'Вопросы к интервью

А. Петровская Мы уже в эфире. 13 часов и 6 минут. Добрый день. У микрофона Александра Петровская. Это программа «Свободный формат». Сегодня говорим о том, как будет работать дистанционное обучение в школах на время введенного свободного посещения учебных заведений. У нас в гостях Ольга Миловидова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе школы 204, кандидат педагогических наук, доцент. Ольга, здравствуйте.

О Миловидова Добрый день.

А. Петровская И педагог Дима Зицер. Дима, приветствую.

Д. Зицер Привет-привет.

А. Петровская Я напомню средства связи. Смс-портал +79312915800, также YouTube-трансляция на канале «Эхо Москвы в Петербурге». Я очень прошу родителей, бабушек, дедушек сейчас подключиться. Наверняка много вопросов есть, где-то припрятаны в кармане. Доставайте, пишите, самое время их задавать, потому как все, что волнует вас в отношении нового приказа комитета по образованию, мы сейчас и будем обсуждать. Распоряжение, которое глава комитета по образованию, подписал вчера. В принципе, не новость. Об этом говорили. До этого подобные меры были введены в Москве. Нужно не путать, что свободное посещение, о котором говорится в распоряжении, это не тождественно закрытию школ. Школа продолжает работать. Некие дежурные классы будут созданы, учителя остаются на своих местах, а решение, вести ребенка или нет – принимают родители. Правильно я все понимаю, Ольга?

О Миловидова Абсолютно точно. В государственных школах такая практика сейчас.

А. Петровская А что касается частных, Дим? Я так понимаю, что «Апельсин» закрыт полностью? У вас никаких дежурных классов?

Д. Зицер С сегодняшнего дня.

А. Петровская Выбора здесь родителям не оставили.

Д. Зицер Мне кажется, что это не вопрос выбора или не выбора. Это вопрос социальной ответственности. Мы объяснили свою позицию. Я должен сказать, к счастью, в очередной раз убедился в том, что те люди, с которыми мы работаем и общаемся, готовы взять ответственность за себя, за собственных детей и за мир в целом. Эта точка, когда говорим про выбор, не очень верна. Сама постановка вопроса.

А. Петровская У меня, кстати, тоже остается вопрос. Как родители должны принять решение – вести ребенка в школу или не вести? Если я не медик, с трудом себе могу представить реальную угрозу коронавирусной инфекции, возможности заразиться в школьном учреждении. Плюс у меня утром эфир, мне надо идти, я не могу не повести, к примеру, ребенка в школу. Вот это право выбора, которое оставлено, это действительно выбор или просто ситуация, при которой сейчас нет возможности закрыть школу окончательно, поэтому все оставили на родителях. На них ответственность перенесли.

О Миловидова Смотрите, я не считаю, что ответственность перенесена на родителей. Потому что ответственность по-прежнему с меня никто не сменял. Я буду приходить в школу не потому, что мне кто-то приказал туда приходить. Да, это мое рабочее место. Но, кроме этого, школа – это такой институт… Культурный, на мой взгляд. В котором мы все оказываемся… Знаете, как… В определенной образовательной среде. Вот какая она? Их всего 4 вида. Карьерно-ориентированная, догматическая, безмятежная и творческая. В зависимости от того, как вы воспринимаете эту школу, вот что она для вас? Куда ведет? Вот такая ответственность и вы, как работающий в школе человек, от подметающего полы, учителя, директора… Человека, который приготавливает нам еду в столовой. Все несут эту ответственность. Здесь наступает момент гуманитарной ответственности за наше сегодняшнее состояние. Напоминаю, всем уже это напомнила, как называлась НРЗБ 2019 года? «May you live in interesting times?» Если в прошлом году, когда посетили с подругой Бениали, мы все шутили по поводу «interesting times». Что же тут имеется ввиду? Да, знаем, кто об этом сказал, почему так сказали.

А. Петровская Звучало это как проклятье.

О Миловидова Что за времена-то такие? Сейчас совершенно точно ключевое слово в этой фразе «live». Позволь себе жить… Жить – что означает? Все забыв, жить… Умереть или жить, осознавать, испытывать ответственность… Поэтому в школе сегодня, которая не закрыта не потому, что комитет запретил или разрешил, а потому, что мы еще с вами не закрываем себя, наши дома открыты, мы ездим в общественном транспорте. Извините, про метро что сказать? Меньше 50 человек, а там сколько в вагоне? Давайте тогда вещи своими именами называть. Школа – не самое последнее или первое зло в распространении коронавируса. Потом… Я филолог-финист. Кто же так еще думает, как я? Я просто думаю, как многие думают. В этом смысле у меня хорошая поддержка и подпитка – мои финские коллеги. Что финну хорошо, то русскому еще лучше. Поэтому я смотрю на то, как там решают эти вопросы. Финны не закрыли детские сады и не закрыли первый-третий класс основной школы, в начальной школе маленьким детям возможно туда приходить. Почему? Очень простой ответ. Потому что наблюдать за тем, как живут дети, должны взрослые. Если у взрослых родителей нет возможности не просто изолировать ребенка от посещения школы, а обеспечить его нормальную жизнедеятельность, то давайте не будем сейчас сильно посыпать голову пеплом, а позволим этим детям и родителям выбирать. Здесь они свободы в этом выборе.

А. Петровская Кстати, что касается решения, которое приняли родители, сегодня первый день, в соответствии с распоряжением, когда родители могли не вести ребенка в школу. Сколько ребят не пришли сегодня к вам?

О Миловидова Меня еще пока в школе нет. Эти данные мне неизвестны. Вчера в нашей школе конкретно уже со вчерашнего дня было передано всем родителям эта рекомендация, право выбора. Честно скажу, 9 класс пришел полностью.

А. Петровская Им сдавать ОГЭ.

Д. Зицер Пока сдавать.

О Миловидова Там несколько человек не пришли. Не буду говорить, что полностью. Школа небольшая, 380 человек вообще. У нас один класс на параллели. В начальной школе, 1 и 2, у нас их два. В 1 «Б» был урок финского языка, было 7 человек, но урок состоялся. Дальше такой момент, который меня просто заставил задуматься. Вот у нас дети есть очень лабильные, не то, чтобы расторможенные, но активные, темперамент такой вот… Эти дети, так или иначе, привыкли на переменках тусоваться, касаться друг друга, тузить, обниматься. Что мы с этим будем делать? Вы знаете, сама для себя подошла просто к бабушке одного конкретного мальчика и сказала: «Этот момент меня немножко беспокоит, давайте мы сейчас вместе с вами особое внимание этому толковому мальчишке уделим в плане его поведения, порекомендуем ему сейчас не то чтобы прям измениться, но где-то сейчас сдерживать себе». Вот вам челлендж.

А. Петровская Удалось?

О Миловидова Во всяком случае, бабушка меня правильно услышала. Мальчик адекватный. Посмотрим, как будут себя вести. Я же не призвала: «Нет, не водите». Она одна воспитывает сейчас по разным причинам. Прекрасная бабушка, мальчик при ней. Она тоже ходит на работу. Что делать? Она поведет в школу.

А. Петровская Ну здесь уже комплексный вопрос. Потому что, например, как это организовано во Франции, школы закрыты там, там не свободное посещение. Насколько мне рассказывали знакомые, которые там проживают. Ситуация выглядит таким образом, что, если родители находятся дома, там полный карантин, изоляция, то один из них может удаленно работать, а второй брать больничный и получать пособие на время больничного, пока находится при ребенке чуть ли не до 16 лет. Ты должен быть вместе с ребенком и помогать ему справляться с учебной программой, которая организована дистанционно. К этой дистанционности и подходим. Если читать материалы на сайте «Фонтанки», то там берет какой-то ужас, потому как те собеседники, с которыми пообщалось издание, в том числе директоры школ, они не представляют, как эта система дистанционного образования работает. Это главное новшество. Не просто отпустить детей на неделю раньше, а ввести возможность получать и продолжать получать эту образовательную услугу в полном объеме. Как это будет работать для всех учеников, школьников в Петербурге? Большой вопрос. Вы для себя ответ на этот вопрос знаете?

О Миловидова Положа руку на сердце, не могу сказать вам, как это будет проходить в Петербурге. Я работаю в государственной школе. Ответственность за это решение принимает комитет по образованию. И отделы по образованию наших районов. Но у меня есть человек, с 2002 года занимаюсь дистанционным обучением в своей области, в компьютерной лингводидактике, писала диссертацию на эту тему, руководила центром сетевой педагогики на филфаке в СПБГУ с 2007 по 2010 год, у меня есть предложение. Кто его услышит, тот молодец.

А. Петровская Вопрос, сработает ли это сегодня? До начала эфира Дима сказал, что вся школьная программа, включая кулинарию… Все в полном объеме дистанционно осуществляется. Организовано было за 3 дня.

Д. Зицер С недоверием сказала Александра.

А. Петровская Мы с Ольгой не верим Диме.

О Миловидова Мы верим Диме. Представляю, как это возможно сделать. Просто короткий очень срок. Три дня – просто потрясающе.

Д. Зицер Жизнь такая мобильная. Друзья, слушайте… Ольга, должен сказать, что согласен со всем, что вы сказали. Безусловно, тут даже добавить нечего на эту тему. Что касается устройства… Я так про философию, если можно, такую педагогическую философию. Ребята, это такое интересно время, говорю я своим коллегам.

А. Петровская Ольга нам про интересные времена уже рассказала.

Д. Зицер Действительно, это… Только что пришел из школы, 15 минут назад, от восторга пока визжат. Я не знаю, что будет дальше. И дети, и педагоги. Потому что все иначе. Например, один из выводов, который мы сделали час назад, такое единение вдруг всех со всеми. Это потрясающе, когда на экране зумовском видишь всех детей класса, можешь всех детей школы… Это потрясающее ощущение. Они смеются, что-то показывают друг другу, видят такие же экраны. Это так здорово. Это возможность все попробовать иначе. Может, действительно… В фильме «Покровские ворота». Все эти годы мы просто дурили людям голову, на самом-то деле, а вот оно, вот он педагогический вызов в лучшем виде. Внутри урока наконец музыка, киношка, могут быть чаты и так далее. Вот она – истинная проверка. Ребенок просто встанет и уйдет из-за компьютера, если не будет интерактивно.

О Миловидова Это вызов тому, чтобы классно-урочная система наконец перестала существовать.

Д. Зицер Мы пойдем с вами вдвоем это обсуждать… Мне кажется, что очень и очень важно. Перескочить в стадию советов родителям и коллегам если: ребят, не надо жить, как будто ничего не произошло. Это самое глупое, что можем сделать. Еще как произошло. Мы находимся в новой реальности. Самое глупое, что мы можем сделать, это как в советском анекдоте: занавесить окна, раскачивать вагон и говорить, что мчимся вперед. Реальность абсолютно другая. Она очень яркая и очень интересная. Когда едем в путешествие в новое место, мы не закрываем глаза и не делаем вид, что мы на Гражданке или в Купчино по-прежнему. Абсолютно открыты мы, глазеем во все стороны, пробуем говорить на незнакомом нам языке, общаемся с какими-то людьми, поедаем время от времени новые продукты. Это ровно вот это. Конечно, то, что я говорю, не отвечает на твой вопрос: что ж делать родителям? Об этом можно поговорить отдельно. Но, еще раз, принципиально вот то, что хотел донести – новое, яркое и очень интересное время возможностей.

А. Петровская У нас сейчас на прямой связи Денис Лебедев. Руководитель отдела «Бизнес» «Фонтанка.ру». Я попрошу гостей студии надеть наушники. Параллельную реальность, в которой оказался Денис Лебедев, протестировав тот портал дистанционного образования, который существует уже в Петербурге и который был предложен и директорам школ, и родителям для того, чтобы на время карантина и мер свободного посещения, использовать для продолжения без потерь образовательного процесса. Денис Лебедев сейчас скажет об этом сам. Денис, здравствуйте.

Д. Лебедев Здравствуйте.

А. Петровская Я понимаю, что вы разочаровались. Та реальность, о которой рассказывал Дима, о том, как все радуются, видят друг друга на экране, обрывается на том, что кто-то не может получить пароль от входа в систему, потому что выдают только учителя и только определенным образом, кто-то не может войти потому, что система рушится, если там больше 40 человек.

Д. Лебедев Слушайте, говорить, что я разочарован – это преувеличение. Я в общих чертах знаком с положением дел в нашей современной системе образования. Разочаровать меня очень и очень трудно было в силу не очень высоких ожиданий. Тем не менее, то, что мы видим сейчас, не говорит о том, что что-то плохо или рушится, просто у нас нет системы. Как можно разочароваться от того, что чего-то нет? Если бы плохо работало…

А. Петровская Денис, у нас нет системы. Все жили как-то. Касалось только тех, кто находится на семейном обучении или тех, кто находится по ряду причин на домашнем обучении. Все-таки сейчас комитет по образованию Петербурга предложил это как альтернативу и обязал директоров школ общеобразовательных, государственных учреждений… Это как альтернативу для образовательного процесса во время карантина.

Д. Лебедев И да, и нет. Дело в том, что на совещании, которое проходило вчера и на котором было большинство директоров, речь шла не об одном каком-то едином городском портале, а речь шла о том, что можете сами выбрать, что хотите. Конечно же, речь идет о 8 разных платформах. В основном, те, которые частные; те, которые все знают. «Учи.ру», «Яндекс.Учебник».

А. Петровская Они частные?

Д. Лебедев Конечно, они частные. Государственная только одна. Портал информационного образования, который был разработан для определенного функционала и в рамках функционала этого неплохо работал. Были специальные учителя, которые хорошо общаются и которые при его помощи худо-бедно учили детей, которые в силу различных причин не могли посещать школу. Этот портал был заточен под это. Было бы глупо ожидать, что система, которая разработана для общения с несколькими сотнями человек, вдруг внезапно начнет работать как «Skype». Конечно же, нет. Она так и не должна была работать. Сейчас, когда разговаривали с директорами, директора говорили какие-то, что работать с городским порталом будут работать, другие директора: «Слушайте, мы не поняли, как работает. Есть свои системы у нас». Хорошая новость в том, что все 514 тысяч школьников города одновременно не зайдут на этот портал. Проблема не в этом будет. Кроме всего прочего, мы должны понимать особенности учительского НРЗБ нашего города и нашей страны. Это весьма консервативные… Не потому, что плохие. Это система такая.

А. Петровская Не готовы к новым реалиям.

Д. Лебедев Давайте говорить, что не готовы. Хорошо. Если вы окажетесь одна на один в лесу с медведем. «Ха, не готовы!» Да.

А. Петровская Мы говорим без осуждения. Мы говорим это как факт.

Д. Лебедев Разумеется. Если мы полистаем какие-то программы педагогических вузов, мы поймем, что студентов тоже не готовят к этому.

А. Петровская Вы обозначили проблему. Осуждение должно быть, но не в адрес конкретных учителей и персон, а в адрес системы в целом, которая оказывается на протяжении долгого времени неготовой а) к таким вызовам, б) в целом к возможности несколько перераспределить нагрузки, которые сейчас сосредоточены только внутри класса.

Д. Лебедев Еще хорошая новость: этот портал сильно прибавил буквально в течение суток. Мы в воскресенье видели один набор предметов ограниченный. Говорили о том, что для условного 4 класса там подходило только 2 предмета, а у 11-классников изучать математику вместо алгебры и геометрии. Не было обществознания, информатики. А в понедельник это все появилось. То есть мы не видим, как работа проходит, потому что она закрытая. Но мы видим результаты. Они такие… Этот вопрос закрыт. Дальше понимаем, что… Вы сказали, что радость детей от того, что видят друг друга на экране… Вот я сильно сомневаюсь, что будет какая-то видеоконференция. Потоковые видео – это очень тяжелые и сложные технологии, которые требуют больших ресурсов, которые не уверен, что наготове есть.

А. Петровская Это вопрос не о том, что такие технологии есть. Дима рассказывал. Они даже не вчера изобретены. Вопрос в том, сколько они стоят, доступны ли они для государственных школ.

Д. Лебедев Они чертовски дорогие.

О Миловидова Поддерживаю.

Д. Лебедев Мы видим тот объем инвестиций, который город вкладывал в этот самый портал дистанционного обучения. Я увидел цифру 16 миллионов. Если вы придете в силиконовую долину и скажите: «Здравствуйте, за 16 миллионов рублей сделаю вам полноценный портал дистанционного обучения на полмиллиона человек», то никто не поймет, что вы имеете ввиду и о чем вы. Речь идет о миллионах, сотнях миллионов долларов. К таким вызовам наша школьная система не готовилась.

А. Петровская Это ошибка, на ваш взгляд?

Д. Лебедев Мне трудно представить. Могу предположить, в каком случае… Не всегда же возникает вопрос о необходимости каких-то экстренных мер перестраховки. Каждый раз, когда узнаем, что в городе постоянно хранится несколько десятков тысяч тонн пшеницы, мы такие: «А зачем?» На случай войны. Ага. Тоже так вот держать на случай войны… На случай коронавируса систему, которая стоит сотни миллионов. Я бы задал вопрос такой, случись это год назад. Действительно ли нужно вкладывать такие большие деньги?

А. Петровская Денис, да, здесь вот у нас Ольга. Мы ей дадим право голоса. Я еще короткий комментарий от себя добавлю. На мой взгляд, просто эта история не связана напрямую только с коронавирусом. Это система должна быть не потому, что в случае эпидемии или пандемии она пригодится, а потому, что это часть современной образовательной системы. Ольга?

О Миловидова Абсолютно точно. Знаете, мы здесь можем с вами чуть-чуть… Люблю философствовать на педагогическую тему. Решить для себя, что мы хотим – накормить наших детей, просто приготовив готовое блюдо или научить их самих ловить эту рыбку? Дистанционное обучение своими корнями восходит к философии конструкционизма и конструктивизма. Это конец 19 века. Это Станислав Теофилович Шацкий, о котором многие забыли, помня при этом о Макаренко. Это он разработал систему самообучения и самовоспитания. Еще в 1908 году. Вот что такое дистанционное обучение. Учиться, учиться. В определенные критические обстоятельства эпохи, времени, страны возникает такая потребность, чтобы люди сами себя знали, каким образом накормить. Говорим о благотворительности в нашей школе, вспоминая хозяина дома, в котором находится 204. Это барон Гинсбург. Его отец Гораций был создателем… Я должна прерваться?

А. Петровская У нас просто минутка остается. Ольга, простите. Денис, последнее, на 30 секунд. Вернемся во время московских новостей, Ольга. На ваш взгляд, на конкретный вопрос ответ – готова наша школа к тому, что было прописано в распоряжении комитета по образованию – сейчас всех высадить и дистанционно обучать?

Д. Лебедев Постараюсь уложиться в 10 секунд. Есть гигантская разница между самообразованием и образованием. К самообразованию, чтоб дети сами учились, школа была готова, даже очень рада. Примерно этим занимается. К дистанционному обучению – нет.

А. Петровская Сейчас у нас московские новости. Спасибо большое. Денис Лебедев был с нами на прямой связи.

НОВОСТИ

А. Петровская В минувший понедельник распоряжение о дистанционном обучении в школах на время введенного свободного посещения учебных заведений подписал глава Комитета по образованию. Мы завершили разговор на том, что не очень уверенный журналист «Фонтанки» процитировал систему этого дистанционного обучения, что удастся нам это в полной мере реализовать. Ольга, а что вы сейчас будете делать? Вот вы получили это распоряжение, а вы понимаете с какого числа оно будет действовать? Я не смогла найти ни одной даты. Как это будет организовано? Как будут собираться классы? «Фонтанка» пишет и о том, что часто говорят принести справку. А у детей и ОГЭ и выпускные экзамены. А вы готовы взять на себя ответственность за усвоение ребенком учебной программы?

О Миловидова Государственная школа в каком-то плане свободна от зависимости от независимости. Свободна от своей независимости, потому что у нас есть учредитель и вся ответственность – у него. Это глава администрации нашего района. И как он посчитает как должно происходить изменение учебно-образовательного процесса – так мы, как государственное учебное заведение и должны будем поступить. Здесь я солидаризируюсь с Димой, если школы была бы автономна как культурный институт о чем давно многие говорят… Лишая школу этой ответственности за свою позицию, за свою миссию, мы превращаем это место в организацию услуг. И тогда чего мы хотим? Тогда мы будем ждать, чтобы нам сказали что и когда мы должны делать. По какой причине школе не предоставляют эти возможности? Быть ответственной за свою деятельность. Почему у нас так много контролирующих органов и инстанций?

А. Петровская Вы сейчас задаете мои вопросы вам!

О Миловидова Мы можем просто дискутировать на эту тему. И это уже будет другой формат передачи. Давайте тогда Комитет по образованию для этого позовем!

А. Петровская Но они нам не ответили! Не захотели присоединиться к сегодняшней дискуссии.

О Миловидова В Комитете по образованию работают нормальные люди, которые тоже эти вопросы задают. И себе и другим инстанциям. Пока в нашей стране существует ЕГЭ, к которому все сводится, у нас не будет решен этот вопрос так, как бы мы хотели. Оглядываясь на наших ближайших коллег и соседей в Финляндии…

А. Петровская Мы сейчас этот коронавирус как-то переживем, это дистанционное обучение – благо каникулы – закроем, но по сути это не перевернет школьную систему? И не заставит ее посмотреть на необходимость изменения основ образовательной системы?

О Миловидова Несмотря на то, что все школы типовые, у каждой школы есть свое лицо. И здесь этот вызов времени будет решаться каждой школой отдельно. Наша школа не закроет глаза и не будет ждать, когда коронавирус закончится. Я сегодня утром разговаривала с нашими специалистами, которые курируют все, что у нас есть в сети. Это наш сайт. Наша школа занималась городской опытной экспериментальной работой, и мы разрабатывали эффективные средства коммуникации для участников образовательного процесса. Неужели вы думаете, что теперь мы эту систему забыли и мы ее не наращиваем? Наоборот! Как раз сейчас есть прекрасный вызов.

В самое ближайшее время я приглашаю своих коллег на семинар. То, что сделал Дима у себя три дня назад, это мы будем делать уже с завтрашнего дня. Я, как специалист по компьютерной лингвадидактике, имею представление о том, как должно быть организовано обучение в сети. И сделаю это предложение коллегам.

А. Петровская А сколько займет это времени? Может и коронавирус уже стихнет, и успеем ли мы… Но и на будущее надо работать. У нас на прямой связи Максим Пратусевич, директор Президентского физико-математического лицея номер 239. Максим Яковлевич, скажите, пожалуйста, ваша школа готова к переходу на дистанционное обучение?

М. Пратусевич Думаю, да.

А. Петровская А вы будете использовать городской портал? Или у вас есть свои способы?

М. Пратусевич Городской портал мы использовать не можем, у нас своя программа. У нас есть свой центр дистанционного обучения – портал «Лекториум». Мы сами делаем для него курсы и у нас есть технические возможности, чтобы это обеспечить. И наши учителя осведомлены о том, что это такое.

А. Петровская Эта история готовилась вами давно и она связана не с коронавирусом и эпидемиями? Это просто необходимая часть современной школы?

М. Пратусевич Это необходимо каждой школе, это дорогое удовольствие. Я попросил о переходе на дистанционное удаленное обучение со всеми детьми примерно две недели назад. И у нас сейчас это есть. Мы используем дистанционные технологии и при наборе детей в интернат, чтобы им не надо было кататься в Петербург и тратить на это деньги. Опыт такой дистанционной работы у нас есть.

А. Петровская А в целом в городе, кроме школы 239, которая является уникальной институцией, школьная система образования готова ли выполнить распоряжение Комитета по образованию?

М. Пратусевич Пока подразумевается, что школы работают в штатном режиме, просто родителям дано право оставить детей дома. И на минимальном уровне, у уровни могут быть разными… Есть уровень, на котором может работать любая школа – дети прошли учебник и посмотрели видеоролик, выполнили задание, прислали его мне, я его проверил…

А. Петровская На этом уровне вообще не понятно зачем вообще нужна школа! Если я могу сесть с ребенком и посмотреть ролик!

М. Пратусевич Школа и учитель нужны для обратной связи. Учитель – это внешний верификатор и плюс – он объясняет то, что осталось непонятным. А к ролику вы с вопросом не обратитесь. И на минимальном уровне это можно сделать.

О Миловидова Если мы говорим о дистанционке, то учитель – это профессия, а в дистанционке учитель – это уже не учитель. Это модератор или тютер, а это все-таки другая функция. И к этой деятельности многие учителя не готовы. И здесь как раз будет сбой. Родители с детьми посмотрят картинки и сделают интерактивные задания – это без проблем. А формирование образовательного маршрута – это должна быть задача учителя.

М. Пратусевич Да. Согласен. Учитель должен указать – смотрите именно этот ролик и именно на этом ресурсе. Наши возможности предполагают и интерактивное общение на основе телеконференций. Есть и вторая задача, не просто по поводу заданий, а чтобы детишки сидели и занимались, а не просто шлялись бы по улицам. Это все-таки карантин!

А. Петровская Да, это не каникулы!

М. Пратусевич Они должны сидеть, а мы должны их дергать!

А. Петровская Спасибо! Ольга, давайте попытаемся дать рекомендацию родителям , многие из которых сейчас находятся в замешательстве: вести детей в школу или нет. Потребуют с них справку или нет? Может ли учитель ими манипулировать, говоря: «Напишите заявление, что вы берете на себя ответственность за то, что ребенок не будет ходить в школу». Как быть в этой ситуации и кому жаловаться?» И куда бежать с этим дистанционным обучением?

О Миловидова Вы мне задали шесть вопросов.

А. Петровская По 20 секунд на каждый!

О Миловидова К сожалению, я на них не отвечу. Я могу только высказать свое мнение и дать совет тому, кто ко мне обратится. Посмотрите внимательно по сторонам и если у вас есть хоть какое-то опасение и страх, что вы сами не справляетесь с этой задачей и не знаете как организовать учебное время своего ребенка, обратитесь к своему учителю! И задайте вопрос своему учителю. Не сомневаюсь, что ваш учитель передает этот вопрос своему завучу, и мы его решим внутри школы. Не надо звонить Путину! Не надо звонить в Комитет по образованию! Решайте это в своей школе. Если ваш ребенок ходит в эту школу, значит вы доверяете своим педагогам. Мы сейчас в самое ближайшее время будем вместе решать этот вопрос.

А. Петровская Дима, а опыт, который вы сегодня получили, и будучи более независимыми, организовали все быстро, а в дальнейшем он изменит жизнь вашей школы?

Д. Зицер Изменит точно. Мы не оказались более независимыми, мы просто позволяем себе делать то, что мы любим делать. И я хотел бы призвать своих коллег вне зависимости идет ли речь о государственных или частных школах, учебных группах и детских садах. Ребята! То, что мы сейчас делаем – это профессиональная тусовка! В лучшем смысле этого слова. Когда учитель закрывает дверь в класс – это его сцена! И это очень-очень важно. Мы, школа, конечно должны вести родителей и помогать им, и давать им ощущение того, что всё под контролем! А кто ответственен? То это иллюзия, что государство ответственно за наших детей! За наших любимых детей отвечаем мы с вами, и нужно нести эту ответственность с высоко поднятой головой! И радоваться этому. Это здорово и прекрасно! Не позволяйте другому брать ответственность за тех, кого вы любите.

О Миловидова Согласна.

А. Петровская На этом мы заканчиваем. Спасибо большое!



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире