'Вопросы к интервью
06 февраля 2020
Z Интервью Все выпуски

Магистрат: Что не так с конкурсом проекта на парк Тучков буян?


Время выхода в эфир: 06 февраля 2020, 13:07

А. Веснин 13 часов и 6 минут в Петербурге. Всем добрый день. Меня зовут Арсений Веснин. Это программа «Магистрат». И сегодня будем говорить про парк, который уже получил название – Тучков Буян. Кому-то нравится название, кому-то нет. На берегу Невы, где хотели построение здание судов, напротив стрелки Васильевского острова, будет разбит парк вроде бы, отобрали первых 8 команд. Это конечное число. 8 команд, которые будут работать над проектом этого парка. Конкурсный отбор проходил в начале этой недели. Сегодня обсудим результаты отбора с членом жюри этого конкурса, архитектором Юрием Земцовым. Приветствую вас.

Ю. Земцов Добрый день.

А. Веснин И архитектурным критиком Марией Элькиной. Здравствуйте.

М. Элькина Здравствуйте.

А. Веснин Юрий Исаевич, первый вопрос к вам. В течение 2 дней вы отбирали из практически 250, чуть меньше было подано заявок…

М. Элькина 229.

А. Веснин Очень много. Вы в течение 2 дней каким-то образом должны были выбрать 8 команд, которые будут работать над проектом этого нового парка. Звучит несколько странно, потому что 229 команд со всего мира, в течение 2 дней отобрать 8… Это вот сколько времени на то, чтобы в чем-то разобраться. Возникает вопрос – как это все происходило?

Ю. Земцов Когда только возникло это предложение поучаствовать в жюри, первое, что спросил – а можем ли мы в начале посмотреть те портфолио, которые претенденты на участие присылают?

А. Веснин Не проекты присылали парка, а только портфолио.

Ю. Земцов Присылают только заявку. Заявка была сделана, разослана форма заявки. Как мне сказали, это категорическое требование международного союза архитекторов и правил проведения международных конкурсов, что никаких заранее известных этих заявителей быть не должно. Как я понимаю, это боязнь того, что жюри, которые уже известны, жюри заранее определяется, определяется командой, которая организует весь этот конкурс, это такая московская фирма… Московское бюро «Стрелка». Оно имеет опыт организации международных конкурсов. Они отобрали членов жюри. По правде, по каким критериям – я не знаю. Могу сказать, что это люди достаточно опытные и знающие. Дело не в этом. Вот на мой вопрос – как же все-таки отбирать? Как быстро? Я могу рассказать, как это происходило.

А. Веснин Давайте.

Ю. Земцов Нам было предложено… У каждого на столе лежал вот такой том, в котором были заявки этих всех претендентов на участие. Там было портфолио, то есть, какие основные работы, с кем еще собирается главный заявитель участвовать, какие сопутствующие фирмы, и 3 картинки, которые, по его выбору, определяют основные вещи, которые могут на это повлиять. Дальше это было таким образом: ведущий от «Стрелки» называет фирму, предлагает, говорит «3 секунды. Раз, два, три». Если в течение этих 3 секунд никто из членов жюри не поднимает руку, фирма откладывается.

А. Веснин Вылетает из конкурса?

Ю. Земцов Вылетает из списка претендентов.

А. Веснин Можно за 3 секунды принять какое-то решение? Вы же наверняка не знаете все 229.

Ю. Земцов Вот поэтому предлагается, что, если кто-то из жюри что-то может сказать об этой конкретной фирме, то он может это сказать, сказать, что он знает о ней.

А. Веснин 3 секунды замораживаются?

Ю. Земцов В этот момент нет 3 секунд. Больше того, на экране, где я сказал про том, еще и экран, на котором эти портфолио, там еще больше работ, которые можно посмотреть. Не только 3 картинки, которые в самом томе.

А. Веснин Все равно сложно представить, как за 3 секунды можно принять какое-то решение.

М. Элькина Это очевидно довольно. Архитектурный мир един. Есть трудности с отборами, еще скажу про них. Понятно, что известные архитектурные фирмы, их все в мире знают в основном, поэтому, если никто из членов жюри про фирму не знает, то, возможно, она и не заслуживает внимания. Как это было с молодыми архитекторами. Это сложнее. Невозможно себе представить, что это как-то…

Ю. Земцов Это достаточно сложно. Но таковы эти самые правила. Процесс был именно таким.

А. Веснин Из членов жюри никто не возмущался такой процедуре?

Ю. Земцов Все члены жюри были об этом заранее оповещены, было все известно, как это будет происходить. Что уже возмущаться? Это было вот так. Единственное, что комментарии этих членов жюри не ограничивались, они могли быть такими, как этот комментатор мог сколько хотел, столько и говорил. В первый день из 120 взрослых, так сказать, опытных… Там же было все разделено.

А. Веснин Юношеские команды…

Ю. Земцов Опытных и молодых. Молодые до 35 или до 40.

А. Веснин Европейский подход. Выбрали из 120?

Ю. Земцов Из 120 на первом этапе выбрали 25. Потом будет 2 этап отбора, который должен был быть уже на следующий день. Но так как эти 25 выбрали за то время, которое у нас получилось, то сразу после этого перешли к молодым. И там тоже было в 2 или даже 3 этапа. Сначала из 100 выбирали 10, потому что надо там надо 6…

А. Веснин Довольно любопытно, как это происходило.

Ю. Земцов Затем из этих 10 выбрали 6, потом уже 2. Вот такая была процедура.

А. Веснин Вам, Мария, как эта процедура?

М. Элькина К сожалению, от нее никуда не уйдешь. Стандартная процедура. Другие к этому совершенно вопросы у меня. Считаю, что изначально были неправильно сформулированы требования, которые подавались к командам. Мы это увидели по качеству отбора. Очень хорошие команды. Не были сформулированы критерии, по которым команды выбираем. В отборе итоговом получилось некое ландшафтное бюро, которое занимается ландшафтным дизайном – высаживают деревья. Есть архитектурное бюро, у которых нет в партнерах ландшафтных бюро. Есть так называемые консорциумы – команды, в которых есть и то, и другое. Это плохо.

А. Веснин Почему?

М. Элькина Потому что должно быть единообразие. Это все-таки конкурс. Мы же конкурс устраиваем не для развлечения, а для того, чтобы получить результат для площадки. Я читала техническое задание. Дело в том, что в нем недостаточно ясно обозначены те задачи, которые перед командами стоят. И как будут оценивать? Кто-то просадит хорошо деревья, а кто-то хорошо впишет парк в контекст Санкт-Петербурга, хорошо наладит пешеходные связи. Что будем выбирать из этого?

Ю. Земцов И то, и то.

М. Элькина Вот надо было с самого начала сказать, я считаю, не тратить много времени, что в составе каждой команды должно быть архитектурное известное бюро, которое занимается архитектурной, градостроительной частью задания, должно быть обязательно ландшафтное бюро, которое занимается ландшафтом. И в таком составе должны подаваться. И из такого состава по определенным критериям должны выбираться. Дело в том, что жюри там не очень хорошее, слабое жюри, как правильно сказал Юрий Исаевич – очень профессиональное, но все-таки не того уровня, который был заявлен губернатором, главным архитектором. Жюри по уровню ниже участников. Это факт.

А. Веснин Вы хотели мировых звезд архитектуры?

М. Элькина Должны быть очень заметные люди из мира архитектуры, потому что никто не хотел бы, чтобы нас судил кто-то…

Ю. Земцов Тогда бы эти звезды не могли участвовать.

М. Элькина Кто-то бы участвовал, кто-то бы в жюри. Это нормальная ситуация. В Зарядье было так. В любом международном конкурсе так. Не только звезды, могут быть критики. В Зарядье была Марта Торн. Есть архитекторы, которые не захотели бы участвовать, я уверена. 129 взрослых заявок. Еще 10 очень известных бюро в мире осталось. Жюри очень невзвешенное. Из архитекторов там только российские, не считая Сергея Чобана. Это хорошо, что он в жюри. Это очень редкий человек, который принимает и местный наш контекст, и европейский. И он большой профессионал. Из Европы там были только ландшафтники.

Ю. Земцов Не совсем.

М. Элькина Их большинство. Это, я считаю, невзвешенно, неправильно. Это не даст оценить комплексно то, что мы получим. Давайте же сразу вперед, раз мы начали. То, что интересно вам будет, подробнее рассмотрим. Дело в том, что «Стрелка», желая больше понравиться публике, а не сделать работу, это же разные вещи в наше время. Она придумала такую историю, что мы будем только про деревья, будем напирать, что это у нас ландшафт. Это все хорошо и симпатично. Но задачу, в связи с этим местом… Думаю, Юрий Исаевич тут не будет спорить. Она гораздо сложнее.

Ю. Земцов Я не только не буду спорить. Григорьев…

А. Веснин Главный архитектор.

Ю. Земцов Григорьев несколько раз подчеркивал, что это ни в коем случае не должен быть только ландшафт, это ни в коем случае не может быть просто зеленый парк, это должно быть общественное пространство, в котором достаточно много компонентов для жителей. Не просто гулянка.

М. Элькина И там просто есть даже независимо от того, что мы хотим, есть задачи. Нужно связать парк с территориями вокруг. Нужно сделать набережную. Причем ее надо сделать по требованиям «Юнеско». Нужно как-то использовать помещения. Это архитектурно-градостроительная задача. Есть чудесное ландшафтное бюро, которое участвует в конкурсе, но с таким масштабом работать не привыкло. В требованиях конкурса это не было прописано. Даже их тех бюро, не знаю их всех, но я много общаюсь в профессиональной среди, я знаю несколько команд, которые подавали и были сильнее тех, что прошли.

А. Веснин Но это же ваш взгляд. У жюри может быть другой.

М. Элькина Знаете, мой взгляд довольно объективный. Я не говорю, что они лучшие, потому что больше нравятся. Они просто сильнее по составу консорциума. Там и архитекторы, и…

Ю. Земцов Это обычная история в конкурсах. Мне тоже жаль, что Юра Григорян московский, который сделал очень хороший проект московских набережных, не прошел.

М. Элькина Дело не в том, кто хороший, а кто плохой архитектор. Я про другое. Я о том, что в заявках, то, что можно посмотреть, как это делается, я все время упираю на Зарядье, потому что это было по-русски, тут любой может понять, как это делалось. В больших международных конкурсах тоже так. Там были четкие требования к составу команды, оценивали не кого-то одного, а берем команду, потому что есть и хорошие архитекторы, и хорошее ландшафтное бюро, и специалисты по транспорту.

Ю. Земцов Так и было.

М. Элькина Не было.

Ю. Земцов Нет, так и было. Вы меня простите, но это было при выборе…

М. Элькина Слушайте, «Bjarke Ingels Group» взяли. Может, вы говорили при выборе, этого не было в требованиях, нет в озвученных требованиях.

Ю. Земцов Это было при выборе, когда жюри выбирало ту или иную команду, то все время смотрело, есть ли там, кроме архитекторов или кроме дизайнеров, архитекторы или наоборот.

М. Элькина Но получилось так, что этот выбор явно не взвешен.

А. Веснин Я понял. Вам не понравился выбор.

М. Элькина Мне не понравился метод выбора. Я не за кого-то конкретного, я за принцип. У нас сформулировано в критериях выбора всего 2 пункта. Это очень опасно. Первый – креативность. Это просто ругательное слово для всего профессионального мира.

А. Веснин И непонятное.

М. Элькина Да, оно абстрактное. Второй – качество. Это относится только к работам, представленным в портфолио. Надо было оценивать состав команды. Выносить к нему требования. Оценивать опыт команды.

А. Веснин Ваша претензия не к жюри, а к тому, кто организует.

М. Элькина Жюри действовало так, как велели действовать. У меня претензия к организаторам скорее и к тому, что очень расплывчатая ситуация с заказчиком конкурса.

А. Веснин Про заказчика еще отдельно. Юрий Исаевич, а у вас есть претензии к организации самой процедуры выбора?

Ю. Земцов К организации у меня примерно то, о чем говорит Мария. Я во многом с этим соглашусь. Мне, например, жалко, что там действительно в жюри было достаточно много ландшафтников и меньше архитекторов. Архитекторы были кто? Романов, Чобан и я.

М. Элькина И главный архитектор города.

Ю. Земцов Кроме того был Кириков как историк архитектуры. В общем, неважно. Важно, что среди иностранных членов жюри…

А. Веснин Там и правда только ландшафтники.

Ю. Земцов При выборе этот ландшафтный тренд, уклон был очень… Все время говорилось об этом. Это раз. Что делать? Мне тоже казалось, что выбор состава жюри не совсем точен для этой задачи.

М. Элькина К сожалению, вчера прочитав техническое задание, оно не то, что точно для этой задачи… Дело в том, что в техническом задании задача сформулирована максимально неточно. Это, тоже забегая вперед, едем в наш петербургский день сурка, когда сделали красивый проект, но непонятно для чего, кого и куда, который не соответствует вообще ничему, ни объективным условиям…

Ю. Земцов Еще рано говорить. Надо смотреть.

М. Элькина Проект все равно получается с технического задания. Приезжает из Америки человек, читает, что на площади Лихачева можно сделать парк. Они не живут в Петербурге, как мы, и не понимают, что это некая такая фантазия разработчиков технического задания. На площади Лихачева транспортная развязка, которую, чтобы убрать, надо проделать огромную работу. Это очень грубый пример.

А. Веснин Ее можно использовать при создании парка.

М. Элькина Да. Там именно так сказано на первых страницах. Я думала, что уберут это, но не убрали. И в приглашении было, и есть сейчас. Там много подобных вещей. Сделаем проект, который не соответствует. Хорошо. Случайный некий проект, который может не соответствовать ни объективным условиям, вокруг которого нет некоего сформулированного консенсуса…

А. Веснин Но с другой стороны – это задача тех, кто участвует в этом конкурсе. Попробовать вникнуть в это и разобраться.

М. Элькина У них мало времени. Представьте себе, вы едете в Нью-Йорк что-то проектировать, вы вникнете в местный контекст, много знаете про Нью-Йорк и что-то еще узнаете, но детали какого-то уровня… Погрузить на базовом уровне в контекст – задача технического задания.

А. Веснин Давайте конкретно. Я понял, у вас претензии к техническому заданию. Можете тогда по пунктам. С площадью Лихачева понятно. Какие еще сложности?

М. Элькина Не буду все по пунктам, потому что так остаток передачи проведем. Первое – задание очень аморфное. В нем не обозначено, что мы хотим. Обозначены некие пункты – чтобы люди занимались активностью. «Активность» — ключевое слово. Потом уединение. Через страницу смотрим – хотим 8 миллионов посетителей в год. Так это или уединение? Все-таки что? Мне не нравится, что не обозначено довольно четко, как нужно градостроительно, я не про виды, а про переходы и логистику передвижений, вписывать парк в контекст. Самая важная задача, которая есть.

А. Веснин Закрыть от ветров, сохранить петербургскую панораму…

Ю. Земцов Согласен, что сделано не совсем четко.

М. Элькина Это большая работа, которую нужно было проделать здесь заранее. Она сложная и одна из самых ответственных. Второе – там есть фраза «хотим нетрадиционное содержание в традиционных формах». Я точно помню, откуда эта фраза. Она прозвучала во время разговора Олега НРЗБ с жителями. Как жители что-то такое сказали, так и написали. Это непрофессионально. Так не пишется.

Ю. Земцов Это то, что сделал Чобан на театре.

М. Элькина Хорошо. Чобан прекрасно сделал. Он заслужил того, чтобы мы его как-то тут… Бог с ним с театром, он строится.

А. Веснин Я думаю, это довольно важный момент, потому что есть проект театра, вокруг которого отчасти будет парк. Сложный момент.

М. Элькина Театр строится. К сожалению, Сергей Энверович сам говорил во время культурного форума, что лучше бы этот театр как-то вписать в парк, а не ставить на том месте вместо судов.

Ю. Земцов Это то, о чем я сразу говорил.

М. Элькина На каком-то высшем административном уровне было принято решение, что театр будет строиться так, без проектирования. Не захотели терять время. Бог с ним, давайте исходить из этого. Не будем тратить на это эфир. Вот эти традиционные формы с нетрадиционным содержанием – это очень опасно, потому что не сказано, что такое традиционные формы – материалы? Или мы ходим колонны? Или мы хотим как Чобан? Как он мало кто умеет. Это просто фраза, сказанная жителями, которая почему-то попала на первые страницы технического задания в качестве главного якоря.

Ю. Земцов Простите, Мария, все, что вы говорите, почти все – я со многим согласен. Особенно с тем, что театр должен был бы быть частью концепции, а не то, как получилось сейчас. Я об этом говорил. Мне на это было довольно многих, в том числе и Сергеем, выдвинуто возражений. Я бы хотел вот что сказать, что, к сожалению, то, что сейчас случилось уже не переделать. Я требовал, чтобы было записано в протоколе мое мнение относительно того, что театр не является частью общей концепции и что парк не сосуществует с ним как следует.

А. Веснин Давайте прервемся. У нас московские новости. Потом продолжим.

НОВОСТИ

А. Веснин Возвращаемся в эфир Петербургского «Эха». У нас в гостях Мария Элькина, архитектурный критик. И Юрий Земцов, архитектор и член жюри конкурса проектов на этот новый парк Тучков Буян. Мария, давайте, вы еще пару претензий хотели сказать относительно технического задания, и перейдем уже как-то к будущему.

М. Элькина Последний принципиальный момент – отдано на откуп участникам полностью использование подземных пространств, которые образовались в результате того, что сваи вбиты. Это тоже абсолютно неправильно. Тут со стороны заказчика какие-то формулировки должны быть. Нет никакого даже намека на экономическую модель. Не очень понятно, кто заказчик конкурса. Это говорит еще раз в пользу того, что получившийся проект может быть не реализован. Я два вижу два больших риска – не принят проект общественностью либо он не будет реализуем и не будет решать те задачи, которые должен решить.

А. Веснин Давайте тогда про то, что… Техническое задание править уже никто не будет.

М. Элькина Можно на этом настоять. Нам обещали 15 января общественности на обсуждение технического задания, в результате общественность получила его на обсуждение вчера.

Ю. Земцов Я, член жюри, получил отредактированное в последней редакции технического задания за 2 дня.

М. Элькина Нас немножечко обманули. Мы могли бы настаивать.

А. Веснин Нам не привыкать к этому.

М. Элькина Надо не давать себе привыкать.

Ю. Земцов Давайте не давать. Я согласен.

А. Веснин Вы, как член жюри, архитектурный критик, можете сделать?

М. Элькина Мы с Львом НРЗБ предлагали, предлагаем еще раз. Нужно сейчас этот процесс остановить, контракт с конкурсантами не заключен, тормознуть этот процесс, не успеть к экономическому форуму, собрать городской экспертный совет.

Ю. Земцов Контракты уже начинают…

М. Элькина За сутки невозможно заключить контракты.

Ю. Земцов Это быстро.

М. Элькина Нет. Сейчас 13.35. Не заключены.

А. Веснин Может быть, будут заключены завтра.

М. Элькина Я считаю, что для того, чтобы не случилось плохого, надо сейчас это остановить. Просто взять людей, которые занимались большими проектами в Петербурге, взять человека из «Новой Голландии», из «ПортСевКабель», сесть с ним и сделать так, чтобы все это было рабочее и по-человечески. И начать сначала. Я бы и отбор привела по-новой. В связи с этим техническим заданием будет более очевидно, кто нужен.

А. Веснин Я понял вашу точку зрения. Но вероятность, к сожалению, как мне кажется, вы меня обвините в пессимизме, вряд ли будут так делать.

М. Элькина Я скажу потом: «А я говорила».

Ю. Земцов И как я буду говорить, что «я говорил» во время заседания жюри и даже потребовал, чтобы это было записано в протоколе.

М. Элькина Ради спешки, условных сроков допускаем такие.

Ю. Земцов Это уже пройденный этап, к сожалению. Я бы хотел сказать вот только что: лучше поздно, чем никогда. При всем при том, при всем том, что уже сделано там, чрезвычайно будет мешать проектированию.

А. Веснин Сваи забиты…

Ю. Земцов Осуществлению парка. То, что там не будет комплекса суда – это безусловный плюс. Я об этом говорил на всех советах. Но что тут трудно? Там вот оказываешься и смотришь на уже готовую, огромную яму для подземного пространства театра, который уже на том месте, где этот театр стоит, там глубина метров 10-12, что-то такое. Кроме того, уже сделана парковка для театра. Причем она подземная, но ее верхняя плита на полтора метра ниже, чем окружающая земля, окружающие территории. Там сделать по-настоящему зеленое… Там можно сделать газоны, небольшие кусты. Никаких деревьев. Все, что можно сделать для всех этих вещей, которые там собираются, мультифункциональный комплекс, большие предприятия общественного питания, довольно много всего, что должно быть сделано… Я надеюсь, что, благодаря тому, что фундамент остальной под этот самый суд сделан на глубине 6 метров или 5, что-то в этом духе, там есть еще достаточно большое пространство для того, чтобы это все не очень сильно вылезало наверх, потому что я считаю, что один из главных недостатков того же Зарядья, о котором много говорится, это то, что по-настоящему подземных пространств не получилось, многое вылезло наверх. Свои были сложности. А у нас будут свои в виде вот этого уже сделанного. Земли для того, чтобы ее конкретно использовать, там остается небольшой участок.

А. Веснин То есть сам парк не будет большим, вы считаете?

Ю. Земцов Парк будет. Вопрос только в том, какой. Это будет парк в основном не с крупными деревьями и какими-то райскими кущами, а в основном озелененное общественное пространство. Я бы так это назвал.

М. Элькина Там не очень хорошие подготовительные работы. Можно и про какие-то деревья придумывать, находить решения, они существуют, я общалась с ландшафтными архитекторами. Они не были найдены. Подготовительная работа не была проделана. Мы ничего не можем сделать. Все идет немножко не так, но ничего сделать не можем, ну пусть идет не так.

Ю. Земцов Все равно это, слава Богу…

М. Элькина Давайте оптимистично. Очень хорошо, что это парк. Очень хорошо, что там не будет комплекса судов. Это общественное пространство будет. Но очень грустно при этом и хотелось бы, чтобы случилось чудо, и этого не произошло – что вечный петербургский день сурка. Сначала проект, потом переделываем его до неузнаваемости, потом он всем не нравится, потом постояли с плакатами, потом построили хрен знает что.

Ю. Земцов Что могу сказать? Тех, кого выбрали, это очень профессиональные, известные и так далее. Очень жаль, что из наших только Явейн, только «Студия 44».

М. Элькина Мне кажется, что она выиграет.

Ю. Земцов Это очень хорошая команда. Я почти уверен, надеюсь, что именно они и возьмут, будут первыми осуществителями.

М. Элькина Это уже к какой-то некорректной ситуации пришли. Все-таки вы с совещательным голосом член жюри. Я считаю, что идет все к тому, что Никита Игоревич будет проектировать, только непонятно, зачем устраивали конкурс. Я, к сожалению, опасаюсь… Рассказывают анекдоты по всей России, что какой бы конкурс ни организовали, выигрывает у нас Явейн. Это, на самом деле, не всегда так. Но идет к тому.

Ю. Земцов Не всегда. К сожалению, те конкурсы, в которых я участвовал, были победители, а результаты были другие.

М. Элькина Попади он в конкурс… Давайте по-честному скажем. Это результат сильного местного лоббизма. В международном жюри он бы никуда не прошел. Он очень крепкий средний архитектор, который не справился бы с заданием такого уровня, но протащили. У него очень хороший ландшафтный партнер – НРЗБ, которая «Новую Голландию» делала. Посмотрим, как оно будет.

А. Веснин Судить о том, кто должен побеждать или не должен побеждать, надо посмотрев проекты, которые предложат. Дальше тут…

Ю. Земцов Можно сказать, что те, кого выбрали, могут действительно сделать хорошее…

М. Элькина Там очень профессиональные команды, но дело в том, что в Мариинке оба проекта были хороших, был великий архитектор Кисе Курокава, который нам проектировал стадион. И это нас не уберегло. Не в архитекторах проблема. В техническом задании проблема, в службе заказчика, в консенсусе вокруг проекта в городе. К сожалению, это все на данном этапе находится в том же состоянии, в котором было в названных мной проектах.

А. Веснин Вы, Мария, считаете, что хорошее получится вряд ли не из-за профессионализма участников, а просто из-за того, как организовано?

М. Элькина Из-за организации, непрофессионального подхода.

А. Веснин Юрий Исаевич, вы согласны с этим?

Ю. Земцов Да. В общем, в основном согласен. «Стрелка», как считается, одна из лучших команд, которые могут организовать международные конкурсы. И тогда считал, и говорил об этом, что это совершенно неправильно, что питерская составляющая в организации и в составлении технического задания… Ее не было.

М. Элькина У «Стрелки» мало реализованных проектов очень в Петербурге. Они приехали, сдадут проект и уедут. Ни за что не отвечают. А заказчик технический в Москве находится. В Петербурге есть люди, которые что-то смогли хорошо сделать. Я уверена, эти люди будут рады помочь. Почему их там нет – я не могу понять.

Ю. Земцов На каком основании, кто выбрал «Стрелку» — я этого тоже не знаю.

А. Веснин По этому поводу в жюри как-то обсуждали?

Ю. Земцов Нет, конечно. Это все было как данность. Об этом говорить было совершенно…

А. Веснин Жюри ни в коем случае вмешиваться в эту ситуацию не будет?

Ю. Земцов Стояла задача выбрать из этих 120, время совершенно поджимало, то, конечно, никаких там…

А. Веснин Жюри пытаться изменить ситуацию не будет. Мария, вы больше как представитель общественности…

М. Элькина Я, как представитель общественности, много сделала для того, чтобы попытаться изменить ситуацию. Я была бы просто рада поддержке.

А. Веснин От кого ждете поддержку?

М. Элькина От всякого, кто хочет ее оказать.

А. Веснин Хорошо. На этой ноте мы закончим. Мария Элькина, Юрий Земцов, Арсений Веснин. Спасибо вам. Счастливо.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире