'Вопросы к интервью
08 ноября 2019
Z Интервью Все выпуски

Волшебная гора: Чем объяснить ренессанс классики?


Время выхода в эфир: 08 ноября 2019, 13:06

В. Дымарский Добрый день! Это программа «Волшебная гора». У меня сегодня премьера. За много лет работы на радио я впервые веду эту программу, «Волшебная гора». Я заменяю Татьяну Троянскую, которой я желаю хорошего завершения отпуска и скорейшего возвращения на работу.

Сегодня у нас в «Волшебной горе» с одной стороны – презентация двух выставок, о которых мы вам сейчас расскажем, а с другой – на основе этих двух выставок у нас родилась одна тема, которую мы сегодня обсудим. Это – ренессанс интереса к классике. И здесь тоже есть одно объединительное имя – Илья Ефимович Репин. Эти две выставки, одна – действительно выставка Репина в Русском музее, и эту выставку представляет в нашем эфире Сергей Кривонденченков, ведущий научный сотрудник Русского музея и куратор этой выставки.

А вторая выставка откроется 14 ноября в Научно-исследовательском музее при Российской академии художеств. Это на Университетской набережной, дом 17. Впервые в России это выставка выдающегося… Я все эти определения оставлю нашей гостье. Это выставка замечательного финского художника Альберта Эдельфельта. И эту выставку будет представлять Сани Контула-Вебб, директор Института Финляндии в Санкт-Петербурге.

Почему я сказал, что их в какой-то мере объединяет Репин? Это потому, что Эдельфельта в Финляндии называют Репиным. Нет? Финским Репиным. Что-то типа Репина.

С. Контула-Вебб Я виновата, что можно сделать такой вывод. Альберь Эдельфель – безусловно ведущая, выдающаяся фигура финского искусства периода Золотого века. Это вторая половина девятнадцатого века. Когда я рассказываю русской публикxе про Альберта Эдельфельта, в наше время его имя перестало быть широко известным, то я люблю его сравнивать, что он по значимости такой же важный художник для Финляндии как Репин для России. Еще я его сравниваю с Валентином Серовым.

В. Дымарский Когда я говорил «второй Репин» или «финский Репин», то я не имел в виду манеру рисования или письма, а я имел в виду конечно именно значение для искусства Финляндии.

С. Контула-Вебб Абсолютно верно!

В. Дымарский Я должен сказать нашим слушателям и зрителям (мы на Ютубе), сейчас в чате можно вести разговоры. Связь со студией – это смски +7 931 291 58 00, и Ютуб.

Раз уж мы заговорили на эту тему, то вот какой вопрос. Эдельфельт – художник второй половины XIX века, когда Финляндия входила в Российскую Империю. На особых правах, с особым статусом, но тем не менее. Насколько на финское искусство повлияло это «членство» в Российской Империи? Насколько переплетались тенденции и направления в искусстве между двумя странами? Хотя тогда это фактически была одна страна де юре.

С. Контула-ВеббДа. Для пояснения слушателям, Финляндия входила в состав Российской империи как Великое княжество с автономными правами. И это было с 1809 по 1917 год. Более ста лет был этот очень важный период в истории. И как раз в середине XIX века в Финляндии начала развиваться национальная художественная школа и Россия, особенно Императорская академия художеств на это сильно повлияла и сыграла большую роль…

В. Дымарский В Финляндии была какая-то своя Академия художеств?

С. Контула-Вебб Сначала в 1846 году образовалось Художественное общество и при нем начали системно преподавать живопись и рисунок. Но многие финские художники получали образование в Дюссельдорфе, в Стокгольме, в Париже, а также они приезжали и в Петербург. Такие имена как Бернд Абрахам Гуденярем, который получил здесь образование еще в 1840-е годы, такие имена как Эрно Янгефельд, который учился в 1880-х годах. И многие по возвращении на родину тоже занимались преподаванием и таким образом , если нельзя говорить о прямом стилистическом влиянии российской живописной школы на искусство Финляндии, то безусловно можно смело говорить о том, что российская школа сильно повлияла на технику художников.

В. Дымарский Спасибо, Сани. Сергей Викторович, теперь вам вопрос. А было ли обратное… Насколько русские художники, и Репин в частности, как житель Петербурга, который даже фактически на границе с Финляндией проживал, насколько они хорошо знали, и интересовало ли петербуржских художников искусство Финландии?

С. Кривонденченков В продолжение рассказа Сани я хотел бы еще отметить важную дату. В 1870-х годах появилась российско-финляндская железная дорога. И это имело очень большое значение. И для искусства тоже. Напрямую, потому что путешествия на Карельский перешеек… Если вы посмотрите календарь выставок Императорской академии художеств, начиная с середины XIX века – одно из любимых мест, где писали пейзажисты – это Финский залив, Выборг, Гельсингфорс и конечно Южное побережье Финского залива – Нарва, Ревель и так далее. Пороги Иматры – эффектные. Ближе у нас не было водопадов, а продолжая традицию эффектной итальянской живописи, эти связи были настолько естественными, что и сейчас, путешествуя по Финляндии, можно увидеть таких уголков, которые напоминают о России и в том числе о художниках.

А что касается Репина, его тесные связи общеизвестны. Это уже начиная с ХХ века, когда территории, начиная с нынешнего Сестрорецка, а точнее Куоккала, территория Финляндии, и курортные районы Финского залива современного Петербурга всегда привлекали пейзажистов. Там жил Шишкин и другие. Связи очень тесные. Можно об этом долго рассказывать.

После 17-го года – это уже отдельная тема. Например, до 1917 года за границей не было ни одной персональной выставки Репина, а после 17-го года – 24 персональных и не персональных выставки за границей! В первую очередь, это Хельсинки, Выборг (территория Финляндии) и так далее.

В. Дымарский При таком разговоре, хочется сказать: «Уважаемые слушатели! Идите на выставку!» И я вам советую пойти на выставку Эдельфельта, правда, она еще не открылась. С 14 числа я надеюсь там будет много посетителей. Спасибо, Сани, я посмотрел каталог, и в интернете посмотрел еще до нашей встречи, и мне очень нравится. И это не дежурные слова. Это очень интересный художник, и я с удовольствием приду на эту выставку.

С. Контула-Вебб Замечательно!

В. Дымарский Тоже самое я хотел бы сказать и про выставку Репина. Но это говорить бессмысленно, потому что на нее и так стоят очереди и туда просто не пробиться. Я бы вам обоим, поскольку вы оба искусствоведы задал бы вопрос. Откуда… Сейчас я говорю только про Россию, я не могу сказать про Финляндию, откуда такой всплеск интереса к живописной классике? Серов, Айвазовский…

С. Криводенченков Когда Сани стала рассказывать о традициях, например каково было продолжении академических традиций в Финляндии, то наша российская традиция конечно моложе, чем европейская. У нас позже появились академии. Но она очень мощная, последовательная. И можно сказать что во второй половине XIX
реализм русской художественной школы был интересным и глубоким, а самое главное – можно очень просто ответить, почему такой интерес к этой живописи. А как не может быть интереса к вечному? Как не может быть интереса к настоящему? Как не может быть интереса к качественному?

Современный зритель… Почему сейчас он по-другому смотрит выставку Репина? И она нравится не только «советским» зрителям, которым с одной стороны уже был навязан Реализм и Репин, а с другой стороны – мы уже прошли эпоху увлечения Авангардом 80-х и 90-х годов. А наша молодежь, она уже привыкла воспринимать современную живопись и она видит особенно в позднем творчестве Репина, в его импрессионистических и экспрессивных работах – современного художника. Выставка Репина заканчивается картиной «Гопак». Вы посмотрите, как построена композиция!

В. Дымарский Этот период намного хуже известен?
С. КРИВОДЕНЧЕНКОВ. Все относительно. Хуже? Понимаете…

В. Дымарский Я имею в виду рядовых потребителей, таких как я, например.

С. КРИВОДЕНЧЕНКОВ. Тем не менее, художник, которому за восемьдесят, так смело, современно, динамично… Так писать не каждый мог это делать. Репин интересен тем, что… Любой человек найдет своего Репина! Выставка недавно работает, но уже много отзывов и все своими любимыми называют разные картины. Кто-то – этюд, кто-то – хрестоматийную работу, а кто-то – позднего Репина. И это нормально. Это настолько богатая фигура! А самое главное – он поднимал вечные темы. И решал их правдиво на самом высоком уровне.

«Гологофу» он писал в 60-х годах, и «Гологофа» — одно из последних произведений двадцатых годов. Сейчас картина находится Музее медицинского университета в США. Эти темы проходят через всю его биографию. Он мог меняться, мог ошибаться, но всегда искал правду, истину, идею.

В. Дымарский В продолжение этой темы, вопрос к вам обоим. Сани, насколько я понимаю Финляндию как турист, приезжающий туда время от времени, Финляндия, правда я не очень люблю это слово, но что-то оно вдруг всплыло, такой русское, современное, заточена на современное искусство. Так мне кажется. Она очень современная. В Финляндии тот же процесс идет? С одной стороны, возвращения к классике, а с другой стороны, это конфликт с современным искусством или это взаимодополнение?

С. Контула-Вебб Я бы сказала, что в Финляндии – это взаимодополнение. Они могут существовать и параллельно. Я полностью соглашусь с Сергеем, что интерес к вечности – это интерес к истории. Позвольте, я сейчас хочу описать нашу выставку, «Альберт Эдельфельт и Романовы». Это замечательное переплетение нашей совместной культурной истории.

В. Дымарский Сани, извините, я вас перебью, чтобы всем было понятно, что эта выставка не просто выставка Эдельфельта, а выставка тематическая.

С. Контула-Вебб Да, мы рассматриваем творчество нашего художника, история которого непосредственно связано с семьей Романовых, с династией Романовых. И обращение к нашей совместной истории может раскрыть для российской публики нашего некогда еще очень известного в России художника, Альберта Эдельфельта. В России очень богатая своя художественная школа, она известна по всему миру и может быть и из-за этого в России не очень хорошо знают художников XIX века своих соседей, в том числе и Финляндии.

Альберт Эдельфелт был фигурой, которая решала в том числе и культурно-политические вопросы. Он был финским художником при российском императорском дворе. Он принимал заказы от главы Императорской академии художеств великого князя Владимира. Затем он стал фаворитом и принимал заказы от Александра III, от Марии Федоровны и закончил свою карьеру при российском императорском дворе, когда он писал портреты последнего императора Николая II, который ему лично позировал. Это был единственный художник Финляндии для которого император сидел и проводил с ним время. Другие официальные портреты обычно писались с фотографий или с уже существующих портретов. Это была огромная честь для финского художника так близко наблюдать за жизнью императорского двора.

Сначала он был приглашен в Царское Село во дворец великого князя Владимира, затем он целый месяц жил в Гатчине как гость Марии Федоровны и Александра III, когда он писал портреты их маленьких детей. И сейчас в Научно-исследовательском музее при Российской академии художеств в Санкт-Петербурге вы впервые увидите эти портреты, эти детские портреты, собранные на одной выставке, все четыре работы. А к ним прилагаются их эскизы.

Когда Альберта Эдельфельта назначили академиком Императоской академии художеств в 1881, он получил аудиенцию великого князя Владимира, главе Академии. Он рассматривал полотна Эдельфельта, которые тот привез из Финляндии и среди них был портрет сестры художника – юной Берты Эдельфельт. Ей всего было 12 лет. И этот портрет очень понравился великому князю и он захотел его приобрести для своей коллекции. Эдельфельт оказался в очень неловком положении. Эта картина уже была обещана английскому коллекционеру. Но он был настоящим дипломатом, и он говорил на многих языках, и смог ему отказать. И тогда Владимир заказал ему написать портреты своих детей.

В. Дымарский Сергей, вам тот же вопрос по поводу конфликта или не конфликта с современным искусством. Может быть надоело разбираться в треугольниках и кружках? Извините, за такую примитивизацию!

С. Криводенченков Хочется немного углубиться в историю. Вот мы говорим – Репин, Эдельфельт. А надо еще вспомнить эпоху «Мира искусства», рубеж веков. Выставку русско-финляндских художников, выставку 1908 года. Наверное этот узел очень тесно завязался в то время. Не только реалистического искусства, но современного. Мы же сейчас говорим о современном искусстве. В Финляндии эта линия развивалась более последовательно. У нас был Советский период, который прервал его, и поэтому даже сейчас…

Вот вы спрашиваете, почему сейчас у нас такой интерес? У нас проснулась эта инерция Советского времени. И понятно, что родители современных молодых людей воспитаны на советском искусстве, на идеалах советского периода и передают это. В этом ничего плохого нет. Может быть даже и наоборот. Это касается специфики отношения к современному искусству.

В. Дымарский А можно сказать, что из-за этого, и мы знаем примеры, и в Петербурге, неприятия современного искусства. Мы знаем скандалы вокруг некоторых выставок.

С. Криводенченков Это единичные примеры.

В. Дымарский И слава богу!

С. Криводенченков Я вернусь к выставке Репина и почему он сейчас привлекает молодежь. Мы старались так показать каждую картину, чтобы она максимально привлекала к себе внимание любого человека – хорошей подсветкой, дизайном и так далее. Но самое главное – живопись. Она настолько интересная, даже с эстетической точки зрения. И разная. И молодежь, когда видит то мощный мазок пенсионерского периода, то гладкую академическую живопись, то почти импрессионистические блики на траве в картине «На меже», то большие портреты волостных старшин, то 81 изображение – портреты «В Госсовете», или поздний период. И это разнообразие – и есть школа, переход на примере Репина.

Его творчество – это планета, это мир. Можно проследить много направлений нашей истории, нашей культуры. Это долгая тема отдельного разговора. А если мы коснулись развития искусства, на примере Репина можно проследить переход от XIX века в век ХХ и там такое происходило переплетение! Обратите внимание на выставке, на произведениях серии «Искушение». Семидесятые годы, начало девяностых. Он уже предвосхищал экспрессивную живопись ХХ века. И позднее она станет ведущей в его творчестве, в последнее десятилетие его жизни.

Репин интересен и с точки зрения исторической. Портреты композиторов «Могучей кучки», Стасова, глашатая реализма, портреты царских особ, исторические полотна, народная тема… Что бы мы не взяли в развитии русского общества второй половины XIX века, последней четверти XIX века и до 17 года ХХ века – все это отразилось в творчестве Репина. Это был такой документалист, который через себя все пропускал, пусть очень болезненно, и отражал на холстах. И он не боялся ошибаться, спорить. Он мог критиковать Академию, а потом – ее защищать. И из-за этого у него были разногласия с его другом, Владимиров Стасовым.

В. Дымарский Сейчас у нас НОВОСТИ, а через пять минут мы продолжим разговор.

НОВОСТИ

В. Дымарский Еще раз, добрый день! Сегодня у нас на «Волшебной горе» царствуют и правят два художника, Альберт Эдельфельт, финский художник, и Илья Репин, понятное дело – русский художник, всем хорошо известный. Мы продолжаем говорить о российско-финляндских отношений в сфере живописи и о каждом из этих двух художников вместе и порознь. Скажите еще несколько слов о выставках. Напомню, что выставка Альберта Эдельфельта открывается 14 ноября в Научно-исследовательском музее при Российской академии художеств на Университетской набережной, дом 17. А выставка Репина – в корпусе Бенуа Русского музея.

Сани, ваша выставка до середины января работает?

С. Контула-Вебб Да, до 19 января. И я хочу пригласить всех слушателей посетить обязательно эту выставку. Она исторически очень значима. Впервые вы увидите работы Эдельфельта, портреты детей рода Романовых, собранные вместе впервые более чем за сто лет. И это первая персональная выставка в Петербурге самого значимого художника Финляндии после его смерти. Мы сможем вас удивить этой историей финско-российских художественных связей.

В. Дымарский А Сергею я задам провокационный вопрос. А вы тоже всех приглашаете? Вы знаете, почему я спрашиваю? Я думаю, он не обидится, если только я правильно воспроизведу его мысль. Недавно у меня был разговор с Михаилом Борисовичем Пиотровским, и он сказал, что ему на нравятся очереди в музей, потому что, тогда люди идут в музей не потому, что им туда хочется идти, а потому что им туда «надо сходить». Обязаловка какая-то. А как вы относитесь к очередям в музей?

С. Криводенченков Я, как и вы, жил в советское время, и мы видимо к этому привыкли, но лучше уж очереди в музей, чем за колбасой. Плохо, конечно, когда ломают двери, как это было в Третьяковской галерее на выставке Серова, но сейчас у нас, в Русском музее, все организовано неплохо! И это показатель интереса. А разве это плохо?

В. Дымарский И вы видите в этом не искусственность какую-то, а естественный интерес?

С. Криводенченков Это – естественный интерес. Человек приходит не только галочку поставить, что он стоял на морозе на канале Грибоедова. А он долго ходит по выставке.

И хочется сказать два слова о выставке. Там около 250 произведений. 250 – живопись, и 50 – рисунки. Всем до марта советую сходить на эту выставку, потому что последняя такая большая выставка в Петербурге была 25 лет назад! Сейчас юбилейная выставка, посвященная 170-летию с его дня рождения. На ней произведения в том числе и из музея Атенеум из Финляндии. Для нее отобраны лучшие произведения, особенно последнего периода, и из других российских музеев – 75 произведения. Нет только картины «Иван Грозный и сын его Иван», а все лучшие его работы, в том числе и этюды, представлены в Русском музее.

Очень интересно увидеть не только шедевры, не только хрестоматийного Репина, но и процесс его работы над каждой большой картиной. Каждый посетитель, от специалиста до любителя и даже случайный человек, который приехал в Петербург, он откроет для себя Репина. Я буквально каждый день слышу: «Я по-другому вижу Репина», «Я открыл для себя нового Репина». Так что я приглашаю в русский музей несмотря на очереди. А они и не очень большие, эти очереди! Зато вы будете себя комфортно чувствовать. Для этого и очереди, чтобы не было переполнения залов, чтобы комфортнее можно было бы рассматривать произведения на выставке, чтобы можно было бы отойти и подольше постоять даже у небольшой работы. Поэтому без этого – никак.

В. Дымарский Выставка до марта?

С. Криводенченков До 9 марта она будет работать, еще достаточно времени для тех, кто ее еще не успел посетить. Великолепные портреты. О Репине можно долго говорить. Там и исторические полотна, и народная тема, украинская тема, неслучайно его Грабарь называл «Гоголем в красках». Поздний период, и так далее, и так далее. Выставка уникальная, выставка интересная, выставка персональная и редкая. Только через несколько десятилетий можно будет увидеть в таком составе и количестве такую большую выставку.

В. Дымарский Очень важная вещь. Многие думают, что это повторение выставки в Москве, но это не так.

С. Криводенченков Нет, нет. Даже мы сами замечаем, мы переносим из экспозиции картину «Садко», обратите внимание на выставке, во-первых, она в родной раме, другой отход – большой пространство, и на другом фоне. И вы увидите другую картину! Вы по-другому увидите картину «Воскрешение дочери Иаира». Вы увидите такие детали с такой подсветкой! Репин получил за нее золотую медаль. Вы ее просто заново откроете.

В. Дымарский Она другая не только по оформлению, но и по набору?

С. Криводенченков Она другая по восприятию! Музейное пространство… Эта энергетика, она складывается не только из одной картины, а из всего вместе. Если вы что-то увидели в эскизе, в рисунке, и потом это увидели в картине, по-другому раскрывается само произведение.

С. Контула-Вебб Сергей, я полностью хочу подтвердить ваши слова! Мне посчастливилось быть на открытии вашей выставки и успела с ней ознакомиться. Также я была и на выставке в Москве. И я согласна, что это совсем разные выставки. В Петербурге вам прекрасно удалось представить творчество художника с разных сторон. И приятно видеть картины из Хельсинки из Атенеума. Также было приятно услышать из торжественных речей, что Илью Ефимовича Репина упоминали даже как российско-финского художника, конечно шутя и с любовью.

Совсем скоро на следующей неделе открытие нашей выставки. И в Петербурге сразу в двух местах можно будет увидеть произведения, которые приехали из Атенеума, потому что на нашей выставке Альберта Эдельфельта также будут картины оттуда. Одна работа будет из Государственного Эрмитажа, а самая дальняя работа приедет из Рыбинска. И как раз сегодня она оттуда поступила.

В. Дымарский И насколько банально, настолько необходимо задать нашим гостям вопрос, а что кроме?

С. Криводенченков В тему получился наш разговор. Буквально на днях, через неделю 16 числа открывается интереснейшая выставка, меньшая по количеству чем выставка Репина, но не менее ценная. Впервые, в Русском музее в Михайловском замке вы увидите 43 произведения из Ново-Валаамского монастыря, которые были перевезены по льду на грузовиках зимой в начале 40-го года из нашего Валаамского монастыря на Ладожском озере на территорию Финляндии и там в 40-м году появился Ново-Валаамский монастырь. Уникальные работы! Например, двухметровый Шишкин, Каменев, Дейнека для нашей публики неизвестные. И даже для специалистов неизвестные. Это было просто открытие!

В. Дымарский А когда их обнаружили?

С. Коиводенченков Они всегда были в Ново-Валаамском монастыре, но это – монастырь! Вы понимаете? И поэтому вы увидите большое количество произведений малоизвестных художников. Я их очень хорошо знаю, я занимаюсь пейзажем середины XIX века. Воронков, Брукс, Федерс, Ознобишин, Волковский – друзья Шишкина, современники. Но мы не знали, где их картины. Дело в том, что когда они писали на Валааме, то им обеспечивалось бесплатное проживание, а в то же время, они уезжая в знак благодарности дарили картины. И эти произведения были перевезены на территорию Финляндии в 40-м году. И ценнейшая коллекция сохранилась до наших дней. Я всех приглашаю. Это будет первое объединение двух Валаамов. Российского и финского. Первая большая выставка так и называется «Валаам. Двести лет в русской живописи». Не пропустите! Она будет работать недолго, до 13 января 2020 года.

В. Дымарский Успеть можно!

С. Контула-Вебб Сколько параллелей между Россией и Финляндией!

В. Дымарский Сани! А что в планах Института Финляндии в Петербурге?

С. Контула-Вебб После того, как 19 января мы закроем выставку в Петербурге, она переедет в Хельсинки в Музей Синебрюхова и там теперь впервые финская публика увидит произведения Эдельфельта – портрет великих князей Бориса и Кирилла Владимировича, который приедет к нам из Рыбинска. В феврале будущего года мы представим выставку и для финской публики.

В. Дымарский Остается только вам пожелать успеха. Вам, Сани, успеха обеим выставкам, и той, которая открывается 14-го и следующей! Сергей, вам спасибо за Репина и успеха Валааму! Спасибо всем за этот разговор и до встречи!



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире