05 июня 2021
Z Интервью Все выпуски

Маркировка – гарантия подлинности товара


Время выхода в эфир: 05 июня 2021, 07:10

И. Виттель Добрый день. Это «Эхо Москвы». Я Игорь Виттель. Это включение с Санкт-Петербургского международного экономического форума, как некоторые его называют – Питерский форум. И в гостях у меня сегодня Председатель Совета директоров Центра развития перспективных технологий Михаил Дубин. Здравствуйте.

М. Дубин Добрый день.

И. Виттель Михаил, для начала расскажите, чем занимается ваш Центр, потому что часто Центр и маркировка идут через запятую. Это ваше, насколько я понимаю, основное направление деятельности.

М. Дубин: Црпт холдинговая компания. Один из проектов – это маркировка, да.

И. Виттель А остальные?

М. Дубин Есть ряд других, которые мы…

И. Виттель Пока не…

М. Дубин Да, не настолько публично крупные. Это самый большой.

И. Виттель Расскажите подробнее о маркировке и зачем она.

М. Дубин Маркировке в публичной плоскости с нашим участием на сегодня 4 года. Как раз на этой площадке в Питере 4 года назад впервые озвучено было как идея. 2 года назад здесь же было подписано соглашение о государственно-частном партнерстве. И на текущий момент времени уже реализовано в обязательной маркировке 12 товарных групп.

И. Виттель Какие?

М. Дубин Это сигареты, обувь, легпром, в начале этой недели 1 июня стартовал первый этап маркировки молочной продукции, а также под маркировку подпадают шины, духи и фотокамеры. И идут эксперименты еще по другим направлениям. Вот все вместе на текущий момент времени это 12% несырьевого ВВП Российской Федерации.

И. Виттель А каково целеполагание? Для чего нужна маркировка?

М. Дубин Сейчас договорю, где мы находимся. Помимо Российской Федерации, это еще ЕврАзЭС – это все страны, которые входят в сотрудничество и исходят из одной технологии. Причем в четырех из них, за исключением Беларуси, стоит прям наша технология российская. Плюс Узбекистан, который также присоединился полностью технологически к этому процессу.

Собственно, в чем цель, чем мы занимаемся? Мы строим большую платформу по сбору данных. На текущий момент времени уже с большим хранилищем даже по таким серьезным IT-меркам – у нас свыше 100 петабайт хранилище. И, собственно, зачем делать? Информация собирается, после этого анализируется и формируется, строится цифровой двойник отрасли. Собственно, и дальше с этим цифровым двойником можно делать уже самые разные вещи. И каждая заинтересованная страна делает то, что входит в ее функции. Например, если это контролирующий орган, если это государство, то используется для целей анализа рынка и сопоставления данных, которые в системе маркировки, с теми данными, которые есть у контролеров.

У нас на сегодня 11 соглашений с разными ведомствами. Они получают себе эту информацию, сравнивают со своей и в итоге выявляют те случаи, которые требуют более пристального внимания или анализа. Есть бизнес, который с помощью системы маркировки, с помощью этого цифрового двойника может улучшить свои позиции или получить дополнительную выручку, или сократить издержки. Каким образом? Для бизнеса доступна информация из системы. То есть производитель получает информацию, по закону, о движении своего товара. Собственно, если компания умеет этим пользоваться и умеет информацию анализировать, то может быть активнее на рынке и дополнительно зарабатывать.

И. Виттель То есть инструмент обратной связи.

М. Дубин Это не совсем обратная связь. Это скорее то, что используется в бизнес-аналитике у компаний.

И. Виттель Это и есть обратная связь.

М. Дубин Наверное, вы правы. Это поддержка принятия управленческих решений. И не забываем еще про основного бенефициара – это потребитель, который получает возможность проверять подлинность товаров. У нас на сегодня уже свыше 3,5 млн пользователей приложения. Приложение называется «Честный знак». Сканируете и получаете возможность понять корректный код – некорректный, соответственно, товар легальный – нелегальный и в конечном итоге быть спокойными за то, что вы потребляете нормальную, качественную продукцию, что особенно приобретает важность как раз в условиях пандемии, когда, мы понимаем, дистанционные способы торговли, доставки резко выросли.

Вроде бы дистанционная продажа лекарств вплоть до недавнего времени, например, была нелегальной. Тем не менее, уже даже в допандемийный год был высокий процент тех, кто покупал таким образом лекарства. Очевидно, все, кто покупает лекарства, заинтересован в том, чтобы они были настоящими, неподдельными.

И. Виттель А как вы считаете, кстати, раз уж мы об этом заговорили, какова доля контрафакта именно в лекарствах? 20 лет назад, когда я брал интервью, были ужасающие цифры. И, к сожалению, вот буквально несколько месяцев назад я беседовал с сетями аптек, и они говорят, что доля контрафакта на рынке по-прежнему очень велика.

М. Дубин Ну вот, собственно, для этого и нужно, чтобы система маркировки в лекарствах была внедрена до конца. Тогда можно будет точно говорить про эту величину.

И. Виттель Но так, по вашим личным ощущениям.

М. Дубин Тут у меня не может быть личного ощущения, потому что я работаю с цифрами. Что я вижу на цифрах? Я вижу на цифрах на сегодня, что доля маркированной продукции уже перевалила за половину. Соответственно, ближе к концу года можно будет давать те или иные оценки. Что мы видим с точки зрения эффекта? Любая оценка большая или маленькая нелегального оборота – она ведь все равно будет некоторой оценкой. Мы видим конкретные случаи, когда пресекается повторный вброс. Например, на днях в Нижнем Тагиле была партия найдена, которая до этого за бюджетные средства покупалась в Москве и области.

И. Виттель А не поэтому ли, кстати, когда ввели маркировку лекарственных товаров, сразу многие начали говорить о том, что пропали определенные лекарства в аптеках? Да что там многие, я и сам на своем печальном опыте убедился. Аптеки валили все на маркировку, говорили, что это неправильная система. Потом ее притормозили, насколько я помню. Поправьте меня, если я неправ. Но, кажется, в ноябре была история, что все-таки решили какие-то вещи отложить на более поздний. Оказалось, что система не продумана. Это связано с «Честным знаком» или это какие-то другие были инициативы государства?

М. Дубин «Честный знак» – оператор системы. С точки зрения того, что было осенью, осенью был ажиотажный спрос на лекарства. Маркировка ни на что не могла повлиять, потому что доля маркированных лекарства меньше 10% была в обороте.

И. Виттель Там, по-моему, было другое: не маркировка, а обязательная сертификация. Там меняли правила игры.

М. Дубин Я к тому, что просто очень удобно, когда есть частная компания, на которую весь рынок может показать пальцем.

И. Виттель Можно свалить. Инициатива была государственной.

М. Дубин На регуляторов показывать сложнее. Я просто с точки зрения позиционирования. По факту, меньше 10% была доля на рынке такого товара. Второе, что имело место быть: компании не все научились с системой работать. И мы фиксировали достаточно большое количество ошибочных решений по интеграции систем информационных участников оборота и своих. И у нас ушло какое-то время, чтобы это нормализовать. На текущий момент времени система работает в целевом режиме. Участники ей, насколько я представляю, довольны. И как раз та самая модель прослеживаемости реализована в том числе на вакцинах сейчас.

И. Виттель Опять-таки поправьте меня, если я неправ. Я так понимаю, что вы частная компания, которую государство поставило следить за порядком на рынке. Так или нет?

М. Дубин Не совсем так. Частная компания – правда. Порядок на рынке – не наша функция. Наша функция – это создать и эксплуатировать информационную систему. В конечном итоге мы клиентоориентированная компания должна быть. Потому что государство может внедрять определенные правила. Мы создаем и эксплуатируем государственную информационную систему. Это действительно прецедент в Российской Федерации, такого раньше не было, что частная компания – оператор ГИСа.

И. Виттель Когда это происходило, когда вы начинали, почему выбрали именно вас? Были ли другие компании? Была ли конкуренция?

М. Дубин Конкуренция была не между компаниями, конкуренция была между, наверное, идеологией, то есть идти в сторону цифровой маркировки либо выбирать какие-то физические методы контроля. Но показалось, что мы переходим в цифровой мир, и поэтому надо смотреть вперед.

И. Виттель Сейчас очень популярно в вине в обязательной маркировке, когда компании сами делают маркировку, наведя QR-код, любой другой способ, RFID-метку, когда ты узнаешь о товаре, где и из чего он произведен, весь логистический путь зачастую. Как вы относитесь к таким идеям?

М. Дубин Не мы, в принципе, придумали маркировку.

И. Виттель Я понимаю, что не вы.

М. Дубин Изначально маркировка и прослеживаемость возникала в ритейле в таких компаниях, как Walmart. В фарме впервые столкнулся с этой темой Pfizer, когда создал свой известный препарат «Viagra» и вынужден был его защищать, потому что моментально, естественно, его начали подделывать, потому что цена была соответствующая. Мы смотрим на это очень позитивно. И мы в последнее время фиксируем, на самом деле, рост обращений от компаний, которые говорят: «Ну, хорошо, ваша история, связанная с государством, понятна. Но нам нужно для себя решить такую задачу». И это обычно достаточно крупные компании как из FMCG-сектора, так и из промышленности.

И. Виттель Давайте по отраслям. 1 июня началась маркировка молочной продукции, правильно же?

М. Дубин Да, первый этап запущен.

И. Виттель Как это сейчас происходит? Все ли успели присоединиться? И какое содействие вы оказываете участникам, которые присоединились? И главный вопрос, который всегда задают все: а как это отразится на ценах?

М. Дубин 1 июня стартовала маркировка первой части молочной продукции. Всего на 3 этапа разбито: 1 июня, 1 сентября, 1 декабря. 1 июня запущено, чтоб дать представление об объемах, порядка четверти всей продукции. То есть это далеко не все. Запущены сыр и мороженое. Производители сыра практически все готовы. То есть случаи неготовности единичные. Производители мороженого в основном готовы, то есть большинство готово.

Есть некоторые, которые испытывают сложности в силу того, что начали подготовку достаточно поздно. Когда мы видим контракты, датированные 30 апреля или серединой мая текущего года, зная, что с 1 июня ты должен оснастить линии определенным оборудованием, а срок исполнения контракта явно не меньше 2-2,5 месяца, то есть есть некоторая нестыковка. Хотя эксперимент 2,5 года продолжался. В общем, была возможность. И было понятно, что это неизбежно.

И. Виттель Я вас на секундочку перебью. Просто так для себя понять. Допустим, я маленький производитель сыра. Там у меня стоит 50 коров. Я делаю сыр. Маленький фермер. Мне говорят: «С 1 июня твоя продукция должна быть обязательно маркирована».

М. Дубин Да.

И. Виттель А я говорю: «Да идите на фиг. Не хочу я маркировать свою продукцию». Кстати, мне это будет стоить денег? То есть вы приходите, и я по-честному говорю: «Окей, я готов». Что я должен делать?

М. Дубин Что должны делать. У нас на сайте есть все инструкции. Вы можете выбрать тип технического решения, выбрать поставщиков из ваших регионов. Если вы не знаете, как это делать, можете обратиться в нашу службу поддержки. Как раз возвращаясь к вопросу, как мы помогаем. У нас для крупных топ 200 производителей есть персональные менеджеры. И они как раз следят, координируют. Проводится большое количество образовательных семинаров. Мы выезжаем на площадки, по регионам делаются мероприятия. Там десятки и десятки мероприятий. Видеоинструкции и прочее размещены. Но если все-таки не знаете как – звоните. Вам в режиме консультации оказывают поддержку.

Обычно должны купить, если небольшой фермер… Для небольших фермеров, к слову сказать, предусмотрена отсрочка до декабря 2022 года. Но если небольшое предприятие, это оборудование, которое распечатает код на стикере, на наклейке, который вы сможете нанести на продукцию. Услуга платная, да. Сам по себе этот код стоит 50 копеек. Это услуга как раз по прослеживаемости этого товара.

И. Виттель Сколько мне это целиком обойдется?

М. Дубин Код стоит 50 копеек (нанесение). На основании эксперимента мы делали анализ затрат. Это была одна из целей эксперимента. Получалось на единицу продукции порядка 10 копеек.

И. Виттель То есть немного, в принципе.

М. Дубин Немного.

И. Виттель А если я все равно не хочу, то что будет?

М. Дубин Если не хотите, но должны в силу закона, то конструкция нормативной маркировки такая, что обязательный к маркировке товар не может находиться в обороте, то есть вы не сможете продать.

И. Виттель То есть не только войти в сети с этим, которые и так не берут, конечно, маленьких фермеров, но и просто продавать у себя на ферме не могу, как сейчас популярно? Агротуризм, например.

М. Дубин Нет, напрямую вы сможете реализовывать собственную продукцию. Вы не сможете делать с ней сделки?

И. Виттель Что не смогу?

М. Дубин Сделки с ней не можете сделать.

И. Виттель Подождите, а покупка – это сделка или нет?

М. Дубин Если у вас есть кассовый аппарат, то чек вы пробить не сможете.

И. Виттель Понятно. То есть это обязательно.

М. Дубин Да.

И. Виттель Хорошо. Эксперимент с бутилированной водой, который сейчас…

М. Дубин Про цены вы задали вопрос. Я от него не ушел. Понятно, он животрепещущий. С одной стороны, доля затрат в структуре себестоимости невысока. В молочке основное, больше половины – это сырое молоко, существенна еще доля упаковки, затраты на маркировку, действительно, некритичны. С другой стороны, мы видим по опыту предыдущих товарных групп, что нигде не было роста цены, что бы кто ни говорил. Эффекта на цены не будет.

Более того, создается цифровой двойник отрасли, и видна цепочка создания стоимости. Мы же фиксируем не только движение товара или переход права собственности, но и цену. Для регулятора сразу станет прозрачным и, наоборот, ценообразование. То есть когда возникает вопрос, кто там неправ – сеть, производитель. Так можно будет открыть просто дашборд и посмотреть.

И. Виттель Одну секундочку, почему регулятор должен решать? Говорится, что у нас в стране свободный рынок.

М. Дубин Я говорю, если будут потенциальные вопросы.

И. Виттель Понятно. Когда скажут: «Ребята, а что это у вас тут мясо стоит?» Известная история с «Перекрестком», как мы помним, когда президент возмущался ценами на мясо.

М. Дубин Я под регулятором больше имею в виду, наверное, антимонопольные органы.

И. Виттель Хорошо. Так что с бутилированной водой?

М. Дубин Проведен эксперимент. Что показал эксперимент? Протестированы все скорости от самой маленькой до самой большой. В эксперименте принимали участие все кипы, размеры компаний опять же от самых мелких до самых больших. И протестированы все форм-факторы, наиболее часто которые на рынке встречаются. Результаты, что основное интересовало. Основное интересовало – это влияние на показатели производства. То есть мы не видим роста брака, и мы не видим замедление производственного процесса.

И на основании этого принято и опубликовано постановление также о том, что будет внедряться обязательная маркировка воды. За этим внимательно очень следит в том числе Совет Федерации. Внедряться будет поэтапно, как и все, что мы делаем, для того чтобы не возникало никаких сложностей внедрения, и в том числе чтобы затраты участников фазировать. С 1 декабря текущего года минеральная вода стартует. Минеральная вода – порядка 10% категории. И с марта следующего года – вся остальная бутилированная вода.

И. Виттель А когда полностью отрасль будет охвачена?

М. Дубин К марту следующего года.

И. Виттель То есть, я так понимаю, на этой бутылке воды у меня…

М. Дубин На этой бутылке воды появится индивидуальный код. Соответственно, сможете просканировать.

И. Виттель И буду знать, поддельная или нет. А что еще?

М. Дубин Сможете понять, поддельная или нет. Сможете, если поддельная, сообщить об этом либо пожаловаться, и эта жалоба, если вы официально зарегистрируете, поступит к контролирующим органам. Сможете, например, выиграть денежный приз, если поучаствуете в лотерее.

И. Виттель Не с моим счастьем.

М. Дубин Почему?

И. Виттель Не везет. Вы все время говорили про то, что стоит будет 10 копеек плюс копейка. Но я так понимаю, что ваша компания себя неплохо чувствует. Курочка по зернышку клюет, да? Вы можете примерно назвать оборот вашей компании?

М. Дубин Текущий оборот не раскрываем.

И. Виттель То есть это коммерческая тайна.

М. Дубин Это не коммерческая тайна. Мы публикуем отчетность. Просто мы ее публикуем по итогам года.

И. Виттель Хорошо. Тогда последний, наверное, вопрос на сегодня – по БАДам.

М. Дубин Прошлый год мы закрыли без прибыли.

И. Виттель Без прибыли? Жалуетесь или хвастаетесь?

М. Дубин Нет, просто рассказываю, что мы не только зарабатываем, мы еще и инвестируем.

И. Виттель Во что?

М. Дубин В создание, в эксплуатацию системы.

И. Виттель А порядок инвестиций можно раскрыть?

М. Дубин Да, за срок ГЧП свыше 200 млрд рублей составляет. Поэтому да, действительно, их надо, во-первых, отбивать. Да, мы частная компания и бизнес-ориентированная компания. С другой стороны, мы делали расчеты, сколько бы потратило государство на аналогичную деятельность по такому количеству товарных групп. Очевидно, что эти затраты были бы гораздо выше. Кроме того, у нас нет уже никаких гарантий от государства. То есть у нас есть ГЧП, но, в отличие от абсолютного большинства концессий, у нас нет минимально гарантированной доходности. То есть все за свой счет, денег государства ноль, сами вкладываем, сами несем рыночный риск.

И. Виттель Понятно. Про БАДы все-таки подробнее. Сейчас эксперимент идет с БАДами.

М. Дубин Да, до конца августа следующего года.

И. Виттель Подробнее о нем можно? Есть ли какие-то предварительные результаты?

М. Дубин Предварительных результатов нет. Он не так давно начался. Мы видим активную позицию отрасли. Отрасль вовлечена. Буквально вчера мы здесь подписали два соглашения: одно – с ассоциацией отраслевой, другое – с iHerb, с крупнейшей площадкой. И мы видим действительно, что рынок тут проявляет конструктивную позицию, заинтересованность. И я уверен, что с таким уровнем сотрудничества потребители явно будут в выгоде.

И. Виттель Спасибо. Напомню, что у меня в гостях был Председатель Совета директоров Центра развития перспективных технологий Михаил Дубин. И это «Эхо Москвы». Я Игорь Виттель. Включение с Питерского международного экономического форума. Спасибо вам. И берегите себя.

М. Дубин Спасибо.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире