'Вопросы к интервью

А.Петровская 13 часов и 5 минут в домашней студии «Эха Москвы», меня зовут Александра Петровская. Вещаем мы теперь из дома. Гостей тоже встречаем из дома. Сегодня у нас тема вполне себе актуальная в текущей ситуации – говорим мы об удаленке. Две недели школьной удаленке исполнилось. То, что не работало, должно было заработать. Вот узнаем, случилось ли это, И произошло ли чудо. Пока наблюдаю огромное количество возмущений со стороны родителей, которые говорят о том, что работать вместо учителей они не могут, не готовы и не умеют. У нас сейчас на прямой связи по Skype Надежда Бородина, заместитель директора по учебно-воспитательной работе школы №197. Надежда Анатольевна, здравствуйте.

Н. Бородина Здравствуйте.

А.Петровская А также с нами Константин Тхостов, директор петербургского лицея 369. Константин Эдуардович, здравствуйте.

К. Тхостов Добрый день.

А.Петровская Давайте этот момент попытаемся обсудить. Предупрежу слушателей, что, поскольку у нас тестовый период, то с нами незримо всегда присутствует Валерий Нечай, который может в любой момент, как джин из лампы, появиться. И к нам будут присоединяться родители. Надеемся, что и комитет по образованию присоединится к эфиру. И вы присоединяйтесь. YouTube-трансляция на канале «Эхо Москвы в Петербурге» уже работает, смс-портал +79312915800 тоже здесь работает. Пишите, задавайте вопросы. Давайте начнем с ключевого вопроса. Надежда Анатольевна, исправилась ситуация? Можно ли сегодня сказать, что в полной мере дистанционное обучение заработало?

Н. Бородина На самом деле, ситуация исправляется с каждым днем. Я не могу сказать, что исправилась на 100 процентов, возмущаются родители, иногда недовольны дети. С администрацией стараемся помочь как можем. И большое спасибо вышестоящим организациям, которые регулируют этот процесс.

А.Петровская Давайте обсудим, что мешало школе быть подготовленной к удаленке? Понятно, что никто не ожидал, что такие тяжелые времена наступят. Но в целом это элемент современных технологий. Онлайн-школа, в том числе, Учи.ру, Дневник.ру, они уже давно существуют, внедрены во многие школы. Почему оказались не готовы?

Н. Бородина Учителя не готовы. Хотя знакомы со многими платформами, частично работали с этими платформами, но не постоянно. Не готовы оказались и сами дети больше всего, и родители. Родители оказались в самой сложной ситуации. Они видят своих домочадцев каждый день.

А.Петровская Видеть каждый день своих собственных детей не самая большая проблема. Сложнее то, что приходится действительно работать за учителей. Как я понимаю, начальная школа имеет просто ряд заданий, которые родители должны вместе с детьми выполнять.

Н. Бородина Согласна с вашим мнением, но вот здесь тоже нужно посмотреть на ситуацию с разных сторон. Что касается администрации школы и учителей, мы должны прежде всего ограничить объем материала. Как только с объемом материала будет все хорошо, дети будут НРЗБ.

А.Петровская Вопрос в том, что не у всех есть гаджеты. Не у всех родителей есть возможность что-то дообъяснить, что-то сделать. Константин Эдуардович, хочу вас подсоединить к нашему разговору, дискуссии. У вас какое ощущение? Сегодня можно сказать, что мы победили эту систему и дистанционка работает полноценно?

К. Тхостов Не думаю, что с этой системой стоило бы воевать. Дело в том, что дистанционная форма обучения не прописана в федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации». К сожалению, немногие… Будем предельно откровенны. Если бы 3-4 месяца назад мы бы вбросили в эфир вашей замечательной радиостанции мысль о том, что все повсеместно уйдут на дистанционное обучение, посмеялись бы большинство слушателей, не поверили бы нам. 21 век уж 20 лет живет в нашем календаре. То, что мы читали в фантастических книгах, уже давным-давно реальность. В этой реальности совершенно спокойно живут наши дети, очень свободно находятся в этих огромных информационных потоках. Кто не готов к потокам – мы с вами, взрослые. Мы заканчивали советские школы, были 3 кнопки телевизора и пионерская зорька из радиоточки. К сожалению, наши стереотипы… Мы всячески пытаемся привить собственным детям. Они совершенно другие, это надо признать – наше неумение и нежелание учиться тем формам, которые сегодня являются вполне реальностью современной школы.

А.Петровская Вы все абсолютно справедливо говорите, но вопрос в том, что при всех этих реальностях современной школы, при всем, что прописано, это не ново, не вчера изобрели… Большая часть школ по оценке родителей оказалась не готова к этому.

К. Тхостов Давайте так. Оценивать готовность тех или иных школ – это тоже весьма субъективная история, потому что давайте скажем откровенно: в целом система образования Петербурга к подобным вызовам оказалась готова, в отличие от других систем. Второй момент – учителя Петербурга, по крайней мере, на 3 день заработали в штатном режиме с использованием всех возможных и невозможных дистанционных форм, вовлекая туда и родителей. Основная проблема 1 дня, 6 апреля, состояла огромном количестве обращений, которые исходили не от детей, а от родителей, которые пытались в кавычках своим детям. Главная помощь родителей, которая на сегодняшний день является – не мешать. Каждый ребенок нашел бы свою коммуникацию со своим учителем. До 6 числа, предшествующая неделя нерабочих дней, которая активнейшим образом использовалась системой петербургского образования, для подготовки к обучению и использованию дистанционных форм. Все урегулировались, коммуникация между семью и школой пришла в рабочее состояние, все вопросы, которые возникали на первой неделе, уже на сегодняшний день не являются актуальными, хотя, еще раз повторю, это абсолютно живая система, которая генерирует большее и большее количество вопросов, на которые генерируется большее и большее количество ответов от школы.

А.Петровская Очень бы хотелось верить, что это именно так. Мне трудно судить. У меня нет детей-школьников, которые могли бы рассказать или по собственному опыту судить о том, что происходит. Напоминаю нашим слушателям: +79312915800, это наш смс-портал, задавайте вопросы свои, давайте комментарии, оценку тому, как происходит сейчас. Среди знакомых я все-таки вижу, что перестроиться до конца не удалось. Кроме того, что система висла в первые дни – это понятно. Мы видим, что сегодня у нас тоже происходят технические проблемы. Первый день вещаем полностью удаленно. Это естественный момент, понять и принять его. Есть вопросы к тому, что дистанционное обучение… Давайте разберемся, что это. Это же не просто «давайте урок русского язык, изложение переведем на платформу «Zoom» или «Skype». Это совершенно иная форма коммуникации. Это совершенно другие мотивационные факторы. Половина уроков, которые подготовлены и написаны, должны быть переделаны под новые реалии или я что-то не понимаю.

Н. Бородина Александра, я с вами здесь согласна. Что касается дистанционной формы обучения, все дети знакомы с электронной формой обучения, с электронными носителями. Когда учитель и ребенок могут находиться рядом. Дистанционно, когда находятся далеко друг от друга, на расстоянии. Что касается перевода на дистанционную форму – здесь учителя тратят больше времени. Константин сказал, что с этой проблемой столкнулись на первой неделе. Все эти проблемы уже ушли в прошлое. Как выяснилось по опросам, их каждую неделю провожу для родителей и детей, насколько комфортно учиться на дистанционной форме, самая большая проблема – самоорганизация детей. Им тяжело самим вовремя…

А.Петровская Режим дня.

К. Тхостов Совершенно верно. Здесь очень важно понять, что это замечательное время, когда мы должны осознать, что содержание законов, локальных документов необходимо не только по названию знать, но и по содержанию. С первых дней, когда стало понятно, что петербургская школа уйдет на обучение с использованием дистанционных форм, комитет образования Санкт-Петербурга издал ряд значимых документов, которые регламентируют функционирование каждой образовательной организации. Там черным по белому расписаны все пошаговые инструкции, каким образом надлежит работать для того, чтобы все участники образовательного процесса не чувствовали себя ущемленными в праве получения качественного образования. Каждая организация разработала свой локальный документ под названием «Положения об обучении с использованием дистанционных форм». Эти документы расположены на официальных сайтах каждой организации. Прочитав его, становится понятно, на какие образовательные ресурсы надлежит заходить для получения образования в этой организации, а на какие лезть не надо. Сила петербургской школы в том, что она базируется не на одной платформе, которая от полумиллионного НРЗБ подвиснет, а используют многочисленные формы, в том числе свои собственные, региональные. Уже в последующую очередь те федеральные ресурсы, которые сбоили в силу того, что обращения к ним шло не только с Петербурга, но и других регионов. Все на самом деле очень просто, все регламенты расписаны, они опробованы, на сегодняшний день есть еще… Мы прекрасно понимаем, что читать содержание – не самая увлекательная история. Вообще чтение. К сожалению, выходит из моды. На сегодняшний день главное решение всех проблем – максимальное внимание к тем документам, которые регламентируют жизнь в этом удаленном формате.

А.Петровская Так звучит, будто школа скоро не понадобится.

К. Тхостов Нет. Школа понадобится, потому что, поверьте мне, пользуясь возможностью, низкий поклон нашим врачам, медицинским работникам, учреждениям, которые работают на передовой, спасают человеческие жизни, несознательно попавшие в затруднительную ситуацию. На сегодняшний день не меньший подвиг совершают и простые учителя. В силу стечения обстоятельств они свой рабочий день исчисляют не теми уроками, которые ведут в обычное время, 4, 5, 6… Это просто по сути 24 на 7 на прямой связи не только с детьми, но и с родителями, у которых вопросов на порядок больше, чем у тех, на кого ориентирована работа самого учителя.

А.Петровская У меня такой вопрос к вам, Надежда Анатольевна, то, что мы говорим про перестройку всей системы. Как сегодня выглядит дистанционное обучение? Раздали утром задания, собрали через неделю в пятницу. Это какое количество определенных уроков? Держать внимание перед экраном ребенка гораздо сложнее, нежели делать это в классе. Как сегодня выглядит?

Н. Бородина Согласно нормативным документам, нам предложили несколько вариантов. Первый: изменить расписание. Второй: на усмотрение школ. Вот как у нас в школе, у нас есть таблица, в личном кабинете дети получают задание, которое прописано, либо даты уроков на неделю. Удобнее всего давать задания на неделю или две, и срок, когда дети должны сдать. Все расписано, на какие порталы должны зайти, что посмотреть, какой материал изучить. В данной ситуации больше всего, больше времени на исполнение заданий.

А.Петровская И родителям тоже. Я предупрежу наших слушателей. Сейчас звукорежиссер будет вызванивать Юлию Клейман. Она как раз имеет свой родительский опыт, она поделится своими впечатлениями. Вот-вот присоединится к нам. Вернуться хочу. Константин Эдуардович, такой вопрос, вот те учителя и те родители, с которыми я говорила, объясняют, что те задания, которые выдаются, о чем Надежда Анатольевна говорила, не всегда понятны. Написаны платформы, но хочется, чтобы учитель, как в классе, объяснил это. Многие используют «Zoom», потому что перегрузка системы идет. С этим тоже нельзя перебарщивать. Есть такие уроки? Сколько должно быть в день?

К. Тхостов Общее правило не меняется, будь то дистанционная форма или классно-урочная система. Более 20 минут ребенок не усваивает материал вообще. Каждый урок выстраивается любым учителем в той последовательности, которая позволяет из 45 минут 20 минут делает реально эффективными. В данной ситуации, если 20 минут изложение материала, будь то видео-урок с использованием платформ, не только «Zoom», а то все упирается в нее, но, обращаю ваше внимание, здесь решение каждого образовательного учреждения в отдельности. Петербургская школа, может, потому и не подвисает в утренние часы, когда идет не только обучение детей, но и…

А.Петровская Диверсификация.

К. Тхостов Совершенно справедливо замечено. 20 минут урок, закрепление материала, который был предложен детям, тут же обратная связь. Получается, что за 40 минут ребенок имеет возможность не только освоить, а в данной ситуации мы говорим о 4 четверти, когда идет процесс повторения. Он, на мой взгляд, наиболее эффективен именно в форме дистанционного обучения, когда ребенок и учитель могут найти все ответы на все существующие вопросы. Сделать это совместно, но не более 40 минут.

А.Петровская Как совместно искать ответы на вопросы нам расскажет Юлия Клейман, она с нами на связи. Доцент российского государственного института сценических искусств, театральный критик, куратор образовательных программ фестиваля «Точка доступа» и мама. Юля, здравствуйте.

Ю. Клейман Здравствуйте.

А.Петровская Нам и Надежда Анатольевна, и Константин Эдуардович нарисовали картину, что все хорошо. В будущем школы переоборудовать под другие нужды не будем, но в целом все заработало. Тот пост, который видела у вас в социальных сетях, больше напоминает шок и ужас, как со всем этим справиться. В первую очередь – с объемами. Ваши впечатления от удаленки за эти 2 недели.

Ю. Клейман Честно говоря, у меня ощущение практически не изменилось со времени сделанного мной поста. По-прежнему это выглядит хаотическим нагромождением заданий от учителей. Таким бурным морем, в которое ребенок брошен доплывать в одиночестве при помощи или без помощи родителей. В течение 2 недель нам каждую неделю высылают таблицу с заданием, видели в моем посте видели огромную таблицу, это очень-очень много строчек, где по каждому предмету перечислено, к какому времени ребенок должен что сделать. Это создание презентаций, переписывание конспектов, того типа заданий больше всего, переписывание параграфов, выполнение задания ответа на вопросы после параграфа в учебнике, там выглядят задания по литературе и истории, прочитать параграфы, ответить на вопросы, сфотографировать тетрадку и отправить учителю. Более-менее по всем предметам так и выглядит. По химии, физике так же.

А.Петровская А онлайн-уроки? Объяснения, платформы, про которые рассказывали, что они выдаются в помощь.

Ю. Клейман За эти 2 недели было 2 онлайн-урока по немецкому языку, и то о них учитель предупредил в последний момент, что почти никто из детей не подключился. Те, кто пытались, просто столкнулись с техническими проблемами. Знаю, что в этот понедельник в 10 утра было 2 человека на уроке из всего класса, В котором больше 20 детей. На прошлой неделе был один урок по биологии, учительница провела стандартный урок на платформе «Zoom», это было самое эффективное из всего, что происходило. Я слышала, что дети подключались, могли задать вопросы, учительница могла ответить. Тот же стандартный материал, который в учебник, но она могла рассказать. В конце урока переспросить, понять, что запомнили, а что нет. Это все, больше никаких онлайн-уроков.

А.Петровская Добавлю от слушателей. Людмила пишет, что внук-третьеклассник очень устает, делает уроки до вечера, так как классную и домашнюю работу надо сделать. Еще Юля пишет, которая говорит, что на родителей первоклассников в 470 лицее просто переложили все уроки, учители присылают только список заданий по учебникам, ждут фотографий, никакой помощи, никаких нервов на это не хватает у родителей и детей.

К. Тхостов Надо разделить вопросы. У Юлии одной одна проблема, а у другой – другая. Юлия, которая в 470 лицее, даже в первом классе ребенок должен учиться сам, это его школа, не надо ему в кавычках помогать, получается следующее – мы свою школу подзабыли, начинаем учиться вместе с детьми, это категорически неправильно в условиях современной школы. Ребенок программу 1 и 11 класса в состоянии проходить сам именно по тем самым учебникам и рабочим тетрадям, которые у них абсолютно четко позволяют повторить все то, что уже изучено в классе с учителем. К Юлии первой, которая всех нас познакомила со своими проблемами, задам встречный вопрос – ознакомилась ли она с положением о проведении обучения с использованием дистанционных форм ее образовательной организации. Может, там и кроется проблематика, которую надлежит дистанционно отправить директору школы, задав вопрос, что мы не получаем все те позиции, которые задекларировали в своем локальном документе. Интернет великую силу имеет, как и средства массовой информации. Все решается на земле. Может, получите самые простые ответы, все встанет на свои места мгновенно путем вашей коммуникации с руководителем образовательной организации, чья подпись стоит на документе, регламентирующем действия его образовательного учреждения.

Ю. Клейман Я могу задать встречный вопрос?

А.Петровская Конечно.

Ю. Клейман Какой тогда алгоритм действий? Может, поможет не только мне, но и всем родителям, которые пребывают в шоке. Чат бурлит, по факту ситуация не сильно меняется. Этот документ на сайте школы?

К. Тхостов Да. Смотрите, созваниваться не надо, потому что на сайте, где размещен этот документ, как и прочие документы, которые регламентируют деятельность в эти короткие, но очень ответственные дни, там же находится наверняка электронная приемная руководителя организации, куда вы пишете ваш вопрос, получаете четкий ответ. Лучше всего с указанием тех пунктов, которые недолжным образом исполняются теми, кто должен делать в рамках документа. Положения об организации образовательного процесса с использованием дистанционных форм – это обязательный локальный акт, который с 6 числа вступил в силу на территории всего Санкт-Петербурга.

А.Петровская Хочу добавить от наших слушателей. Мы про диверсификацию говорили. Пишет нам не подписавшийся слушатель, что в 3 классе внучка хорошо учится, но мессенджеры все разные выбирают учителя, пока найдешь – урок заканчивается. Честно скажу, пока не получила ни одной смс-ки ни в YouTube, ни на смс-портал, где бы говорили, что нет проблем у них. Как так расходится ваша реальность с реальностью слушателей.

К. Тхостов: 1328. Еще уроки идут.

Н. Бородина Тоже улыбаюсь, когда встал вопрос, как организовать дистанционное обучение. Собрали педагогический совет, по классам прошлись, взяли учебный план и узнали, какой класс и какой предмет на какой платформе готовы учить. Как показал опрос, 1 или 2 платформы в каждом классе используются. Когда говорят родители… Опрос проводили, каждую неделю коммуницирую с родителями, сначала родители написали множество плохого. Я зашла посмотрела, что написали учителя, на какую платформу и в какое время идти. Платформа работает только одна, как выяснила. Родители увидели, что много написано, паника у них, учитель дает задание очень подробно…

А.Петровская Надежда Анатольевна, вынуждена вас прервать. Юлию Клейман мы благодарим за мнение. Сейчас прервемся на московские новости, через несколько минут продолжим. Спасибо.

А.Петровская Сейчас звукорежиссер будет пытаться связаться с комитетом по образованию. Кирилл, дай мне знать, когда ты настроишь связь. Так, давайте вернемся к тому, о чем говорили, такие вот две параллельные реальности создаются. Все, что вижу, простите, все ругаются… Что касается защиты прав – понятно, куда пойти и что сказать. Тем не менее, можно предположить, что что-то не работает так, как должно?

К. Тхостов Должно работать все. Третья неделя идет дистанционного обучения. Если вы не нашли коммуникацию с собственной школой – есть горячая линия, которая постоянно работает, комитета по образованию Санкт-Петербурга. Все, что происходит в петербургской школе – это строго регламентированный процесс, находящийся на контроле правительства города. На сегодняшний день если где-то что-то не работает, средства массовой информации нам в помощь. Любая история мгновенно исправляется. В данной ситуации речь о конституционном праве ребенка на получение качественного образования, пусть даже с использованием дистанционных форм. Это колоссальная нагрузка на учителей, но каждый из работников системы образования честно исполняет свой долг. В конечном итоге родители должны увидеть тот результат, к которому пришли по окончанию 4 четверти.

А.Петровская Тогда вопрос. Мы поговорили про начальные школы – там результаты не стоят впереди, надо поддержать процесс, ребят, замотивировать их. Что делать тем, кто поступает в вузы в этом году? С ЕГЭ отмены не предвидится. Как будет с поступлениями – тоже непонятно. Люди говорят, что перенесут даты.

К. Тхостов Да.

В. Нечай Дело в том, что у нас технические проблемы, которые возникли сейчас у Александры. Теперь я, Валерий Нечай, с вами. Замена игрока.

К. Тхостов На качество игры не отразится.

В. Нечай Это мы посмотрим. Снимаю вопрос Александры Петровской. У меня такой вопрос возник: в начале услышал от кого-то из вас про благодарность вышестоящим организациям. В чем заключалась помощь со стороны властей?

Н. Бородина Был подготовлен большой пакет методических рекомендаций, нормативных документов… Мы брали готовый материал, адаптировали под свое учреждение. Уже знали, что мы должны делать и как это организовать.

В. Нечай Надежда Анатольевна, если говорить с точки зрения родителей, вот я просто не уверен, что все понимают, о чем идет речь. Вот что случилось? Что вам позволило это сделать?

Н. Бородина Во-первых, нам позволило это доработать полноценно положения о дистанционном обучении так, чтобы оно работало одинаково во всех организациях города, чтобы мы в одинаковых форматах старались давать детям задания. Когда родители говорят, что они не готовы, боятся этой системы, современные родители видят школу так, как учились. Учитель давал материал – учитель спрашивал. Согласно федеральным государственным образовательным стандартам, ребенок должен учиться сам, учитель должен только руководить ребенком. Там же написано, что школа должна создать условия для НРЗБ, которые будут способствовать развитию обучающихся. Вот оказались в такой ситуации, когда они должны развиваться, а родители – вместе с ним.

К. Тхостов Позволю себе добавить. Смотрите, помимо методического сопровождения, мы должны четко понимать, что правительством города сохранены все меры поддержки обучающихся, которые предусмотрены социальным кодексом. Не будем забывать, что мы сохранили питание детей начальной школы и льготной категории обучающихся, детям были выданы наборы, которые позволят подтвердить обязательства города и их исполнение перед детьми. Второй момент. Методическое – само собой разумеющееся. У нас все так четко было разложено по полкам, что не исполнить все моменты, связанные с организацией дистанционного обучения, просто невозможно. Все меры были представлены, включая расширение возможностей портала дистанционного обучения регионального центра оценки качества. Это все позволило убрать максимальное количество ссылок с федеральных ресурсов и позволить сфокусироваться петербургским школьникам на наших региональных особенностях, знакомых обучающимся.

В. Нечай Возвращаю Александру Петровскую, если вы не против. У меня большая просьба. То, что слушатели пишут, в самом конце дайте несколько рекомендаций родителям.

А.Петровская Вернемся к этому. Нам пишет и Юлия Клейман. Вопросов у родителей по-прежнему много, как ни старались бы разъяснить. С нами Наталья Грубская, начальник отдела общего образования комитета по образованию. Анна Вячеславовна, здравствуйте. Так… Пока со связью не очень. Надеюсь, что звукорежиссеры помогут. Ждем. Скажу, что появились некоторые…

Н. Грубская Здравствуйте.

А.Петровская Мы пытаемся тут сопоставить две картины мира. У нас тут представители школы, директор и заместитель директора, которые рассказывают о прекрасной дистанционной системе. Параллельно видим то, что пишут родители. Они говорят о том, что онлайн-уроков не хватает, все переложено на плечи родителей, которые теперь должны обучать детей, в том числе такие предметы как алгебра, геометрия, в которых надо как-то вспомнить вначале школьную программу. Сравнивая с частными школами, говорят, что получше справились. Вы как оцениваете ситуацию с дистанционным обучением?

Н. Грубская Эти 2 точки зрения имеют место быть. Несмотря на то, что все школы Санкт-Петербурга достаточно активно перед каникулами или вовремя их обучились по тому, как создать систему дистанционного обучения в школе. Практика показала, что есть школы, которые более готовы к этой системе, а есть школы, столкнувшиеся с трудностями. Эти трудности были вызваны тем, что нужно было построить совершенно иную систему взаимодействия между учителями, учениками и родителями. Гораздо меньше отрицательных мнений у родителей, чем мнений положительных – это очень радует.

А.Петровская С одной стороны, да. С другой стороны, могу сказать, что негатив превалирует. Вопросов много остается. Кто-то говорит о том, что системы все лежат, нет никаких возможностей технического обеспечения школы даже сейчас, когда прошли 2 недели. Второй вопрос – не у всех есть гаджеты. По Петербургу было какое-то количество тысяч семей, которым не хватало гаджетов для того, чтобы позволить учиться дистанционно. Как комитет решает эти вопросы? Каким образом? Кроме того, что была объявлена такая общественная программа поддержки.

Н. Грубская Начала бы с первого вашего вопроса, потому что то, что касается работы порталов и технической возможности выйти в онлайн-режим провести урок, связаться с учениками, то хочется конкретных примеров, потому что, если на первой неделе в первые дни те же некоторые общероссийские каналы испытывали сложности, но быстро решали эти вопросы, то сегодня уже не получаем ни одного сообщения о том, что сложности с тем, чтобы выйти на Учи.ру или какие-то другие порталы федерального значения. Мы должны еще понимать, что дистанционное обучение – это не все время онлайн-уроки учителей с детьми. Это возможность наладить связь между учителем и ребенком, между школой и ребенком, используя и простой учебник, который никто не отменял, по которому учителя дают задания, консультации, которые учитель может давать, записав свой урок или часть урока. Возможностей очень много. Для того, чтобы ребенок включился в дистанционный процесс – вы абсолютно правы, нужно обеспечить техническими средствами. На сегодня более 50 процентов тех детей, чьи семьи оставляли заявки для получения планшетов или ноутбуков – они получили эти планшеты. Более 8500 тысяч планшетов. Чтобы дети могли подключаться и работать в дистанционном режиме. Семьи получают сертификаты – их 4000, на получение сим-карты, которая поможет включиться в этот дистанционный процесс. Сейчас говорить о том, что массовые трудности существуют, конечно, нет. Другое дело, мы понимаем, что все устали – дети, родители, учителя от того, что все-таки всю жизнь привыкли к тому, что могут видеть ребенка непосредственно очно, общаться на уроке. Этого не хватает.

А.Петровская Анна Вячеславовна, простите, перебью. Остается меньше минуты до конца эфира. Конкретно, куда обращаться, если родители понимают, что нет никаких онлайн-уроков, выдают абсолютно невозможное количество заданий, требуют по дедлайнам ответы и больше никакой помощи, и поддержки, полное безразличие со стороны учителей?

Н. Грубская Работают 2 горячие линии комитета по образованию. 5762019 и 5763437. Мы ждем звонков родителей, просим указывать конкретные школы, чтобы мы могли оперативно подключиться и выяснить ситуацию.

А.Петровская Спасибо большое. Мы вынуждены завершать эфир, поскольку должны передать слово службе информации. Я предлагаю остаться в этой компании в YouTube для тех, кто нас там смотрит, мы сможем ответить на вопросы, которые остались без ответа, от наших слушателей. ИХ очень много. Спасибо большое. Сейчас новости на «Эхе».



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире