'Вопросы к интервью
26 декабря 2008
Z Интервью Все выпуски

Экологическая ситуация в Москве. Будут ли в Москве гибридные автомобили


Время выхода в эфир: 26 декабря 2008, 12:08

А. ДЫХОВИЧНЫЙ – Добрый день. У нас в гостях Леонид Бочин — министр правительства Москвы по вопросам природопользования и охраны окружающей среды. Здравствуйте.

Л. БОЧИН — Здравствуйте.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ – Экология в Москве и  отдельным вопросом – гибридные автомобили. Мы с этого начнем. В принципе мне сегодня весь эфир хотелось бы построить на вопросах наших слушателей. И по телефону давайте тоже поговорим. Но начнем с гибридных автомобилей. Владимир, программист из Москвы интересуется: «Является ли покупка дорогущих гибридных «Тойот» для правительства Москвы борьбой за экологию. Или это просто покупка дорогих эксклюзивных автомобилей для членов правительства?» Дело в том, что некоторое время назад со ссылкой на вас, многие СМИ написали, что мэр Москвы по результатам недавней конференции «Альтернативные виды топлива» дал распоряжение о замене автопарка города на гибридные автомобили и сейчас идет активная проработка этого вопроса, — цитируют Леонида Бочина. То есть вас. Сейчас уже опровержения какие-то пишутся. Что происходит с гибридными автомобилями?

Л. БОЧИН — Выдача желаемого за действительное. В октябре этого года была большая представительная международная конференция, и мэр города принимал участие в ней. Смотрели водородные автомобили, автоконцерны Хонда, смотрели довольно много отечественных автомобилей, электромобили. Автомобили на диметил-эфире. В том числе смотрели и гибридные автомобили. И Юрий Михайлович высказался в том смысле, что гибридные автомобили достаточно полезные для города, где средняя скорость движения не так велика. И уровень выбросов вредных веществ достаточно низок по сравнению с традиционными видами моторных конструкций. Не более того. И речь шла по существу только о проработке разных вариантов и город занимается тем, что стимулирует разные экологически приемлемые типы автомобилей для того, чтобы каким-то образом в рамках тех скромных полномочий, которые имеет субъект РФ, заниматься очисткой воздуха от автомобилей. Их вклад действительно велик. Это порядка 80% доля вклада автомобилей в загрязнение воздушной среды. И для мегаполиса это проблема номер один. Именно в этом контексте прорабатываются эти решения. Вы знаете, что сейчас выпущена топливная карта для малолитражных автомобилей, которые меньше всего занимают городского пространства, и пространства улично-дорожной сети. И проект этот идет. Мы рассматриваем возможности может быть несколько увеличить размерность этих мини или малолитражных автомобилей для того, чтобы стимулировать их приобретение горожанами и тоже в какой-то степени изменять экологическую ситуацию на дорогах города к лучшему.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ – Там 1,1 литр сейчас.

Л. БОЧИН — Там размеры еще есть. К слову сказать, есть достаточно основательные предпосылки к совместному предприятию «Автофрамос», со следующего года наладить выпуск автомобилей не гибридов, но соответствующих евро-4, чей размер будет на несколько сантиметров больше. И мы вполне в состоянии рассмотреть эту возможность, может быть, изменить этот размер и это тоже будет стимулирующая мера по изменению экологической ситуации в городе. Гибридные автомобили стоят в ряду этой проблемы. Не более того. Одновременно хочу сказать, нет никакой цели у правительства города покупать дорогущие гибридные автомобили, это первое. Второе, не было никаких распоряжений и не было речи о том, что эти распоряжения вышли, и вопрос сейчас только о поставках. Речь идет только о том, что гибридные автомобили являются в определенном смысле панацеей изменения загрязнения атмосферного воздуха в лучшую сторону. Одна из газет уже поспешила обвинить руководство города в том, что он поддерживает японский автопром, как о свершившемся факте. Важно просто четко понимать, что город ищет выход из тяжелой экологической ситуации, связанной с загрязнениями автомобилей горожанами же. У нас на сегодня каждый год плюс 200 тысяч автомобилей приобретается. Тем не менее, нам удается сдерживать динамику загрязнения атмосферного воздуха и с помощью целого ряда отдельных мер, в том числе решением большой транспортной программы. Но одновременно хочу заметить, что и изменение структуры автомобильного парка здесь здорово помогает. То есть довольно активно выбывают из структуры автомобильного парка те автомобили, в том числе отечественного производства, которые не соответствуют евротребованиям евро-1, евро-2. Правительство приняло программу, ее успешно реализуют, о закупке автобусов, соответствующих только евро-3. И только по этому критерию те автобусы, которые ездят у нас по городу. Поэтому слово «гибрид» находится в контексте общей программы оздоровления. Еще раз хочу подчеркнуть: никаких намерений о пересадке чиновников на гибриды как о свершившемся факте нет и быть в условиях нынешней экономической и финансовой ситуации мировой не может. Мы рассматриваем все возможные варианты изменения экологической ситуации в интересах москвичей. А что касается неких инициатив, которые были до кризиса, то речь идет только о том, что начинать всегда нужно с себя. Не более того. Что мы должны, наверное, подумать о том, чтобы тоже экологичность транспорта, на котором ездят чиновники, в сторону ужесточения.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ – Пока о закупках речи не идет.

Л. БОЧИН — Нет. И в перспективе не рассматривается.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ – С этим поставили точку. Давайте другой вопрос. Павел пишет из Москвы: какова ситуация со строительством опасного для жителей мусоросжигательного завода в Ясенево. Насколько я помню, там люди наиболее…

Л. БОЧИН — Активные.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ – Я живу тоже в зоне поражения. Поэтому меня лично этот вопрос тоже очень беспокоит. Но там 5 заводов.

Л. БОЧИН — Шесть.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ – В Москве. На территории Москвы. Это правда. Речь идет о строительстве мусоросжигательных заводов на территории Москвы.

Л. БОЧИН — Пока речь идет о рамочном документе, который приняло правительство Москвы. Связано с проработкой возможности и вопросов размещения мусоросжигательных заводов, которые обеспечивали бы утилизацию отходов москвичей в полном объеме, исходя из принципиальной позиции, которую заняло правительство города о радикальном снижении полигонных захоронений, как вредных в экологическом отношении проектов. О неотработке еще с Московской областью этой схемы в устойчивом режиме и на долгосрочную перспективу, хотя соглашение о работе совместное по отходам, слава богу, состоялось. В-третьих, ни о каких решениях о строительстве мусоросжигательного завода именно в Ясенево и о подборе этой площадки и понятия профильности, кто попадет в зону поражения, пока это фантазии воображения. Я с чем готов согласиться с  беспокойством жителей. Что на сегодня довольно мало информации, которой должно было бы быть в части строительства мусоросжигательных заводов. Более активную позицию здесь занимает, к сожалению, Гринпис, целый ряд общественных организаций, которые будируют эту проблему. И задача городских чиновников, которые отвечают за санитарную уборку мусора, в опережающем режиме давать разъяснительную информацию. Так это или нет. Довольно много намерений, которые оформлялись постановлением правительства, рамочных намерений не реализовывалось в жизнь в силу целого ряда обстоятельств.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ – Но это рамочное соглашение чего?

Л. БОЧИН — Мы прорабатываем возможность так устроить систему санитарной очистки города, чтобы не зависеть от других субъектов РФ.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ – То есть от Московской области. То есть сжигать мусор в Москве. В Ясенево, не Ясенево – другой вопрос.

Л. БОЧИН — Мы можем говорить о другом. Насколько сжигание мусора вредит здоровью населения. Это справедливый вопрос? – справедливый.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ – Где-нибудь в мире есть такое, чтобы в городе густонаселенном, сжигали мусор.

Л. БОЧИН — Если не считать густонаселенным городом Токио, Париж, Вену, где мне пришлось собственными глазами и собственными ногами побывать на этих мусоросжигательных заводах, а вся Европа именно в границах города имеет эти мусоросжигательные заводы, которые имеют высочайшую степень очистки выбросов и безопасность для населения. И поверьте мне, что здесь есть политическая составляющая и есть содержательная. Я всегда предлагал в плане дискуссии. Давайте мы выйдем на действующие три мусоросжигательных завода, которые находятся в черте города Москвы. Замерим разными независимыми средствами измерений и дадим оценку. Скажем, наконец, правду. Ведь об этом никто не говорит. Все возбуждают очаг поражения потенциальный в гипотетических рассуждениях. В алармизме.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ – Тут многие пишут, Ольга в частности, что в Тушино тоже собираем подписи против строительства мусоросжигательного завода. Я вам объясню, что нас, жителей, беспокоит, которые потенциально будут жить рядом с этими заводами, если они будут когда-то. Да, может быть в Париже, Токио и Вене там все это есть. Но у нас не всегда соблюдаются технологии. Там наверное стоят какие-то фильтры. Фильтры надо менять раз в столько-то времени. У нас могут не поменять.

Л. БОЧИН — Я вас услышал. Вот для того чтобы эксплуатирующая организация, занимающаяся эксплуатацией мусоросжигательных заводов, мы в правительстве города приняли принципиальное решение о том, чтобы на всех выхлопных трубах мусоросжигательных заводов устанавливались опломбированные станции автоматического контроля выбросов, не ведомство само себя проверяет, а все это закачивается на центральный сервер Мосэкомониторинга. Независимой структуры, которая оценивает уровень выбросов и контролирует. И такое решение не только принято, но и материализовано уже на Рудневском мусоросжигательном заводе, первая очередь которого пущена в строй, современнейший принцип сжигания мусора в кипящем слое. Там же находится довольно большой цех по переработке отходов. По раздельному сбору отходов. Поэтому не все чохом сжигается, чтобы здесь не вводить никого в заблуждение. Сейчас австрийцы построили завод, по сути дела, новый, реконструкция на улице Подольских курсантов. Современнейшая технология. Тоже система контроля, которая независима от желания эксплуатирующей организации.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ – То есть Мосэкомониторинг будет знать, что зашкаливает. И что дальше? Они знают, говорят: останавливайте завод. Как мы его остановим, когда у нас мусор. Это вся история известная.

Л. БОЧИН — Очень просто это все делается. Я много раз рекомендовал всем беспокойным людям, включая общественные организации, вместе с нами осуществить внезапный плановый выезд на любой мусоросжигательный завод, и посмотреть, как работают системы. В том числе и на мониторинге этого центрального сервера. Давайте мы это сделаем. Если только превышения будут опасные для здоровья населения, немедленно будут приняты все меры по приостановке работы завода.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ – Вывесите в Интернете в режиме реального времени.

Л. БОЧИН – Отвечаю: точно так это все и происходит.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ – С доступом в Интернете.

Л. БОЧИН — Да. Точно так это происходит. Кстати радиостанция «Эхо Москвы», наверное, одна из немногих, которая в режиме реального времени, ежеминутно не подключена к системе Мосэкомониторинга. Которая находится, кстати, в этом же здании, тоже двумя этажами ниже, где каждую минуту станция автоматического контроля за состоянием воздушной среды дает информацию о том, какие существуют уровни загрязнения, соответствуют нормативам, ниже норматива в каждом районе города. Никакой проблемы. Кстати и Вести-Москва, и ТВЦ, и пять радиостанций дают каждый час в новостных программах характеристику загрязнения атмосферы.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ – Я имею в виду именно из этих труб…

Л. БОЧИН — Сделаем именно из этих труб. Нет врагов. Нет оппонентов и нет людей, которые хотят что-то замазать, соскочить с какого-то вопроса.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ – Найдется какой-то умелец российский, а у нас их о-го-го, который найдет подход к этому…

Л. БОЧИН — И вскроет дверь.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ – Этому запломбированному со всех сторон датчику и вынет какое-нибудь нужное реле, чтобы информация была та, которая нужна, а не та, которая есть на самом деле.

Л. БОЧИН — Для этого в Мосэкомониторинг существуют мобильные системы измерения качества атмосферного воздуха. Мобильная система от умельцев не зависит. Она подъезжает к жилой территории, мы не замеряем качество воздуха рядом с заводом. Это меньше всего нас интересует. Производственные зоны так называемые. Мы замеряем качество воздуха в сопредельных жилых территориях. Нас этот вопрос беспокоит более всего. И это уже вторая степень контроля.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ – Давайте мы пообщаемся со слушателями. Алло. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ – Здравствуйте. Наталья. Москва. Дело в том, что я живу в Отрадном, Алтуфьевское шоссе, густонаселенный район. У нас построили мусоросжигательных завод в принципе без ведома вообще жителей, 90% даже не знают.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ – Уже построили?

СЛУШАТЕЛЬ – Мне кажется, он функционирует. И вы знаете, что летом, когда окна открыты, потому что душно в домах, такой запах подчас идет. Я думаю, что ночью вряд ли это кто-то контролирует и в принципе жители поставлены в условия…

А. ДЫХОВИЧНЫЙ – То есть они выбрасывают ночью на ваш взгляд?

СЛУШАТЕЛЬ – Нет, я днем на работе. Может быть и они днем идут. Но дело в том, что это в густонаселенном районе непосредственно у Алтуфьевского шоссе. И  вот  я завидую жителям, которых поставили в известность, они узнали о строительстве, потому что это сделано помимо нашей воли.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ – Ясно. Спасибо.

СЛУШАТЕЛЬ – До свидания.

Л. БОЧИН — Я здесь маленькую поправочку хотел бы внести. Во-первых, Алтуфьевский мусоросжигательный завод не был построен, а был реконструирован. Эта реконструкция прошла лет 5 или 6 назад. Реконструкция была связана именно со снижением уровня вредных выбросов…

А. ДЫХОВИЧНЫЙ – Не чувствует этого народ.

Л. БОЧИН — Была закуплена современная французская технология по очистке газов. Я гарантирую одно: мы осуществим сейчас такую массированную проверку завода на Алтуфьево и проинформируем слушателей «Эхо Москвы». Более того, готовы привлечь их к этим проверкам. Чтобы повысилась степень объективности.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ – Ночью.

Л. БОЧИН — И ночью готовы проверить.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ – Вот эти мобильные…

Л. БОЧИН — Так точно.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ – Они ездят и по ночам.

Л. БОЧИН — Ездят и по ночам. Более того, я настаиваю на том, чтобы контрольные перепроверки были внезапные, и мы могли получать максимально достоверную информацию реальную.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ – Еще звонок. Здравствуйте.

СЛУШАТЕЛЬ – Здравствуйте. Наталья. Я живу в районе Капотни. Метро Братиславская. Нам хватает Капотни. Вот интересует, в районе Рублевки, на Юго-западе строятся мусоросжигающие заводы?

Л. БОЧИН — Ничего пока не строится. Ни на Рублевке, ни на Юго-западе.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ – Ясенево – это Юго-запад. Но Рублевка там далеко.

Л. БОЧИН — Я отвечаю, ничего пока не строится. Мы говорим сейчас о проработке оптимальной схемы санитарной очистки города. Это большой комплекс задач. И мусоросжигательные заводы там занимают одно из мест. Не более того.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ – Что еще?

Л. БОЧИН — Что еще в части мусоросжигательных заводов? Или в части других экологических проблем.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ – Мусоросжигательные одно из мест занимают, а что основное самое главное в этой программе?

Л. БОЧИН — В этой программе еще доля раздельного мусора, это степень переработки мусора. Мы бьемся уже более 5 лет с Министерством экономического развития и настаиваем на том, чтобы оно приняло, наконец, разработало и приняло ГД федеральный закон о таре и упаковке, мы единственная страна в мире из цивилизованных стран экономически развитых, которая не платит за тару и упаковку. То есть к нам весь мир привозит товары упакованные, а у себя там за рубежом они платят соответствующий налог на будущую утилизацию этой тары и упаковки. Мы же когда экспортируем свои автомобили, мы платим, если в Германию или Европу, обязательную долю за будущую утилизацию этих автомобилей. Без такого закона у нас программа по утилизации, возвращению во вторичный оборот тары и упаковки, а она лавинообразным путем увеличивается в нашем обиходе, мы не справимся.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ – Дай бог, чтобы мы больше автомобилей экспортировали, это тоже вопрос. Но не совсем к вам. Леонид Бочин — министр правительства Москвы по вопросам природопользования и охраны окружающей среды был у нас в гостях. Спасибо вам.

Комментарии

0

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире