'Вопросы к интервью
09 сентября 2019
Z Интервью Все выпуски

Для самых больших


Время выхода в эфир: 09 сентября 2019, 12:05

А. Петровская Добрый день. У микрофона Александра Петровская. Это программа «Для самых больших». Напротив меня – Александра Оленина, основатель образовательного проекта «StudyQA». Саша, привет.

А. Оленина Привет.

А. Петровская Сегодня мы будем говорить об образовании за рубежом и вообще об образовании, востребованности высшего образования российского за рубежом и в том числе зарубежного среди российских абитуриентов и студентов. Наверное, первый вопрос, с которого я хочу начать: по твоему опыту, а ты этим вопросом довольно давно занимаешься, что выше – востребованность первого высшего образования для абитуриентов или уже магистерские, PhD-программы или второе высшее? Что интереснее сегодня для российских будущих студентов?

А. Оленина Это очень хороший вопрос. Мне кажется, всё зависит от того, какие цели перед собой ставит человек. Основная задача первой ступени высшего образования – бакалавриата или специалитета – это дать общие знания, дать базу, подготовить специалиста, чтобы он мог выйти на работу. Магистратура уже затачивает тебя на определённые скиллы, и ты становишься более качественным специалистом в определённой сфере. Если у тебя есть задача отточить какие-то навыки, то магистратура как раз решает эти вопросы. То есть, это зависит от того, где ты хочешь работать, сколько ты хочешь зарабатывать и как хочешь себя применить.

А. Петровская Тогда ещё такой вопрос в отношении роста или, наоборот, падения спроса на зарубежное образование с течением времени. За то время, пока ты этим занимаешься, как динамика спроса менялась?

А. Оленина Рынок международного образования и студенческой мобильности растёт где-то на 12% в год по цифрам ВТО. И рынок не снижает динамики. То есть, процессы миграции, можно так сказать, студенческой мобильности будут только расти. Растёт сильно Азия, Россия растёт медленнее вследствие экономических моментов, связанных со скачками у нас в экономике. Но тем не менее динамика положительная. Больше ребят уезжает учиться за рубеж, есть спрос не только на изучение того же самого английского языка, но и на азиатские языки, европейские языки – французский, немецкий, в частности. В этом плане всё очень хорошо.

А. Петровская Это связано просто с рынком, скажем так, с его неведомой рукой, которая распределяет вот таким образом, или есть какие-то ещё политические или социальные аспекты, которые влияют на это?

А. Оленина Очень сильно влияет политика. Это можно отследить буквально по заявлениям разных министров разных стран. Пару примеров приведу. В 2012 году политика Великобритании изменилась в отношении иностранных студентов, post-study рабочие визы отменили – то есть, студенты не могли остаться в стране после окончания обучения. И ты можешь видеть, как количественно студентов из Индии или Пакистана начало падать достаточно быстро. В следующем году их хотят снова вводить, посмотрим, как динамика изменится тогда. Либо студенты из Саудовской Аравии: была недавно ситуация, связанная с Канадой, когда студентам сказали, что их скорее не очень ждут, и количество их упало. Они не могут остаться в стране. Это можно отслеживать, политика очень сильно влияет на образование, к сожалению.

А. Петровская Зарубежное образование, действительно, может помочь тебе продвинуться по службе или получить более высокую зарплату?

А. Оленина Всё зависит от компании и от той индустрии, сферы, в которой ты работаешь. Если ты, допустим, работаешь в инвестиционном банке или там, в senior менеджменте, то тебе нужен MBA хорошей, качественной бизнес-школы для того, чтобы… Тут, кстати, сложно, потому что иногда он тебе нужен, потому что, допустим, Гарвард или Стэнфорд предлагают прекрасное образование по MBA, по маркетингу и всем, что с этим связано.

С другой стороны, я вижу сейчас тенденцию на получение MBA в Сколково просто потому, что здесь нетворкинг российский, здесь ты познакомишься с людьми, которые помогут тебе, допустим, в бизнесе, завяжешь нужные контакты и будешь понимать. И здесь фокус именно на Россию, то есть, тебе покажут, как процесс работает именно в нашей стране. В то время как вещи, которые ты учишь в Гарварде, не всегда можно переложить на российский рынок. То есть, если ты заинтересован, ты работаешь, допустим, в международной компании, то это, скорее, must. Если нет, то тут нужно смотреть, что тебе ближе подойдёт.

А. Петровская Если подытожить твоё высказывание на этот счёт, то можно сказать, что нельзя однозначно оценить ценность зарубежного образования для перспектив роста в российских компаниях.

А. Оленина Всё очень зависит, да. Можно поехать учиться в Китай, допустим, и учиться там на английском языке. Ты вернёшься, у тебя не будет китайского языка – такое тоже возможно, вопрос в том, зачем ты ездил в Китай, чтобы учиться на английском и не вкладываться в китайский язык. То же самое за рубежом. Хороший диплом откроет тебе дверь, через эйчара ты пройдёшь, затем работодатель будет смотреть на твой скиллсет, что ты можешь привнести в компанию. То есть, это один из этапов.

А. Петровская Ещё один момент. Сейчас, насколько я знаю, популярная история для крупных зарубежных вузов не только принимать к себе иностранных студентов, но и, скажем так, открывать филиалы на местах. «Если вы не идёте к нам, мы идём к вам». Вот эта история насколько популярна, какие примеры есть успешные, может быть, в России?

А. Оленина Очень хороший вопрос. Да, создание международных кампусов – это отдельная история, которая, с одной стороны, преследует цель развития интернационализации, с другой стороны – экономическую цель по привлечению большего числа студентов, а значит, выше стоимость обучения. Собственно, экономический вопрос они закрывают.

Я не так много знаю примеров, где создание международного кампуса идёт максимально успешно. Многие университеты берут большие инвестиции для того, чтобы это реализовать, и это не всегда окупается, часть кампусов закрывается. Тут нужно смотреть: как долго работает этот кампус, кто там преподаватели – это местные преподаватели, или университет высылает своих британских или американских профессоров на чтение каких-то лекций блоками; на каком языке ведётся обучение; есть ли там практика; насколько диплом, который вы там получите, будет равен диплому, который вы бы получили в стране. Потому что стоимость обучения тоже дешевле, как правило, чем в головном вузе.

А. Петровская То есть, тождественности всё равно тут нет.

А. Оленина Очень сложно дать то же самое, что будет в головном вузе, просто потому, что там процессы выстраивались веками, и профессура там одного уровня. Здесь нужно смотреть, кто именно будет у тебя преподавать, вести лекции.

А. Петровская Модно и подробно говорить о профориентации, о том, что, учитывая скорости развития технологий, не очень понятно, кем нужно быть послезавтра и на кого пойти учиться сегодня. Насколько этот вопрос решён для зарубежных школьников, выпускников?

А. Оленина В этом плане мне очень нравится американская система образования. В хороших университетах, когда ты поступаешь на первый курс, первый год или два года у тебя есть возможность брать все возможные предметы. Хочешь – возьмёшь музыку, хочешь – возьмёшь физику, алгебру и так далее, биологию и всё, что угодно. Но потом ты должен определиться со специальностью. То есть, поступаешь ты на основании твоих достижений, оценок в аттестате, уровня языка и так далее, там есть аналог ЕГЭ. Но потом у тебя есть возможность посмотреть, что тебе подходит, и выбрать. Мне кажется, это позволяет ребёнку лучше понять, что ему нравится, чем он хочет заниматься, познакомиться с разными вариантами, разными сферами и принять решение более осознанное, чем если бы он принимал его на окончание школы.

А. Петровская Но всё-таки конкретные специальности есть, ты можешь их назвать?

А. Оленина Всё очень, опять же, зависит от страны, от перечня специальностей, которые требуются в конкретной стране. В Австралии, например, требуются овцеводы, люди-специалисты по сельскому хозяйству и средний медицинский персонал. В Америке это будет совершенно другой срез, в Канаде третий, четвёртый. Нет такого понятия, как «какие специальности востребованы на Западе», нет такого перечня. Айтишники пока будут популярны. Если ты топовый специалист в своей сфере, ты найдёшь работу.

А. Петровская Всё-таки в принятии решения, куда идти – в российский вуз или зарубежный, как ты думаешь, что должно быть ключевым? Например, на семейном совете.

А. Оленина Мне кажется, важно с ребёнком проговорить и самому тоже понимать траекторию после окончания университета, то есть, продумать её не на ближайшие несколько лет, а с прицелом на будущее. Кем ребёнок хочет стать. Потому что у нас прекрасное образование в области, допустим, высшей математики и физики – Бауманка и так далее, они дают классное образование. Потом можно на него надстраивать, допустим, магистратуру или аспирантуру. Вопрос в том, что будет после того, как вы закончите университет: где ребёнок сможет работать, где для него подходящий рынок, достойная зарплата.

А. Петровская Хорошо. У нас остаётся совсем мало времени. Давай такое короткое руководство к действию для тех, кто собрался пойти учиться в зарубежный вуз. Что нужно делать, с чего начинать и когда?

А. Оленина Основное правило – чем раньше, тем лучше. То есть, как минимум за 2 года, лучше за 3, если это выпускник школы; как минимум за 1,5 года, если вы планируете учиться в магистратуре за рубежом. Дело в дедлайнах – то есть, сроках окончания приёма документов. Они, как правило, начинаются очень рано, в топовых американских университетах дедлайны начнутся уже в ноябре-декабре. Нужно подать полный комплект документов, нужно сдать аналог ЕГЭ, нужно сдать тест на знание английского языка, подготовить документы из школы, вуза и так далее. Это нужно начинать за пару лет, чтобы выбрать 5-10 университетов, сформировать свою стратегию поступления, получить все необходимые документы из школы – аттестат, диплом и так далее. Референсы, мотивационное письмо, всё это написать, подготовить и отправить.

А. Петровская Ещё один миф, который существует – что учиться за рубежом бесплатно практически невозможно: либо не поступить, либо трудно найти подобную бесплатную программу для нерезидента. Что ты можешь сказать на этот счёт?

А. Оленина Это миф. Учиться бесплатно можно как на программах бакалаврских, так и магистерски-аспирантских. Чем выше уровень обучения, тем, можно сказать, шире пул этих возможностей. В ряде европейских стран можно учиться бесплатно абсолютно и иностранным студентам, и местным студентам. Соревнуетесь вы за места среди других иностранных студентов, то есть, вам не интересно, сколько немцев подало заявок, вы соревнуетесь с ребятами из России, СНГ, Азии и так далее. Это реально.

А. Петровская Спасибо большое. Александра Оленина, основатель образовательного проекта «StudyQA» была у нас сегодня в гостях. Саша, спасибо и хорошего дня.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире