'Вопросы к интервью

А. Петровская Добрый день. У микрофона Александра Петровская. Это программа «Окей, школа». Сегодня будем говорить о рейтингах. Мы так долго подбирались к этой теме, рассуждая, какие факторы влияют на выбор школы, а казалось бы — просто возьми рейтинг, посмотри, кто там первый, и иди туда. Сегодня будем говорить о том, что так это не работает. Более того, рейтинги нужно уметь читать. Если вы просто отправитесь в первую школу, указанную в каком-то рейтинге, есть вероятность, что останетесь недовольны. Анастасия Азбель, кандидат психологических наук, доцент Института педагогики Санкт-Петербургского государственного университета сегодня у нас в гостях.

А. Азбель Здравствуйте.

А. Петровская Здравствуйте, Анастасия. Ну что, давайте начнём с рейтингов. Помню, когда мы эту программу задумывали, я, признаюсь в своей серости, сказала вам: «Рейтингов нет, вообще не на что ориентироваться». А вы мне сказали: «Ну как? Есть!» Первый момент: видимо, не все знают о том, что они есть. Они как бы есть и действительно в общем доступе, открыты. Но насколько среднестатистический родитель на них ориентируется? Или это для профессионального сообщества?

А. Азбель Рейтинги — это открытая информация. Давайте попробуем просто осмыслить, зачем вообще рейтинг какой-то проводится, и зачем он нам нужен. Казалось бы, есть школа около дома, какая разница, какой у неё рейтинг? Нет, нам нужно знать, что наш ребёнок ходит в школу, первую по рейтингу. Нужное это знание или нет?

А. Петровская Мне кажется, как знание — наверное, нет. Но как ориентир при выборе… Потому что всё, что мы с вами на протяжении 10 выпусков рассказывали — это большая работа для родителя. А открыть рейтинг, посмотреть, кто первый в твоём районе, и туда отдать ребёнка — это простая схема. Поэтому я уверена, что все родители хотели бы, чтобы у них был такой объективный ориентир.

А. Азбель Тогда мы скажем, что существуют официальные, государственные рейтинги, когда государство задаёт некоторые параметры, критерии, собирает информацию и на основании этой информации составляет большую таблицу, списки рейтингов. Бывают разные рейтинги. Вот после этого вам нужно понять, посмотреть внимательно, повернуть голову в сторону своего ребёнка и сказать: «Так, хорошо, у государства есть рейтинг, теперь у меня есть свой собственный ребёнок, и я буду сопоставлять, подбирать школу относительно этого ребёнка». Есть разные рейтинги, все они в открытом источнике, на сайте «Петербургское образование». Там есть вкладка…

А. Петровская Рейтинги образовательных организаций в «Развитии образования».

А. Азбель Вкладка «Развитие образования» и «Региональная система оценки качества образования». Например, сейчас там висят рейтинги за 2019 и 2020 годы. Впрочем, на этом сайте можно найти и более ранние рейтинги. Этих рейтингов как минимум 5 или 6, я сейчас не припомню, они у меня не перед глазами. Но суть сводится к следующему. Что спрашивается в рейтинге? Какая самая лучшая школа. И дальше нужны критерии оценивания. Что значит «лучшая школа»? У неё лучше оснащение в коридорах и лучше всего стенки покрашены? Тогда у нас есть рейтинг материальной обеспеченности, базы, и тогда мы смотрим, где самые лучшие условия с точки зрения стен, какие-нибудь мягкие пуфики в коридорах, парты какие-то специальные, особенные, в это вкладывается школа.

Я скажу: «Не-не-не, мне неважно, в каком помещении. Мне важно, чтобы эта школа мне точно давала гарантии, что мой ребёнок, допустим, выиграет олимпиаду». И тогда нужно смотреть рейтинг школы по вот этому критерию, который будет показывать список школ, специально занятых подготовкой к олимпиадам. А может быть, вы поворачиваете историю в сторону своего ребёнка и видите, что он нормальный, хороший, живой, активный. Тут спорт, тут немножечко рисования, музыки, математика, английский, русский — то, что называется «как у всех». И вы говорите: «Да просто нормальная школа нужна». И тогда нужно смотреть на рейтинг школ в массовом секторе образования. Они обеспечивают хорошее общее образование — то есть, ребёнок просто будет образован.

Тогда нужна эта ровненькая история: подготовка по всем основным предметам, заниматься, абсолютно не выделяя какую-то отрасль знания. Да, есть школы, которые по всем показателям впереди планеты всей. Есть комплексная оценка и несколько школ, которые входят во все рейтинги: там и олимпиадники, и лучшие баллы по ЕГЭ, и лучшее среднее образование, и лучшее оснащение, и лучшее управление коллективом. Есть такие школы-фавориты. Нужно ли в них стремиться? Тут уже нужно приходить и смотреть эту школу, будет ли она подходить именно вашему ребёнку.

А. Петровская Делаем вывод. Сейчас будет самый подробный гайд о том, как читать рейтинги. Вы открываете рейтинги, там их сразу несколько, и тут вам нужно принять решение, что для вас важно: чтобы ребёнок сидел на стульчике с мягкой обивкой, или чтобы это была школа, дающая углублённое изучение какого-то предмета, или же это просто хорошая школа, в которой сочетание всех факторов, и тогда это массовое образование.

А. Азбель Без углублёнки.

А. Петровская И так далее. Это ключевые вещи, с которыми вам нужно определиться. После этого решайте, на какой рейтинг вам, собственно, смотреть. У меня ещё один вопрос по рейтингам. Получается, рейтинги составляются на основе объективных данных, полученных комитетом от школ. Могут лить быть независимые рейтинги, которые составляют какие-нибудь журналисты, эксперты и так далее?

А. Азбель Ой, это моя любимая тема. Открываешь «Яндекс», какую-нибудь школу забиваешь любую — и там народные рейтинги. Народ пишет: «Одна звезда! В школьной столовой я увидел таракана» и так далее, в виде какой-нибудь уборщицы, которая накричала на родного ребёнка. Вот в этих народных рейтингах совершенно очевидно всё время происходит когнитивное искажение. Когда мы пишем отзывы? Когда нам что-то не нравится. Когда нам что-то нравится, пойди ж ты открой этот рейтинг, поставь 5 звёздочек… Если тебя специально приложение не попросило, ни в жизнь ты эти звёздочки не поставишь. Поэтому в этих народных рейтингах мы можем, например, увидеть комментарии детей, которых приложение отслеживает и говорит: «Слушай, как тебе это местечко?» И они могут там написать то, что они думают.

А. Петровская А насколько вообще можно доверять рейтингам, если у нас фактически всё-таки монополия на измерение качества образования у государства, школы государственные? Волей-неволей получается, что доверие к рейтингам связано с доверием к измерению или к субъекту этого измерения — то есть, к государству.

А. Азбель Да. Опять же, государство ориентируется на ту информацию, которую предоставляет школа в самоотчёте. А в самоотчёте есть один из пунктов, когда школа предоставляет информацию, связанную, например, с отзывами родителей или с анкетированием на родительском собрании. То есть, нельзя сказать, что прям всё только лежит на государстве, есть ещё механизмы, которые позволяют всё-таки получить обратную связь от непосредственных участников образовательного процесса. Я имею в виду, конечно же, родителей и учеников. Ну, от учеников реже, потому что там немножко сложнее процедура сбора данных.

А. Петровская Насколько стоит ориентироваться на рейтинги при выборе школы?

А. Азбель Ой, очень хороший вопрос. Наверное, всё-таки стоит ориентироваться на ребёнка, а не на рейтинг. Должно совпасть.

А. Петровская Время у нас закончилось, поэтому прощаемся. Анастасия Азбель, кандидат психологических наук, доцент Института педагогики Санкт-Петербургского государственного университета сегодня была с нами. Спасибо.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире