10 сентября 2019
Z Интервью Все выпуски

Зачем нужна маркировка лекарств?


Время выхода в эфир: 10 сентября 2019, 12:05

Л.Гулько Здравствуйте! В студии Лев Гулько.

И у нас в студии Евгений Нифантьев, генеральный директор аптечной сети «НЕО-ФАРМ». Добрый день!

Е.Нифантьев И сети социальных аптек «Столички». Добрый день!

Л.Гулько И социальных аптек «Столички», добавим тоже, да. Добрый день!

Попробуем разобраться с таким довольно актуальным вопросом, как маркировка лекарств. Все мы сейчас знаем, что шубы маркируют, продукты тоже маркируют.

Е.Нифантьев Будут маркировать.

Л.Гулько Ну, какие-то уже маркируют, какие-то будут маркировать. А лекарства, как говорят в народе, сам бог велел.

Давайте мы от этого оттолкнемся и первый вопрос, естественно, зачем?

Е.Нифантьев Вы знаете, я очень люблю общаться с людьми. И когда у меня появляется такая возможность, я спрашиваю, , какое количество фальсифицированных и контрафактных лекарственных препаратов находится в легальном канале продаж? То есть в аптеках. И конечно, те цифры, которые называют наши уважаемые жители Москвы, мне, конечно, внушают страх. Кто-то говорит, 50%, кто-то 60, кто-то 80. Министерство промышленности и торговли

провело социологический опрос о восприятии людьми количества фальсифицированной продукции в разных отраслях. В легкой промышленности такое субъективное восприятие – это где-то процентов 30. Лекарственных препаратов – 10%.

Л.Гулько 10%.

Е.Нифантьев При этом по данным Росздравнадзора, всего одна сотая процента. А я могу сказать, что у меня к Росздравнадзору никаких вопросов нет с точки зрения их объективности.

Л.Гулько Доверие полное?

Е.Нифантьев Доверие полное, у меня был опыт работы в Росздравнадзоре, я в 5-ом, 6-ом году там работал. То есть представляете себе, объективные данные от субъективных оценок наших жителей отличаются в 1000 раз!

Л.Гулько А как вы думаете, почему?

Е.Нифантьев А я думаю, потому что есть такой: а) миф, б) информационный фон, в общем-то, определенный, потому что есть такое понимание, что могут быть фальсификаты.

Л.Гулько То есть это такое общее недоверие?

Е.Нифантьев Общее недоверие.

Л.Гулько В том числе общее недоверие, так сказать, вашей системе.

Е.Нифантьев Есть такое общее недоверие, да. И я могу сказать, что первое, что решит «Честный знак», —

полностью вернет доверие граждан к тому, что они приобретают в аптеках. Сейчас я слышу от людей: «Евгений, мы ходим в ваши аптеки, потому что доверяем вам, потому что мы знаем, как вы относитесь к этому вопросу». Я действительно провизор, у меня фармацевтическое образование. На что я им отвечают, что они могут ходить в те аптеки, которые больше нравятся, потому что фальсификата и контрафакта в аптеке лишь одна сотая процента и вероятность нарваться на него минимальна. Но я не могу дотянуться до каждого из 148 миллионов граждан нашей страны.

Система маркировки лекарств даст стопроцентную уверенность в лекарствах каждому жителю. Вы знаете, что будет мобильное приложение, это мобильное приложение можно скачать на свой смартфон и, приобретя лекарственный препарат в аптеке, считать код на упаковке и удостовериться в том, что препарат не подделка.

Л.Гулько Ну, да.

Е.Нифантьев Система сама определяет и пишет, что лекарственный препарат настоящий, безопасный, показывает, кто производитель, прохождение его по товаропроводящей цепочке и так далее.

Согласитесь, это важно, чтобы потребитель доверял тому продукту, который приобретает.

Л.Гулько Мне кажется, это суперважно.

Другой вопрос, что при введении этой системы маркировки лекарств, найдет ли человек то лекарство, которое ему нужно, в аптеке, понимаете. Вот это, наверное, отдельная история, насколько я понимаю, да?

Е.Нифантьев Ну, смотрите. Это сложная система. Конечно, сказать так, чтобы ее вот так можно было внедрить, ну, такого сказать нельзя. Но представьте себе, у нас на сегодняшний день по стране работают онлайн-кассы.

Л.Гулько У вас в системе «НЕО-ФАРМ»?

Е.Нифантьев Вообще, во всей стране.

Л.Гулько Во всей стране да, а у вас?

Е.Нифантьев Онлайн-кассы, конечно, обязательно.

Но когда говорили о введении онлайн-касс, это казалось просто чем-то таким вот фантастическим.

А на сегодняшний день Федеральная налоговая служба, находясь у себя в кабинете, может любой кнопкой посмотреть в любом городе страны, даже самом маленьком, когда была продана гречка и 2 килограмма апельсинов. Я видел своими глазами, как эта система работает, это просто фантастика.

Поэтому у меня нет никаких сомнений о том, что система маркировки «Честный знак» будет внедрена. Тем более, скажу, что оператор системы, Центр развития перспективных технологий -это достаточно профессиональная структура. В ней работают серьезные сотрудники, которые помогают и аптекам, и производителям, чтобы эта система была внедрена наиболее безболезненно для отрасли. Поэтому сомнений в том, что она будет работать, у меня нет.

Л.Гулько То есть при внедрении этой системы будут соблюдены интересы всех заинтересованных сторон. Какие стороны у нас – это потребитель, в первую очередь, да, это бизнес. Ну, и над всеми нами с вами стоит государство, которое тоже, видимо, от этого что-то получит.

Е.Нифантьев Смотрите, потребителя мы с вами обсудили.

Л.Гулько Да.

Давайте бизнес.

Е.Нифантьев Я, как добросовестный предприниматель, хочу честной конкуренции. А честная конкуренция – это когда все работают в единых условиях и соблюдают закон. Так вот, при внедрении системы маркировки «Честный знак», у нас будет стопроцентная уверенность, что никаких право, лево, ни у какого предпринимателя.

Л.Гулько Простите, что такое право, лево?

Е.Нифантьев Ну, допустим, смотрите, есть коммерческий сегмент, есть госпитальный.

Госпитальный сегмент – это лекарственные препараты, которые приобретаются за бюджетные деньги. И где у нас с вами гарантия, что с одной стороны не найдется недобросовестный врач, а с другой стороны недобросовестный аптекарь.к Договорились, один другому передал, государство потеряло, а пациент приобрел лекарственный препарат непонятного происхождения.

Л.Гулько Гарантии нет.

Е.Нифантьев Но при системе маркировки такая гарантия будет 100%. То есть таким образом деньги государства будут сэкономлены.

Л.Гулько Сэкономлены, да.

Е.Нифантьев

Дальше, я вам могу сказать, какая на сегодняшний день есть еще проблема.

Есть предметно-количественный учет. Предметно-количественный учет – это разные препараты, которые, ну, условно, двойного назначения. С одной стороны, они нужны людям для терапии, а с другой стороны есть зависимые люди, наркозависимые.

Л.Гулько Это проблема на самом деле.

Е.Нифантьев Ну, допустим, есть глазные капли, которые находятся в списке предметно-количественного учета, они нужны для лечения. И вот есть недобросовестные предприниматели, которые продают их наркозависимым и делают бизнес на этом.

Я бы их предпринимателями не назвал, это преступники. Люди страдают, ну, потому что мы понимаем, что это серьезный недуг, с которым должно бороться государство. И внедрив систему маркировки, надзорные органы будут иметь возможность смотреть за тем, где и в какой аптеке, в каких количествах продаются такие лекарственные препараты.

При этом следующим этапом к маркировке, так или иначе, будет привязана система электронных рецептов. И таким образом, у государства будет возможность сделать такой информационный колпак и иметь полную стопроцентную информацию о том, что происходит на рынке лекарственных препаратов.

Вы, кстати, знаете, что порядка 40% лекарственных препаратов, которые реализуются в коммерческом рынке, это жизненно необходимые, важнейшие лекарственные препараты? И цена на них полностью контролируется государством.

Л.Гулько Ну, я слышал, по крайней мере, об этом, да.

Е.Нифантьев Вот.

Я могу сказать, что за последние годы в этом вопросе наведен, ну, я бы сказал, стопроцентный порядок. Но представляете, так или иначе, надзорным органам необходимо тратить свое время на выезд в организацию для того, чтобы сесть, разобраться с документами,посмотреть систему и так далее.

Л.Гулько Конечно.

Е.Нифантьев При внедрении системы маркировка мы будем иметь полную возможность трекинга. То есть оператор системы сможет передавать данные в контрольно-надзорный орган, и контрольно-надзорный орган сможет видеть всю цепочку наценки, от производителя к дистрибьютору, от дистрибьютора к аптеке и от аптеки к конечному потребителю. То есть таких нарушителей можно будет ловить просто кликом, одним кликом, одним нажатием кнопки.

Л.Гулько Тогда сразу вопрос, Евгений, всему этому надо учиться, в том числе и сотрудникам вашей сети, и надзорным органам, между прочим.

Е.Нифантьев Конечно, однозначно.

Л.Гулько Для этого нужны деньги. Вообще сколько стоит внедрение системы маркировки для вас?

Е.Нифантьев Ну, давайте я расскажу.

Л.Гулько Давайте.

Е.Нифантьев Значит, смотрите, для того, чтобы внедрить систему маркировки в аптечной организации что нужно сделать. В первую очередь необходимо заменить сканеры штрихкодов на 2D-сканеры.

Л.Гулько Так.

Е.Нифантьев Это те сканеры, которые имеют возможность читатькоды DataMatrix.

Я могу сказать, что наша организация находится в пилотном проекте с февраля 2017 года. Понимая уже тогда, что это будет необходимо делать, мы начали спокойно менять эти сканеры. Причем эти сканеры на сегодняшний день в любом случае аптеками приобретаются. Потому что это новаямодель, и она более быстродейственная, и ее в принципе имеет смысл приобретать.Этот сканер стоит от 4 до 6 тысяч рублейна 1 кассу, да. И поэтому мы спокойно все эти сканеры в течение нескольких лет поменяли.

Более того, когда я понял, что аптекам будет необходима замена такого оборудования, я, как еще председатель Российской ассоциации аптечных сетей, проинформировал все аптечные сети, которые входят в ассоциацию. И оператор системы, ЦРПТ, также проинформировал все аптечные сети. Это что касательно оборудования.

Л.Гулько Да.

Е.Нифантьев Что касательно самой программы. Аптечные сети делятся на 2 части. У одних есть собственная программа, другие используют покупной софт.

У тех, у кого есть собственная программа, это, как правило, крупные аптечные сети. Эти крупные аптечные сети, конечно же, вынуждены дописать блоки к этой системе.

Л.Гулько Конечно.

Е.Нифантьев То есть это нужно переписать модуль приемки товара и модуль кассы.

У нас собственная программа, и я могу сказать, при том, что мы не интернет-гигант, мы сами все переписали, наша система работает, и совершенно спокойно справляется с маркировкой.

Л.Гулько На все это уходит часть прибыли, я так понимаю, на все — замену оборудования, переписку системы, да?

Е.Нифантьев Ну, конечно.

Л.Гулько Ведь вопрос, который тут же будут задавать, а не отразиться ли это на покупателях? Как знаете, все думают, да, сейчас они переложат часть вот этого вашего убытка из прибыли, да, на наши плечи, как думают люди, да. Значит лекарства подорожают еще.

Е.Нифантьев Тогда мы плавно с вами перешли к тому, собственно говоря, какое ценообразование на сегодняшний день на лекарства.

Мы с вами выяснили, что 40% лекарственных препаратов – это жизненно необходимые важнейшие лекарственные препараты.

Л.Гулько Да. И цена на них контролируется.

Е.Нифантьев И цена на них контролируется, причем в госпитальном сегменте это 100% ЖНВЛП.

Л.Гулько Понятно.

Е.Нифантьев

Значит, второй вопрос. Аптечный рынок, с точки зрения цены, это самый открытый рынок. Потому что я занимаюсь этим с 2000 года, и тогда уже существовали справки, куда вы могли сначала позвонить по телефону и узнать, где, в какой аптеке сколько стоит определенный препарат. На сегодняшний день у вас абсолютно нет никаких проблем набрать в интернете, есть специальные системы, которые сравнивают практически все аптеки города в онлайне. И вы можете найти лекарственный препарат по наиболее доступной цене.

При этом, могу сказать, что практически каждый лекарственный препарат вы можете найти по цене, близкой к цене производителя. Потому что очень высокая конкуренция среди аптек. Потому что вы видите, что аптеки, в общем, на каждом углу, они между собой конкурируют, и как правило, все-таки аптеки считают, что конкурировать надо по цене. Хотя я считаю, что конкурировать нужно не только по цене, но еще и по сервису, чтобы были квалифицированные фармацевты и провизоры.

Л.Гулько Ну, желательно.

Е.Нифантьев

Вы представляете себе, сколько будет стоить генерация кода в системе?

Л.Гулько Не очень. Сколько?

Е.Нифантьев Для дешевых лекарственных препаратов (менее 20 рублей) будет отсутствовать стоимость генерации кода. Для более дорогих лекарственных препаратов это будет стоить 50 копеек. Но надо понимать, что эти 50 копеек возьмет на себя производитель.

Производитель на выходе получает важнейшую информацию — товародвижение своих лекарственных препаратов. Он получает уверенность в том, что те лекарственные препараты, которые он поставил в бюджет, дошли до конечного потребителя в бюджете. Те лекарственные препараты, которые производитель поставил в коммерческий сегмент, дошли до конечного потребителя в аптеке.

То есть согласитесь, 50 копеек за такой уровень осведомленности – это не так уж много

Л.Гулько Не такие большие деньги.

Е.Нифантьев Да.

Если говорить о других отраслях. Вот взять, допустим, те же самые продукты. Что получает производитель и торговая сеть? На сегодняшний день мерчандайзеры ходят и высматривают по факту, как бы так не получилось, что у них стоит просроченный творожок или молоко. А так система будет информировать о том, что день до истечения срока и так далее. И можно настроить систему таким образом, чтобы скидка давалась автоматически. И потребитель будет знать, что если он пришел и нашел, условно, творожок, у которого через 2 дня, через день истекает срок годности, то он получает определенную скидку, висит большое объявление и так далее.

То есть это в определенной степени удобно и для кошелька потребителя, потому что человек, который хочет сэкономить и готов скушать этот продукт сегодня, он может заплатить на 20, 30% меньше.

Л.Гулько Такая же система и с лекарствами действует?

Е.Нифантьев Конечно, да. Моя логика проста, если есть лекарственный препарат, и у него подходит срок годности, остается, предположим, 2 месяца, то, конечно, его лучше продать в убыток на 20, 30% ниже себестоимости, чем еще заплатить деньги за то, чтобы его специализированная организация утилизировала.

Л.Гулько А как вы относитесь к интернет-торговле лекарствами? Вопрос тоже спорный, есть много мнений по этому поводу.

Е.Нифантьев Я с определенной осторожностью отношусь, да.

Л.Гулько Если будет введена маркировка повсеместно.

Е.Нифантьев Давайте мыпопробуем разобраться в этом вопросе.

Смотрите, с одной стороны, если будет введена маркировка.

Если будет еще введен электронный рецепт, то это, конечно же, существенно упростит процедуру доставки до конечного потребителя. Правильно?

Л.Гулько Конечно.

Е.Нифантьев Потому что мы понимаем, что этот лекарственный препарат так или иначе будет довезен, условно, фармацевтическим работником из определенной аптеки. Мы понимаем, что эта фармацевтическая организация гарантирует холодовую цепь. И мы понимаем, что человек получил качественный, эффективный и безопасный лекарственный препарат, который ему, выписал врач. Потому что на это есть электронный рецепт.

Но я бы с большой осторожностью относился просто к огульному разрешению интернет-доставки, допустим, теми же самыми курьерами. Потому что иначе это приведет к определенному абсурду. То есть будет пик ап, то есть вы будете заходить в магазин, увидите шкафчик, этот шкафчик будет разделен на много ячеек, вы будете подходить, эту ячейку открывать и забирать там лекарственный препарат.

Л.Гулько Ну, сейчас такая система действует уже.

Е.Нифантьев На лекарственные препараты?

Л.Гулько На промышленные товары.

Е.Нифантьев Я понимаю, но лекарственные препараты все-таки это отдельный вид товаров,.

к которому нужно относиться с особой осторожностью. Потому что лекарства как лечат, так и калечат.

Л.Гулько Это правда.

Е.Нифантьев И при этом надо понимать что. Что когда говорят о том, что лекарства будут стоить дешевле, если разрешат доставку, это не совсем верно. Потому что я вот на примере именно сети социальных аптек «Столички» приведу цифры. У нас наценка 10-11%,средний чек порядка 650 рублей.

Несложно посчитать, что маржа на каждом чеке порядка 60-65 рублей. А если говорить о доставке, то себестоимость курьерской доставки стоит 150-200 рублей. Либо для того, чтобы хотя бы окупить себестоимость курьерской доставки, это нужно либо доставлять на 2000 рублейлибо цена будет значительно выше.

Л.Гулько В общем, вопросы остаются к интернет-торговле.

Е.Нифантьев Да, конечно.

Л.Гулько Без нее уже сложно обойтись, но вопросы остаются.

Е.Нифантьев Понимаете, вопрос в чем, что есть огромное количество аптек, на сегодняшний день нет никаких проблем в интернете заказать лекарственный препарат, зайти в удобную для вас аптеку…

Л.Гулько Да.

Е.Нифантьев И сделать

так называемый «пик ап» в аптеке. То есть вам отдает фармацевт, провизор. И если это термолабильный препарат, его упаковывают в специальный пакет, кладут туда хладоэлемент, объясняют, как его донести и так далее.

Л.Гулько Хочется, чтобы вы как-то пояснили. Есть «НЕО-ФАРМ» сеть, и есть социальные аптеки «Столички», разница какая между ними?

Е.Нифантьев Ну, смотрите, разница в том, что «НЕО-ФАРМ» — это такие супермаркеты красоты и здоровья, с открытой формой торговли. Там больше лекарственных препаратов, витаминов больше, косметики и так далее. В «НЕО-ФАРМЕ» выше цены. А сеть социальных аптек «Столички» — это такой реально социальный проект, который работает с невысокой наценкой и направлен на то, чтобы у людей была возможность приобретать качественные, эффективные, безопасные лекарственные препараты по доступной цене.

Л.Гулько Вот это самое главное, чтобы наши радиослушатели и зрители «YouTube» поняли, что и там, и там можно приобрести качественные препараты.

Е.Нифантьев Да, и там, и там.

Е.Нифантьев А начиная со следующего года, когда будет внедрена маркировка повсеместно, наши покупатели будут уверены в том, что приобретают качественные эффективные лекарственные препараты в любой аптеке в нашей стране.

Л.Гулько Спасибо вам огромное!

Евгений Нифантьев, генеральный директор аптечной сети «НЕО-ФАРМ» и сети социальных аптек «Столички», был у нас в эфире.

До свидания!

Е.Нифантьев Лев, спасибо! Всего доброго!



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире