26 марта 2004
Z Интервью Все выпуски

Открытие 10-го юбилейного театрального Фестиваля «Золотая Маска»


Время выхода в эфир: 26 марта 2004, 16:08

26 марта 2004 года
В прямом эфире радио «Эхо Москвы» президент ассоциации «Золотая Маска» Георгий Тараторкин.
Эфир ведет Нателла Болтянская

Н. БОЛТЯНСКАЯ В нашей студии президент ассоциации «Золотая Маска» Георгий Тараторкин. Здравствуйте.
Г. ТАРАТОРКИН Здравствуйте.
Н. БОЛТЯНСКАЯ Во-первых, заранее, правда, не поздравляют, но мы держим пальцы за тот самый международный день театра, который будет завтра. Именно в день театра откроется в Москве 10-й юбилейный театральный фестиваль «Золотая Маска». Что вы о нем можете рассказать? Что не можете? Мы все выясним.
Г. ТАРАТОРКИН Для нас это потрясающая радость. Каждый фестиваль был наполнен радостью, тревогами и волнениями, огромной организационной работой. Честно вам признаюсь, даже трудно было представить, что наступит момент, когда будет десятая. Как ни крути, ни верти, действительно, юбилейная «Золотая Маска». Мы очень трепетно готовились к этой «Маске», поскольку все-таки это какой-то этап. Даже помимо того, что обычно происходит во время фестиваля, мы сделали юбилейную программу, которая началась аж с начала февраля, до самого открытия продолжает, где участвуют спектакли, театры, коллективы, которые, нам кажется, за эти 10 лет как-то достаточно серьезно повлияли на процессы, происходящие в театральном деле. Среди этих спектаклей есть номинанты, есть лауреаты, была замечательная выставка в Новом Манеже. Сейчас самое главное, завтра в 19 часов, мы никогда не устраивали церемонии открытия, один раз, по-моему, это было 2-3 года тому назад, была шуточная в самом маленьком театре «Тень» церемония открытия. Была церемония открытия в прошлом году, когда мы, мне кажется, очень серьезный сделали шаг, подарили от имени всего театрального сообщества российского подарок в связи с 300-летием Питеру, «Маска» происходила. Но при этом и в Москве не было в прошлом году перерыва в фестивальном марафоне 10-летнем, потому что все спектакли были показаны и в Москве тоже. Конечно, за 10 лет, я вам должен сказать, конечно, 10 лет тому назад все это сочинялось, рождалось по инициативе союза театральных деятелей, при понимании на протяжении всех 10 лет и поддержки и министерства культуры, и правительства Москвы, и совершенно замечательных партнеров, которых нам судьба дарила, которые разделяли наши намерения, наши цели, наши заботы по поводу происходящего в театральной России. У нас уже второй год генеральный спонсор Сбербанк России. Официальный LG. И судьба нам дарила, действительно, замечательных партнеров в этом деле. Конечно, за эти годы потрясающая собралась команда во главе с удивительным профессиональным, обладающим множественными талантами Эдуардом Бояковым, который и генератор идей, и реализатор, и стратег, и прочее.
Н. БОЛТЯНСКАЯ С вашей точки зрения, можно за 10 лет начать делать какие-то выводы? Кто-то из великих говорил, что театр живет ограниченное время. Причем назывался, по-моему, тот самый срок, который существует «Золотая Маска».
Г. ТАРАТОРКИН Вы знаете, не то, что ограниченное время, т.е. возможны некоторые кризисные моменты, этапы. Но надо сказать, это, наверное, происходит вообще и в человеческих отношениях, в любом деле. Но, с другой стороны, мне кажется, что когда столь не умозрительна, а серьезна перспектива, со временем не теряющая остроты и наполненности, то тогда, наверное, эти кризисные моменты менее подстерегают меня, потому что именно, мне кажется, кризис возникает тогда, когда ослабевает эта перспектива, ослабевает идейное начало. А поскольку с идейным началом у нас все в порядке, слово «идея» ни в чем не виновато, что им распоряжались в последнее время не должным образом, потому что в конечном счете театр, лишенный творческой идеи, это неполноценный театр. Да и театр ли? И поэтому, конечно, у нас были и какие-то сложности, естественно. Но, слава Богу, мы избежали того, что вы спрашиваете, кризисных моментов. Более того, за 10 лет, я бы сказал, утвердились и параметры положения о фестивале, о премии, потому что за эти годы возникали некоторые изменения, который не просто, что называется, из пальца высасывались, а театр и наш фестиваль существуют в контексте времени. Контекст, к нему можно как угодно относиться, но его нельзя не учитывать.
Н. БОЛТЯНСКАЯ Я должна сказать, что наш сегодняшний гость, Георгий Георгиевич, играет у нас в эфире роль партизана. Сразу после новостей мы все-таки попробуем выяснить какие-нибудь фишки, что же ждет на церемонии, каких неожиданностей можно ожидать на нынешней «Золотой Маске».
НОВОСТИ
Н. БОЛТЯНСКАЯ Я еще раз напомню, что завтра в цирке на Цветном бульваре пройдет церемония открытия «Золотой Маски». Сейчас мы все-таки попытаемся выяснить подробности. Уже известно, кто получит «Золотую Маску»?
Г. ТАРАТОРКИН Что вы, нет. Вы про нас мало что знаете, как я понимаю, потому что цикл работы фестиваля непрерывный год. 12 апреля мы закроемся, а уже с декабря работает экспертный совет «Маски 2005». К декабрю нынешнего года будет составлена афиша следующего фестиваля. Единственное, что уже с декабря известно, с момента заседания секретариата союза театральных деятелей, на котором определяется несколько номинаций. Это за поддержку театрального искусства, в этом году получает телеканал «Культура» и Николай Федоров, президент Чувашии. «За честь и достоинство», уже известно, что это замечательный актер, народный артист Венгер из иркутского театра и Борис Александрович Покровский. Известно уже, что лучший, уже не первый раз, зарубежный спектакль по опросу это спектакль Някрошюса. Все остальное, с декабря, когда афиша, создается жюри. Сейчас с 27-го числа жюри будет отсматривать все спектакли. При том, что у нас по всем театральным жанрам участвуют спектакли. Театр кукол, оперетта, мюзикл, драма, большая форма драмы, малая, потому что есть на большой сцене, на малой сцене. При том, что я позволил себе сказать, что вы про нас не все знаете, но про театр-то вы знаете. И это жюри, им предстоит напряженная работа, поскольку порядка 40 спектаклей будет показано, более, чем из 10 городов. Когда мы говорили про намерения, про цели, идею, то, конечно, одна из идей в том, чтобы сохранить, и это не умозрительное понятие, а очень живое, единое театральное российское пространство. Представьте, у нас в этом году, с одной стороны, участвует Питер, с другой стороны, приезжает театр из Минусинска, театр из Москвы театр из Владикавказа, Омск, Пермь, вот такая география. Какова эта география, если пройти по всем 10 годам.
Н. БОЛТЯНСКАЯ Для меня загадочное абсолютно всегда явление, это оценка того, что является произведением искусства. На сколько процентов такая оценка является вкусовщиной? Нравится/не нравится? Вам нравится, мне нет?
Г. ТАРАТОРКИН Понятно, поэтому есть и жюри. Жюри, скажем, драматического театра в этом году из 12 человек, они обмениваются мнениями, причем открыто. В конечном счете иногда бывает, ты нуждаешься в чьем-то мнении, чтобы либо утвердиться в своем, либо быть переубежденным, а потом они тайно голосуют. Должен вам сказать, я даже вспоминаю, в свое время, много лет тому назад, был единственный год, когда на Венецианском кинофестивале не присуждали премии. Считалось, что само участие в таком кинофоруме уже исключительный момент в судьбе картины. Как раз в этот год мы ездили с «Преступлением и наказанием». Один год был эксперимент. И все-таки вернулись к тому, в этом есть некое игровое начало тоже, которым наполнен сам театр и всякий род искусства. Есть в нем игровое начало. Поэтому мне представляется, что, во всяком случае, это полная неожиданность для членов жюри, никто не знает. Я и Эдуард Бояков, мы открываем конвертики, подсчитываем, потом у нас все это хранится. У кого возникают какие-то сомнения, у нас есть архив, пожалуйста.
Н. БОЛТЯНСКАЯ Скажите пожалуйста, были какие-то явные неожиданности за время существования?
Г. ТАРАТОРКИН Очень много неожиданностей.
Н. БОЛТЯНСКАЯ Просто никто не мог предположить?
Г. ТАРАТОРКИН Конечно. Представьте, из Минусинска, вы можете себе представить, они второй раз будут участвовать в фестивале. Причем я говорил, что контекст времени иногда уточнял какие-то позиции в положении. Например, когда стало понятно, и это не был реверанс в чью-то сторону, там какие-то заигрывания, а просто очевидно жизнь подсказывала, что без того, если местная власть и власть вообще не поддерживает театральное искусство, то, по сути дела, погибнет. Значит, когда разрушилась система гастрольная, это же существовала целая политика гастрольная, когда театры выезжали на месяц с репертуаром в 12-13 названий, в каком-нибудь городе на двух площадках на аншлагах играли, город этим жил, в этом чудо тоже театра, так же, как одно тоже из таких моментов серьезных, конечно же. И нас это очень радует. Даже номинирование, тем более получение «Золотой Маски» каким-нибудь театром из какого-то города в достаточной степени изменяет его жизнь.
Н. БОЛТЯНСКАЯ Нравственно или финансово?
Г. ТАРАТОРКИН Если бы они не были нравственно здоровы, то вряд ли бы они породили то, что могло участвовать в фестивале.
Н. БОЛТЯНСКАЯ Кстати, насколько мне известно, с мая, по-моему, месяца начнется большой гастрольный тур лауреатов «Золотой Маски».
Г. ТАРАТОРКИН Все вы знаете. Действительно, мы уже несколько лет, по-моему, 4 года, проводим, потому что есть давняя мечта, чтобы все лауреаты везде показались. Конечно, это связано с очень серьезными организационными и финансовыми проблемами, но тем не менее. Вот уже четыре года мы проводим такие фестивали по регионам лауреатов, номинантов фестиваля разных лет, не только нынешнего. В этом году мы такие фестивали будем проводить в шести городах.
Н. БОЛТЯНСКАЯ Я даже перечислю Орел, Казань, Пермь, Ростов-на-Дону, Ханты-Мансийск и Тюмень.
Г. ТАРАТОРКИН Ханты-Мансийск отпал, к сожалению, тем не менее, и Питер.
Н. БОЛТЯНСКАЯ Скажите пожалуйста, насколько снобистская публика сегодняшних крупных российских городов? Приезжает на гастроли театр из далекого города. Вы в сегодняшней программе уже дважды упомянули, причем в самых теплых красках, театр из Минусинска, а теперь представьте себе, что на одной из улиц московских в афише одного из театров висит, что с такого-то по такое-то число у нас работает театр из Минусинска. Идет на него публика нормальная?
Г. ТАРАТОРКИН Идет, потому что есть люди, действительно, неслучайные в своих отношениях, я имею в виду зрительскую аудиторию, с театром. Им интересно. Во-вторых, все-таки, не сочтите за самомнение, но «Маска» приобрела достаточный авторитет. И если это показывается в рамках фестиваля «Золотая Маска», то уже, это факт, привлекает. Понятно, значит, что что-то интересное, что-то неординарное. Позавчера я примчался из Питера, успел на спектакль театра из Якутии. Они показывали в рамках юбилейной программы свои спектакли. Замечательно, полный зал в театре Маяковского. Они показывали как раз один из спектаклей, который в свое время был лауреатом «Золотой Маски».
Н. БОЛТЯНСКАЯ Могу ли я вас попросить сказать несколько слов о феномене Някрошюса?
Г. ТАРАТОРКИН Он потрясающий режиссер.
Н. БОЛТЯНСКАЯ Когда-то, по-моему в «Современнике», его спектакль много лет назад, смертоубийство было, попасть было невозможно, но сегодня ситуация изменилась, сегодня возможность попадания измеряется вашими финансовыми возможностями. Долго все-таки держится человек, не становится хуже самого себя. В чем загадка, в чем секрет?
Г. ТАРАТОРКИН Здесь я могу только свои предположения, как вы понимаете, но это потрясающее сочетание перво-наперво грандиозного таланта, который оснащен потрясающим профессионализмом. Конечно, хотя я сказал и во-первых, и во-вторых, все-таки все начинается с того, что это фантастическая и человеческая, и художественная личность, потому что то, что он являет, то, что рождает, подчас на материале, далеком от корней литовских, а все равно 5 часов пролетели как миг, когда я смотрел «Отелло».
Н. БОЛТЯНСКАЯ Шекспир далек.
Г. ТАРАТОРКИН Да, и это было, не то, что я обращал внимание на то, что это было с литовским, это что-то вообще, очень многое, мне кажется, определяется мужеством сохранить верность и человеческим, и национальным, и профессиональным верованиям.
Н. БОЛТЯНСКАЯ Прежде, чем задать вопрос о составе жюри, я попросила бы вас его огласить, я не могу себе отказать в удовольствии передать привет господину президенту и передать ему поклон от Маргариты мастеру, передайте, пожалуйста, Тараторкину, что он прекрасен, особенно в Раскольникове, мы его обожаем. Я честно все передала.
Г. ТАРАТОРКИН Спасибо большое.
Н. БОЛТЯНСКАЯ О жюри.
Г. ТАРАТОРКИН Давайте я тогда, чтобы не ошибиться, шпаргалку выну. Без шпаргалки я знаю, что председатель жюри нынешнего фестиваля по драме это Анатолий Миронович Смелянский, здесь не надо представлений. Байрашевская, актриса Новосибирского театра «Красный факел», Андрей Борисов, главный режиссер, как раз я сегодня говорил, театра «Саха» из Якутии, Годер Дина Натановна, театральный критик, Алла Демидова, актриса, Марина Игнатова, актриса БДТ, Князев Евгений Владимирович, заслуженный артист и ректор Щукинского училища, Майя Кобахидзе, руководитель департамента государственной поддержки искусства министерства культуры, Лохов Дмитрий Александрович, художественный руководитель Архангельского театра кукол. Алексей Порай-Кошиц, театральный художник, лауреат премии «Золотая Маска», который сейчас уже в Москве работает, Смелянский Давид Яковлевич, тоже, я думаю, без комментариев, профессор кафедры менеджмента, здесь так много всего, и заслуженный деятель, и потрясающий продюсер. Инна Натановна Соловьева, это без комментариев. Что касается музыкального, то возглавляет его Владимир Георгиевич Урин, он председатель, директор музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко, Марина Багдасарян, здесь вообще не надо комментариев, Сергей Бархин, театральный художник потрясающий, Барыкина Лариса Владимировна, критик и исследователь музыкального театра, Бэлза Святослав Игоревич, Варгафтик Артем Михайлович, музыкальный критик, ведущий программы на «Культуре», Васильев, Кочнев, Лавровский Михаил, Андрис Лиепа, Мелик— Пашаева, Можайская, Образцова, Поспелов, Шульман.
Н. БОЛТЯНСКАЯ Мне остается пожелать вам успеха. Еще раз напомню, что завтра международный день театра, в цирке на Цветном бульваре 10-й юбилейный фестиваль «Золотая Маска». Мы сегодня общались с президентом ассоциации «Золотая Маска» Георгием Тараторкиным. Спасибо.
Г. ТАРАТОРКИН Спасибо вам.


Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире