'Вопросы к интервью
11 мая 2021
Z Интервью Все выпуски

Окей, школа: нужна ли школе свобода и пойдет ли она системе на пользу?


Время выхода в эфир: 11 мая 2021, 11:46

А. Петровская Добрый день, у микрофона Александра Петровская, это программа «Окей, школа». Представляю мою соведущую и гостью программы Анастасию Азбель, кандидата психологических наук, доцента института педагогики Санкт-Петербургского государственного университета. Анастасия, здравствуйте.

А. Азбель Здравствуйте.

А. Петровская Что касается свободы внутри государственной школы: вот если мы свою свободу реализовали и выбрали государственную школу, то можем ли мы там чувствовать себя так же свободно, как при выборе своего образовательного маршрута?

А. Азбель Конечно же вопрос провокационный. Все, кто заходит в школу, чувствуют её несвободу. Несвобода начинается с того, что у нас почти нет возможности самостоятельно выстраивать расписание. Какими ресурсами вообще мы учим ребёнка распоряжаться? Время, вовлечённость и усилия, которые мы будем прикладывать. Сейчас ребёнок не способен распоряжаться временем даже внутри сетки расписания, с 9 до 15 он должен в каком-то определённом порядке (определённом не им, не родителями, не семьей, а именно школой) какие-то предметы посещать. Вовлечённость. Ребёнок пока не имеет права не интересоваться каким-то предметом, то есть, он обязан им интересоваться по закону.

Что ещё довольно сложно у нас в школе? Ребёнок не может определить степень углубления, своего заглубления в тот или иной предмет. Предмет преподаётся каким-то образом, как правило, и он либо преподаётся очень глубоко, либо очень поверхностно, на ознакомительном уровне. И внутри вот этих 45 минут, которые он в классе присутствует, конечно, у него нет возможности каким-то образом регулировать степень своего усилия. По большому счёту (к вопросу о времени и усилии), ребёнок не имеет права выбрать –выполнять или не выполнять домашнее задание. Это то, чем мы отличаемся от многих европейских практик. Здесь очень интересный получается момент. Когда закон об образовании вроде бы свободный-либеральный, а внутри практика – то, о чём вы говорите – ещё достаточно негибкая.

А. Петровская Может быть, это правильно? Может и не нужна там свобода?

А. Азбель С одной стороны, есть некоторые традиционно закреплённые предметы, история; с другой стороны – есть отдельно взятый ребёнок, который либо хочет, либо не хочет во что-то вовлекаться. Давайте так порассуждаем. Или хочет, наоборот, в это вовлечься, а это пока оставить. Ну да, сейчас так обстоит дело, что всё равномерно распределено. Куда дует ветер на уровне трендов? Конечно же, мы не можем гарантировать, что то количество битов информации, которые мы определили в Федеральном государственном стандарте, будет механически залито в голову ребёнка и он все прорывы – VR, интеллект, большие данные, цифровые облака, цифровые дневники – усвоит. Вот это всё как-то пока очень далеко от современной школы.

Конечно, тот пул знаний, который ребёнок сейчас получает, немножко расходится с тем информационным полем, в котором ребёнок сам по себе сейчас находится. И этот конфликт тоже присутствует в современной школе. То есть, с одной стороны ребёнок видит цифровую, технологичную, классную интересную реальность, вот мы сейчас с вами в такой реальности. А в школу он приходит и задаёт вопросы: «Почему я это изучаю, зачем я это изучаю? Почему именно столько я должен изучать? Почему я должен выучить 100 дат по истории, а не 102 или 98?» Конечно, современные дети начинают задавать эти вопросы.

От учителей, конечно же, не получают ответа, потому что надо признать, что небольшое количество учителей способно ответить на вопрос зачем изучается та или иная информация. То есть, в чём большой смысл, большая идея того, что ты изучаешь первого Лжедмитрия, второго Лжедмитрия, потом следующего, кто на царство пришёл. Зачем всё это? И так по всем предметам. Если учителей начинать спрашивать: «Зачем вы что-то преподаёте, ту или иную тему?», – скорее всего мы не получим нормального здравого ответа. И это является конфликтной точкой. То есть, мы внутри школы забыли объяснить детям, родителям, самим себе зачем мы что-то изучаем.

И вот в эту сторону сдвигается некоторая образовательная парадигма, которая сейчас развивается. Мы пытаемся понять, что нам действительно нужно изучать и уметь, а от чего мы можем спокойно отказаться. И я вас уверяю, самая большая проблема – это отказаться. Как только мы начинаем от чего-то отказываться, это как выбросить родную вещь. Выбросить хотя бы одну дату или формулу из какого-то курса – ну всё! У людей, которые занимаются методикой преподавания – у них небо падает, правда. Потому что кажется, что всё нужно. А всё освоить невозможно.

А. Петровская Поэтому свободу и не дают, я так понимаю?

А. Азбель И это тоже, да. Давайте правде в глаза посмотрим: дети и не берут эту свободу, что называется. Они начинают заниматься имитацией, начинают не выполнять домашние задания, забывать что-то. Происходит тот процесс, который мы наблюдаем.

А. Петровская Но как мне кажется, это происходит потому, что с детства они не успевают этому выучиться. Это как старый пример с шапкой. Многие современные мамы говорят: «Ну не напяливай ребёнку шапку намеренно. Он должен научиться, чтобы организм выработал свою терморегуляцию. Когда холодно – он должен сознавать, что ему холодно, потому что в 25 лет ему шапку никто не наденет, и если он не научится, то застудит эти уши не сейчас, так в 25 лет!» Так и здесь: если ребёнок с детства учиться регулировать, учится выбирать, нести ответственность за свой выбор, то во втором-третьем классе он будет готов этот выбор сделать. А если этот выбор предоставить ему в 9 классе, а до этого держать в стандартной системе, то конечно он выберет 5 физкультур.

А. Азбель Да-да-да. Прекрасный пример с шапкой, буду его использовать теперь в своих образовательных программах. Учить выбирать нужно с конфет, когда ребёнку ещё 3-4 года, он приходит в магазин и говорит: «Я хочу конфету». Окей, условия такие: рублей у нас столько-то, конфеты у нас столько-то. Выбирай из этих 3-4 вариантов, которые более-менее приличные.

А. Петровская То есть, не тотальная свобода.

А. Азбель Ну вот такая, с объяснением, почему именно из этого спектра конфет нужно выбирать, а на соседней полке лучше не трогать. Понимаете, как: когда у человека очень много выбора, ему тоже очень сложно. В психологии это называется «состояние моратория», когда человек замерзает. Это как ты приехал в другой город, не знаешь, в какой музей бежать, пока выбирал – перестало уже вообще что-либо работать, и никуда не сходил в итоге. Ребёнок тоже может столкнуться с таким выбором, поэтому треки лучше определять в районе от двух до четырёх. Это оптимальное количество выборов, которые в оперативной памяти удержатся для ребёнка.

А. Петровская Если вдруг на нашу государственную школу свалится громадная свобода: выполнение домашних заданий, уроки по выбору, школьная форма и прочее – пойдёт ли на пользу нашей сегодняшней школьной системе эта свобода? Или это будет хаос?

А. Азбель Чем отличается образованный человек от необразованного? Образованный человек способен управлять хаосом. И если исходить из того, что всё-таки в школе работают образованные люди, а один раз они уже попали в ситуацию хаоса, лет 20 назад – ну как-то справились. Другой вопрос, что как только мы начинаем упорядочивать хаос, мы сваливаемся в другую историю, связанную уже с большим упорядоченным пространством, абсолютно скучным, не детским.

А. Петровская Стоит ли родителям, выбирая школу, ориентироваться на степень свободы в этой школе?

А. Азбель Каждая семья определяет самостоятельно свою степень свободы, ответственности, и для каждой семьи свой уровень свободы будет оптимален. Конечно же свобода – ценность сама по себе, но для чего эта свобода? Если семья может ответить себе на этот вопрос, то хорошо. Свобода от чего?

А. Петровская Друзья, не выбирайте «хорошую школу». Выбирайте хорошую школу для своего ребёнка. Мы сегодня заканчиваем. Анастасия Азбель, кандидат психологических наук, доцент института педагогики Санкт-Петербургского государственного университета. Анастасия, спасибо.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире