'Вопросы к интервью
27 апреля 2021
Z Интервью Все выпуски

Окей, школа: кто придумал программу начальной школы и что с ней не так?


Время выхода в эфир: 27 апреля 2021, 11:46

А. Петровская Добрый день, у микрофона Александра Петровская. Это программа «Окей, школа», новый образовательный проект на «Эхе». Я представляю моего гостя и соведущего — Леонида Илюшина, доктора педагогических наук, профессора Института педагогики Санкт-Петербургского государственного университета. Здравствуйте, Леонид.

Л. Илюшин Здравствуйте.

А. Петровская От многих родителей, особенно тех, которые как-то пекутся об образовании детей, я слышала много претензий конкретно к тому, как организована программа. Согласны ли вы с упрёками, которые сегодня летят в адрес программы начальной школы?

Л. Илюшин Во всём мире начальная школа в том или ином смысле примерно одинакова. Дети на планете, извините за невольную рифму, к 6,5 годам достигают примерно одинакового уровня развития. Особенно в городах, где есть средства массовой информации, есть большое коммуникационное поле — они разговаривают с родителями, со сверстниками, большая их часть ходит в дошкольные учреждения. После попадания в школу основную часть этих детей (я хочу избегать слова «масса») всё равно приходится учить базовым вещам. Никакая система не даёт гарантий, что вдруг 60% потенциальных школьников пришли в школу и говорят: «А мы уже умеем читать, писать и считать, давайте-ка нам что-нибудь посложнее».

А. Петровская Комментарий, который я слышала от экспертов — что, например, если мы возьмём математику, то сегодня программа, учебник, та часть школ России, которая существует, почти не затрагивает образное мышление. И это очень плохо для детей в средней и старшей школе, особенно если они потом будут делать упор на профильную математику. Что касается русского языка, то там были претензии к тому, как выстроено обучение звукам, буквам, что это очень снижает уровень грамотности. И в целом раньше советская школа и по математике, и по русскому была выстроена иначе, с ног на голову всё перевёрнуто якобы, было эффективнее. То же самое и окружающий мир.

Л. Илюшин Окружающего мира не было вообще в советской школе.

А. Петровская Ну да, было природоведение, по-моему. И оно было куда более логично выстроено с точки зрения последовательности тем для формирования междисциплинарного взгляда на окружающую нас планету. Сейчас всё это натыкано из разных мест: тут про профессию, тут про африканских слонов и так далее. Насколько это справедливое замечание?

Л. Илюшин Я не могу сейчас оценивать абстрактные, пересказанные вами замечания непонятных мне экспертов. Я понимаю, что экспертиза — это очень важная вещь. Поверьте, претензии, которые и сейчас предъявляются к тем программам, которые мы относим к программам прошлого — они огромны, и их тоже произносят эксперты.

Курс математики, назовём это так, в начальной школе действительно совершенно точно не оптимален во всех учебниках. Это я могу сказать сейчас, переступив собственный принцип говорить очень общо, но тем не менее. Это элементарная логика, не какое-то там шаманство. Если бы курс был выстроен правильно, то интерес к математике как к области знаний сохранялся бы последовательно у очень большого числа учеников в средней школе. К сожалению, этого не происходит. Является ли это следствием того, что мы прямо конкретные замечания можем предъявить конкретному учебнику? Это довольно сложно сделать. Математика не интерпретационна, там есть действия математические, арифметические, что там можно иначе изложить? Или это связано с практиками работы учителей? Это уже вопрос.

Именно поэтому, когда мы говорим с родителями, мы всегда советуем выбирать не учебник — потому что учебники все легально присутствуют в школе, их создавали коллективы методистов, а не один автор решил написать, издать за свой счёт, а теперь мы должны мучиться. Их многоступенчато проверяли, и министерство просвещения (ну, я упрощаю) поставило на этом учебнике гриф: «Рекомендовано к использованию в школе». Не обязано, а рекомендовано. То есть, можно его использовать, и этот можно, и этот. Учитель имеет право строить свою собственную предметную программу с использованием этих легитимных учебников. Наверное, можно предположить, опять-таки, руководствуясь логикой, что если учителю этот учебник не нравится по каким-то причинам — у него большой опыт работы, он видит там отсутствие логики и так далее — внутреннее сопротивление ему будет преодолеть сложно, уча детей по этому учебнику.

Именно поэтому, кроме образовательной программы начальной школы, каждая школа имеет свой обязательный документ, который называется «Образовательная программа школы номер такой-то, такого-то района, такого-то города». И вот там уже сочетание предметных программ создаёт то пространство, в котором учится ребёнок в конкретной школе. Хотя оно тоже, конечно, должно быть в рамках федерального государственного стандарта.

Когда родители спрашивают, в какую начальную школу идти, я всегда даю несколько советов. Первое: посмотрите, чтобы в эту школу вам и вашему ребёнку было удобно добираться. Это очень важно, на самом деле. На первых порах кажется: «Да ничего, походим в другой квартал, в другой район». Но к концу первой четверти энтузиазм спадает, ребёнок устаёт, и это видно.

Второе: поговорите с завучем начальной школы, потому что он объяснит позицию школы, он скажет, например, о тех ценностях, о том педагогическом укладе начальной школы, который есть. Он скажет, может быть, об особенностях, прости господи, контингента этой школы. Это не значит, что он станет вас отговаривать, скорее всего. Но если вы будете понимать, что хотите устроить своего ребёнка 33-м, нужно ли это, если у вас есть возможность в другой школе быть всего-навсего 25-м? Учителя будут разными, но всё равно внимание учителя будет распределено. Поговорите с учителем, посмотрите, какого тона, какого типа харизма этого учителя. И иногда будет так, что вы скажете: «Моему ребёнку, возможно, с таким учителем будет трудно, а вот с таким — комфортно». Это не значит, что у вас есть возможность сразу выбрать. Но если уж задавать себе такой вопрос, то в такой последовательности. А самый главный вопрос, который нужно задавать: «Чем я буду помогать своему ребёнку учиться в школе»?

А. Петровская Возвращаясь к попытке дать какую-то оценку российской начальной школе, мы с вами до эфира говорили, и вы сказали, что есть исследования, которые довольно высоко по сравнению с другими школами в других государствах оценивают уровень начальной школы в России. И я для себя поняла (может быть, ошибочно, вы меня поправьте), что достаточно высоко в сравнении с оценками, которые даются средней и старшей школе в России.

Л. Илюшин Это так. Системность начального образования, его достаточная глубина и массовость… Опять это слово мне придётся использовать, потому что эти исследования проводятся не точечно («Давайте этого ученика сравним с тем учеником в Новой Зеландии»), а идёт оценка способности выпускников начальной школы решать задачи. Слово «задачи» здесь не только к математике применимо, там несколько предметов. В основном, конечно, это арифметика и чтение. В первую очередь чтение, потому что это основной инструмент получения образования ребёнком и в средней школе. Вот навык чтения детей-выпускников российской школы очень высокий. Это способность пересказывать текст, выделять главное содержание. Она пресловутая, конечно, международные исследования не проводят технику чтения, скорость. Но если рассматривать слово «техника» как некоторые технологии, понимание текста — это достаточно высоко. В этом смысле российская школа вполне успевает.

Проблема заключается в том, что, подготовив ученика к освоению программы средней школы, сама средняя школа… Это гипотеза сейчас, я не готов никаких приговоров произносить. Но сама средняя школа, так скажем, проседает пока ещё, потому что, вероятно, сложность задач и разнообразие учителей, которые ведут разные предметы, приводят к тому, что где-то на этапе 6-7-8 класса они начинают уступать своим сверстникам в других странах, хотя старт был очень хороший.

А. Петровская На этом мы сегодня заканчиваем. Я напоминаю, это была программа «Окей, школа». 10 минут для вас в радиоэфире и полный разговор в YouTube-канале «Эхо Москвы в Петербурге». Леонид Илюшин, доктор педагогических наук, профессор Института педагогики Санкт-Петербургского государственного университета был сегодня с нами. Спасибо.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире