'Вопросы к интервью
07 августа 2020
Z Интервью Все выпуски

Система Быстрых платежей


Время выхода в эфир: 07 августа 2020, 11:06

В начале 2019 года в России запустилась Система быстрых платежей (СБП) – это сервис Банка России, разработанный вместе с Национальной системой платежных карт, который позволяет совершать мгновенные переводы по номеру телефона. Участниками СБП уже являются более 70 российских банков, а за полтора года через этот сервис было переведено более 170 млрд рублей. Мы пригласили к нам в гости генерального директора Национальной системы платежных карт (НСПК) Владимира Комлева, чтобы поподробнее узнать об этом сервисе.

— Я правильно понимаю, что Система быстрых платежей – это совместный проект Центробанка и НСПК?

— Да, это проект Банка России, разработанный совместно с НСПК. Банк России здесь выступает оператором и расчетным центром Системы быстрых платежей, а НСПК — в качестве операционного и платежного клирингового центра.

— Что нужно, чтобы перевести средства через СБП?

— На самом деле достаточно смартфона и привычного приложения вашего банка, где вы можете перевести деньги через СБП. Также можно сделать перевод и в личном кабинете на сайте вашего банка. Напомню, что переводы через Систему быстрых платежей по номеру телефона можно совершать только между банками-участниками системы.

— Их сейчас, насколько знаю, 70. Почему нельзя подключить сразу все банки?

— Их уже более 70, и список банков-участников СБП постоянно пополняется, но все крупнейшие игроки уже подключены к системе. Подключение каждого банка – это процесс, состоящий из нескольких этапов, и сроки подключения для всех будут разными, все зависит от того, как выстроены технологические и бизнес-процессы в конкретном банке.

— Переводы через систему бесплатны?

— За переводы через СБП до 100 тыс. в месяц комиссия не взимается. Если сумма будет больше, то банк отправителя возьмет комиссию, но не более 0,5% за один перевод и не более 1500 рублей за одну операцию. Размер комиссии вы сможете увидеть в своем приложении, на этапе подтверждения перевода через СБП.

— Как мне подключить СБП в своем мобильном банке?

— Если ваш банк является участником Системы быстрых платежей, то он уже подключен к СБП. Чтобы разрешить получение и отправку переводов через систему, вам обычно достаточно поставить отметку в приложении банка. У каждого банка этот процесс реализован по-своему. Посмотреть, как это сделать, вы можете на сайте вашего банка или на сайте Системы быстрых платежей.

— Но переводы через СБП безопасны?

— Да, Система соответствует всем современным стандартам информационной безопасности. И безопасность переводов реализована сразу на всех уровнях – Банка России, НСПК, а также банка отправителя и банка получателя.

— Чтобы совершить перевод, мне достаточно ввести номер телефона получателя?

— Ввести номер телефона человека, которому вы хотите перевести деньги, и выбрать из предложенного списка банк, на счет в котором нужно их перевести.

— А как я узнаю, в какой банк мне делать перевод?

— Эту информацию можно уточнить у получателя средств. Однако, если он выставил банк «по умолчанию» в СБП, то вы увидите это: в списке банков, доступных для перевода, данный банк будет отмечен как выбранный получателем.

— Через Систему быстрых платежей можно переводить и на счет, и на карту?

— Переводы в Системе идут со счета на счет, причем совершенно неважно, привязана ли к этому счету карта. Поэтому через СБП можно перевести деньги на любой счет – в том числе карточный, кредитный или ипотечный счет, чтобы совершить ежемесячный платеж или досрочное погашение.

— Видите ли вы значительный прирост переводов через систему?

— Мы отмечаем постоянный рост популярности переводов через СБП. Например, в июне было совершено на 25% больше переводов, чем в мае. Конечно, это связано и с ростом количества банков-участников СБП, и с увеличением количества людей, которые знают о системе и начинают ею пользоваться.

— Какова вероятность совершения ошибочного перевода в системе?

— Она минимальна. И на каждом этапе совершения перевода через СБП у пользователя есть возможность проверить информацию. После того, как вы выберете сумму и банк для перевода, в мобильном приложении высветится имя, отчество и первая буква фамилии получателя. После подтверждения корректности данных вы также получите всплывающее уведомление или смс-сообщение с кодом, который нужно будет ввести для совершения перевода.

— И все же, если перевод совершен ошибочно, что делать?

— Тогда нужно обратиться в свой банк, из приложения которого совершен перевод. И специалисты банка помогут разобраться в каждой конкретной ситуации.

— А если перевод точно верный, но деньги все-таки не дошли?

— Если деньги были отправлены, но не дошли до получателя, отправитель должен обратиться в свой банк. Причины могут быть самыми разными. К примеру, в мобильном приложении банка получателя проходят какие-то технические работы. В этом случае также нужно обратиться в свой банк и уточнить информацию.

— Выделите три главные преимущества СБП.

— Онлайн-расчеты как между пользователями, так и между банками, круглосуточная доступность сервиса, отсутствие комиссий при переводе до 100 тысяч и выгодные комиссии при переводе на большую сумму.

— Помимо СБП, какие еще платежные технологии – лично у вас в топе?

— Мне, например, очень нравится бесконтактная оплата смартфоном. Все реже сейчас нужно брать с собой кошелек – все нужные функции, включая платежную, заключены в одном гаджете. Если, допустим, у вас на смартфоне установлено мобильное приложение банка с СБП, а также Mir Pay – это наш мобильный платежный сервис, позволяющий держателям карт «Мир» расплачиваться смартфоном в одно касание, то с помощью такого гаджета вы можете и за проезд заплатить, и чашку кофе купить, и моментально перевести средства другу.

— Как вы считаете, какими будут платежные сервисы будущего?

— Платежные сервисы продолжат двигаться в сторону упрощения, а сам процесс платежа, я уверен, должен и будет становиться все менее заметным для клиента: уже сейчас чем меньше действий мы совершаем для оплаты товара или услуги, тем больше вероятность, что платеж будет завершен.

— А какие еще современные тренды платежных сервисов вы видите?

— Смотрите, то, что «зашито» внутри сервиса, потребителю, как правило, неинтересно. Его главная цель – чтобы он мог совершить перевод и платеж быстро и легко, в удобном для него виде. Именно поэтому различные платежные интерфейсы становятся все менее заметными для пользователя. Незаметность, удобство и минимизация кликов для совершения операции – эти три тренда я считаю наиболее значимыми сейчас в мире платежных сервисов.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире