'Вопросы к интервью
20 октября 2019
Z Интервью Все выпуски

Петербург. Воскресенье: Пассажирское движение через финляндско-российскую границу


Время выхода в эфир: 20 октября 2019, 16:05

С. Кагермазов Здравствуйте. Вы слушаете программу «Петербург. Воскресенье». В студии Сергей Кагермазов. Эта передача идёт в записи, и у нас сегодня интересные гости. Заместитель командира пограничного отряда по району Юго-Восточная Финляндия Юха Кивеля. Добрый день.

Ю. Кивеля Добрый день.

С. Кагермазов Представитель полицейского участка по региону Южная Карелия Теппо Тяхтинен. Здравствуйте.

Т. Тяхтинен Здравствуйте.

С. Кагермазов И начальник таможенного поста Нуйямаа Петри Кукконен. Приветствую вас.

П. Кукконен Привет.

С. Кагермазов Нам помогает переводчик Эва Риссанен. Эва, приветствую.

Э. Риссанен Добрый день.

С. Кагермазов Мы будем говорить о дипломатических и таможенных вопросах, потому что их накопилось уже много к концу этого года, и наши гости нам в этом помогут. А начну я вот с чего. Недавно таможня Финляндии запустила сайт на русском языке, эта новость широко обсуждалась в России. Почему решили это делать? Насколько этот сайт востребован сейчас пользователями, есть ли данные?

П. Кукконен Мы, финская таможня, действительно хотели более основательно распространять информацию о запретах, ограничениях при ввозе в Финляндию определённых предметов, пассажиров. Это крайне важно. И сайт мы запустили исключительно для того, чтобы избежать проблем на границе, которые, естественно, огорчают, возмущают российских путешественников. Чтобы таких неприятностей у пассажиров на границе было меньше.

С. Кагермазов Востребован ли этот сайт?

П. Кукконен Кажется, да. Спрос определённый имеется. Сайт пока работает только месяц, примерно 7 тысяч посетителей у сайта. Мы пока довольны.

С. Кагермазов Это за месяц или за день статистика?

П. Кукконен За месяц, чуть менее месяца.

С. Кагермазов Недавно Россия ввела так называемые электронные бесплатные визы для граждан 53 стран и ими уже пользуются, согласно статистике наших российских пограничников. Планируется ли, может быть, обсуждается ли это в Финляндии – подобные электронные визы для россиян, допустим, для приграничных территорий?

Ю. Кивеля В Финляндии подобная дискуссия в настоящее время не идёт, вопрос не обсуждается.

С. Кагермазов А есть предположения, почему не идёт?

Ю. Кивеля Не могу сказать.

С. Кагермазов Сам уважаемый гость хотел бы, чтобы такие визы появились в Финляндии?

Ю. Кивеля Я лично вижу, что в какой-то перспективе – да, это будет. По крайней мере, для иностранных граждан будет проще процедура получения шенгенской визы. А когда это будет в будущем, сложно определить, но я думаю, что будет. Тут следует запомнить, что Финляндия является страной-членом Европейского сообщества, здесь мы соблюдаем единую визовую политику, и она во многом даже диктует условия, рамки порядка выдачи виз. Подобные тенденции, механизмы облегчения визового режима, как правило, проходят систематично и поэтапно.

Если всё в Европе идёт по плану, в ближайшие годы будет запущен пилотный проект, называется Entry/Exit, то есть, «Въезд/Выезд». И в ходе данного проекта планируется потихоньку отказаться от проставления штампов в паспортах. Данная система Entry/Exit предусматривает отказ от штампов въезда и выезда в шенгенских государствах. Информация о пребывании иностранного гражданина в странах Шенгена или в странах Европы сохраняется в единой электронной базе данных, что позволяет более качественно следить например, за количеством дней пребывания иностранного гражданина в странах Евросоюза.

Но сразу скажу, что данная система в настоящее время находится в процессе разработки: создаётся европейская законодательная база, а также так называемая архитектура – то есть, сама инфраструктура для введения подобной системы. То есть, в самом ближайшем будущем эксплуатация ещё не состоится. В перспективе – да.

С. Кагермазов Перспектива – это примерно сколько лет?

Ю. Кивеля Есть оптимистический прогноз, что в 2021 году могли бы уже запустить.

С. Кагермазов А пессимистический?

Ю. Кивеля Хороший вопрос, трудно ответить. Самым большим вызовом или самой большой серьёзной проблемой в введении данного новшества станет как раз запуск, потому что он должен состояться в один день, в одно время во всех внешних государствах-странах Европейского сообщества. Имею в виду страны шенгенского соглашения.

С. Кагермазов Интересная тема, неожиданно появилась. Спасибо за ответ. Это очень важно было. Но вопрос был на самом деле про личное отношение к такой системе и к таким визам, как гражданина Евросоюза и Финляндии.

Ю. Кивеля Я бы сказал, что в современном нашем мире наилучшим инструментом, который позволяет, например, гражданину России удобно пересекать границу – это наша система и наш механизм, как мы относимся к тем пассажирам, которые регулярно путешествуют через финляндско-российскую границу. Это законопослушные граждане, которые часто ездят, мы их знаем, они знают нас, и мы хотим создать для них комфортные условия пересечения границы, чтобы мы совершенствовали именно это направление.

С. Кагермазов Спасибо. И ваш ответ на этот вопрос: что вы думаете лично об электронных визах для россиян и послаблении визового режима?

Т. Тяхтинен Я лично за то, чтобы создать комфортные простые условия для совершения поездок, путешествий. Я сторонник данной тенденции. Но, как представитель правоохранительных органов власти Финляндии, я с определённой осторожностью – наверное, из-за работы – отношусь к облегчению, послаблению контролирующих действий. Всегда хочется всё-таки одновременно обеспечить безопасность.

С. Кагермазов Понятно. Вопрос, может быть, к российской стороне, но спрошу и финских гостей: в поезде «Аллегро», как я знаю, не действуют эти электронные новые визы. Я не спрашивал российскую сторону, может быть, финская сторона, уважаемые гости понимают, почему так? Ведь это один из самых удобных путей сообщения.

Ю. Кивеля Я сам не располагаю информацией, почему по электронной визе нельзя въезжать-выезжать в Россию и из Российской Федерации. Но могу сказать, что я уверен, что финские граждане с нетерпением ждут этой возможности. Надеемся, она будет. Думаю, что возможность пересечения границы как раз по электронной визе в поезде «Аллегро» привлекала бы потенциальный интерес многих финских лиц, которые никогда в Россию не ездили. Можно было сесть в поезд в Хельсинки, добраться до Петербурга – я думаю, что это привлекало бы очень много туристов.

С. Кагермазов Тогда хотел бы спросить вот о чём. Сейчас появилась новость, видимо, как раз связанная с приездом уважаемых гостей, что шенгенскую визу будет выдавать Финляндия на 5 лет по более упрощённой схеме. Просьба объяснить, что это за схема? Как можно будет получить прямо на 5 лет финскую визу, которая весьма востребована жителями Петербурга, как минимум?

Ю. Кивеля Мы, здесь присутствующие, только сегодня узнали об этом нововведении. Вопрос выдачи шенгенских виз входит в компетенцию Министерства иностранных дел Финляндии. И, к сожалению, те лица, которые здесь присутствуют, не компетентны, не эксперты в этом направлении.

С. Кагермазов Мы тоже, как журналисты, ещё не всё знаем. Хочу перейти к теме того, что у нас в России называется словом «запрещёнка» или «санкционные товары». Как вы знаете, президент Путин лишил нас, россиян, сыра, и мы молимся на контрабандистов, которые завозят Oltermanni, например. Вам на вашей работе ощущается, что, действительно, увеличился поток этой контрабанды, что люди ввозят санкционные, запрещённые в России продукты?

П. Кукконен: Ежедневно мы наблюдаем, отмечаем интерес российских туристов к покупке качественных финских сырных продуктов, молочных продуктов

П. Кукконен Да. Ежедневно мы наблюдаем, отмечаем интерес российских туристов к покупке качественных финских сырных продуктов, скажем так. Молочных продуктов. И мы, финская таможня, в ходе осуществления нашего взаимодействия с российскими коллегами – то есть, российской таможенной службой – от них услышали, что не редки случаи, когда российские граждане как раз хотят в виде контрабанды скрытым путём провозить молочные продукты, в том числе сыр, из Финляндии в Россию, таким образом нарушая российское законодательство.

Здесь хотелось бы добавить, что то, что российские путешественники закупают финские продукты в Финляндии, не является у нас никаким нарушением, они в законном порядке вывозят по нашим таможенным правилам продукцию из страны. То есть, с нашей стороны здесь никакого нарушения не наблюдается.

С. Кагермазов А в рамках сотрудничества с российскими пограничниками обязаны ли финские пограничники выдавать таких контрабандистов или как-то содействовать их поимке?

П. Кукконен Мы, финская таможня, и наши коллеги в пограничной охране Финляндии ведём активное взаимодействие с нашими российскими коллегами. Наша первичная задача – это выполнять те задачи, которые установлены на внутреннем законодательном уровне, на национальном уровне нашего государства. Но может состояться и обмен оперативной информацией между нашими ведомствами. В ходе совершения преступления стороны могут запрашивать информацию, оказывать служебную помощь, содействуя в раскрытии преступления, например.

С. Кагермазов В том числе и если речь идёт о еде?

П. Кукконен Я не слышал, чтобы российская таможенная служба оставляла в официальном порядке запрос об оказании содействия в раскрытии подобного рода нарушений или преступлений. Или, если такие запросы были, по крайней мере до нашего пункта пропуска Нуйямаа информация не дошла.

С. Кагермазов Бывает так, что российские пограничники публикуют информацию о пойманных контрабандистах, у которых, допустим, вся машина начинена этим вот сыром. Я имею в виду, под сиденьями…

Э. Риссанен Можно, я поправлю немного? Это таможня, не пограничники, а таможня именно.

С. Кагермазов Да, но у нас пограничники и таможенники вместе этим всем занимаются, я про российских говорю. Немножко, конечно, не очень понимаю, как устроена финская система. Наши пограничники, таможенники ловят машину, в которой спрятан этот сыр, йогурты и прочее, и показывают нам, журналистам: «Вот, мы поймали». А финские коллеги видят ли на своих радарах, системах, сканерах, рентгенах вот это вот всё? Просто с человеческой точки зрения интересно, как к этому относятся, когда проезжает машина, где у неё в колесах напичкано.

П. Кукконен Действительно, просвечивание грузов, транспортных средств является частью деятельности финской таможни, нашей повседневной работы, которая определяется финским законодательством. Если груз в транспортном средстве на вывоз оформлен в Финляндии в установленном порядке, никакого нарушения с нашей стороны там нет.

С. Кагермазов Да, понятно. Но такие случаи бывали?

Э. Риссанен Время от времени всякое там бывает.

П. Кукконен Были случаи, когда видно было сыр, но и много другого было, кроме сыра.

С. Кагермазов Это, конечно, забавно, смешно. Мы тут сами смеёмся над этими законами. А вообще, что популярно у контрабандистов, российских и финских?

П. Кукконен Если говорим о контрабанде из России в Финляндию, в Финляндии с точки зрения таможни лидирующее место занимают сигареты, табачные изделия. Там наилучшая выгода – перепродаёшь на территории Финляндии, хорошие деньги получаешь.

С. Кагермазов И всё, только сигареты? Ещё два каких-то продукта, топ-3?

П. Кукконен: Алкоголь, топливо. Думаю, это самое популярное из России в Финляндию.

П. Кукконен Алкоголь, топливо. Думаю, это самое популярное из России в Финляндию.

С. Кагермазов Видимо, как и во всём Евросоюзе из-за общей экономической зоны.

П. Кукконен Совершенно верно. Конечно, национальное законодательство европейских стран может отличаться, но, как правило, алкогольные напитки, табачные изделия, топливо – то есть, бензин – облагаются достаточно высоким налогом, скажем так. Стоимость состоит в большинстве из налогов. Что в России по-другому, можно хорошую выгоду получать.

С. Кагермазов Сразу возник вопрос, наверное, к представителю полиции: как продать эти все товары, где они продаются? В России я представляю, можно прямо на улице продать. Финляндия более строго соблюдает.

Т. Тяхтинен Я, как представитель полиции, могу сказать, что при поставке путём контрабанды достаточно крупных партий товаров незаконно в Финляндию уже имеется сеть перепродажи, сеть распределения на территории Финляндии. То есть, товар доставляется в определённое установленное место, оттуда уже другие люди занимаются перепродажей. То есть, заказчик уже имеется более-менее наготове.

С. Кагермазов Любопытно, а как это перепродают? Здесь, в России – может быть, гости видели, вывеска на магазине, на которой написано: «Товары из Финляндии», и ты там покупаешь контрабанду, скорее всего. А в Финляндии что, тоже есть магазины «Товары из России»?

Т. Тяхтинен Таких магазинов, бутиков, у нас пока нет. Если и есть, то для очень узкого круга потребителей, подпольные какие-то. Но, как я уже говорил, скорее всего, сеть продажи и приобретения контрабандных товаров формируется, как правило, на основе друзей, знакомых, близких родственников и так далее.

С. Кагермазов Мы обсудили, что перевозят из России в Финляндию, а что везут контрабандисты из Финляндии в Россию?

П. Кукконен Что касается вывоза продуктов и предметов, то, как правило, народ хочет избежать налогообложения и таможенных пошлин на российской стороне. Автомобилисты специально прячут свои покупки в конструкции, технические полости автомобиля как раз, чтобы избежать последствий провоза в Россию «санкционки» или каких-то очень дорогих предметов, которые в России облагаются очень серьезным налогом.

С. Кагермазов А что касается запрещенных везде товаров: наркотики, оружие? Какова ситуация на границе с этим?

П. Кукконен Если не ошибаюсь, в последнее время мы не выявляли подобных случаев. Регулярно выявляем у российских граждан пневматические травматические пистолеты, предметы самообороны, которые запрещены в Финляндии.

С. Кагермазов То есть какого-то серьезного нелегального траффика или наркотраффика между нашими странами нет?

П. Кукконен: Серьезной контрабанды наркотических веществ крупных размеров в последнее время на нашей границе не выявлялось.

П. Кукконен Серьезной контрабанды наркотических веществ крупных размеров в последнее время на нашей границе не выявлялось.

Т. Тяхтинен С точки зрения финской полиции могу добавить, что по нашей статистике участие в преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотиков в крупном размере, среди подозреваемых граждан России с годами все меньше и меньше. Количество преступников именно российского происхождения становится всё меньше, они в этой деятельности не участвуют в нашей стране.

С. Кагермазов Почему это происходит?

Т. Тяхтинен Сложный вопрос. Могу только предполагать, что, возможно, маршруты наркотраффиков в последние годы изменились, или второй вариант – контрабандой наркотиков занимаются представители других национальностей и доля россиян здесь снизилась.

С. Кагермазов Продолжая тему контрабандистов, мы здесь в России (во всяком случае, журналисты) удивлялись новостям о том, какие технические средства используют контрабандисты – например, дроны для перевозки сигарет. Как часто это происходит, и какие у них есть новинки в этом смысле?

П. Кукконен Я лично помню только один случай на финляндско-российской границе, когда для контрабанды использовали квадрокоптер. Но мы же, люди, изобретательны, находчивы, всегда что-то новое придумываем. Но с другой стороны надо учитывать, что в конструкции любого легкового автомобиля, в технических полостях, имеется ограниченное место для контрабанды. Бесконечно новых мест в машине ты не можешь найти.

С. Кагермазов Сейчас мы вынуждены прерваться на московские новости и после продолжим наш разговор.

НОВОСТИ

ЗАСТАВКА

С. Кагермазов Здравствуйте, вы слушаете передачу «Петербург. Воскресенье», она идет в записи, и мы беседуем сегодня с заместителем командира пограничного отряда по району Юго-Восточная Финляндия Юха Кивеля; представителем полицейского участка по региону Южная Карелия Теппо Тяхтиненом и начальником таможенного поста Нуйямаа Петри Кукконеном.

А что касается нелегальной эмиграции — вряд ли финские граждане или граждане Евросоюза бегут в Россию, но наверняка, как я предполагаю, есть людской траффик из России в Финляндию. Насколько он большой, насколько это серьезная проблема и кто чаще всего прибегает к этому.

Ю. Кивеля Вы совершенно правы, основное направление в случаях нелегального нарушения границы имеет место именно из России в сторону Финляндии. Сильное влияние имеют факторы, которые привлекают незаконных мигрантов на территорию Финляндии, поскольку Финляндия состоит в Евросоюзе. И, с другой стороны, страны исхода, что толкает гражданина покинуть свою родину и добраться в Европу, то есть pull и push. С точки зрения явления незаконной миграции, Финляндии, так же как и Россия, являются странами транзитного направления. Очень многие, кто следует через Россию в Финляндию и у нас задержан, имеют местом назначения, целью в Европе была совсем другая страна, далеко не Финляндия.

Что может привлекать иностранных граждан в Европу? Диаспора которая образовалась, соотечественники, которые уже проживают в Европе, и собственные механизмы разных стран Европы по предоставлению убежища, какие факторы они учитывают. Грубо говоря – пособия, финансовые привилегии, льготы, которые может получить беженец. А что отталкивает или заставляет человека покинуть свою родину – это, конечно, мировые кризисы. Из числа тех, кто незаконно из России пересекает границу Финляндской республики, в подавляющем большинстве это граждане третьих государств, я говорю о гражданах Сирии, Ирана, Ирака, таких государств, которые желают получить политическое убежище в Европе.

С. Кагермазов Я так и предполагал. А что касается тех, кто просит политическое убежище в Финляндии. Такие граждане есть, есть резонансные дела в России по этому поводу, которые бежали из нашего государства по разным причинам. Этот поток растет, увеличивается, не меняется?

Ю. Кивеля Случаи единичны, ежегодно практически никакого изменения в количестве мы не наблюдаем.

С. Кагермазов Они заявляют об этом сразу на границе или есть возможность попасть в Финляндию, проехать, допустим, в Хельсинки и там попросить убежище? Как это выглядит?

Ю. Кивеля Как правило, иностранный гражданин просит убежище у первого, скажем, представителя органов власти, с которым он сталкивается. Это может быть пограничный наряд или представитель финской полиции, который обращает внимание на территории какого-то города на иностранного гражданина.

С. Кагермазов Ясно, спасибо. К другой теме, владельцы частных яхт просили меня узнать. История такая, как они рассказывают: по водам Евросоюза можно беспрепятственно ходить на частной яхте без каких-либо проблем. Но как только заходишь в территориальные воды Финляндии близ России, то и финские пограничники, а особенно российские, очень тщательно досматривают яхты, просят заполнить много бумаг. Так ли это и с чем это связано?

Ю. Кивеля Для меня это стало новостью. Но коротко могу объяснить процедуру: прогулочные суда пересекают морскую границу между Финляндией и Россией в восточной части Финского залива. На территории Финляндии, в финских территориальных водах находятся два пункта пограничного контроля для прогулочных судов, это два острова – Хаапасаари и Сантио. После этого катер пересекает финляндско-российскую границу, которая является внешней границей шенгенской зоны, европейского сообщества, и уже в территориальных водах Российской Федерации катер проходит таможенный контроль российской стороны.

В принципе порядок прохождения пограничного контроля на морской границе такой же, как и в автомобильном пункте пропуска – со стороны Европейского союза, это совершенно правильно. И правда, что внутри Евросоюза можно свободно передвигаться на своем катере, плавать в морских территориях. Но уже в Финском заливе мы говорим уже о внешней границе Европейского сообщества и тут уже более строгие требования в этом отношении.

С. Кагермазов Закончить хотел бы последней темой по поводу сообщения между Петербургом и Иматрой. Уже ходит тестовый поезд, не для пассажиров, а для специалистов, естественно, почти все россияне, я уверен, желают, чтобы этот поезд ходил и как можно чаще, чтобы мы могли проще попадать в Финляндию. А насколько с точки зрения гостей, как специалистов и просто граждан Финляндии, нужен этот поезд, востребован, необходим, и верно ли предположение, что его лоббирует социал-демократическое правительство Финляндии нынешнее, поскольку там живут часть их избирателей?

Ю. Кивеля Это правда, что примерно две недели назад в железнодорожный пункт пропуска Иматра-Светогорск прибывал и проходил через границу тестовый пассажирский поезд. Действительно, в настоящее время стороны изучают, является ли запуск железнодорожного пассажирского сообщения между Петербургом и Иматрой рентабельным и целесообразным вариантом для пересечения границы. Что касается рентабельности данного проекта, я думаю, здесь очень много связано с тем, насколько привлекательно стороны считают соседний город, появляется ли у жителей Иматра потенциальный интерес ездить в Петербург и наоборот. Насколько я проинформирован, данный проект запустила губерния Южная Карелия и город Иматра. Насколько это связано с политическими партиями, сказать не могу.

С. Кагермазов А два других гостя знают ли про политическую составляющую этого вопроса?

П. Кукконен Я стараюсь на своей службе как можно дальше держаться от деятельности политических партий, но, как правило, решения, которые касаются нашей работы, принимаются на политическом уровне. Мы на таможне, коллеги в пограничной охране выполняем те решения, которые принимают политики в нашей стране.

С. Кагермазов Безусловно, но я как граждан спрашиваю: живут там избиратели социал-демократов или нет? Известно ли это гостям? Просто любопытно, я не прошу оценивать это решение.

Ю. Кивеля Да, да. В регионе города Иматра действительно Социал-демократическая партия всегда и давно пользуется популярностью среди населения, избирателей много поддерживает. Старый промышленный город, с большим ЦБК, среди работников которого много сторонников Социал-демократической партии, это общеизвестный факт.

С. Кагермазов Спасибо огромное, я надеюсь, что межграничное и международное общение будет только расти между Россией и Финляндией. Вы слушали программу «петербург. Воскресенье», у нас в гостях были заместитель командира пограничного отряда по району Юго-Восточная Финляндия Юха Кивеля, представитель полицейского участка по региону Южная Карелия Теппо Тяхтинен и начальник таможенного поста Нуйямаа Петри Кукконен. У микрофона был я, Сергей Кагермазов. Спасибо, оставайтесь с нами.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире