'Вопросы к интервью
19 февраля 2020
Z Интервью Все выпуски

Доклад ОБСЕ по Немцову


Время выхода в эфир: 19 февраля 2020, 23:08

В. Кара-Мурза Прошло уже почти 5 лет со дня убийства лидера российской оппозиции Бориса Немцова, но до сих пор, до сегодняшнего дня ни на один из основных вопросов по этому делу ответа у российского следствия нет. Мы знаем, как велись официальное следствие и судебный процесс в России. Мы знаем, что с самого начала тщательно избегались любые разговоры о мотиве преступления. Российские власти расследовали дело об убийстве лидера политической оппозиции без каких-либо разговоров о политике.

Изначально была выбрана неправильная статья Уголовного кодекса – 105-я вместо 277-й (то есть статья о посягательстве на жизнь государственного или общественного деятеля). Причем как сказал на одном из заседаний Московского окружного военного суда прокурор Антипов: «Мы не можем позволить, чтобы убийства оппозиционеров квалифицировались по 277-й статье Уголовного кодекса». Ну, собственно говоря, мне кажется, этим все сказано в смысле отношения российских властей по этому делу. Мы знаем, что с самого начала власти отказывались давать, публиковать ключевые доказательства по делу.

Я думаю, что все помнят печально известный ответ Федеральной службы охраны на депутатские запрос Дмитрия Гудкова, в котором они отказываются выдавать записи с видеокамер на Большом Москворецком мосту в ночь убийства под тем предлогом, что мост, находящийся в 200-х метрах от Кремлевской стены, не является охраняемым объектом. Но я думаю, что все наши слушатели могут оценить правдоподобность такого утверждения.

Мы знаем, что на протяжении всего следствия и судебного процесса власти отказывались допрашивать людей, очевидно имеющих причастность к этому делу, людей, которых очевидно следовало бы допросить, если бы речь шла о нормальном, тщательном, добросовестном следствии. Несмотря на многочисленные запросы и требования адвокатов семьи Бориса Немцова, не был допрошен ни Рамзан Кадыров, ни Адам Делимханов, ни Виктор Золотов.

А майор внутренних войск МВД Российской Федерации Руслан Геремеев, который, как мы знаем, внесен правительством Соединенных Штатов в санкционный список по «закону Магнитского» за участие в организации убийства Бориса Немцова, к нему только один раз приходили следователи, для того чтобы попытаться его допросить. Как мы знаем опять же из официального отчета следствия, этот допрос не состоялся, потому что «никто не открыл дверь в домовладение». Опять же, я думаю, наши слушатели сами могут оценить всю степень правдоподобности таких утверждений.

Таким образом, спустя уже почти 5 лет после убийства лидера российской оппозиции официальное следствие не назвало мотивов преступления, не допросило ключевых участников этого процесса, людей, которых, очевидно, следовало бы допросить, не предоставлены и не опубликованы ключевые доказательства и самое главное – не предъявлены обвинения организаторам и заказчикам. Любой человек, даже далекий от криминалистики, скажет вам, что преступление нельзя считать раскрытым, если не названы его организаторы и заказчики.

Мы прекрасно знаем и прекрасно видим все эти последние 5 лет, что российские власти не то что не могут, а не хотят и не собираются искать организаторов и заказчиков самого громкого политического убийства в современной истории нашей страны. Таким образом, без мотивов, без ключевых доказательств, без предъявления обвинений организаторам и заказчикам российские власти считают «дело об убийстве Бориса Немцова раскрытым». Это прямая цитата Александра Ивановича Бастрыкина, председателя Следственного комитета Российской Федерации в его интервью «Российской газете». Все, что хотели бы сделать российские власти – это перевернуть эту страницу, закрыть и двинуться дальше.

Очень важно, что международное сообщество НРЗБ это сделать. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) является крупнейшей в мире межрегиональной организацией в области безопасности. Она объединяет 57 стран. Российская Федерация является участницей этой организации с самого начала, Россия является одной из основательниц этой организации. И один из ключевых принципов ОБСЕ состоит в том, что вопросы, касающиеся прав человека, основных свобод, законности и демократии, не могут считаться внутренним делом той или иной страны, а являются предметом международных обязательств.

Это четко черным по белому зафиксировано в Документе Московского совещания ОБСЕ. Хочу подчеркнуть, совещания ОБСЕ, состоявшемся в Москве. Поэтому вот этот единый рефрен нашего МИДа, что «не лезьте в наши внутренние дела», когда речь идет о вопросах демократии и прав человека, опять же, согласно одному из основополагающих принципов Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, вопросы, касающиеся прав человека, законности, свободы и демократии, являются предметом международных обязательств и международного рассмотрения.

Именно исходя из этого принципа ровно год назад в феврале 2019-го года председатель Парламентской ассамблеи ОБСЕ принял решение назначить докладчика по делу о расследовании убийства Бориса Немцова рассчитанным на 1 год мандатом по подготовке и публикации доклада обо всех обстоятельствах по этому делу. Докладчиком (а точнее – докладчицей) была назначена заместитель председателя Парламентской ассамблеи ОБСЕ Маргарета Седерфельд. Я хочу подчеркнуть высокий уровень этого доклада. То есть его готовит не рядовой член ассамблеи, а заместитель председателя.

Также важно подчеркнуть, что речь идет о беспрецедентном надзорном механизме в истории Парламентской ассамблеи ОБСЕ, поскольку, как правило, от этой организации назначаются специальные представители по широкому круг вопросов. Например, есть спецпредставитель Парламентской ассамблеи ОБСЕ по борьбе с антисемитизмом, есть спецпредставитель Парламентской ассамблеи ОБСЕ по борьбе с торговлей людьми и так далее, и так далее. В данном случае речь идет о докладчике Парламентской ассамблеи ОБСЕ по одному конкретному делу – по делу о расследовании убийства Бориса Немцова.

Руководство Парламентской ассамблеи ОБСЕ посчитало, что демонстративное убийство лидера политической оппозиции в одной из ключевых стран ОБСЕ заслуживает того, чтобы ему был ему был посвящен отдельный доклад этой организации.

Мы знаем, что в последние годы было уже несколько международных инициатив, связанных с расследованием убийства Бориса Немцова. Еще в 2015-м году был запрос профильных докладчиков Организации Объединенных Наций.

В прошлом, в 2019-м году, были приняты две Резолюции в американском Конгрессе – Резолюция №156 в Палате представителей и Резолюция №81 в Сенате, также посвященные расследованию убийства Бориса Немцова, в которых было зафиксировано публично, что российские власти занимаются укрывательством организаторов и заказчиков этого преступления. Также в прошлом году, летом 2019-го года, был представлен и официально принят надзорный доклад по делу о расследовании убийства Бориса Немцова в Парламентской Ассамблее Совета Европы.

Это все были очень важные инициативы. И тем не менее, самая главная международная инициатива по делу о расследовании убийства Бориса Немцова – это, несомненно, доклад Парламентской ассамблеи ОБСЕ (Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе). Это крупнейшая в мире межрегиональная организация в области безопасности. И это организация, в основе которой четко зафиксировано, что вопросы прав человека, свобод, законности и демократии являются не внутренним делом той или иной страны, а предметом международных обязательств. Именно поэтому все обычные отговорки нашего МИДа о том, что «не надо лезть в наши внутренние дела», в данном случае не работают.

Вот, собственно говоря, в четверг, 20-го февраля в Парламентской ассамблее ОБСЕ по делу о расследовании убийства Бориса Немцова заместитель председателя Парламентской ассамблеи ОБСЕ Маргарета Седерфельд из Швеции представит свой надзорный доклад по делу о расследовании убийства Бориса Немцова. Доклад, который она готовила весь последний год, начиная с февраля 2019-го.

Я не имею пока права раскрывать содержание этого доклада. Единственное, что я могу сказать – что в нем содержатся очень четкие, очень конкретные и очень сильные выводы относительно того, как было официальное следствие, официальный судебный процесс в России. В этом докладе очень детально задокументированы все обстоятельства этого расследования, все НРЗБ пути, которыми пользовалась российская власть, для того чтобы избежать разговоров о мотивах, для того чтобы избежать разговоров об организаторах и заказчиках этого преступления.

И в этом докладе содержатся очень четкие и очень прямые рекомендации в том числе и международным институтам по поводу того, что нужно делать для того, чтобы не допустить полной безнаказанности для людей, которые организовали убийство лидера российской оппозиции.

Мне кажется, очень важно подчеркнуть, что никакой надзорный процесс, никакая надзорная процедура в каких бы то ни было международных организациях, будь то ОБСЕ, Совет Европы и другие, не могут заменить добросовестного, полноценного, нормального расследования, судебного процесса в России. Мы понимаем, что сегодня такое добросовестное расследование и такой добросовестный судебный процесс в России невозможны. Я не сомневаюсь, что настанет день, когда все те люди, которые причастны к заказу, организации и осуществлению убийства Бориса Ефимовича Немцова, предстанут перед судом в России и получат заслуженное по закону наказание.

Но до тех пор, пока это не произошло, очень важно, чтобы международные структуры, международные организации, членом которых является Российская Федерация, не оставляли это дело без внимания и продолжали эти надзорные процедуры. И до тех пор, пока в России не пройдет нормальное, полноценное судебное расследование этого убийства, вот этот доклад Парламентской ассамблеи ОБСЕ, который будет представлен 20-го февраля, будет самым подробным, самым детальным и самым важным международно-правовым документом, касающимся дела о расследовании убийства Бориса Немцова.

И я хочу выразить глубочайшую благодарность руководителю Парламентской ассамблеи ОБСЕ и в первую очередь докладчице Парламентской ассамблеи ОБСЕ и заместителю председателя Парламентской ассамблеи ОБСЕ Маргарете Седерфельд, которая представила этот доклад, за ту работу, которую она проделала.

Еще одна вещь, которая содержится в этом докладе – это подробности того, как именно российские власти на протяжении всей подготовки надзорного доклада ОБСЕ отказывались от какого бы то ни было сотрудничества в этой международной надзорной процедуре. Точно так же, как, собственно говоря, и в предыдущих 17-м, 18-м и 19-м годах они отказываются от какого бы то ни было сотрудничества в аналогичной надзорной процедуре Парламентской Ассамблеи Совета Европы.

Как мы знаем, докладчику Парламентской Ассамблеи Совета Европы Эминуэлису Зингарису был запрещен въезд в Российскую Федерацию. Опять же я сейчас не могу, пока не имею права раскрывать все подробности того, что будет опубликовано в этом докладе.

Но я могу сказать, что там будут опубликованы данные, будет опубликована подробная информация о том, как официальные российские власти отказывались сотрудничать, отказывались предоставлять какие бы то ни было документу по делу о расследовании убийства Бориса Немцова профильной надзорной процедуре Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, одним из основных участников которой является Российская Федерации.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире