'Вопросы к интервью

В. Нечай 13 часов 7 минут в Северной столице. Сегодня мы будем говорить об одной важной и актуальной теме – как вернуть туристов в Петербург. Возможно, слушателям не совсем понятно, почему мы в эфире «Эха» собираемся говорить об этом. «Эхо» – площадка для дискуссий между политиками различного толка, между бизнесменами и гражданским обществом, между администрацией Петербурга и теми же самыми бизнесменами. Поэтому сегодня мы решили поднять эту тему.
Общаясь с предпринимателями, я всё чаще и чаще слышу от них жалобы на то, что количество туристов в нашем городе сократилось, как и в самый разгар пандемии, что понятно, так и сейчас, когда ограничения снимаются. А это – и деньги, и рабочие места, и налоги. Петербург всегда был одним из туристических центров. При этом предприниматели из других регионов говорят, что, например, на Кавказ, в Татарстан, в Бурятию едет все больше и больше людей.

Я говорю, не видя официальных цифр. Может быть, с цифрами окажется, что ситуация немного другая, но тем не менее. Мне кажется, что это важная тема. Давайте о ней поговорим. Для этого разговора мы позвали к нам в студию исполнительного директора Санкт-Петербургского отделения Американской Торговой Палаты в России Марию Чернобровкину. Здравствуйте!

М. Чернобровкина Здравствуйте!

В. Нечай И ответственного секретаря межотраслевого координационного совета гостеприимства и услуг Тамару Буйлову. Здравствуйте! Что это за структура, кстати говоря?

Т. Буйлова Здравствуйте! Мы образовались в период пандемии. Наша структура объединяет глав ассоциаций гостеприимства и услуг Санкт-Петербурга и таких же федеральных ассоциаций.

В. Нечай К по Зуму присоединился глава Комитета по развитию туризма Петербурга Сергей Корнеев. Сергей Евгеньевич, здравствуйте! Спасибо большое, что нашли время.

С. Корнеев Добрый день!

В. Нечай Я призываю участников разговора к позитивному взаимодействию, потому что мне кажется важным поговорить о том, существует ли эта проблема, какие основные трудности в этой сфере возникают, может быть, мы с вами придумаем решения, например, дорожную карту. Сергей Евгеньевич, как вы думаете, какие основные проблемы существуют сегодня, мешающие привлекать туристов в город? Что не работает? Что нужно сделать?

С. Корнеев Пандемия выявила роль туризма в жизни Санкт-Петербурга. В 2019 году в Петербург приехало 10, 5 млн туристов – половина из них – иностранцы, другая половина – россияне. Каждый из туристов потратил в среднем 36 тысяч рублей. Умножаем 10, 5 млн на 36 тысяч, получаем более 360 млрд рублей – столько оставили гости в нашем городе в 2019 году. Они уехали с приятными воспоминаниями, а деньги остались работать в экономике Санкт-Петербурга.

Пандемия показала еще и вовлеченность Санкт-Петербурга в международные потоки. Она показала, что Петербург – это крупнейший мировой туристский центр. 2020 год дал нам более 70% падения туристского потока. Из них большая часть – это иностранные туристы, которые просто не смогли доехать до Санкт-Петербурга. Пандемия началась в марте прошлого года – как раз на страте высокого сезона. Пока это невосполнимая потеря. Границы между странами закрыты или перемещение очень ограничено. Конечно, 70% потерь для экономики нашего туризма – это очень существенный ущерб.

Надо сказать, что Всемирная туристской организация, которая входит в структуру ООН и анализирует мировой туризм, подвела итоги прошлого года и они оказались очень печальными: мировой туризм тоже упал на 70%, что показывает вовлеченность нашего города в мировой туризм. Больше всего пострадали, конечно, крупнейшие и наиболее популярные туристские направления.

В. Нечай В России живет больше 140 млн человек. Наверное, можно было бы попробовать их каким-то образом в город. Я задаю вопрос именно про эту проблему. Какие сложности существует с их привлечением?

С. Корнеев Нам с коллегами, на мой взгляд, это удается неплохо. Но когда привлекать? В прошлом году между двумя волнами было очень небольшое окно возможностей, когда люди активно поехали путешествовать по России. Это были август и первая половина сентября. Примерно 20% глобальных потерь мы смогли отыграть за счет внутреннего туризма. К нам очень хорошо ехали москвичи. Они были нашими туристами номер в прошлом году.

В. Нечай Их обычно было порядка 46%, если я не ошибаюсь.

С. Корнеев Чуть меньше, и это статистика прошлого года. В прошлом году среди наших гостей больше 40% были гости из Москвы и Московской области, следом шли туристы из городов-миллионников Сибири, города юга России, из Казани. Люди по-разному относятся к пандемии: кто-то готов ехать хоть завтра, кто-то сомневается. Поэтому наша программа направлена на то, чтобы объяснить всем, что у нас хорошо, гостеприимно и настолько, насколько это возможно в период пандемии, безопасно.

В. Нечай Из всего того, что вы сказали, как таковой проблемы я не понял. Проблемы привлечения туристов нет?

С. Корнеев Наша городская инфраструктура развивалась последние 20 лет лучшими темпами в стране, она большая. Проблема одна, очень большая – возместить потери иностранного туристского потока. Средний чек иностранного туриста всегда был больше. Более 60% экономики до пандемии составлял иностранный туристский поток. Его пока мы восстановить не можем. В Европе пандемия по-прежнему в самом разгаре. Возместить иностранный туристский поток российскими туристами – наша задача. Но Россия не заменит весь мир.

В. Нечай Мария, есть ли, с вашей точки зрения, другие проблемы, которые можно было бы выделить?

М. Чернобровкина Валерий, вы правильно упомянули в самом начале – в другие регионы иностранный турист поехал, но не в Санкт-Петербург. Проблема заключается в том, что за время пандемии сложился достаточно негативный образ Петербурга в плане, что у нас в один момент могут все закрыть.

В. Нечай Вы имеете в виду заявления врачей и чиновников?

М. Чернобровкина Да. Этому способствовало и неожиданное объявление о закрытии на новогодние праздники и последующая за этим отмена туров, а также продолжающие периодически появляться заявления о том, что врачи ждут третьей волны. Проблема, на мой взгляд, в том, что заявления эти идут по инерции. Естественно, надо быть настороже. Но в Петербурге, согласно исследованиям Европейского университета, практически достигнут коллективный иммунитет. В Петербурге есть программы Safe Travels. Предприятия отрасли гостеприимства и туризма позаботились о том, чтобы пребывание в них было безопасным. Петербург, с точки зрения коечного фонда, готов в случае очередного разгара пандемии разместить заболевших. Думаю, что надо поменять PR месседж.

В. Нечай Третья волна действительно может быть.

М. Чернобровкина Да, она может быть, но не факт, что случится. К тому же у нас, возможно, уже есть коллективный иммунитет. Город безопасен. Он уже подготовился за предыдущие две волны. Именно это нужно транслировать миру, на всю Россию. Мы уже готовы к приезду туристов. Любые варианты мы отработаем. Скорее всего, локдауна уже не будет. Тотального локдауна и так не было, но работу объектов туристической инфраструктуры – музеев, ресторанов – ограничивали.

В. Нечай Тамара, вам есть что добавить?

Т. Буйлова Я бы предложила реанимировать иностранцев. Я считаю, что в Европе и в Северной Америке – у наших основных потребителей – паника будет продолжаться достаточно долго. Если мы со своей стороны попытаемся открыть границы, восстановить электронную визу и понять, кто сможет к нам приехать на ПЭФ и на чемпионат мира по футболу, это, возможно, положительно повлияет на унывшую западную Европу.

В. Нечай А разве это функционал Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга?

Т. Буйлова Конечно, нет. Это функционал федералов.

В. Нечай Вы имеете в виду необходимость лоббирования?

С. Корнеев Да. Я хотел бы еще поправить – по статистике прошлого года, по росту кешбэка Ростуризма, по нашей статистике – Санкт-Петербург вошел в топ-5 популярных направлений, уступая только Крыму и Краснодарскому краю. Понятно, что в августе-сентябре пляжным курортам мы не конкуренты никак. У нас другая проблема – наша инфраструктура настолько развита, что тем количеством российских туристов, которые у нас были, нам пока не восполнить отсутствие иностранного туристского потока.

Кто сейчас может заявить, что третьей волны не будет? Мы ли? Открытие границ мы буквально вчера с Ростуризмом обсуждали. Мы первая страна, которая создала вакцину. Пока результаты вакцинирования внушают оптимизм. Считаю, что мы должны открыть границы. Другое дело – границы, в общем, и не закрыты: в ряд стран уже летают рейсы, оттуда не очень выпускают. Тут история двухсторонняя.

Мы должны приглашать иностранных туристов, чем мы и занимаемся. Но мы видим, что согласовать страны между собой непросто. Даже внутри Европейского союза существует дискуссия об открытии внутренних границ. Пока внутри Европейского союза они не открыты.

В. Нечай Тамара говорила о привлечении туристов из Северной Америки. Они уже могут к нам летать?

Т. Буйлова Формально они могут к нам летать. До того была электронная виза, что в значительной степени упростило въезд. Сейчас ее действие приостановлено. Ее не мешало бы восстановить, потому что иностранцы из-за границы регулярно спрашивают, работает ли она. Еще одна крамольная мысль про прививки – я считаю, что мы можем приглашать иностранцев из Западной Европы и прививать их здесь.

В. Нечай Прививочный туризм.

Т. Буйлова Несмотря на то, что в Европе есть свои варианты прививок, думаю, идея вызовет ажиотаж у желающих прекратить пандемию хотя бы в собственной семье. Опять-таки дело за Минздравом и за политическим решением. Я бы хотела призвать Сергея Евгеньевича пролоббировать наши интересы, потому что у нас прививки идут. Если в какой-то момент времени их планируют продать за границу, почему бы до этого не предложить какое-то количество доз на территории России? Много плюсов: мы восстановим поток, получим валюту…

М. Чернобровкина И долгосрочное пребывание туристов. Приехал – укололся, две недели гуляешь по Петербургу, потом вторая прививка.

В. Нечай Вы видите какие-то сложности у этой идеи, Сергей Евгеньевич?

С. Корнеев Мы работаем в этом направлении. У нас есть городское агентство медицинского туризма, которое вело переговоры со многими нашими туристскими организациями и с коллегами. Я считаю, что сейчас хороши любые способы привлечения внимания к Санкт-Петербургу и туризму в целом. Могу сказать, что прошлой зимой мы провели большую информационную кампанию на Euronews. Тогда мы получали отклики со словами: как мы хотим вернуться в Санкт-Петербург. Так мы формируем отложенный спрос: во время локдауна люди думают, что делать после.

В. Нечай Это действительно эффективно? Получается, что сказали: «Я тебе это дам, но пока не пущу». В чем польза? Конверсия есть?

С. Корнеев Абсолютная. Я вижу, чем занимаются наши мировые коллеги. Несмотря на сложности в разных странах и городах, они все ведут большую информационную компанию. Мы же сами люди. Когда мы сидели во время ограничений, мы мечтали, что они когда-то закончатся и мы сможем куда-нибудь поехать. Вопрос – куда. Пандемия, как плотина, остановила туризм на полном ходу. Внезапно и тотально.

Всемирная туристская организация, подводя итоги, сказала, что в прошлом году один млрд людей в мире никуда не поехали. С одной стороны, это огромные потери для туристской индустрии. С другой стороны, многие не поехали, так как не могли, они перенесли свои поездки на другое время или решили подождать до лучших времен. Часть людей не поедет никуда, они пока будут экономить на путешествиях, потому что потеряли доходы.

Но большое количество людей, мечтают поехать путешествовать. Все туристские центры мира за это борются, потому что поток будет не так велик, а туристских стран очень много. Мы должны хотя бы часть этого спроса отвоевать для Санкт-Петербурга, сделать это в последний момент не получится. Пандемия, конечно, изменила все, но европейцы стабильно принимали решение об отпуске за полгода — бронировали гостиницы и прочее.

Сейчас по-другому. Но есть забронированные и перенесённые туры, есть люди, которые пытаются понять, куда им поехать и ждут окончания пандемии. Этих людей нельзя оставить, иначе их заберут другие.

В. Нечай Что касается внутреннего туризма – мне кажется, что сейчас в нашем городе намного меньше россиян, чем могло бы быть.

М. Чернобровкина Мне кажется, нужно реализовывать потенциал повторных визитов. К нам как приезжают – первый раз всегда город, Эрмитаж, Петродворец.

В. Нечай Открыточные виды, все стандартно.

М. Чернобровкина Недостаточно информации о скрытых возможностях Петербурга – Кронштадт, туры по небольшим музеям, которые до сих пор закрыты, потому что нет того объема туристов, который позволил бы им окупаться, наши парадные… Это все нужно продвигать. Об этом многие внутренние туристы не знают.

У нас постоянно проводятся мероприятия – карнавалы, еще что-то. Их нужно перемещать за пределы центра города, это решит две проблемы. Во-первых, не будут перекрывать улицы, соответственно, у обычных туристов не будет сбиваться график. Во-вторых, это позволит раскрутить альтернативные локации, о которых многие не знают.

Мне кажется, не надо ничего изобретать, нужно реализовывать тот потенциал, который есть. Нужно активировать уже существующее взаимодействие с другими регионами СЗФО, для того чтобы люди приезжали сюда на подольше – не на уикенд, а на полноценный 24-дневный отпуск. Они успели бы посмотреть город, пожить в Курортном районе в пансионатах, потом поехали по другим районам.

Т. Буйлова Мне кажется, необходимо восстановить роль Санкт-Петербурга как хаба хотя бы регионального. Из Санкт-Петербурга труднее добраться до куда-либо по сравнению с Москвой. Мы всегда ездим через Москву в Ярославль и в любой другой город Российской Федерации. А быть хабом очень важно, потому что это дополнительный поток.

М. Чернобровкина Мне тоже кажется, что к этой идее нужно вернуться глобально. Полностью использовать режим открытого неба. Было бы здорово, если бы получилось пролоббировать возвращение Санкт-Петербургу статуса хаба, в том числе и международного. Это привлекло бы огромное количество туристов. Сейчас, как сказала Тамара, мы и во внутренние регионы, и за рубеж ездим только через Москву.

В. Нечай Сергей Евгеньевич, поправьте меня, если это не так, этим власти города уже занимаются, вспомним хотя бы Серебряное кольцо, или?

С. Корнеев Серебряный НРЗБ (21:19). Совершенно верно. Коллеги рассказали полностью нашу программу и стратегию, которую мы вместе и реализуем. Когда еще во время первой волны локдауна в июне мы начали обсуждать, какой туризм вернет гостей в Санкт-Петербург, многие назвали культурно-познавательный туризм – наши многочисленные музеи, деловой – когда-нибудь вернутся наши деловые мероприятия, оживет инфраструктура, еще детский туризм.

Тогда родилась идея, что главный туристский продукт Петербурга – это его атмосфера, его события, новые районы, общественные пространства, авторские экскурсии по разным районам города. Мы это назвали новой культурной туристской биографией. Не отрицая старое, нам нужно привлечь новое, чтобы люди приезжали в Петербург много раз. Все четыре сезона. С разными целями и задачами.

Что касается сегодняшней ситуации – на прошлой неделе начался кешбэк, его третий этап. Петербург входит в топ-5 регионов, куда едут российские туристы. Иностранцев, к сожалению, нет. Это видно.

В. Нечай Меня интересует, почему вы не сказали про российские рестораны.

НОВОСТИ

В. Нечай Мы продолжаем приглашать в наш дом гостей, размышлять, как вернуть в Петербург туристический поток. До перерыва один из моментов, на который обратил внимание я – это то, что нужно продвигать идею Петербурга, хотел сказать, как гастрономической столицы России, но этот бренд принадлежит Казани, но именно петербургские рестораны выиграли две недели назад первое и второе место по России в НРЗБ (23:36). Сергей Евгеньевич, это есть в планах или? Мы могли бы стать ресторанной столицей.

С. Корнеев Мы с моим большим другом, главой Ростуризма Зариной Догузовой определили формулу: есть тысяча и одна причина приехать в Петербург и вернуться сюда снова и снова, потому что для каждого он свой. Формула: главный туристский продукт Петербурга – это его атмосфера – формируется из впечатлений. То, что отмечают гости в нашем городе – это гастрономические удовольствия, потому что наши бары, кафе, рестораны дают абсолютный уникальный набор.

Это миссия Санкт-Петербурга. Есть европейская, паназиатская, санкт-петербургская кухня – от корюшки до пышек. Она очень современная кухня. Рейтинги свидетельствуют о ее востребованности: петербургские рестораны всегда попадают в топ. Мы отдельно привозили журналистов из других городов зимой, чтобы развить гастрономическую тему. Мы показывали им атмосферные рестораны, бары, гастропабы. Получилась очень интересная история. Сейчас она развивается дальше – в региональных СМИ выходят материалы с отзывами.

Люди приезжают просто погулять. Пандемия сформировала спрос на позитивные впечатления. Хочется просто походить без ограничений, посидеть в кофейне с чашкой кофе и выйти на берег Невы. Это та особая атмосфера, которая является нашим продуктом. Конечно, культура, музеи, Петербург сам музей под открытым небом. Мы люди, и мы хотим чувствовать себя комфортно. Петербург готов предоставить это чувство гостям.

В. Нечай Но что-то не едут, или я ошибаюсь?

С. Корнеев Почему же не едут?

М. Чернобровкина Мне кажется, не хватает какая-то заявления. Как у нас было заявление Елина в какое-то время: «Не приезжайте». Хорошо, если бы губернатор сказал: «Приезжайте в Санкт-Петербург. Мы вас ждем, вас ждут рестораны, набережные, все вас очень ждут».

Т. Буйлова Не дожидаясь конца пандемии, потому что мы не знаем, когда она закончится.

С. Корнеев Мы ведем предельно активную информационную кампанию, но пандемия воспринимается всеми по-разному. Кто-то готов ехать завтра, кто-то пока нет. Еще раз повторю, что мы сейчас в топе программ кешбэка наряду с Крымом, с Краснодарским краем. Да, у нас нет теплого моря, но мы получаем необходимую популярность. Мы работаем со всеми туристскими организациями России и Москвы.

Сейчас мы на выставке Интурмаркет проводим серию маркетинговых, информационных мероприятий. Но пандемия, к сожалению, пока рядом. Многие люди готовы поехать, но ждут прививки, вакцинации, иммунитета. Мы принимаем гостей, им вполне комфортно. Петербургское гостеприимство тоже наш бренд. То, что мы научились, сосуществуя с пандемией принимать гостей, которые почти не замечают ограничений, связанных с пандемией, но при этом понимают, что их безопасность настолько, насколько это возможно, обеспечиваются санитарными мерами, которые стоили нашим гостиницам больших затрат, больших трудов. Мы об этом говорим и рассказываем.

Но пандемия еще рядом. Будем надеяться, что она будет уходить, что ситуация будет улучшаться. Мы вынуждены считаться, как и другие города. Мы имеем объективную статистику, которая доступна для всех. Санкт-Петербург открыт. Это гостеприимный, комфортный город.

В. Нечай Вы сказали про статистику. Экономический форум – это еще один способ привлечь к нам внимание. Еще на прошлой неделе я видел сообщения про то, что уже больше половины номеров в петербургских гостиницах, забронировано. Сейчас выясняется, что загрузка на ПЭФ составляет порядка 10%. Есть ли у вас данные по этому?

С. Корнеев Есть. Ровно та же самая ситуация. Очень много запросов, прежде всего на те гостиницы, которые работают с ПЭФ. Это не все гостиницы, только партнеры. Большое количество этих запросов остаются только запросами. Все сейчас привыкли планировать решения в последний момент. Мы очень ждет ПЭФ. Он для нас является важнейшим событием, как игры Евро, и важнейшим показателем петербургского гостеприимства. Гости форума, прежде всего, международные участники, в основном, из Европы. Сейчас неопределённая ситуация.

М. Чернобровкина Мы в отельном сообществе обсудили эту удивительную цифру – 100% заполненности гостиниц. Заполнены те гостиницы, которые бронируются традиционно правительственными делегациями, администрацией президента и так далее.

С. Корнеев Они не заполнены, только забронированы. Пандемия показала, что это две абсолютно разные вещи, к сожалению.

М. Чернобровкина Мы уже упоминали вопрос границ. Пока границы не откроют – все понятно. А уже сейчас время очень сильно поджимает. Если раньше, например, главы зарубежных компаний принимали решение о визите на форум за год примерно, потому что весь график у них расписан. Ситуация поменялась. Но 2 месяца на принятие решение главе иностранной компании по-прежнему очень мало, а границы все еще закрыты, поэтому, конечно, нужно, чтобы регион продвигал историю с открытием границ и функционированием электронной визы. Еще чуть-чуть, и уже будет невозможно не привлечь иностранных делегатов, глав иностранных компаний.

С. Корнеев Та же история в Европе с играми Евро. Мы общаемся с оргкомитетом. Игры состоятся, Петербург готов принимать зрителей. Есть разные сценарии заполняемости: 50% или 75%. Мы надеемся на больше.

В. Нечай Но четкого сценария нет?

С. Корнеев УЕФА еще не приняла решение. Они должны принять его 8 апреля. Всего участвуют 12 городов, а в некоторых городах сейчас объявляется локдаун. Насколько я знаю, УЕФА перенесла объявление решение, она хотела сделать это в марте общий формат проведения игр во всех городах-участниках, сейчас, если я не ошибаюсь, перенесли на начало апреля.

В. Нечай Может ли получиться так, что в конце концов никого не будут пусктаь из гостей, только местных жителей? Я сейчас говорю про УЕФА.

С. Корнеев Принимать решение будет УЕФА. Мы надеемся, что нет, и готовимся к оптимистическому сценарию. Мы надеемся, что игры состоятся и на футбол приедут международные телекомпании. Это говоря про информационную кампанию. Мы готовим разные информационные предложения, разные событийные активности, чтобы еще раз напомнить о Санкт-Петербурге как о городе, который принимает не только большой футбол, но который гостеприимен и безопасен для гостей со всего мира.
В. Нечай Что самое главное должно быть сделано? В блиц-формате.

М. Чернобровкина Мне кажется, что надо полностью использовать те возможности, которые уже существуют – это ПЭФ, УЕФА. Прежде всего надо разобраться с границами, потому что тогда появятся новые возможности для новых категорий туристов, я бы сказала, что можно устроить антилокдаун туризм для людей, которые сидят в красных зонах и мечтают, как бы им выбраться. Таким образом мы могли бы привлечь их сюда. Нужно реализовывать возможности, заложенные в кризисе.

Т. Буйлова Что касается внутреннего туризма – я считаю, что у нас появились города-конкуренты. Та же Москва стала развивать туристическое направление. Что тебе вернуть место не в пятёрке, а занять первое место или хотя бы второе приёму туристов, Санкт-Петербургу надо придумать и пересмыслить свои собственные предложения, и предложить яркий, современный, но в то же самое время классический город. Очень сложная задача. Какой бы объемистой или пустой она не казалась.

С. Корнеев Коллеги сказали, что мы должны рассказывать о Санкт-Петербурге. Наш город очень разнообразен. Даже сами жители не всегда знают все о городе. Нам нужно выбрать основные направления: гастрономия, музеи, культура, городская жизнь, события, общественные пространства. Современное, классическое искусство. Каждый человек должен найти в Петербурге что-то интересное, чтобы хотеть вернуться сюда снова и снова. Наша задача – рассказывать об этом всеми способами.

В. Нечай Самое главное, на мой взгляд – диалог, в том числе сейчас это хороший пример. Я знаю, что вы общаетесь и вне эфира. Давайте продолжать. В студии были исполнительный директор Санкт-Петербургского отделения Американской Торговой Палаты в России Мария Чернобровкина, ответственный секретарь межотраслевого координационного совета гостеприимства и услуг Тамара Буйлова и глава Комитета по развитию туризма Петербурга Сергей Корнеев. Надеюсь, к нам будет приезжать больше туристов. Спасибо!



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире