'Вопросы к интервью

А. Петровская Добрый день, меня зовут Александра Петровская. Это новый спецпроект о школьном образовании на «Эхе» — «Окей, школа». Я представлю мою соведущую: Анастасия Азбель, доцент института педагогики СПбГУ и автор образовательных программ. Анастасия, здравствуйте.

А. Азбель Здравствуйте, уважаемые слушатели.

А. Петровская Мы попытаемся разобраться в мифах о том, что гимназии лучше, чем районные дворовые школы. Правда это или неправда? Какие бывают школы? Чем они отличаются? Это тема сегодняшней программы. Многие говорят: «Я ребёнка отдам в гимназию — там же, конечно, лучше». Насколько это действительно оправдано?

А. Азбель Если бы у нас сейчас был Гугл, мы бы сказали: «Окей, Гугл, чем отличается школа от гимназии?» Попытаемся порассуждать. Да, действительно, некоторые отличия есть, но нужно признать, что эти отличия начинаются с 5 класса. То есть, с 1 по 4 класс образовательная программа будет примерно одинаковая, за каким-то исключением, повсеместно по территории всей Российской Федерации. И в этом есть некоторая уверенность человека, который, например, переезжает из региона в регион — а таких людей много, сейчас всё больше и больше. Если ребёнка взяли из 3 класса любой школы Сибири и привезли в Петербург, или наоборот, из Петербурга поехали в Барнаул, то можно быть уверенным, что принципиального отличия по программам не будет. Если будут отличия, то по внеурочной деятельности или по спектру дополнительного образования в силу ряда обстоятельств. А так с 1 по 4 класс это будет примерно одинаковая программа.

Гимназическая программа начинается с 5 класса и усиливается предметами гуманитарного цикла — это языки и общественно-гуманитарные науки. Усиливается она за счёт того, что есть такое понятие, как учебный план. Гимназический учебный план будут в большей степени составлять предметы общественного и гуманитарного цикла. Есть школы с углублённым изучением какого-то языка — это означает, что учебный план школы будет похож на все остальные учебные планы в любом другом месте, но будет немножко больше иностранного языка.

Или есть ещё так называемые лицеи, они уже начинаются с 8 класса. В этих учебных планах чуть-чуть больше внимания будет уделено инженерно-техническим наукам и проектно-исследовательской деятельности. Хотя проектно-исследовательская деятельность сейчас становится обязательной для любой образовательной траектории, которую выбирает ученик. Средняя общеобразовательная школа — это хороший, нормальный учебный план для человека, который должен получить обязательное общее образование. Подходит почти любому человеку для того, чтобы быть успешным при получении образования.

А. Петровская Эти отличия, которые вы обозначили, насколько вообще важны в дальнейшем? Или это процесс ради процесса, что называется? Я объясню, почему я задаю этот вопрос. Выпускники и гимназий, и лицеев, и общеобразовательных районных школ сдают условно одно и то же ЕГЭ.

А. Азбель Нет, это немножечко не так. В 10-11 классе идёт, как правило, профилизация классов. Если у школы, допустим, 2 класса, выстраиваются образовательные траектории для детей с разными образовательными потребностями. Если большая часть учеников будет сдавать профильную математику, то учебный план формируется таким образом, чтобы эти образовательные потребности были учтены. Я, конечно, рассказываю сейчас идеальную ситуацию. Практика будет чуть-чуть иная, возникает много всяких оговорок, нюансов и сложностей. Например, я сейчас крамольную вещь скажу, учитель не очень хочет готовить ребят к сдаче профильного экзамена. Это неприемлемо, это неправильно, но такое случается. И тогда, если ты собираешься получать образование, которое ты запланировал, конечно же, это становится и твоим делом тоже.

А. Петровская Ещё такой вопрос: как вообще верно определить качество школы для своего ребёнка? Или, может быть, правильно сказать «уровень», потому что качество может быть высоким вне зависимости от той программы, которую школа предлагает. Есть такая убеждённость у многих родителей, что если в школе трудно учиться, это хорошая школа. А если легко — значит, какая-то ерунда, а не школа.

А. Азбель Перефразируя: если мой ребёнок ходит в хорошем настроении, то в школе-то он вовсе не учится.

А. Петровская Конечно, дурака валяет.

А. Азбель Вот если бы он крокодильи слёзы лил, я понимаю! Приходил бы и каждый день рассказывал, как ему трудно и тяжело — вот это было бы образование. А так это просто игрушки какие-то. Ну, пока существует такое мифическое представление. Вся эта история была характерна для общества индустриального типа, где спрос был на очень жёсткие навыки, ты должен был работать по инструкции и благополучно работать всю оставшуюся жизнь, немножечко как-то эволюционируя. Пришёл XXI век, и практика жизни показывает, что люди с только твёрдыми навыками находятся в гораздо более проигрышной позиции по отношению к тем, у кого развиты и хорошие интеллектуальные навыки, и ещё в том числе развита личность. Поэтому сейчас активно развивается вопрос, связанный с тем, как бы нам в школе научить детей учиться, чтобы они как личности были бы конкурентоспособны.

А. Петровская Да, но… Опять же, может быть, я ошибаюсь — интересно, что деление школ, которое мы с вами сегодня обсуждаем, идёт как раз по линии hard skills. Это конкретные навыки. А вот выбрать школу, которая будет заниматься условным эмоциональным интеллектом и soft skills, или какие-то комбинированные варианты… Они возможны для Петербурга пока в большей степени только по линии «альтернативная платная школа» или «государственная бесплатная».

А. Азбель Я ещё одну линию нарисую: это линия доп. образования. Она довольно здорово у нас сейчас развивается.

А. Петровская Но это параллельно к вопросу о выборе школы.

А. Азбель Понимаете, какая штука: всё-таки ребёнок учится в школе до 14 часов, а потом, если школа грамотная, она его не заваливает домашним заданием и оставляет вот этот люфт на образовательный выбор ребёнка. Любой мотивированный труд более эффективный, чем немотивированный. Если у человека нет права и возможности выбирать, он, конечно же, будет малоэффективен.

И самое отвратительное — это то, что можно за 11 лет не получить вообще ни разу возможности выбирать хоть что-нибудь в своей жизни с точки зрения образования. Почему это плохо? Потому что ребёнок, который не учился совершать выбора в своей жизни (а образовательный выбор — это хороший ресурс), говорит о том, что мы получим на выходе 18-летнюю личность без навыка выбирать. Это всё ведёт к тому, что в дальнейшем в жизни человек уже не способен выбрать, с кем он будет рядом, где он будет жить, каких взглядов он будет придерживаться. То есть, это человек, который не имел такого опыта и, соответственно, в 18 лет только начинает учиться.

А. Петровская Такие линии разлома рисуем, что, опять же, гимназия и прочее — это выбор не между soft и hard skills, а между различными типами знаний.

А. Азбель В любом случае, умный директор школы — это тот, кто слышит своих родителей, своих учеников. Он слышит запросы и готов быстро реагировать на них.

А. Петровская На этом мы сегодня заканчиваем. Я напоминаю, что это была программа «Окей, школа» — новый спецпроект о школьном образовании на «Эхе». Полную версию вы всегда можете прослушать в YouTube-трансляции на канале «Эхо Москвы в Петербурге». Меня зовут Александра Петровская, со мной моя соведущая Анастасия Азбель, доцент института педагогики СПбГУ и автор образовательных программ. На этом прощаемся, хорошего дня.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире