07 апреля 2021
Z Интервью Все выпуски

Внедрение маркировки БАДов, как обезопасить население от фальсификата


Время выхода в эфир: 07 апреля 2021, 12:08

Я. Розова В студии Яна Розова, здравствуйте, на связи со мной Илья Микин, Генеральный директор интернет-магазина витаминов и натуральных товаров для здоровья IHERB в России.

И. Микин Да, всё верно, очень приятно.

Я. Розова В ближайшее время поговорим о внедрении маркировки БАДов, зачем и почему. Дело в том, что в апреле в нашей стране уже стартовал с начала апреля эксперимент по маркировке БАДов, в чём суть?

И. Микин Да, ну смотрите, проект ещё не стартовал, он ещё проходит фазу обсуждения, надеемся, что скоро постановление правительства будет принято, и тогда действительно эксперимент стартует. В чём суть? Как вы знаете, маркировка уже началась несколько лет назад. Там с рынка меховых изделий распространилась на другие категории, ну и постепенно распространяется на разные категории товаров, и вот в этом году было принято решение, попробовать эксперимент распространить на БАДы. Рынок БАДов скажем так, достаточно растущий, он такой модный, трендовый, такой, наверное, взрывной рост начался года 3-4 назад, и особенно…

Я. Розова Я помню, всплеск лет 10-15 назад, такой первый, активный всплеск.

И. Микин Ну, заметный, заметный 3-5 лет назад, но, конечно, такой массовый интерес к рынку БАДов подхлестнула пандемия. Когда действительно большинство людей забеспокоилось и озаботилось вопросом укрепления иммунитета и здоровья, и всячески, конечно, хотели бы избежать заражения инфекциями и вирусами. Поэтому, конечно, спрос был огромный, и, например, по официальным данным исследовательской компании DSM-групп, спрос на витамин Д в прошлом году вырос почти в 4 раза.

Я. Розова Ну, это не впрямую, конечно, БАД витамин Д. А что собой представляет именно рынок БАДов, и насколько много здесь фальсификации? Ради чего, собственно, я так понимаю, и затеивалась маркировка.

И. Микин Ну, дело в том, что скажем так, рынок БАДов, он как сказать, в отличие от рынка лекарственных препаратов, где у рынка лекарственных препаратов есть Минздрав, есть Минпромторг, рынок очень хорошо посчитан, померян, отрегулирован и известен, рынок БАД, он скажем так, такой пограничный, никто его качественно не умеет измерять, и никто его соответственно и не регулирует. То есть, он как бы сам по себе, и немножко он, так скажем, рядом к пищевой продукции. И вообще, скажем так, вот именно в российском врачебном сообществе, к БАДам отношение такое… Ну, скажем такое, немножко пренебрежительное, да?

Я. Розова Негативное даже, скорее.

И. Микин Ну, иногда даже негативное, но это именно в России, да? То есть, именно в России 35% врачей, по данным Ipsos, не рекомендуют своим пациентам вообще употреблять БАД, даже эпизодически. Хотя, вот как мы упомянули витамины, то есть витамины тоже входят в эту широкую категорию БАД, то есть БАД включает в себя и витамины, в том числе.

Я. Розова Биологически активные добавки.

И. Микин Биологически активные добавки, всё верно, да. И тоже вот для сравнения могу сказать, что вот тоже по исследовательским данным, например, в Японии, 90% взрослого населения регулярно употребляет БАДы. Притом, что в Японии самая большая продолжительность жизни. Я не связываю эти вещи напрямую естественно, да? Я думаю, что это всё в комплексе. Поэтому, вот с ростом интереса населения… Я считаю, что естественного к БАДам… То есть скажем так, Россия подтягивается за развитыми странами, где употребление БАДов входит в норму. Россия ещё отстаёт, но скажем так, не является догоняющим, конечно, на этом огромном растущем рынке, как я упомянул, рост витамина Д в 4 раза, цинка в 3 раза, витамин С за прошлый год вырос в 2 раза. На таком огромном взрывном росте, конечно, многие пытаются там заработать такие быстрые деньги, да? И там появляется огромное количество продавцов мелких, таких, которые буквально только появились в прошлом году, которые так быстро-быстро что-то произвести и продать, и использовать такой взрывной интерес. И, конечно, никто не знает там происхождение зачастую да, там БАДов. Откуда они, из чего они произведены, откуда привезены, может, они вообще в подвальных условиях сделаны не качественно. Такое, конечно, встречается и бывает. И поэтому я думаю, что отчасти, возник такой проект маркировки, он такой, достаточно технологичный, он позволяет, наладив один раз вот это производство, производителю или импортеру маркировать продукцию достаточно эффективно, быстро, удобно, и предоставляет возможности для покупателей узнать происхождение и качество данного товара. То есть, например, срок годности.

Я. Розова А как это на деле будет происходить? Вы, поскольку всё-таки не производитель, а скорее продавец… Я так понимаю, что вы будете каким-то образом ставить программное обеспечение устанавливать, да? Ну расскажите подробно, что будет собой представлять весь процесс?

И. Микин Да, ну смотрите, то есть, есть…

Я. Розова Из чего он будет для вас складываться, да.

И. Микин Есть производители, продавцы и импортеры, соответственно в нашем случае есть техническая возможность в распределительном центре. То есть это там, где товары хранятся, и собираются в отдельные заказы, маркировать продукцию, поставив оборудование компании ЦРПТ и маркировать продукцию. И таким образом покупатель будет знать, что этот товар не произведён где-то не известно где там в подвале, а он действительно приехал с нашего склада, IHERB ручается за качество этого товара, он увидит дату срока хранения товара, срок годности, кто производитель и так далее. То есть, будет возможность сопоставить данные по этому коду с тем, что нарисовано на упаковке и убедиться, что здесь…

Я. Розова Теперь давайте определимся, что же такое БАД. Есть какое-то определение точное?

И. Микин Да, то есть как вы сказали уже, это биологически активные вещества, и они… Очень важно обозначить, что они не являются лекарственными средствами. Они являются вспомогательной такой добавкой к пище. С той целью, чтобы сбалансировать то несбалансированное питание, которое, к сожалению, присутствует в нашей жизни. То есть, очень сложно, особенно находясь в нашем поясе. Во-первых, регулярно быть на солнце, это раз. Питаться достаточным количеством хороших овощей и хороших фруктов достаточно сложно. То есть, это скажем так, регулярно питаться хорошими морепродуктами и жирной рыбой, ну и так далее, так далее, но и в целом следить за сбалансированностью питания. То есть, у нас, к сожалению, это в России связано и с географией, и с климатом, и с экономическими возможностями есть, конечно, перекос в питании. Очень часто. То есть, люди особенно там с низкими доходами, есть перекосы такие, в быстроуглеводы. То есть картошка, макароны, очень часто присутствуют в нашем рационе. И это даже не сложные углеводы, то есть кроме того, что вот есть дефицит по витаминам, но в том числе даже клетчатка. То есть, клетчатка крайне очень важна для организма, но у нас вот такие перекосы есть. И, конечно, у нас всё-таки часто нет такой культуры ходить и часто проверять полностью своё здоровье, и отсюда тоже возникают, конечно, дефициты.

Я. Розова Ну, на эксперимент по маркировке биологически активных добавок, которые вот ну, как вы сказали… Я-то думала, что он был запущен с 1 апреля, но видимо задерживается этот срок. Ну, вот в ближайшее время я так понимаю, вот запустят, и на него отведёт год. Это достаточный срок для того чтобы понять, что это работает? И вообще, сколько на ваш взгляд нужно времени?

И. Микин Чтобы понять, что он работает или не работает, я думаю так цель не стоит, потому что этот проект уже доказал свою важность по другим группам товаров. Но год даётся на то, чтобы выявить какие-то скажем области проекта, которые требуют улучшения доработки или корректировки. То есть, чтобы выявить этот список корректировок, и дальше уже когда проект стартует в обязательном порядке, уже учесть там какие-то может быть негативные опыты экспериментов.

Я. Розова Но вы уже закупили оборудование, вы уже ознакомились с тем, как это работает в других категориях, у других производителей, продавцов?

И. Микин В целом да, но, конечно, мы ждём всё-таки официальное постановление правительства, после которого мы уже можем начать…

Я. Розова Плюсы и минусы сможете обозначить?

И. Микин Плюсы мы уже, наверное, с вами оговорили…

Я. Розова Ну, кроме фальсификатов.

И. Микин Кроме фальсификатов происхождение. То есть фальсификация и то, что товар там однозначно является заявленного… То есть то, что человек увидит в приложении «Честный знак» по коду, соответствует тому, что на упаковке. То есть то, что нет там так скажем обмана. Это первое, плюс срок годности это увидеть, что продукт действительно не просроченный, и будет в нём более уверенность, что, действительно, товар оттуда пришёл, откуда он заявлен.

Я. Розова Ну, и, наверное, честная конкуренция, скорее всего, предполагается.

И. Микин Ну, конкуренция, не думаю, что вопрос маркировки решает вопрос конкуренции, да? Он всё-таки решает вопрос защиты прав, наверное, потребителей, что они… У них появляется какой-то инструмент…

Я. Розова Гарантия.

И. Микин Дополнительная какая-то гарантия, быть более уверенным в том, что продукт качественный.

Я. Розова Я знаю, что в вашем магазине представлено более 30 тысяч позиций от более тысячи производителей из США, Канады, Южной Кореи, Японии, Франции. Сколько в процентном соотношении приходится на БАДы?

И. Микин На БАДы примерно половина. То есть, примерно половина БАДы, идет дальше косметика и продукты питания, и даже средства по уходу за домом, натуральные не химические.

Я. Розова Вы сталкивались с фальсификацией, и как вы вообще отслеживаете качество продукции?

И. Микин С фальсификацией мы пока не сталкивались, слава Богу. Отчасти потому, что всё-таки у нас притом, что один из крупнейших, наверное, или крупнейший магазин в своей категории, мы всё-таки выбираем проверенных производителей. То есть, мы не берем каких-то не известных совсем производителей, то есть предположим производителей, которые существуют 50 лет, 60 лет. У них уже репутация проверенная, и многие из них публичные компании, которые торгуются на бирже, и им будут там себе дороже. То есть, мы не берем такие компании, совершенно неизвестные и новые, которые вчера созданы.

Я. Розова Я не знаю, в курсе вы или нет, но в одном из интервью — это я как раз вычитала, толком узнала благодаря вам — несколько лет назад власти приняли решение о создании специальной межведомственной рабочей группы, которая должна заняться стратегией развития пищевой продукции до 2030 года. Вы как-то участвуете в этой работе?

И. Микин Да, такая комиссия была создана, но насколько я знаю, к сожалению, там на данный момент работа не ведется, то есть она пока не активна. Хотя инициатива правильная, направление верное. Я считаю, что это совершенно необходимо, и это важный элемент для проекта «Здоровье нации», который у нас есть. И очень надеюсь, что работа, скажем так, будет продолжена. Тем более, пандемия показала необходимость укрепления здоровья сбалансированным питанием, поэтому очень надеюсь, что работа в этой группе продолжится.

Я. Розова А как вы, как интернет-магазин, можете быть к этому причастны? Предлагать свою продукцию?

И. Микин Да, отчасти мы можем предлагать свою продукцию, конечно, да? Но отчасти экспертиза. То есть, скажем так, у нас 13 000 позиций по БАДам, это, наверное, самое самая крупная представленность БАДов, которая есть, и мы можем раз поделиться этой экспертизой, зная широту ассортимента и нюансы. То есть, действительно накоплена уже большая база знаний в этой категории, которую мы можем помочь систематизировать, стандартизировать, и помочь тоже выработать стандарты качества. То есть потому, что тоже вот БАДы, в отличие от лекарственных препаратов, нет стандартов качества. То есть нельзя сказать, что вот этот продукт хороший, вот этот не очень, а этот очень хороший, а этот плохой. Вот такого нету.То есть, потребитель сам, к сожалению, должен…

Я. Розова Ну, приоткройте завесу, как ваши эксперты работают, на что они обращают внимание?

И. Микин Здесь накоплена ну, смотрите как, база… То есть, с одной стороны мы продаём в 190 стран, наши покупатели очень активные, и оставляют отзывы на товары обязательно, потом у каждого покупателя можно спросить, какое у него, скажем так, его впечатление по данному продукту. Но ещё тоже важно, что среди наших покупателей достаточно большая база диетологов, нутрициологов и врачей, то есть это видно опять же по отзывам. То есть, отзывы соответственно достаточно квалифицированные и качественные. Поэтому благодаря тысячам и тысячам отзывов… То есть, у нас есть, например, там товары, некоторые БАДы, под которыми почти 20 000 отзывов на одном товаре. И то есть, это можно сказать самая репрезентативная выборка, то есть 20 000 отзывов из 190 стран. Значит, в целом можно получить очень хорошую картину, насколько этот продукт качественен или совершенно не рабочий. Плюс, дополнительно к этому, конечно, у нас есть такой проект, как называется ай-тест этот, когда мы выбранные продукты отдаём в независимую лабораторию, и проверяем, что действительно заявленное качество производителем соответствует действительности. Это наш собственный проект, как раз для того, чтобы убедиться в дополнительной степени проверки качества товара.

Я. Розова А в каком случае вы обращаетесь к независимой экспертизе? Что может вызвать недоверие, новый производитель?

И. Микин Совершенно случайным образом специально, чтобы можно было выявить некачественный товар. То есть, рандомно можно сказать, для выявления.

Я. Розова Опять же в одном из интервью я вычитала, что ближайшие два года вы планируете инвестировать в Россию 100 миллионов долларов.

И. Микин Да, всё верно, так и есть, основная затрата – это логистика и распределительные центры. То есть, мы планируем здесь иметь склад, и из него продавать, в том числе российскую продукцию, то есть…

Я. Розова Ну, у вас же есть уже большой склад, его недостаточно?

И. Микин У нас склады сейчас находятся не в России, у нас пять крупных складов по миру, но не в России. И мы хотим иметь склад именно в России, чтобы в том числе, на него завезти российский ассортимент, и отобрать действительно качественную продукцию, используя экспертизу IHERB, и продавать очень качественных российских производителей, как не только БАДов, но и ...

Я. Розова Нашли уже претендентов?

И. Микин Их очень много, вы знаете? То есть, почти каждый день ко мне обращаются производители БАДов, питания, косметики, присылают образцы продукции, рассказывают про продукцию, но, конечно, мы ждем сейчас открытия склада, как только склад будет готов, начнем…

Я. Розова Вы собираетесь это экспортировать, да?

И. Микин Мы собираемся в первую очередь продавать в России, и то, что мы будем на своём уже опыте видеть, что хорошо продаётся, мы будем экспортировать.

Я. Розова У вас есть какие-то данные, что может заинтересовать тех же американцев, например, или европейцев.

И. Микин Американцы могу сказать, достаточно такие открытые люди. Они готовы пробовать новое. То есть, если продукт скажем качественный с точки зрения упаковки, заявленных качеств, но и потом действительно качественный, то у российских товаров есть шанс. Но опять же, требование просто, в первую очередь, по упаковке и составу ингредиентов, он достаточно высокий. Потому что конкуренция высокая, требования высокие, то есть понятно, что у нас люди покупают, которым интересен прямо здоровый образ жизни. То есть, конечно, отсутствие сахара, отсутствие глютена, отсутствие разных каких-то химических добавок. Оно крайне важно, то есть и поэтому у российских товаров есть абсолютно очень хороший шанс. То есть, вот у нас продаётся, например, зубная паста ROCS, то есть в Америке, да? На нашей площадке очень хорошо. Вот мы сейчас заводим батончики «Байт» российской компании «BioFoodLab», у которых тоже очень хороший шанс. То есть, мы считаем, что у российской продукции есть высокий шанс, но, конечно, российским производителям зачастую нужно подтянуться до такого мирового уровня, ну в первую очередь, конечно…

Я. Розова Презентабельного, да?

И. Микин Презентабельного вида и упаковки, да, это правда.

Я. Розова Вы в этом направлении будете работать с производителями, какие-то может быть семинары проводить, обучающие программы запускать?

И. Микин Да, с удовольствием, потому что мне действительно очень хочется помочь российским производителям выйти на мировой уровень, и буду стимулировать российский экспорт. Опять же потому, что я вижу в этой потенциал, и я вижу, что это возможно.

Я. Розова А напомните нам историю IHERB.

И. Микин IHERB был создан в 96-м году нашим акционером, он и остаётся нашим пока единственным акционером. Он создал магазин на базе сайта YAHO.

Я. Розова Пакистанец, по-моему, да?

И. Микин Он иранец.

Я. Розова Иранец.

И. Микин Иранец, да. И что интересно, он когда создал магазин, он забыл там отметить галочку, что продажа не в Америке, а на весь мир. То есть и, там осталась галочка, да? И у него первые заказы пришли из Южной Кореи. И он решил, ну что же, раз пришли, значит пришли, и начал продавать. Действительно, первые заказы пошли в Южную Корею, но и так далее, так далее, и вот дальше бизнес стал развиваться очень активно и вырос достаточно большой…

Я. Розова А вы когда узнали об этом магазине? Как вы оказались в проекте?

И. Микин Узнал я о проекте, наверное, лет 7-8 назад. То есть, когда уже в таком достаточно… Более-менее становился популярен в России, люди заказывали, но тогда была доставка долгая. А где-то буквально там 3-4 года назад, стоимость доставки, она у нас резко сократилась благодаря улучшению логистики, и стало намного, конечно, удобно. Вот, но с открытием склада в России, конечно, мы ещё ускорим доставку значительно.

Я. Розова Я уже упомянула, что вы собираетесь инвестировать в проект где-то 100 миллионов долларов, в том числе на логистику.

И. Микин Да.

Я. Розова И насколько сократится доставка? Сейчас у вас было, или сейчас по-прежнему 6-8 дней.

И. Микин Да, где-то 6-8 дней, неделя в среднем. Имеется в виду центральный регион, Москва, вот можно в пределах недели получить заказ.

Я. Розова Про систему контроля еще раз хотела попросить вас поподробнее рассказать, что она собой представляет.

И. Микин Да, как я говорил, то есть это комбинация большого количества факторов, то есть мы закупаем только проверенные бренды, которые лидеры на рынке. То есть, мы не закупаем мелкие не известные бренды. У нас есть система независимых лабораторий, проект называется Ай-тестер. Когда мы отдаём выборочно проекты совершенно случайным образом в лаборатории, и проверяем на качество. Плюс они проходят проверку по отзывам. У нас, действительно, отзывы оставляют только живые покупатели, и покупатели могут друг у друга задавать вопросы, и спрашивать фидбэк по продукции. Мы за этим следим и удаляем те продукты, по которым возникают негативные отзывы.

Я. Розова А сложности онлайн-бизнеса, они в чём?

И. Микин Онлайн бизнес намного проще, чем не онлайн бизнес. Потому, что здесь можно видеть статистику моментально каждую секунду, и сразу принимать какие-то решения. То есть, можно продукт удалять, можно менять что-то в составе описания, можно видеть, что вот эта рассылка людям понравилась, а вот эта не понравилась. Живая связь, она намного легче и проще сразу на большом объеме. Что не позволяет обычная торговля. И мне кажется, здесь достаточно она намного честнее и проще, потому что и контроль, и отслеживаемость, и вот эта связь с потребителем, она немедленная, быстрая, и сразу видна.

Я. Розова Но я так предполагаю, что в период пандемии вам пришлось поднять цены, или насколько я поняла, вы не поднимали цены, а стали проводить какие-то акции.

И. Микин Да, мы не поднимали цены, но просто как получилось? Что естественно, так как иностранный товар иностранных производителей, он изначально всегда номинирован в какой-то валюте. То есть, если это из Европы это евро, если из Америки это доллары, и так далее. И у нас, конечно, в прошлом году, рубль упал к доллару примерно на 20%. То есть цены, скорее они там росли из-за падения курса рубля к доллару. Но мы это старались компенсировать акциями. То есть, у нас большое количество акций с большими скидками, то есть скидки там часто доходят до 20%. То есть, как раз вот этот рост, курсовая разница 20%...

Я. Розова Компенсируется, да?

И. Микин Компенсируется скидкой 20%. То есть, всегда есть возможность поучаствовать в акции и купить со скидкой.

Я. Розова Офисы, где ещё, кроме России, находятся?

И. Микин На самом деле, в Северной Америке несколько офисов, в разных городах в Европе, рядом с нами в Польше есть большой офис, в Китае больше 200 человек программистов, в Южной Корее, в Японии, то есть много достаточно уже офисов по миру.

Я. Розова География большая, как вы между собой коммуницируете, как выстраиваете стратегию? Или каждый офис работает сам по себе?

И. Микин Нет, мы регулярно, конечно, общаемся, всё-таки у нас бизнес онлайн, поэтому для нас привычно всё время находиться онлайн, и онлайн на связи. И здесь как бы опять же пандемия, то, что многие перешли на удаленку, не было для нашей компании каким-то необычным переходом, потому что у нас изначально бизнес глобальный, и изначально мы все общаемся онлайн. В этом концепция бизнеса.

Я. Розова 100 миллионов долларов, которые выделяются на Россию, это очень большая сумма для компании?

И. Микин Это не маленькая сумма. Я считаю, что 100 миллионов долларов, это везде достаточно большая сумма для любой компании.

Я. Розова Это значит, что в целом компания как-то хочет активнее выходить на российский рынок. Я правильно понимаю, заинтересованно, в масштабах?

И. Микин Да, заинтересовано. Россия — один из важных рынков, где мы активно развиваемся. И как я говорил, есть большая задача, продавать в том числе российские бренды, и чтобы выстроить на эту инфраструктуру, на это тоже пойдет часть 100 миллионов долларов инвестиций.

Я. Розова Илья Микин, Генеральный директор интернет-магазина витаминов и натуральных товаров для здоровья IHERB в России.

Реклама



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире