09 апреля 2004
Z Интервью Все выпуски

3-й Московский Пасхальный фестиваль


Время выхода в эфир: 09 апреля 2004, 16:08

09 апреля 2004 года.
В прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы» актриса Алла Демидова.
Эфир ведет Нателла Болтянская.

Н. БОЛТЯНСКАЯ Итак, сегодня у нас в гостях Алла Демидова, здравствуйте.
А. ДЕМИДОВА Добрый день.
Н. БОЛТЯНСКАЯ Третий московский пасхальный фестиваль, расскажите нам о нем, пожалуйста.
А. ДЕМИДОВА Это фестиваль, неделя под патронажем Гергиева. Наш концерт в большом зале консерватории будет 14-го числа, я буду читать книгу Иова с хором церкви Третьяковской галереи, регент Алексей Пучков. Дело в том, что я с ними уже читала «Страсти по Матфею», но это Бах, и в первый раз я читала партию евангелиста, которую всегда поет тенор, на немецком языке, естественно, я читала на русском языке. Вот соединение Баха, арий на немецком языке, разных голосов, от баса до сопрано, и я свои куски на русском языке. Это, в общем, первый раз такой был эксперимент. А сейчас книгу Иова. Это очень сложный текст, его и глазами читать сложно. Но, с другой стороны, там такие вопросы, которые потом решает и ставит Гамлет, что там у нас после смерти. Это Иов спрашивает Бога. Это Старый Завет, не Новый, поэтому трудность еще перевода, потому что это перевод 19-го века, ни в 20-м веке, ни сейчас пока никто не берется за перевод, поэтому это канонический перевод, тоже трудность восприятия. Музыка будет Пярта, духовная музыка, которую он уже написал, живя в Германии. Первый раз она будет исполняться в России.
Н. БОЛТЯНСКАЯ Алла Сергеевна, это, на ваш взгляд, не будет то искусство, которое может быть очень тяжелой работой для голов ваших зрителей и слушателей? Сами сказали, что сложно.
А. ДЕМИДОВА Я на это и ориентируюсь. Но дело в том, что у меня уже не первый такой эксперимент в большом зале консерватории, сначала я приучала свою публику к поэтическим вечерам. Я читала Ахматову с «Виртуозами Москвы», потом я читала «Ивана Грозного» с хором Минина, я делала рождественский цикл с хором, с которым я сейчас работаю, это стихи поэтов о рождестве. Это, в основном, у нас были в декабре вечера. И когда, например, «Страсти по Матфею» Баха, это ведь тоже очень сложно по восприятию, но, тем не менее, зал был переполнен, был очень хороший прием. Кстати, совсем на днях по телевизору передавали вторую часть, за недостатком времени, потому что там было в двух отделениях, они передали только второе отделение, начиная уже с Понтия Пилата. Потом на титрах эти аплодисменты и цветы, крики «Браво». Т.е. публике это нужно, значит. Но люди идут те, которые знают, на что они идут.
Н. БОЛТЯНСКАЯ А для вас лично кто из евангелистов кажется самым-самым?
А. ДЕМИДОВА Наверное, вы знаете, это трудно сказать. Я не богослов, поэтому мне что-то нравится из Апокалипсиса, мне что-то нравится у Матфея, но это по-разному. Все эти четыре евангелиста вроде бы один и тот же текст, но совершенно под разным углом зрения. Поэтому в зависимости от своего мироощущения на сегодняшний день к этим текстам и обращаешься.
Н. БОЛТЯНСКАЯ Каждый из нас, наверное, по-разному в первый раз держал в руках Библию, в разных обстоятельствах, потом проходит какое-то время, начинаешь смотреть, читать по-другому. Вы помните свое первое прочтение этой книги?
А. ДЕМИДОВА Да, начало, конечно, потому что да будет свет, возник свет, отделил Бог свет от тьмы и т.д., это начало мироздания, оно, конечно, детскую душу очень поражает. Потом там идут колена, кто родил кого.
Н. БОЛТЯНСКАЯ Я пыталась вывести древо, у меня ничего не получилось.
А. ДЕМИДОВА У меня что-то получалось, когда я в свое время, были недели советских фильмов, была в Ираке, в Тунисе, в Ливане, в Сирии. И в Сирии, совершенно библейская земля, мы там как раз вспоминали, какое колено из Библии населяло Сирию или Ливан. Тогда я в этом очень хорошо ориентировалась. Сейчас надо быть действительно богословом, чтобы это хорошо все помнить. Но вы правы, с возрастом какие-то вопросы, может быть, не то, что усложняются, у меня, во всяком случае, связано с возрастом, потому что, например, к «Гамлету» я давно подбиралась, еще в театральном училище. Я работала над Гамлетом, именно Гамлетом. Меня Охлопков брал в свой театр сыграть Гамлета. Он хотел ввести женщину на эту роль, а потом «Гамлет» был у нас на Таганке, я играла Гертруду. Высоцкий, соответственно, играл Гамлета. Мы 10 лет играли этот спектакль, а сейчас последний мой спектакль, который я работаю с Терзопулосом, это греческий режиссер, это моно-спектакль «Гамлет-урок». У меня основной вопрос, потому что у Гамлета много вопросов, это роль-шар, ее невозможно посмотреть сразу с нескольких сторон. Там основной вопрос, что после смерти. Основной вопрос Гамлета. Поэтому это основной вопрос, быть или не быть, потому что он хочет самоубийства, но если бы Господь не занес в грехи самоубийство, как бы легко это самоубийство. Кстати, Иов тоже все время от своих страданий хочет уйти в самоубийство и зовет Бога, чтобы он ему разрешил. Потом спрашивает Бога, а что там после этой тьмы? И Бог пока ему не дает ответа.
Н. БОЛТЯНСКАЯ Мы продолжим после новостей.
НОВОСТИ
Н. БОЛТЯНСКАЯ Говорим мы о третьем пасхальном фестивале в Москве. Чем отличается происходящее сейчас от предыдущих акций подобного масштаба?
А. ДЕМИДОВА Этого я не знаю, потому что надо спрашивать у Гергиева. Это он устраивает эту неделю пасхальную, там совершенно разные концерты. Например, вчера в Большом зале играли французскую музыку, Дебюсси, Равель и т.д., оркестр, очень хороший был концерт, мои друзья там были. Так что очень разносторонние концерты, разносторонняя эта неделя.
Н. БОЛТЯНСКАЯ Вопросы, пришедшие в ваш адрес по Интернету, которые не имеют никакого отношения к фестивалю, но уж коль скоро вы здесь, я их задам вам, с вашего позволения. Алла Сергеевна, скажите, пожалуйста, когда выйдет ваша книга комментариев к «Поэме без героя» Анны Ахматовой?
А. ДЕМИДОВА Я уже держу ее в руках, это сигнал. Пока тиража нет, но мне нравится, как она напечатана, потому что небольшой формат книги, он будет утоплен в даже не суперобложку, а в черную шкатулку. Начинается с текста Ахматовой, «Поэмы без героя», это одно из самых зашифрованных произведений русской литературы, потом идет первый альбом шаржи персонажей, не всех я, к сожалению, нашла, тех, которые, я считаю, действуют в поэме, в основном, в первой части 13-го года. И это такие шаржи, потом идет мой текст, комментарий. Это по типу, если вы читали Набокова комментарии к «Евгению Онегину», идет строфа, строчка, потом мой ассоциативный ряд по этому поводу, потому что поэма забрала в себя пласт культуры и истории от 13-го года до 60-х гг., потому что последняя запись у Ахматовой 19 апреля 1965 г. Т.е. если бы она была жива, она, наверное, писала бы до сих пор. Это совершенно бездонный текст. И все люди, которые делали эту культуру, которые участвовали в этой культуре, они все закодированы в этом тексте. Моя идет расшифровка. А потом идет альбом номер два, где уже фотографии, т.е. эти люди выявились, вы уже их видите почти воочию. Идет текст первого варианта 40-го, потому что Ахматова стала это писать в 40-м г., 40-42 гг., который еще неполный, но после того, что зритель прочитает, он подумает боже мой, и это нам казалось непонятным, это же так ясно. Я рада, что вышла эта книга, потому что я работала очень много лет над этим.
Н. БОЛТЯНСКАЯ Не так давно я где-то вычитала такую мысль, что все-таки героя отняла у Анны Андреевны власть, если угодно. Вы согласитесь с этой мыслью или не очень? Поэма без героя, потому что героя у Анны Андреевны отняла советская власть.
А. ДЕМИДОВА Нет, если говорить, кто такой герой, героев там много. Почему «Без героя»? Одна из версий есть такая, что без героя без того, кого не хотела называть Ахматова, т.е. без Сталина, без этой системы. Но это одна из версий. Мне кажется, она меньше всего убедительна, потому что вообще и «Решку», и «Эпилог», где, собственно, 37-й год, Петербург после блокады, это написано уже после. А название возникло сразу, «Поэма без героя».
Н. БОЛТЯНСКАЯ Давайте мы вернемся к книге Иова. Вы знаете, как-то я все равно остаюсь при своей мысли, что действительно это тяжелая работа, что вопрос, который рано или поздно, наверное, кто угодно себе задает, что там, за той чертой, который задавали себе и драматурги. Алла Сергеевна, а вы задавали себе этот вопрос?
А. ДЕМИДОВА Естественно, иначе бы я не стала играть Гамлета. Этот вопрос, я думаю, что каждый разумный человек перед собой ставит. С одной стороны, страх смерти, а, с другой стороны, освобождение от каких-то страданий, от бремени. Это все Иов говорит, и он зовет, кстати, Бога на диалог, потому что к нему приходят друзья его, очень по-фарисейски ему объясняют его страдания, что, мол, ты не греши, Бог не наказывает невинных, т.е. то, что эти истины, эту догму, которую мы уже знаем с рождения, это друзья ему говорят. Он говорят это ведь люди, с вами умрет мудрость, я хочу говорить с Богом. И когда, наконец, Бог ему отвечает, то Иов ему говорит почему ты борешься со мной, ты такой сильный, ты ведь создал все. Что я? Ведь я же червь, я листок, который сорван, я цветок, который возник и сразу опадает, поэтому я никто, а, с другой стороны, я дело рук твоих, почему ты так меня наказываешь? И эти вопросы, на которые Бог не дает ответа, но, тем не менее, он говорит, что друзья его не правы, даже они должны дать жертву, чтобы повиниться перед Богом, а прав Иов. Т.е. Бог как раз поощряет эти вопросы. Потом Бог вознаграждает за страдания Иова, за эти вопросы, за этот, в общем, бунт. Поэтому, поскольку это Старый Завет, поэтому немножко притча, поэтому в начале если у него было 7 тыс. голов овец и верблюдов, то теперь Бог ему дает 15 тыс. верблюдов, возвращает всех сыновей, которые погибли, возвращает всех друзей. И прожил Иов 140 лет, и жизнь была его наполнена днями. Поэтому это очень мудрая книга, но текст, повторяю, очень сложный. Я читаю, к сожалению, не весь текст, потому что там мелким шрифтом 25 или больше страниц, поэтому есть, естественно, купюры, тем более что это с музыкой, хор. Это будет в одном отделении, часа на полтора. Это эксперимент. Это эксперимент, и как на любой эксперимент всегда страшно идти. Но, с другой стороны, кто не рискует, тот, соответственно, сидит дома.
Н. БОЛТЯНСКАЯ Время и место назовите, пожалуйста.
А. ДЕМИДОВА Это 14 апреля в Большом зале консерватории в 7 часов вечера. Пожалуйста, приходите.
Н. БОЛТЯНСКАЯ Еще один вопрос пришел по Интернету, вне рамок фестиваля, сокрушается одна из москвичек, редко вы выступаете именно с поэтическими и прозаическими чтениями. Когда и где может это происходить в ближайшее время?
А. ДЕМИДОВА Да, не скажу, в ближайшее время у меня международный театральный фестиваль, международная театральная Олимпиада, она в этом году будет в Греции, как, собственно, и спортивная Олимпиада, там соединились и спортивная Олимпиада, и театральная международная Олимпиада, это все будет в Греции. 16-17 июня я буду там играть Софокла. У Софокла пять пьес, мы выбрали пять женских последних прощальных монологов, это будет память Софоклу, назвали «Тристи», потому что «Тристи» это плач, это прощание. Это плач по жизни, по уходу, по Софоклу, потому что этот год это год Софокла. 2 000, не знаю, со дня рождения или смерти, поэтому не будем считаться, это и так уже много, год Софокла. Поэтому я буду это делать в Греции. Потом, если спектакль этот получится, там же будут смотреть всякие директоры фестивалей, люди, которые прокатывают спектакли по миру, тогда буду играть по всему миру.
Н. БОЛТЯНСКАЯ А какие монологи будут?
А. ДЕМИДОВА Монологи от Антигоны до Электры, все 5 монологов его героинь.
Н. БОЛТЯНСКАЯ Я вернусь к фестивалю пасхальному, к Библии. Неслучайно многие литераторы, в том числе наши соотечественники, пытались переосмыслить, уже можно вспомнить Михаила Афанасьевича, Леонида Андреева, многих других. Как вы считаете, они искали ответа на тот же самый вопрос, который мы с вами уже сегодня неоднократно затрагивали что там дальше, за чертой?
А. ДЕМИДОВА В основном, конечно, это основной вопрос. Но у Булгакова еще там очень тема справедливости, поэтому то, что эту справедливость творит Воланд, вы знаете, когда был напечатан этот роман, мы все, конечно, зачитывались, по несколько раз читали. Я знаю, что эта книга настольная до сих пор у моего мужа. А я уже не перечитываю, потому что мне мешает, что там Воланд такой положительный, хотя он очень убедительно написан, очень реально. И тем более мне не хочется, чтобы он творил справедливость. Мне хочется, чтобы творили справедливость более светлые силы.
Н. БОЛТЯНСКАЯ А как же «я часть той силы, что вечно хочет зла и совершает благо»? Не уравновешивается одно другим?
А. ДЕМИДОВА Конечно, Сатана тоже, кстати, и в книге Иова он тоже приходит к Богу, вместе с сынами господними, Бог его спрашивает где ты был. Он говорит я обошел Землю. Видел ли ты моего Иова, моего брата, богобоязненного и т.д., не совершающего зла? Как раз Сатана вступает первый в спор с Богом, он ему говорит да, но не ты ли оградил Иова от всех бед? Попробуй взять у него все, будет ли он также благословлять тебя? Тогда ему Бог говорит хорошо, бери Иова, но только душу его мне оставь. И все равно Иов остается на стороне Бога, как его ни уничтожал, ни испытывал Сатана, Иов все равно остается на стороне Бога. Поэтому, вы знаете, мне не очень нравится, что мы ведем такой богословский разговор, потому что я не специалист, повторяю.
Н. БОЛТЯНСКАЯ Сдалась. Алла Сергеевна, задаю вопрос от Элеоноры Евгеньевны, вы сказали, что музыку написал Арво Пярт, как это было, вы ему предложили или это было до вас, удачи вам?
А. ДЕМИДОВА С Арво Пяртом меня познакомил в свое время Эдисон Денисов, мой ближайший друг, гениальный композитор. Это было очень давно. Пярт был молодой, в Большом зале консерватории в Москве играли его произведения. Потом он как-то пропал, потому что он жил в Прибалтике, а сейчас вообще в Германии, но я член жюри «Триумфа», мы несколько лет назад дали ему «Триумф», опять в Большом зале консерватории играли его произведения. Он стоит в ряду этой четверки, Шнитке, Денисов, Губайдуллина и Пярт. Но если Шнитке продолжает Малера, более классический, Эдисон Денисов и Губайдуллина модерн, то Пярт ушел в духовую музыку. Поэтому Пярта предложил как раз регент этого хора.
Н. БОЛТЯНСКАЯ Я еще раз напомню, 14 апреля, 19 часов, Большой зал консерватории, Алла Сергеевна Демидова. Спасибо вам большое.
А. ДЕМИДОВА Всего доброго.


Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире