'Вопросы к интервью

Время выхода в эфир: 26 сентября 2019, 20:05

М.Наки 20 часов и 4 минуты, добрый вечер, у микрофона Майкл Наки, и сегодня мы обсуждаем сериал «Триада», который с понедельника выходит на телеканале ТНТ, у нас в гостях его автор, автор этого сериала и сценарист Дарья Грацевич. Здравствуйте, Дарья.

Д.Грацевич Здравствуйте.

М.Наки Сериал «Триада». Возможно, кто-то из вас видел трейлеры или знаком с сюжетом этого сериала, но хочу начать именно с завязки, потому что она достаточно неординарна, а потом перейдем к каким-то, может быть, техническим деталям, про актеров поговорим, и вообще, как вам это все пришло в голову.

Д.Грацевич Как вам это все.

М.Наки Как вам это все – это мы потом можем, когда выйдет сериал, когда все посмотрят. А пока – как вам это все пришло в голову. Но чтобы понимать, как вам это ве пришло в голову, расскажите, пожалуйста, что это за сериал, какова его завязка.

Д.Грацевич История такая, главный герой сериала по имени Анатолий – примерный муж, живет уже несколько лет в браке со своей женой Ритой, и у них есть только одна проблема, они никак не могут завести ребенка. У Анатолия есть еще одно обстоятельство в жизни – это любовница, тоже достаточно постоянная уже. Она, так скажем, подруга сердца, с которой он находит какое-то отдохновение от своей семейной жизни и подумывает иногда, между делом, все поменять. Любовницу превратить в жену, а жену – в бывшую жену.

И поскольку Анатолий – человек нерешительный, он никак не может выбрать, что же ему делать. Ему друг дает нетривиальный совет: переспать с третьей женщиной, чтобы понять, перед какой из тех двух ему будет стыдно. Таким образом проверить, какую он действительно любит, с какой надо остаться.

М.Наки Что могло пойти не так…

Д.Грацевич Железная схема, ничто не предвещало. Но вдруг, в момент проверки жизнеспособности этой идеи Анатолий случайно со своей случайной связью, с девушкой, которую он снял в клубе, становится будущим отцом. Но так сложились звезды, что то же самое происходит и с подругой сердца, и с женой.

М.Наки Не в смысле, что они идут к третьей девушке…

Д.Грацевич Все забеременели одновременно. Это история про шесть полосок в один день.

М.Наки Почти как у Адидаса.

Д.Грацевич И тоже, казалось бы, ничего такого…

М.Наки Кому казалось?

Д.Грацевич Смотрите, две женщины беременны от одного мужчины одновременно, история знает такие примеры. Я, может быть, лично с такими людьми не знакома, но мне рассказывали, что так бывает. В общем, я добавила не так много. Еще 30%, просто чтобы было интереснее и веселее.

Но самое главное, что мой герой – не такой человек, который готов отказаться ни от одной этой истории, ни от одного ребенка. И более того, он хочет даже в этой ситуации остаться приличным человеком.

М.Наки Желание интересное.

Д.Грацевич Желание такое у него есть. И начинает предпринимать действия. И самое первое его действие – не скрывать, не бегать, не пытаться там уйти с одной, а двум другим помочь… Он решает объявить все как есть, поставить женщин перед этим фактом.

М.Наки Так.

Д.Грацевич Это вот я завязку рассказала.

М.Наки И как же вы докатились до жизни такой? Каким образом появился у вас этот сюжет, что вас вдохновило?

Д.Грацевич Смотрите, я являюсь также сценаристом сериала «Измены», который шел на ТНТ четыре года назад. И сериал «Измены», если кто не знает, там есть женщина, у нее есть муж и, мощное дежавю, еще три любовника. То есть, четыре мужчины. И в свое время это прозвучало как некое феминистическое высказывание от меня, я этого не ожидала на самом деле. Но оказалось, что в России легко прослыть феминистской, просто если ты предположишь, что женщина может вести какую-то сексуально насыщенную жизнь. И при этом не считать себя падшей, проституткой, шлюхой, а очень даже с чувством собственного достоинства на эту тему рассуждать. Но второго сезона этого сериала я сразу решила не писать, а гештальт как-то не закрылся, хотелось какого-то продолжения этой темы, но не такого же – взять, собрать людей…

Нет, мне хотелось нового ракурса. Может быть, более легкого отношения, потому что «Измены» — это серьезный сериал, а я автор комедийный. И мне хотелось больше комедии. И мне пришла такая мысль, что а если сделать шаг вперед, если у мужчины количеством женщин никого не удивить, у нас это даже типа круто – мачо, ловелас. И вот я решила – а пусть допрыгается. Пусть попадет в такую ситуацию, в которой пора в Гугле писать: «Боженька, что мне делать».

М.Наки Так, хорошо. Это комедия?

Д.Грацевич Да.

М.Наки И, скажите пожалуйста, вот вы долго работали над сериалом «Интерны» как сценарист.

Д.Грацевич Шесть лет.

М.Наки Достаточно знаковый сериал у нас считается. И как бы многие его смотрели. И вот в плане именно комедии, это что-то похожее или что-то новое? К чему я спрашиваю. Сейчас последние полтора-два года российские сериалы, по крайней мере, часть из них, стала появляться какая-то совсем кардинально отличающаяся от того, что было раньше. Визуально, по сюжетам – на сюжеты стали обращать больше внимания. По тому, какие вопросы и темы там поднимаются. И вообще по качеству. Потому что долгое время мы смотрели какие-то западные сериалы, российские, сравнивали и была такая маркировка – «неплохо для российского сериала».

Д.Грацевич По сельской местности…

М.Наки Да. В последнее время все больше выходит сериалов, которые не по сельской местности, а в целом смотрятся весьма достойно. И есть ощущение, что все больше авторы экспериментируют. Причем в последние два года, когда сериалы появлялись, понятно, что написаны они…

Д.Грацевич Да, это нужно минимум два года закладывать, чтобы началось движение в эту сторону.

М.Наки Да. Мы же только вершину айсберга видим. И вот хотелось спросить, насколько это похоже, не похоже, на то, что было? И какого рода ждет комедия тех, кто будет смотреть этот сериал с понедельника на телеканале ТНТ?

Д.Грацевич Мне кажется, что комедия развивается особенно быстро, особенно бурно, и не только у нас, но и в Америке, потому что прошло время павильонных сериалов. Сериал «Интерны» полностью снят в павильоне. Если кто не знает, я объясню. Сериал снимается в декорации, берется многометровый павильон, в нем полностью строится декорация. С потолком. Это просто чтобы вы понимали. Это был прогресс – раньше потолка не было. И камеры снимали с одной стороны, чтобы не выпадал этот пустой потолок.

Потом появился потолок, в 2009 году, когда вышли «Интерны», это был прогресс, революция. Камера начала двигаться по кругу, камера начала снимать со всех сторон. Камеры тоже поменялись с более статичных, все же развивается, не стоит на месте. Все развивается, становится меньше, производство становится более простым и технологичным.

Но какое-то время комедия успешно существовала в павильоне, и казалось бы, зачем ей выходить. Вот ты встал, сел, на стул, на диван – и шути. Но ничто не стоит на месте, и комедия тоже вышла, вышла и на улицу, и в интерьеры, и в кафе – на натуру тоже.

М.Наки На что это повлияло? Чего раньше вы не могли сделать с вашими героями или в целом с ходом сюжета, что сейчас можете?

Д.Грацевич Во-первых, в закрытом пространстве придумывать комедию и гэги довольно сложно, потому что все заканчивается тем, что у тебя определённый набор вещей, и делать какие-то… Хоть чуть-чуть экшн, смешные вещи, чтобы кто-то куда полез, упал, выпал из окна ты просто не можешь. Ты ограничен вот этим состоянием «поскользнулся на банане». И, конечно, это начинает просто беспокоить.

Хочется пространства – это раз. Во-вторых, все это не очень реалистично. То есть, есть какая-то приятная узнаваемость… Вот «Интерны» шесть лет – у тебя одинаковый всегда бело-голубой фон. И на самом деле, наверное, в больнице, где все равно есть какой-то день сурка, наверное, что-то в этом есть. Но если ты меняешь круг тем, и хочешь как-то ближе к реальности находиться, надо выходить из этого замкнутого пространства. Но меняется и драматургия, и комедии тоже.

И, например, в Америке очень много сейчас комедий, которые грустные, в которых поднимаются серьезные темы. Ситком перестал бояться смерти. Я вот замечаю, что в новых комедиях, там вообще легко в первых двух сериях умирает какой-нибудь главный друг героя. Раньше… В сериале «Друзья» за 10 сезонов, кто там умирал? Сосед? Один раз.

Сейчас все стало ближе к жизни.

М.Наки Ближе к смерти.

Д.Грацевич И ближе к смерти. Жизнь – это же в один конец дорога. И «Триада», в том числе, сериал и смешной, и печальный. Потому что невозможно на такую ситуацию смотреть и только веселиться, только ха-ха. Потому что совершенно понятно с самого начала, что трех полноценных семей получиться не может. И гарема получиться не может.

М.Наки Кстати, про гарем. Смотрите, по первому описанию, если не вдаваться, получается какое-то такое НРЗБ, он с кучей женщин тусит, и еще и всех детей: «Ладно, оставлю». Он султан?

Д.Грацевич Вообще не так. Потому что нужно понимать, что главного героя играет Борис Дергачев, это его первая, кажется, большая роль. Но в принципе он много в комедиях снимался. И просто если вы посмотрите на Бориса Дергачева, сейчас он висит на наружной рекламе, на это лицо…

М.Наки Хотите обидеть Бориса Дергачева, я понял.

Д.Грацевич Подождите. Борис – прекрасный пример не мачо, а настоящего реалистичного мужчины. Понимаете? Это не Цыганов, который с каменным лицом ходит, полный каких-то внутренних принципов, не Данила Козловский…

М.Наки НРЗБ.

Д.Грацевич Почему обидим? Я комплименты говорю.

М.Наки Каменное лицо не похоже на комплимент.

Д.Грацевич Для женщины это привлекательно, человек загадочный, непонятно, что он думает. И я думаю, что у Цыганова нет проблем с женским вниманием именно благодаря тому, что его лицо как бы приглашает разгадывать, что там внутри происходит.

Есть Данила Козловский, который красив, статен и вообще такой принц на белом коне. Или есть какой-нибудь Саша Петров, который прекрасный, который плохой мальчик, bad gay такой русский. Вот Боря Дергачев – это максимально мы приблизились к настоящему русскому мужчине, который чуть-чуть где-то полноват, где-то несуразен.

М.Наки На человека похож.

Д.Грацевич Да, у меня тут недавно брал интервью молодой человек, который сказал: «Ну мы же все Боря Дергачев чуть-чуть. Чуть-чуть кудрявые, с пузиком, у нас такие глаза срущей собаки». И поэтому человек, который попал в эту ситуацию – это не мачо, конечно. Мне это напоминает Винни Пуха, который застрял, когда в гости к Кролику приходил, вот он застрял, но при этом он делает вид, что не застрял, что ему так удобно. И это смешно.

И желание такого человека оставить всех детей и женщин, оно не противно такое мачообразное. «Оставайтесь, и я буду на всех вас как король Солнца распространять свое… Альфа-воздействие». Нет. Это попытка человека, который знает, что облажался, накосячил, он сделал ошибку и не одну. Но вот у вас же на радиостанции постоянно говорят, что систему характеризует не ошибка, а реакция на нее. И сериал про реакцию на ошибку.

М.Наки То есть, он кается?

Д.Грацевич Он кается, пытается исправиться, пытается сделать, чтобы всем трем было хорошо. И тут начинается другая проблема: три очень разных женщины. И для каждой из них «хорошо» — это очень разное «хорошо». И вот тут…

М.Наки И вряд ли это «хорошо» включает двух других женщин.

Д.Грацевич Совершенно точно, оно исключает двух других женщин.

М.Наки Судя по тому, что это – комедия, вряд ли у него все получается. Предположу я. Но я пока сериал тоже не смотрел, с 30 числа он будет, с понедельника идти на канале ТНТ. Скажите, пожалуйста, вы вообще когда начали работу над этим сериалом в плане, когда придумали его, как это все происходило?

Д.Грацевич Первая серия у меня была написана в конце 15-го года. Вообще сериалы… Я – единственный автор, точнее, у меня был соавтор, который мне помогал с идеями на серии, Юлия Галиченко. Но вообще в целом диалоги полностью, от начала и до конца, я писала одна. И когда ты пишешь сериал один, как правило, это два года. Два года жизни, два года работы. 16 серий. При этом, казалось бы, сериал комедийный, он короче по хронометражу, он 24 минуты. Но это не означает, что он пишется быстрее. Даже наоборот. Он плотнее. Диалоги гораздо плотнее, и тут даже просто норма, которую ты можешь написать в день, она сразу уменьшается в два раза.

М.Наки Не «Игра Престолов», где 43 минуты все могут сидеть за одним столом и просто пить. Такое не пройдет.

Д.Грацевич Это не лучшая серия «Игры Престолов».

М.Наки Думаю, здесь согласны с вами абсолютно все. Потому что обратного мнения…

Д.Грацевич Критиковать легко.

М.Наки Кстати, обычно, знаете… Когда критикуешь, тебе говорят: «Наконец-то у нас есть сценарист..».

Д.Грацевич Сценаристам в этом смысле очень тяжело. Только ты открываешь рот, покритиковать какую-нибудь «Игру Престолов», тебе говорят: «Ты сам сделал? Что написал в последний раз? Сиди молча». Даже тому, кто не в профессии, вроде как-то проще высказаться.

М.Наки И, знаете, наверное, до недавнего времени тому, кто «Игру Престолов» писал, было как-то попроще, до 8 сезона. После 8 сезона теперь и он, когда открывает рот, ему что-то припоминают. Почему я вас так много расспрашиваю именно про сценарную работу, потому что выход сценаристов и авторов сериалов из тени, он совсем… Мои личные ощущения, может быть, он произошел совсем недавно.

Д.Грацевич Он даже еще до конца даже не произошел. Мы чуть-чуть выглянули из тени.

М.Наки Потому что обычно на первом плане актеры в сериалах, иногда режиссеры.

Д.Грацевич Бывает.

М.Наки Продюсеры. Но не в вашем сериальном смысле, а в нашем человеческом. Тот, кто полуинвестор, полупродвигатель. И потом уже недавно начали вспоминать, что существуют сценарии и сценаристы. И поэтому интересно узнавать про эту работу, потому что на Западе это поняли чуть пораньше, там крупными буквами пишется в начале, если какой-нибудь Аарон Соркин, все такие: «Буду смотреть независимо от того»…

Д.Грацевич У них есть прекрасное выражение в английском языке – created by…

М.Наки Автор идеи у нас переводится.

Д.Грацевич Это даже не переведешь. Потому что мало ли авторов идеи, автор идеи может принести идею и уйти. И по этой идее кто-то другой будет создавать все. У нас даже нет выражения, на самом деле… Тень такая глубокая, что даже пока непонятно, с каким словом из нее выходить. Но мы потихонечку начинаем. Есть понимание, что рулит, так примитивно скажу, тот, кто создает контент. А контент создается в голове у человека. Вадим Перельман, режиссер замечательный, который работал в Голливуде и снимал сериал «Измена» мне как-то сказал, что мы, сценаристы, ему напоминаем композиторов.

Сидим у себя где-то в комнате, смотрим в белую стену и слушаем музыку на самом деле. И диалоги – это музыка. У них есть темп, ритм, в них все меняется от перестановки слов. И ты фактически записываешь ноты. И это – очень правильное сравнение, потому что потом по этим нотам другой человек начинает исполнять. И не один, еще целая команда приходит. Режиссер, артисты берут это как нотную тетрадь и начинают выстраивать свое произведение.

И было обидно, что многие не понимали, насколько это важная часть работы. И также не понимали, что сценаристу очень важно признание, что очень важно, что хотя бы в индустрии. Я, конечно, не говорю, что должны на улице узнавать. Хотя, думаю, в Лос-Анджелесе Соркина узнают на улице. Или там Винса Джиллигана…

М.Наки «Здравствуйте, я – Аарон Соркин…».

Д.Грацевич Я слышала, что Винс Джиллиган, создатель Breaking Bad, что у него в лучших ресторанах Лос-Анджелеса забронированы всегда под него столы. И любимые его места. И когда он приходит, его знают все официанты. Понятно, что Лос-Анджелес – это отдельное место, там все заточено на производство. И все эти официанты, которые его знают, они же актеры, которые мечтают в его проектах сниматься.

М.Наки Нам до такого далеко. Но постепенно как-то начали люди узнавать, что сценаристы – тоже люди. И как я понимаю, поменялось взаимодействие сценаристов, авторов сериала с режиссерами и актерами?

Д.Грацевич Да.

М.Наки Так ли это? И как у вас было организовано это во время производства данного сериала?

Д.Грацевич У нас американская система тоже начала работать. Есть еще слово шоураннер. Мне кажется, хоть оно по-русски немножко по-дурацки звучит, оно отражает очень хорошо суть происходящего. Есть шоу, есть человек… Потому что сериалы на английском языке «шоу» называются. И есть человек, который должен все это время, вот «Триада» — это 76 съемочных дней. Все эти 76 дней кто-то должен держать целое в голове.

Конечно, это делает хороший режиссер, несомненно. Но он решает одновременно массу задач.

М.Наки У него в голове другое «целое», нежели у того, кто это придумал.

Д.Грацевич Все равно оно не такое целое, как вот у меня. Потому что режиссер снял, сделал монтаж, у него уже пошел следующий проект, ион не занимается иногда до конца ни музыкой, ни пост-продакшеном, ни маркетингом. А кто-то должен заниматься всем, видеть лицо сериала.

Недавно на одном из совещаний по маркетингу кто-то сказал такое выражение как «хозяин контента». Я – хозяйка контента. Вот у контента должен быть хозяин, человек, который все видит, видит целую картину, знает, где какой стаканчик из Старбакса стоит или вовремя его уберет. В общем, ответственный за все.

М.Наки И это… Была дана такая возможность?

Д.Грацевич Да, это сейчас в очень многих компаниях происходит. Мне кажется, с комедийными сериалами это вообще только так работает. Юмор же теряется, у него есть такая проблема. И он теряется в неожиданных местах, где ты вообще этого не подозреваешь. И по-хорошему автор сценария в юмористическом сериале вообще должен всегда быть на площадке, потому что где и когда твоя шутка не зайдет, и как ты потом удивишься на монтаже, это вообще непредсказуемая история. Лучше быть, видеть, смотреть, бежать, менять, объяснять.

М.Наки Много приходилось это делать?

Д.Грацевич У меня был прекрасный режиссер, Дима Дьяченко, дело в том, что таких режиссеров вообще не очень много, а Дима – комедийный режиссер. Он снимал «О чем говорят мужчины», он снимал первую точно… Я просто боюсь обмануть, потому что в какой-то момент он перестал снимать. Мне кажется, и первую, и вторую он снимал. Вообще работал с «Квартетом И» много и прекрасно в юморе разбирается. «СуперБобровы» снимал, «Последний богатырь», «Кухню». То есть, человек в юморе очень подкованный.

М.Наки То есть, вы понимали друг друга?

Д.Грацевич Мы понимали друг друга очень хорошо, командная работа. Но я понимаю, что сейчас режиссерам в России вообще непросто приходится, раз уж мы говорим о выходе из тени, то мы же выходим не на пустое место. А там есть свои короли. И режиссер в России – это больше, чем режиссер, больше, чем поэт. Человек, который привык рулить, руководить. И что кто-то приходит и ему из-за спины начинает подвякивать. Это не все сразу принимают.

М.Наки Вместе работать вместо такого тоталитарного управления. Сейчас мы сделаем перерыв на новости. Напомню, что у нас сценарист сериала «Триада» на ТНТ Дарья Грацевич, после новостей вернемся.

НОВОСТИ

М.Наки 20 часов 33 минуты, у микрофона Майкл Наки, мы продолжаем, сегодня обсуждаем сериал «Триада», который на телеканале ТНТ стартует совсем скоро, с 30 числа, с понедельника. У нас в гостях – автор сценария сериала и вообще этого сериала Дарья Грацевич. Напомню для тех, кто недавно нам подключился или уже успел забыть, речь в сериале идет про мужчину, который волею судеб… Три женщины от него забеременели. Жена, любовница и фактически мимо проходящая… Мимо танцующая женщина. В такой вот он непростой ситуации оказывается, при этом он хочет еще всех детей оставить.

Скажите, пожалуйста, вот зачастую, особенно, когда речь идет о комедии, многие берут какие-то образы из тех, что они знают или видят… Компилируют, срисовывают, берут какие-то жизненные ситуации, может быть – из собственного опыта, чтобы наполнять это как-то. Есть ощущение, что персонажей с такими обстоятельствами вряд ли есть в вашем или еще в чьем-то окружении, поэтому интересно, как вы это прорабатывали, куда смотрели, в какие стороны, как это все рождалось.

Д.Грацевич Конечно, обстоятельств таких нет. Но вообще писатель, особенно если писатель уже много лет работает в индустрии, профессионально пишет, берет в работу все. Я записываю за всеми все, все слова, раньше это были блокнотики, теперь есть заметки в телефоне. Все туда идет, все диалоги, все шутки, все подмеченные какие-то черты характера у людей. Все собирается. И очень редко когда срисовываешь полностью человека. Как правило, он рождается вообще из какой-нибудь фразы или из шутки, из слова. По-разному бывает.

А когда набираешь… Что касается главного героя. Мне кажется, мы уделяем мало времени трем женщинам. И на самом деле женщины оказались в ситуации не менее странной, даже еще более странной в том смысле, что они ничего не делали особенного. Тут человек хотя бы рисковал. А женщины жили себе, и вот так попали.

М.Наки Любовный четырехугольник.

Д.Грацевич Да, это мне вообще напоминает такое стихотворение у Анны Ахматовой, оно очень простое «Дура, дура, дура, дура, дура ты проклятая. У него – четыре дуры, а ты – дура пятая». Вот. Вот такая у них ситуация. И вот их характеры я собирала скрупулезно и, может быть, где-то опираясь на себя и на своих подруг. Потому что мне хотелось, чтобы они были максимально далекие друг от друга. Чтобы была одна сильная женщина – жена, которая держит дом, бизнес, считает, что у нее все схвачено, все под контролем, ничего не может происходить. Она делает ремонт, строит дом. И упускает, на самом деле, мужа, который в это время вот чем занимается.

И то, как потом он ее затаскивает… Понимаете, когда контрол-фрик попадает в ситуацию, где он не может контролировать ничего, вот это трагедия. Она смешная, как правила, человек теряет опору. Человек, потерявший опору – это и есть комедийный персонаж. И к этой женщине мне нужно было добавить еще два женских характера, чтобы это все работало, чтобы они раздражали друг друга, чтобы они друг друга бесили, чтобы они не были похожи. Но при этом чтобы у каждой из них была какая-то своя линия с героем. И еще самое главное, что драматургию никто не отменял, и должно быть интересно: «А все-таки кто? Понятно же, что не будем вчетвером жить, даже если временно будем, потом все равно не будем».

Просто в российском семейном кодексе нет такой формы, которую можно было бы…

М.Наки С другой стороны, нет формы запрета.

Д.Грацевич Нет формы запрета, есть общественный запрет такой легкий. Тем более, дело происходит в городе провинциальном, не в Москве, и в городе небольшой. Он не назван в сериале так, чтобы был просто общий образ. Образ небольшого города, где люди достаточно на виду. Особенно вот у главных героев – детское кафе. И можно предположить, что это кафе одно на весь город.

И кафе тоже страдает от той проблемы, с которой они сталкиваются, потому что не могут люди, которые держат детское кафе, так поступать с моралью у всех на виду. Это же не… Есть такой прекрасный американский сериал, «Большая любовь» называется. Он про мормонов как раз.

М.Наки У них, кстати, разрешено многоженство.

Д.Грацевич Да. Я так понимаю, в каких-то штатах это, наверное…

М.Наки В смысле, религиозно. В правовом нельзя. А у мормонов, в изначальном течении… Но мы отвлеклись.

Д.Грацевич Да, я к чему. Я к тому, что эти женские персонажи списаны в чем-то с реальных людей. Ну как сказать, люди меня вдохновляют.

М.Наки Реальные люди не обидятся, когда узнают какой-то свой разговор в вашем сериале?

Д.Грацевич Я поэтому не буду ни на что намекать, чтобы никто не обиделся. Но я очень надеюсь, что узнают некоторые истории, которые мне рассказывали люди. На самом деле, они обычно очень радуются этому. Когда они рассказывают какую-то историю, а потом ты ее берешь, вставляешь в сериал и господи, столько счастья. Очень легко человека порадовать, просто его шутку вставить. Есть еще другой способ порадовать, мы в «Интернах» шесть лет этим занимались – давать фамилии. В «Интернах» очень много больных было. К больным же принято обращаться по фамилиям, и вот большое развлечение – брать знакомых, наделять фамилиями, и потом они звонят и говорят: «Ну, вы… Ух!». Им приятно, что их как-то упомянули.

М.Наки Кстати, о тех, кто упомянут, о тех, кто фигурирует. Скажите про актеров немножко. Писали ли вы под них… Как это происходило?

Д.Грацевич Про Борю Дергачева мы уже поговорили.

М.Наки Что вам нужен был средний мужчина.

Д.Грацевич Среднестатистический мужчина. Боря, на самом деле, прекрасный, он попал в образ просто гениально, у нас не было никаких сомнений по поводу него вообще никогда. Также у нас жену играет Даша Мороз. Если я не ошибаюсь, это чуть ли не первая ее большая комедийная роль, что меня очень удивляет, потому что мне кажется, что она великолепная комедийная актриса. И только вообще играть и играть в комедиях, она смешная, чувствует юмор, слышит интонацию комедийную, просто блеск.

Любовница постоянная – это Люба Аксенова, очень востребованная, популярная, очень красивая девушка. При этом мы ее встретили с такой героиней несколько истерической, взбалмошной, творческой, и Люба в этом раскрылась, мне кажется, по-новому. И я была поражена тем, как Люба работает со своим персонажем, потому что она на одной из первых встреч со мной и режиссером пришла с тетрадкой пометок, и начала очень въедливо интересоваться, что, почему, как. И это было освежающе. Потому что кода артист так готов – это круто.

И третья барышня, попавшая в эту сеть, это молодая девушка Настя Калашникова, это ее будет такой дебют большой. Ей, кажется, всего было 23, когда она у нас снималась. И я думаю, что она будет звезда новая, особенно комедийная, потому что там тоже потенциал потрясающий.

М.Наки Как проходило это все? Отбор, не отбор… Приходит к вам актер, вы говорите: «Вы – третья беременная женщина, вот такие у вас жизненные обстоятельства. Кстати, муж еще ваш всех вас втроем хочет, чтобы вы оставили детей». Просто актер же пытается на себя примерить эту роль, подозреваю.

Д.Грацевич Начнем с того, что актер получает текст.

М.Наки Так не интересно.

Д.Грацевич Все чуть проще. Не целую серию, но сцену для проб. И из этой сцены уже что-то понятно. Пробы ведет режиссер, он объясняет, что и к чему, что происходит, рассказывает. Всех это обычно веселит. На самом деле, для Борис, для его персонажа была сцена, где он сообщает новости. И, в принципе, лучше нельзя было подобрать, потому что мы на пробах видели каждого мужчину, который к этой ситуации пытался как-то адаптироваться. Либо он был в ней смешной, либо нет. И это сразу видно и сразу понятно.

Еще очень важный вопрос химии, когда история про отношения, очень важно, чтобы это все работало, чтобы мы верили в мужа и жену, чтобы мы верили в любовницу. Учитывая, что… При всем уважении к Борису, Борис, если ты слушаешь, ты очень красивый. Но все равно могут возникнуть вопросы: что за кусок золота, что все три женщины так к этому тянутся?

Знаете, он милый. Это важно. Милый и располагает к себе.

Я еще хочу сказать, что у нас есть второй план замечательных комедийных артистов, старшее поколение. Люди же не существуют в вакууме. И у нас есть Инга Оболдина, это тетя Толика, главного героя, которая принимает активное участие во всех перипетиях. Есть Кирилл Полухин, который играет папу любовницы Наташи. Там большую шишку в городе, человека страшного и очень недовольного тем, куда его дочь вляпалась.

М.Наки Его можно понять.

Д.Грацевич Да. И у нас есть еще Саша Пташенчук, который играет друга и конфидента главного героя, потому что кто-то должен оценивать эту ситуацию и над ней смеяться, просто иначе нельзя. Саша – не профессиональный артист, но он играет в «Однажды в России», шоу, которое на ТНТ идет. Но он, по-моему, прекрасно справился с большой ролью в сериале.

М.Наки Скажите, пожалуйста, вот у нас то, что вы описали, что в целом может описать трейлер или аннотация, там есть какие-то фигурные персонажи. Вот это – мужик, три женщины от него забеременели. Вот это жена, она такая бизнес-вумен и все такое. Вот это танцовщица, она танцует.

Насколько это именно законченные образы, или помимо той марки, бирки, которую на них клеят, есть в них еще что-то, что проявится в сериале?

Д.Грацевич Я очень не люблю героев, которые глубиной полтора сантиметра. И это то, что мы сейчас обсуждаем, чтобы дать представление о том, что происходит. Там у каждого внутри большая, серьезная, интересная история. И на самом деле, выбор делает не только Толя между женщинами, а каждая женщина по жизни, какой быть, какой оставаться, не оставаться, меняться, как быть самостоятельной, как не зависеть от мужчины. Я, на самом деле, не могу просто себе позволить даже как писатель оставаться на поверхностной какой-то глади. Мне обязательно нужно пойти дальше.

И на самом деле, я бы сказала, что эта история про проблему выбора себя и не себя в ситуации.

М.Наки В каком смысле?

Д.Грацевич В том смысле, что все американские сериалы, я заметила, учат в любой ситуации выбирать себя. Свое душевное здоровье или психическое, свое счастье, свою безопасность, никогда не становиться жертвой обстоятельств. А что для этого нужно? На самом деле, для этого нужно наблюдать, а потом принимать решения. И вот я запихиваю всех этих людей в эту странную ситуацию для того, чтобы они увидели, в первую очередь, себя. И что они сделали для того, чтобы здесь оказаться. И что им это может дать, и какой в этом урок.

М.Наки То есть, в момент комедии внутри все равно есть какие-то вещи, которые заставят… думать?

Д.Грацевич Ну, хорошо бы. И, на самом деле, у нас была во вторник премьера, мы показывали четыре серии сразу…

М.Наки Премьера?

Д.Грацевич Ну, такая светская, скажем так. И для журналистов тоже пресс-показ. И люди посмотрели четыре серии подряд. И не буду хвастаться, но люди выходили со слезами, потому что есть моменты очень пробивающие.

М.Наки От смеха или грусти?

Д.Грацевич Там есть такой момент, что ты подключаешься к людям. И начинаешь так сопереживать, что… Да, ты, конечно, смеешься. Но есть такое понятие как no joke zone, момент, когда не до шуток. И вот если этот момент сделан хорошо, даже если ты 23 минуты до этого смеялся, а потом у тебя в последние минуты надавили на нужные точки, можно и такой катарсис пережить даже в комедийном сериале.

М.Наки То есть, драмеди такое?

Д.Грацевич Ну, драмеди – слово своеобразное, я с этого начинала, что взаимопроникновение жанров. Что пришли к смерти, у нас нет смерти в сериале, но есть моменты грустные, которые заставляют где-то поежиться даже.

М.Наки Скажите, а сериал менялся? Например, во время съемок. То есть, вы придумали, он какое-то время… Два года, значит, в 17-м его начали снимать. За время, как вы подобрали актеров, как режиссер стал снимать, и вы все время находились на площадке, как я понимаю, большую часть. Менялось ли что-то, трансформировалось? Или прям как сначала было написано, так и воплощалось?

Д.Грацевич Ну, конечно, меняется, когда приходят конкретные лица, когда появляются конкретные актеры. И это уже из виртуального пространства переходит в реальность. Приходится что-то переписывать. Но вообще я не знаю, мне пока везет, я не переписываю сильно и много. Все получается так, как оно задумано.

Скорее, знаете, на монтаже. Вот уже когда начинается процесс монтажа – это отдельное искусство.

М.Наки Всегда больно что-то отрезать?

Д.Грацевич Где-то больно, а где-то вдруг на монтаже становится понятно, что это не нужно просто. И затягивает, и не веселит, и просто выбрасывается, и становится хорошо. Хронометраж очень суровый. Вот эти рамки, которые тебя заставляют все время быть в тонусе.

Еще есть такая сейчас новая схема… Драматургия все время меняется. Если вы думаете, что это какая-то постоянная константа – нет, все время новые правила возникают. Уже давно никто не пишет три акта, существует битрейт, потому что современная наша жизнь, когда мы получаем кучу информации, когда мы все время на связи, когда нам поступают сообщения, нас заставляют быстрее реагировать. И я вот слышала, что в полнометражных картинах считается 11 минут, каждые 11 минут должно что-то происходить, потому что мы не можем внимание дольше удерживать. Может, уже 9, уже 7 – я не знаю. И на самом деле, когда ты начинаешь…

Одно дело – ты пишешь, у тебя полет фантазии, мысли, ты что-то прикидываешь. Другое дело, когда ты смотришь и понимаешь, что сейчас тебя выключили и переключились на НТВ. И вот просто нужно что-то делать, нужно быть быстрее, плотнее, смешнее, резать, резать, собирать, укорачивать, все делать…

М.Наки Динамичнее.

Д.Грацевич Да.

М.Наки Вы снимали не в павильоне… Не в павильонной съемке, не было такого, как вы рассказывали, статичного. С этим были связаны какие-то вещи, которые происходили на площадке? Курьезные, ку курьезные случаи? Может быть, наоборот, чтобы примерно понимать, как у вас все это выглядело? Учитывая вообще сюжет сериала, и набор актеров, мне сложно представить, что все пришли, отсняли, разошлись и все было хорошо, чинно-благородно.

Д.Грацевич Вообще я хочу сказать, что ели на площадке что-то происходит, это обычно не смешно. Потому что расписано, люди расписаны, у них графики, другие проекты. Артистов востребованных пойди заполучи. У нас же как, у нас мало хорошей погоды. В Лос-Анджелесе 300 дней в голу солнце и одинаково выглядит натура. А у нас есть такая проблема, что все хотят снимать летом, потому что красиво, не депрессивно, зелено. То есть, артисты на лето расписаны на год вперед, а то и на два. А лето нас тоже иногда подводит, какое-то не совсем лето, а дождь.

Есть такие идиотские случаи, когда ты снимаешь, у тебя сухой асфальт, ты успел снять половину сцены, а потом у тебя пошел дождь, и у тебя мокрый асфальт. Он другого цвета. А так не могло быть, потому что со стороны героини он сухой, а со стороны героя он уже мокрый.

М.Наки Поливалка проехала…

Д.Грацевич Ну да, конечно…

М.Наки Ну зрителям это вряд ли объяснишь.

Д.Грацевич Куча таких проблем. И в принципе в Москве, когда ты снимаешь в квартире, есть такая замечательная вещь, что тебе нужно светить в окна. Приезжает специальная машина, на которую ставится огромный осветительный прибор, стоять ею можно не везде… Скайлифт это называется. Или что можно стоять, вроде как есть разрешение, а потом почему-то приезжает полиция и разрешение не то или его недостаточно. Или конкретно эта полиция не в курсе. И начинается сумасшедший дом. А это все деньги. Никто там не веселится.

М.Наки Это вы не веселитесь, потому что… А остальные, наверное, веселятся.

Д.Грацевич А у остальных графики, никто не веселится. Да и полиция не веселится, они работу делают просто. Кто виноват, что какие-то бумажки легли не на тот стол. В принципе, все согласовывается, где в Москве можно снимать, где можно проезжать, где нельзя, как нужно ехать, потому что там едет караван… Если люди едут за рулем и разговаривают, задумайтесь, как это делается? Либо машина ставится на платформу, либо на машину крепится камера. Сзади вообще в машине сидит куча народу, в багажнике тоже кто-то сидит. Ну, процесс так себе, если честно.

М.Наки Скажите, вот… Много вы описали из этого сериала, мы поговорили про это. На ютуб-канале «Эха Москвы», если кто не видел, будет запись этого эфира, сейчас там идет трансляция, потом будет запись. Напомню, что обсуждаем мы сериал «Триада», который в понедельник выйдет, и Дарья Грацевич, сценарист и автор этого сериала у нас в гостях.

Вот по итогу что в этом сериале суммарно, и в его написании, и в его съемке, монтаже, на выходе, какой новый опыт для вас стал самым запоминающимся, значимым или важным? Не в плане какой-то истории или ситуации, а в целом, что вы вынесли из него?

Д.Грацевич Для меня это был первый случай такого взрослого и полноценного сопровождения сериала от начала и до конца вплоть до участия в совещаниях по маркетингу, по промо-кампании. И я для себя вынесла, что только так и должны делать все. И именно это спровоцирует еще больший рост, еще большее улучшение качества сериала, если сценарист не будет терять вот этот контроль, эту часть ни на каком из этапов, потому что нельзя вырасти, если ты написал, отдал и пошел писать дальше. Ты никогда не поймешь, что ты сделал неправильно, где ты там у себя в этой комнате сидя и слушая музыку, где ты не учел миллион моментов. И вот мне кажется, что если все сценаристы будут превращаться в продюсеров, шоураннеров, не будут лениться утром в 7 утра приезжать на съемочную площадку… Потому что есть такой соблазн: ну что там, без меня справятся…

М.Наки То будет качественный сериал?

Д.Грацевич Будут лучше, лучше, лучше.

М.Наки В общем, хвалить за все вас, ругать за все вас, это была сценарист сериала «Триада» на ТНТ Дарья Грацевич, с понедельника смотрите на телеканале ТНТ, всего доброго.

Д.Грацевич Спасибо.

Реклама
16+



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире