как-то обеспечим контакт, и через Общество инвалидов, которое у вас есть, через муниципальные образования эту тему надо поднимать.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Пошлите лучше SMS. Я обращаюсь к нашему слушателю из Тывы. 970-45-45, со своим номером. Потому что здесь номер у меня уже ушел. У меня есть еще один номер, это, видимо, тоже Пермь, а может, нет. Алло, здравствуйте, алло.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Здравствуйте. Как вас зовут, откуда вы?

СЛУШАТЕЛЬ: Челябинск, Ринат.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Челябинск. Ринат, пожалуйста. Вы в эфире.

СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста. Вот я слышал, что люди, которые пошли под сокращение, могут открыть свое дело, как частный предприниматель, и при этом вы даете какие-то подъемные?

Ю.ГЕРЦИЙ: Да. Это не подъемные называются. Это как раз форма направления работы, обеспечивающей занятость людей, которые попали под процедуры. Она развивается по следующей технологии. Гражданин зарегистрирован в органе занятости, проходит методику по обучению открытию собственного дела, защита бизнес-плана, и ему выплачивается материальная поддержка на развитие собственного дела в размере той суммы, которая причитается по пособию по безработице.

А.ВЕНЕДИКТОВ: То есть сразу и целиком, грубо говоря?

Ю.ГЕРЦИЙ: Да, на год.

А.ВЕНЕДИКТОВ: На год? Но сразу и целиком на год, да?

Ю.ГЕРЦИЙ: Да. Мы предполагаем, что эта сумма может в среднем составлять где-то в пределах от 45 до 50 энной суммы денег. Эти деньги у нас предусмотрены.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Это что, кредит?

Ю.ГЕРЦИЙ: Нет, это не кредит.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Это безвозвратная материальная поддержка.

Ю.ГЕРЦИЙ: Это безвозвратная сумма, которая выдается. И гражданин занимается собственным делом. Естественно, будет осуществляться ему оказание помощи по реализации этого дела. Ну и в какой-то степени контроль, чтобы он так вот, недельку поработал, а потом забыл это все свое дело. Он же берет на себя обязательства, что он будет обеспечивать занятость и так далее. И вот такие программы, я вам скажу, сейчас уже многие развиваются. В Волгоградской области активно они пошли, в Перми у нас были телефонные разговоры. Я буквально позавчера беседовал с Поповым, руководителем – то же самое, направления самозанятости очень активно идут. И люди, которые получают, они обеспечивают занятость и привлекают таких же людей к себе на работу, и уже сумма здесь может быть увеличена. К примеру, 2-3 человека собрались, одно дело открывают – это уже не 50 тысяч, а 100-150 тысяч, здесь уже можно решить проблему. Поэтому я и говорил: в малочисленных городах, градообразующих вот это направление может пойти с точки зрения бытовых услуг, с точки зрения торговых услуг, с точки зрения, скажем, если в сельхозпроизводстве, производство, переработка, хранение продукции и так далее.

А.ВЕНЕДИКТОВ: И, может быть, последняя тема у нас – 4 минуты осталось до конца – это касательно миграции рабочей силы. Вот, хорошо нам с вами знакомый Максим Топилин – это было до кризиса, год назад – говорил, что одна из главных проблем на нашем рынке труда – это то, что люди просто не привыкли перемещаться, да? Есть такая история по нашей стране.

Ю.ГЕРЦИЙ: Есть такое, да.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Вот сейчас, когда, скажем, в соседнем субъекте федерации есть работа, предположим, а в этом нет, но люди не привыкли перемещаться. Что делает государство и ваша служба, что может делать? Вот я услышал слово «подъемные», да? Вот я услышал слово «подъемные» и сразу вопрос: как помочь человеку все-таки, чтобы он рискнул из города Владимир переехать в город Тверь – совсем близкая дорога, да? – вот как его простимулировать, потому что там есть работа, а там нет?

Ю.ГЕРЦИЙ: Ну, во-первых, я уже сказал, что эта форма сейчас у нас получит более широкое развитие. Мы этой формой занимаемся уже несколько лет в рамках переезда безработных граждан. Большие цифры мы не получили, но во всяком случае в пределах до тысячи человек у нас ежегодно из числа безработных переезжает. Для тех людей, которые сейчас находятся под риском высвобождения-увольнения, это также предусмотрено. То есть он может быть не безработным, с предприятия, к примеру, ООО такое-то или из города Владимира, собрался переехать. Значит, через систему органов занятости мы проверяем достоверно, что есть рабочее место в другом городе, к примеру в Твери, и работодатель готов принять его на работу в этой местности по этой профессии. Тогда ему обеспечивается стоимость проезда к новому месту работы, ему оплачивается суточный проезд – ну, если двое суток, во Владимир ехать, там несколько часов – суточные проплачиваются в размере ста рублей. И мы предусмотрели постановление правительства, компенсацию найма жилья до 3-х месяцев в размере 550 рублей суточной компенсации. Вот как раз эта сумма она позволяет, чтобы гражданин прибыл на новое рабочее место, смог обустроить себя с точки зрения проживания, не обременяя ни работодателя, ни себя лично. И мы будем компенсировать эту сумму до 3-х месяцев. Вы можете посчитать, что это примерно то же самое выходит где-то на 60 тысяч рублей. И сейчас у нас уже такие заявки имеются.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Началось движение?

Ю.ГЕРЦИЙ: Началось. В Ярославской области началось, в республике Татарстан началось, в Красноярском крае – там большое количество предусмотрено. Ставрополье здесь у нас заявило. Чеченская республика заявила. Ну, и ряд других регионов – я просто не буду перечислять всех, но, во всяком случае, такие заявки есть. И есть регионы, которые имеют желание принять не только программу внутрирегионального переезда, но и программу межрегионального переезда. К примеру, ряд регионов – Тюмень, Ямало-Ненецкий, Ханты-Мансийский, Дальний Восток – там они всегда готовы принять. Они готовы принять, обеспечить работой. Поэтому те люди, которые готовы к такой деятельности, к переезду – пожалуйста, обращайтесь в орган занятости по месту жительства, получите полную консультацию и вам будет обеспечен – я гарантирую – будет обеспечен переезд, и те суммы, которые я озвучил, они будут выплачены в обязательном порядке.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Спасибо большое. Напоминаю, у нас в гостях был Юрий Викторович Герций, руководитель Федеральной службы по труду и занятости. Я хотел сказать. Надеюсь, что вы будете более частым гостем, потом подумал, что как там. Лучше бы нет, но это зря. (смеется)

Ю.ГЕРЦИЙ: Но я расскажу и о хороших делах, которые есть в службе занятости, не только о проблемах.

А.ВЕНЕДИКТОВ: Да. Мы договоримся, и Юрий Викторович будет тоже отвечать на ваши вопросы. Теперь на «Эхе» новости.


Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире