'Вопросы к интервью
А. ДЫХОВИЧНЫЙ – В студии радиостанции «Эхо Москвы» наш гость, князь Никита Лобанов-Ростовский, здравствуйте, Никита Дмитриевич.

Н. ЛОБАНОВ-РОСТОВСКИЙ – Здравия желаю.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ – Майя Пешкова ни в каких не в гостях, а у нас в эфире, как всегда.

М. ПЕШКОВА – На посту.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ – На посту. Майя, добрый день.

М. ПЕШКОВА – Добрый день.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ – Я в двух словах обрисую круг тем, на которые мы будем общаться. Во-первых, вчера прошла церемония передачи дара музею Марины Цветаевой, поговорим обязательно об этом. Презентация книг в Москве Никиты Дмитриевича, поговорим об этом. Но работает наш эфирный пейджер, мы, в общем-то, можем и не замыкаться в этих интересных, но достаточно узких темах. Я напомню, что Никита Дмитриевич, во-первых, князь, да?

Н. ЛОБАНОВ-РОСТОВСКИЙ – Так говорят.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ – Так говорят. Во-вторых, я раскрою маленький секрет, помимо того, что Никита Дмитриевич – коллекционер, он еще и бывший советник аукционов «Кристис» и «Сотбис».

Н. ЛОБАНОВ-РОСТОВСКИЙ – Да, совершенно верно.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ – И в декабре прошли совершенно колоссальные русские аукционы, и мы можем и на эту тему поговорить.

Н. ЛОБАНОВ-РОСТОВСКИЙ – С удовольствием.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ – Давайте начнем с церемонии, Майя, вы были вчера, вам слово.

М. ПЕШКОВА – Да, я вчера была на церемонии в доме-музее Марины Цветаевой, эта церемония символическая, потому что в этом году музей отмечает 15-летие. Больше того, вскоре, 24 числа столетие со дня рождения Ильи Самойловича Зильберштейна, и я знаю, что, Никита Дмитриевич, вы будете вновь гостем Москвы. Вы дружили ведь с Зильберштейном?

Н. ЛОБАНОВ-РОСТОВСКИЙ – Да, и у нас была, как можно выразиться, творческая дружба, я познакомился с ним еще в Париже, когда он был одним из очень немногих советских деятелей, которые приезжали на Запад и покупали русскую культуру, книги и картины. Кроме него я знаю только директора Русского музея Пушкарева, который тогда мне оставлял впечатление, был таким активным, воинственным коммунистом, но тоже приезжал и навещал художников, русских парижан, и покупал у них произведения искусства. Это только два человека, которых я знаю в 60-х, 50-х и 70-х гг., которые были в Париже.

М. ПЕШКОВА – Вы подарили музею Марины Цветаевой портрет ее человека, кто организовал помощь Цветаевой за рубежом, дамы, дамы Саломеи Андронниковой-Гальперн, той самой Саломеи, которой Мандельштам адресовал стихотворение, целый цикл стихотворений «Соломинка», кому писала Анна Андреевна свое поэтическое представление. Саломея, которая была великолепной дамой 13-го года, об этом пишут мемуаристы, та, кто кружила голову многим мужчинам не только в России, но и в эмиграции, куда она попала. Как к вам попали эти портреты работы Яковлева? Говорят, их было три, так ли это?

Н. ЛОБАНОВ-РОСТОВСКИЙ – В аукционе «Сотбис» за последние два года прошли даже четыре портрета Саломеи Николаевны. Один, сангиной, обнаженной, один замечательный портрет маслом Бориса Григорьева, в красном платье, и окончательный портрет маслом того эскиза сангиной, который я подарил вчера музею. Мне удалось купить только эту сангину год тому назад, и специфически купил я ее для того, чтобы подарить музею Цветаевой.

М. ПЕШКОВА – Вы ведь внести огромный вклад в дело становления музея Марины Цветаевой в Борисоглебском переулке тогда, когда еще Надежда Ивановна Катаева-Лыткина боролась за этот дом, вы оказали помощь, поддержку этому музею, именно вы были в числе первых дарителей. Скажите пожалуйста, что вы тогда подарили этому музею?

Н. ЛОБАНОВ-РОСТОВСКИЙ – Специфически я вам не расскажу, потому что я был косвенным инициатором этого дела, т.е. я тогда работал советником в алмазной компании «Де Бирс», «Де Бирс» покупала и продолжает покупать, но в те времена, по крайней мере, на 1 млрд. долларов алмазов в СССР. И в контексте какого-то благоприятной деятельности и жеста мы навели контакты с фондом культуры, и тогда хозяева, семья Оппенгеймеров подарила фонду культуры миллион долларов. С дохода этих денег и от этих денег мы начали закупать произведения российской культуры. И в этом контексте работы передавались фонду культуры, а фонд культуры их потом распределял. И вышло так, что распределялись вещи в музей Цветаевой, т.е. книги, рукописи и т.д., так это совершилось.

М. ПЕШКОВА – Прошу прощения, именно вы подарили большую коллекцию музею частных коллекций?

Н. ЛОБАНОВ-РОСТОВСКИЙ – В музей частных коллекций мы, я говорю мы, т.е. я, Илья Самойлович Зильберштейн пригласил меня, я тогда жил в Сан-Франциско, прилететь в Москву и обсудить этот вопрос. Он меня отвез к директору музея им. Пушкина Антоновой, и мое присутствие, поскольку я понял тогда, было, чтобы дать какое-то подтверждение, что русское зарубежье включится в этот жест и будет дарить произведения искусства этому новому музею. Музей, как вы знаете, вышел чрезвычайно удачным, потому что уже переполнен, т.е. он перевыполнил свое задание, как раньше говорили, партии и правительства, и не за первую пятилетку, еще до этого был пополнен. Так что сейчас вопрос – это создание иного, более расширенного музея.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ – Мы сейчас прервемся ненадолго на новости, Майя, замечательные вопросы идут на пейджер, и я предлагаю сразу после новостей, буквально через минуту-полторы к ним и обратиться. У нас в гостях, я напомню, князь Никита Лобанов-Ростовский. Новости на «Эхе», буквально через полторы минуты продолжим.

НОВОСТИ

А. ДЫХОВИЧНЫЙ – Мы продолжаем, и еще раз напомню, что князь Никита Лобанов-Ростовский у нас в гостях. Никита Дмитриевич, вопросы на пейджер идут. Петр прислал, я надеюсь, Петр, второй вопрос не ваш, тоже Петром подписанный, этот мне нравится, а другой нет. Скажите честно, а не кичитесь ли вы своим знатным происхождением?

Н. ЛОБАНОВ-РОСТОВСКИЙ – Сознательно нет, я никогда его не употребляю. Если вы увидите мои визитные карточки, они анонимны, они просто обозначены «Н.Д. Лобанов».

А. ДЫХОВИЧНЫЙ – А встречались ли вы, наверняка встречались с представителями дворянских семей, которые живут в России?

Н. ЛОБАНОВ-РОСТОВСКИЙ – Очень редко, я не вхожу в дворянское собрание, это не мой круг людей.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ – Почему это не ваш круг людей?

Н. ЛОБАНОВ-РОСТОВСКИЙ – Потому что мои интересы – это искусство, дела, я встречаюсь в контексте своих интересов с лидерами политическими, потому что чтобы создать что-то, вы неизбежно попадаете в круг людей или политически влиятельных, или финансово одаренных. Без них в России ничего нельзя сделать. И т.к. в России в делах уже, наверное, 30 лет, то этот круг людей в начале – ЦК и президиум партии, высшее руководство разведки, а сегодня – деловые люди и государственные деятели. К сожалению, я не вхожу в колею русской аристократии здесь.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ – К сожалению?

Н. ЛОБАНОВ-РОСТОВСКИЙ – Так вышло в жизни, у меня не было никогда интересов в этом направлении.

М. ПЕШКОВА – Тем не менее, мне хотелось узнать, вы ведь Рюрикович?

Н. ЛОБАНОВ-РОСТОВСКИЙ – Да, так говорят.

М. ПЕШКОВА – И хотелось спросить, именно вчера была презентация книги ваших воспоминаний «Записки коллекционера», таков подзаголовок, а выступивший на презентации Альберт Лиханов был против того, что это записки коллекционера. Он так и сказал – это записки собирателя. Почему именно вы видите будущее в том, чтобы ваша коллекция была в России?

Н. ЛОБАНОВ-РОСТОВСКИЙ – Потому что наша коллекция создана целенаправленно, т.е. у нас тысячи произведений искусства, которые включают все течения живописи с 1880 года по 1930 год, они явно имеются во всех значительных музеях в России частично, но вышло так, что у нас все они собрались вместе. И так как многие из зарубежных художников, или их работы не уцелели, они очутились у нас, а местных людей травили, то у нас достаточно значительного русского искусства, которое было бы логично показывать и проживать у себя на родине.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ – А нет ли у вас определенного чувства обиды за то, что сокровища некогда великой империи распродаются на аукционах, при всем уважении интереса Запада к русской культуру, трудно испытывать гордость за такие распродажи, пишет Юрий.

Н. ЛОБАНОВ-РОСТОВСКИЙ – Никак нет, потому что нужно поставить это в контекст, по российским железнодорожным статистикам до 1924 года из России было вывезено 60 тыс. тонн произведений искусства.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ – Т.е. тоннами это меряется?

Н. ЛОБАНОВ-РОСТОВСКИЙ – Тоннами, это комиссия, которая была создана Владимиром Ильичом Лениным, которую возглавлял Горький. Есть письма, которые опубликованы, Ленина к Горькому, который укоряет Горького за то, что он недостаточно активно вывозит товар. Арманд Хаммер в своих воспоминаниях пишет – ту огромную долю произведений искусства, которые прошли через его руки, т.е. связь американской компартии и российской разведки помогала продаже произведений искусства в США и в Европе, на что финансировалась советская разведка и советская коммунистическая деятельность в странах Европы и Америки. Так что те крошки относительно, скажем, по 200-300 картин, которые продаются сейчас, это почти ничего. И слава богу, что они всплывают. И те люди, которые платят за них огромные деньги, я надеюсь, по крайней мере, только из-за этого будут хорошо ухаживать за этими картинами.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ – Но эти люди из России теперь есть, последние аукционы, которые прошли в декабре, говорят, я плохо, слабо в этом разбираюсь, но порядка 45 млн. совместно «Сотбис» с «Кристис»?

Н. ЛОБАНОВ-РОСТОВСКИЙ – Совершенно верно, совершенно правильно заметили.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ – 45 миллионов?

Н. ЛОБАНОВ-РОСТОВСКИЙ – Да.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ – Это колоссальная сумма.

Н. ЛОБАНОВ-РОСТОВСКИЙ – Это за последний, за тот прошлый год, это рекорд, такого до сих пор никогда не было.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ – Среди этих покупателей русского искусства были и русские?

Н. ЛОБАНОВ-РОСТОВСКИЙ – Я думаю, что главным образом русскоязычные люди, но, кроме этого, это люди, сидящие на территории СНГ.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ – Они привезли сюда?

Н. ЛОБАНОВ-РОСТОВСКИЙ – Сейчас начали привозить из-за нового закона.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ – Это же замечательно.

Н. ЛОБАНОВ-РОСТОВСКИЙ – Я с вами совершенно согласен, я 10 лет, если не больше, агитировал ввозу в Россию своего национального достояния. И в конце концов, это постановление прошло. К сожалению, это только постановление таможни, а не закона, так что в любой момент таможня может решить и сказать – да наоборот. Но это абсолютная ахинея, не так уж плохо, как на Украине, чтобы на Украину не то, что привезти что-то, чтобы на Украине подарить в музей что-то, нужно сначала просить разрешения у комиссии сделать дар музею. И после этого нужно уже бороться о ввозе таможенном.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ – Там сейчас, возможно, будут некоторые изменения, посмотрим.

Н. ЛОБАНОВ-РОСТОВСКИЙ – Слава аллаху, что наступила весна.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ – Так это коллекционеры, получается, в России появляются новые коллекционеры, меценаты, может быть, даже или рано говорить об этом, на ваш взгляд?

Н. ЛОБАНОВ-РОСТОВСКИЙ – Я думаю, что вопрос сложный, т.е. я уверен, что есть коллекционеры, как очень известный московский банкир, у которого замечательное, первоклассное собрание, которое, я надеюсь, когда-нибудь будет музеем. Другая группа – это люди, финансово одаренные, которые покупают дорогие вещи, чтобы украсить свои дома и имения.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ – Это не коллекционеры?

Н. ЛОБАНОВ-РОСТОВСКИЙ – Они не коллекционеры, но они влияют на рынок.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ – Объясните разницу.

Н. ЛОБАНОВ-РОСТОВСКИЙ – Разница то, что они однократные или двухразовые игроки на рынке, они покупают, скажем, 10 или 20 или 30 произведений на 5-6 млн. долларов, появляются раз и второй раз, потом они исчезают. Некоторых убивают, 523 бизнесмена были убиты в прошлом году в России. Коллекционеров, относительно говоря, может быть, 50%, т.е. это люди, которые покупают для себя каждый аукцион, т.е. два раза в год. А постоянные игроки на аукционах – это маклеры, которые покупают не на свое имя, т.е. они покупают для себя, но в конечном итоге для кого-то в Москве или Питере.

М. ПЕШКОВА – Никита Дмитриевич, вы житель США, гражданин США?

Н. ЛОБАНОВ-РОСТОВСКИЙ – Да.

М. ПЕШКОВА – Живете в Англии, в Лондоне?

Н. ЛОБАНОВ-РОСТОВСКИЙ – Да.

М. ПЕШКОВА – И, тем не менее, вы приезжаете в Россию, делаете такие щедрые дары, у нас в России вышла одна из ваших книг, я имею в виду последнюю, «Воспоминания. Записки коллекционера», эту книгу можно купить в фонде «Русское зарубежье», в магазине, который находится на Нижней Радищевской, дом номер 2, каждый из вас может купить эту книгу. И тем не менее, мне бы очень хотелось узнать, каким вы видите будущее нашей страны, какой, на ваш взгляд, может стать Россия?

Н. ЛОБАНОВ-РОСТОВСКИЙ – Россия, как вам всем известно, самая богатая страна в мире. Что значит самая богатая страна в мире – она имеет все на своей территории в контексте агропромышленности и в контексте ресурсов. Беда в том, что они не используются достаточно, беда в том, что я не вижу конкретного изменения ситуации на следующие 10, по крайней мере, лет. Почему, Россия не конкурентоспособна и не может быть конкурентоспособна в производстве сельскохозяйственных продуктов, потому что ЕС настолько помогает своим фермерам, что невозможно вырастить огурец, даже если он даром растет в России и потом его где-нибудь продать, потому что голландцы и остальные ведут феноменальную конкуренцию. За литр вина испанское правительство дает 22 цента на литр, потом его продают за 32 центра, невозможно иметь какую-нибудь конкуренцию. Также и дела идут с индустриальными произведениями. Будущее у России явно находится в ее интеллектуальном ресурсе, т.е. Россия по ряду обстоятельств имеет огромное количество очень умных людей, они сейчас находятся, очень многие из них, за рубежом, т.е. сидят в «Майкрософт», творят на благо его хозяев и США. Другие работают в Иране, в Ливии, в Европе. Я надеюсь, что как-то нам удастся создать какое-то движение, которое займется возвратом этого интеллектуального капитала, который включился бы в производство России и строительство нового государства, которое будет основано, в общем, на сервисе. Т.е. маленькая Калифорния. Но Россия настолько мощна, что она сможет перебороть всех остальных в контексте своего интеллектуального капитала и ресурсов, и тогда стать главным поставщиком Индии и Китая, главным образом Китая. Дополнительно к газу и к нефти. Как это можно сделать, это уже доказано председателем авиационной компании «Боинг», который имеет в Москве 700 человек, по-моему, в России 3 тыс., который закупает своих коллег из США и привозит им, платит здесь ту же зарплату, которую они получают в США или в Европе и еще лучшие условия работы. На этом принципе, я надеюсь, как-то нам удастся начать постепенно, как Мао Цзедун говорит, сделать первый шаг, а потом уже 8 тыс. км длинного похода и постепенно возвращать русских людей, которые творили бы на благо будущей России. Другого выхода нет.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ – Чтобы ваши слова были более весомы, я зачитаю вопрос Валентины, какое вы имеете родственное отношение к Лобанову-Ростовскому, русскому послу в Вене, министру иностранных дел, о котором хорошо отзывался Витте? Министр иностранных дел, если я не ошибаюсь, 1895-1896?

Н. ЛОБАНОВ-РОСТОВСКИЙ – Да, он мой прадед, прапрапрадед.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ – Прапрапрадед?

Н. ЛОБАНОВ-РОСТОВСКИЙ – Да, замечательный человек.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ – Скажите пожалуйста, как вы относитесь к восстановлению монархии, Дмитрий интересуется.

Н. ЛОБАНОВ-РОСТОВСКИЙ – Я думаю, что она не в моде, уже, как мне помнится, лет 7 тому назад был опрос в России, и только 5% населения выразились за монархию. Теоретически она была бы очень полезна, потому что Россия – многогранное и многонациональное государство, нужно иметь какой-то символ, который бы ее воплощал. Но, к сожалению, мы слишком далеко ушли от этого. Потому я не вижу практически восстановления монархии в России.

М. ПЕШКОВА – Хотелось спросить о вашем доме-музее в Филях, функционирует ли он?

Н. ЛОБАНОВ-РОСТОВСКИЙ – Дом-музей в Филях создан, есть и не функционирует, потому что он часть ряда строек, которые не закончены, так что туда можно попасть, но можно попасть, только договорившись, а иначе там стоит барьер из-за стройки гостиницы и конференц-зала.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ – Спасибо вам. Я напомню, что у нас в гостях был князь Никита Лобанов-Ростовский, мемуарист и коллекционер, мы говорили на самые-самые разнообразные темы. Никита Дмитриевич, спасибо вам.

Н. ЛОБАНОВ-РОСТОВСКИЙ – Я благодарю вас за эфир.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ – Майя Пешкова, спасибо, Майя. Алексей Дыховичный вел эфир.

Комментарии

0

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире