'Вопросы к интервью
18 мая 2021
Z Интервью Все выпуски

Окей, школа: Как выбрать школу во второй раз и страшно ли менять школу?


Время выхода в эфир: 18 мая 2021, 11:45

А. Петровская Добрый день. У микрофона Александра Петровская. Это программа «Окей, школа». Анастасия Азбель, кандидат психологических наук, доцент Института педагогики Санкт-Петербургского государственного университета — моя соведущая. Приветствую, Анастасия.

А. Азбель Здравствуйте.

А. Петровская Говорим мы сегодня как будто в продолжение предыдущего разговора. Мы остановились на том, что если что-то когда-то где-то не нравится, это не фатально, и всегда можно взять и поменять. Для многих у нас в Петербурге, да и вообще, существуют школы только начальные, поэтому после 4-х классов этот вопрос встаёт сам собой. А для многих он встаёт просто в силу каких-то своих целей, планов и так далее. Много что определяет необходимость смены школы, но многие этого боятся. Зачем, когда стоит думать о переходе из одной школы в другую, о смене школы? Нужно ли это делать сразу, когда ты почувствовал, что что-то не то? Стоит ли это делать только между начальной и средней, средней и старшей школой? Что рекомендовано, как вести себя правильно родителям?

А. Азбель Моя любимая тема о смене школ. Я, наверное, чуть-чуть как психолог здесь отзовусь. Когда мы начинаем менять школу? Либо школа просто закончилась — там 1-2-3-4 классы, и после начальной школы нужно принять решение, куда мы перейдём дальше учиться в 5-6-7 и так далее классы. Здесь выбор очевиден: мы просто идём в районный центр управления образованием, получаем некоторую информацию о том, где нас ждут с удовольствием. Потому что, конечно, такого не бывает, что начальная школа завершила свой цикл, а потом эти дети в составе 60 человек, если это небольшая школа, или 90 человек, если школа немного побольше, оказываются совсем в воздухе, и никто не ждал, что они вдруг появятся для районной системы образования. Нет, конечно. Всё запланировано, и места для таких детей есть. Если мы чувствуем, что ребёнок справляется с академической программой, идёт в хорошем академическом темпе, то мы можем попробовать претендовать на место обучения в школе с углублённым изучением предметов.

А. Петровская Нужно ли вообще бояться этой смены, независимо от того, вынужденная ли она (потому что начальная школа закончилась, или переезд, или какой-то конфликт внутри), или это поиск лучшего, без какой-то явной определённой причины?

А. Азбель Стоит ли бояться перемен? Любая перемена — это риск, кто не рискует, тот остаётся там, где остаётся. А если ты готов к переменам, то у тебя есть шанс изменить что-то к лучшему. Но может и не получиться, поэтому чем лучше ты планируешь, тем лучше будет твоя дальнейшая жизнь.

А. Петровская Сможет ли ребёнок нормально учиться, часто меняя школы?

А. Азбель Вопрос, не травмируется ли ребёнок там, где он находится. Бывает так, что родители, опасаясь ещё больших изменений, боятся поменять образовательный маршрут. И здесь получается постоянное взвешивание: ребёнку хорошо там, где он учится? Вот если ему там хорошо, его нужно оставлять. То есть, где он благополучен, там его и оставляйте, потому что вспоминать ребёнок будет не таблицу умножения, не теорему Пифагора, он будет вспоминать детство. И либо он будет вспоминать детство благополучное, ресурсное, в которое хочется вернуться, либо какой-то ужас, кошмар, куда он не хочет возвращаться.

А. Петровская Амбициозный родитель вам скажет: «Подождите, но здесь слабая школа, слабый класс и прочее. А я тут такое местечко нашла для неё/него, сильная школа, классный учитель!» Является ли это мотивом для перехода?

А. Азбель Если вы с ребёнком договорились об этом мотиве, что действительно слабый класс, ему уже просто скучно, мягко говоря. «С ними не о чем разговаривать, они не читают, всё время сидят играют в компьютерные игры, а я в них не играю, они не читают то, что читаю я, и мне нужны другие дети для того, чтобы я могла с ними вести диалог, чтобы у нас было одинаковое чувство юмора». Вот для этого, договорившись с ребёнком, имеет смысл переходить из одной школы в другую. А если вы с ребёнком не договорились, то вы ему окажете, мягко говоря, медвежью услугу.

А. Петровская Если всё-таки все договорились, и остаётся только определиться, куда идти, при этом официальные рейтинги, которые существуют, наверное, условны (мы договорились, что позже поговорим о них подробней), это тоже не 100%-й ориентир. Всё, что мы уже сказали в предыдущих программах, скорее говорит о том, что рейтинги — это некий побочный фактор, но точно не маяк на этом пути. Что маяк? На что ориентироваться, где и как эту лучшую школу найти без ориентира на рейтинги? Я имею в виду среднюю, переходную.

А. Азбель Нужно понять, куда, собственно говоря, ребёнок идёт. Если речь про 5-й класс, значит, это младший подростковый возраст — время, когда ребёнка будет физиологически штормить. Это значит, что нам нужно, чтобы в школе было интересно, увлекательно, по-хорошему упруго с точки зрения интеллекта. Это должна быть школа, где всё-таки с ребёнком работают и пытаются услышать его, увидеть, развивают его личность. Вот это — мягко говоря, идеальная школа.

Если ребёнок академически упругий, то можно и нужно пробовать, пытаться определить его в школу с углублённым изучением чего-либо. Если у ребёнка там откровенно не получается, ему там тяжело, плохо, он плачет — нет смысла проводить через это детство, потому что всё равно нужного эффекта не сложится, не на этом складывается история, связанная с трудолюбием. Если у ребёнка с родителем нет контакта, если родитель чересчур амбициозен, и ему кажется, что если сейчас ребёнок не будет учиться в физмат школе, то дальше у него жизнь пойдёт под откос, и он вообще ничего в жизни стоить не будет, зарабатывать не сможет, и все прочие родительские страхи подключаются… Вот в этой ситуации происходит глубочайшее травмирование детской психики. Это просто очень плохо. Ещё раз: если ребёнок плачет, если ему не нравится, если ему плохо там, где он находится — конечно же, нужно пробовать что-то изменять.

А. Петровская Анастасия, наверное, последний вопрос, на этом сегодня мы будем заканчивать. Про рейтинги я сказала, попросила вас обозначить какие-то маяки, которые могут светить ясно родителям при выборе этого пути, кроме рейтингов. А теперь вернёмся, наоборот, к рейтингам. Они тоже есть. В частности, есть рейтинги школ по тому, как их выпускники поступают в топовые вузы. Насколько эта корреляция прямая?

А. Азбель Судя по всему, если рейтинг есть, то уже кто-то нашёл эту причинно-следственную связь. Что здесь сказать? Да, такое иногда бывает, когда обучение в какой-то школе связано с тем, что преподаватели во многом ориентированы на то, что их выпускники будут учиться в классических университетах или, наоборот, сильных технических университетах. Что происходит внутри школы? Формируется ценность на обучение в этих вузах. То есть, почти ежедневно с подростками начинают говорить: «А ты где будешь учиться? А что тебе нужно? А ты знаешь, как там происходит?» То есть, всё время происходит диалог, рассказ о том, как там. «А вот к нам тут пришёл профессор, а вот я тут слышала выступление». И таким образом происходит некоторое естественное погружение.

А. Петровская То есть, не качественная образовательная программа, а среда?

А. Азбель Да.

А. Петровская Мне кажется, это важное замечание, потому что не буду говорить за других, но я сама была убеждена, что эта связь именно в качестве образовательной программы. Оказывается, что вопрос в среде. А среду всегда можно создать где пожелаешь. Это во многом должно снижать вашу мотивацию засунуть ребёнка правдами и неправдами в какую-то школу, которая попала в какой-то рейтинг. Создайте среду, создайте мотивацию. Спасибо, на этом мы сегодня заканчиваем. Анастасия Азбель, кандидат психологических наук, доцент Института педагогики Санкт-Петербургского государственного университета, сегодня была моей соведущей в программе «Окей, школа».



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире