09 апреля 2004
Z Интервью Все выпуски

Основные направления социальных реформ; единый социальный налог


Время выхода в эфир: 09 апреля 2004, 12:10

09 апреля 2004 года.
В прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы» председатель комитета Госдумы РФ по социальной политике Андрей Исаев.
Эфир ведет Ольга Бычкова.


О. БЫЧКОВА Добрый день, наш гость сегодня это Андрей Исаев, председатель комитета Госдумы РФ по социальной политике.
А. ИСАЕВ Здравствуйте.
О. БЫЧКОВА Итак, у нас несколько тем важных сегодня для обсуждения, уже нам слушатели присылают вопросы на пейджер, просят разъяснить некоторые темы, связанные с льготами, мы вернемся к этому вопросу обязательно. Но сейчас я хотела бы начать вот с чего, вчера Михаил Фрадков, премьер-министр, встречался с бюро РСПП. Там было несколько важных тем для обсуждения, одна из самых важных, конечно, это налоги. Разные высказывались предложения и пожелания. Например, как пишет «Коммерсант» сегодня, Каха Бендукидзе заявил, что необходимо соизмерять государству фискальные аппетиты с возможностями налогового администрирования, государство может собирать только половину налога на добавленную стоимость и треть единого социального налога, т.е. ставки надо снижать. Эти вещи являются предметом постоянных дискуссий.
А. ИСАЕВ Да, это безусловно. Как вы знаете, правительство серьезно планирует снизить ставку единого социального налога, она сократится с 35.6% до 26%. Я честно могу сказать, что у меня как у социальщика сложное отношение к этому решению. Почему с одной стороны, я понимаю, что действительно существует реальная потребность снижения единого социального налога. На сегодняшний день заработная плата это одна из наиболее налогооблагаемых статей расходов предприятия. До тех пор, пока налог на прибыль 24%, а единый социальный налог 35.6%, у предпринимателей сохраняется постоянный соблазн увести зарплату через прибыль, через различные схемы, выплачивать ее в черном.
О. БЫЧКОВА Таким образом, трудящиеся на этом предприятии также попадают в некую зону риска.
А. ИСАЕВ Во-первых, да. Во-вторых, там, где зарплата выплачивается или большая часть зарплаты выплачивается черной, там, очевидно, не действует никакой трудовой кодекс, никакие профсоюзы, никакие коллективные договоры, там есть прямой сговор между работодателем и наемным работником. Завтра вы меня не устроили, хорошо, у вас по ведомости 1 000 руб., вот ее, пожалуйста, получите, а все остальное это я вам премию плачу. Наконец, у работников не отчисляются с этой зарплаты черной никакие отчисления в черный фонд, не накапливается реальная пенсия. С этой зарплаты черной не платится подоходный налог, а значит, бюджеты субъектов федерации не обладают возможностью повысить адекватно зарплату работникам бюджетой сферы. Это одна сторона.
О. БЫЧКОВА Т.е. надо смотреть в глаза реальности?
А. ИСАЕВ Да, это одна сторона вопроса. Вторая сторона вопроса состоит в том, что единый социальный налог не куда-то там идет, он идет на вполне конкретные цели, в пенсионный фонд, в фонд социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования. Сокращение ЕСН означает резкое сокращение доходов этих фондов. Что это значит замораживаем пенсии, отказываемся от полной оплаты больничных листов, от медицинского страхования, оплаты здравоохранения? Нет, для того, чтобы этого отказа не произошло, значит, выпадающие доходы в виде ЕСН должны быть заменены доходами, которыми будет обложен крупный бизнес, в частности, нефтяная и газовая отрасль. Это нормально, это как, знаете, в 90-е гг. популярно было говорить, даже один вице-премьер, кажется, сказал делиться надо.
О. БЫЧКОВА Собственно, об этом вчера и премьер тоже говорил, в той или иной форме.
А. ИСАЕВ Нормальный подход, он вполне социален, на мой взгляд, это показывает то, что у правительства действительно есть, по крайней мере, намерения попытаться бороться с бедностью. Это, на мой взгляд, может только приветствоваться в нашем государстве. Что касается ситуации с ЕСН, то конкретно я могу сказать, что выпадающие доходы пенсионного фонда будут, об этом уже есть договоренность с правительством, замещены, пенсионный фонд получит дотацию в 161 млрд. руб. на росте пенсий, на их размерах сокращение ЕСН не отразится.
О. БЫЧКОВА Мы продолжим наш разговор через минуту после краткого выпуска новостей.
НОВОСТИ
О. БЫЧКОВА В нашем прямом эфире председатель комитета ГД по социальной политике Андрей Исаев. Мы продолжаем разговор о социальной политике, о налогах, о благосостоянии в конечном счете, у нас очень много разного рода вопросов и реплик на нашем эфирном пейджере. Например, наш слушатель Михаил просит прокомментировать, на 40% увеличивается стоимость лекарств, подскочили цены на бензин, новая налоговая реформа ударяет по накопительной части будущих пенсионеров, это отдельная история, Михаил просит все это прокомментировать. Я еще добавлю к этому списку устраняются льготы, поднимаются тарифы на транспорт и т.д.
А. ИСАЕВ Давайте разделим некоторые вопросы. Вопрос, который касается социальной политики, в частности, накопительная часть, пенсионные льготы, устраняются они или нет, льготы не устраняются, это я сразу хочу сказать. Другая ситуация, связанная с тарифами, тарифы на бензин действительно росли. На мой взгляд, очень разумное решение приняло правительство в четверг, повышать не НДПИ, налог на добычу природных ископаемых, который приведет к росту цен внутри страны, в итоге за этот налог заплатим все мы, а повышать, в первую очередь, экспортные пошлины, т.е. сверхприбыли, которые получают нефтяные компании от продажи нефти за валюту за рубеж, это очень правильный подход. Если его удастся выдержать и провести, в этом случае я думаю, что рост цен на энергоносители внутри нашей страны не будет высоким в 2005 г., и нам удастся удержать инфляцию в разумных пределах.
О. БЫЧКОВА Т.е. он все равно будет?
А. ИСАЕВ Рост цен на энергоносители происходит в любой стране мира, они медленно и постепенно растут. Другое дело, что темпы инфляции должны составить не больше 10% в течение года в целом по стране. Если нам удастся этого добиться, это будет очень хорошо. Теперь что касается накопительной части пенсии, она не отменяется предложениями по пенсионной реформе. О чем идет речь. Речь идет о том, что на сегодняшний день у нас есть два возраста, с 52-го по 65-й гг. рождения, 2% от их страховой части перечисляется на их накопительный счет, с 67-го г. рождения 4%. Предлагается такое обязательное перечисление оставить только у тех, кто с 67-го года рождения, т.е. для тех, у кого пенсия наступит в отдаленном будущем, они реально обладают возможностью что-то накопить в этой накопительной части. Что касается всех остальных, то им предлагается при желании в добровольном порядке, независимо от возраста, перечислять 4% от своей зарплаты на собственный накопительный счет. В том случае, если они будут это делать, то государство добавит им 2% от их зарплаты, но не более 2 тыс. руб. в год. Для тех, кто получает высокие зарплаты, это не очень большие деньги. Если вы рассчитаете, те, кто получает зарплату, скажем, 8 300 руб. в месяц, 100 тыс. руб. в год, для них фактически государство будет удваивать ежегодно их накопительную часть пенсии. Это очень серьезное предложение по увеличению пенсии. Фактически речь будет идти о ее увеличении, а не о нее сокращении. Но опять-таки повторюсь, это решение, которое будет приниматься только в добровольном порядке. Были, на мой взгляд, очень экстремальные предложения со стороны правительства установить обязательные исчисления из 4%, причем с зарплаты работников, добавив к подоходному налогу. Мы категорически выступили против этого, потому что это означало бы, что при сокращении налога на одних работодателях вырос бы налог на других, на работников. Этого не будет, будут только добровольные отчисления подобного рода. Что касается льгот, самый важный вопрос. Во-первых, хочу сразу же наших радиослушателей всех успокоить. Льготы на ЖКХ, свет, газ, тепло, квартиру, отменяться не будут. Это совершенно точно. Вопрос замены льгот денежными компенсациями сейчас обсуждается в отношении других льгот, лекарства, транспорт, установка телефона, зубное протезирование и т.д.
О. БЫЧКОВА Можно сразу про лекарства? У Николая Александровича просто есть реплика на эту тему, обращается к вам от имени инвалидов. Невозможно, пишет наш слушатель, перевести льготы в денежный эквивалент.
А. ИСАЕВ Я с этим согласен. Это очень сложно, перевести льготы на лекарства для инвалидов в денежный эквивалент. Мы этот вопрос обсуждали, когда была встреча с участием Михаила Зурабова, министра здравоохранения и социального развития, моим участием и участием представителей общероссийских организаций инвалидов. В связи с этим сейчас обсуждается предложение о том, что в отношении лекарств и в отношении транспортных услуг инвалидам будет предоставлено право выбора либо взять деньгами, денежной компенсацией, либо оставить и написать заявление, что они отказываются от этой денежной компенсации и просят сохранить им льготы. В этом случае те, кто действительно нуждается в больших расходах на лекарства, чем это будет предусмотрено денежной компенсацией, мы получим четкий список таких людей, будет выделена федеральная адресная программа в бюджете, их льготы будут профинансированы. Таким образом обсуждается этот вопрос. Что касается остальных людей, то я могу сказать, что большинство из 32 млн. пенсионеров, имеющих право на льготы, от этого только выиграет.
О. БЫЧКОВА Если возьмут деньгами?
А. ИСАЕВ Да, потому что сегодня, по нашим подсчетам, льготами пользуется не более 16 млн. человек из 38, которые имеют на это право.
О. БЫЧКОВА А остальные что делают?
А. ИСАЕВ Представьте себе ветерана труда, который имеет право на бесплатный проезд на транспорте и бесплатную установку телефона. Он живет в деревне, общественным транспортом не пользуется, телефон у него отсутствует. В связи с этим у него льготы на бумаге есть, а их реально нет. На эти льготы, если бы они в полном объеме реализовывались, государство должно было бы тратить 164 млрд. руб. в год, оно тратит 48 млрд. Мы договорились, что с 2005 г. 164 млрд., а не 48, будут разделены на денежные добавки, которые будут прибавлены к пенсии, это будут добавки от 300 до 1000 руб. в зависимости от категории льготников. Больше всего, конечно, получат инвалиды и ветераны ВОВ, дальше там по нисходящей, то учитывая, что у нас пенсия составляет 1000 руб., уверяю вас, добавка в 1000 руб., в 500 это достаточно серьезная добавка вместо льгот, которые для многих, еще раз повторю, существуют на бумаге.
О. БЫЧКОВА Понятно, но все-таки каков общий подход? С этими льготами ясно, но есть какие-то представления о том, сколько должно остаться, сколько денег должно на это тратиться? Или что, или как?
А. ИСАЕВ Сейчас объективно, я уже сказал, расходы государства на финансирование этих льгот, точнее, замена их, возрастут в четыре раза с 2005 г., реальные расходы. Это первое. На мой взгляд, очень серьезный подход, который позволит серьезно продвинуть данную ситуацию.
О. БЫЧКОВА Т.е. задача заключается не в том, чтобы сократить расходы, а в том, чтобы бумаги превратить в деньги?
А. ИСАЕВ Совершенно верно, потому что что такое оплата льгот? Это перечисления из федерального бюджета в бюджет субъектов федерации. Проверить расходование этих льгот реально мы не можем, я вас уверяю, что существует огромное количество злоупотреблений, особенно по льготным лекарствам. Когда фирмам списываются, переписываются деньги, когда, на самом деле, инвалиды не получают лекарств, а на них эти лекарства списываются, как якобы они получили, поэтому, на самом деле, здесь лучше навести порядок, дать людям живые деньги, которыми они смогут распорядиться по своему усмотрению. Но еще раз повторю, на мой взгляд, очень правильное предложение рождается в последние дни, вчера его озвучил Михаил Зурабов. Для тех, кто настаивает на сохранении льгот, такое право должно быть оставлено.
О. БЫЧКОВА Но вопрос, который задавал наш слушатель Михаил, с которого все началось, он просил все эти вещи прокомментировать, а я добавила. Я думаю, что к этому вопросу можно подойти в действительности шире, очень много говорят о том, что президент Путин после того, как он был избран на второй срок, будет вынужден провести ряд непопулярных мер, которые, так или иначе, будут прежде всего не на плечах олигархов, нефтяных компаний, а рядовых граждан, с неизбежностью.
А. ИСАЕВ Мне не нравится такое определение по следующей причине что такое непопулярные меры? Это меры, направленные против популяции, т.е. населения. На мой взгляд, таких мер приниматься не должно. У нас в 90-е гг. таких мер было принято больше, чем достаточно, для нашей страны и для нашего народа. На самом деле, цель, которую поставил президент Путин, она достаточно ясна, это снижение количества бедных. Нельзя, ухудшая социальное положение, ухудшая материальный достаток людей, добиться того, чтобы количество бедных снизилось.
О. БЫЧКОВА Уже было одно предложение по снижению количества бедных совсем недавно, повысить критерии, связанные с уровнем бедности, просто цифра будет изменена.
А. ИСАЕВ На самом деле, цифра действительно будет изменена, но в сторону увеличения стоимости прожиточного минимума. На сегодняшний день подготовлены предложения, которые, я надеюсь, будут внесены в ГД после их обсуждения на российской трехсторонней комиссии, где участвуют профсоюзы, правительство и работодатели, которые предполагают изменения потребительской корзины в сторону ее увеличения стоимости. Она должна подорожать где-то на 10%. Там будет увеличено количество продуктов, которое содержит в себе белки, сокращено количество продуктов, содержащих углеводы, увеличено количество непродовольственных товаров, которые входят в этот потребительский минимум. Напомню, что он рассчитывается, на основании его определяется прожиточный минимум. Т.е. цифра прожиточного минимума, ниже которой живущий человек считается бедным, увеличится. Таким образом, задачи государства только возрастут, финансовая нагрузка на государственные институты, связанные с преодолением бедности, только возрастет после этого решения.
О. БЫЧКОВА Хорошо, другой вопрос, который обсуждается как раз как непопулярная мера. С одной стороны, вроде вещь очевидная, с другой стороны, непопулярная, повышение пенсионного возраста.
А. ИСАЕВ Я считаю, что в нашей стране, это моя принципиальная позиция, пенсионный возраст повышаться не должен, потому что средняя продолжительность жизни такова, что, например, мужчины вообще не доживают до пенсионного возраста, не дотягивают. Вопрос о повышении пенсионного возраста можно ставить в тех странах, где люди живут 80-90 лет, дай бог им здоровья. Значит, в нашей стране однозначно останется нынешний пенсионный возраст, 55 лет для женщин, 60 лет для мужчин. Но какие есть предложения на этот счет, есть предложение экономически стимулировать тех, кто захочет выходить на пенсию позже. Каким образом сегодня вы знаете, что наши пенсионные права конвертированы в капитал, обозначены некой суммой, которая для того, чтобы вычислить вашу пенсию месячную, надо разделить, нам не очень нравится это слово, но оно технически употребляется, к сожалению, запустило его правительство города, коэффициент дожития, 19 лет. Очень слово мне не нравится. 19 лет и 12 месяцев, соответственно, вы делите этот капитал, вот размер вашей пенсии.
О. БЫЧКОВА Т.е. это тот промежуток времени, который проходит от пенсии?
А. ИСАЕВ До среднестатистической смерти человека, скажем так. Понятно, что если вы проживете, дай бог каждому, 25-40 лет на пенсии, у вас никто эту пенсию отбирать не будет. Но кто-то не доживет и 19 лет, поэтому среднестатистически определяется этот коэффициент. Если вы выходите на пенсию, такое предложение существует, скажем, женщина не в 55 лет, а она чувствует себя достаточно работоспособной, в 59, заключает соответствующее соглашение с пенсионным фондом. Этот коэффициент сокращается с 19 до 15, соответственно, таким образом сама пенсия в момент выхода на пенсию, резко возрастает. По нашим подсчетам, где-то 15% в год, т.е. вы можете, вы будете иметь полное право, заработав свою пенсию, в 55 лет выйти на нее. Вы будете точно также иметь право написать заявление, что я пока не буду получать пенсию в течение года, 2-3, сами определяете, но в этом случае, когда вы выйдете на пенсию позже, пенсия, которую вы получите, окажется существенно выше, чем та пенсия, которую вы получили бы в 55 лет.
О. БЫЧКОВА Это проект или это решение?
А. ИСАЕВ Это проект, но который очень близок к решению. Думаю, что политическая воля на то, чтобы это решение осуществилось, уже есть.
О. БЫЧКОВА Т.е. законопроект существует, он направлен в думу?
А. ИСАЕВ Законопроект не направлен в ГД, этот вопрос обсуждался, вы знаете, что между фракцией «ЕР», которая сейчас имеет большинство в ГД, правительством создана рабочая группа, комиссия, которая разрабатывает проект законопроектов, касающийся налоговой и социальной реформой, и там обсуждается этот вопрос в том числе.
О. БЫЧКОВА В завершении успокойте нашу слушательницу Наталью, пенсионерку, живущую в Москве, которой хотелось бы знать о сохранении льгот для пенсионеров на проезд, потому что в Москве как раз это жизненная необходимость.
А. ИСАЕВ В Москве такая льгота установлена не в результате того, что человек является, скажем, ветераном труда, она установлена законом г. Москвы еще, по-моему, 91-го г., чуть ли ни первый указ, который подписал Гавриил Попов, для пенсионеров как таковых. В данном случае ветераны труда только выигрывают, потому что сегодня у них есть льгота на проезд как у ветеранов труда, есть льгота как у пенсионеров Москвы на бесплатный проезд. В результате одна льгота поглощается другой, они сохранят льготу на проезд как пенсионеры, но получат денежную компенсацию за бесплатный проезд как ветераны труда.
О. БЫЧКОВА Иногда везет, но редко. Я благодарю нашего гостя, Андрея Исаева, председателя комитета ГД по социальной политике.
А. ИСАЕВ Спасибо.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире