'Вопросы к интервью
13 апреля 2021
Z Интервью Все выпуски

Окей, школа: что такое образовательная стратегия, надо ли выбирать школу или адаптироваться к ней?


Время выхода в эфир: 13 апреля 2021, 11:45

А. Петровская Добрый день, у микрофона Александра Петровская и это новая программа на «Эхе», которая называется «Окей, школа». Я приветствую Анастасию Азбель, доцента института педагогики СПбГУ и автора образовательных программ. Анастасия, здравствуйте.

А. Азбель Здравствуйте, уважаемые слушатели.

А. Петровская «Окей, школа»: таким образом мы стараемся вызвать у вас ассоциативный ряд, который должен коррелировать и с мемом, с одной стороны, и с некой командой «Окей, Гугл», когда мы что-то в поисковике пытаемся найти с помощью голосового виртуального помощника. Мы хотим быть не виртуальным, а реальным помощником, который поможет с выбором школы. Ключевая задача этого спецпроекта – за несколько выпуском рассказать, нужно ли выбирать школу, а если выбирать – то как и зачем. На эти ключевые вопросы мы попытаемся конкретно и последовательно отвечать. Для тех, кто слушает нас в радио эфире я напомню, что здесь у нас короткая 10-минутная версия, а полную версию нашего разговора с Анастасией можно будет послушать в YouTube, на канале «Эхо Москвы Спб».

Первый разговор давайте начнём с того, что такое вообще образовательная стратегия. Сегодня всё чаще можно встретить родителей, которые подходят к школе весьма серьёзно, начинают выбор школы задолго, а некоторые вообще выстраивают образовательную стратегию для своих детей, начиная с детского сада. Действительно, что такое образовательный маршрут, как задолго его нужно планировать, а главное – какие инструменты использовать?

А. Азбель Конечно сейчас, сказав: «Окей, Гугл» или «Окей, школа», как мы тут придумали, мы не получим ответа, как выстроить образовательную стратегию для своего ребёнка. Нет. Мы люди, которые думаем об образовании своих детей. Любые родители, которые думают об образовании своих детей занимаются тем, что они прокладывают образовательный маршрут и строят образовательные стратегии.

А. Петровская На самом деле, это вполне логично, хоть и звучит, может быть, довольно заумно. Фактор простой: если вы отправили своего ребёнка в обычную дворовую школу в первый класс к учителю, не выстроив с ним контакт (я не буду говорить «подбирая учителя», наверное, это может звучать обидно), то ожидать, что в пятом классе ваш ребёнок без всяких репетиторов и дополнительной помощи поступит в школу городского набора или сможет хорошо учиться в IB школе в сети Международного бакалавриата, наверное, глупо. И здесь проблема не в ребёнке, правда. Проблема в том, что если вы на старте пошли налево, то трудно предполагать, что вы окажетесь справа. Наверное, сегодня это тема, которая уже осознана многими родителями.

А. Азбель Это очень интересная тема, потому что споры об этой теме идут, и начались они совсем не в начале XXI века, а эдак 1000 лет назад, когда появилось понимание того, что, либо ребёнок развивается самостоятельно и есть некая наследственность (слово «генетика» тогда не употребляли), то вроде как в этом роде появляются хорошие дети, которые способны хорошо адаптироваться, отражать нападения врагов, выстраивать хорошие военные стратегии. В общем, благородный род. Происходила некоторая селекция. Начиная примерно с эпохи Возрождения уже стало понятно, что нужно не только отбирать детей, которые хорошо развиваются, не только эти семьи нужно отбирать, но и можно чему-то учить.

Из самых популярных первых людей, которые обозначили эту проблему – Джон Локк. Я думаю, что почти все слышали о его «tabula rasa» – чистый лист. Ребёнок рождается чистым листом, что запишешь на этом листе, то и будет. С ним спорил Руссо, один из тех, кто противопоставлял другую идею, свободного развития человека. В своём трактате об Эмилии он писал: «Создайте ребёнку среду, в которой он будет хорошо развиваться, и природа всё сделает сама». В XXI веке это очень обострённая тема. Семейное образование, где родители создают какие-то качественные, или в меру качественные условия, управляемые даже, не про качество речь идёт. Или это государственная система, которая тоже создаёт условия, подбирает учителей, строит какие-то образовательные программы, выстраивает образовательные маршруты – в общем, занимается этим системно и профессионально.

Какая система образования лучше – та, которая управляемая или та, которая совсем свободная, ребёнок, как губка, он сам всё впитает? Это спор, это дискуссия, потому что и там, и там есть очень хорошие примеры. В течение ХХ века всё больше людей получили образование, всё больше и больше людей имеют представление о том, что такое образование, образованный человек. И конечно же, у семей, которые в ХХ веке получили образование уже во втором-третьем поколении, обязательно есть свой собственный взгляд на то, как, в каких условиях, чему именно нужно учиться ребёнку. И конечно же, они всё время полемизируют с тем, что сейчас происходит в школах. Родительское сообщество начинает всё более и более активно выражать свою позицию, больше предъявлять претензий (в хорошем смысле) к школе и больше требовать от школы.

А. Петровская А сколько, с вашей точки зрения, необходимо выбирать эту самую школу?

А. Азбель Я считаю, что человек, совершающий осознанный выбор, или родитель, совершающий осознанный выбор, более мотивирован – и к диалогу с той системой, в которую он приходит, в том числе. Он более ответственный, что ли, и он принимает часть ответственности. То есть, нет предрешённости, когда ты ничего сделать не можешь, пойдёшь только именно в эту школу, будешь сидеть в 33-м кабинете именно с этой учительницей, потому что ты прописан на каком-нибудь переулке дом 2, квартира 7. А если бы ты был прописан на другой стороне улицы, то сидел бы не в 33-м, а в 34-м кабинете.

Когда есть возможность осознанного выбора, и у людей появляется эта возможность на уровне инструментов, тогда появляется и ответственность за то образование, которое получают их дети. Ну и в последствии они передают эту ценность получения образования своим детям, и дети, взрослея, принимают её, как данность. Родителей, очень активно желающих вмешиваться в образовательный процесс своих детей, по моему мнению (я, конечно, скажу сейчас не точную цифру), это не научные данные, это, скорее, наблюдение – процентов 20.

А. Петровская Сегодня этих людей стало ориентировочно 20%, по крайней мере, сильно возросло число таких семей. А школа при этом не изменилась. Она готова отвечать на этот запрос.

А. Азбель Я бы не сказала, что школа за последнее время не изменилась. Школа – очень консервативный институт, но начиная с того момента, когда у нас был принят новый Закон об образовании, № 273, школа начинает потихонечку меняться. Например, в школу стали заходить большие игроки. Пример – платформа «Сбербанка» сейчас делает персонализированную модель образования, в которой развивается идея персонализации, когда ребёнок может самостоятельно ставить образовательные цели, беря на себя ответственность за них. Платформа персонализированной модели требует другого принципа преподавания, не учитель приходит ставит цель ученику, а ученик ставит себе цель, что он будет изучать.

И мы с вами вышли на разговор об образовательной стратегии. Для начальной школы своя образовательная стратегия. Что нужно поставить во главу угла в начальной школе? Научить ребёнка учиться, просто самоорганизации, что называется. Слышать учителя, если это необходимо, правильно обустроить рабочее место. А вот уже переходя в пятый класс, там другая образовательная стратегия. То, о чём вы говорите, первый класс – что можно посоветовать? Если в семье вы договорились с ребёнком, в первую очередь, то у вас будет особый запрос на своё образование. Есть система допобразования.

Но о чём мы сейчас с вами спорим? Первый класс – это 3-4, максимум 5 уроков. Второй класс – 4-5 уроков. То есть, дети после часу дня уже, в принципе, свободны. Хорошая прогулка, перерыв – и ещё 2-3 часа нормального дополнительного образования удовлетворят любые образовательные запросы. Более того, слава тебе господи, что дополнительное образование безотметочно, оно предполагает пробы, перевыборы. Есть вторая половина дня, в которую можно… Если речь идёт об особых образовательных потребностях, то музыканту – музыку, художнику…

А. Петровская То есть, важно для наших слушателей ещё раз подчеркнуть, что на каждый этап – своя стратегия, и не надо в первом классе выбирать школу по результатам ЕГЭ.

А. Азбель Это вообще не связанные вещи.

А. Петровская На этом мы сегодня заканчиваем. Анастасия Азбель, доцент института педагогики СПбГУ и автора образовательных программ. Меня зовут Александра Петровская, это программа «Окей, школа», слушайте нас в эфире «Эха».



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире