'Вопросы к интервью
12 января 2021
Z Интервью Все выпуски

«Свободный формат». Вакцинации от COVID-19 и получении медицинской помощи для больных коронавирусом в Петербурге


Время выхода в эфир: 12 января 2021, 13:06

А. Петровская Добрый день, у микрофона Александра Петровская, это программа «Свободный формат». У нас сегодня в гостях первый заместитель председателя комитета по здравоохранению Петербурга Андрей Сарана. Андрей Михайлович, здравствуйте.

А. Сарана Добрый день. Здравствуйте Александра, здравствуйте, уважаемые зрители и слушатели.

А. Петровская Тема, которую мы сегодня будем обсуждать в первую очередь – вакцинация. Но не забудем поговорить вообще о ситуации со здравоохранением в эпоху пандемии в Петербурге. Начнём с вакцинации. Первый вопрос, который сейчас, наверное, волнует большинство. Если вдруг вы, Андрей Михайлович, читаете чат в Telegram, который объединяет людей, которые хотят вакцинироваться в нашем городе – многих волнует сейчас, как найти ту поликлинику, где ещё остались дозы первого компонента вакцины «Спутник V» для того, чтобы получить эту прививку. Есть ли такие поликлиники?

А. Сарана Да, с учётом того, что нам поставлена задача и президентом Российской Федерации, и губернатором, и нашим профильным вице-губернатором максимально развернуть кампанию по вакцинации, все усилия конца декабря были предприняты для того, чтобы развернуть те 70 пунктов, которые мы планировали для вакцинации. Вопрос просто в ожидаемости той вакцины, которая приходила. Общее количество доз, которое в Санкт-Петербург было привезено – 22 692 дозы. На сегодняшний момент мы провакцинировали 14 249 человек. Порядка 8 500 доз у нас находится ещё на пунктах вакцинации. Однако на некоторых пунктах действительно количество вакцин – ноль. В некоторых уже произошла запись населения на ту вакцину, которая остаётся.

Звонить можно по телефонам, которые есть в самих поликлиниках, на досках объявлений, в чатах поликлиник, но основные, конечно, на сайте комитета по здравоохранению – все вакцинальные пункты выведены в отдельное место со всеми телефонами, там есть и мобильные, и городские. Люди, которые туда дозваниваются, если нет возможности попасть на свободную дозу, просто записываются в отложенный журнал. И как только придёт вакцина… Я вчера вечером, в районе 21 часов разговаривал с компанией, которая осуществляет доставку вакцины в Санкт-Петербург. Мы получим завтра 20 000 доз. Как только мы её примем в соответствии с товарной линейкой по регистрации фармпрепаратов, мы начнём их развозить.

У лидеров, которые быстрее всего и хорошо прививают, она быстрее всего закончилась, потому что мы равномерно развезли по всем пунктам вакцину. Послезавтра будет, и дальше мы будем ждать следующие партии вакцины, которые будут приходить.

А. Петровская Андрей Михайлович, конкретизирую вопрос. Есть какой-то общий список? Может быть, есть эти данные у вас, или они где-то в открытом доступе? Потому что сейчас, чтобы найти ту поликлинику, где они остались, нужно обзвонить огромное количество приёмных отделений и регистратур. При этом я вам честно скажу, и об этом пишут участники этого чата, дозвониться туда не так просто. Нужно день провести в обзвонах. Есть ли какая-то агрегированная информация, где ты открыл и посмотрел: вот здесь по состоянию на 12 часов дня вторника, 12 января, остались свободные дозы первого компонента, можно туда идти. Согласитесь, это было бы удобно.

А. Сарана Да, согласен с вами абсолютно. Думаю, что мы так и сделаем, потому что, конечно, ежедневно на стол губернатору от нас ложится информация, в какой поликлинике сколько людей привито, и сколько у них осталось и первого компонента, и второго. В общий доступ мы это не выкладываем, потому что на все эти дозы, которые есть, сейчас уже люди расписаны.

А. Петровская Свободных нет.

А. Сарана Ну и даже если я скажу, что у меня в Калининском районе в поликлинике такой-то есть 5 доз, понятно, что шквал звонков, и они исчезнут. Вопрос состоит в том, чтобы, как только у нас появится ещё большее количество вакцин и доз, привезённое из федерального центра, мы будем продолжать эту позицию. Мы и сейчас думаем о расширении возможностей записи для удобства населения, чтобы они гораздо быстрее дозванивались. Собственно говоря, что мы сейчас сделали с телефоном 122 и скорой помощью.

А. Петровская То есть, на данный момент нет свободных первых компонентов, нужно ждать. Но имеет смысл дозваниваться уже сегодня.

А. Сарана Ждать буквально 2 дня, потому что в четверг-пятницу мы развезём по пунктам и дальше продолжим. Будем вызывать тех, кто записан в отложенном журнале, и записывать новых людей.

А. Петровская Уже имеет смысл сейчас записываться, чтобы те дозы, которые приедут через день…

А. Сарана Да, записываться рядом со своей поликлиникой, своим домом, чтобы не в другой район ехать прививаться.

А. Петровская Что делать, если отказывают? Говорят: «У нас сейчас нет вакцины, куда мы вас запишем?» Что нужно делать?

А. Сарана С такими случаями нужно разбираться. Можно позвонить на горячую линию, сказать конкретно, какой вакцинальный пункт, куда вы дозвонились, и вам сказали, что не запишут даже в отложенный журнал. В принципе все начальники райздравов подтверждают, что это возможно, никаких проблем нет. Мы наоборот заинтересованы иметь этот пул людей, которым можно оперативно позвонить, потому что одно из неудобств вакцины – что она, к сожалению, расфасована по 5 доз во флаконе. И с учётом того, что многие люди идут по записи, некоторые оказываются в самой невыигрышной ситуации – остаётся четвёртый-пятый человек, которых нужно ждать, чтобы все собрались, чтобы открыть флакон, и ни одна из доз вакцины не пропала. Поэтому не очень удобная, к сожалению, расфасовка.

А. Петровская Ещё один момент, касающийся второго компонента. Насколько я вижу сообщения людей, которые сейчас получают второй компонент – он есть в городе, однако кто-то написал, что ему нужно в ближайшие дни получить второй укол, он позвонил в поликлинику, и ему сказали, что нет дозы. Есть ли такая вероятность, может ли такое быть? Или за каждым, кто вакцинируется первично, сразу вторая доза закрепляется, и через 21 день для него вакцина будет обязательно?

А. Сарана В любом случае, конечно, каждый вакцинальный пункт получал первую и вторую дозу одновременно. Есть несколько ситуаций. Во-первых, необязательно прививаться ровно в 21-й день. Да, мы даём памятку человеку, когда он прививается в первый раз, для того, чтобы этот процесс гармонизировать, это всё было чётко выстроено. Человек до 21 дня не может прививаться, но, например, на 22-23-й может. Есть ситуации, когда после первой дозы человек на 5-7-10-й день заболел, и у вакцинальных пунктов возникал поначалу вопрос, что же делать со второй дозой. Получается, что у нас, грубо говоря, все первые дозы использованы, а вторых, когда мы их все уколем, останется 5-10. Соответственно, объяснение было из Минздрава о том, что мы просто дополучим первый компонент.

Либо, например, у кого-то есть противопоказания к введению сегодня второй дозы, потому что ОРЗ или ОРВИ какое-нибудь началось или обострение хронического заболевания. Человек будет привит через неделю, например, после того, как он стабилизируется и будет допущен ко второй дозе. Опять-таки, если у населения возникает вопрос, что второй дозы нет на пункте – это в принципе нонсенс, но на горячую линию можно пожаловаться, и мы найдём под этого человека. Это не проблема. Все дозы пришли одновременно, всё хорошо в этом плане.

А. Петровская Ещё что касается общего числа доз, если не ошибаюсь, то перед Новым годом губернатор говорил о полумиллионе доз вакцины, которые должны приехать в Петербург. Сейчас, как я понимаю, цифры, которые вы называете, и о которых пишут в СМИ, значительно ниже тех, что изначально нам обещали. С чем это связано?

А. Сарана Официальных документов на тот счёт, какое общее количество было обещано Петербургу в январе-феврале, не существует. Я лично их не видел. Конечно, в личных разговорах с Минздравом, с министром, при личных встречах либо приездах проверяющей комиссии мы задаём вопрос, на сколько мы можем рассчитывать. И нам говорят, что да, есть примерный план поступления. В любом случае, федеральный центр регулирует поставку объёма вакцин в зависимости от того, как болеет население, какая частота, какая прослойка не иммунизирована. Федеральный центр видит в принципе весь федеральный регистр заболевших по всем субъектам, и из того количества вакцин, которые произведены, она перемещается в тот или иной регион в зависимости от сложности эпидемиологической ситуации.

Мы стоим и ждём, и как только нам дают следующую дозу, мы с радостью её принимаем, распространяем и раздаём. По моим сведениям, сегодня она выедет, и завтра у нас будет 20 000 доз. Нам обещали до 15 января, но будет она уже 13-го. Мы постараемся завтра начать прививать, потому что в субботу и воскресенье логистически тяжелее развозить. У нас фармбаза работала практически без выходных с начала всей пандемии, люди сутками, днями и ночами разгружают СИЗы и лекарственные препараты, а сейчас – вакцину. Она приедет в рабочий день, слава богу, это будет среда, в четверг-пятницу мы её развезём, и вакцинальные пункты продолжат свою работу.

А. Петровская: 22 000 это, конечно, совсем смешно и мало для Петербурга.

А. Сарана 20 000, и, опять-таки на словах, обещание до конца месяца ещё 68 000. То есть, всего 88 000 нам обещают в январе. Может быть, будет больше или меньше.

А. Петровская Понятно. Просто меньше, чем изначально обещали. Вопрос к тому, что мы только что с вами обсуждали. Егор Ершов в YouTube-трансляции пишет нам, что пытался записаться на прививку сегодня в Петергофе, Николаевская поликлиника – отказали и просили звонить после 18 января. Обращаться на горячую линию?

А. Сарана Можно обратиться на горячую линию. Я уже услышал, что это Николаевская больница, и в ней прививочный пункт в поликлинике. Мы переговорим для того, чтобы не было таких случаев отказа, чтобы ставили в очередность в журнал, о котором я говорил – отсроченная запись, чтобы, как только появится вакцина, людей вызывали и прививали.

А. Петровская Лиза Подольская спрашивает у вас номер телефона горячей линии по вакцинации, куда можно звонить, в том числе задавать такие вопросы.

А. Сарана Конкретно горячей линии по вакцинации нет. Есть просто горячая линия комитета по здравоохранению, куда не нужно дозваниваться, чтобы услышать обратный голос. Вы просто надиктовываете свою жалобу, она транслируется в печатный вид, и дальше вступает в силу 59-й закон, по которому в течение месяца вам должны ответить. Там уже без вариантов.

А. Петровская Месяц – это не очень оптимистично!

А. Сарана У нас настолько много на сегодняшний момент, скажем так, путей, куда человек может пожаловаться, начиная со странички губернатора и заканчивая горячей линией комитета по здравоохранению, что, мне кажется, у нас сейчас вообще нет проблемы.

А. Петровская А можно номер?

А. Сарана Дайте мне 3 минуты.

А. Петровская Хорошо, найдём во время московских новостей и сообщим. Ещё вопросы касательно жалоб. Во-первых, то, что я читала со слов очевидцев, что осматривают людей перед прививкой, и осмотр проходит чуть ли не в тех же кабинетах, где принимают людей с жалобами на ОРВИ. А сегодня любое ОРВИ может быть потенциально ковидом.

И вторая история, вчерашняя, хочется к ней вернуться – это касательно нарушений температурного режима хранения вакцины. Наш коллега, журналист Алексей Лушников об этом написал, и, насколько я знаю, сегодня Алексею звонил глава поликлиники, где это произошло. И непонятно: если эта история вся совершенно выдуманная, ошибочная и так далее, то зачем ему звонили и эту ситуацию пытались понять? Будете ли вы какую-то проверку внутреннюю проводить? Может быть, в поликлинике действительно происходило что-то, что не известно комитету?

А. Сарана Давайте начнём по порядку. Во-первых, я готов продиктовать номер горячей линии. 635-55-77. Что касается холодовой линии, соблюдения качества вакцин и так далее, есть стандартный операционный протокол, который был прислан нам ещё до того, как пришла вакцина, в котором всё чётко расписано. С чем были связаны трудности по открытию оперативных пунктов? Вся страна бросилась покупать сертифицированные медицинские морозильные камеры, которые могут держать температуру -18°С и ниже.

В стандартном операционном протоколе прописано, что морозильников должно быть не менее трёх для того, чтобы можно было переложить и так далее. Полностью написан протокол, как должен быть заморожен, например, контейнер, который перевозят с фармбазы до вакцинального пункта. То есть, должны быть определённые морозильники, которые должны держать большую температуру для того, чтобы контейнер целиком туда загружался и охлаждался.

Абсолютно уверенно могу сказать, что с соблюдением холодовой линии у нас нет никаких проблем. Мы контролируемся здесь и Роспотребом, и Росздравнадзором. Вчерашняя ситуация, которая, к сожалению, описана журналистом, была для нас откровением и удивлением. Мы связались с Роспотребнадзором – он не выходил в праздники и не проверял никакие поликлиники. Мы связались со всеми вакцинальными центрами – ни у кого из них не было проверяющих, и нет никаких проблем с соблюдением холодовой линии. Насколько я знаю, молодой человек уже отказался от своих слов и сказал, что вроде как он это ошибочно написал, потому что где-то что-то услышал и не совсем правильно понял.

А. Петровская Андрей Михайлович, может быть, раз не было проверок со стороны Роспотребнадзора за праздники… Бывает человеческий фактор, всё бывает. Будет ли какая-то проверка с вашей стороны?

А. Сарана Во-первых, для того, чтобы проверять, нужно, чтобы происходило что-то большое. Вообще принципиально холодовая линия соблюдается с помощью регистраторов. В каждом холодильнике есть, обывательски скажем, прибор, который постоянно определяет температуру в холодильнике. Он регистрируется, его можно распечатать. И то же самое происходит, начиная от фуры, которая загрузилась на заводе и едет сюда. Вскрывая на фармбазе пришедшую вакцину, распечатаются полностью регистраторы температурного режима за весь путь. Он вскрывается под видеокамеру, вынимается, и все последующие этапы так же соблюдаются.

Многие регистраторы соединены с GSM. Например, если у вас не дай бог выключился холодильник на работе, он начинает сигнализировать, что он выключился. У вас дома есть морозильники – если они выключаются, мясо в них не пропадает в течение ближайших 2-3 часов. Даже если это происходит ночью, человеку приходит СМС, что потерялось питание, нужно срочно ехать. Поэтому нужны другие холодильники, чтобы перезагрузиться либо использовать, например, по первой категории дизель-генератор для того, чтобы это работало. В этом плане ситуация отлажена, вакцинальные кабинеты не созданы на ровном месте. Люди там обученные, знают, ведутся определённые журналы. Поэтому история реально очень сильно надуманная. Мне кажется, что дальше нет смысла обсуждать её.

А. Петровская Хорошо. Но всякое бывает. Я вам привела пример: говорят, проводят осмотр в том же помещении, и люди, которые приходят на выписку или вакцинироваться в поликлинику, оказываются фактически в тех же помещениях, что и люди с ОРВИ. Может быть, с не доказанным ковидом, но мы все понимаем, что сегодня любое ОРВИ потенциально может быть коронавирусом.

А. Сарана Давайте мы вернёмся тогда к вопросу о том, зачем человек, имеющий температуру… Мы уже изо всех утюгов говорим, что если вы имеете температуру, с учётом того, что у нас у всех практически есть связи с болеющими коронавирусной инфекцией в том или ином виде – зачем человек с температурой идёт в поликлинику?

А. Петровская А ему не дозвониться.

А. Сарана Он должен остаться дома. Он враг государства, зачем он идёт, понимая, что болеет? Зачем идти и заражать своими соплями других людей?

А. Петровская Я вам расскажу личную историю. Звонишь врачу, он тебе говорит: «Вы знаете, некого к вам отправить. Температура у вас невысокая». Ты ему говоришь: «Ну как? У меня симптомы, я не чувствую запахов, классический симптом для коронавируса». – «Вы знаете, температура невысокая, приходите лучше вы к нам». Я знаю такие конкретные живые истории.

А. Сарана Абсолютно неправильная рекомендация врача. Хочу открыть вам глаза, что если вы почитаете клинику обычного гриппа или ОРВИ с насморком, люди там тоже теряют обоняние. Поэтому говорить о том, что потеря обоняния – это признак коронавирусной инфекции, неправильно.

А. Петровская Как вариант. Хорошо. Какие-то проверки того, как происходит вакцинация, с вашей стороны идут? Про температурный режим мы с вами выяснили.

А. Сарана Во-первых, районные отделы здравоохранения выборочные проверки осуществляют. Комитет по здравоохранению – только наш отдел, который занимается амбулаторным звеном, может выехать, проверить. По идее в вакцинальном кабинете есть кабинет осмотра и прививочный кабинет. Это как минимум два помещения. Тот, который используется для осмотра пациента, может быть действительно выделен. Если мы говорим о том, чтобы посмотреть человека, который пришёл с ОРВИ, он должен быть продезинфицирован, включён кварц и ультрафиолет. Через какое-то время можно пустить обычного человека для вакцинации.

А. Петровская Сообщают, что так не всегда бывает. Просто чтобы вы знали.

А. Сарана Спасибо. Мы постараемся всем ещё раз сказать, что так нельзя делать.

А. Петровская Ещё один момент, об этом много спрашивают и в YouTube, и на СМС-портале: раз не хватает вакцины, будет ли другая? Например, иностранная. Ждать ли нам тот же Pfizer? И в том числе было сообщение, по-моему, от главы комитета, что вакцина «Вектор» тоже должна в ближайшее время приехать. Когда ждать альтернатив «Спутнику»?

А. Сарана Говорить об иностранной вакцине не могу вообще, потому что просто-напросто не знаю. Говорить по принципу «одна бабка сказала, что где-то я слышала, что есть молодильные яблоки, и в Москву или Петербург кто-то привёз Pfizer»… В любом случае, это вещь, наверное, неофициальная. Я про неё не знаю, поэтому даже не буду рассказывать. Если мы говорим про «ЭпиВакКорону», которая новосибирская – действительно, эта вакцина есть, у неё более мягкий холодовой путь, она может храниться в холодильнике при +4°С. И она на сегодняшний момент используется государством для более отдалённых районов нашей страны, потому что проще её туда довести и там использовать. Нет смысла в какой-то отдалённый субъект, где плотность населения 1 человек на 20 кв. км, привозить 10 морозильных установок. Проще привезти «ЭпиВак».

Поэтому я думаю, что вы вчера неправильно расслышали председателя комитета по здравоохранению: мы не ждём «ЭпиВак». Есть разговоры, потому что учёные работают над формой гамалеевской вакцины, которая будет не жидкая, а лиофилизированная – то есть, она будет сухой во флакончике, она хранится при холодильных условиях (+4 +8 °С), и соответственно, проще в использовании. Её просто разводят стерильным физраствором. Но пока у нас её нет, и нам пока не говорят, что она приедет. Судя по тому, как мы получали первые пробные дозы вакцины, всё это происходит буквально с колёс. То есть, нам вечером поступает команда, что завтра вы принимаете 500 доз. Поэтому я не исключаю, что нам скажут: «Вы принимаете через неделю 10 000 доз лиофилизированной вакцины». Хорошо, примем её, будем дальше вакцинировать население. Нам без разницы, какая она будет.

А. Петровская А частным компаниям будете передавать вакцину для того, чтобы увеличить площадь, скажем так, вакцинации?

А. Сарана Для того, чтобы что-то передавать, нужно иметь, что передавать. Это первый постулат. А второй – почему нет? Принципиально должны быть соблюдены три условия. Частная клиника должна быть лицензирована по вакцинации, у неё должно быть соблюдение всех уровней холодовой линии, это обязательная вещь. Она должна быть включена в реестр федеральных медицинских организаций. И она должна иметь отдельную запись в ЕГИСЗ и подключена к федеральному регистру, потому что по каждому человеку, который вакцинируется, обязательно указываются паспортные данные либо СНИЛС, указывается его состояние…

А. Петровская Андрей Михайлович, прервёмся на московские новости и продолжим через несколько минут.

НОВОСТИ
А. Петровская Ещё раз здравствуйте, у микрофона Александра Петровская, программа «Свободный формат». У нас в гостях Андрей Сарана, первый заместитель председателя комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга. Обращаю ваше внимание на YouTube трансляцию, там, во время московских новостей, мы продолжали разговор, поэтому можете туда обратиться и послушать, что ещё мы успели обсудить. Андрей Михайлович, мы уже начали с вами говорить о ситуации, которая сложилась на праздниках. Короткое отступление: вы сказали, что вам пришла информация по свободным первым компонентам «Спутника V» в Петербурге. Куда идти сегодня?

А. Сарана Есть определённое количество свободных доз в поликлинике № 72 в Колпино. Но, опять-таки, это небольшое количество, с учётом того, что мы развозили по 100-300 доз на каждый пункт. Поэтому 1000 людей мы там не привьём, но те счастливчики, кто сейчас дозвонится – они привьются. Всех остальных я ещё раз прошу записываться в отложенные журналы; там, где вам будут отказывать – пожалуйста, обращайтесь на горячую линию со своими телефонами, мы вас перезапишем, потому что к четвергу-пятнице придёт следующая партия вакцины, и мы будем продолжать прививать. Иногда четвёртого-пятого человека не хватает, поэтому будет здорово, если кто-то оперативно может прийти и привиться.

А. Петровская Кстати, к вопросу о «дозвониться» – и в YouTube нам писала, да и вообще дозвониться по номеру 122 или в поликлинику бывает практически невозможно. В частности, у меня есть живые конкретные примеры, когда больше двухсот раз за утро нужно было позвонить в регистратуру, и при этом всё равно совершенно безрезультатно. И это история не про вакцинацию, а про необходимость вызвать врача через регистратуру, и это, наверное, более горящий вопрос, потому что если человеку плохо и ему нужен врач, это важнее в конкретную минуту, чем вакцинация. Возвращаемся с вами к вопросу о том, как работает система.

А. Сарана На самом деле, понятно, что количество людей, которые заболевают и обращаются, очень увеличилось. Система в принципе была недостаточна, если брать только регистрацию и телефоны, которые в регистратурах задействованы. В связи с этим была развёрнута IP-телефония, номер 122. То, что вы сейчас сказали, что люди не могут на 122 дозвониться, для меня звонок неприятный, потому что по моим сведениям сейчас средний дозвон до 122 – около 6 секунд. До регистратуры – согласен.

А. Петровская Андрей Михайлович, даже если можно дозвониться по 122, то врач не всегда приходит.

А. Сарана Смотрите, система построена следующим образом: тех, кто дозвонился до 122, оператор автоматически переводит на поликлинику того района, из которого звонит человек. Дальше он поступает в определённый журнал, куда вписывается в электронном виде. За 10 дней январских праздников мы приняли 27 тысяч звонков на 122. На входе по речевому алгоритму фильтруется, действительно ли человек нуждается в вызове врача или в психологической поддержке, или он просто ошибся номером. Лишние люди отсекаются, а те, кто нуждается, попадают в запись.

С людьми связываются врачи для того, чтобы определить, действительно ли человек нуждается в выходе врача конкретно сейчас, нужно ли к нему посылать скорую помощь, или его можно обслужить в течение суток. Потому что если помощь не неотложная, она должна быть реализована в течение определённого времени. Вот из 27 тысяч звонков – 25,5 были нормативно обслужены в срок. Примерно 1600 человек не дождались в течение суток, к ним не пришёл доктор. С каждым таким случаем мы разбираемся, я каждый день вижу отчёт по поликлиникам, кто где не вышел, и с каждым звеном, с главными врачами, с начмедами мы разбираемся, почему так произошло. У нас есть даже благодарности на службу 122, потому что с её открытием (мы буквально перед Новым годом открыли, 23 декабря) реально улучшилась ситуация с вызовом врачей.

Мы начали с вами говорить о том, что самих врачей, к сожалению, даже в обычное время не хватает, и до пандемии укомплектованность составляла порядка 60%. Понятно, что сейчас выросло количество звонков. За 10 дней у нас было 102 тысячи терапевтических выходов, и 122 тысячи раз мы позвонили людям, которые лечатся дома амбулаторно. И врачи звонили, 85 тысяч звонков, и порядка 38 тысяч звонков сделали волонтёры, потому что мы даже не все звонки закрываем врачебным персоналом.

А. Петровская Я прекрасно понимаю, что ситуация очень сложная. Более того, даже пытаться разбираться с главными врачами тех поликлиник, откуда не вышли врачи, тоже, думаю, бессмысленно. Потому что действительно просто не хватает рук, что здесь говорить, кого за это наказывать? Другой разговор – можно ли констатировать, готовы ли вы это сделать, что фактически сегодня в Петербурге система не в полной мере справляется с нагрузкой? Не хватает врачей, не всегда удаётся оперативно связаться с врачами, вызвать и получить медицинскую помощь. Порталы и прочее – всё это хорошо, всё это идёт в плюс, все цифры, которые вы назвали, несомненно. Я понимаю, что система работает. Но тем не менее, сегодня этого недостаточно для того, чтобы назвать систему медицинского обслуживания в городе удовлетворительной и отвечающей сегодняшним вызовам.

А. Сарана Вопрос провокационный изначально. Я попробую ответить на него так: если мы говорим о достаточности, то в моём понимании (у меня 8 медицинских специальностей) мы всем людям помогли, вышли, полечили, и они остались удовлетворены. Если бы хотя бы один человек позвонил на горячую линию и сказал: «Ко мне не пришёл врач», – значит, мы были недостаточны. Поэтому, отвечая на ваш вопрос, судя по тому, что у вас есть какие-то родственники, знакомые и вы сами звонили и не дозвонились: значит, мы ещё недостаточно работаем над собой, нам нужно работать ещё больше и улучшать системы, которые есть.

А. Петровская В чём секрет этого улучшения? Мы же с вами не ищем виноватых, мы ищем, как сделать лучше. И наверняка задача государственного управления именно в этом.

А. Сарана Абсолютно верно. Мы все ищем, а кто-то делает. По всем принципиальным направлениям мы двигаемся, любое, какое ни возьми. Например, количество ПЦР, которые мы определяли. Поначалу была куча жалоб, люди по 2-3 недели не могли получить. Купили оборудование, обучили людей, выстроили технологические линии. Сейчас средний срок с того момента, как твой анализ поступил в лабораторию – 30 часов (хотя минздравовский норматив – 48). То есть, мы улучшаем тему. Следующее направление – доставка на КТ. Вначале, если вы помните, туда возили машины скорой и неотложной помощи. Они были заняты, к сожалению и в связи с этим возник дефицит. Купили машины…

А. Петровская Андрей Михайлович, прошу прощения, что перебиваю, у нас просто очень мало времени в эфире. Мы знаем, что сделано, это важно и мы вам благодарны. Но поскольку мы установили, что пока всё-таки система работает неудовлетворительно, давайте скажем, что надо сделать и что вы будете делать в будущем.

А. Сарана Нет, система работает недостаточно. Неудовлетворительно – я бы так не сказал. Неудовлетворительно – это двойка, а недостаточно – это всё-таки 4.

А. Петровская Ладно, хорошо.

А. Сарана Потому что 5 – это когда ты всё знаешь, но ещё и обладаешь знаниями в параллельных мирах.

А. Петровская Просто вы рассказываете о том, что мы сделали, купили – и я понимаю, что это правда. Но я могу вас рассказать тысячу миллионов историй, когда люди стоят в очереди в поликлинику по часу на выписку, когда они не дожидаются врача через 122, когда они по 200 раз звонят в регистратуру. Это реальные живые истории и им тоже есть место в той реальности, в которой вы покупаете машины и улучшаете систему.

А. Сарана Согласен. Я вам верю. Не верю только в миллионы, миллион случаев вы не можете рассказать. Но даже тех трёх-пяти случаев достаточно, чтобы мы работали над собой в плане улучшения. По записи: количество телефонных линий в поликлиниках будет увеличиваться, если мы не будем справляться и увидим, что существующие постоянно заняты. По количеству врачей – к сожалению, мы их не сможем наплодить, и они не могут вырасти так быстро в специалистов, чтобы мы закрыли вообще всё. Поэтому, как я уже говорил, многих пациентов мы ведём амбулаторно, мы им дозваниваемся, причём не только врачи, а ещё и волонтёры. Просто не закрыть людьми, которые у нас есть в участковом звене.

Если мы говорим про запись на вакцинацию, то тоже сейчас идее вопрос о сайте, и об это уже говорил вице-губернатор, либо о подсоединении вопросов записи на вакцинацию через 122. Этот вопрос находится в проработке. Просто если я вам сейчас скажу, что мы всё это сделали – значит, мы это сделали. Пока мы над этим только работаем.

А. Петровская Ещё момент: в силу того, что не хватает врачей, видимо, есть случаи, когда выписывают людей без полноценного осмотра после коронавируса. Это, наверное, нарушение? Я не знаю, мне так кажется. Но в то же время понятно, что это вызвано тем, что стоит очередь из людей уже часами. Как быть, с этим что делать?

А. Сарана Здесь, как говорится, нужно выбрать золотую середину. Фотография, про которую вы говорили, где стоит очередь людей на выписку, конечно… Есть такой принцип сортировки, когда ты берёшь самых тяжёлых, быстренько их осматриваешь, затем –средней степени тяжести. Для того, чтобы лёгким потом помочь. Если доктор задал ключевые вопросы, человек ни на что не жалуется, он практически здоров – смысл раздевать его до нижнего белья, укладывать и осматривать грибок на ногах? Доктор может итак сказать: «Да, понятно, ты поправился, слава богу. Сейчас буду следующего осматривать». Который ещё продолжает жаловаться, что ему воздуха не хватает, когда он на третий этаж поднимается. Ему будет уделено больше внимания. Мы говорим о том, что недопустимы вещи, когда человек, например, был выписан и его вообще не видели. Вот так не может быть.

А. Петровская Нет, он пришёл, и доктор занимался бумажками, а не человеком.

А. Сарана Я, например, могу писать и одновременно спрашивать человека, какие у него жалобы. Человек говорит: «У меня нет жалоб. Спасибо большое, доктор. У меня отрицательный анализ, я хочу выйти на работу. Выпишите мне больничный лист, я пошёл». Честно скажу – я его не буду раздевать для того, чтобы послушать лёгкие. Потому что коронавирусную инфекцию практически неслышно стетоскопом, но её хорошо видно на компьютерной томографии.

А. Петровская Ещё один момент, касающийся выписки. Опять же, конкретные пример, когда людей с положительным тестом на коронавирус выписывают и в выписке написано ОРВИ. Это что такое? ОРВИ у нас тоже коронавирус и поэтому человек в статистику попал, раз у него положительный тест зафиксирован?

А. Сарана Нет, конечно. Вы сами отвечаете на свой вопрос. Если человеку выставлен диагноз положительный коронавирус – он попал в статистику, в федеральный регистр, и у него должен стоять диагноз U07.1. То есть, он болеет коронавирусной инфекцией, либо болел, либо мог быть носителем. В любом случае у него коронавирусная инфекция в плюсе, потому что у него ПЦР плюсовой определён, о котором вы только что сказали. Поэтому просто ОРВИ ему поставить нельзя.

А. Петровская Хорошо, а если так происходит? Конкретный случай моего коллеги ровно такой. Что с этим делать? Это нарушение.

А. Сарана Нужно пойти в поликлинику и сказать лечащему врачу: «Дорогой доктор, у меня есть положительный ПЦР и я хочу, чтобы вы переписали диагноз в моей карте, потому что я бьюсь за то, чтобы я был зачислен, как ковидный пациент». У медиков такие случаи были, потому что медицинские работники ещё и получают за это деньги, поэтому они все бьются. Если у него плюс был, он будет до конца стоять: «Исправьте мне, пожалуйста, амбулаторную карту». Здесь же, если человеку принципиально (а ему должно быть принципиально), то, пожалуйста – нужно исправить первичную документацию, что действительно у него был ковид, а никакое не ОРВИ.

А. Петровская У нас время истекло. Андрей Михайлович, если вы готовы уделить нам ещё 5 минут, то мы в YouTube продолжим отвечать на вопросы. Поэтому приглашаю слушателей подключаться. А здесь я просто перекину мостик к YouTube-трансляции и скажу, что с одной стороны – да, человек должен биться. Но, наверное, и с вашей стороны какая-то проверка таких случаев должна быть. У нас в гостях был Андрей Сарана. Мы переходим в YouTube. Спасибо.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире