'Вопросы к интервью

Т. Троянская 13 часов 5 минут. В студии Татьяна Троянская. В ближайшее время поговорим о субсидиях от Смольного, которые уже были объявлены в этот понедельник, и выяснилось, что не поддержали негосударственные театры Петербурга. Я сейчас представлю гостей нашей студии, мы все в Zoom общаемся. Итак: директор театра Karlsson Haus Анна Павинская. Аня, добрый день.

А. Павинская Добрый день.

Т. Троянская Директор театра «Особняк» Алина Мустафаева. Алина, приветствую.

А. Мустафаева Добрый день.

Т. Троянская Режиссер Роман Каганович с нами. Рома, привет.

Р. Каганович Здравствуйте, всем привет.

Т. Троянская И у нас эксперт сегодня – надеюсь, не единственный: кандидат искусствоведения, член номинационного совета премии «Золотой софит» Александр Платунов. Александр Владимирович, добрый день.

А. Платунов Добрый день, Татьяна.

Т. Троянская В понедельник на сайте Комитета по культуре были объявлены итоги, и театральное сообщество Петербурга пришло в недоумение, поскольку практически все… Ну, не все, кто-то всё-таки получил поддержку. Минимальную, но тем не менее. А негосударственные театры не получили субсидию от Комитета по культуре. На самом деле каждый год, честно говоря, мне это напоминает битву за Севастополь. Но в этом году получается, что такого не было никогда. Я правильно понимаю?

А. Платунов Да.

Т. Троянская Молчание среди руководителей театров. Но у меня к вам следующий вопрос: по-моему, Комитет по культуре сказал, что денег будет мало. Может быть, не стоило вообще подавать на субсидию в этом году?

А. Павинская А у нас, наверное, не было никаких вариантов, потому что мы, наверное, единственный сектор, который не был поддержан вообще никак ни государством, ни городом, никем. И единственный наш шанс получить хоть какую-то поддержку во время пандемии и во время того, как театры фактически закрыты полгода – это была субсидия Комитета по культуре.

Т. Троянская Но вы говорили с Комитетом по культуре? Не знаю, какие-то кулуарные разговоры были?

А. Павинская Мы на самом деле довольно много общались с Комитетом по культуре, писали коллективные письма и в Комитет, и на имя губернатора с просьбой оказать какую-то поддержку. Потому что, опять же, мы НКО, и мы не подпадаем вообще ни под какие меры поддержки, например, для малого бизнеса. Если малый бизнес у нас хоть что-то получил, то для НКО вообще никакие меры поддержки не были предусмотрены. Вернее, были какие-то, но они очень формальные. Например, тем, кто арендуют городские помещения, дали отсрочку от уплаты аренды. Но нас никто от этой аренды не освободил, в отличие от малого бизнеса. И мы по сути сейчас можем не платить штрафы за то, что не можем платить аренду.

Т. Троянская Подождите. Поддержка государства, которая была шатко-валко оказана бизнесменам, вас вообще не коснулась? То есть, вы как платили аренду, не работая, так и продолжаете платить, я правильно понимаю?

А. Павинская Да, нам дали отсрочку. То есть, формально…

Т. Троянская Ну, отсрочка – это… Дальше-то придётся платить.

А. Павинская Нас не штрафуют за то, что мы не платим. Вот так.

Т. Троянская Понятно.

А. Павинская Естественно, за полгода для моего театра это очень весомая сумма. И когда нас откроют (опять же, тоже непонятно, когда, с какими ограничениями), мы должны за год заработать больше, чем зарабатывали до этого.

Т. Троянская Справедливости ради я должна сказать, что конечно же, как только мы задумали этот эфир, мы отправили приглашение в Комитет по культуре с просьбой прийти и дать интервью. Но, к сожалению, в Комитете наш запрос просто проигнорировали. Поэтому я обращаюсь сейчас к Александру Воронко, поскольку Константин Эдуардович Сухенко ушёл сразу же в отпуск. Александр Воронко, ответьте нам – может быть, вы так услышите наш к вам вопрос. Давайте вернёмся к субсидиям. Я правильно понимаю, что это субсидии за 2020 год? То есть, по факту вам нужно мероприятие провести в 2020 году и за него отчитаться.

А. Павинская Да, всё верно.

Т. Троянская Гипотетически вы бы успели его провести, или кто-то из вас уже провёл, надеясь на то, что субсидию дадут?

А. Павинская Опять же, я могу за себя сказать: часть спектаклей, на которые мы подавали, уже были реализованы, а часть – да, естественно, все рассчитывают на свои силы. Конечно, мы бы провели эти мероприятия

Т. Троянская Яна, как у тебя? Вы тоже подавали на субсидию, и также было отказано, да?

Я. Тумина Да. Дело всё в том, что мы в течение 3 лет не подавали на эту субсидию. Именно потому, что сейчас совсем кризисный момент, и понятно, что мы, как и все, не работали весь этот период, мы всё-таки решились на то, чтобы подаваться. И вот таков результат. Ясно, что если раньше мы как-то за счёт грантов и своей деятельности сохраняли независимость и как-то выкарабкивались, то в этом году это огромная проблема – оказываться без поддержки.

Т. Троянская Но вы ещё не сделали тот спектакль, на который просили субсидию, я правильно понимаю?

Я. Тумина Да, правильно.

Т. Троянская Алина, что с театром «Особняк»? Вы тоже подавали на субсидию.

А. Мустафаева Да, мы тоже подавали. Мы планируем выпустить спектакль. Я надеюсь, что, если мы откроемся, мы всё же его выпустим. То есть, он у нас, скажем, на 80% готов. Мы думали, что если мы её получим, то премьера будет в сентябре-октябре. Если бы мы открылись, то смогли бы уже выпустить его.

Т. Троянская Анна Викторова к нам присоединилась, художественный руководитель театра «Кукфо». На самом деле здесь все люди – номинанты высших театральных премий: и «Золотая Маска», и «Золотой софит». То есть, это не театры, не режиссёры, о которых никто не знает. В этом-то и парадокс. Ань, вы тоже подавал на субсидию, да?

А. Викторова Мы подавали, как и все.

Т. Троянская Аня, вы сказали, что вы уже спектакль поставили. Мне интересно, а как вы будете… Деньги откуда взяли на спектакль? Может, Комитет рассуждает так: раз нашли деньги на спектакль – значит, как-то справятся?

А. Павинская Во-первых, что-то в долг делалось. Во-вторых, эта субсидия нужна же не только на постановку. Постановка – понятно, не будет сейчас какого-то спектакля в городе – наверное, не самое страшное. Но это же и труд людей, это возможность заплатить людям зарплаты.

Т. Троянская То есть, театру в принципе невозможно работать дальше по сути?

А. Павинская Невозможно – мы закрыты!

Т. Троянская Нет, это понятно. Когда откроетесь. У нас есть человек – Роман Каганович, режиссёр, который очень возмущён этим событием. Но тем не менее, Рома, ты не подавался на эту субсидию. То есть, получается, надежды не было никакой.

Р. Каганович Нет, я не подаюсь, потому что не хочу связываться с этими людьми и с нашим правительством изначально. Связываться просто не желаю. Но у меня абсолютно другие обстоятельства, нежели у других театров. У меня нет своего помещения, надо мной не висит постоянная огромная аренда. Я когда-то это пробовал и понял, что это совсем не моё. То есть, эти условные 150 000 в месяц давят на тебя. У меня этого нет. У меня никого нет на зарплате. Поэтому я не прошу у государства деньги, чтобы я мог в своих спектаклях его полноценно критиковать и не бояться ни за что. Но то, что происходит… Я, может быть, даже не так бы ругался, если бы я не видел список. Когда я увидел список людей…

Т. Троянская Вот это да, это отдельно. Это вторая и очень важная часть Марлезонского балета.

Р. Каганович Да, простите, что я так. Продолжайте тогда, потому что мне сложно сдерживать эмоции.

Т. Троянская Я могла бы поверить, что действительно сложная ситуация, коронавирус, если бы не видела списки людей, кому дали эту субсидию. И здесь обнаруживаются фестивали, которые… Насколько я понимаю, никто из присутствующих о существовании таких фестивалей даже не слышал. Уже очень много всеми обсуждаемый фестиваль под названием «Петербургская МОРОСЬ» – может быть, кто-то из вас, друзья, был на концертах этого фестиваля? Если это концерты. Может быть, это перформансы какие-то или некое театральное действие. Не слышали?

А. Платунов Нет!

Т. Троянская Есть ещё один фестиваль: «Театральное дефиле». С очень странной организацией, которая этот фестиваль проводит и, как выяснилось, это показ Юдашкина, который был на новой сцене Александринского театра 14 февраля. Я просто не могу как-то соединить субсидии Смольного и показ Юдашкина. Очень много странных и любопытных фестивалей. Есть, например, уважаемый фестиваль Dance Open, но в этом году этот фестиваль проходил онлайн. Почему этот фестиваль получил 40 миллионов? Я не знаю, нужно ли 40 миллионов для фестиваля, который проходит онлайн.

Здесь на самом деле множество вопросов, и конечно, на них должны отвечать в Комитете по культуре. Но мы даже не знаем комиссию, которая делала этот выбор. И я обращаюсь к Александру Владимировичу Платунову, который работал в Комитете по культуре при Антоне Губанкове. Вы в курсе, как работает эта комиссия. И первый вопрос: почему не вывешен список комиссии?

А. Платунов Вообще эта бумага, с которой я ознакомился, вызывает у меня чувство глубокого недоумения. Потому что в своё время, когда принималась субсидия о поддержке негосударственных театров, это была достаточно долгая история, в которой принимал участие и Союз театральных деятелей. Это была экспертиза. Это было записано в программу развития города – поддержка негосударственных театров. То есть, субсидия появилась не на пустом месте. Она появилась в результате масштабной работы. Каким образом она сейчас исчезает по мановению руки кого-то из руководителей нынешнего Комитета – это вопрос.

Может быть, я что-то не знаю, может быть, была принята новая программа, где написано, что не надо поддерживать негосударственные театры. Но тогда покажите эту программу, потому что в настоящий момент это всё кажется безусловным волюнтаризмом, я хочу сказать. Чиновничьим волюнтаризмом, когда уничтожается субсидия, в принятии которой участвовало такое огромное количество серьёзных людей, которая появилась 15 лет назад в бюджете Комитета по культуре при Николае Витальевиче Бурове. И когда я работал с Антоном Николаевичем Губанковым, мы активно развивали это направление, и 30-40 негосударственных театров в год получали деньги из этой субсидии. Те обрезки, которые сейчас остались от неё, и тот состав, который её получает в настоящий момент по этому документу, вызывают бесконечные вопросы. Особенно рядом с теми, кому дали многомиллионные суммы.

Знаете, я – человек уже частный, далёк от всех этих дел, но я бы сейчас обратился в Комиссию по культуре Законодательного Собрания. В конце концов, ЗакС принимает бюджет. Комиссия должна проверять, как расходуются деньги бюджета. Комиссия имеет право обратиться в том числе и в прокуратуру с этим документом, чтобы были проверены как сметы этих многомилионных фестивалей, о которых никто не знает, так и их устроители, их опыт работы и прочие вещи. Потому что, честно говоря, я другого пути не вижу.

Т. Троянская Да, но вы же знаете, как работает наше Законодательное Собрание, и кто там находится. Кроме того, часть денег, которая распределяется на эти мероприятия, идёт по депутатской поправке, и это очень интересная история. Я не знаю, каков процент денег Смольного и денег по депутатской поправке. Вы знаете, Александр Владимирович? Депутатская поправка – это же наследие Собчака, поэтому она была 15 лет назад, и вы с этим наверняка знакомы. Каков процент по депутатской поправке и чистые деньги от Комитета?

А. Платунов Мне очень сложно сказать о процентах, потому что суммы меняются каждый год. Депутаты могут направить деньги на культурные мероприятия, а могут и на другой род мероприятий, следовательно, в другие комитеты. В этом году он захотел на культуру бросить, в следующем году захотел на что-то другое. Но я хочу сказать, что депутатская поправка не является законом. Это предложение депутата направить деньги на то или иное мероприятие. Решение принимает всё равно Комитет по культуре при помощи вот этих неизвестных нам на сегодняшний день экспертов, и отвечает за это Комитет. Он вправе не принять предложение депутата, если ему кажется, что это дикое мероприятие, которое городу не нужно, и направить деньги на какие-то другие нужды. Поэтому все вопросы к комитету.

Т. Троянская Получается, вся ответственность лежит на комиссии, которая принимает решение.

А. Платунов Да, безусловно, ответственность на комиссии. Но мне кажется, опять же, важно знать, из кого состоит эта комиссия, какими мотивами люди руководствовались. Потому что, анализируя этот список, который на сегодняшний день опубликован, я просто на эти вопросы не нахожу никаких ответов. То есть, может быть, у меня есть ответы, но боюсь, что некорректно будет их озвучивать в эфире.

Т. Троянская У нас просто нет доказательств, Александр Владимирович.

А. Платунов Конечно.

Т. Троянская У нас только могут быть предположения. Вот та трансформация, о которой сказал Александр Владимирович, которая случилась с этой субсидией – она же возникла несколько лет назад. Поправьте меня, если я не права. Когда субсидию, направленную на негосударственные театры, объединили с другими – то есть, всё смешали.

А. Платунов Это буквально, по-моему, года 2, максимум 3 это происходит. До этого она существовала как отдельная субсидия, отдельной строкой прописанная в бюджете Петербурга.

Т. Троянская Ань, с того момента, когда всё объединили, изменилась как-то ситуация? Действительно денег стало меньше, больше отказов негосударственным театрам?

А. Павинская По предыдущим годам я такого не заметила. Во всяком случае… Не знаю, не могу вообще сказать, потому что на нашем театре это не отразилось никак. Хотя, конечно, все театры были обеспокоены этой историей. Мы понимали, что просто сложно конкурировать в целом театру и фестивалю, это совершенно разные вещи с совершенно разными показателями успешности или художественного содержания. Просто это совсем разные критерии, по которым можно оценивать фестиваль и театр. И мне кажется, что это объединение, конечно, было в корне неправильным.

А. Платунов Конечно.

А. Павинская Во-первых, не понятно, как нам конкурировать. Как театру на 50 мест конкурировать с каким-то фестивалем, который собирает многомиллионную аудиторию? Как нас можно сравнить? Это же абсурд абсолютный.

А. Платунов Так поэтому и возникла эта субсидия, как отдельная. Я ещё раз повторюсь: она же возникла не из пустого места. Эта история обсуждалась в течение нескольких лет, предшествующих её появлению в бюджете. Она не с потолка свалилась. Каким образом сейчас вдруг с потолка сваливается противоположное решение, это вопрос.

Т. Троянская А есть ли какой-то формат, как вообще принимает решения комиссия? Вдруг вы знаете. Я не знаю, ваш проект должен собрать какое-то количество баллов. Есть ли какие-то чёткие критерии, какая-то художественная оценка или, например, кто-то представляет более дешёвый вариант постановки, и выбор в эту сторону?

А. Платунов Я могу из своего опыта сказать, что последняя комиссия, в которой я работал, а она была осенью, по выделению субсидий негосударственным театрам, которые показывают больше 275 спектаклей – в этот разряд тогда попали 2 заявки от театров «За Чёрной речкой» и «Русская антреприза».

Т. Троянская По сути это для двух театров, получается, субсидия.

А. Платунов Ну, они репертуарные театры, которые постоянно работают, в отличие всё-таки от проектной формы других театров. Было 2 заявки. Естественно, собиралась комиссия. Я ещё раз говорю, я не давал никаких подписок о неразглашении нюансов. Я не буду, наверное, называть никаких фамилий. Была достаточно бурная дискуссия, когда обсуждались варианты пропорционального разделения денег между двумя этими театрами, потому что все прекрасно понимали, что оба театра работают. Но потом возникло голосование – да, с использованием в том числе системы баллов за какие-то направления. Социальная значимость, художественная значимость. Но в результате вот этого тайного голосования с использованием баллов все деньги ушли одному театру.

Я в этот момент достаточно бурно реагировал – опять же, присутствующие люди не дадут соврать. Мне казалось это решение несправедливым, оно и сейчас мне кажется несправедливым. Но это голосование, поэтому очень важен состав комиссии, кто же принимает решение.

Т. Троянская Слава богу, есть один сознательный человек, который входит в комиссию – Виктор Минков. Я вчера с Виктором Михайловичем связалась, и он любезно согласился дать комментарий. Он присоединится к нам буквально через несколько минут, и мы сможем задать вопросы. Ян, с того момента, как действительно всё перемешалось, ситуация изменилась? Ты сказала, что вы не подавали вообще до этого, просто это уже последняя надежда.

Я. Тумина Дело всё в том, что у нас немножко похожая ситуация с Романом Кагановичем, потому что мы существуем как трэвел-театр. Мы всегда ищем площадку для своих проектов, пытаемся найти продукцию или договориться с театром, где нам нужно сделать свой проект. А поскольку мы всё-таки получаем гранты – это и грант от Союза театральных деятелей России, и Президентский грант – то, конечно, мы могли себе позволить не обращаться в Комитет по культуре в течение этих лет. Тем более, что действительно в последние годы произошло вот это слияние совершенно, на мой взгляд, чудовищное – я бы так, острее выразилась по поводу того, что произошло с субсидией.

И поэтому наша история, с одной стороны, связана с тем, что наконец-то «Лаборатория» обрела стабильного профессионального директора, чем я очень рада – Соня Дурова, которая очень оперативно и убедительно, на мой взгляд, сработала, подав в Комитет по культуре вот эту заявку на субсидию этого года. Потому что мы просто так прикинули, что нам иначе будет очень тяжело выжить.

Т. Троянская Я понимаю, в особой ситуации из присутствующих как раз театр «Особняк», которому нужно платить аренду. Да, Алин? И Karlsson Haus.

А. Мустафаева Да, аренда и коммунальные платежи, зарплаты – всё до сих пор висит.

Т. Троянская Что вы планируете делать? Можно ли, кроме Комитета, где-то найти поддержку? Александр Владимирович предложил, чтобы комиссия по культуре нашего ЗакСа провела расследование.

А. Платунов Конечно.

Т. Троянская Мне кажется, это очень смешно, потому что комиссия, которая, возможно, протащила «Петербургскую МОРОСЬ», будет проверять «Петербургскую МОРОСЬ». Я сейчас предположила, я не знаю, «МОРОСЬ» по поправке пошла или от Комитета по культуре.

А. Платунов Татьяна, эта комиссия может создать свою рабочую группу или комиссию, куда включить представителей Союза театральных деятелей, например.

Т. Троянская Сейчас мы прервёмся, поскольку московские новости, и продолжим уже с Виктором Минковым наш эфир.

НОВОСТИ

Т. Троянская Мы продолжаем наш эфир. Я не буду называть всю компанию. У нас пока Аня Викторова, художественный руководитель «Кукфо», выпала. Но зато к нам присоединился Виктор Минков, генеральный директор театра «Приют комедианта». Или художественный руководитель, да, Виктор Михайлович?

В. Минков Да, Танечка, добрый день.

Т. Троянская И как раз член вот этой самой комиссии, которая принимала решение, кому дать деньги. У вас там какая-то засекреченная, получается, комиссия. Вы подписку о неразглашении не давали случайно?

В. Минков Мне кажется, нет никакой засекреченности комиссии. Я её член, вот, я с вами на связи.

Т. Троянская Хорошо. Виктор Михайлович, скажите, пожалуйста, вы знаете фестиваль «Петербургская МОРОСЬ»? Слышали ли вы о фестивале «Театральное дефиле»? Почему фестиваль для детей и подростков «Театр – территория добра» получил деньги? И очень много любопытных каких-то историй, о которых собравшиеся здесь даже не слышали. Как вы принимали решение дать деньги?

В. Минков Давайте я вначале поясню. Прежде всего скажу, что я в курсе, естественно, всей этой ситуации, даже находясь сейчас не в Петербурге. И безусловно, прежде всего нужно поддерживать наши негосударственные театры. Это даже не обсуждается для меня, как члена комиссии, как просто человека. Ну и как одного из участников, как вы знаете, премии «Прорыв», которая, собственно говоря, и продвигает молодых в нашем городе.

Теперь по поводу комиссии. Я сразу скажу одну вещь: на комиссии, в которую я вхожу, рассматривается очень много заявок, в последний раз их было более 500. И если брать в процентном соотношении те финансы, которые были на комиссии, то 95% – это финансирование из депутатских поправок. Мы знаем прекрасно, что у нас в городе есть депутатские поправки, коллективная поправка ЗакСа, когда каждый депутат имеет право выделить определённую сумму денег на конкретные проекты. И будучи в комиссии, мы не можем отказывать тому финансированию, которое на конкретные проекты выделили наши депутаты.

Т. Троянская Витя, подожди секунду. Просто Александр Владимирович нам до этого сказал, что как раз они вправе отказывать проектам.

А. Платунов Депутатская поправка носит рекомендательный характер. Комитет по культуре имеет право направить эти деньги на другие нужды.

В. Минков Александр Владимирович, я рад слышать моего хорошего доброго друга.

А. Платунов Привет, Витя.

В. Минков На данный момент мы не имеем права отклонять эти депутатские поправки, которые сделаны. Теперь по поводу финансирования. Если брать общую сумму, которая была на конкретной комиссии, то 95% от той суммы были депутатские поправки. И только какая-то мизерная сумма была из так называемой «нулёвки» – для радиослушателей, это то, что находится именно в бюджете Комитета по культуре. Поэтому деньги были очень, очень маленькие.

Т. Троянская Вить, я правильно поняла, что комиссия рассматривала только 5% проектов, а всё остальное, вот эти «Ижорские земли» и прочее – это депутатская поправка, и все вопросы, как говорят, к поварам, все вопросы – к депутатам?

В. Минков Насколько я знаю, будучи членом комиссии, вторая комиссия, которая состоится в августе – вот там будет аккумулировано уже больше финансирования именно по так называемой «нулёвке», средств, которые в бюджете Комитета по культуре. И там, я это знаю, будет как раз приоритет для рассмотрения проектов негосударственных театров.

Т. Троянская Ты знаешь сумму, которая заложена на вот эту вторую часть?

В. Минков Я не знаю. Насколько я знаю, сейчас идёт корректировка тех проектов, которые в силу нынешней ситуации, в том числе пандемии, не состоятся по разным статьям. И вот эти деньги будут брошены как раз на распределение финансирования для негосударственных театров. Я бы сейчас при всей очень сложной ситуации… Я понимаю, что бить тревогу надо. Но сейчас не паниковал бы по этому поводу и дождался бы комиссии, которая будет в конце августа.

Т. Троянская То есть, ты хочешь сказать, что кто-то из тех, кому достались деньги, просто откажется от них и признается: «Я не успею, друзья, простите, возвращаю деньги».

В. Минков Нет, ни в коем случае, не такая ситуация. А в том, что очень много, на мой взгляд, проектов, которые сейчас заложены именно в бюджете Комитета по культуре. В этом году они не смогут состояться в силу нашей пандемийной ситуации. И вот как раз эти деньги и будут распределяться на негосударственные театры. Я не знаю, конечно, точные суммы, но ещё раз говорю: давайте дождёмся комиссии в августе. Чтобы потом уже посмотреть в глаза друг другу и сказать, что распределено, что выделено, а что нет.

Т. Троянская Но согласись, ты действующий, что называется, творческий человек. Поэтому понимаешь, что если человек понимает в конце августа или даже в сентябре, что ему дадут деньги на проект, за 3 месяца сделать проект и отчитаться за него – это дело достаточно серьёзное и сложное.

В. Минков Таня, я знаю, как действующий практик в абсолютно разных отраслях, и в государственном театре, и в проектной деятельности, что получив деньги в конце августа, можно за 3 месяца сделать какие-то проекты и нормально за них отчитаться.

Т. Троянская А вообще это решение… Я не знаю, вопрос к тебе или, может быть, Александр Владимирович это знает. Можно ли это решение оспорить? Решение комиссии по распределению денег. Даже не то 5%-ю ваше решение, а вот это. Получается, что комиссия не имеет права на 95% решать.

А. Платунов Мне кажется, что как раз эта история заставляет обратить внимание на эти депутатские поправки, потому что…

Т. Троянская Вы говорите, 95% депутатских поправок получили деньги, и пусть депутаты разбираются. Как они будут разбираться, если они их сами намутили?

А. Платунов Нет, Татьяна, подождите. Депутаты распределяют деньги не те, которые они достали из своих карманов. Они распределяют деньги налогоплательщиков.

Т. Троянская Наши с вами, да.

А. Платунов Поэтому у нас, как у налогоплательщиков, возникает законный интерес, на каком основании такие огромные суммы уходят на такие странные мутные мероприятия. И в конце концов, это деньги, ещё раз повторюсь, бюджета города. Они попадают точно так же под антикоррупционное законодательство. И почему бы сейчас, воспользовавшись этой мутной скандальной историей вокруг негосударственных театров, всё-таки не задать вопрос, куда, кому, на какие нужды уходят деньги? Посмотреть сметы этих мероприятий и прочие вещи. Потому что если этот поток не остановить, будет каждый год одно и то же. Как уже было многие годы.

Т. Троянская Вообще это, конечно, удивительная история. Насколько мне известно, отчётность в Комитет по культуре очень серьёзная. И поэтому, я думаю, вы все можете подтвердить, отчёт в Комитет по культуре написать очень сложно. И как отчитываются фестивали, о которых никто не слышал? Где они берут публикации, где о них пишут? Это, конечно…

А. Платунов Я думаю, что Комитету по культуре будет полезно, если будет проведён какой-то масштабный аудит распределений этих денег, скажем, за последние 3 года. С какими-то выводами, с проверкой того, что проводилось, что не проводилось и прочее. Это же деньги всё-таки бюджетные.

Т. Троянская Это правда. Мы об этом забываем, называя деньги губернаторскими или депутатскими. У меня вопрос к руководителям театров: что вы будете делать? Написано сейчас письмо, я правильно понимаю? Вы написали открытое письмо губернатору. Что входит ещё в ваши планы, какие действия?

А. Павинская Я думаю, что мы продолжим всё-таки как-то пытаться разговаривать и с Комитетом по культуре, и, может быть, с Кирилловым.

Т. Троянская Это вице-губернатор.

А. Павинская Мне кажется, что в этой ситуации у нас есть возможность получить какой-то конструктивный диалог с властью и изменить в целом ситуацию к лучшему. Чтобы не было такого, что, например, комиссия не может повлиять по сути на использование этих средств. Как-то сделать эту процедуру более прозрачной. Мне кажется, что реально очень важный сейчас момент разделения статей расходов на фестивали и на театры.

Т. Троянская То есть, вернуть прежнее.

А. Павинская Конечно. Если бы этого объединения не произошло, то мы во всяком случае бы сейчас знали о той проблеме, что на негосударственные театры не выделено никаких денег. И опять же, в условиях такой экстренной ситуации, когда мы не поддержаны ничем никак вообще, мы бы хотя бы не рассчитывали на это. Даже сейчас… Хорошо, нам говорят, что пытаются найти какое-то финансирование, вроде будет следующий конкурс объявлен 27 июля. Соответственно, сколько-то недель, 2-3, будут собираться заявки. Мы повторно будем собирать огромный пакет документов, моя заявка была, по-моему, на 100 листах, и она не самая большая. Дальше Комитет будет рассматривать, формировать комиссию, там целая процедура…

Т. Троянская Виктор Михайлович сказал, в августе будет комиссия. По факту решение, возможно, появится в начале сентября.

А. Павинская Да, в лучшем случае. Мы хотя бы узнаем о том, что у нас будет какое-то финансирование, я не знаю, пойдём брать кредиты на руководителей театров. Или не пойдём. На самом деле ужас в том, что мы находимся в какой-то ситуации неопределённости. Вроде нам обещают помощь, по факту до сих пор её не случилось. И мы не знаем, как вообще планировать нашу жизнь. Я не знаю, мне увольнять мой коллектив или как бы сохранять его, для меня сейчас вот это критично. Потому что я не понимаю, пойти оформить на себя кредит и заплатить зарплату сотрудникам ещё за один месяц? Потому что все эти месяцы, начиная с марта, мы снизили, конечно, зарплаты, но тем не менее мы…

Т. Троянская Спасибо, друзья. То есть, пока вы готовы договариваться. К сожалению, у нас уже совсем не осталось времени. Нас было слишком много, поэтому кто-то сказал буквально пару слов. Но меня, конечно, заинтересовало в этой истории то, что, с одной стороны, Александр Владимирович говорит, что депутатская поправка носит рекомендательный характер – с другой стороны, член нынешней комиссии Виктор Минков (ему огромное спасибо за то, что он к нам присоединился) говорит, что на эти деньги мы не можем претендовать.

А. Платунов Татьяна, если бы она не носила рекомендательный характер, а носила обязательный, её не надо было бы пропускать через конкурсную процедуру. А её пропускают.

Т. Троянская Вот тут-то и начинаются все сложности, которые нам с вами пока не совсем ясны. Спасибо вам большое и удачи.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире