'Вопросы к интервью
25 ноября 2019
Z Интервью Все выпуски

Для самых больших: Какой герой нужен сегодня подросткам в театре?


Время выхода в эфир: 25 ноября 2019, 12:08

А. Петровская Добрый день. У микрофона Александра Петровская. Это программа «Для самых больших». Сегодня мы говорим о героях нашего времени, о героях для молодёжи, для подростков в возрасте, наверное, самом сложном – от 9 до 14, да и старше, в общем, тоже. Кто сегодня герои нашего времени? Как говорить с ребятами на языке, с одной стороны, театра, с другой стороны, на языке понятном этим самым ребятам в этом сложном возрасте? Сегодня обсудим вместе с Клавой Ильиной, автором текста к спектаклю «Сочинение про Джобса». Клава, приветствую тебя.

К. Ильина Всем добрый день.

А. Петровская Два слова скажем про спектакль: премьера у нас сегодня, 25 ноября. Вчера, в воскресенье был самый первый показ, сегодня второй премьерный день, и ещё 10 спектаклей тоже будут считаться премьерными.

К. Ильина Да, первые 10 спектаклей всегда премьерные. Может быть, и больше.

А. Петровская Режиссёр – Иван Пачин, он очень известен тем, кто ходит в БТК. И тем, кто не ходит в БТК и знает ещё о театре хоть что-нибудь, тем более, потому что он – тот самый создатель спектакля «Мой дедушка был вишней», на который невозможно купить билеты и попасть, потому что всегда там настоящий аншлаг.

К. Ильина Всё верно.

А. Петровская Вы взяли и объединились с Иваном, с Мариной Завьяловой, которая тоже является вдохновителем БТК, главным художником этого театра, постоянным соавтором Руслана Кудашова, и вот тот театр, который мы знаем, в который мы ходим на Некрасова – Большой Театр Кукол – собственно, создаётся при её участии. И Наташа Сергиевская – она продюсер этого проекта и, в общем, не только этого, большое количество театрально-менеджерских проектов Наташа делает.

К. Ильина Да, и это она нас всех собрала, стала центром всего этого проекта.

А. Петровская Так, давай теперь к героям. Про спектакль тоже будем всё время возвращаться, потому что, собственно, история интересная: спектакль не по книге, ты сама написала текст, и для тебя это первый театральный текст.

К. Ильина Театральный текст – первый, и мы пишем его все вместе. Я выполняю такую редакторскую [функцию], фиксирую мысли, довожу их до ума и превращаю в какой-то текст, который можно, в общем, произносить на сцене. Это наша совместная работа, и прежде всего – с режиссёром Иваном Пачиным.

А. Петровская Кроме того, что текст можно произносить на сцене, важно, чтобы его ещё слышали те самые ребята от 9… У вас «9+» на афише стоит. Кстати, как возраст выбирают, возрастную категорию?

К. Ильина Мы поняли, что эта история может вдохновлять людей именно в этом возрасте, потому что Джобс, будучи ещё в школе, начал создавать свои первые проекты, которые были очень успешными, задали планку. В этом первом проекте своём он встретился со Стивом Возняком, это определило дальнейшую судьбу, они вдвоём основали Apple – то есть, всё началось очень давно. Мы подумали, что, может быть, его история может вдохновить и этот возраст, к которому мы обращаемся.

А. Петровская Я задала тему как «новые герои». В действительности мне трудно определить, Джобс – герой какого поколения. Вот ты бы для себя как определила всё-таки? Джобс – это герой какого времени?

К. Ильина Это герой, наверное, моего времени, например. Но он по-прежнему близок всем нам сейчас, потому что он на слуху, мы пользуемся каждый день его продукцией. Да, действительно, может быть, те, кому сейчас по 9-14 лет, его уже и не знают. Но нам он близок, это не пыльный персонаж исторический. Это тот, кто резонирует сейчас.

А. Петровская Можно ли говорить о том, что Джобс в вашем проекте, в вашем спектакле «Сочинение про Джобса» – это собирательный образ, не просто байопик про конкретного человека?

К. Ильина Наверное, да, можно так сказать. Мы все немного Джобсы, когда мы хотим чего-то большего, чего-то нового, чего-то необычного. Мы все немного Джобсы, когда мы ошибаемся, когда мы сожалеем, когда мы раскаиваемся. И мы все немного Джобсы, когда мы всё равно встаём и идём дальше. То есть, весь смысл… Это не байопик, это – биографическая история, но мне кажется, что во многих сценах дети будут узнавать себя: когда их обижали, но они справлялись с этим; когда их разочаровывали люди, но они их прощали; или когда они сами предавали других людей, но потом раскаивались и возвращались. Как-то так, в общем.

А. Петровская То есть, эта история не в первую очередь биографическая. Эта история про нас.

К. Ильина Эта история про нас, да. Про меня, про Ивана, про Наталью, про всех нас.

А. Петровская Что касается аудитории. Поскольку программа у нас про детей, мы рассказываем здесь то, что может быть интересно родителям. Какой посыл нужно дать родителям? Почему им нужно пойти и отвести детей на «Сочинение про Джобса», а не пойти посмотреть какую-нибудь классическую постановку? Хорошую, мы говорим только о хорошем театре, потому что бывает по-разному – ну, я не знаю, какую-нибудь там пушкинскую, тургеневскую или ещё что-нибудь, какую-нибудь классику, которая ребёнку знакома и понятна, потому что он только что читал это летом или в школе и так далее?

Любое новое, как новая детская литература, которая до сих пор вызывает вопросы: «А надо ли нам это? А нужно ли об этом с детьми говорить и так об этом говорить?», так и новые герои и в театральном пространстве, и в литературном тоже вызывают вопросы: «А почему мы про них сегодня говорим?» Когда времени проходит много, нам проще навесить ярлыки, оценить вклад. А когда времени прошло и с изобретения iPhone, и с создания корпорации, и смерти Стива Джобса так мало…

К. Ильина Вот именно поэтому наш спектакль называется «Сочинение про Джобса». Мы не можем никак относиться к нему определённо, какую-то оценку давать ему. Мы его не знали, и мало кто знал про него. Мы сочиняем про него. Мы немножечко его полюбили и немножечко фантазируем на тему того, каким он мог бы быть, как он, возможно, делал, что он любил. Это, наверное, важнее всего тут.

А. Петровская В пресс-релизе, который я держу в руках, написано, что именно зрители-подростки, с одной стороны, требовательны; с другой стороны, они очень нуждаются уже в серьёзном художественном разговоре и приходят в театр в том числе для этого даже, наверное, диалога, можно сказать. И в то же время та ниша, которая в театральном мире существует сегодня и которая ориентирована на эту возрастную категорию, не то, чтобы очень плотно насыщена разными спектаклями. Так ли это?

К. Ильина Да, это так. На самом деле я, как человек, который работает в театре очень давно, знаю, что есть либо спектакли для очень маленьких детей, либо взрослые, в общем-то. А качественного контента, скажем так, театрального для подростковой аудитории, к сожалению, нет. Это очень грустно.

А. Петровская Давай ещё про название пару слов скажем. «Сочинение»: ты уже сказала, что это название появилось по причине того, что очень трудно говорить о какой-то документалистике театральной в данном случае, потому что в принципе сам спектакль выходит за границы байопика, биографической истории.

К. Ильина Такой масштаб, что нам приходится так или иначе фантазировать, что-то склеивать, как-то монтировать. Поэтому да, мы сочиняем в чистом виде сочинение.

А. Петровская У меня просто, когда я прочитала название, сразу сложились какие-то такие аллюзии на тему школьных сочинений: мы пишем сочинения о, сочинения про то — как я провёл лето и так далее. Есть какая-то здесь отсылка к этой тематике, или я её сама напридумывала?

К. Ильина Нет, конечно, есть. На какой-то из репетиций Ваня понял, что в данный момент мы сочиняем его образ, сочиняем его жизнь, и, к сожалению, мы не можем от этого уйти в театре, без сочинения мы не можем. И мы поняли, что это очень классно звучит именно в контексте того, что мы обращаемся к аудитории 9-14 лет – людям, для которых слово «сочинение» может быть каким-то не очень даже приятным в некотором смысле, потому что это обязательная какая-то школьная история. «Сочинение про Джобса» – это может быть интересно в нашем случае.

А. Петровская Просто я к тому, что дальше если фантазировать, то можно себе представить, что вот придёт 9 класс после лета, и им учительница говорит не «давайте напишем сочинение, как я провёл это лето», а «давайте напишем сочинение про Джобса».

К. Ильина Да, это было бы интереснее. Вот я бы, наверное, написала такое сочинение с гораздо большим удовольствием, чем сочинение… не знаю даже про кого, кого-то из школьной программы.

А. Петровская Мне кажется, что… Мы просто про это говорили – что спектакль не конкретно про Стива Джобса, и что сам по себе продукт, который создан, корпорация – они, наверное, просто очень логично уместились в то время, в котором мы сегодня живём. Понятно, что не будь интернета, то, наверное, iPhone бы не изменил нашу коммуникативную стратегию, как он изменил сейчас, потому что ещё есть какие-то определённые условия сегодня. Но на самом деле ведь это история идеи, придумки, это спектакль, наверное, ещё и про новаторство, нет?

К. Ильина Нет, мы как раз там пытаемся вернуться к каким-то таким более домашним, ламповым как раз-таки открытиям, гаражным. Мы стараемся уделять меньше внимания его технологическим прорывам, его успеху, потому что ну всем его успех очевиден – вот он, в руках его держу. Мы хотим говорить о том, как он… Вот он видел дощечку – у неё прямые углы, мы берём и прямо так вот подпиливаем, чтобы углы были круглыми, как они ему нравятся.

А. Петровская Мало времени остаётся, давай ещё пару слов скажем про театральный проект «27». Это вот как раз премьера этого театрального проекта – «Сочинение про Джобса». Это первый продукт объединения тех людей, о которых мы уже сказали: Наташа Сергиевская, ты, Иван Пачин, Марина Завьялова. Что это вообще за театральный проект «27» и почему 27?

К. Ильина Мы искали судорожно, лихорадочно имя, потому что нам уже требовалось какое-то имя для афиш, и мы все увлечены числами на самом деле – но не нумерологией такой вот магической, просто любим числа и знаем, что во Вселенной есть порядок, она говорит с нами с помощью чисел. Джобс это, кстати, доказывает. 27 – любимое число Наташи, она – наш идейный вдохновитель. Под номером «27» мы получили возможность осуществить этот проект.

А. Петровская У Джобса какое-то любимое число было?

К. Ильина Кстати, я не знаю. Но почему-то у меня ощущение, что он любил цифру 8.

А. Петровская На цифре 8 мы сегодня заканчиваем. Клава Ильина, автор текста к спектаклю «Сочинение про Джобса», который сегодня вечером на сцене БТК, начало в 19 часов. Спасибо большое, Клава.

К. Ильина Всем пока, счастливо.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире