'Вопросы к интервью

А. Нарышкин 20 часов и 6 минут. Приветствуем всех! Это прямой эфир «Эха Москвы». Здесь Алексей Нарышкин и Алексей Венедиктов. Здравствуйте!

А. Венедиктов Добрый день!

А. Нарышкин С нами на ближайший час Максим Ликсутов, заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта. Приветствую вас еще раз!

М. Ликсутов Добрый вечер!

А. Венедиктов Тут сразу пришел вопрос в чате: «На велосипеде, что ли, приехал?».

М. Ликсутов Пришел пешком. Недалеко у вас. Вы знаете, где мы находимся – недалеко. Поэтому с удовольствием прошел пешком.

А. Венедиктов Ну, спасибо за вопрос. Смотрите, мне в facebook пришло более 500 вопросов.

М. Ликсутов Ух!

А. Венедиктов Да, это, пожалуй, рекорд. На Андрея Воробьева пришло 350, что-то такое. Так что перебрали. Мы договорились следующим образом. Конечно, в эту программу ничего не влезет. Мы отдадим, как отдавали Андрею, эти вопросы Максиму, а затем будем публиковать ответы на нашем сайте.
Плюс к этому мы договорились, что после того, как в департаменте подведут итоги года и установят задание на следующий год, Максим придет в эфир отвечать на все вопросы. После 15 декабря Максим придет сюда. Мы попробуем найти двухчасовой шаг – где-нибудь в 20-21, да, Леша? – с тем, чтобы ответить на основные вопросы, которые у вас есть.
Мы начнем сейчас, потому что когда Максим предложил мне рассказать про систему MaaS, а я не понял ни одного слова. Если кто-то что-то понял, то, наверное, Алексей Нарышкин.

А. Нарышкин MaaS – давайте сразу объясним. MaaS – это вообще-то на русском, на украинском, на английском? Что это такое? Кстати, зрители, слушатели, посетители сайта «Эха Москвы», может быть, обратили внимание на ваш блог. Некоторое время назад вы писали про эту новую революционную систему, которая объединит в себе много-много чего в городе по части транспорта. Расскажите, вообще, что это такое.

М. Ликсутов Первое. Мы выступаем за то, чтобы Москва была лидером по многим вещам. И цифровые технологии на транспорте – это, наверное, один из самых действенных способов привлечь людей в систему городского транспорта, сделать ее удобнее, понятнее и доступнее.

М.Ликсутов: Допуск на выделенные полосы людей малоподготовленных – это чревато проблемами

А. Венедиктов Максим, можно я сразу задам вопрос? Если вы помните на память, в среднем – или до эпидемии, или сейчас – сколько людей в системе городского транспорта ездило ежедневно? Чтобы порядок людей был понятен.

М. Ликсутов Если до пандемии, скажем, каждый день…

А. Венедиктов Рабочий.

М. Ликсутов Каждый рабочий день было поездок – сейчас я скажу – примерно, думаю, 16-18 миллионов.

А. Венедиктов Поездок.

М. Ликсутов Поездка, да.

А. Венедиктов Это общественный транспорт?

М. Ликсутов Это только система городского транспорта. То сейчас примерно на 30% меньше. Но есть вещи, которые сильно выросли. Первое, например – количество поездок на велосипеде. Если брать начало ноября, рост 116% относительно такого же периода прошлого года.

А. Венедиктов В 2 раза больше?

М. Ликсутов Да. Почему? Потому что изменился мир, изменилась система вообще жизнедеятельности каждого человека. И поменялось так, что мы, в общем-то, не узнаем привычную модель поведения, которая была раньше.

А. Венедиктов А вы включаете в общественный транспорт такси, каршеринг и всё остальное?

М. Ликсутов Такси включаем, каршеринг…

А. Венедиктов В смысле, Uber, Яндекс.такси.

М. Ликсутов Всех, всё такси. Такси примерно 900 тысяч поездок в день. Возвращаясь к MaaS. Что такое MaaS? Я тогда лучше на примере покажу. Это самый понятный способ определить, что такое MaaS. Как работает MaaS по тому, какую задачу мы ставим перед ним? Например, я студент. Учусь в центре города, живу где-нибудь, допустим, в Марьино. Обычный мой маршрут – это вышел из подъезда, сел на автобус, дальше на метро. Дальше, возможно, пешком до учебного заведения либо на автобусе. Что такое MaaS? Вот вы выходите из подъезда. Вам не хочется в сегодняшний день ехать на автобусе – погода хорошая. Вот это мобильное приложение, которое есть MaaS – в общем-то, вы через него бронируете велосипед. То есть оно показывает, где стоит велосипед.

А. Венедиктов Ближайший.

М. Ликсутов Ближайший. Вы через эту систему бронируете его. То есть вы сможете быть уверены в том, что отметив одним кликом, одной кнопкой, что этот велосипед вам нужен, вы придете, и он там будет. Дальше вы доехали до станции метро, оставили, и свободное место в стойке, где стоит велосипед, будет вам обеспечено.

А. Венедиктов То есть вы бронируете и место, куда я его привяжу.

М. Ликсутов И куда вы его поставить около станции метро. Вы доехали на метро, дальше вы вышли… Едете на метро и приняли решение: поеду-ка я на самокате. Вы смотрите вокруг. Наше приложение дает вам возможность посмотреть, какой из самокатов доступен. Вы его бронируете, он вас ждет. Вы доезжаете до вашего учебного заведения, понимаете, где вы его оставите и, соответственно, там оставляете. Мало того: весь тариф можно заказать сквозным, то есть от вашего подъезда – велосипед – метро – самокат. И этот тариф будет пересчитан таким образом, чтобы дать вам самый выгодный тариф из всех, которые имеются. При этом у нас в компании, например, прокат самокатов – их несколько. И вы увидите в своем мобильном приложении все, которые есть. И самое интересное, что вы зарегистрируетесь 1 раз в нашем городском мобильном приложении и получите доступ ко всем нашим партнерам, которые будут на тот момент участниками нашей программы MaaS.

А. Венедиктов То есть включая такси?

М. Ликсутов Включая такси и каршеринг.

А. Нарышкин Департамент транспорта становится монополией в этом смысле? Вы хотите монополию на все – на каршеринг, на такси, на самокаты?

М. Ликсутов Ни в коем случае. Никакой монополии не может быть. Все компании, которые есть сейчас (и у них свои мобильные приложения) – и агрегаторы такси, и каршеринга, и проката – все остаются. Мы лишь даем возможность подсоединиться. Это совершенно добровольно. Мало того, это бесплатно для пользователей. Если компании такси и каршеринга зарабатывают на этом деньги, то наша цель – это не заработок. Наше приложение совершенно бесплатно. Мало того, мы постараемся выбить для наших клиентов самые лучшие тарифы у тех, кто к нам присоединился.

А. Венедиктов Вот у меня Тимур Миронов с ругательствами пишет: «Какие самокаты, велосипеды в ноябре? Посмотрите в окно!». У вас есть статистика?

М. Ликсутов На начало ноября. Конечно, я же готовился к нашей передаче.

А. Венедиктов Ответьте Тимуру.

М. Ликсутов Начало ноября – рост 116%.

А. Венедиктов А в количестве мы понимаем?

М. Ликсутов В количестве – я вам скажу. Это было примерно около 18 тысяч поездок – что-то типа такого.

А. Венедиктов В день?

М. Ликсутов Да. Это начало ноября, еще раз повторю. Так что вот вам пример. И задача – мы ни в коем случае не против того, чтобы… Во-первых, кто-то не согласится подсоединиться к нам. Такие компании есть.

А. Нарышкин Подождите, не согласится подсоединиться, а вы их в черный список добавите и потом лицензии лишите.

М. Ликсутов Нет, во-первых, такого права у нас нет, во-вторых, никаких таких решений не может быть. У нас уже есть часть компаний, которая согласилась с нами сотрудничать совершенно добровольно.

А. Венедиктов А в чем их выгода?

М.Ликсутов: Маска, безусловно, влияет, но позволяет распознавать лица

М. Ликсутов В чем их выгода? У нас есть огромная клиентская база. Это отличает нас от всех. То есть у нас, например, приложением московского метро пользуется 4 миллиона человек. Городскими парковками пользуются около 1,7 миллионов или около 2 миллионов. Есть еще «Московский транспорт», которым пользуется…

А. Венедиктов То есть они получают как бы допуск.

М. Ликсутов Они получают вход в нашу огромную систему клиентов. А что самое главное для компании? Иметь возможность подойти к клиентской базе, которая уникальна у города и которая остается. Да, безусловно, есть вопрос защиты персональных данных. Мы этому уделяем особое внимание. И будет огромная ответственность перед всеми нашими контрагентами, чтобы эти персональные данные хранились в строгом соответствии с законом.

А. Нарышкин Для компании подключение к этой вашей системе MaaS будет платное?

М. Ликсутов Бесплатное. Для всех всё бесплатно.

А. Нарышкин Так, хорошо, не может быть. Так не бывает, чтобы для всех всё бесплатно. Сколько будет стоить этот MaaS? Сейчас расскажете нам поподробнее.

М. Ликсутов Слушайте, это ровно столько, сколько мы сейчас тратим на обычную нашу систему парковочного приложения, либо на приложение «Московское метро» и «Московский транспорт».

А. Нарышкин Я не знаю, сколько это будет стоить.

М. Ликсутов Это стоит совсем немного. Намного дешевле, чем у Яндекса, или у Ситимобил, или у других.

А. Нарышкин А выгоду можно как-то пересчитать?

М. Ликсутов Выгода для нас – это возможность бесшовного допуска ко всем городским сервисам. Чтобы вы одной кнопкой, одним кликом выбирали удобный для вас маршрут поездки, удобный для вас тариф. Чтобы это было максимально просто, максимально удобно. Вот на том примере, который я вам показал. У вас должна быть свобода выбора.

А. Нарышкин Как это сейчас получается? Например, я от Венедиктова с работы хочу поехать домой. Я ищу себе велосипед в одном приложении. Я себе прокладываю в Яндексе путь. Хочу до метро доехать на велосипеде – раз приложение. Потом в метро – не знаю, «Тройка»...

М. Ликсутов Потом вы вышли, и вам, например, один из агрегаторов показывает время доезда машины – например, 7 минут. Вам хочется быстрее. Вы идете в другое приложение. Для этого вы должны быть там зарегистрированы. Это куча неудобных вещей. А так вы увидите все машины такси, которые вокруг вас. Примерное время – сразу же увидите, сколько времени займет подъезд к вам, к тому месту, где вы находитесь. И вы сможете проложить маршрут, комбинируя разные виды транспорта, исходя из ваших предпочтений.

А. Нарышкин Одно приложение?

М. Ликсутов Одно приложение. Захотите вы больше времени проехать на такси – пожалуйста. Хотите на каршеринге – пожалуйста. Вот такая задача.

А. Нарышкин Максим, похоже на сказочки, конечно. А такое есть где-то вообще?

М. Ликсутов Конечно, есть похожие примеры. Есть некоторые частные приложения, которые есть, например, в Финляндии, есть работающие в Бельгии. Есть подобное приложение в Дубаи. И между прочим, в Дубаи обязательное присоединение всех компаний городского транспорта к этому приложению. Мало того, Дубаи, по оценкам европейским, лондонским, различным премиям считается одно из самых лучших решений с точки зрения городского транспорта.

А. Нарышкин Сейчас сделаем небольшую паузу. У нас сегодня в гостях Максим Ликсутов, заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта. Оставайтесь с нами! У нас продолжается трансляция в YouTube.

РЕКЛАМА.

А. Нарышкин Максим Ликсутов, заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта, сегодня герой нашего эфира. Алексей Венедиктов и Алексей Нарышкин здесь. Мы говорим про систему MaaS, которая упростит жизнь москвичей и гостей столицы.

А. Венедиктов Здесь у нас идет очень много вопросов, касаясь этой темы. Что наша погода, зима не позволяет велосипеды и самокаты. Здесь, значит, народ ругается: «Ну о чем вы говорите? Велосипеды и самокаты»!

М.Ликсутов: Мы даем инфраструктуру, связанную с биометрией. Но персональные и платежные данные хранятся в банках

М. Ликсутов Бог с ними, с велосипедами и самокатами. Понятно, это сезонная вещь. К сожалению, сейчас погода не сильно комфортная. Чтобы ехать на велосипеде, надо одеться тепло. Но есть люди, которые ездят. Посмотрите: курьеры вообще все. Ну не все – большинство. Вот я шел к вам – встретил, не знаю, человек 15 курьеров в разные стороны, которые едут на велосипеде. Понятно, это курьеры, в текущей жизни неважно. У вас есть такси, у вас есть разные операторы каршеринга, которые работают круглый год. И понятно, здесь никаких ограничений нет. Наше приложение даст вам возможность выбирать так, как вам хочется в этот момент добраться до дома или на работу.

А. Нарышкин Выбирать. Мне просто кажется, что слушатели подумали, что Ликсутов хочет всех обязательно пересадить на велосипеды и самокаты.

М. Ликсутов Это всего лишь пример и не более чем. Если вы не хотите ехать на велосипеде, а хотите ехать на каршеринге, на такси, на автобусе или метро, наша задача – дать вам возможность выбора. Этот выбор принимаете лично вы сами, и определяете свои предпочтения, исходя из того, как вы хотите сейчас.

А. Венедиктов Тут есть еще вопрос, когда мы дозреем… Я не понимаю этот вопрос, поскольку я не умею кататься на велосипеде.

А. Нарышкин Я умею. Научим.

А. Венедиктов Научите, да. Про зимние велодорожки – «Когда Москва дозреет до зимних велодорожек?». Тогда, раз вы это делаете…

М. Ликсутов Во-первых, у нас есть велодорожки, которые не временные, а которые постоянные – которые мы оставляем для того, чтобы ездить. Курьеры же ездят. И уверен, что и зимой будут ездить. Поэтому никаких проблем.

А. Венедиктов Просто 18 тысяч в день – вот вы сказали: в начале ноября поездок…

М. Ликсутов Это на прокатном велосипеде. Но если у вас есть свой велосипед, эти поездки здесь я не считаю.

А. Нарышкин Объясните, кстати, раз мы продолжаем про велосипеды, зачем вы велосипеды сейчас убрали? Закончился сезон?

М. Ликсутов Потому что доля поездок на велосипедах, которые еще стояли еще не так давно, автоматически упала. Примерно 0,5% пользователей. Для чего эта огромная инфраструктура?

А. Нарышкин Не все такие выносливые, как курьеры, готовые в минусовые температуры…

М. Ликсутов Если он не нужен, значит, не нужен.

А. Нарышкин Давайте продолжим про MaaS. У нас у многих в приложении есть сервис от Яндекса – Яндекс.Go, в котором, мне кажется, этот функционал фактически уже есть. Зачем вы тогда лезете в эту историю? Не знаю, купите это приложение у Яндекса, как-то войдите в долю.

М. Ликсутов У вас рекламный контракт с Яндексом есть?

А. Нарышкин Нам говорят, что у нас рекламный контракт с мэрией. Подождите, смотрите…

М. Ликсутов Не уверен – на Яндекс похоже.

А. Венедиктов Значит, у тебя Яндекс, у меня мэрия. Смотрите, Игорь Шипаев задавал вопрос у меня в Фейсбуке: «Почему Яндекс-приложение будет хуже вашего MaaS? Не логично ли не тратить деньги на разработку нового ненужного продукта, а вложиться в существующий? Например, предоставить субсидию Яндексу на развитие в Москве?». Вот человек – его зовут Игорь Шипаев.

М. Ликсутов Видимо, Игорь, может быть, как раз сотрудник компании Яндекс.

А. Венедиктов Но тем не менее, а по сути? Может быть, это просто лучше для москвичей?

М. Ликсутов Смотрите, Яндекс работает с той инфраструктурой, которая у него есть. У него есть такси, у него есть каршеринг. Коллеги развиваются, и мы очень рады, что вообще есть такой Яндекс в Москве. И здорово, что коллеги так сильно продвинулись и с точки зрения мирового уровня. Молодцы, очень хорошая компания. Мы много сотрудничаем с компанией Яндекс. Но еще раз: есть Яндекс. Он занимает пусть большую долю на рынке такси и каршеринга, но есть еще ряд компаний такси, которые также работают на рынке и которых Яндекс никогда не подключит к своей системе. Для этого есть город, для которого и Яндекс, и все остальные компании равны, раз они работают на рынке легально, у них есть лицензии, которые мы выдаем. И мы хотим, чтобы все работали в одних конкурентных условиях. Что хочет пассажир – вот я, например, когда выбираю компанию такси? Я хочу, чтобы оно приехало быстрее. Смотрю на тариф и смотрю на рейтинг водителя. Если вы видите в одном приложении и Яндекс, и другие…

М.Ликсутов: Никто за вами не следит ни в коем случае. Все ваши поездки, если вы ездите на такси, хранятся не в городе

А. Венедиктов То есть вы видите несколько тарифов.

М. Ликсутов Я вижу несколько тарифов, ближайшую машину и марку. И всё. Я хочу выбрать.

А. Венедиктов Но несколько тарифов. Несколько машин – несколько тарифов.

М. Ликсутов Конечно, несколько тарифов. То я хочу сделать выбор, не привязываясь к одному оператору. Но вы регистрируетесь 1 раз. Вам не надо будет в каждое приложение отдельно регистрироваться. 1 раз оставите свои данные. Мы их, соответственно, будем хранить у себя. И вы будете подключаться к любому из тех, кто присоединился к нам, совершенно бесшовно, одним кликом. И оплачивать 1 раз.

А. Нарышкин Это хорошо, да. Я не понимаю, как в приложении это будет реализовано. Вы в перерыве сказали, что приложение уже тестируется. То есть оно физически есть.

М. Ликсутов Внутреннее тестирование идет.

А. Нарышкин Это замечательно. Сейчас, если мы берем тот же Яндекс – я, как агент Яндекса, вас спрашиваю: у меня, когда я ставлю себе маршрут, есть вариант – общественный транспорт, у меня есть такси, могу пешком и так далее. Вы же предлагаете в рамках этого приложения еще и выбирать между различными операторами. Сколько у меня будет этих опций?

М. Ликсутов Бесконечное количество опций. Как вы сами себе спланируете маршрут. Например, хорошая погода. Обычно вы едете на автобусе. Но сейчас хорошая погода, и вы хотели бы доехать на самокате или на велосипеде больше, чем вы делаете это обычно. Или вместо автобуса, например, подъехать до станции метро вы бы хотели на велосипеде, чего раньше не делали. Но вот вам так захотелось. И вы можете проложить этот маршрут, исходя из ваших предпочтений. Как вы решите, так и делаете. И наше приложение это сможет обеспечить.

А. Нарышкин То, с чего вы начали: я студент, я хочу часть на велосипеде, часть на метро. Это я должен, как программист, код писать? Километр – велосипед…

М. Ликсутов Нет, зачем? Вы просто ставите предпочтения, и вся эта система посчитает вам этот маршруты и забронирует этот велосипед.

А. Венедиктов Хороший вопрос пришел: а туда речной транспорт будет ходить?

М. Ликсутов Речной транспорт у нас с учетом того, что есть пандемия и прочие вещи, сдвинулся на несколько лет. Мы не бросили, этот вопрос не ушел с повестки дня – он сдвинулся.

А. Венедиктов Нет, в MaaS он собирается? Теоретически когда будет?

А. Нарышкин Мы говорим про речной транспорт как часть общественного транспорта Москвы.

М. Ликсутов Речной транспорт, который должен быть регулярным, которого сейчас нет, и которым мы занимаемся.

А. Венедиктов Он будет внесен?

М. Ликсутов Конечно, все. Городские – в первую очередь вообще, конечно.

А. Венедиктов И в этой связи как раз вопрос Сергея Слямова: «Вы сообщили о том, что речные трамвайчики отложены на 2020-2022 год. А еще дальше?».

М. Ликсутов Пока у нас целевая модель где-то 2022-2023 год. Я специально так аккуратно говорю, потому что сейчас наш бюджет достаточно сильно секвестирован. Этот проект у нас остается, он достаточно глубоко проработанным. Поэтому думаю, когда приду на следующей эфир, смогу вам сказать более точно.

А. Венедиктов Напомню нашим слушателям, что следующий эфир мы планируем после 15 декабря. Наверное, более длинный.

М. Ликсутов Этого года?

А. Венедиктов Этого года, да. Малик Кибаров и многие здесь, Ярослав Шинкаренко, пишут, сколько денег из бюджета вы на это потратите и какая компания будет проводить разработку? Имеется в виду, разработку этой истории.

М. Ликсутов Смотрите, у нас есть несколько разработчиков, которые сейчас занимаются нашим приложением «Московское метро», «Московский транспорт» и «Парковочное пространство». Поэтому у нас есть набор. Мало того, мы не будем даже придумывать какое-то новое название. Скорее всего, возьмем то существующее приложение, которое есть – например, «Московский транспорт» – и оно будет MaaS. Просто добавится новый функционал. Вот и всё. Еще раз: стоимость в рамках тех расходов, которые мы несем по существующим…

А. Нарышкин Послушайте, вас завтра же после этого эфира линчуют, если вы сейчас не скажите, что вы проведете открытый конкурс и будет честная процедура.

М. Ликсутов Безусловно, по закону у нас нет любой другой возможности, кроме как делать это в рамках конкурсных процедур.

М.Ликсутов: Вопрос персональных данных – это совершенно не вопрос первой очереди, почему мы это приложение делаем

А. Нарышкин Не знаю, мало ли, может, какие-то прикормленные разработчики.

М. Ликсутов Бесплатно сделают?

А. Нарышкин Ну не бесплатно, как-то там поделите.

М. Ликсутов Если «Эхо Москвы» с помощью кого-то разработает, мы будем рады посмотреть. Конечно, только так.

А. Нарышкин Максим Ликсутов у нас в эфире. Приложение – как вам кажется: вы его тестируете, насколько оно удобно для пожилых людей? В фокус-группе они есть у вас?

М. Ликсутов Например…

А. Венедиктов Да, давайте на примере.

М. Ликсутов Моя мама, которой за 70, которая всю жизнь пользовалась кнопочным телефоном и просила меня, когда я ей покупал телефон, какие есть на рынке, чтобы была побольше кнопка. И категорически отказывалась переходить на смартфон. Просто отказывалась: «Я боюсь. А если вдруг что-то случится, а я хочу позвонить» и прочее. Для нее это реально.

А. Венедиктов Электричество, батарейка закончится.

М. Ликсутов Да, для нее это серьезная проблема.

А. Венедиктов Знакомо.

М. Ликсутов Я, соответственно, подарил ей телефон. Попросил свою племянницу, чтобы она методично ей объясняла, показывала, как это удобно, как можно быстро поговорить, как увидеть изображение, как посмотреть на внуков. И буквально за 3 месяца она отодвинула в сторону свой кнопочный телефон и сейчас пользуется обычным смартфоном, где есть камера, где есть возможность видеозвонка, где есть whatsapp, где есть telegram, и дает ей возможность пообщаться, особенно сейчас, когда нет такого доступа, как было раньше, поговорить с внуками, со мной, и сделать это быстро. Для нее этот телефон уже является совершенно обычной вещью. И эта трансформация произошла на моих глазах в течение 3-х месяцев. Поэтому когда мне говорят: «Ну как же, это будет сложно» и прочее, я считаю на примере моей мамы, что это несложно. И на самом деле, если это будет удобно. А мы закладываем в первую очередь простоту и удобство в это приложение: один клик – проложить маршрут, второй клик – оплатить. Вы увидите, что это доступно и удобно.

А. Венедиктов Само приложение будет бесплатным.

М. Ликсутов Бесплатным.

А. Венедиктов Установка приложения будет бесплатная.

М. Ликсутов Всё будет бесплатно. Мало того, еще раз повторю: когда операторы будут видеть, что есть легкое сравнение – увидеть, сколько стоит тариф у одного перевозчика, у второго, у третьего, и это всё будет вам доступно в одном приложении – конечно, я уверен, что и цена будет более конкурентоспособная. Мало того, мы постараемся сделать так: договориться с этими операторами на более дешевый тариф для себя – для тех, кто пользуется нашим приложением.

А. Венедиктов А, подождите, мы не пропустим. Услышим еще раз. Кто-то поставил приложение, и тогда тариф может опуститься.

М. Ликсутов Мы будем договариваться. Так как у нас огромная клиентская база…

А. Венедиктов У вас есть дубинка в виде огромной клиентской базы.

М. Ликсутов Это огромный плюс. Мало того, конечно, мы будем продвигать это приложение в метро, на остановках, в автобусах. У нас есть большая возможность продвигать на своих транспортных носителях информацию о том, как это здорово, как это работает. Показывать примеры. И, соответственно, продвигать его.

М.Ликсутов: Мы хотим сделать так, чтобы пользоваться городским транспортом было удобно. Чтобы у вас была свобода выбора

А. Нарышкин Подождите: то, на что обратил внимание Венедиктов – тарифы в вашем приложении в MaaS, будут дешевле, чем…

М. Ликсутов Нет, мы будем пытаться это делать. Во-первых, тот тариф, который есть у компании такси, мы всего лишь подключаем его приложение. Но мы бы хотели в идеале, как это сделано в других странах, которые внедряют это приложение, чтобы тарифы для нас, как более массового клиента, который продвигает услуги этих компаний, были несколько дешевле.

А. Нарышкин Субсидии будете платить?

М. Ликсутов Нет, мы ничего не будем платить. За счет массового… Мы приводим клиентов.

А. Нарышкин А, то есть вы приводите клиентов. Массовость.

М. Ликсутов Мы приводим клиентов, конечно. И считаем, что для всех наших пользователей должны быть какие-то скидки. Пусть они будут большие или маленькие – это уже вопрос договоренности. Но чтобы это было конкурентоспособно.

А. Нарышкин Давайте сейчас сделаем перерыв. В эфире «Эха Москвы» Максим Ликсутов, заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта. Новости и реклама на «Эхе». Скоро вернемся!

НОВОСТИ.

А. Венедиктов «...пользователя от утечек».

А. Нарышкин Это Алексей Алексеевич Венедиктов читает вопрос от нашего слушателя.

А. Венедиктов Александра Плющева.

А. Нарышкин А, это Плющев был?

А. Венедиктов Да-да.

А. Нарышкин Мы в эфире. Максим Ликсутов, заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта.

А. Венедиктов Может, тогда ответите на этот вопрос?

А. Нарышкин Задайте, пожалуйста, просто не все слышали.

А. Венедиктов А я уже не могу, потому что она у меня улетела.

М. Ликсутов Я помню. Значит, вопрос какой: суперагрегатор и прочее. Еще раз: мы понимаем, что все эти приложения, которые развивают сами компании, такие, как агрегаторы такси, агрегаторы каршеринга, агрегаторы самокатов, не все подсоединятся к нашему приложению. Обязанности такой у них нет. Это свободная история, это не обязательство, и обязать никого мы не хотим и не собираемся это делать.

А. Венедиктов Но вы можете создать условия.

М. Ликсутов Мы не будем создавать условия. Мы хотим, чтобы это было, если есть такая история, что за нами есть клиенты, доверие к нам, к тому, как мы храним персональные данные. Мало того, у нас уже есть клиентская база – 4 миллиона пользователей в мобильном приложении «Метро», 2 миллиона в других приложениях. Мы хотим сделать так, чтобы пользоваться городским транспортом было удобно. Чтобы у вас была свобода выбора. Чтобы вы не думали о том, плохая погода или не плохая, вот я привык ехать только так и никак иначе. Чтобы вы видели, что есть выбор маршрутов, что есть выбор тарифов, что вам это удобно, просто и доступно.

А. Венедиктов Максим, вопрос был про другое: про большие данные для чего-нибудь.

М. Ликсутов Слушайте, у нас есть масса каналов получения больших данных. Это не проблема. Видеть, как люди перемещаются – мы это видим и анализируем. Для чего? Для того, чтобы понимать, где нужно проложить маршрут, где нужно сделать остановку, где нужно сделать выделенную полосу и прочее. Мы используем в работе персональные данные. Вопрос персональных данных – это совершенно не вопрос первой очереди, почему мы это приложение делаем. Это вопрос № 10 или № 20 в этом всём. То есть это совершенно не самоцель.

М.Ликсутов: Это свободная история, это не обязательство, и обязать никого мы не хотим и не собираемся это делать

А. Венедиктов И второй вопрос в этом же вопросе: защита. Поскольку это большая база, то войти, забрать и где-нибудь продать для чего-нибудь – нет вопросов.

М. Ликсутов Угроза такая есть постоянно. Поэтому, конечно, мы будем делать всё, чтобы данные были защищены, чтобы это было надежно. И будут огромные штрафные санкции тем, кто попытается это сделать.

А. Нарышкин Еще раз, смотрите, по поводу данных. Получается, одно конкретное приложение, большие серверы. Они будут Нарышкина или Венедиктова вести от дома до работы с учетом всех этих узлов, где он менял транспорт.

М. Ликсутов Если вы будете пользоваться и оставите нам данные и свои платежные реквизиты или карту «Тройка», которая персонифицирована, которая позволяет…

А. Нарышкин Смотрите, вы нас с Венедиктовым убедили – мы устанавливаем себе этот MaaS. И нас теоретически постоянно можно отследить на любом этапе. Вот здесь Венедиктов сдал самокат, здесь, не знаю, сел в лодку – в перспективе.

М. Ликсутов Сейчас это, мне кажется, не проблема. В Яндексе нет ваших данных, если вы пользуетесь…?

А. Нарышкин Не знаю, мне неприятно думать, что за мной следит Большой Брат. То есть вот этот маршрут будет храниться?

М. Ликсутов Никто за вами не следит ни в коем случае. Маршрут и сейчас хранится. Все ваши поездки, если вы ездите на такси, хранятся не в городе. Они хранятся в Яндексе. Я не знаю, какое приложение вы имеете в виду.

А. Нарышкин Разные.

М. Ликсутов Мало того: это нужно для чего? Вы забыли вещь в автомобиле такси. Вы хотите ее найти. Как вам это сделать? Вы звоните в компанию Яндекс. Уж извините, компания Яндекс – мы ничего плохого про них не говорим. Это просто как пример. Мало того, они крупнейший игрок на рынке такси города Москвы и хороший партнер правительства Москвы. Вы потеряли мобильный телефон. Как еще компания Яндекс его найдет? Конечно, она посмотрит, как вы ездили, и поможет вам найти машину такси, где вы его оставили, поможет вам его вернуть.

А. Нарышкин Слушайте, а про Яндекс? Раз уж мы опять вспомнили, вы говорите, они ваш хороший партнер, хороший партнер мэрии. А было ли с их стороны какое-то предложение или с вашей стороны предложение всё-таки делать эту историю совместно?

М. Ликсутов Мы постоянно в тесном контакте по всем нашим мобильным сервисам. Потому что компания – лидер it-индустрии, и в городском транспорте они один из лидеров не только в России. Я считаю, их решения – одни из лучших в мире на самом деле. Поэтому, конечно, мы в тесном контакте. Мы всегда обмениваемся данными. Они знают про наши планы MaaS. И даже в средствах массовой информации я увидел, что журналисты задавали вопросы: «Гипотетически вы подсоединитесь?». Я слышал, что и компания Яндекс, и ряд других выразили желание подсоединиться к нам.

А. Нарышкин То есть они на вас будут не в обиде в этом смысле?

М. Ликсутов Ни в коем случае.

А. Венедиктов Вопрос: Яндекс, скорее всего, партнер в этой программе?

М. Ликсутов Мы рассчитываем, что они тоже будут партнерами.

А. Венедиктов Но вы наверняка проводили переговоры. Вы не могли не устроить.

М. Ликсутов Мало того, есть компания, которые уже согласилась с нами работать. Это Ситимобил. И мы с ними уже проводим всякие тестовые вещи, пилотные проекты. Компания Яндекс сказала о том, что она позитивно настроена на это и рассмотрит этот вопрос. У меня нет от них согласия, что они завтра подсоединятся и это заработает. Но мы рассчитываем на то, что все, кто захочет, придет. И мы должны создать условия, чтобы это было просто и легко. Мало того, если будет какой-то стартап, интересный проект в области городского транспорта, самокатов, даже если это будет 10 самокатов у ребят-студентов из МГУ, которые решили заняться бизнесом, мы их присоединим в нашу систему. Она будет открытая. Но конечно, их система должна соответствовать требованиям по защите информации.

А. Нарышкин Слушайте, а вот эта китайская Didi или как она называется – она в Москве есть?

М. Ликсутов Нет, его нет. Мы услышали об их планах прийти в Москву. Мы с ним разговаривали. Пока это не вопрос ближайшего времени.

А. Нарышкин А что с ними не так? Они же крутые, крупные.

М. Ликсутов Нет, ничего с ними не так. Просто поэтому мы с ними и разговариваем, что это серьезный крупный игрок. Поэтому мы хотим понимать, о каких планах идет речь, когда они придут, собираются ли они…

А. Нарышкин Но что вас удерживает от того, чтобы пустить дополнительного игрока?

М. Ликсутов Во-первых, у нас нет прав не пустить. Если они соберутся, они придут. Вопрос в том, что мы хотим знать их планы, что будет на рынке, какие будут цены, какой у них подход в работе, на какое количество такси они рассчитывают, какая доля рынка. Это нормальный переговорный процесс. Они должны знать нас, какие у нас правила, какое законодательство Российской Федерации. Мы им готовы даже помогать в этом. Здесь вопрос стоит не в том, что мы готовы кого-то ограничивать. Ни в коем случае.

М.Ликсутов: Мы закладываем простоту и удобство в приложение: один клик – проложить маршрут, второй клик – оплатить

А. Венедиктов Смотрите, на мой взгляд, у мэра Собянина есть две мании. Вы ими оперируете – я имею в виду физически. Речь идет о транспорте, о дорогах – он всё время об этом говорит – и о цифре, о цифровизации. У вас здесь столкнулись вот эта самая дорога и цифровизация в маниях мэра. Если говорить более широко о биометрии и вообще о метрии, вот спрашивает, в частности, Артем Рудник: «Когда ожидать внедрения Face ID в московском общественном транспорте, чтобы ничего не прикладывать к турникету?». Будет такое или не будет? Есть такой план?

М. Ликсутов Будет точно. Это будет точно в следующем году. Мы уже на своих сотрудниках тестируем эту систему с двумя крупными российскими банками (не буду их называть), у которых уже есть система по распознаванию лиц. Могу сказать: мы даем только инфраструктуру, связанную с биометрией. Но персональные данные и платежные данные хранятся в банках. Так говорит закон: это должно храниться там, где вы эти данные оставили.

А. Венедиктов То есть через банки?

М. Ликсутов Только через банки.

А. Венедиктов То есть если у меня нет банковской карточки…

М. Ликсутов Если у вас нет банковской карточки…

А. Венедиктов Сберкнижка бумажная.

М. Ликсутов ...то вы будете не в первой волне пользователей этой системы. Поэтому данные, которые есть в банке, и будут там. Наша система будет позволять считывать, распознавать ваше лицо. Если вы подсоединены к банковской карте, у которой есть ваши биометрические данные, то вы пройдете с открытым турникетом.

А. Нарышкин То есть мы говорим про метро. Сейчас вот я вижу: ставят на турникетах камеры.

М. Ликсутов Уже на всех турникетах метро и МЦК стоят камеры, которые распознают лица.

А. Нарышкин Я просто буду идти.

М. Ликсутов Вы будете просто идти.

А. Нарышкин И дверца открывается.

М. Ликсутов И дверца открывается.

А. Венедиктов Это как на скоростных магистралях есть такие.

М. Ликсутов Это когда вы едете на машине. Но там стоит специальная штука, которая считывает.

А. Венедиктов Эту штуку на лоб тебе не надо?

М. Ликсутов Нет, это ваше лицо, будет биометрия.

А. Нарышкин Слушайте, а что она распознает? Сейчас все в масках ходят. По глазам только?

М. Ликсутов Знаете, доля распознавания в масках, если она надета не с глазами, потому что есть разные маски, распознает с высокой четкостью. Маска, безусловно, влияет, но позволяет распознавать.

А. Нарышкин А не получится так, что захожу в метро я, а списывают с Венедиктова?

М. Ликсутов Нет, невозможно. Это такая же доля, как вы с моей картой «Тройка» зайдете, там нет денег, а на вашей есть. Не бывает такого.

А. Нарышкин Максим Ликсутов, заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта, у нас в эфире.

А. Венедиктов Можно еще вопрос про электромобили? Максим, вы когда были в отпуске, я вам послал уже не помню из какой страны – помните, да? О том, что человеку, который сел за руль электромобиля, разрешили ездить по выделенке. Не хотите?

М. Ликсутов Вы знаете, вопрос тут не в том, что мы не хотим или не можем. Вопрос в том, что (я об этом говорил), в чем серьезные опасения, которые есть у нас. Они очень простые. По выделенным полосам ездит городской транспорт. Наш водитель автобуса или электробуса проходит полгода (от 3 до 6 месяцев) обучения для того, чтобы водить городской транспорт. Потому что ответственность этого водителя очень большая. Мы реально серьезным образом подходим к его обучению. Мало того, он обкатывает маршрут. Он должен знать, какой поворот, какой светофор, где пешеходный переход, как подъехать к остановке и прочее. Масса вещей. Допуск на выделенные полосы людей малоподготовленных, с небольшим опытом водительского мастерства, управления транспортным средством – это чревато проблемами. Мне скажут: нов такси же здесь есть разные товарищи. Но вообще-то по закону если у вас стаж менее 3 лет, вы не можете управлять транспортным средством. И вот в новом законе о такси мы бы хотели более жесткую ответственность для тех, кто управляет транспортным средством городского транспорта как такси. Если он не способен управлять транспортным средством в городских условиях, он не должен возить пассажиров. Водитель должен быть профессиональным. Водитель должен получать нормальные деньги.

М.Ликсутов: Приложение даст возможность выбирать так, как вам хочется добраться до дома или на работу

А. Венедиктов То есть будет ужесточение?

М. Ликсутов Мы бы хотели, чтобы эти водители имели водительские права Российской Федерации, чтобы у него был опыт управления транспортным средством в городе, и чтобы мы доверяли таксисту, как доверяем водителю городского транспорта. А это реально профессиональные люди. Но для этого водитель такси должен получать достойную заработную плату. И если агрегатор – а он устанавливает тарифы, этот агрегатор… Вот мы считаем, что агрегатор должен нести ответственность перед таксистом. Если он устанавливает тарифы, исходя из своей маркетинговой политики, то он должен обеспечить минимальную гарантированную заработную плату водителю такси на уровне водителя городского транспорта. В частности, например, Мосгортранс. Мы считаем, что это справедливо.

А. Венедиктов Я понимаю. Хорошо, что вы это сказали. Но у меня вопрос был в другом: как стимулировать переход к электромобилям?

М. Ликсутов У нас есть программа установки зарядной инфраструктуры.

А. Венедиктов Кстати, мы можем понять, какой у нас процент электромобилей от парка?

М. Ликсутов Он настолько мал. Я вам скажу: примерно 800-900 машин мы видим на дорогах города, которые передвигаются, Электромобили. У нас есть две программы. Первая – 2013 года: парковка электромобилей у нас на улице бесплатна для всех. Второе – мы каждый год будем устанавливать…

А. Венедиктов Это вам ответ, ребята, про парковки.

М. Ликсутов ...около 200 электрических зарядок совместно с компанией «Россети» для того, чтобы можно было зарядить свой автомобиль на уличной дорожной сети в том числе.

А. Венедиктов Но это такое относительное стимулирование. Всё-таки у нас автомобилей-то сколько – 2 миллиона, 3 миллиона?

М. Ликсутов У нас вместе с Московской областью более 7 миллионов.

А. Венедиктов Но я как раз без области.

М. Ликсутов Я думаю, что 4 миллиона.

А. Венедиктов 4 миллиона – и 800-900 электромобилей.

М. Ликсутов Мало?

А. Венедиктов Мало.

А. Нарышкин И вы только для них будете ставить эти 200 зарядок?

М. Ликсутов Сначала должна быть готова инфраструктура. Без инфраструктуры нельзя говорить о том, что это количество будет как-то увеличиваться. Поэтому наличие зарядочной инфраструктуры – это крайне важная вещь, которая должна быть. Это будет старт того, что количество электрических машин будет больше.

А. Нарышкин Максим Кадаков, главный редактор журнала «За рулем», спрашивает вас: «Есть ли посчитанный в цифрах профит от запрета воскресной езды по выделенкам?».

М. Ликсутов Знаете, не так давно это случилось. Мы обязательно проанализируем. Будут результаты в конце декабря.

А. Нарышкин Вот вы к нам придете и поговорим об этом более подробно.

А. Венедиктов Спрашивают еще что-то – хотел, улетело. А, перегородки в такси. Вы считаете, это должно быть обязательно? Раз уж просто мы зашли на такси.

М. Ликсутов Нет, вы знаете, в этих вопросах, я думаю, компетентные люди, которые профессионально занимаются здоровьем – Роспотребнадзор, санитарные врачи – это должно быть их решение на этот счет.

А. Венедиктов Безопасность.

М. Ликсутов Ну, кто-то считает, что где-то технически это можно сделать. А если это фейк, когда мы понимаем, что это просто нечто, которое формально выполняет свои вещи – я не считаю, что это правильная история. Я считаю так: если санитарные врачи скажут, что это надо делать обязательно… У нас таких требований нет.

А. Венедиктов Но это опять ляжет на пассажиров.

М. Ликсутов Конечно. Поэтому должно быть взвешенное решение, а не просто потому, что так хочется. Должно быть обоснованное решение, правильное, которое говорит о том, что это действительно деньги. В итоге это рост тарифов на поездки на такси. Не факт, что это нужно.

А. Венедиктов Возвращаясь к MaaS. Вот смотрите, вы говорите, что метро – это 4 миллиона приложений.

М.Ликсутов: Никакой монополии. И агрегаторы такси, и каршеринга – все остаются. Мы лишь даем возможность подсоединиться

М. Ликсутов Да, сейчас пользователей.

А. Венедиктов То есть оказалось удобным на самом деле.

М. Ликсутов Мало того, рейтинги нашего приложения – больше 4 звездочек. Это достаточно высокий рейтинг.

А. Венедиктов Как вы думаете, вот это ваше новое приложение привлечет внимание людей? Оно будет настолько удобным, что люди начнут на него заходить? Пользователи. Или всё-таки задача в другом, в более удобном управлении?

М. Ликсутов Это комбинация того, что вы сказали. Потому что, еще раз, мы хотим сделать так, чтобы городским транспортом было просто пользоваться. Понятно, легко и просто. Даже для тех, кто сейчас мало пользуется, практически не пользуется городским транспортом. Например, вы ездите на машине, что я знаю. Алексей Алексеевич, вы такой автомобилист.

А. Венедиктов Да-да, как пассажир.

М. Ликсутов Давайте я вам скажу одну цифру. 2000 год. Мы делаем опрос: какое количество 18-летних молодых людей сразу, как только есть возможность получить водительские права, хочет получить водительские права и, соответственно, рассчитывает на машину. Более 70%.

А. Венедиктов 2000 год. Это Москва?

М. Ликсутов Москва. 2019 год, конец года. Еще нет пандемии, таких случаев нет. Значит, 45%. Тот же вопрос задаем 18-летним москвичам: что они думают по поводу того, будет ли он озадачен, как только исполнится 18 лет, идти в автошколу и сдавать права? Уменьшение в 2 раза. Мир меняется. Есть такие, как мы – люди, которые уже тяготеют к машине. Это не очень хорошо, честно говоря. И мы понимаем, что мир меняется, и система городского транспорта всё равно выходит на первую…

А. Венедиктов Где-то я видел лозунг «Ликсутов – геноцид автомобилистов».

М. Ликсутов Знаете, а я видел лозунг «Я за городской транспорт». Вы видели «за автомобилистов». Мало того, я сам автомобилист. Что значит «за геноцид»?

А. Нарышкин Смотрите, с этим MaaS. Ваша выгода как столичных властей – она в чем? Что вы получаете?

М. Ликсутов Мы всего лишь рассчитываем получить то, что городским транспортом будет пользоваться больше людей, доступность его вырастет. Мало того, человек получит свободу выбора, которая не зависит от того, есть ли у него машина и какая погода. Он настраивает свою жизнь в Москве под себя.

А. Нарышкин Хорошо, смотрите, вы предлагаете инструмент. Я просто попытаюсь прогнозировать и, может быть, вы прогнозируете: станет ли больше людей в метро? Станет ли там теснее? Станет ли больше пробок на улицах из-за того, что все ломанутся в такси?

М. Ликсутов Мне кажется, наоборот, произойдет оптимизация по количеству личного транспорта, по количеству такси, по возможности альтернативных поездок на других видах транспорта – на каршеринге и прочем. То есть, на мой взгляд, наоборот, количество личного транспорта может сократится. Количество пользователей такси, возможно, вырастет, но в этом нет никакой проблемы, потому что у нас такси достаточно. Например, компания за прошлый год выросла у нас, по-моему, на 12 тысяч – новых автомобилей такси приобрели операторы. Поэтому я считаю, что вы получите инструмент, которым можете пользоваться, можете не пользоваться. Но удобство, простота, комфорт и, самое главное, свобода выбора на городском транспорте – это то, что сейчас, может быть, кого-то ограничивает от большего использования городского транспорта. Мы должны дать эту свободу. Вот наша задача.

А. Нарышкин Когда это заработает?

М. Ликсутов В следующем году, в конце следующего года.

А. Венедиктов Вопрос – просто я достаю обратку. Подмосковные электрички будут включены в MaaS?

М. Ликсутов Обязательно. Это уже проект МЦД, это уже городской транспорт.

А. Венедиктов Я имею в виду электрички – вот эти.

М. Ликсутов Все. И которые входят в МЦД, и обычные электрички. Будут все.

А. Нарышкин А, подождите, то есть это будет еще и партнерская с Московской областью?

М.Ликсутов: Сможете быть уверены, что отметив одним кликом, что этот велосипед вам нужен, придете — и он там будет

М. Ликсутов Мы на сегодняшний день фактически единое транспортное пространство. У нас замечательные взаимоотношения с Московской областью. Мы вместе работаем над рядом совместных проектов. И это тоже наш совместный проект.

А. Венедиктов Электричка – это очень важно.

М. Ликсутов Мало того, вы знаете, наверное, выступление губернатора – он у вас был и говорил (я слышал его интервью) о том, что транспортные платежные системы мы объединяем. Вы знаете это решение. Это уже вопрос решенный. В этом году, в декабре мы уже рассчитываем, что начнется пилот, и где-то в 1-м квартале мы уже раскатаем на всё транспортное…

А. Нарышкин Это будет, условно, одна «Тройка».

М. Ликсутов Это будет, условно, одна «Тройка», которой можно полноценно оплатить и у нас, и в Московской области. Мало того, вы знаете – «Тройка» заработала в Туле, в Тульской области.

А. Венедиктов Вот, у меня с языка снял! Я хотел сказать: сейчас из Калуги нам позвонят.

М. Ликсутов Из Тулы.

А. Венедиктов Но и из Калуги. Калужская тоже.

М. Ликсутов Калуга – мы с ними тоже в контакте.

А. Венедиктов То есть это будет единая… Всё-таки объясните, Максим!

М. Ликсутов Еще раз: мы даем возможность. У нас есть огромная инфраструктура, запас мощности, сервера, которые уже обслуживают нашу систему. И мало того, мы ее сами по себе будем обслуживать многие годы. Потому что это городская московская система, которая так работает. Регионам удобно – особенно тем, кто находится вблизи Москвы. Тула – регион № 2, жители которого приезжают в Москву, после Московской области.

А. Венедиктов 2 миллиона из области.

М. Ликсутов Примерно так, да. Так вот теперь, положив 50 рублей на карту «Тройка», вы, житель Тулы, приезжаете в Москву и пользуетесь метро. Приезжаете к себе и оплачиваете проезд в своем городском транспорте. Теперь вы пользуетесь единой картой.

А. Венедиктов То есть это уже работает?

М. Ликсутов Это уже работает.

А. Венедиктов Первый раз слышу.

А. Нарышкин Вы страшные люди! Вы под себя хотите подмять весь транспорт в России.

М. Ликсутов Что значит весь? Я хочу сделать так, чтобы вам, как жителю Тулы, было удобно пользоваться городским транспортом.

А. Венедиктов Вот Олег Грушин говорит: «Да вы с Москвы начните! Сделайте портал, на котором на свою «Тройку» можно из дома или по дороге деньги положить».

М. Ликсутов Слушайте, если у вас телефон Android, и у вас есть мобильное приложение «Метро», вы можете это сделать, приложив карту «Тройка» к своему мобильному телефону, и больше не трогать желтый круг.

А. Нарышкин Желтый круг, который в метро.

М. Ликсутов Его не надо трогать. Если у вас есть Android…

А. Нарышкин У меня iPhone – зачем мне ваш желтый круг?

М. Ликсутов Смотрите, как только iPhone даст нам возможность положить карту «Тройка» в Wallets, мы это немедленно сделаем. Мало того, Apple нам обещал, что карта «Тройка» будет одной из первых в мире транспортных карт, которой они разрешат доступ к своей платежной системе.

А. Нарышкин Вот Apple – я знал, что что-то не то с ней. А в чем проблема-то?

М. Ликсутов Это политика компании, которая пока подсоединяет банки, которая крайне консервативно относится. Но мы с ними в контакте. Они нам дали ряд требований, которые мы выполняем. И мы ждем, что они нам откроют доступ, и положим «Тройку» туда.

М.Ликсутов: Поменялось так, что мы не узнаем привычную модель поведения, которая была раньше

А. Нарышкин Когда?

М. Ликсутов Это не от нас зависит, к сожалению. Чтобы быть корректным, надо спросить у них. Но мы сделаем всё, чтобы была возможность положить карту «Тройка» и в iPhone тоже. В Андроиде это уже работает. У нас есть Google Pay, у нас есть Alipay в транспорте, которой вы можете пользоваться уже сегодня. По количеству платежных систем на сегодняшний день московская билетная система лучшая в мире. Вы знаете, мы в Лондоне получили премию, обогнав и немецкие железные дороги, и английскую транспортную карту. Нам дали 1-е место за самую умную билетную систему в мире. Мы этим гордимся.

А. Венедиктов Народ возбудился на Face ID, неожиданно, и про автобус спросил. Метро понятно, а в автобусе как?

М. Ликсутов В автобусе что?

А. Венедиктов Face ID.

М. Ликсутов Ну, в автобусе нужно приложить карту. Там нет такой системы, где есть турникет.

А. Нарышкин Почему? Вы можете вернуться к системе турникетов, как это было еще несколько лет назад.

М. Ликсутов Мы не хотим возвращаться, не хотим турникетов. Это уменьшает провозную способность. Мы поняли, что действительно когда вы заходите во все двери… Мало того, пандемия подсказала, что решение Сергея Семеновича в плане того, чтобы отменить турникеты, совершенно правильное и обоснованное.

А. Нарышкин Сейчас бы все водители уже лежали.

М. Ликсутов Мало того, у нас, вы знаете, до сих пор нет продажи за наличные деньги у водителей. Мы не собираемся эту систему возвращать. И никаких проблем из-за этого нет.

А. Венедиктов Софья Хуан пишет: «Да ладно, в Сеуле круче». А что в Сеуле?

М. Ликсутов А что в Сеуле?

А. Венедиктов Я не знаю, вы должны знать.

М. Ликсутов Я не знаю ничего такого в системе, чего-то такого, чего нет в Москве.

А. Венедиктов «Почему «Тройка» не работает в Подольске?», спрашивает Smith Jones-junior. Ведь он ближе к Туле?

М. Ликсутов Я вам говорил о том, что мы с Московской областью объединяем билетные системы. В декабре этого года уже пилот, и в 1-м квартале уже раскатываем на всю территорию Московской области.

А. Венедиктов Слышите, ребята? Значит, смотрите, завершаем. Очень важно, что вы добавили, что электрички и Подмосковье войдут в эту систему MaaS. Тула войдет в MaaS?

М.Ликсутов: Цифровые технологии — один из самых действенных способов привлечь людей в систему городского транспорта

М. Ликсутов Нет, у нас такого плана нет. Тула вошла в платежную систему. Карта «Тройка» работает в Туле и Тульской области. Я очень рад, что руководство в Туле крайне заинтересовано в развитии городского транспорта. Это люди, которые в первую очередь думают о том, как развить городской транспорт, как решить те транспортные проблемы, которые там есть.

А. Нарышкин MaaS будет работать для автомобилистов, в интересах автомобилистов?

М. Ликсутов Конечно. В первую очередь для того, чтобы вы могли из автомобиля быстренько поехать на городском транспорте.

А. Венедиктов Напомню, что после 15 декабря мы постараемся сделать большой эфир с Максимом Ликсутовым. Все ваши вопросы мы распечатаем еще дополнительно и приготовимся и по парковкам, и по Питеру, и по троллейбусам, и по электробусам, и про персональные данные, и так далее. Готовьте, пожалуйста, вопросы. Спасибо большое!

М. Ликсутов Спасибо вам большое! Хорошего вечера!



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире