'Вопросы к интервью
16 марта 2020
Z Интервью Все выпуски

Для самых больших: Театральная афиша на школьные каникулы


Время выхода в эфир: 16 марта 2020, 12:05

А. Петровская Добрый день. У микрофона Александра Петровская. Это программа «Для самых больших». И сегодня по традиции, как всегда весной, в нашей студии Юлия Клейман, главный редактор журнала «Петербургский театрал», эксперт театральной премии «Золотая Маска». Юлия, здравствуйте.

Ю. Клейман Здравствуйте.

А. Петровская Мне очень нравится, когда сохраняются традиции. Мы с вами в этой студии, в этой программе из года в год встречаемся, и все слушатели, которые нашу программу знают, наверняка догадались, что мы будем говорить о театральной афише для школьников и дошкольников на время весенних каникул. Каникулы уже вот-вот буквально подступают, поэтому самое время определиться, куда вы хотите сходить с детьми. Начнём мы с тех, кого школьные каникулы пока не касаются – дошкольников. Вы даже сказали «4+» – наверное, их к дошкольникам даже трудно отнести, это малыши ещё совсем детсадовские. Насколько разнообразна театральная афиша для такого возраста? Потому что это самый старт для юного театрала.

Ю. Клейман Она, с одной стороны, довольно разнообразна; с другой стороны, мы видим, что одни и те же названия долго задерживаются, что, в общем, оправдано – малыши не нуждаются в каком-то постоянном обновлении. Вновь появившихся малышей можно снова вести и в театр «Кукольный формат», и в Театр марионеток им. Деммени, и в БТК на какие-то полюбившиеся названия. А вот подросткам нужно всё время что-то новое, потому что меняется время, меняется язык, театральный язык. Поэтому для них особенно важно каждый раз находить что-то новое и актуальное. Но я расскажу и о том новом, что появилось для малышей тоже.

Из того, что существует уже некоторое время и как-то себя зарекомендовало, я посоветую спектакли, которые идут в Фонтанном доме (это музей Анны Ахматовой). Там Светлана Озерская, режиссёр театра кукол, ежегодно проводит как раз в дни школьных каникул (хотя её спектакли чаще ориентированы, мне кажется, на дошколят) фестиваль, который называется «Златая цепь». 24 марта можно будет увидеть спектакль «Питер Пэн, или второй поворот направо, а дальше прямо до самого утра».

А. Петровская Не очень лаконичное название!

Ю. Клейман Да, но, мне кажется, мы все уловили, что речь идёт о Питере Пэне, о волшебстве. Там такая прекрасная конструкция с множеством окошек и дверей, они открываются, и всё время что-то появляется. Здесь будет и Крюк, и Венди, и Питер Пэн. Мне кажется, что для 5-7 лет это будет прекрасный опыт.

Из нового на этой же площадке – «Снежная королева». Спектакль, вопреки своему зимнему названию, вполне можно посмотреть весной. Он появился в рамках рождественской программы этого музея, теперь постоянно в репертуаре, и вот он будет 26 марта. В дни школьных каникул появятся и два спектакля, которые созданы по новым сюжетам. Один – это «Лев и птичка» по книге Марианны Дюбюк. Это режиссёрский дебют Владислава Тутака, студента режиссёрской мастерской Руслана Кудашова. А второй – «Плохо нарисованная курица», тоже режиссёрский дебют Лидии Клириковой, студентки той же самой мастерской.

А. Петровская Поставщики кадров, я бы сказала.

Ю. Клейман Да. Это работы, которые были выбраны в результате смотра режиссёрских работ. Они оказались лучшими, и их решили воплотить на сцене БТК. Никто не знает, как это будет, но я думаю, что это очень интересно, потому что я за этими ребятами давно слежу. «Лев и птичка» 27 марта, а «Плохо нарисованная курица» 26 марта. Я хотела ещё кое о чём сказать: это тоже уникальный опыт, потому что к нам из ростовского театра «Муха» приедет спектакль, который называется «Слон».

А. Петровская Это очень забавно: из «Мухи» приедет «Слон».

Ю. Клейман Действительно! Вся эта история будет разыгрываться в деревянном старинном буфете, что-то будет появляться из-за тарелок, будут открываться дверцы, оттуда будет кто-то появляться. Это тоже спектакль, адресованный маленьким зрителям, и он будет сыгран 28 марта на сцене Большого театра кукол в рамках фестиваля «Маленький сложный человек».

А. Петровская Это уже второй, по-моему, по счёту фестиваль, если я не ошибаюсь.

Ю. Клейман Да, он пройдёт второй раз.

А. Петровская Что касается этого фестиваля, что там ещё интересное будет? Потому что традиционно там есть, на что посмотреть.

Ю. Клейман Например, там будет «Дневник кота-убийцы» – спектакль, который закроет фестиваль. Он пройдёт 30 марта и приедет из Севастопольского ТЮЗа. Режиссёр Юлия Каландаришвили, которая нам всем хорошо известна по уже дилогии о Цацики. Она в данный момент репетирует. Тоже никто не знает, как это будет, но мы все ждём. Наверное, для школьного возраста.

В рамках фестиваля будет спектакль «Крот, который хотел увидеть солнце» – это петербургский спектакль, но он принадлежит театру, который называется «Кот Вильям» и находится аж на проспекте Испытателей. Поэтому если вы живёте рядом с этим театром, то вам повезло. А если вы живёте где-то далеко, то в рамках фестиваля можно будет его увидеть в центре города в Большом театре кукол 29 марта. Это кукольный спектакль, мне кажется, для 5-8 лет, с разными типами кукол. Там история о том, как крот, будущий шахтёр, вдруг решил вырваться из своей шахты и увидеть солнце.

А. Петровская Хорошо. Интригующе. Вы много назвали не только новых спектаклей, но и спектаклей по произведениям, которые либо не ставились, либо мало ставились, либо по книгам, которые сами не так давно продаются у нас в книжных магазинах. Это намеренный или случайный у вас получился перевес в сторону современной литературы и современных спектаклей, поставленных по этим текстам?

Ю. Клейман Мне кажется, что есть тенденция у молодых режиссёров всё-таки стремиться открывать новые тексты, и они постепенно становятся всё более востребованными нашими театрами, что хорошо и интересно.

А. Петровская Нет опасности, что старое забудут?

Ю. Клейман Смотрите. Моя любимая «Золушка» идёт, например, в театре «Практика» и поставлена Марфой Горвиц-Назаровой. Это современное переложение «Золушки», где все основные сюжетные линии остаются, но они существуют как подростки – и Золушка, и её сёстры. Опять же, это происходит не в каком-то абстрактном королевстве, а в сегодняшнем современном мире, и декорации там тоже нарисованы мультимедийными средствами, что очень остроумно работает, потому что Золушке подбирают костюм на экране: то божья коровка, то ещё что-то, пока не останавливаются на каком-то модном платье.

Ты смотришь на эту историю, ты прекрасно знаешь сюжет, знаешь, чем закончится, но совершенно не оторвать глаз, потому что режиссёр не держит нас за дураков, и не рассказывает нам избитый сюжет избитыми средствами. Это сделано ново и остроумно. То есть, мы следим не за сюжетом. Мы следим за тем, как это сделано.

А. Петровская Меня интересуют подростки, потому что, мне кажется, их всегда сложнее увлечь театральной постановкой, нежели компьютерной игрой. Что может противостоять какой-нибудь новой версии последней компьютерной игры?

Ю. Клейман 26 марта на площадке «Скороход» будет показан спектакль «Топливо». Он не новый, но если кто-то его ещё не видел, то я очень рекомендую. Это такая по сути документальная история, которая даст фору любому придуманному сюжету, любой сказке. Это история программиста Давида Яна – наверное, вы его знаете, это создатель мультимедийного словаря Lingvo и ещё целого ряда изобретений. Артист Максим Фомин от первого лица рассказывает эту историю, начиная с момента, как Давид Ян, ещё никому не известный школьник, потом – студент, который только делает первые шаги. До его настоящего громкого успеха мы доходим только к самому финалу. То есть, интересно, через что он проходит, как он преодолевает силу инерции, верит в себя, находит единомышленников и идёт вперёд. Мне кажется, что это – очень хороший пример подросткового театра.

26 марта фестиваль «Маленький сложный человек» откроется премьерой спектакля в постановке Петра Чижова, который называется «Немного слишком одиноко». Это спектакль по тексту писем Сары Швардт, адресованных Астрид Линдгрен. Может быть, знаете: не так давно вышла книжка, которая называется «Ваши письма я храню под матрасом». Астрид Линдгрен здесь – тот единственный взрослый, который способен испытывать симпатию к подростку. И перед нами мир этого самого подростка.

На сцене три артистки, которые исполняют роль Сары, потому что подросток – это противоречивое существо. Каждый из нас в этом возрасте раздираем самыми разными желаниями. В одной ипостаси она чувствует себя королевой мира и хочет быть кинозвездой, в другой – испытывает моббинг со стороны своих одноклассников, непонимание в семье. Мир спектакля – это свалка вещей, здесь очень много одежды, из этой одежды делаются куклы… То есть, это мир, в котором сложно существовать, сложно найти себя, и мы как будто действительно погружаемся в мир тинейджера, которого никто не слышит, а слышит только Астрид Линдгрен, которой она пишет письма.

А. Петровская Мне кажется, что важно сегодня привлекать подростков в театр для того, чтобы, в том числе, через этот театр, через эту постановку говорить с ними о тех вещах, которые их волнуют. Иногда другие способы найти бывает непросто.

Ю. Клейман Можно я ещё один посоветую спектакль, тоже для подростков? Это спектакль «Билли Каспер», он идёт на сцене Камерного театра Малыщицкого и будет показан 27 марта, вне школьных каникул. Там речь идёт о подростке из шахтёрского посёлка. Мы говорили о кроте, который хочет выбраться из шахты – вот Билли тоже не хочет становиться шахтёром. У него есть отрада – сокол, которого он приручил, но к финалу с этим соколом ему приходится расстаться. Здесь тоже, как и в случае с «Немного слишком одиноко», этого самого Билли играют четыре актёра: три артиста и одна артистка. Опять же, потому, что он всё время разный, и потому, что каждый из нас немножко Билли: все мы чего-то хотим, но не всегда наши мечты сбываются.

К слову о классике: я хотела сказать, что для младших школьников 7-9 лет есть прекрасные оперные спектакли, я специально проверила, они будут в дни школьных каникул: это «Снегурочка» 28 марта и «Волшебная флейта» 26 марта в театре «Зазеркалье». Это прямо отличное знакомство школьника с миром оперы. Когда говорят, что опера – это суперсложно и скучно, то я отсылаю туда. Мне кажется, что это хороший способ вместе провести время.

А. Петровская Мне очень жаль, что у нас не остаётся времени поговорить о всех спектаклях, которые можно посмотреть, поэтому я отсылаю вас к предыдущим программам. Юлия Клейман, главный редактор журнала «Петербургский театрал», эксперт театральной премии «Золотая Маска» сегодня была с нами с рекомендацией, как лучше провести школьные каникулы.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире